Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Мой современный урок
10 класс
Разработал
Орлов Юрий Николаевич
Закон Кулона
Электрический заряд
Электризация тел
Ново – Горкинская МСОШ
2 слайд
План урока
I Организационный момент урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
III. Изучение нового материала.
Этапы зарождения учения об электрических явлениях.
а) Наблюдения греческого философа Фалеса Милетского.
б) Рождения учения об электричестве (Уильям Гильберт).
в) Первая электростатическая машина (Отто фон Герике).
2) Вклад русских ученых в исследование электрических явлений.
а) Исследования М.В. Ломоносова и Г. Рихмана.
б) Электростатика и жизнь
3) Взаимодействие электрических зарядов.
а) Закон Кулона.
б) Решение задач.
V. Итоги урока. Задание на дом.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Сформировать у учащихся понятие электрический заряд, электризация тел.
2. Рассмотреть этапы изучения электрических явлений.
3. Доказать учащимся важность изучения данных явлений.
Содержание
3 слайд
Демокрит - греческий
философ – основатель
античной атомистики
.
Полулегендарная биография
Дата его рождения еще в античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору — 460/57, согласно засвидетельствованному доксографией мнению Трасилла, издателя сочинений Демокрит, — 470. Демокрит был родом из богатой семьи. Согласно передаваемой Диогеном Лаэртием легенде, учился у каких-то магов и халдеев, подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом.
4 слайд
Демокрит - греческий
философ – основатель
античной атомистики
. По Демокриту, существуют только атомы и пустота.
Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
5 слайд
Демокрит - греческий
философ – основатель
античной атомистики
.
Все атомы, число которых бесконечно, вечно движутся, даже внутри твердых тел они совершают колебательные движения («трясутся во все стороны»). Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся в вихревом космогенезе — космос Демокрита полностью механистически детерминирован.
http://files.school-collection.edu.ru/catalog/res/6877f8cd-ca15-d4a4-1c22-449b2d526ed1/view/
6 слайд
640-550гг.до н. э.
Фалес Милетский
древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки; в древности почитался как один из «Семи мудрецов». Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Евдем — историю астрономии и геометрии.
7 слайд
640-550гг.до н. э.
Фалес Милетский
Из приписываемых Фалесу сочинений ни одно до нас не дошло. Содержание их известно только в передаче более поздних авторов. Аристотель приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды; 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) все полно богов или душа размешана во вселенной; 4) магнит имеет душу, так как движет железо. Таким образом, Фалес впервые сформулировал две основные проблемы греческой натурфилософии: проблемы начала и всеобщего.
8 слайд
Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало еще больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснениями к отцу.
640-550гг.до н. э.
Фалес Милетский
Легенда об открытии электризации
9 слайд
640-550гг.до н. э.
Фалес Милетский
Открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т. п. Это свойство в течении ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество»
Греческое elektron - янтарь
http://school-collection.edu.ru
10 слайд
Вильям Гильберт и начало экспериментальных
исследований электричества и магнетизма
.
Значительный перелом в представлениях об электрических и магнитных явлениях наступил в самом начале XVII века , когда вышел в свет фундаментальный труд английского ученого Вильяма Гильберта (1554-1603гг.) «О магните, магнитных телах и большом магните Земли»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/de47d9bd-8a9f-08aa-0fa5-f18bf39f2c5/view/
11 слайд
Вильям Гильберт и начало экспериментальных
исследований электричества и магнетизма
. Исследуя магнетизм, Гильберт занялся также и изучением электрических явлений. Он доказал, что электрическим свойством обладает не только янтарь, но и многие другие тела – алмаз, сера, смола, горный хрусталь, электризующиеся при их натирании. Эти слова он назвал «электрическими», в соответствии с греческим названием янтаря (электрон).
12 слайд
Отто фон Ге́рике (нем. Otto von Guericke,
1602, Магдебург — 1686, Гамбург), немецкий физик, инженер и философ.
Учился правоведению, математике
и механике в Лейпциге, Йене и Лейдене.
. В1663 году изобрел один из первых электростатических генераторов, производящих электричество трением – шар из серы, натираемый руками. В 1672 году обнаружил, что заряженный шар потрескивает и светится в темноте (первым наблюдал электролюминесценцию). Кроме того им было обнаружено свойство электрического отталкивания однополярно заряженных предметов.
13 слайд
Рихман Георг Вильгельм – российский физик, академик Петербургской академии наук
.
Положил начало исследованиям электричества в России, ввел его количественные измерения. Совместно с М. В. Ломоносовым исследовал атмосферное электричество. Во время эксперимента погиб от удара молнии. М. В. Ломоносов
писал о Рихмане: «Итак он плачевным опытом
утвердил, что электрическую громовую силу отвратить
можно… на шест с жезлом… Между тем умер
господин Рихман прекрасною смертью, исполняя
по своей профессии должность. Память его никогда
не умолкнет …»
14 слайд
опыты
по электризации тел
Механизм электризации
15 слайд
опыты
по электризации тел
ЭБОНИТ(- - - - ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЗАРЯДЫ)
http://files.school-collection.edu.ru/catalog/res/9e5e9919-1add-8845-3c1e-3711adc514c9/?inteface
16 слайд
опыты
по электризации тел
СТЕКЛО(+ + + +ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЗАРЯДЫ)
17 слайд
опыты
по электризации тел
ОДНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ОТТАЛКИВАЮТСЯ
http://school-collection.edu.ru
18 слайд
опыты
по электризации тел
РАЗНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ПРИТЯГИВАЮТСЯ
19 слайд
электростатика
Электрический заряд
Электрон
протон
основные понятия
20 слайд
электростатика
Закрепление знаний учащихся
Тесты для учащихся
вариант 1
21 слайд
электростатика
Закрепление знаний учащихся
Тесты для учащихся
вариант 2
22 слайд
электростатика
полезное и вредное применение
электростатика и жизнь
23 слайд
электростатика
Закон Кулона
24 слайд
электростатика
закон Кулона
25 слайд
электростатика
Закон Кулона
пример решения задачи
26 слайд
электростатика
Все предсказания электростатики
следуют из двух ее законов.
Но одно дело высказать эти вещи
математически, и совсем другое-
применять их с легкостью и
долей остроумия
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
На 1 слайде дается название методической разработки. На 2 слайде
сообщается цель урока, план урока. Начинается беседа учителя с учащимися по изученному ранее материалу по теме «Строение вещества». В презентации приводится богатый исторический материал, и последовательно рассматриваются этапы изучения электрических явлений. Если ваш компьютер подключен к сети Internet, то вы можете перейти по гиперссылке и найти нужный материал в электронных образовательных ресурсах, при желании материал к уроку можно скачать из данных ресурсов. Предлагается проведение основных опытов и их физическое объяснение. В качестве итога: вывод по первой части урока предлагается просмотр видеоролика «Основные понятия электростатики». После его просмотра основные выводы учащиеся самостоятельно должны записать в тетрадь.
6 663 984 материала в базе
«Физика. Базовый и профильный уровни», Тихомирова С.А., Яворский Б.М.
§ 59. Закон Кулона
Больше материалов по этой темеНастоящий материал опубликован пользователем Орлов Юрий Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.