Главная / География / Элективный курс "Страноведение" Обзор стран СНГ. 10 класс

Элективный курс "Страноведение" Обзор стран СНГ. 10 класс

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ «СТРАНОВЕДЕНИЕ» (Региональный обзор стран СНГ) 10 класс


Пояснительная записка


Программа по курсу географии 10-11 классов отражает последовательность, непрерывность, углубление и расширение знаний географической картины мира, как стран СНГ, так и Мира в целом.

Возросшая потребность у школьников утвердить себя в окружающем мире, быть независимыми, самостоятельными и способными брать на себя ответственность, приводит к необходимости создания новых условий для самореализации личностного потенциала воспитанников. Главное новшество, касающееся содержания курса, заключается в приведении его в соответствие с принципами нового политического мышления, школьникам быть более компетентными в области необходимой им политической, географической грамотности, в новом взгляде на мировое хозяйство, всемирные экономические и культурные отношения. Данный спецкурс построен на основных принципах дидактики, таких как: принцип научности и принцип доступности, позволяющий побуждать интерес к поиску разнообразных, дополнительных источников информации. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). В процессе изучения данного курса выполняется  4 зачетных  (промежуточных) практических работ (занятия 5, 17, 25, 33) и  1 итоговая – на последнем занятии. После выполнения практических работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”. Все виды практической деятельности, указанные в программе, являются тренировочными и развивающими.

Средства обучения

  1. Учебники географии

  2. Статистические сборники

  3. Научно- практические материалы

  4. Энциклопедии

  5. Атласы, контурные карты

  6. Использование системы «Интернет»

Ожидаемые результаты

должны знать/понимать: виды международных экономических связей; страны СНГ, понятия ближнего, дальнего зарубежья, таможенного союза; характерные черты геополитического и экономико-географического положения стран СНГ; главные черты населения, природных условий и ресурсов, хозяйства и внутренние различия территорий отдельных стран СНГ; экономические реформы в странах СНГ и интеграционные процессы между ними; памятники всемирного наследия, природы и архитектуры.

должны уметь: показывать территории стран СНГ на картах, в том числе в контурных картах; сравнивать страны СНГ, их территории по природным условиям и ресурсам, населению и особенностям хозяйства с целью установления сходства и различия между ними; составлять экономико-географическую характеристику стран и территорий.

Базовое содержание элективного курса

1) Введение (1 час): Цели и задачи изучения курса. Общий обзор стран СНГ, краткая история возникновения, внутренние и внешние экономические связи, противоречия, Таможенный Союз; 2) На изучение раздела «Казахстан» выделено (5 часов), международный туризм, экономическое сотрудничество, экономическая интеграция и международные экологические проекты, Казахстан в системе международных экономических отношений; изучение памятников природы и достопримечательностей Северной и Южной столиц; Практическая работа №1 «составить сравнительную экономико-географическую характеристику двух крупнейших стран: Казахстана и России»; 3) «Российская Федерация» (12 часов): краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы; население (демографические показатели, трудовые ресурсы, плотность и размещение, национальный, религиозный состав и урбанизация); памятники природы, архитектурные ансамбли, крупные туристические объекты; Практическая работа №2 «Презентация слайдов, защита проекта, города с миллионным населением»; 4) «Беларусь» (3 часа): краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства, внешнеэкономические связи; памятники природы, крупные туристические объекты; 5) «Украина и Молдова» (5 часов) краткая историческая справка, геополитическое, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства, внутренние различия, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура; Практическая работа №3 «Защита проекта, сравнительная характеристика на примере трех изученных стран Беларусь, Украина и Молдова»; 6) «Страны Центральной Азии (СНГ)» (3 часа): краткая историческая справка, геополитическое положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства, внешнеэкономические связи, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура; 7) «Страны Закавказья» (4 часа): краткая историческая справка краткая историческая справка, положение, природные условия и ресурсы, население, урбанизация, общая характеристика хозяйства, внешнеэкономические связи, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, внутренние различия в регионе. Практическая работа №4 «Экономические отношения, сотрудничество и перспективы интеграции Казахстана и стран СНГ»; 8) Обобщение курса 10 класса (1 час). Викторина

Тематическое планирование элективного курса «Страноведение» (Региональный обзор стран СНГ) - 10 класс

п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

СРОКИ

1

Общий обзор стран СНГ. Таможенный союз, экономические связи.

1




Казахстан

5



2

Казахстан в системе международных экономических отношений.

1

лекция


3

Астана. Алматы

2

презентация


4

Памятники природы

1



5

Практическая работа №1

1

зачет



Российская Федерация

12



6

Обзор

1

лекция


7

Москва-Кремль

1



8

«Золотое кольцо России»

1

презентация


9

Санкт-Петербург, Петродворец

1

репортаж


10

Сергиев Посад

1



11

Города Герои

1



12

Северный Кавказ

1



13

Черноморское побережье

1



14

Байкал

1



15

Урал

1



16

Алтай, Саяны

1

защита проекта


17

Практическая работа №2

1

зачет



Беларусь

3



18

Обзор

1

лекция


19

Полесье

1



20

Беловежская пуща

1




Украина

4



21

Обзор

1

лекция


22

Киев

1



23

Крым, Карпаты

1



24

Практическая работа №3

1

зачет


25

Молдова

1

презентация



Страны Средней Азии

3



26

Обзор

1

лекция


27

Узбекистан

1



28

Ташкент

1



29

Кыргыстан Иссык-Куль

1




Закавказье

4



30

Обзор

1

лекция


31

Армения

1



32

Азербайджан Грузия

1



33

Практическая работа № 4

1



34

Достопримечательности стран СНГ

1

зачет



итого

34







Список рекомендуемой литературы для учащихся:

  1. А.Ю.Александрова. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  2. А.С Бейсенова Учебники 10-11 классов Алматы. Мектеп 2011.

  3. А.С. Бейсенова Хрестоматия. Региональный обзор Мира Алматы. Мектеп 2007.

  4. И.И. Баринова и др. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина: Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1998. - 157 С., ил.

  5. Ю.Д. Дмитревский. Природные районы мира: Учебное пособие. – Смоленск: СГУ. – 2000.

  6. Н.С. Евсеева. География: население и хозяйство: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 168 с.

  7. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)



Список рекомендуемой литературы для учителя:

  1. А.С Бейсенова Экономическая и социальная география мира.-  Алматы. Мектеп 201

  2. География в школах и вузах Казахстана. Научно-методический журнал.

  3. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”.

  4. Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.

  5. Максаковский В.П. Географическая картина мира.- Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.

  6. Н.С.Мироненко, И.Т.Твердохлебов. Рекреационная география. – М.: Изд – во МГУ, 1982.

  7. Овчинников Н. Достопримечательности стран бывших республик.  Курсовая работа. 2007

  8. Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.

  9. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

  10. А.З. Сафиуллин. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1999. – 127 с., ил.

  11. Словарь-справочник / Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс. 2002.

  12. Терминологический словарь: Справочно - методическое пособие / Авт.-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999.



Элективный курс "Страноведение" Обзор стран СНГ. 10 класс
  • География
Описание:

         Программа по курсу географии 10-11 классов отражает последовательность, непрерывность, углубление и расширение знаний географической картины мира, как стран СНГ,  так и Мира в целом.

         Возросшая потребность у школьников утвердить себя в окружающем мире, быть независимыми,  самостоятельными  и способными брать на себя ответственность, приводит  к необходимости создания новых условий для самореализации личностного потенциала воспитанников. Главное новшество, касающееся содержания курса, заключается в приведении его в соответствие с принципами нового политического  мышления, школьникам быть более компетентными в области необходимой им политической, географической грамотности,  в новом взгляде на мировое хозяйство,  всемирные экономические и культурные отношения.                                                                                                                                                                            Данный спецкурс построен на основных принципах дидактики, таких как: принцип научности и принцип доступности, позволяющий побуждать интерес к поиску разнообразных, дополнительных источников информации.                                                                                                                                                                                        

Автор Тимошина Алена Григорьевна
Дата добавления 16.02.2015
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 2085
Номер материала 56478
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓