Главная / Физика / Элективный курс с приложениями и КТП "Мир.Атом.Энергия"

Элективный курс с приложениями и КТП "Мир.Атом.Энергия"

Название документа elektiw_kurc.doc


Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


hello_html_5f221ed2.gif

Современные педагогические технологии.

Использование технологии проектного обучения

Физика.

Курс по выбору.

.







Мир. Энергия.
Атом.


Количество часов: 12

Класс: 9








Выполнил: Муравейко Алексей Антонович
учитель математики и физики,
МОУ Луговская ООШ, Тацинского района,

Ростовской области.






hello_html_5f221ed2.gif

2006 г





Содержание.


Введение.
Пояснительная записка.
…………………………………

3

1 Содержание курса. …………………………..........................................


6

2. Методические рекомендации к проведению занятий………….

8

3. Учебно-тематический план…………………………………….


13


4. Приложения ……………………………………………………………….


15



5. Список использованной литературы………………………….


26

6. Учебно - методический комплект………………………………

26



































ВВедение

Современный мир уже столкнулся с проблемой нехватки энергии.

Правительства многих стран обеспокоено ростом цен на энергоносители.

Это показывает и последняя зима 2005-06 года, когда в ряде стран Евросоюза и других странах мира ощутили острую недостаточность энергии. Этому вопросу был посвящено заседание большой восьмерки в феврале 2006 года.

Этим продиктованы и слова заместителя министра по атомной энергетике России на одной из передач В.Познера о том , что доля атомной энергии по сравнению с другими источниками энергии в России к 2026 году возрастет с 18% до26% или более. И хотя пока что средства массовой информации отражают эти вопросы более чем оптимистично, остается ясным, что проблемы стран с энергией только на пороге, но решать их нужно уже сейчас.

Да, ресурсы энергии далеко не исчерпаны, но технологий, которые позволили бы снять этот вопрос раз и навсегда еще не разработаны или находятся в стадии разработки. Пока же очевидно одно: имеющиеся в нашем распоряжении естественные источники энергии мы используем крайне не рационально.

В решении этого назревшего вопроса отводится огромная роль фундаментальным наукам и их развитию. В частности на первую роль выходит физическая наука, способная дать толчок развитию новых, не отражающихся на природе и здоровье человека технологий, позволяющих более рационально использовать запасы энергии человечеством, открывать новые, обширные и безопасные её источники. И решать эти вопросы будет уже нынешнее поколение молодых людей, нынешних учеников.



Пояснительная записка.




Авторская идея. Концептуальная идея курса.


Предметно- ориентированный курс предлагаемый вашему вниманию

предназначен для обучения 9-классников технологии проектирования в рамках предпрофильной подготовки на материале учебного предмета физики с использованием межпредменных связей с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.

Проектная деятельность является неотъемлемой составной частью успешного решения проблем в любых сферах жизнедеятельности человека, особенно в исследовательской, изобретательской, творческой.

Способность к компетентностному решению проблем названа в Концепции модернизации российского образования одним из важнейших результатов и показателей развивающего обучения. Включение в цели образования обучения учащихся проектированию своих действий и результатов отражает современные международные тенденции в развитии общего образования.





Общие принципы преподавания курса, ведущие содержательные линии.



В связи с вышесказанным, чтобы проектирование в процессе обучения не только выполняло функцию развивающей технологии, но стало самостоятельной целью обучения, а учащимися воспринималось как личностно-ценностный результат образования.


Условия для реализации этой цели можно создать в процессе проведения элективных курсов, так как разработка проекта может стать содержанием курса, а технология проектирования – предметом усвоения.


Благоприятным материалом для обучения учащихся проектной деятельности является тема «Энергия и ее превращения», которая предлагает учащимся интересную проблему для исследовательского проекта: «Использование энергии человеком. Экология. Атомная энергия», которая охватывает все содержательные линии предмета физики.



Содержательными линиями этого курса являются:

- методологические знания о методах научного познания как способах теоретического моделирования явлений и объектов природы и экспериментальной проверки истинности добытых знаний;

- технологические знания о процессе решения проблем, об этапах и процедуре проектной деятельности;

- теоретические знания о физических явлениях: тепловых, механическом движении, ядерных как теоретической основы разработки проекта;

- экологические проблемы, связанные с работой тепловых , гидроэлектростанций, атомных реакторов, альтернативных источников энергии и загрязнением окружающей среды;

- математические, графические, экономические расчеты, компьютерное моделирование.



Содержательные линии предмета, охватываемые курсом:

Механические явления

Электричество и магнетизм

Квантовые явления

Тепловые явления




Цели и задачи курса.


Общедидактические цели:

  • Создание условий для развития интеллектуальных способностей
    ( критическое мышление, прогнозирование результатов и возможных последствий на основе аналитического, логического, интуитивного мышления).

  • Формирование ключевых компетенций.

Формируемые компетенции в проектном обучении:

Информационная;

Коммуникативная;

Проектировочная;

Познавательная;

Исследовательская;

Социальная;

Целевое назначение проектного обучения непосредственно согласуется с целями предпрофильного обучения:

- углубить знания или расширить информацию по отдельным вопросам или темам базового образования;

- удовлетворить интерес учащихся к различным областям знания или аспектам изучаемого материала, пробудить интерес к общечеловеческим проблемам и ценностям;

- реализовать себя в интересующих областях практической, прикладной, исследовательской, познавательной деятельности;

- развить интерес и способности к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в учебной деятельности и в других сферах жизни;

- включение учащихся в активную деятельность , в проживание реальных событий и чувств, осмыслению социальной и личной значимости этой деятельности и ее результатов.


Образовательные задачи курса:

- понимать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов;

- уверенно использовать физические знания для объяснения природных явлений и математического описания различных видов механического движения, тепловых процессов, квантовых явлений;

- применять знания и умения в измененной ситуации при решении нестандартных творческих задач.





1.Содержание курса.


Часть 1 . Проектная деятельность в профессиональной, научной и деловой жизни человека


Тема 1. Методы научного познания. Технология проектирования

Функция и взаимосвязь эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Обработка и представление информации с помощью графиков, математических символов, таблиц.

Этапы и система действий при работе над проектом. Разработка проектного задания; планирование работы; реализация проекта; завершение проекта.


Тема 2. Разработка проектного задания к проекту «Человек и источники энергии сегодня и в будущем»

Определение проблемы и ее актуальности. Выбор творческого названия проекта. Гипотеза о результатах и путях их достижения. Определение цели и поэтапных задач. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.


Тема 3. Разработка проекта. Планирование работы.

Определение сроков выполнения проекта в целом и промежуточных результатов , промежуточная отчетность. Составление план-графика разработки проекта «Человек и источники энергии сегодня и в будущем».Обсуждение критериев оценки качества проекта и участия в его осуществлении. Выбор средств и методов выполнения проекта, формы работы. Разбивка на группы, распределение и разъяснение обязанностей в группе.
Выбор способов оформления результатов и их презентации группами.


Часть 2. Практическое применение метода проекта.


Тема 4.- 5. Осуществление проекта. Сбор и анализ информации.


Сбор и анализ информации из различных источников по проблемам групп( справочной литературы, энциклопедий, периодической печати, Интернета и др.). Сортировка по годам.


Тема 6. Осуществление проекта. Интервьюирование.


Разработка опросников для населения и проведение исследования по проблеме группы.

Интервьюирование. Обработка данных.


Тема. 7-8. Осуществление проекта. Проведение экскурсий и полевых исследований

Проведение экскурсий и полевых исследований. Обсуждение результатов, обмен впечатлениями. Обработка полученных результатов.


Тема. 9.- 10. Осуществление проекта. Изготовление компьютерной презентации, публикаций, рефератов и др.

Создание и компьютерное оформление слайдов. Установка эффектов анимации. Оформление рефератов и публикаций.

.

Тема 11. Осуществление проекта. Подготовка к общественной презентации.

Написание и уточнение текстов выступлений. Обсуждение в группах. Уточнение списков докладчиков, членов экспертной группы, списков приглашенных.

Тема 12 Итоговое занятие: учебная конференция.

Выставка рефератов, публикаций. Доклады представителей от групп. Компьютерная презентация проектов. Дискуссия. Рефлексия.









2.Методические рекомендации к проведению занятий. Особенности ведущих форм, методов и средств обучения. Ожидаемый результат.

1.Выполнение проекта рекомендуется проводить в групповой форме. Каждая группа имеет право выбора темы для разработки проекта по одной из проблем, предлагаемых проектом.

2.Проектная деятельность по разработке проекта состоит из двух частей: теоретической и практической.

В первой части работы над проектом каждая группа осуществляет:

- сбор информации по избранной теме с использованием дополнительной литературы;

- анализ, переработку материала, с использованием учебных и наглядных пособий.

Во второй части работы над проектом проводится:

- экскурсия на атомную электростанцию в г. Волгодонске.

-экскурсия на ветроэлектростанцию в г. Цимлянск;

-экскурсия на гидроэлектростанцию в г.Волгодонск.

- полевые измерения радиационного фона в п.Тацинском ( ц.рынок, телебашня, элеватор, ж.д.вокзал, школьная котельная,сельские окрестности) и п.Быстрогорск ( карьер, шахта «Тацинская»).

Следует помнить , что для выполнения экскурсионных поездок и выездов необходимы средства для их организации и транспорт, что предполагает большую работу учителя с администрацией школы, местной администрацией, администрацией объектов посещения, родительской общественностью по предварительным договоренностям и изысканию средств. Не все школы ( особенно новые) имеют необходимые приборы для замеров по определению загрязнения окружающей среды и уровня радиоактивного фона, поэтому этот момент также нуждается в проработке.


3.Завершается теоретическая часть (по выбору учащихся в группе):

- написанием реферативной работы;

- представлением электронной презентации;

- представлением публикации по проблеме;

-представление рефератов по проблеме.

- обсуждением полученных результатов.

4.Вторая часть работы над проектом завершается (по выбору учащихся в группе):

-отчетом группы в виде информационного бюллетеня,

-электронного печатного издания (газеты),

-электронной презентацией содержащей результаты практической части
проекта.

- изготовлением моделей ветродвигателя, гидростанции, атомного реактора.

5.Используемое оборудование для проведения исследований:

- таблицы (атомный реактор, гидроэлектростанция);

- модели ветрогенератора, двигателя внутреннего сгорания, паровой
турбины;

- учебные пособия, справочники и дополнительная литература;

- компьютер, сканер, принтер.

-радиодозиметр, счетчик Гейгера, индикаторы кислотности.


Занятие 1. Тема: Методы научного познания. Технология проектирования.

Занятие проводится в форме проблемной лекции с элементами диалога.

В начале занятия с учащимися ведется беседа по поводу их предположений о том, как добываются новые знания о явлениях природы, общества, о закономерностях физических, химических и других процессов? Как делаются открытия, изобретения? Можно ли этому научиться или это доступно только гениям?

Затем изложить основные понятия и методы научного познания, сопровождая их примерами открытий и деятельности известных ученых, исследовательских коллективов.

Учащиеся должны уяснить значение методологического знания о принципах, формах и способах научно-познавательной деятельности, о методике и технике научного исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала, о его теоретической и статистической обработке, после которой он может быть признан научным знанием.

Далее сообщается цель курса и тематическое содержание, представляющее последовательный процесс обучения проектно-исследовательской деятельности.

Этапы и алгоритм проектной деятельности следует представить в наглядной форме, которая будет сопровождать все занятия курса, например, в таком виде:

1. Исходный: разработка проектного задания.

1.1 Определение проблемы: обоснование актуальности; анализ ее изученности; формулирование темы проекта.

1.2. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

1.3. Определение цели проекта и поэтапных задач.


2. Разработка проекта: планирование работы.

2.1 Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

2.2. Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

2.3. Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

2.4. Выбор средств и методов выполнения.

Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.


3. Реализация проекта.

3.1. Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

3.2. Проведение исследования.

3.3.Подготовка наглядно-графического материала.

3.4. Оформление материала для презентации.

3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов.


4. Завершение проекта.

4.1. Общественная презентация проекта.

4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

4.3. Рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.


Занятие 2. Тема. Разработка проектного задания .

Занятие начинается с актуализации учителем проектного задания на примере демонстрации электронной презентации по теме проекта.

В ходе обсуждения выясняется основное противоречие. Учащиеся сталкиваются с новым и своими старыми представлениями, зарождается чувство неудовлетворенности, потребности разрешения противоречия.

Здесь большая роль учителя. От его компетентности, эмоциональности, заинтересованности зависит успех дальнейшей работы и существует опасность сведения работы от творчества и самореализации учащихся к простому формальному выполнению задания.

В ходе выявления противоречия, проблемы, формулировки названия и темы проекта, формулирования гипотез о результатах и путях их достижения, постановки цели проекта, поэтапных задач рекомендуется использовать межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»). Выбор формы работы остается за учителем в зависимости от уровня готовности учащихся к этой форме работы, их самостоятельности, знаний по теме.

Учитель сам может предложить несколько гипотез: те, которые высказывались в науке, существуют в массовом мнении или же показать образец формулирования гипотез как высказывание о взаимосвязи, отношении результата и условий, причин и следствия.


Занятие 3. Тема. Разработка проекта. Планирование работы.

Это занятие предполагается провести в форме проблемной дискуссии с выдвижением проектов, но возможны и другие подходы .

Например : учитель задает план работы над проектом, организует его обсуждение, дети фиксируют план в рабочих тетрадях.

Сроки и график выполнения проектных заданий и отчетности задает учитель.

Указывается , какая часть задания и к какому сроку выполняется в виде домашнего задания. Задаются только рубежные сроки – окончание этапов работы. Сроки индивидуальной работы в рамках рубежных планируются самостоятельно.

Критерии оценки качества проекта могут быть заданы учителем, или разработаны под его руководством экспертной комиссией из учителей, учеников класса, старшеклассников.

Учитель предлагает возможные варианты методов решения проблемы, учащиеся после обсуждения в группе, выбирают их для решения той или иной задачи.


Занятия 4-7. Разработка проекта.

Продолжается работа в группах.

На занятии № 7 теоретический материал, собранный каждым членом группы, объединяется в единую теоретическую часть и представляется в виде выбранном группой.

Занятия №№ 8-9-10 .Разработка проекта. Проводятся в виде экскурсий и полевых работ с выездом на местность по измерению радиоактивного фона и кислотности осадков.

Проведение экскурсий планируется на период каникул или внешкольный период деятельности учащихся, само же обсуждение поездки, впечатлений, результатов поездок проводится в учебное время.

Материал обобщается в группе и дополняет уже имеющиеся наработки учащихся по проблемам.

На занятии № 11. Разработка проекта. Выполняются задания, в результате которых осуществляется окончательная подготовка материалов групп к общественной презентации проекта.

Занятия №12.

Общественная презентация.

При проведении итоговой конференции по проекту желательно пригласить гостей, представителей общественности, местной администрации, учителей школы, учащихся других школ, представителей местных средств массовой информации . Это будет способствовать созданию деловой, праздничной, атмосферы, которая повысит целенаправленность работы учащихся, будет способствовать повышению самооценки учащихся, поднимет в их глазах значимость своего труда.





















3.Учебно-тематический план.


№ п/п

№ урока или раздела.

Раздел, тема, задание.

Содержание и последовательность изучения материала


Количество часов

виды учебно-познавательной деятельности

учащихся

Оборудование

Рекомендуемые формы проведения занятия

Межпредметные связи.

Урок

1-2

Погружение в проект :

I.1 Проектная деятельность в профессиональной, научной и деловой жизни человека.

1.2. Методы научного познания. Технология проектирования.

2. Разработка проектного задания.

2.1Актуализация. Определение проблемы: выявление противоречия и обоснование актуальности, формулирование темы проекта.

2.2.Определение цели проекта и постановка поэтапных задач.

2.3.Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

1






2





фронтально




Индивидуально-групповая

Компьютер.

Медиапроектор.

Плакаты с этапами проектной деятельности.

проводится в форме проблемной лекции с элементами диалога.







межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»)

с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.



Урок 3.



Разработка проекта: планирование работы.

3.1.Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей, промежуточная отчетность.

3.2.обсуждение критериев оценки качества проекта.

3.3.Выбор средств и методов выполнения проекта.

3.4.Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей.

3.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации.



1

Индивидуально-групповая

Компьютер.

Медиапроектор.

Плакаты с этапами проектной деятельности

Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.

с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.


Урок
4-11.

Осуществление проекта.

1.сбор и анализ информации из различных источников по проблеме группы.

2.проведение исследований.

3.подготовка иллюстративного материала: наглядно- графического, звукового.

4.оформление презентаций, буклетов, информационных бюллетеней .

8

Самостоятельная конструктивно- исследовательская деятельность

Компьютер.

Медиапроектор.

Принтер.

Сканер.

Справочная литература.

Интерактивные учебные пособия.

Счетчик Гейгера.

Индикаторы кислотности

и др…


Самостоятельная работа. Выполнение индивидуально-групповых заданий

Экскурсии.

Полевые исследования с выездом на местность

с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.


Урок 12.

Завершение проекта.

1.Общественная презентация проекта.

2.Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

3.Рефлексия.

1

Доклады, представление отчетов творческих групп.

Компьютер.

Медиапроектор.


Урок-конференция.




Дискуссия.

с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.






Приложение 1.

hello_html_m5ccaca0e.gif

1. Исходный: разработка проектного задания

2. Разработка проекта: планирование работы

3. Реализация проекта

4. Завершение проекта


  1. Исходный: разработка проектного задания

• определение проблемы: обоснование актуальности; анализ ее изученности; фор­мулирование темы проекта;

формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения;

определение цели проекта и поэтапных задач



2. Разработка проекта: планирование работы

определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежу­точной отчетности;

выбор способа оформления результатов и сценария презентации;

обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;

выбор средств и методов выполнения;

выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.


3. Реализация проекта

сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

проведение исследования;

подготовка наглядно-графического материала;

оформление материала для презентации;

контроль и коррекция промежуточных результатов.



4. Завершение проекта


• общественная презентация проекта;

экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;

рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных дос­тижений.





Приложение 2.



Обобщенные планы

Физическое явление

1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или опре­деление).

2. Условия, при которых протекает явление.

3. Связь данного явления с другими.

4. Объяснение явления на основе научной теории.

5. Примеры использования явления на практике.

Физический опыт

1. Цель опыта.

2. Схема опыта.

3. Условия, при которых осуществ­лялся опыт.

4. Ход опыта.

5. Результат опыта.

Физическое понятие, в том числе физическая величина

1. Явление или свойство, которое характеризует данное понятие (величина).

2. Определение понятия (величины).

3. Формулы, связывающие данную величину с другими.

4. Единицы величины.

5. Способы измерения величины.



Закон

1. Формулировка и математическое выражение закона.

2. Опыты, подтверждающие спра­ведливость закона.

3. Примеры применения закона на практике.

4. Условия применения закона.

Физическая теория

1. Опытное обоснование теории.

2. Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.

3. Основные следствия теории.

4. Практическое применение теории.

5. Границы применимости теории.

Прибор, механизм, машина

\. Назначение устройства.

2. Схема устройства.

3. Принцип действия устройства.

4. Применение и правила пользо­вания устройством.






Приложение 3.

Критерии оценки качества проекта:


  1. Полнота и разносторонность в раскрытии темы; доказательность гипотез.

  2. Качество оформления ( грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и
    эстетичность, уровень носителя информации).

  3. Самостоятельность выполнения, суждений.

  4. Элементы исследований и новизны результата.

  5. Уровень презентации ( речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения).

  6. Степень активности каждого участника группы, степень сотрудничества.

Оценки выставляются : В традиционной пятибалльной системе.

В рейтинговых баллах

В индивидуальных и суммарных групповых.

Зачет, незачет.

Содержательное рецензирование.




Приложение 4


Методы используемые при проектировании:


  1. изучение и анализ литературных источников.

  2. теоретическое моделирование и обобщение.

  3. опросы: анкетирование, интервью, собеседование,
    запросы по Интернет.

  4. наблюдение по специальной программе.

  5. опыты и эксперименты.

  6. статистические методы обработки данных.






Приложение5.


Этапы мышления в решении проблем:


  • выделение и постановка проблемы.

  • Сбор данных.

  • Выдвижение гипотез.

  • Анализ данных.

  • Проверка гипотез.

  • Формулирование выводов.

  • Применение новых представлений к широкому кругу явлений.

  • Обобщения.


Приложение 6

План – график разработки проекта.


п/п

Содержание работы

Методы работы

Форма представления

сроки

Место выполнения

Исполнители

Формы контроля и помощи

1

Сбор материала из различных источников

Извлечение текстов из материалов и сортировка по годам.

конспекты


4-5-6-7 занятие

Класс или библиотека, кабинет информатики.

Все учащиеся.

Просмотр конспектов, наблюдение за работой, консультации.

2

Разработка опросников, проведение исследования.

Экскурсии.


Проведение опросов и анкетирования общественности. Обработка данных. Фотографирование, звукозапись, видеосъемка

Анкеты, опросники, отчеты.

6 занятие


8-10 занятие

Класс.

Дом.

Волгодонская АЭС,

Цимлянская ГЭС,

П.Тацинский,

П.Быстрогорск.

Эксперты- интервьюеры групп.

Все учащиеся.



Проверка материалов.

Инструктаж экспертов.


3

Подготовка звукового и наглядно- графического материала.

Рисование , черчение, фотографирование, звукозапись, видеосъемка.

Стенды, плакаты, записи, компьютерные презентации, буклеты, планы рефератов.

6-10 занятие

Класс, дом, кабинет информатики

Все учащиеся.

Просмотр предварительных результатов.

Консультирование.

4

Подготовка к презентации.


Написание текстов выступлений и их обсуждение.

Доклады,

Презентации,

Публикации.

11 занятие

Кабинет физики.

Кабинет информатики.

Все учащиеся.

Оценка готовности материалов.

Консультирование.

5

Презентация проекта.


Выступления, презентация, дискуссия,

Рецензирование, рефлексия.

Групповое представление, доклады экспертов, представление рефератов, отзывы гостей.

12 занятие

Кабинет физики.

Кабинет информатики

Все учащиеся.

Защита проекта.

Рецензирование.



5.Список использованной литературы.



Литература

1. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М., 1977

2. Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика. 9 класс. М., 2002.

3. Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики. 9 класс. М., 1986.

4. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М., 2003.

5. Энциклопедический словарь юного физика. М.2002г.

6. Э.Роджерс. Физика для любознательных.МИР.М.1973г.

7.Ф.Р.Патури. Зодчие 21 века. ПРОГРЕСС.М.1983г.

8.В.Г.Гульчевская.Современные педтехнологии в профильном и предпрофильном обучении.РОСТОВ-НА-ДОНУ.2005г.

9.Н.Ю.Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

АРКТИ. М . 2005г.






6.Учебно-методический комплект.



1. Вводный тест по тематике курса.

2. Презентация проекта.

3. Презентация учителя.

4. Презентация ученика.

5. Публикация ученика.

6. Реферат ученика.

7. План- график разработки проекта.

8. Опросный лист населения и технология его обработки.













Название документа prez_elektiw_kurs.ppt

Физика. Элективный курс с использованием технологии проектного обучения. Мир....
Введение. Пояснительная записка. АВТОРСКАЯ ИДЕЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ КУРСА. П...
Введение. Пояснительная записка. ВЕДУЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. Содержательным...
Содержательные линии предмета, охватываемые курсом: Механические явления Элек...
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. Общедидактические цели: Создание условий для развития ин...
Образовательные задачи курса: - понимать роль физики в создании и совершенств...
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Тема 1. Методы научного познания. Технология проектирования...
Методические рекомендации и приложения. Курс содержит : МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНД...
Литература: 1. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М., 1977 2...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Физика. Элективный курс с использованием технологии проектного обучения. Мир. Эн
Описание слайда:

Физика. Элективный курс с использованием технологии проектного обучения. Мир. Энергия. Атом. Выполнил: Муравейко Алексей Антонович учитель математики и физики, МОУ Луговская ООШ, Тацинского района, Ростовской области. 2006г

№ слайда 2 Введение. Пояснительная записка. АВТОРСКАЯ ИДЕЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ КУРСА. Пред
Описание слайда:

Введение. Пояснительная записка. АВТОРСКАЯ ИДЕЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ КУРСА. Предметно- ориентированный курс предназначен для обучения 9-классников технологии проектирования в рамках предпрофильной подготовки на материале учебного предмета физики с использованием межпредменных связей с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА проектирование в процессе обучения не только должно выполнять функцию развивающей технологии, но и стало самостоятельной целью обучения, а учащимися воспринималось как личностно-ценностный результат образования.

№ слайда 3 Введение. Пояснительная записка. ВЕДУЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. Содержательными л
Описание слайда:

Введение. Пояснительная записка. ВЕДУЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. Содержательными линиями этого курса являются: - методологические знания о методах научного познания как способах теоретического моделирования явлений и объектов природы и экспериментальной проверки истинности добытых знаний; - технологические знания о процессе решения проблем, об этапах и процедуре проектной деятельности; - теоретические знания о физических явлениях: тепловых явлениях, механическом движении, ядерных как теоретической основы разработки проекта; - экологические проблемы, связанные с работой тепловых , гидроэлектростанций, атомных реакторов, альтернативных источников энергии и загрязнением окружающей среды; - математические, графические, экономические расчеты, компьютерное моделирование.

№ слайда 4 Содержательные линии предмета, охватываемые курсом: Механические явления Электри
Описание слайда:

Содержательные линии предмета, охватываемые курсом: Механические явления Электричество и магнетизм Квантовые явления Тепловые явления Энергия и её превращения.

№ слайда 5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. Общедидактические цели: Создание условий для развития интел
Описание слайда:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. Общедидактические цели: Создание условий для развития интеллектуальных способностей Формирование ключевых компетенций. Задачи: - углубить знания или расширить информацию по отдельным вопросам или темам базового образования; - удовлетворить интерес учащихся к различным областям знания или аспектам изучаемого материала, пробудить интерес к общечеловеческим проблемам и ценностям; - реализовать себя в интересующих областях практической, прикладной, исследовательской, познавательной деятельности; - развить интерес и способности к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в учебной деятельности и в других сферах жизни; - включение учащихся в активную деятельность , в проживание реальных событий и чувств, осмыслению социальной и личной значимости этой деятельности и ее результатов.

№ слайда 6 Образовательные задачи курса: - понимать роль физики в создании и совершенствова
Описание слайда:

Образовательные задачи курса: - понимать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов; - уверенно использовать физические знания для объяснения природных явлений и математического описания различных видов механического движения, тепловых процессов, квантовых явлений; - применять знания и умения в измененной ситуации при решении нестандартных творческих задач.

№ слайда 7 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Тема 1. Методы научного познания. Технология проектирования Те
Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Тема 1. Методы научного познания. Технология проектирования Тема 2. Разработка проектного задания к проекту «Человек и источники энергии сегодня и в будущем» Тема 3. Разработка проекта. Планирование работы. Тема 4.- 5. Осуществление проекта. Сбор и анализ информации Тема 6. Осуществление проекта. Интервьюирование. Тема. 7-8. Осуществление проекта. Проведение экскурсий и полевых исследований Тема. 9.- 10. Осуществление проекта. Изготовление компьютерной презентации, публикаций, рефератов и др. Тема 11. Осуществление проекта. Подготовка к общественной презентации. Тема 12 Итоговое занятие: учебная конференция.

№ слайда 8 Методические рекомендации и приложения. Курс содержит : МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ
Описание слайда:

Методические рекомендации и приложения. Курс содержит : МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ. ОСОБЕННОСТИ ВЕДУЩИХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА. «Человек и источники энергии сегодня и в будущем» УМК.

№ слайда 9 Литература: 1. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М., 1977 2. Г
Описание слайда:

Литература: 1. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М., 1977 2. Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика. 9 класс. М., 2002. 3. Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики. 9 класс. М., 1986. 4. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М., 2003. 5. Энциклопедический словарь юного физика. М.2002г. 6. Э.Роджерс. Физика для любознательных.МИР.М.1973г. 7.Ф.Р.Патури. Зодчие 21 века. ПРОГРЕСС.М.1983г. 8.В.Г.Гульчевская.Современные педтехнологии в профильном и предпрофильном обучении.РОСТОВ-НА-ДОНУ.2005г. 9.Н.Ю.Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. АРКТИ. М . 2005г.

№ слайда 10
Описание слайда:

Название документа УМК.doc

6.Учебно-методический комплект.



1. Вводный тест по тематике курса.

2. Презентация проекта.

3. Презентация учителя.

4. Презентация ученика.

5. Публикация ученика.

6. Реферат ученика.

7. План- график разработки проекта.

8. Опросный лист населения и технология его обработки.



Название документа методические рекомендации.doc

2.Методические рекомендации к проведению занятий. Особенности ведущих форм, методов и средств обучения. Ожидаемый результат.

1.Выполнение проекта рекомендуется проводить в групповой форме. Каждая группа имеет право выбора темы для разработки проекта по одной из проблем, предлагаемых проектом.

2.Проектная деятельность по разработке проекта состоит из двух частей: теоретической и практической.

В первой части работы над проектом каждая группа осуществляет:

- сбор информации по избранной теме с использованием дополнительной литературы;

- анализ, переработку материала, с использованием учебных и наглядных пособий.

Во второй части работы над проектом проводится:

- экскурсия на атомную электростанцию в г. Волгодонске.

-экскурсия на ветроэлектростанцию в г. Цимлянск;

-экскурсия на гидроэлектростанцию в г.Волгодонск.

- полевые измерения радиационного фона в п.Тацинском ( ц.рынок, телебашня, элеватор, ж.д.вокзал, школьная котельная,сельские окрестности) и п.Быстрогорск ( карьер, шахта «Тацинская»).

Следует помнить , что для выполнения экскурсионных поездок и выездов необходимы средства для их организации и транспорт, что предполагает большую работу учителя с администрацией школы, местной администрацией, администрацией объектов посещения, родительской общественностью по предварительным договоренностям и изысканию средств. Не все школы ( особенно новые) имеют необходимые приборы для замеров по определению загрязнения окружающей среды и уровня радиоактивного фона, поэтому этот момент также нуждается в проработке.


3.Завершается теоретическая часть (по выбору учащихся в группе):

- написанием реферативной работы;

- представлением электронной презентации;

- представлением публикации по проблеме;

-представление рефератов по проблеме.

- обсуждением полученных результатов.

4.Вторая часть работы над проектом завершается (по выбору учащихся в группе):

-отчетом группы в виде информационного бюллетеня,

-электронного печатного издания (газеты),

-электронной презентацией содержащей результаты практической части
проекта.

- изготовлением моделей ветродвигателя, гидростанции, атомного реактора.

5.Используемое оборудование для проведения исследований:

- таблицы (атомный реактор, гидроэлектростанция);

- модели ветрогенератора, двигателя внутреннего сгорания, паровой
турбины;

- учебные пособия, справочники и дополнительная литература;

- компьютер, сканер, принтер.

-радиодозиметр, счетчик Гейгера, индикаторы кислотности.


Занятие 1. Тема: Методы научного познания. Технология проектирования.

Занятие проводится в форме проблемной лекции с элементами диалога.

В начале занятия с учащимися ведется беседа по поводу их предположений о том, как добываются новые знания о явлениях природы, общества, о закономерностях физических, химических и других процессов? Как делаются открытия, изобретения? Можно ли этому научиться или это доступно только гениям?

Затем изложить основные понятия и методы научного познания, сопровождая их примерами открытий и деятельности известных ученых, исследовательских коллективов.

Учащиеся должны уяснить значение методологического знания о принципах, формах и способах научно-познавательной деятельности, о методике и технике научного исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала, о его теоретической и статистической обработке, после которой он может быть признан научным знанием.

Далее сообщается цель курса и тематическое содержание, представляющее последовательный процесс обучения проектно-исследовательской деятельности.

Этапы и алгоритм проектной деятельности следует представить в наглядной форме, которая будет сопровождать все занятия курса, например, в таком виде:

1. Исходный: разработка проектного задания.

1.1 Определение проблемы: обоснование актуальности; анализ ее изученности; формулирование темы проекта.

1.2. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

1.3. Определение цели проекта и поэтапных задач.


2. Разработка проекта: планирование работы.

2.1 Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

2.2. Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

2.3. Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

2.4. Выбор средств и методов выполнения.

Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.


3. Реализация проекта.

3.1. Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

3.2. Проведение исследования.

3.3.Подготовка наглядно-графического материала.

3.4. Оформление материала для презентации.

3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов.


4. Завершение проекта.

4.1. Общественная презентация проекта.

4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

4.3. Рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.


Занятие 2. Тема. Разработка проектного задания .

Занятие начинается с актуализации учителем проектного задания на примере демонстрации электронной презентации по теме проекта.

В ходе обсуждения выясняется основное противоречие. Учащиеся сталкиваются с новым и своими старыми представлениями, зарождается чувство неудовлетворенности, потребности разрешения противоречия.

Здесь большая роль учителя. От его компетентности, эмоциональности, заинтересованности зависит успех дальнейшей работы и существует опасность сведения работы от творчества и самореализации учащихся к простому формальному выполнению задания.

В ходе выявления противоречия, проблемы, формулировки названия и темы проекта, формулирования гипотез о результатах и путях их достижения, постановки цели проекта, поэтапных задач рекомендуется использовать межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»). Выбор формы работы остается за учителем в зависимости от уровня готовности учащихся к этой форме работы, их самостоятельности, знаний по теме.

Учитель сам может предложить несколько гипотез: те, которые высказывались в науке, существуют в массовом мнении или же показать образец формулирования гипотез как высказывание о взаимосвязи, отношении результата и условий, причин и следствия.


Занятие 3. Тема. Разработка проекта. Планирование работы.

Это занятие предполагается провести в форме проблемной дискуссии с выдвижением проектов, но возможны и другие подходы .

Например : учитель задает план работы над проектом, организует его обсуждение, дети фиксируют план в рабочих тетрадях.

Сроки и график выполнения проектных заданий и отчетности задает учитель.

Указывается , какая часть задания и к какому сроку выполняется в виде домашнего задания. Задаются только рубежные сроки – окончание этапов работы. Сроки индивидуальной работы в рамках рубежных планируются самостоятельно.

Критерии оценки качества проекта могут быть заданы учителем, или разработаны под его руководством экспертной комиссией из учителей, учеников класса, старшеклассников.

Учитель предлагает возможные варианты методов решения проблемы, учащиеся после обсуждения в группе, выбирают их для решения той или иной задачи.


Занятия 4-7. Разработка проекта.

Продолжается работа в группах.

На занятии № 7 теоретический материал, собранный каждым членом группы, объединяется в единую теоретическую часть и представляется в виде выбранном группой.

Занятия №№ 8-9-10 .Разработка проекта. Проводятся в виде экскурсий и полевых работ с выездом на местность по измерению радиоактивного фона и кислотности осадков.

Проведение экскурсий планируется на период каникул или внешкольный период деятельности учащихся, само же обсуждение поездки, впечатлений, результатов поездок проводится в учебное время.

Материал обобщается в группе и дополняет уже имеющиеся наработки учащихся по проблемам.

На занятии № 11. Разработка проекта. Выполняются задания, в результате которых осуществляется окончательная подготовка материалов групп к общественной презентации проекта.

Занятия №12.

Общественная презентация.

При проведении итоговой конференции по проекту желательно пригласить гостей, представителей общественности, местной администрации, учителей школы, учащихся других школ, представителей местных средств массовой информации . Это будет способствовать созданию деловой, праздничной, атмосферы, которая повысит целенаправленность работы учащихся, будет способствовать повышению самооценки учащихся, поднимет в их глазах значимость своего труда.










Название документа уч.тем.план.doc

3.Учебно-тематический план.


№ п/п

№ урока или раздела.

Раздел, тема, задание.

Содержание и последовательность изучения материала


Количество часов

виды учебно-познавательной деятельности

учащихся

Оборудование

Рекомендуемые формы проведения занятия

Межпредметные связи.

Урок

1-2

Погружение в проект :

I.1 Проектная деятельность в профессиональной, научной и деловой жизни человека.

1.2. Методы научного познания. Технология проектирования.

2. Разработка проектного задания.

2.1Актуализация. Определение проблемы: выявление противоречия и обоснование актуальности, формулирование темы проекта.

2.2.Определение цели проекта и постановка поэтапных задач.

2.3.Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

1






2





фронтально




Индивидуально-групповая

Компьютер.

Медиапроектор.

Плакаты с этапами проектной деятельности.

проводится в форме проблемной лекции с элементами диалога.







межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»)

с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.



Урок 3.



Разработка проекта: планирование работы.

3.1.Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей, промежуточная отчетность.

3.2.обсуждение критериев оценки качества проекта.

3.3.Выбор средств и методов выполнения проекта.

3.4.Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей.

3.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации.



1

Индивидуально-групповая

Компьютер.

Медиапроектор.

Плакаты с этапами проектной деятельности

Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.

с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.


Урок
4-11.

Осуществление проекта.

1.сбор и анализ информации из различных источников по проблеме группы.

2.проведение исследований.

3.подготовка иллюстративного материала: наглядно- графического, звукового.

4.оформление презентаций, буклетов, информационных бюллетеней .

8

Самостоятельная конструктивно- исследовательская деятельность

Компьютер.

Медиапроектор.

Принтер.

Сканер.

Справочная литература.

Интерактивные учебные пособия.

Счетчик Гейгера.

Индикаторы кислотности

и др…


Самостоятельная работа. Выполнение индивидуально-групповых заданий

Экскурсии.

Полевые исследования с выездом на местность

с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.


Урок 12.

Завершение проекта.

1.Общественная презентация проекта.

2.Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

3.Рефлексия.

1

Доклады, представление отчетов творческих групп.

Компьютер.

Медиапроектор.


Урок-конференция.




Дискуссия.

с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.



Элективный курс с приложениями и КТП "Мир.Атом.Энергия"
  • Физика
Описание:

Материалы содержат описание элективного курса "Мир.Атом.Энергия" по физике 9 класса, тематическое планирование, презентацию курса. приложения, методические рекомендации.

Авторская идея. Концептуальная идея курса.

 

Предметно- ориентированный курс предлагаемый вашему вниманию

предназначен для обучения 9-классников технологии проектирования в рамках предпрофильной подготовки на материале учебного предмета физики с использованием межпредменных связей с математикой, информатикой, химией, биологией, экологией.

Проектная деятельность является неотъемлемой составной частью успешного решения проблем в любых сферах жизнедеятельности человека, особенно в исследовательской, изобретательской, творческой.

Способность к компетентностному решению проблем названа в Концепции модернизации российского образования одним из важнейших результатов и показателей развивающего обучения. Включение в цели образования обучения учащихся проектированию своих действий и результатов отражает современные международные тенденции в развитии общего образования.

 

Автор Муравейко Алексей Антонович
Дата добавления 25.02.2015
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 321
Номер материала 57067
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓