Главная / Биология / Элективный курс "Питание и здоровье"

Элективный курс "Питание и здоровье"

Элективный  курс

«Питание  и здоровье человека»


Пояснительная записка

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу. Растет самое больное поколение за последние 20 лет. Во многих школах отсутствует рациональная система питания.

Сформировать  навыки правильного питания и  культуру питания поможет элективный курс « Питание и здоровье человека». Он предполагает углубление практических знаний, умений и навыков учащихся, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8-го класса в темах «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии».

Содержание занятий элективного курса включают в себя большой объем теоретических знаний, практических работ и проектные задания. Учащиеся исследуют основные питательные вещества и выясняют, почему они необходимы организму. Знакомятся с основами сбалансированного питания, учатся составлению оптимального по содержанию и соотношению питательных веществ суточного рациона и обсуждают значение пищи как аспекта человеческой культуры и основы физического здоровья.

Результат проводимых занятий выражается в том, что  приобретенные знания позволят детям  более разумно подходить к  ежедневному выбору продуктов питания, соблюдать режим питания, обогащать свой рацион необходимыми витаминами, минеральными веществами, принимать свежие, качественные продукты, что поможет им избежать многих проблем, связанных со здоровьем. 

Цель элективного курса: формирование у школьников навыков правильного питания, как одного из составляющих элементов ЗОЖ 

Задачи курса:

  • углубление  знаний о культуре и гигиене  питания;

  • формирование  осознанного отношения к своему  здоровью;

  • овладение умениями применять полученные знания в жизни и практической деятельности;

  • использование полученных знаний для обеспечения;  жизнедеятельности и охраны здоровья. 
     

Тематический план элективного курса

темы

Теория (ч.)

Практика(ч.)

Проект(ч.)

Всего

Тема1. Питание- необходимое  условие для жизни  человека

1

 

 

1

Тема 2. Из чего состоит  пища

1

1

 

2

Тема3. Пища как аспект человеческой культуры и основа физического здоровья

1

 

 

1

Тема 4. Энергетика жизнеобеспечения

1

1

 

2

Тема 5. Диеты: мифы и реальность

1

1

 

2

Тема 6. Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии. Последствия их использования

1

 

 

1

Тема 7. Экология пищевых  продуктов

1

1

 

2

Тема 8. Влияние никотина и алкоголя на органы пищеварения

1

 

 

1

Тема 9. Химия и пища

1

1

 

2

Тема  10. Предпроектная работа

2

 

 

2

Тема 11. Проектная работа

 

 

1

1

Всего:                                                                          11                5                     1          17


Содержание  занятий

Тема 1. Питание - необходимое условие для жизни человека (1ч.)

Энергетическая  и биологическая ценность пищевых продуктов. Пищевые продукты и питательные вещества. Пластический и энергетический обмен веществ. Организация рационального питания: сочетание химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов. 


Тема 2. Из чего состоит пища (2ч.)

Необходимые для  жизни вещества и элементы: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные  вещества. Их роль в жизнедеятельности организма человека. Важнейшие источники белков, жиров, углеводов, витаминов. Суточная потребность организма в различных химических элементах, витаминах. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.

Практическая  работа: «Анализ пищевых продуктов (качественные реакции на белки, крахмал, глюкозу, жиры, витамины). 


Тема 3 . Пища как аспект важнейший культуры и основа физического здоровья человека (1ч.)

Режим дня и  приемы пищи. Принципы здорового питания. Соблюдение рациона питания. Последствия его  нарушения. Основы поведения за столом. Утренняя зарядка, занятия физкультурой и спортом.

Тест: «Правильно ли вы питаетесь?». 


Тема 4. Энергетика жизнеобеспечения (2ч.)

Пища как источник энергии. Нормы питания. Суточные затраты  энергии у людей разных профессий. Сбалансированный пищевой рацион. Энергетическая ценность пищевых продуктов (калорийность). Режим питания школьника.

Практическая  работа « Составление суточного  рациона питания» (с помощью таблиц).


Тема 5. Диеты: мифы и реальность (2ч.)

Диетотерапия  как наука о терапевтическом  воздействии на организм человека пищевых  продуктов. Лечение и профилактика заболеваний методом диетотерапии. Основные элементы диетотерапии. Перечень разрешенных и рекомендованных пищевых продуктов.

Просмотр и  обсуждение видеофильма «То, что  ты ешь».

Тест: «Привычки  и лишний вес».

Практическая  работа «Определение соответствия массы тела уч-ся возрастной норме».

 

Тема 6. Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии. Последствия их использования (1ч.)

Способы получения  генетически модифицированных продуктов. Использование генных технологий. Последствия внедрения их в качестве пищевых продуктов. Экологический дисбаланс человека и природы.

 

Тема 7. Экология пищевых продуктов (2ч.)

Продукты питания, сроки их хранения. Возможности длительного хранения продуктов питания. Экологическая характеристика производства продуктов питания. Категории продовольственных товаров. Информация на упаковке продовольственных товаров и требования к ней. Пищевые добавки и красители, их экологическая характеристика.

 Практическая работа « Проведение первичной экологической экспертизы упакованных продуктов питания».


Тема 8. Влияние никотина и алкоголя на органы пищеварения (1ч.)

Встреча с гастроэнтерологом. Табакокурение и алкоголизм как  факторы сокращения жизненных ресурсов. Хронические гастриты, язвы желудка  и 12-перстной кишки. Цирроз печени, застой желчи, алкогольный панкреатит.

Просмотр слайдов: нормальная слизистая оболочка желудка; опухоль желудка. Печень здорового человека и  страдающего алкоголизмом. 


Тема 9. Химия и пища (2 ч.)

Вред термической  обработки пищи: жарки, консервирования, копчения. Канцерогены, нитраты, пестициды, дефолианты. «Искусственная пища». Контроль за содержанием химикатов в продуктах питания. Химическая обработка фруктов и овощей для долгого хранения. Химические приемы обработки испорченных продуктов питания в магазинах и супермаркетах.

Практическая  работа « Определение доброкачественности  мяса».

Профилактический тренинг: « Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос!».

 

Тема 10. Предпроектная работа (3ч.)

Определение темы проектной работы. Знакомство с алгоритмом проектирования, видами проектов. Анализ информационных источников  и ресурсного обеспечения. Планирование дальнейших действий. 


Тема11. (1ч.) Проектная работа

Защита проекта  «Здоровое питание - успешный ученик»  на научно-исследовательской конференции  Зебляковского общеобразовательного округа. 
 

Список  литературы

  1. Губергриц А.Я. Лечебное питание, 1985.

  2. Скурихин К.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. издание-М.: Высшая школа, 1991.

  3. БВШ № 4 за 2004 год – статья «Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии».

  4. Черникова Т.В. « Программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности» М., 2006.

  5. Стернин Н.А. и авторский коллектив «Электив-9», Воронеж


Элективный курс "Питание и здоровье"
  • Биология
Описание:

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу. Растет самое больное поколение за последние 20 лет. Во многих школах отсутствует рациональная система питания.

Сформировать  навыки правильного питания и  культуру питания поможет элективный курс « Питание и здоровье человека». Он предполагает углубление практических знаний, умений и навыков учащихся, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8-го класса в темах «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии».

Содержание занятий элективного курса включают в себя большой объем теоретических знаний, практических работ и проектные задания. Учащиеся исследуют основные питательные вещества и выясняют, почему они необходимы организму. Знакомятся с основами сбалансированного питания, учатся составлению оптимального по содержанию и соотношению питательных веществ суточного рациона и обсуждают значение пищи как аспекта человеческой культуры и основы физического здоровья.

 

Результат проводимых занятий выражается в том, что  приобретенные знания позволят детям  более разумно подходить к  ежедневному выбору продуктов питания, соблюдать режим питания, обогащать свой рацион необходимыми витаминами, минеральными веществами, принимать свежие, качественные продукты, что поможет им избежать многих проблем, связанных со здоровьем. 

Автор Карпова Галина Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 809
Номер материала 37438
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓