Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анастасьевская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор
МБОУ
«Анастасьевская
СОШ»
________________________
Приказ №
___
от
«__»__________20___г.
КУРС ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО
Кулеш Светланы Анисимовны,
высшей квалификационной категории
по русскому языку в 10-11 классах
Рассмотрено
на заседании
педагогического
совета
протокол № ____от «__»_________20___г
2014-2015
учебный год
Пояснительная
записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс
предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он
обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных
разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и
совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации
занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от
формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения
нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной
речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи,
развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора
учащихся.
Задачи:
·
овладение основными нормами русского литературного
языка;
·
создание прочной, надежной базы орфографических
навыков;
·
совершенствование общеучебных умений: обобщать,
сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
·
обучение анализу текста, его интерпретации;
·
формирование навыков языковой и лингвистической
компетенции;
·
формирование умения создавать собственный текст,
аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные формы и
лексическое богатство языка;
·
развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.
теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания, определение этапов создания текста);
2.
Практическая часть (выполнение различных
упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки);
Использование системы упражнений предусматривает различные
формы и приемы работ учащихся: упражнения по аналогии, исследования,
использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные
словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов
по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые
результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке,
осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом, (в
идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего
выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации);
практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов
разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых
научных исследований в области предлагаемой профессиональной деятельности и,
как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Содержание курса
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в
слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их
произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение.
Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком.
Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение
сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов.
Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие
орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные
выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных
в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение
слов: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и
ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности
лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (2 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском
языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение,
переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с
суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные
модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения
частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных
частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы.
Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи.
Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (18 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в
процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание
Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание
О/Ё после шипящих во все частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание
падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК-/-ЩИК; -ЕК-/-ИК;
-К-/-СК; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после
шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и
НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложением. Простое предложение (9 ч)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное
употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них.
Предложение как речевое высказывание. Односоставное и двусоставное предложения.
Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и
неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных
стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и
косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления
диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение (9 ч)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.
Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в
художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные
синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. Текст и его особенности (12 ч)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи
предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его
анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его
редактирование.
Тематическое
планирование
№
п/п
|
Тема занятия
|
Дата проведения
|
Видя деятельности
|
план.
|
факт.
|
1.
|
Фонетика.
Речь устная и
письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного
ударения в русском языке.
|
|
|
Повторение основных фонетических правил.
Использование транскрипции слов
|
2.
|
Трудности фонетического анализа слов
|
|
|
Фонетический анализ слов
|
3.
|
4.
|
Орфоэпия. Орфоэпические
нормы русского языка.
|
|
|
Знакомство с современными орфоэпическими
правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и
буквенного состава слов
|
5.
|
6.
|
7.
|
Лексика и фразеология
Особенности
лексического состава слов
|
|
|
Повторение основных понятий лексики. Работа
со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование
средств художественной выразительности.
|
8.
|
Основные выразительные средства лексики и
фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в
художественном тексте (тропов).
|
|
|
9.
|
Трудности лексического анализа слов
|
|
|
10
|
Словообразование
Морфемный анализ
слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной
речи
|
|
|
Сопоставительный анализ слов.
Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем
|
11.
|
Словообразование наречий. Морфемные модели
наречий
|
|
|
12.
|
Морфология
Система частей
речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль
|
|
|
Различение самостоятельных и служебных
частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление
самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи.
|
13.
|
14.
|
Служебные части речи. Орфоэпические нормы.
Правильное употребление служебных частей речи
|
15.
|
16.
|
Трудные случаи разграничения языковых
явлений
|
17.
|
Орфография.
Система правил правописания
|
|
|
Повторение основных орфографических правил.
Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с текстами по
орфографии. Исправление искаженного текста
|
18.
|
Правописание приставок. Трудности
правописания приставок
|
|
|
19.
|
20.
|
Виды орфограмм в корне слова
|
|
|
21.
|
22.
|
23.
|
24.
|
Правописание падежных и родовых окончаний.
Трудные случаи правописания окончаний
|
|
|
25.
|
26.
|
27.
|
Трудные случаи правописания суффиксов.
|
|
|
28.
|
29.
|
Правописание служебных частей речи. Трудные
случаи правописания НЕ и НИ
|
|
|
30.
|
31.
|
32.
|
Трудности при слитном, дефисном и раздельном
написании слов
|
|
|
33.
|
34.
|
35.
|
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание.
Особенности связи
слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний
|
|
|
Разбор словосочетаний. Составление
словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него
словосочетаний с различными видами связи.
|
36.
|
Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставное и двусоставное
предложения. Инверсия в текстах разных стилей.
|
|
|
Синтаксический разбор и моделирование
простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены
синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами
предложения. Использование инверсии в текстах различных стилей. Работа с
тренировочными тестами.
|
37.
|
Простое осложненное предложение. Однородные
и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах
предложения
|
|
|
38.
|
Тире в простом предложении
|
|
|
39.
40
|
Вводные слова и предложения
|
|
|
41.
|
Обособленные члены предложения. Обособленные
члены предложения в текстах разных стилей и типов речи
|
|
|
|
42
|
43.
|
Уточняющие члены предложений
|
|
|
44.
|
Прямая речь. Диалог. Цитата
|
|
|
Составление предложений с прямой речью,
преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению
цитат
|
45.
|
46.
|
Сложное
предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном
тексте
|
|
|
Синтаксический разбор и моделирование сложных
предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений.
Работа с текстами. Пунктуационные диктанты
|
47.
|
48.
|
Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Использование сложносочиненных предложений в художественном
тексте.
|
|
|
49.
|
50.
|
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном
тексте.
|
|
|
51.
|
52.
|
Сложные
синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
|
|
|
53.
|
54.
|
55.
|
Текстоведение. Способы
связи предложений в тексте
|
|
|
Анализ текстов, выявление их стилевых
особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста.
Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием
литературного и жизненного материала
|
56.
|
57.
|
58.
|
Стили речи и их особенности. Типы речи и
отличительные особенности
|
|
|
59.
|
60.
|
61.
|
Текст и его анализ. Выразительные средства
языка.
|
|
|
62.
|
63.
|
64.
|
Сочинение. Этапы создания текста. План.
Подготовка рабочих материалов. Создание текста
|
|
|
65.
|
66.
|
67.
|
Редактирование текста
|
|
|
Работа над сочинением
|
68.
|
|
Всего часов
|
68
|
|
Оценка знаний,
умений, навыков
Основными
формами организации учебной деятельности являются семинары, практические
занятия, тренинги, зачеты.
Возможны
различные формы контроля. При традиционном подходе к организации занятий
вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой
аттестации в форме деловой игры в конце курса. Возможна и рейтинговая система,
когда каждому виду работы приписывается определенная сумма баллов и
устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми
оценками. Рейтинговая система способствует усилению мотивации обучения и
развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на
аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Литература
- Антонова Е.С.,
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005.
- Архарова Д.И.,
Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс
подготовки к написанию сочинения (задания типа С)
- Баранов М.Т.,
Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
- Кабанова Н.М.
Русский язык: Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. М., 2005.
- Коновалова Л.Ф.
Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: Теория. Упражнения. Тесты.
- Розенталь Д.Э.
Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.