Главная / Русский язык и литература / Элективный курс "Духовные родники русской культуры" для 9 класса.

Элективный курс "Духовные родники русской культуры" для 9 класса.

14


Духовные родники русской культуры.

Элективный курс в 9 классе.

Э.В.Шукурова, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Цнинская СОШ №1» Тамбовской области.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны очень образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». С этим трудно не согласиться, потому что изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество ставят перед школой задачу формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество посредством саморазвития и самообразования. Однако приобретение школьниками специальных знаний по предметам, ещё не гарантирует формирование их нравственных устоев и ценностей. Между тем именно развитие эмоциональной сферы подрастающего человека - одно их важнейших условий осуществления процесса духовно-нравственного воспитания. Ценности - это тот стержень, который образует лицо нации, тот компас, который, предопределяет её историческую судьбу. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размыты нравственные ориентиры, как никогда важно обратиться к духовному потенциалу русской культуры. Разумеется, учителя словесники, вместе с учениками открывая Пушкина, Гоголя, Достоевского, Булгакова, прикасаются к главным, вечным проблемам и ценностям. Однако на уроке весьма проблематично из-за нехватки времени использовать широкий культурологический фоновый материал, включающий в себя различные пласты русской духовной культуры. Органичное сочетание уроков литературы и данного элективного курса, построенного на межпредметных связях, будет способствовать процессу формирования духовно-нравственной личности школьника как целостному, вариативному, базирующемуся на личностно ориентированном обучении и идеях интеграции учебных дисциплин.

Сегодня неизбежно уменьшается количество произведений русской классической литературы, так как сокращаются часы, отводимые на изучение этого предмета. Программа данного курса позволяет выйти за рамки учебника, а межпредметные связи позволят расширить кругозор учащихся, повысить их интеллектуальный уровень, обеспечить формирование культуроведческой компетенции.

Курс «Духовные родники русской культуры» разработан для учащихся

9-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль в рамках предпрофильной подготовки, основан на межпредметных связях и рассчитан на 17 часов.

Цели курса:

- раскрыть влияние этических ценностей русского Православия на различные пласты русской культуры (литературу, живопись, музыку);

- способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся;

-совершенствовать коммуникативные навыки школьников на основе групповой работы;

- развивать и совершенствовать навыки исследовательской работы с использованием компьютерных технологий;

- активно использовать воспитательные возможности предпрофильного обучения, развивая духовные, нравственные, патриотические начала подрастающего поколения.

Задачи курса:

- освоение учащимися духовно значимых концептов в различных жанрах русского искусства; - помочь осознать уникальность наследия русской культуры, её созидательную роль в формировании таких качеств, как милосердие, любовь, сострадание, терпимость, уважение;

-поближе познакомить школьников с календарными православными праздниками, традициями и обрядами русского народа, вдохновившими художников, писателей, поэтов, композиторов, сформировать уважение к этому наследию;

-вовлечь учащихся в эмоциональную сферу занятий, развивать коммуникативные навыки, толерантность, взаимоуважение; формирование потребности к самовыражению, осознания уникальности своей личности.

Занятия предполагается проводить в различных формах: лекция, беседа проблемного характера, урок-практикум на основе групповой работы, урок-мастерская, защита исследовательских проектов, интегрированный урок. Предполагается активное использование компьютера с проектором, магнитофона с аудиозаписями, DVD для просмотра фрагментов телеспектаклей, художественных и документальных фильмов.

Учебно-тематический план

темы

Наименование темы




Коли-

чество часов

Виды деятельности (учителя и учащихся)

1.


Что такое духовность

1

Урок - мастерская. Работа в группах. Знакомство с сакральными текстами, сопоставление их с текстами светскими. Выступления спикеров групп, обсуждения. Анализ ключевых слов, создание ассоциативного ряда. Анкетирование учащихся.

2.








Духовный свет идеалов Древней Руси. Сказание о Борисе и Глебе, являющимися первыми канонизированными русскими святыми. Знакомство с жанром житийной литературы.


1

Урок-экскурсия. Знакомство с древней Борисоглебской слободой, её историей, памятниками литературы и искусства.

Просмотр и анализ икон с изображением Бориса и Глеба.

3.

Художественный опыт допетровской Руси. Андрей Рублёв «Троица».

1

Сопоставление библейской притчи и живописного полотна. Постижение символических образов русской иконографии, их философской глубины. Просмотр фрагментов из кинофильма А.Тарковского «Андрей Рублёв». Осознание труда иконописца как духовного подвига.

4.

Колокольный звон в христианской традиции.

1

Лекция учителя. Беседа проблемного характера. Чтение и обсуждение стихотворения Э.По «Колокола и колокольчики». Философская основа стихотворения, сопоставление с русскими традициями. Фрагменты симфонической поэмы Сергея Рахманинова «Колокола», написанной на стихи Эдгара По.

5.

Русские праведники Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

1

Сообщения групп по теме, доклады, информационные и исследовательские проекты учащихся. Прослушивание песен в исполнении Ж.Бичевской «Дивеево», «Батюшка наш Серафим».

6.

Русское церковное зодчество - сплав религии и искусства.

1

Лекция учителя, сопровождающаяся проблемной беседой. Информационные проекты учащихся, посвящённые истории собора Василия Блаженного, Успенского собора Московского кремля, Храма Христа Спасителя, Спасо-Преображенского кафедрального храма города Тамбова.

7.

Духовные основы русской поэзии 19 века. Жанр молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1

Урок-практикум. Чтение и анализ стихотворений: «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Отец людей, Отец Небесный», А.С.Пушкина и «Молитва» М.Ю.Лермонтова. Постижение духовно-нравственного потенциала данных произведений.


8.

Духовно-нравственный смысл повести Н.В.Гоголя «Портрет». Гоголь и Оптина Пустынь.

1

Беседа проблемного характера. Элементы интерактивного обучения в ролевой игре « Суд над художником Чартковым».

Информационный проект о духовной биографии самого писателя. Сочинение в жанре эссе «Вверх по лестнице, ведущей вниз"

9.

Русский святочный рассказ: эстетика и поэтика жанра.

1

Сообщения учащихся о самом празднике. Элементы инсценирования. Знакомство с жанром. Чтение и обсуждение рассказов Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика», Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

10.

Библейская тема в русской


живописи 19-20 веков.


1

Лекция учителя с составлением тезисного плана. Просмотр с последующим обсуждением картин А.Иванова «Явление Христа народу», И.Крамского «Христос в пустыне», Н. Ге «Что есть истина» и «Голгофа», В.Поленова «Христос и грешница», В.Верещагина «Ночь на Голгофе», полотен М.Нестерова. Краеведческий материал:картины О.А.Гущина “Оптина пустынь” (1997), Н.Г.Богданова “Летняя церковь Казанского монастыря” (1997). В тематических произведениях православные праздники: В.В.Сизов “В крещенскую ночь у Иордани” (1993-97); в натюрмортах культовые предметы - Н.В.Рябинская “Натюрморт с иконой” (1996). Сочинение-рассуждение по впечатлениям одной из картин.

11.

Библейские образы и мотивы в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1



Урок- мастерская. Работа в группах. Постижение библейских мотивов, сюжетов и символов в сказках «Христова ночь», «Пропала совесть», «Рождественская сказка».

12.

Праздники и радости

И.С. Шмелёва и Б.М.Кустодиева.

1

Сопоставление картин художника с отдельными главами романа Шмелёва «Лето Господне».

13.

От рассказа Л.Андреева «Ангелочек» к стихотворению А.Блока «Сусальный ангел».

1

Сопоставительный анализ произведений, постижение идейного смысла и особенностей мировоззрения Андреева и Блока.

14.

Пафос благочестия в стихах М.Цветаевой о московских святынях.

1

Урок-практикум. Интерпретация отдельных стихотворений из цикла «Стихи о Москве». Лингвистический анализ текстов стихотворений для характеристики своеобразного стиля старорусской напевной речи, где органично сосуществуют архаизмы и лексика разговорной речи.

15.

Духовная тема в поэзии Н.Рубцова и полотнах Левитана. Созвучие романсу Козлова «Вечерний звон».

1

Урок-практикум на основе групповой работы. Постижение общности мировоззрения, художественных образов и неразрывной связи с родной землёй.

16.

Тема духовного очищения в современной литературе.

Рассказ В.Астафьева «Людочка».

1

Чтение, обсуждение, интерпретация. Сочинение в жанре эссе.

17.

Музыкальное краеведение.

Церковно-певческое направление. Собиратели фольклора. Бардовская песня.

1

Подготовка сценария, проведение вечера.


Содержание курса.

Тема 1.Вводное занятие. Что такое духовность? Сакральные тексты: «Дары святого духа» - Первое послание к Коринфянам апостола Павла, Десять заповедей из Ветхого завета. Апостол Павел как первый систематизатор и пропагандист духовности. Нравственные нормы данных текстов - мудрость, вера, доброта, терпение, самообладание, кротость, любовь. Родственные слова к слову духовность. Определение духовности. Центральный догмат христианства - учение о Святой Троице. Определение святости. Любовь как духовный дар. Светские и сакральные тексты о любви. Обобщённая схема - модель урока. Анкетирование учащихся.

Тема 2. Духовный свет идеалов Древней Руси. Сказание о Борисе и Глебе, являющимися первыми канонизированными русскими святыми. История Борисоглебской слободы. Воскресенский собор. Икона святых Бориса и Глеба. Знакомство с текстом «Сказания…». Образы братьев, выполненные иконописцем. Символика иконы, житийные клейма, воспроизводящие историю жизни Бориса и Глеба. Нравственные выводы духовного подвига.

Тема 3. Художественный опыт допетровской Руси. Андрей Рублёв «Троица».

Философская глубина, религиозная основа древнерусского искусства. История жизни Андрея Рублёва. Просмотр фрагментов из кинофильма А.Тарковского о художнике и документального фильма о его работе. Рассказ о легенде, положенной в основу картины «Троица». Отличие от икон, являющихся предметом культа. Символический характер образов «Троицы», особенности композиции, ритма и цвета, соразмерность пропорций. Аллегоричность таких предметов на картине, как чаша, гора, дерево, палаты, крылья. Посвящение картины Сергию Радонежскому, который призывал современников к единению.

Тема 4. Колокольный звон в христианской традиции. Появление и развитие колокольной музыки на Руси. Типы колокольных звонов - трезвон, перезвон, Благовест, красный звон. Роль их в духовной жизни Руси (возвещает начало богослужения, сопровождает крестный ход, является частью богослужебных обрядов). Возвращение искусства колокольного звона сегодня. Фестивали колокольной музыки. Чтение и обсуждение стихотворения американского поэта-романтика Э.По «Колокола и колокольчики» в переводе Бальмонта, внёсшего в оригинал свои изменения. Очерченный круг жизни человека, в котором каждый этап жизни сопровождается колокольным звоном и трелью колокольчиков. Фрагменты симфонической поэмы «Колокола», написанной С.Рахманиновым на стихи Э.По. Обоснование изменений, внесённых Бальмонтом в оригинал стихотворения.

Тема 5. Русские праведники Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Духовный подвиг старцев. Понятие подвижничества. Роль в истории и духовной жизни нашего Отечества. Духовные песни, посвящённые Серафиму Саровскому и в исполнении Ж.Бичевской.

Тема 6.Русское церковное зодчество - сплав религии и искусства. Появление храмов на Руси. Особенности древнерусской храмовой архитектуры (храмовое многоглавие, луковичное завершение храмов, ярусный тип). История собора Василия Блаженного, Успенского собора

Московского Кремля, Храма Христа Спасителя, Спасо-Преображенского кафедрального храма города Тамбова.

Тема 7. Духовные основы русской поэзии 19 века. Жанр молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жёны непорочны» (переложение Великопостной молитвы преподобного Ефима Сирина) и «Отец людей, Отец Небесный». Духовная природа поэтической молитвы. Схожесть лексики, семантики, торжественной интонации. М.Ю.Лермонтов «Молитва». Очистительная значимость молитвенных слов.

Тема 8. Духовно-нравственный смысл повести Н.В.Гоголя «Портрет». Гоголь и Оптина Пустынь.

Фрагменты духовной биографии Н.В.Гоголя. Тема саморазрушения личности в повести «Портрет». Нравственные выводы. Актуальность произведения, связь с современностью.

Тема 9. Русский святочный рассказ: эстетика и поэтика жанра. Праздник Рождества Христова. Святочные рассказы как привычные рождественские подарки для читателей 19 века. Жанровый канон (приуроченность к святкам, загадочно-чудесные события, наличие морали, установка на истинность). Н.С.Лесков «Христос в гостях у мужика». Тема раскаявшегося грешника. Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Тема обездоленного, невинно страдающего ребёнка, погружённая корнями в евангельское повествование о «страстях Господних», которые были уготованы Младенцу Христу в будущем.

Тема 10. Библейская тема в русской живописи 19-20 веков. Отличие светской картины, написанной на библейский сюжет от иконы, являющейся предметом культа и написанной по определённым канонам. Просмотр с последующим обсуждением картин А.Иванова «Явление Христа народу», И.Крамского «Христос в пустыне», Н. Ге «Что есть истина» и «Голгофа», В.Поленова «Христос и грешница», В.Верещагина «Ночь на Голгофе», полотен М.Нестерова «Святая Русь» и «Видение отроку Варфоломею». Сопоставление с библейскими сюжетами. Духовный и философский аспект полотен. Краеведческий материал: знакомство с полотнами художников Тамбовского края на библейские сюжеты.

Тема 11. Библейские образы и мотивы в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Постижение библейских мотивов, сюжетов и символов в сказках «Христова ночь», «Пропала совесть», «Рождественская сказка». Система нравственных ценностей писателя. Тема поруганной и воскресающей совести. Надежда на воскрешение человека и его духовной сущности после судного дня.

Тема 12. Праздники и радости И.С. Шмелёва и Б.М.Кустодиева.

Идейная и тематическая близость произведений художника и писателя. Связь многих глав романа с годовым циклом христианских праздников. Обряды и традиции, сопровождающие эти праздники. Картины Кустодиева «Пасхальный обряд», «Троицын день», «Крещенское водосвятие», «Масленица», «Вербный торг у Спасских ворот», «Ярмарка». Благоговейное отношение героя к исконно русским традициям. Актуальность темы в наше время.


Тема 13. От рассказа Л.Андреева «Ангелочек» к стихотворению А.Блока «Сусальный ангел».

Сопоставительный анализ произведений, постижение идейного смысла и особенностей мировоззрения Андреева и Блока. Мрачный фатализм писателя и вера в ангела-хранителя Блока.

Тема 14. Пафос благочестия в стихах М.Цветаевой о московских святынях.

Сакральный образ Москвы-хранительницы древних православных традиций. Принадлежность поэтессы к московскому типу патриархальной московской культуры. Диалог с петербургской моделью мира. Почитание икон, воспевание Спасских ворот. Своеобразный стиль цикла, проявляющийся в напевной речи старорусской московской Руси.

Тема 15. Духовная тема в поэзии Н.Рубцова и полотнах Левитана. Созвучие романсу Козлова «Вечерний звон». Стихи Н.Рубцова «В святой обители природы», «Видения на холме». Картины Левитана «Вечерний звон», «Над вечным покоем». Схожесть художественных образов, философского аспекта. Вечный покой в природе и бренность бытия. Романс «Вечерний звон» как воплощение дум о человеческом существовании.

Тема 16. Тема духовного очищения в современной литературе.

Рассказ В.Астафьева «Людочка».

Проблема «человек- дом - мир». Тема бездуховности, дисгармонии, отсутствие любви в современной жизни. Тема покаяния в материнской молитве, несущей надежду. Образ ребёнка как символ света и чистоты.

Тема 17. Музыкальное краеведение.

Церковно-певческое направление. Собиратели фольклора. Бардовская песня. Заключительный литературно- музыкальный вечер, посвящённый изученной тематике.


Список литературы:

1. Библия. Ветхий Завет и Новый Завет (любое издание).

2. Алпатов М.В.Древнерусская иконопись. - М.: Просвещение, 1978.

3. Георгиева Т.С.Христианство и русская культура. - М.: Просвещение, 1997.

4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура.- М.: Дрофа, 2003.

5. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1993

6. Муравьёв А.Н. Путешествия по святым местам. М.: Дрофа, 2004.

7. Платонова Н.И. Этюды об изобразительном искусстве.- М.: Просвещение,

1996.

8. Федотов Г.А. Святые Древней Руси.- М.: Просвещение, 1990.










Элективный курс "Духовные родники русской культуры" для 9 класса.
  • Русский язык и литература
Описание:

 Программа данного курса позволяет выйти за рамки учебника по литературе, а межпредметные связи способствуют расширению кругозора учащихся, повышают их интеллектуальный уровень и метапредметные компетенции.

 Курс разработан для учащихся с ориентацией на гуманитарный профиль в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Позволяет раскрыть влияние этических ценностей Православия на русскую культуру, совершенствует навыки исследовательской работы, развивает эмоциональную сферу учащихся, направлен на духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Автор Шукурова Элла Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 338
Номер материала 20485
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓