Главная / Обществознание / элективный курс " Предпринимательство и бизнес"

элективный курс " Предпринимательство и бизнес"

Управление образования Альметьевского района и города Альметьевска







Программа

элективного курса для профильной подготовки учащихся 10-11 классов



Предпринимательство и бизнес.












Составитель программного курса:

учитель истории и обществознания

муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11

Гизатуллина Гузель Фандасовна,

высшая квалификационная категория










Альметьевск

2014

Пояснительная записка.

В условиях перехода к профильному обучению в старших классах школы особая роль отводится экономическому образованию. Экономическое образование призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности.

Программа элективного курса « Предпринимательство и бизнес» рассчитана на 68 учебных часов, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в 10-11 классах школы. Курс выполняет функцию поддержки основных курсов профиля « Обществознание », ориентирована на углубление предметных знаний развитие компетенций по курсам «Экономика» и « Право», опирается на предметные знания в областях экономики и права на базовом уровне. Предназначен преимущественно для учащихся, чей профиль обучения связан с социально- экономическим направлением. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о предпринимательстве и бизнесе, формировать общие и достаточно цельные представления о процессах, связанных с предпринимательской деятельностью. Направленность курса - развивающая. Курс ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старшеклассников, их аналитических способностей. Программа курса позволяет:

  • Выработать адекватные представления о сути экономических явлений и взаимосвязи, умение выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам

  • Выработать функциональную экономическую грамотность, необходимую для социальной адаптации учащихся происходящим изменениям в жизни российского общества, для профессиональной ориентации в сфере экономики,

  • Способствовать воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию

  • Способствовать формированию практических навыков принятия ответственности

Программа является адаптивной, составлена с приспособлением имеющихся разработок к данной школьной среде. Она отвечает определенным в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов

В процессе работы по изучению курса ученики могут овладеть:

  • Конкретно экономическими понятиями и категориями, касающимися различных аспектов развития предпринимательства и бизнеса

  • Навыками работы с научно- популярной и справочной литературой ( составление таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме)

  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом и обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

Итогом работы учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно бизнес- планы.

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения учебных занятий (фронтальные беседы, комбинированные уроки, уроки- беседы, лекции, практические занятия) обязательными являются использование активных форм обучения (моделирующие экономические игры, работа в малых группах, соревнование)

Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам развития предпринимательства и бизнеса;

  • тематический контроль (тестовые задания, экономические диктанты, решение экономических задач);

  • Зачетный практикум (практическое выполнение обязательных практических заданий);

  • Обобщающий (в форме презентации или защиты бизнес - проектов, защите рефератов)


Учебно- тематический план курса « Предпринимательство и бизнес».




+

темы

Количество часов

Вид занятий

Тео-рия

практики

всего

1

Предпринимательство

2



Лекция, беседа, составление схемы

« Основные сферы предпринимательской деятельности»

2

Предпринимательский риск

2

2

4

Лекция, беседа, практикум « Оценка ожидаемого риска », составление памятки « Как уменьшить риск? »

3

Организация предприятия

4

2

6

Лекция, беседа, тестовые задания,

игра « Открытие фирмы»

4

Управление предприятием

6

4

10

Беседа, лекция, составление схем, экономический диктант, практикумы. Подготовка докладов (или рефератов по теме « Наука управления»)

5

Финансирование предпринимательства и финансовый учет

4

2

6

Лекция, решение экономических задач, беседа, сообщения по теме « Что я знаю о прибыли».

6

Маркетинг в деятельности предпринимателя

6

4

10

Лекция, решение экономических задач, беседа, практикумы по маркетинговому исследованию, разработке и рекламе товаров.

7

Этика и культура в бизнесе.

2

2

4

Беседа, тест « Проверка коммуникативно-лидерских способностей», практикум « Деловые переговоры», составление памятки « как можно избежать конфликтов»

8

Деловая среда бизнеса

4

1

5

Лекция, беседа, тестовые задания

9

Государство и предпринимательство

3

2

5

Лекция, беседа, сообщения по темам: « десять веков предпринимательства в России», « Развитие предпринимательства в нашем крае: прошлое и настоящее »

10

Бизнес- план.

4

10

14

Лекция, практикумы по разработке бизнес- планов (Работа по группам), презентация бизнес- планов.

11

Итоговое занятие.


2

2

Деловая игра

« Интеллектуальный бизнес»


ИТОГО

37

31

68





Содержание курса.


Тема 1. Предпринимательство.(2 часа)

Что такое предпринимательство и предпринимательская деятельность. Содержание и виды предпринимательской деятельности. Предприниматель и мотивация его деятельности. Роль предпринимательства в экономике.



Тема 2.Предпринимательский риск. (4 часа)


Что такое предпринимательский риск и в чем его причина. Виды потерь и факторов риска. Какой риск в бизнесе допустим? Оценка ожидаемого риска. Способы защиты от возможного риска и источников угрозы в предпринимательстве. ( Как уменьшить риск?).


Тема 3. Организация предприятия. (6 часов)


Организация предприятия: выбор организационно- правовой формы, структуры управления, формы ответственности, принципа распределения прибыли. Устав предприятия и учредительный договор.

Участники предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Организационно- правовые формы предприятия. Формы объединения самостоятельных предприятий


Тема 4.Управление предприятием. (10 часов)


Понятие менеджмента. Менеджер – творческая личность.

Цели и задачи стратегия управления предприятием.

Планирование. Программа, календарное планирование, сетевое планирование, финансовый план.

Себестоимость продукции. Структура и методика расчета себестоимости производимой продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции.

Контроль. Виды и формы контроля.

Организация управления. Основные функции управления. Основные организационные структуры управления фирмой. Управление акционерным обществом

Коммуникация. Управление персоналом. Прогнозирование, мотивация - виды деятельности в менеджменте.

Тема 5.Финансирование предпринимательства и финансовый учет.(6 часов)



Уставной капитал и источники его формирования. Капиталовложения (инвестиции). Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Основные внутренние и внешние источники финансирования фирмы. Виды ценных бумаг. Дивиденды.

Бухгалтерский учет. Сводный баланс предприятия. Активы и пассивы. Отчет о прибылях и убытках.

Анализ финансового состояния фирмы. Рентабельность, устойчивость, платежеспособность.


Тема 6.Маркетинг в деятельности предпринимателя.(10 часов)


Понятие маркетинга. Задачи и виды маркетинга. Маркетинговые исследования и мероприятия по изучению рынка. Разработка, сбыт товаров, установление цены на товар, каналы распределения товаров. Реклама, виды рекламы и роль рекламы в бизнесе.

Сделка и договор в бизнесе. Патент. Товарные знаки. Авторское право. Оценка результатов предпринимательской деятельности


Тема 7.Этика и культура в бизнесе. (4 часа)


Имидж бизнесмена. Деловая репутация предприятия. Взаимное уважение участников предпринимательской деятельности. Культура деловых отношений. Деловые переговоры. Стиль общения. Коммуникативно-лидерские способности. Как избегать конфликтных ситуаций, эффективное поведение при конфликтах. Этика и мораль предпринимательства.


Тема 8. Деловая среда бизнеса. (5 часов)


Правовая и информационная среда. Основные финансовые и налоговые институты.

Биржа и биржевая торговля. Виды бирж. Общая характеристика биржевой сделки и ее виды. Субъекты биржевой деятельности: брокеры, дилеры, маклеры.

Товарная биржа. Биржевые товары. Роль товарных бирж в экономике.

Фондовая биржа. Фондовый рынок и его роль в экономике. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.


Тема 9 Государство и предпринимательство. (5 часов)


Причины вмешательства государства в бизнес. Помощь государства предпринимательству: помощь новым фирмам, субсидии, государственные заказы, государственные закупки, негосударственные формы помощи. Порядок проведения мероприятий по контролю за деятельностью предпринимателей. Основания для проведения проверок правоохранительными органами.

Десять веков российского предпринимательства: истоки, традиции и современность. Развитие предпринимательства в нашем крае: прошлое и настоящее. Предпринимательство в городе.

Тема 10. Бизнес- план. (14 часов)



Понятие бизнес- плана. Структура бизнес- плана. Основные источники для составления бизнес- плана.

Разработка бизнес- планов:

  • Краткое описание бизнеса;

  • Описание предприятия и его финансового состояния;

  • Описание планируемой к производству продукции;

  • Анализ рынка;

  • Производственный план;

  • План по трудовым ресурсам;

  • Маркетинговый план;

  • Финансовый план;

  • Организационный план;

  • Резюме проекта;

  • Подготовка приложений бизнес- плану.

Презентация бизнес- планов.


Тема 11. Деловая игра « Интеллектуальный бизнес» (2 часа.).


Список литературы для учащихся.



  1. Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников- М.: Эконов, 1995, также на сайте http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/

  2. Лиманова Е.Г. Буфетова Л.П. Основы экономики . учебное пособие для школьников( выпуск 2) http://emzv-2-06.narod.ru/uchebniki/liman9.pdf

  3. Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. М.: Начала - пресс. ,1995

  4. Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/

Список литературы для учителей.


  1. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань,1992

  2. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Уч. пособие. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2009. – 256 с.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации -http://base.garant.ru/10164072/

  4. Можете ли вы стать бизнесменом? Чебоксары, Издательство Чувашского государственного университета,1993

  5. Леонтьев А.В. Методы обучения школьников основам предпринимательства на уроках технологии. Казань, 1999

  6. Липсиц И.В. Экономика : В 2 Ч. – М.: 1998,

  7. Липсиц И.В. Экономика, базовый учебник – М.:2004

  8. Липсиц, И.А. Бизнес-план – основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2012. – 112 с.

  9. Маркова, В.Д.  Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко.- М.: Проспект, 2009. – 216 с.

  10. Морошкин, В. А.  Бизнес-планирование:   учебное   пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. – М.:   ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 256 с. – (Профессиональное образо­вание).

  11. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Омега-Л, 2012. – 152 с.

  12. Открытые курсы бизнеса и экономики http://college.ru/economics/

  13. Попов, В.Н. Бизнес – планирование / В.Н. Попов, С.И. Ляпунов.- М.: Финансы и статистика, 2009. – 246 с.

  14. Просветов, Г. И.     Бизнес-планирование: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. – 2-е изд., доп. – М. : Альфа-Пресс, 2008. – 255 с.

  15. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. , Шемякин Б.П. Рынок? Рынок…Ура! Рынок! Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов, М.: Новая школа,1994

  16. Прутченков А.С. Школа и рынок. Методическая разработка деловой финансово- экономической игры. М.: Новая школа,1995

  17. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 488 с.

  18. Сборник бизнес-планов: практическое пособие / ред. Ю. Н. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2012. – 310 с.

  19. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. – 346 с.

  20. Уткин, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. – 102 с.

  21. Шевчук, Д. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / Д. А. Шев­чук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 208 с.































элективный курс " Предпринимательство и бизнес"
  • Обществознание
Описание:

Программа  элективного курса  « Предпринимательство и бизнес» рассчитана на 68  учебных часов, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в 10-11 классах школы. Курс выполняет функцию поддержки основных курсов профиля « Обществознание », ориентирована на углубление предметных знаний развитие компетенций  по курсам «Экономика» и « Право», опирается на предметные знания в областях экономики и права на базовом уровне. Предназначен преимущественно для учащихся, чей профиль обучения связан с социально- экономическим направлением.  В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о предпринимательстве и бизнесе, формировать общие и достаточно цельные представления о процессах, связанных с предпринимательской деятельностью. Направленность курса -   развивающая. Курс ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старшеклассников, их аналитических способностей.

Автор Гизатуллина Гузель Фандасовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 617
Номер материала 32373
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓