Управление образования Альметьевского района и города
Альметьевска
Программа
элективного курса для профильной подготовки учащихся
10-11 классов
Предпринимательство и бизнес.
Составитель программного курса:
учитель истории и обществознания
муниципального
образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11
Гизатуллина
Гузель Фандасовна,
высшая
квалификационная категория
Альметьевск
2014
Пояснительная записка.
В условиях перехода к
профильному обучению в старших классах школы особая роль отводится
экономическому образованию. Экономическое образование призвано сформировать
экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения,
создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной
практической деятельности.
Программа элективного курса « Предпринимательство и
бизнес» рассчитана на 68 учебных часов, ориентирована на перспективу развития
профильного обучения в 10-11 классах школы. Курс выполняет функцию поддержки
основных курсов профиля « Обществознание », ориентирована на углубление
предметных знаний развитие компетенций по курсам «Экономика» и « Право»,
опирается на предметные знания в областях экономики и права на базовом уровне.
Предназначен преимущественно для учащихся, чей профиль обучения связан с
социально- экономическим направлением. В процессе изучения данного курса
учащиеся имеют возможность расширить свои представления о предпринимательстве и
бизнесе, формировать общие и достаточно цельные представления о процессах,
связанных с предпринимательской деятельностью. Направленность курса -
развивающая. Курс ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности
старшеклассников, их аналитических способностей. Программа курса позволяет:
·
Выработать адекватные
представления о сути экономических явлений и взаимосвязи, умение выносить
аргументированные суждения по экономическим вопросам
·
Выработать функциональную
экономическую грамотность, необходимую для социальной адаптации учащихся
происходящим изменениям в жизни российского общества, для профессиональной
ориентации в сфере экономики,
·
Способствовать воспитанию
у учащихся инициативы, самостоятельности в принятии решений, способности к
саморазвитию и самообразованию
·
Способствовать
формированию практических навыков принятия ответственности
Программа является адаптивной, составлена с
приспособлением имеющихся разработок к данной школьной среде. Она отвечает
определенным в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших
классов
В процессе работы по изучению курса ученики могут
овладеть:
·
Конкретно экономическими
понятиями и категориями, касающимися различных аспектов развития
предпринимательства и бизнеса
·
Навыками работы с научно-
популярной и справочной литературой ( составление таблиц, схем, рефератов по
избранной теме или проблеме)
·
элементами
исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом и
обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством
педагога) микроисследования.
Итогом работы учащихся или группы учащихся по данной программе могут
стать подготовленные самостоятельно бизнес- планы.
При работе по программе наряду с традиционными формами проведения
учебных занятий (фронтальные беседы, комбинированные уроки, уроки- беседы,
лекции, практические занятия) обязательными являются использование активных
форм обучения (моделирующие экономические игры, работа в малых группах,
соревнование)
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут
быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
·
текущий контроль (беседы с
учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам развития предпринимательства
и бизнеса;
·
тематический контроль
(тестовые задания, экономические диктанты, решение экономических задач);
·
Зачетный практикум
(практическое выполнение обязательных практических заданий);
·
Обобщающий (в форме
презентации или защиты бизнес - проектов, защите рефератов)
Учебно- тематический
план курса « Предпринимательство и бизнес».
+
|
темы
|
Количество часов
|
Вид занятий
|
Тео-рия
|
практики
|
всего
|
1
|
Предпринимательство
|
2
|
|
|
Лекция, беседа, составление схемы
« Основные сферы предпринимательской деятельности»
|
2
|
Предпринимательский риск
|
2
|
2
|
4
|
Лекция, беседа, практикум « Оценка ожидаемого риска
», составление памятки « Как уменьшить риск? »
|
3
|
Организация предприятия
|
4
|
2
|
6
|
Лекция, беседа, тестовые задания,
игра « Открытие фирмы»
|
4
|
Управление предприятием
|
6
|
4
|
10
|
Беседа, лекция, составление схем, экономический
диктант, практикумы. Подготовка докладов (или рефератов по теме « Наука
управления»)
|
5
|
Финансирование предпринимательства и финансовый учет
|
4
|
2
|
6
|
Лекция, решение экономических задач, беседа, сообщения
по теме « Что я знаю о прибыли».
|
6
|
Маркетинг в деятельности предпринимателя
|
6
|
4
|
10
|
Лекция, решение экономических задач, беседа,
практикумы по маркетинговому исследованию, разработке и рекламе товаров.
|
7
|
Этика и культура в бизнесе.
|
2
|
2
|
4
|
Беседа, тест « Проверка коммуникативно-лидерских
способностей», практикум « Деловые переговоры», составление памятки « как
можно избежать конфликтов»
|
8
|
Деловая среда бизнеса
|
4
|
1
|
5
|
Лекция, беседа, тестовые задания
|
9
|
Государство и предпринимательство
|
3
|
2
|
5
|
Лекция, беседа, сообщения по темам: « десять веков
предпринимательства в России», « Развитие предпринимательства в нашем крае:
прошлое и настоящее »
|
10
|
Бизнес- план.
|
4
|
10
|
14
|
Лекция, практикумы по разработке бизнес- планов
(Работа по группам), презентация бизнес- планов.
|
11
|
Итоговое занятие.
|
|
2
|
2
|
Деловая игра
« Интеллектуальный бизнес»
|
|
ИТОГО
|
37
|
31
|
68
|
|
Содержание курса.
Тема 1. Предпринимательство.(2 часа)
Что такое предпринимательство и
предпринимательская деятельность. Содержание и виды предпринимательской
деятельности. Предприниматель и мотивация его деятельности. Роль
предпринимательства в экономике.
Тема
2.Предпринимательский риск. (4 часа)
Что такое предпринимательский риск и в чем
его причина. Виды потерь и факторов риска. Какой риск в бизнесе допустим?
Оценка ожидаемого риска. Способы защиты от возможного риска и источников угрозы
в предпринимательстве. ( Как уменьшить риск?).
Тема 3. Организация предприятия. (6 часов)
Организация предприятия: выбор
организационно- правовой формы, структуры управления, формы ответственности,
принципа распределения прибыли. Устав предприятия и учредительный договор.
Участники предпринимательской деятельности в
Российской Федерации.
Организационно- правовые формы предприятия. Формы объединения
самостоятельных предприятий
Тема 4.Управление предприятием. (10 часов)
Понятие менеджмента. Менеджер – творческая
личность.
Цели и задачи стратегия управления предприятием.
Планирование. Программа, календарное планирование, сетевое
планирование, финансовый план.
Себестоимость продукции. Структура и методика расчета себестоимости
производимой продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции.
Контроль. Виды и формы контроля.
Организация управления. Основные функции управления. Основные
организационные структуры управления фирмой. Управление акционерным обществом
Коммуникация. Управление персоналом. Прогнозирование, мотивация - виды
деятельности в менеджменте.
Тема
5.Финансирование предпринимательства и финансовый учет.(6 часов)
Уставной капитал и источники его
формирования. Капиталовложения (инвестиции). Основной и оборотный капитал.
Амортизация.
Основные внутренние и внешние источники
финансирования фирмы. Виды ценных бумаг. Дивиденды.
Бухгалтерский учет. Сводный баланс
предприятия. Активы и пассивы. Отчет о прибылях и убытках.
Анализ финансового состояния фирмы.
Рентабельность, устойчивость, платежеспособность.
Тема
6.Маркетинг в деятельности предпринимателя.(10 часов)
Понятие маркетинга. Задачи и виды
маркетинга. Маркетинговые исследования и мероприятия по изучению рынка.
Разработка, сбыт товаров, установление цены на товар, каналы распределения
товаров. Реклама, виды рекламы и роль рекламы в бизнесе.
Сделка и договор в бизнесе. Патент. Товарные знаки. Авторское право.
Оценка результатов предпринимательской деятельности
Тема 7.Этика и культура в бизнесе. (4 часа)
Имидж бизнесмена. Деловая репутация предприятия. Взаимное уважение
участников предпринимательской деятельности. Культура деловых отношений.
Деловые переговоры. Стиль общения. Коммуникативно-лидерские способности. Как
избегать конфликтных ситуаций, эффективное поведение при конфликтах. Этика и
мораль предпринимательства.
Тема 8. Деловая среда бизнеса. (5 часов)
Правовая и информационная среда. Основные
финансовые и налоговые институты.
Биржа и биржевая торговля. Виды бирж. Общая характеристика биржевой
сделки и ее виды. Субъекты биржевой деятельности: брокеры, дилеры, маклеры.
Товарная биржа. Биржевые товары. Роль товарных бирж в экономике.
Фондовая биржа. Фондовый рынок и его роль в экономике. Первичный и
вторичный рынок ценных бумаг.
Тема 9 Государство и предпринимательство. (5 часов)
Причины вмешательства государства в бизнес.
Помощь государства предпринимательству: помощь новым фирмам, субсидии,
государственные заказы, государственные закупки, негосударственные формы
помощи. Порядок проведения мероприятий по контролю за деятельностью
предпринимателей. Основания для проведения проверок правоохранительными
органами.
Десять веков российского
предпринимательства: истоки, традиции и современность. Развитие
предпринимательства в нашем крае: прошлое и настоящее. Предпринимательство в
городе.
Тема 10. Бизнес-
план. (14 часов)
Понятие бизнес- плана. Структура бизнес-
плана. Основные источники для составления бизнес- плана.
Разработка бизнес- планов:
·
Краткое описание
бизнеса;
·
Описание предприятия и его
финансового состояния;
·
Описание планируемой к
производству продукции;
·
Анализ рынка;
·
Производственный план;
·
План по трудовым ресурсам;
·
Маркетинговый план;
·
Финансовый план;
·
Организационный план;
·
Резюме проекта;
·
Подготовка приложений
бизнес- плану.
Презентация бизнес- планов.
Тема 11. Деловая игра « Интеллектуальный бизнес» (2 часа.).
Список
литературы для учащихся.
1.
Автономов В.С., Голдстин
Э. Экономика для школьников- М.: Эконов, 1995, также на сайте http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/
2.
Лиманова Е.Г. Буфетова
Л.П. Основы экономики . учебное пособие для школьников( выпуск 2)
http://emzv-2-06.narod.ru/uchebniki/liman9.pdf
3.
Фрейкман Е.Ю. Экономика и
бизнес. М.: Начала - пресс. ,1995
4.
Открытые курсы бизнеса и
экономики
http://www.college.ru/economics/
Список литературы для учителей.
1.
Андреев В.И. Саморазвитие
творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань,1992
2.
Баринов, В.А.
Бизнес-планирование: Уч. пособие. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2009. – 256 с.
3.
Гражданский кодекс
Российской Федерации -http://base.garant.ru/10164072/
4.
Можете ли вы стать
бизнесменом? Чебоксары, Издательство Чувашского государственного
университета,1993
5.
Леонтьев А.В. Методы
обучения школьников основам предпринимательства на уроках технологии. Казань,
1999
6.
Липсиц И.В. Экономика : В
2 Ч. – М.: 1998,
7.
Липсиц И.В. Экономика,
базовый учебник – М.:2004
8.
Липсиц, И.А. Бизнес-план –
основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Дело, 2012. – 112 с.
9.
Маркова, В.Д.
Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко.- М.: Проспект, 2009. – 216
с.
10.
Морошкин, В. А.
Бизнес-планирование: учебное пособие / В. А.
Морошкин, В. П. Буров. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 256 с. –
(Профессиональное образование).
11.
Орлова, Е.Р. Бизнес-план:
основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. – 2-е
изд., испр. и доп. – Омега-Л, 2012. – 152 с.
12.
Открытые курсы бизнеса и
экономики http://college.ru/economics/
13.
Попов, В.Н. Бизнес –
планирование / В.Н. Попов, С.И. Ляпунов.- М.: Финансы и статистика, 2009. – 246
с.
14.
Просветов, Г. И.
Бизнес-планирование: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г. И.
Просветов. – 2-е изд., доп. – М. : Альфа-Пресс, 2008. – 255 с.
15.
Прутченков А.С., Райзберг
Б.А. , Шемякин Б.П. Рынок? Рынок…Ура! Рынок! Сборник игр, тестовых и конкурсных
заданий, задач, кроссвордов, М.: Новая школа,1994
16.
Прутченков А.С. Школа и
рынок. Методическая разработка деловой финансово- экономической игры. М.: Новая
школа,1995
17.
Сборник бизнес-планов с
комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика,
2012. – 488 с.
18.
Сборник бизнес-планов:
практическое пособие / ред. Ю. Н. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2012. – 310 с.
19.
Составление бизнес-плана:
нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. – 346 с.
20.
Уткин, Э.А. Бизнес-план
компании / Э.А Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. – 102 с.
21.
Шевчук, Д. А.
Бизнес-планирование: учеб. пособие / Д. А. Шевчук. – Ростов н/Д.: Феникс,
2010. – 208 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.