Главная / Русский язык и литература / Элективный курс профильного обучения "Исследования в языкознании"

Элективный курс профильного обучения "Исследования в языкознании"

«Элективный курс профильного обучения «Лингвистическая лаборатория

(Исследование в языкознании)»



1.1. ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка

1.2. Элективный курс профильного обучения «Лингвистическая лаборатория (Исследование в языкознании)»

1.3. Автор программы: Кузнецова Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы


Пояснительная записка

2.1. Обоснование необходимости программы.

Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, т.е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объема знаний, которым владеет человек. При экстенсивном пути развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т.д. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Указанные изменения в понимании образования требуют развития принципиально новых образовательных технологий, в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Послешкольное образование предполагает ведение научно-исследовательской деятельности в тех или иных формах. Рефераты, курсовые работы, дипломные проекты становятся залогом продолжения научных поисков. Однако успешность научной деятельности зависит от навыка ее ведения. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме.

Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора. Предлагаемый курс позволит познакомить ребят с навыками исследовательской работы, сформировать необходимый минимум исследовательских умений. Кроме того, ознакомительный обзор состояния дел в современной лингвистике позволит осуществить осознанный профессиональный выбор, особенно тем учащимся, кто проявляет интерес к изучению языка. Наконец, практическая составляющая курса позволит реализовать полученный в ходе изучения курса объем знаний на практике, развивая и совершенствуя такие ключевые компетентности, как

  • готовность к разрешению проблем,

  • технологическая компетентность,

  • готовность к самообразованию,

  • готовность к использованию информационных ресурсов,

  • коммуникативная компетентность.


2.2. Цели и задачи программы

Цель элективного кура - формирование исследовательских умений учащихся, в том числе навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в лингвистике, формирование гностических умений как основы коммуникативно- компетентной и творчески мыслящей личности. Наиболее важной частью данного курса является практическая направленность.


Основные задачи курса:

1. Познакомить школьников с основами исследовательской работы.

2. Расширить границы теоретических сведений учащихся и уровень творческого применения материала основной программы.

3. Выработать у учащихся лингвистическое чутьё, заинтересовать их тайнами и законами языка.

4. Вызвать интерес к гуманитарным наукам, способствовать выбору будущей профессии;


2.3. Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения.

Данный курс рассчитан на школьников, которые проявляют интерес к исследовательской работе в области лингвистики, русского языка и желают углубить и расширить свои теоретические знания по этому предмету. Программа курса опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка, дополнительно к программным знаниям предлагается данный курс. Использование лингвистического подхода к учебным материалам позволяет расширить кругозор учащихся и развить их интерес к научно-исследовательской работе, сформировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки

При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого языкового материала.

Среди них:

Проблемное изложение теоретического материала.

Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.

Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).

Иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях

При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

· исследовательский, поисковый;

· метод развивающего обучения

Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.

Исходя из этих целей формируются следующие умения:

школьники должны научиться

  • подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой,

  • знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;

  • оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями


2.4. Характеристика временных и материальных ресурсов, необходимых для освоения курса

Курс рассчитан на 35 часов и включает в себя четыре модуля:

  1. Как взаимосвязаны теория и практика.

  2. Что можно исследовать в лингвистике?

  3. Лингвистическая лаборатория. Практикум

  4. Проверьте себя: «Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?»

Для изучения курса желательно наличие мультимедийного оборудования (компьютер+ проектор).

В качестве иллюстративного материала к модулю «Лингвистическая лаборатория. Практикум» прилагаются 6 электронных презентаций по теме.


Содержательная часть


3.1. Учебно-тематический план


Название модуля

Содержание

Количество часов

Как взаимосвязаны теория и практика.



  1. Что значит быть исследователем?

  2. Объект и предмет исследования

  3. Выдвижение гипотезы исследования.

  4. Учимся задавать вопросы

  5. Методы исследования.

  6. Как оформить свою исследовательскую работу.


11 часов

2

2

2

1

1

3

Что можно исследовать в лингвистике?



  1. Что такое лингвистика.

  2. Прикладная лингвистика.

  3. Проблемы современной линвистики


7 часов

2

3

2

Лингвистическая лаборатория. Практикум



  1. Практикум № 1. «Цветная музыка стиха.»

  2. Практикум № 2. «Что в имени тебе моем…»

  3. Практикум № 3. Вспомним о Золотой орде…

  4. Практикум № 4. Разгадывая секреты ономастики.

  5. Практикум № 5. « Недаром слово молвится…»

  6. Практикум № 6. Гендерные особенности текста – миф или реальность?

  7. Практикум № 7. «Вначале было слово…»


14 часов

2


2


2


2


2


2



2


Проверьте себя: «Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?»



  1. Анкета « Моя исследовательская культура»

  2. Анкета «Потребность в достижениях»,«Мой творческий потенциал»

  3. Советы психологов.


3 часа

1


1



1


Итого


35 часов


3.2. Последовательный перечень тем с их кратким содержанием


Как взаимосвязаны теория и практика( 11 часов)

Тема 1. Что значит быть исследователем? – 2 часа

Что такое исследовательская культура. Исследовательские умения. Что значит быть исследователем.

Тема 2. Объект и предмет исследования – 2 часа

Как определить объект исследования. Чем объект отличается от предмета исследования.

Тема 3. Выдвижение гипотезы исследования – 2 часа

Что такое гипотеза. Как гипотеза связана с успехом исследования. Учимся строить гипотезы.

Тема 4. Учимся задавать вопросы – 1 час

Классификация вопросов. Учимся правильно задавать вопросы.

Тема 5. Методы исследования – 1 час

Методы научного познания. Использование разных методов в исследовательской работе

Тема 6. Как оформить свою исследовательскую работу – 3 часа

Основные понятия исследовательской работы. Структура исследовательской работы. Тонкости оформления исследовательской работы. Презентация работы.

Что можно исследовать в лингвистике? ( 7 часов)

Тема 1. Что такое лингвистика – 2 часа

Лингвистика среди других наук. Предмет и задачи лингвистики.

Тема 2. Прикладная лингвистика – 3 часа

Направления прикладной лингвистики. Гипотеза лингвистической относительности. Лингвистическая география.

Тема 3. Проблемы современной линвистики- 2 часа

Современные тенденции в прикладной лингвистике. Лингвистический эксперимент.


Лингвистическая лаборатория. Практикум ( 14 часов)

Практикум № 1. «Цветная музыка стиха.» - 2 часа

Теория содержательности звуковой формы в языке А.П. Журавлева. Практикум «Звукоцветовой анализ стихотворения ( на выбор)»

Практикум № 2. «Что в имени тебе моем…»- 2 часа

История и функция имен в русском языке. Практикум « Имена моих одноклассников»

Практикум № 3. Вспомним о Золотой орде…- 2 часа

Сопоставительный анализ русского и татарского языков. Практикум «Общее и различное в английском и русском языках»

Практикум № 4. Разгадывая секреты ономастики- 2 часа

Сопоставительный анализ наименований улиц в населенных пунктах Самарской области. Практикум « Названия улиц моего города».

Практикум № 5. « Недаром слово молвится…»- 2 часа

Особенности речевого поведения в пословицах русского, английского и японского народов. Практикум « Иллюстрация особенностей речевого поведения пословицами названных народов»

Практикум № 6. Гендерные особенности текста – миф или реальность? - 2 часа

Ученые о гендерных особенностях создания текстов. Практикум « Отражение половой принадлежности в создаваемых текстах»

Практикум № 7. «Вначале было слово…»- 2 часа

Заимствования в русском языке на материале слов тематической группы «Школа». Практикум «Знакомый незнакомец (родословная слова)»

Проверьте себя: «Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?» ( 3 часа)

Анкета « Моя исследовательская культура» - 1 час

Анкета «Потребность в достижениях»,«Мой творческий потенциал» - 1 час

Советы психологов- 1 час

3.3. Список практических работ

Практикум № 1 «Звукоцветовой анализ стихотворения ( на выбор)»

Практикум № 2. « Имена моих одноклассников»

Практикум № 3. «Общее и различное в английском и русском языках»

Практикум № 4. « Названия улиц моего города».

Практикум №5.«Иллюстрация особенностей национального речевого поведения пословицами английского и русского народов»

Практикум № 6. « Отражение половой принадлежности в создаваемых текстах»

Практикум № 7. «Знакомый незнакомец (родословная слова)»


Методическая часть


4.1. Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.

Учащийся, прослушавший курс, должен:

  • владеть навыками исследовательской работы: а) ставить цель и задачи исследования, б) выдвигать научную гипотезу, в) формулировать конкретные вопросы по проблеме, г) знать и владеть различными методами научного исследования, д) знать структуру исследовательской работы

  • иметь представление о лингвистике как современной науке;

  • уметь анализировать языковой материал с точки зрения фонетики, этимологии, стилистики, ономастики;

  • уметь оформлять результаты своей исследовательской деятельности;

  • делать устную презентацию своей работы


4.2. Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Эффективность реализации курса определяется путем анкетирования учащихся по окончании курса:

1. Получили ли Вы новые знания в области языкознания и организации исследовательской работы во время изучения курса?

2. Чему Вы научились в период изучения курса:

А) разрабатывать программу эксперимента по определенной теме;

Б) ставить перед собой цель и задачи исследования;

В)выдвигать гипотезу исследования;

Г) оформлять научно-исследовательскую работу;

Д) работать со справочной литературой;

Е) анализировать и сопоставлять информацию из разных источников;

Ж) работать с языковым материалом с целью анализа определенных элементов текста;

З) оформлять результаты своего исследования и делать выводы;

И) получили ли Вы представление о состоянии современной лингвистики;

К) было ли Вам интересно познакомиться с этим курсом;

3. Помог ли этот курс Вам определиться или утвердиться в выборе Вашей будущей профессии?

Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

В течение всего курса учащийся собирает портфолио своих работ, в которое вкладываются по каждому модулю следующие материалы:

Модуль № 1.

  • Эссе «Что значит быть исследователем»

  • Памятки: «Объект и предмет исследования», «Методы исследования», «Как оформить свою исследовательскую работу»

Модуль № 2. Памятка «Разделы современной лингвистики»

Модуль № 3. Оформленные результаты практических работ по темам:

  • «Цветная музыка стиха»

  • «Что в имени тебе моем…»

  • Вспомним о Золотой орде…

  • Разгадывая секреты ономастики.

  • « Недаром слово молвится…»

  • Гендерные особенности текста – миф или реальность?

  • «Вначале было слово…»

Модуль № 4.

  • Анкеты: « Моя исследовательская культура», «Потребность в достижениях»,«Мой творческий потенциал»

  • Советы психологов по организации исследовательской работы



4.3. Список рекомендуемой литературы


Литература для учащихся:

  • Лингвистический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990

  • Агушкина Т. Смешенье чувств / www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor

  • Журавлев А.П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов.- М.: Просвещение,1991

  • Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс ( 8-9 классы): Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992

  • Основные сведения по татарскому языку/http://www.mtss.ru/course/

  • Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

  • Пословицы и поговорки/ www.fplib.ru/literature/proverbs

  • Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л., Лениздат, 1991

  • УспенскийЛ. Имя дома твоего. Л., Детская литература, 1967

  • Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. Пособие для учителя-словесника. – М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001

  • Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004.

Литература для учителя:


Приложение


  1. Дидактические материалы к занятиям

  2. Электронные приложения ( материалы к модулю № 3 – «Лингвистическая лаборатория»









ПРИЛОЖЕНИЕ



Вкладыш в портфолио учащегося


ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ) – наука, изучающая языки (существующие, существовавшие и возможные в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще.

ÏЛингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты), либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

ÏЛюди с тонкой языковой интуицией (чутьем языка) и с обостренной языковой рефлексией часто становятся лингвистами.

ÏЯзык, изучаемый лингвистом, – это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка, напр., грамматика или словарь) – это метаязык .

Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации) и др. На метаязыке создаются метатексты (т.е. тексты о языке) – это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языка, разговорники и т.п.

ÏПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА, деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека, а также теоретическое осмысление такой деятельности.

Прикладна́я лингви́стика (прикладное языкознание) — наряду с теоретической лингвистикой является частью науки, занимающейся языком. Специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях.

ÏОсновные направления прикладной лингвистики, связанные с изучением языка:

  • лексикография — теория и практика составления словарей;

  • лингводидактика — наука о разработках методик обучения иностранному языку;

  • терминоведение — наука об упорядочении и стандартизации научно-технической терминологии;

  • переводоведение — теория перевода.

ÏОсновные направления прикладной лингвистики (англ. applied linguistics), связанные с практическими приложениями:

  • Компьютерная лингвистика (англ. computational linguistics):

  • Машинный перевод

  • Автоматическое распознавание символов (англ. OCR)

  • Автоматическое распознавание речи (англ. ASR)

  • Автоматическое извлечение данных (англ. Data Mining)

  • Автоматическое реферирование текстов

  • Построение систем управления знаниями

  • Создание электронных словарей, тезаурусов, онтологий

  • Корпусная лингвистика, создание и использование электронных корпусов текстов

  • Лингвистическая экспертиза (например, в судебной практике)

  • Наука об упорядочении и стандартизации научно-технической терминологии

ÏПСИХОЛИНГВИСТИКА, область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего.

Психолингвистика - комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен.


Методы исследования:

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: 1 — методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2 — методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3 — методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Методы эмпирического исследования.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) активность; 4) систематичность.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов. В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.

Частным случаем наблюдения является эксперимент. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Абстрагирование имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и абстракцию. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции. Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т. п. Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и, прежде всего — с анализом и синтезом.

Анализ - метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Возвратные или элементарно-теоретические анализ и синтез широко используются как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственных связях различных явлений.

Основные понятия научно-исследовательской работы

Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует, прежде всего, усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт. Основу языка науки составляют термины и понятия, некоторые из которых мы приведем ниже.

Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.
Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.
Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Информация:

обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;
реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Концепция-система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового. Является орудием получения научных фактов.
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.
Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.
Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Принцип - основное, исходное положение какой либо теории, учения, науки.
Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Различают следующие виды проблем:

исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка — «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).
Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Как оформить исследовательскую работу

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.

  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

  3. Определение объекта и предмета исследования.

  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

  5. Описание процесса исследования.

  6. Обсуждение результатов исследования.

  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.

Объяснение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации. Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии проблема» более подробно.

Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Отдельные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в ее разработку.

Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).

Далее определяются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет — то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала.

Описание процесса исследования — основная часть работы. Здесь же освещаются методика и техника.

Существенный этап научного исследования — обсуждение его результатов, которое проходит на заседаниях научных групп, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности исследовательской работы и коллективный отзыв.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические













15


Элективный курс профильного обучения "Исследования в языкознании"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель элективного кура - формирование исследовательских умений учащихся, в том числе навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в лингвистике, формирование гностических умений как основы коммуникативно- компетентной и творчески мыслящей личности. Наиболее важной частью данного курса является практическая направленность.

 

Основные задачи курса:

1.   Познакомить  школьников с основами  исследовательской работы.

2. Расширить границы теоретических сведений учащихся и уровень творческого применения материала основной программы.

3.  Выработать у учащихся лингвистическое чутьё, заинтересовать их тайнами и законами языка.

4.  Вызвать интерес к гуманитарным наукам, способствовать выбору будущей профессии;

 

2.3. Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения.

  Данный курс рассчитан на школьников, которые проявляют интерес к исследовательской работе в области лингвистики, русского языка и желают углубить и расширить свои теоретические знания по этому предмету. Программа курса опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка, дополнительно к программным знаниям предлагается данный курс. Использование лингвистического подхода к учебным материалам позволяет расширить кругозор учащихся и развить их интерес к научно-исследовательской работе, сформировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки

При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого языкового материала.

Среди них:

  Проблемное изложение теоретического материала.

  Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.

  Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).

  Иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях

При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

· исследовательский, поисковый;

· метод развивающего обучения

Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.

Исходя из этих целей формируются следующие умения:

школьники должны научиться

·        подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой,

·        знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;

·        оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями

 

2.4. Характеристика временных и материальных ресурсов, необходимых для освоения курса

Курс рассчитан на 35 часов и включает в себя  четыре модуля:

1.     Как взаимосвязаны теория и практика.

2.     Что можно исследовать в лингвистике?

3.     Лингвистическая лаборатория. Практикум

4.     Проверьте  себя: «Есть ли у Вас шанс стать нобелевским лауреатом?»

Автор Кузнецова Ольга Дмитриевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 367
Номер материала 33652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓