Главная / Классному руководителю / Элективный курс Познай свои способности

Элективный курс Познай свои способности

hello_html_m1c96fee2.gifПояснительная записка

Знания не передаются по наследству. Но природа наделила человека задатками, на основе которых развиваются разнообразные творческие способности, обеспечивающие усвоение знаний.

Возможности человеческого мозга колоссальны и, по-видимому, неограниченны. Наукой давно доказано, что при обучении используется 7—10 % этих возможностей. Человек способен выучить 20—30 языков, усвоить курс 10—12 институтов. Не правда ли, эти цифры впечатляют и заставляют задуматься?

Отметим как аксиому утверждение, что ни к чему не способных людей нет. Однако следует оговориться, чтo успех в овладении знаниями зависит не только от способностей, но и от трудолюбия и отношения к учению. Поэтому как при различных способностях ученики могут учиться одинаково, так и при одинаковых способностях успехи могут быть различными. Никакие способности не могут развиваться сами собой, без постоянного саморазвития и самообразования.

Обучение в старших классах общеобразовательной школы — весьма специфический этап школьной жизни. Он характеризуется, во-первых, резко возрастающей учебной нагрузкой учащихся, во-вторых, усиливающейся социальной мотивацией обучения, направленной на качественную подготовку к поступлению в высшие учебные заведения.

Для успешного обучения в старших классах школы и вузе у учащихся должны быть хорошо развиты навыки самообразования. Учащиеся школы недостаточно хорошо владеют приемами восприятия, запоминания и осмысления информации, тренировки и развития разных видов памяти, методикой работы с книгой и научной литературой, не умеют читать с разной скоростью. Они не всегда знают основные правила записей, не умеют делать выписки из литературы, испытывают трудности при составлении плана, тезировании, конспектировании, реферировании.

Курс «Познай свои способности» призван дать учащимся старших классов общеобразовательной школы основные сведения в этих направлениях и на практических занятиях отработать навыки и умения, необходимые им в дальнейшей учебной деятельности и в школе, и в вузе.

Цель курса. Освоение основных приемов учения и познания, самостоятельной умственной работы

Задачи курса:

  • познакомить с методами и приемами восприятия, осмысления, запоминания, хранения и воспроизведения информации;

  • научить читать быстро, медленно и с разной скоростью;

  • рассмотреть методы работы с книгой, журналом, газетой;

научить оформлять тексты записей, составлять разные виды планов, тезисов, конспектов.

  • рассмотреть способы кодирования информации с помощью опорных сигналов формировать навыки применения опорных конспектов в учебной деятельности.

Основными формами проведения элективного курса являются изложение узловых вопросов курса в виде обобщающих лекций, практикумов по выполнению упражнений, тренингов, написанию: конспектов, рефератов, опорных конспектов учащихся.

Курс предназначен для учащихся 9-10-х классов или 10-11 классов, состоит из трех модулей.

Модуль 1 (10ч)

Введение 1ч

Работаем в библиотеке Зч

Чтение - трудная работа 6 ч

Модуль 2 (21ч)

Раскрываем секреты памяти 21ч

Модуль 3 ( 20ч)

Пишем - два раза читаем 20ч.

л.

Из них 19ч лекций и 32ч практических занятий.

По окончанию изучению курса обучающие должны:

  • владеть методами и приемами восприятия, осмысления, запоминания, хранения и воспроизведения информации;

  • читать быстро, медленно и с разной скоростью;

  • работать с книгой, журналом, газетой:

  • правильно оформлять тексты записей;

  • составлять разные виды планов, тезисов, конспектов.

  • кодировать информацию с помощью опорных сигналов.

  • применять опорные конспекты в учебной деятельности;

  • приобретут необходимые практические навыки и умения самостоятельной учебной работы,

  • пользоваться рациональным и мнемоническим способами запоминания;

Оценивание деятельности учащихся Основной формой контроля формируемых знаний и умений является накопительный зачет по всем формам постоянного текущего контроля. «Зачет» - при выполнении всех практических и творческих заданий.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

Модуль 1

1

Вводное занятие

1

1


лекция


Работаем в библиотеке

2

Основы библиотечно- библиографических знаний

1

1


лекция

Опорный конспект

3-4

Основы библиотечно- библиографических знаний Личный рабочий каталог

2


2

Практические занятия в библиотеке: работа в зале каталогов

заказ книги, составление библиографии темы, Составление каталожной карточки для личного рабочего каталога

Чтение - трудная работа

5

Учимся читать. Рациональное чтение.

1

1


лекция

Опорный конспект

6-7

Рациональное чтение

2


2

Тренировочные упражнения, тренинги.

Тренинг ОПЧ ОП

8

Работа с книгой

1



Работа над пометками в книгах. Разработка вкладных листков.

Составление карточки регистрации и учета просмотренных книг

9

Работа с научно- методическим журналом и газетой

1

0,5

0,5

Лекция, практическое занятие

Составление карточки учета просмотренных журналов и газет. Оформление выписок из газет

10

Зачетное занятие

1


1

Презентация

Презентация каталожной карточки и карточки учета


Модуль 2. Раскрываем секреты памяти

11

Суть понимания — познание

1

1


Лекция

Определение, этапы познания




12

Общее понятие о памяти

1

1


Лекция

Определение, условия успешного запоминания

13

Типы и виды памяти. Способы запоминания

1

1


Лекция

Направления работы памяти, типы памяти

14

Законы памяти Память и внимание

1

1


Лекция

Частные законы (8 типов) Определение, формы проявления внимания, типы внимания

15

Умеем ли мы отвлекаться? Умеем ли мы долго не отвлекаться?

1

0,5

0,5

Лекция, занятие

практическое

Правила сосредоточенной работы, тренировка активного внимания

16

Объем нашего внимания

1

0,5

0,5

Лекция, занятие

практическое

Тренировочные упражнения, тренинги для увеличения объема внимания

17

Можно ли делать несколько дел одновременно? Можем ли мы быстро переходить от одной работы к другой?

1

0,5

0,5

Лекция, занятие

практическое

Тренировочные упражнения, тренинги для увеличения параметра внимания и параметра переключения внимания

18

Рациональный способ запоминания

1

1


Лекция

Раскрытие содержания способов запоминания

19-21

Практические занятия по выработке навыков рационального запоминания

3


3

практическое занятие

Тренировочные упражнения, тренинги для более глубокого и прочного усвоения материала

22

Правильно ли мы готовимся к запоминанию?

1


1

практическое занятие

Виды установок на запоминание. Способы алгоритмизации запоминания

23-24

Мнемонический способ запоминания

2

1

1

Лекция занятие

практическое

Метод «зрительных образов», эйдотехника, «запоминание последовательных мыслей»

25-26

Забывание

2

1

1

Лекция занятие

практическое

Список «опасностей», законы торможения, память и эмоции, забывание и психоанализ

27-29

Повторение

3

1

2

Лекция, занятие

практическое

Рекомендации по распределению количества повторений, правило трех «3»

30

Вспоминание. Вспоминание как тренировка памяти

1

0,5

0,5

Лекция, занятие

практическое

Зрительное воспроизведение, визуализация, слуховое воспроизведение.

31

Зачет

1


1

Практическое занятие

Накопительный дифференцированный зачет




Модуль 3. Пишем - два раза читаем

32

Текст записей

1


1

Практическое занятие

Оформление записи лекций с учетом полученной информации

33-34

Выписки

2

1

1

Лекция, занятие

практическое

Составление выписок различных видов

35-37

Планы

3

1

2

Лекция, занятие

практическое

Составление планов различных видов

38-40

Тезисы

3

1

2

Лекция, занятие

практическое

Составление тезисов различных видов

41-43

Конспекты

3

1

2

Лекция, занятие

практическое

Составление конспекта

44-46

Реферирование

3

1

2

Лекция, занятие

практическое

Написание реферата

47-50

Кодирование информации с помощью опорных сигналов

4

1

3

Лекция, занятие

практическое

Составление творческих опорных конспектов

51

Итоговое занятие

1


1

Практическое занятие

Накопительный дифференцированный зачет




Методические рекомендации

Модуль 1 (10ч)

Учись учиться. (1ч)

Как развивать умственные способности? Возможности человеческого мозга. Что такое умственные способности? Общие и специальные способности. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Условия развития умственных способностей: интерес к изучаемому материалу, расширение кругозора, углубление знаний, развитие гибкости мышления, самостоятельное критическое мышление, умение обобщать.

Работаем в библиотеке (Зч)

Основы библиотечно-библиографических знаний. Основные виды книгоописания. Библиотечные каталоги. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно- предмегный указатель. Справочный аппарат книги.

Личный рабочий каталог. Карточка личного рабочего каталога как средство рационализации работы. Алфавитный и тематический отделы личного рабочего каталога. Тематические рубрики. Сортировка каталожных карточек.

Чтение — трудная работа (5ч)

Учимся читать. Основные принципы быстрого чтения. Основы скорочтения. Методика медленного чтения.

Чтение с разной скоростью: поисковое, выборочное, беглое, углубленное.

Работа с книгой. Предварительный просмотр книги. Пометки в книгах. Прием «вкладньгх листков». Параллельные и сопоставительные записи при работе с несколькими источниками. Регистрация и учет проработай книг.

Работа с научно-методическими журналами, газетами. Правила просмотра журналов*. Учет чтения журналов, карточки учета. Просмотр газет. Заголовки и рубрики газет. Газетные учетные карточки. Газетные вырезки и их хранение.

Зачетное занятие (1ч)

Модуль 2 (21ч)

Раскрываем секреты памяти (20ч)

Понимание - суть познания. Что стоит за словом знать? Понимание как важнейшая ступень познания. Что необходимо, для того чтобы знать и понимать? Уровни познания: чувственный, чувственно-инструментальный, образно- ассоциативный, ассоциативно-абстрактный. Этапы познания:

Мотивация и интерес к предметам или явлениям;

Изучение предметов и явлений;

«укладка» предметов и явлений в имеющуюся систему знаний; удержание приобретенной информации в памяти; работа с приобретенной информацией в разных ракурсах; развитие творческого воображения.

Общее понятие о памяти. Память хорошая и плохая. Информационная емкость памяти. Запоминание информации и эмоциональный фон. Фиксация, хранение и извлечение хранимой информации. Память краткосрочная и долгосрочная. Оперативная память. Интерференция. Влияние интерферирующей деятельности на запоминание. Реминисценция Эффективность памяти.

Типы и виды памяти. Словесно-логическая память. Зрительная, слуховая и двигательная (моторная) память. Оперативная намять. Долговременная и кратковременная память. Произвольная и непроизвольная память.

Способы запоминания. Механический способ запоминания. Рациональный способ запоминания. Мнемонический способ запоминания.

Законы памяти. Общие законы: закон значимости информации, закон деятельности. Частные законы: закон осмысления, закон интереса, закон объема знаний, закон установки на запоминание, закон усиления первоначального впечатления, закон одновременных впечатлений, закон последовательных впечатлений, закон ретроактивного торможения, закон проактивного торможения.

Память и внимание. Что такое внимание? Формы проявления внимания.

Типы внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Параметры внимания: концентрация, устойчивость, объем, распределение, переключение.

Умеем ли мы отвлекаться? Правила сосредоточенной работы: оправданные отвлечения, создание соответствующей характеру работы обстановки, действия небольших побочных усилителей, использование периодов умственной работоспособности.

Умеем ли мы долго не отвлекаться? Развитие способностей длительной концентрации. Тренировочные упражнения для развития способностей длительной концентрации.

Объем внимания. Правило Миллера. Тренировочные упражнения для развития объема внимания.

Можно ли делать несколько дел одновременно? Загрузка внимания при разных видах работы. Упражнения для развития умений распределения внимания.

Можем ли мы быстро переходить от одной работы к другой? Переключение внимания. Упражнения для развития умения переключения внимания.

Рациональный способ запоминания. Осмысление как максимальное приближение запоминания к процессу мышления. Метод «смысловых опорных пунктов». Метол «ключевых слов». Метол «отсечения главного». Метол «восстановления с конца». Метод «неожиданного вопроса». Метод «смысловой догадки». Метод «объяснения другому». Метод «доказательства от противного».

Правильно ли мы готовимся к запоминанию? Виды установок на запоминание: на время; на характер восприятия; на характер самого материала; на условия восприятия; на его содержание; на формы его использования.

Мнемонический способ запоминания. История мнемоники. Потенциал мнемонических приемов. Метод зрительных образов. Закон одновременных впечатлений. Эйдотехника как основа мнемоники. Запоминание последовательности мыслей.

Забывание. Кривые забывания. Закон забывания. Факторы, от которых зависит интенсивность забывания, «список опасностей» забывания. Законы

торможения. Память и эмоции. Забывание и психоанализ.

Повторение. Рекомендации по распределению количества повторений. Принцип двухэтапного многоканального введения нового материала. Гиперболическое определение повторения большого количества нового и трудного материала. Рациональные графики повторения. Узнавание и воспроизведение. Плавило «трех 3»: думаться — запомнить - записать. Вспоминание. Правила припоминания. Тренировка припоминания. Зрительное воспроизведение. Визуализация. Слуховое воспроизведение.

Зачет (1ч)

Модуль 3 (20ч)

Пишем — два раза читаем(19ч)

Текст записей. Основные правила записей: абзацные отступы, пробельные роки, номера, подчеркивания и отчеркивания, ключевые слова, рамки. Многоцветье пометок. Система и символика помет. Заглавный лист. Поля и их значение. Ссылочные страницы. Поисковые отчеркивания. Тетрадные лоции.

Выписки. Метод выписок из литературы. Виды выписок: дословные (цитаты) и ободные. Карточный способ выписок. Выписывание без выписывания: вкладные листки, выписки-черточки.

Планы. Достоинства плана. Виды планов: простые и сложные. План-схема. Этапы работы над составлением плана. Формы выражения; пунктов плана. Запись планов, накопление их. Пользование планом.

Тезисы. Основные требования к тезисам. Виды тезисов: основные, простые, сложные, Методика составления тезисов.

Конспекты. Виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические, техника конспектирования.

Рефераты. Виды рефератов. Методика реферирования.

Кодирование учебной информации с помощью опорных сигналов. Опорные сигналы. Предпосылки использования опорных сигналов. Опорные конспекты. Методика разработки опорных конспектов. Принципы и технология создания опорных конспектов, требования к ним.

ЗАЧЕТ (1 час)

Итоговое занятие (1ч)

План-конспект занятия. Лекция.

Типы и виды памяти. Способы запоминания

Цель. Познакомить учашихся с типами и вилами памяти, со способами запоминания.

Развивать умственные способности учащихся, расширять кругозор учащихся, Воспитывать умение слушать и понимать объяснение учителя.

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний, Что такое память?

Что необходимо для успешного запоминания информации?

2. Лекция

План

  • Типы и виды памяти.

  • Способы запоминания.

3. Рефлексия.

Материал для проведения лекции.

ТИПЫ И ВИДЫ ПАМЯТИ

Память не может существовать сама по себе. Она формируется и проявляется в любом виде человеческой деятельности. По тому, на какую форму жизнедеятельности направлена работа памяти, можно определить ее тип (табл. 1).

Таблица I

Типы памяти

Напрвление работы памяти


Мышление

Логическая

Типы памяти

По

Оперативная



Эмоции

Эмоциональная


деятельности

Краткосрочная



Движение

Моторная



Долгосрочная





Восприятие

Зрение

Зрительная

По виду

Произвольная


Слух

Слуховая



Непроизвольная



Осязание

Осязательная


По способу

Рациональная



Обоняние

Обонятельная


Мнемоническая



Вкус

Вкусовая



Мнемотехническая



Среди всех направлений работы памяти нас прежде всего будет интересовать работа логической (или словесно-логической), зрительной, а также слуховой и двигательной (моторной) памяти. Именно эти типы памяти в первую очередь необходимы в учебной деятельности.

Важнейшим видом памяти является словесно-логическая, присущая — в отличие от других типов — только человеку. Ее содержанием выступают мысли, понятия, словесные формулировки. Ей принадлежит ведущая роль в процессе усвоения новых знаний при обучении.

Зрительная память — память, основанная на представлениях, зрительных образах. Это один из наиболее сильных и в то же время наиболее коварных типов памяти. Существует целый ряд способов, позволяющих усилить работу других видов памяти за счет привлечения соответствующих зрительных образов. И вместе с тем зрительная память нередко подводит нас, воспроизводя воспринятые образы со значительными искажениями. Специальные методы могут усилить работу и самой зрительной памяти.

Слуховая память направлена на восприятие звуков. В ряде случаев важную информацию мы воспроизводим на слух — лекцию, учебный материал. Здесь слуховая память работает вместе со словесно-логической.

При овладении различными моторными навыками ведущую роль играет двигательная память. Она помогает нам обучиться моторным навыкам: каллиграфии, работе с клавиатурой компьютера и пишущей машинки. Важна

она и при отработке орфографических навыков, особенно при изучении иностранных языков.

Оперативная память обслуживает непосредственно производимые человеком действия во время их осуществления. Когда мы выполняем какое- либо сложное действие, например, перемножение двух чисел, то производим его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» промежуточные результаты, необходимые для завершения всего действия. То же самое происходит при чтении, письме, слушании и т. д.

Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия. Допустим, по оглавлению мы находим номер страницы какой-то главы и сразу же забываем. Эта информация нам больше не нужна.

Долговременная память характеризуется длительным хранением информации, обычно после неоднократного ее повторения и вспоминания. В учебной деятельности важны в первую очередь методы «загрузки», сохранения и извлечения информации именно из долговременной памяти.

Кроме того, принято различать непроизвольную и произвольную память. Запоминание и вспоминание, не сопровождаемые целенаправленным усилием воли, при которых отсутствует специальная цель запомнить или вспомнить, называется непроизвольной памятью. Запомнилось само собой, говорим мы в таких случаях. Если работа памяти сопровождается целенаправленным действием, мы говорим о произвольной памяти. В учебной деятельности важна работа произвольной памяти. Эти типы памяти тесно связаны с типами внимания — непроизвольным, произвольным, послепроизвольным.

СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Одна и та же информация может быть запомнена по-разному. Выделим три способа запоминания: рациональный (логический, смысловой), механический и мнемотехнический

Рациональный способ основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. «Понял — значит запомнил», — говорим мы в таком случае. Это — наиболее эффективный и наиболее часто применяемый способ запоминания. Любую смысловую информацию следует запоминать рационально.

Пользуясь этим способом, мы применяем логическую память. Тренировать ее — значит тренировать интеллект, углублять и расширять свои знания. А этим мы занимаемся в течение всей жизни.

Механический способ — тот, который мы называем «зубрежкой», самый неэффективный и наименее тренируемый. Обычно когда мы говорим, что у кого-то крепкая память, то имеем в виду именно механическую память. Такая память необходима, когда следует запомнить несмысловую информацию, которую нельзя запомнить рационально.

Мнемотехнический (от греческого тпете — память и techneискусство) способ запоминания — самый интересный и наиболее тренируемый. Это — способ опосредствованного запоминания в основном несмысловой информации. С его помощью, можно заметно усилить рациональный способ запоминания смысловой информации и неизмеримо повысить эффективность механического запоминания смыслового материала.

Что значит опосредствованное запоминание? Это значит, что запоминаемый материал по определенным правилам переводится в другую знаковую систему, в иные образы, в нем выделяются не имеющие смыслового содержания ассоциативные и структурные связи, которые запоминаются легче. При этом мы опираемся на сильные стороны нашей памяти, находим несмысловые, обычно ассоциативные связи с уже имеющимися знаниями и знакомыми образами. Мнемотехника (или мнемоника — сильное вспомогательное средство при запоминании. Но она ни в коем случае не заменяет другие способы запоминания, а лишь дополняет их в необходимых ситуациях.

Мнемоника позволяет с помощью «обыкновенной» памяти запомнить материал такого объема и качества, который не поддается никакому другому способу запоминания. С ее помощью можно прочно запомнить достаточно большие массы несмысловой — ив особенности упорядоченной информации:

ряды слов, фактов, мыслей и т. д. в определенной последовательности;

таблицы, схемы, планы, карты;

числа, даты, математические таблицы и любую цифровую информацию;

иностранные слова, термины, определения, названия.

Далее мы поведем разговор в основном о рациональных способах запоминания, так как для тех, кто учится в школе, хочет научиться усваивать учебную и научную информацию, механический и мнемонический способы запоминания малопродуктивны.

Литература для учащихся.

  1. Меженко Ю.С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей.- Ростов /Д.:000 «Удача», 2008.

  2. www.school.edu.ru

Литература для учителя

    1. Кон И.С., Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. \ Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.

    2. Меженко Ю.С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей,- Ростов /Д.:000 «Удача», 2008.

    3. Гиппенрейтер Ю.Б Как развить память. Как развить внимание, (http://www.koob.ru/memory)



1

Элективный курс Познай свои способности
  • Классному руководителю
Описание:

Для успешного обучения в старших классах школы и вузе у учащихся должны быть хорошо развиты навыки самообразования. Учащиеся школы недостаточно хорошо владеют приемами восприятия, запоминания и осмысления информации, тренировки и развития разных видов памяти, ме­тодикой работы с книгой и научной литературой, не умеют читать с разной скоростью. Они не всегда знают основные правила записей, не умеют делать выписки из литературы, испытывают трудности при составлении плана, тезировании, конспектировании, реферировании.

 

Курс «Познай свои способности» призван дать учащимся старших классов общеобразовательной школы основные сведения в этих направлениях и на практических занятиях отработать навыки и умения, необходимые им в дальнейшей учебной деятельности и в школе, и в вузе.

Автор Горячая Елизавета Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 387
Номер материала 27719
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓