Главная / Русский язык и литература / Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Основы делового общения и письма"

Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Основы делового общения и письма"

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ

9 КЛАССА

«ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ПИСЬМА»



Программа элективного курса «Основы делового общения и письма» рассчитана на учащихся 9 класса в объеме 17 часов и направлена в основном на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…»

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.


Целесообразность, актуальность и новизна курса


Курс «Основы делового общения и письма» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 9 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.

В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Основы делового общения и письма» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.

Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.

Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.


Цель и задачи курса


Цель: овладение учащимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.

Задачи:

1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:

  • научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;

  • научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.

2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:

  • показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;

  • вывести учащихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;

  • развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;

  • сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:

  • сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

  • выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.


Характеристика учебного материала, методы и формы обучения


Учебный материал курса «Основы делового общения и письма» направлен на поддержание изучения профильного предмета, русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах.

Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе.

Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.

Данный курс предполагает следующие формы работы:


  • изучение различных видов делового общения;

  • анализ справочного материала в официально-деловом стиле;

  • ролевые и деловые игры;

  • выполнение домашних заданий;

  • пробное написание собственных вариантов деловых документов;

  • повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.

Основная модель построения занятий:


лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных видов.


Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:


промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;

итоговые – контрольные работы; защита мини-проекта.


Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:


  1. Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

  2. Приобретение учащимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.

  3. Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.

  4. Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение (1 час).

Вводный урок. Презентация курса.

Функциональные стили современного русского языка (1 час).

Особенности официально-делового стиля.

Развитие монологической речи (5 часов).

Особенности делового общения. Основные правила, на которых строится деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера. Виды делового общения. Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Тест «Культура телефонного общения». Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты. Развитие навыка при заполнении анкетных данных. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография. Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями). Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы.

Деловая переписка (4 часа).

Правила оформления конверта и письма. Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений. Правильное употребление официально-делового стиля. Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Рекламное письмо. Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения. Интернет-переписка. Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.

Оформление официально-деловых документов (5 часов).

Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение. Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов. Составление собственной биографии и автобиографии, основные правила при этом. Анализ текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Составление и оформление резюме, основные правила и требования при этом. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме. Составление и оформление портфолио учащегося. Основные разделы портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио. Самостоятельная работа по теме.

Итоговый урок (1 час).

Контрольно-зачётный урок.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Наименование раздела, название темы

Кол. час.


Введение (1 час)


1

Вводный урок. Презентация курса.

1


Функциональные стили современного русского языка (1 час)


2

Функциональные стили современного русского языка. Особенности официально-делового стиля.

1


Развитие монологической речи (5 часов).


3

Особенности делового общения. Виды делового общения.


4

Знакомство. Устный рассказ о себе. Заполнение анкеты.

1

5

Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.

1

6

Ролевая игра. Разговор с родителями о решении устроиться на работу.

1

7

Правила этикета.

1


Деловая переписка (4 часа).


8

Современное деловое письмо. Некоторые виды писем.

1

9

Правила оформления конверта и письма.

1

10

Правильное употребление официально-делового стиля.

1

11

Рекламное письмо. Интернет-переписка.

1


Оформление официально-деловых документов (5 часов)


12

Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов.

1

13

Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка.

1

14

Составление биографии и автобиографии.

1

15

Составление и оформление резюме.

1

16

Составление и оформление портфолио учащихся.

1


Итоговый урок (1 час)


17

Контрольно-зачётный урок.

1


Всего:

17









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материала. М.: Просвещение, 1998.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Р-на-Д: Феникс, 2005.

  3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.

  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

  5. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.

  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2000.

  7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово, 2004.

  8. Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. – М., 2001.

  9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.

  2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.

  3. Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. – 2002, № .

  4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

  5. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003, № 2.

  6. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая теория сильной языковой личности как общая стратегия языкового образования и воспитания // Русский филологический вестник. – 1996, № 3 – 4.

  7. Екименко В.Ю., Николенко Т.В. Управление офисом. Делопроизводство. Томск, 2005

  8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.

  9. Панасюк А.Ю. Как убедить в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.

  10. Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. – М., 2002.

  11. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.

  12. Серова М.Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. М.: Флинта: Наука, 2001.

  13. Словарь русского языка в 4-х томах. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981-1984.

  14. Чикунова Н.Б., Шалаева Л.В. Деловая и дружеская корреспонденция. Томск, 1993.


Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Основы делового общения и письма"
  • Русский язык и литература
Описание:

Курс «Основы делового общения и письма» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 9 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

Данный курс должен помочь ученикам оценить  свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.

В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Основы делового общения и письма» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом  учащиеся не имеют.

Данный курс  призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма,  восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.

 

Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.   

Автор Панова Любовь Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 719
Номер материала 35963
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓