Главная / Физика / Элективный курс по решению физических задач 9 класс

Элективный курс по решению физических задач 9 класс

Пояснительная записка.


На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю). Курс поможет определиться с дальнейшим выбором профиля, выявить одарённых учеников.

Программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).

Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

Для организации занятий используются следующие формы:

- эвристические беседы;

- практикумы по решению задач;

- уроки-исследования;

- работа в малых группах.

Виды деятельности:

- работа с дополнительной литературой;

- семинары по решению задач;

- тестирование.

Целями данной программы являются:

- углубление полученных знаний и умений;

- формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение;

-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач;

- повышение интереса к предмету;

- подготовка к сдаче ОГЭ;

- помочь в правильности выбора профиля в старших классах.

Задачи курса:

- повторить все темы курса физики, изучаемые в 7, 8, 9 классах и углубить полученные знания;

- развить навыки работы учащихся с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;

- развитие интереса к физике;

- формирование логического мышления учащихся;

- познакомить учащихся с алгоритмом решения задач.


Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением задач. Решая физические задачи, ребята должны знать в чём заключается их работа.

Ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:

1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),

2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

3) анализа результата решения. С введением ОГЭ и ЕГЭ необходимость в умении решать задачи возросла.

Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче. Установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ). Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.     

Алгоритм решения физических задач.

- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.

- Запиши условие в буквенном виде.

- Вырази все значения в системе СИ.

- Выполни рисунок, чертёж, схему.

- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.

- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.

- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.

- Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.

- Проанализируй реальность полученного результата. 

Ожидаемые результаты работы учащихся по данному курсу:

   1. Объективизация самооценки учащихся, проявляющаяся в выборе ими примерного профиля дальнейшего обучения;

   2.Приобретение и развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

   3.Формирование навыков решения определенных групп задач, включая задания с элементами конструирования, и качественные задачи. Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепь рассуждения.

4. Повышение результатов в районных олимпиадах и на ОГЭ по физике.

Тематическое планирование


Тема урока

Дата по плану

Дата факт.

Примечание

Задания в текстовой форме на распознавание понятий по существенным признакам (понимание смысла понятий)




Задания в текстовой форме на понимание сущности физических явлений




Задания в текстовой форме на выявление характера функциональных зависимостей между физическими величинами




Задания в текстовой форме на выявление смысла физических законов




Количественные задачи с выбором ответа




Задания в текстовой форме на чтение графиков и вычисление значений величин с использованием графика




Задания на извлечение данных из таблицы




Задания-рисунки




Задания на сравнения, в том числе с использованием рисунков и диаграмм




Методологические задания




Задания на установление соответствия




Задания на выбор двух ответов с использованием таблиц значений физических величин или графиков зависимости величин




Экспериментальные задания




Экспериментальные задания




Качественные задачи




Качественные задачи




Комбинированные задачи





Литература.

1. ;

2. Пёрышкин А.В. «Физика. 7 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;

3. Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике 7-9» - М.: Астрель, 2011;

4. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс» - М.: Экзамен, 2012;

5. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 7 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;

6. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс» - М.: Экзамен, 2012;

7. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 8 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;

8. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс» - М.: Экзамен, 2012;

9. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 9 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;

10. Лукашик. В. И. Сборник задач по физике. 7-9 класс.

Элективный курс по решению физических задач 9 класс
  • Физика
Описание:

На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится  68 часов, 2 часа в неделю. Этого  количества  часов недостаточно  для осмысленного подхода   к   решению   задач, формированию   достаточного   уровня   знаний, позволяющему     учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю). Курс поможет определиться с дальнейшим выбором профиля, выявить одарённых учеников.

Программа элективного курса «Решение задач  по физике» для     9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования   в  соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).

Автор Балашова Кристина Вячеславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 2558
Номер материала 2925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓