Пояснительная записка.
На изучение физики в 9 классе по данной программе
отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно
для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного
уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с
расширенным изучением физики.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и
рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю). Курс поможет определиться с
дальнейшим выбором профиля, выявить одарённых учеников.
Программа элективного курса «Решение задач по физике»
для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта
общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных
учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской
Федерации (базовый и профильный уровень).
Программа направлена на создание условий для
организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей
самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля
обучения.
Для организации занятий используются следующие формы:
- эвристические беседы;
- практикумы по решению задач;
- уроки-исследования;
- работа в малых группах.
Виды деятельности:
- работа с дополнительной литературой;
- семинары по решению задач;
- тестирование.
Целями данной программы являются:
- углубление полученных знаний и умений;
- формирование навыков в использовании общих законов
материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и
познавательное значение;
-умение широко использовать полученные знания по
математике при решении физических задач;
- повышение интереса к предмету;
- подготовка к сдаче ОГЭ;
- помочь в правильности выбора профиля в старших
классах.
Задачи курса:
- повторить все темы курса физики, изучаемые в 7, 8, 9
классах и углубить полученные знания;
- развить навыки работы учащихся с дополнительной
учебной, научно-популярной литературой;
- развитие интереса к физике;
- формирование логического мышления учащихся;
- познакомить учащихся с алгоритмом решения задач.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить
учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как
многие плохо справляются с решением задач. Решая физические задачи, ребята
должны знать в чём заключается их работа.
Ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх
последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется
найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его
осуществление),
3) анализа результата решения. С введением ОГЭ и ЕГЭ
необходимость в умении решать задачи возросла.
Главная цель анализа - определить объект (или
систему), который рассматривается в задаче. Установить его начальное и конечное
состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в
другое. Выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия
объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную
в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы).
Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью
буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования
их единиц в системе СИ). Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о
необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических
величин приведёт к конечной цели.
Алгоритм решения физических задач.
- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
- Запиши условие в буквенном виде.
- Вырази все значения в системе СИ.
- Выполни рисунок, чертёж, схему.
- Проанализируй, какие физические процессы, явления
происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения),
которым подчиняются эти процессы, явления.
- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение
или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в
общем виде.
- Подставь числовые значения величин с наименование
единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
- Проверь решение путём действий над именованием
единиц, входящих в расчётную формулу.
- Проанализируй реальность полученного
результата.
Ожидаемые результаты работы учащихся по данному курсу:
1. Объективизация самооценки учащихся,
проявляющаяся в выборе ими примерного профиля дальнейшего обучения;
2.Приобретение и развитие навыков
самостоятельной работы с различными источниками информации;
3.Формирование навыков решения
определенных групп задач, включая задания с элементами конструирования, и
качественные задачи. Активное участие в дискуссии, умение строить логическую
цепь рассуждения.
4. Повышение результатов в районных олимпиадах и на
ОГЭ по физике.
Тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
Дата
по плану
|
Дата
факт.
|
Примечание
|
1.
|
Задания в текстовой форме на распознавание понятий по существенным
признакам (понимание смысла понятий)
|
|
|
|
2.
|
Задания в текстовой форме на понимание сущности физических явлений
|
|
|
|
3.
|
Задания в текстовой форме на выявление характера функциональных
зависимостей между физическими величинами
|
|
|
|
4.
|
Задания в текстовой форме на выявление смысла физических законов
|
|
|
|
5.
|
Количественные задачи с выбором ответа
|
|
|
|
6.
|
Задания в текстовой форме на чтение графиков и вычисление значений
величин с использованием графика
|
|
|
|
7.
|
Задания на извлечение данных из таблицы
|
|
|
|
8.
|
Задания-рисунки
|
|
|
|
9.
|
Задания на сравнения, в том числе с использованием рисунков и
диаграмм
|
|
|
|
10.
|
Методологические задания
|
|
|
|
11.
|
Задания на установление соответствия
|
|
|
|
12.
|
Задания на выбор двух ответов с использованием таблиц значений
физических величин или графиков зависимости величин
|
|
|
|
13.
|
Экспериментальные задания
|
|
|
|
14.
|
Экспериментальные задания
|
|
|
|
15.
|
Качественные задачи
|
|
|
|
16.
|
Качественные задачи
|
|
|
|
17.
|
Комбинированные задачи
|
|
|
|
Литература.
1. ;
2. Пёрышкин А.В. «Физика. 7 класс» учебник – М.:
Дрофа, 2009;
3. Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике 7-9» - М.:
Астрель, 2011;
4. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы
по физике. 7 класс» - М.: Экзамен, 2012;
5. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 7 класс»
дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
6. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы
по физике. 8 класс» - М.: Экзамен, 2012;
7. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 8 класс»
дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
8. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы
по физике. 9 класс» - М.: Экзамен, 2012;
9. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 9 класс»
дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
10. Лукашик. В. И. Сборник задач по физике. 7-9 класс.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.