Инфоурок Биология Другие методич. материалыЭлективный курс по " Основам медицинских знаний" программа

Элективный курс по " Основам медицинских знаний" программа

Скачать материал

 

 

УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бийский лицей-интернат Алтайского края»

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР КГБОУ  "БИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

__________/Н.Н.Потапов

«27 » августа  2014г.

УТВЕРЖДЕНА

 

Директор КГБОУ "БИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

 

_____________/Н.В.Полежаева

 

Приказ  № ____  от ___ сентября 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета КГБОУ "БИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

Протокол № 1

« 26  » августа 2014г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       

Р.И.Вопиловской учителя биологии высшей квалификационной категории по курсу

«Основы медицинских знаний»

для Ш курса (10 класс) профильный курс

ЕНО на 2014-2015 уч. год (1 семестр-16 учебных недель, 2 семестр -18 учебных недель,).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014- 2015  учебный год

 


 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

- основной образовательной программы КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края»;

- учебного плана КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» на 2014-2015 учебный год;

- годового календарного графика работы на 2014-2015 учебный год;

- СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от  « 29 » декабря  2010г.   № 189 

 

              Для осуществления на практике профильности образования в Бийском лицее в системе общего среднего образования необходимо изменение содержания раздела начальной  медицинской подготовки в курсе “ Основы безопасности жизнедеятельности” и выделение его в отдельный предмет. Изучение предмета проводится на протяжении одного года на  естественно-научном отделении   и одного семестра на других отделениях.

 В программу “Основ медицинских знаний” включены разделы первой медицинской помощи при несчастных случаях и острых внезапных заболеваниях и вопросы общего ухода за больными. Диапазон внезапных состояний и заболеваний велик, поэтому необходимость оказания первой помощи и ухода за больными может возникнуть в любой житейской ситуации. От своевременно оказанной помощи и правильного ухода зависят жизнь и успех дальнейшего лечения  больного.

Для этого предлагается учебно-методический комплект по предмету “ Основы медицинских  знаний”: программа,  учебно-методическое  пособие, программа летней практики. Он формируется с учетом необходимости системности, преемственности  и развивающего характера обучения.

Особенностью и целью данной программы являются:

-          продолжение формирования представлений о целостности организма, взаимосвязях между органами в системах и систем между собой, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от  природных и социальных факторов окружающей среды.

-          расширение перечня практических работ, ориентирующих учащихся на сознательный подход в оказании первой помощи и развитии умений по уходу за больными.

-          понимание высокой значимости жизни и ее величайшей ценности, усиление внимания и бережного отношения друг к другу.

-    профессиональная направленность и осознание правильности в выборе будущей профессии.

В программе указано время, отведенное на изучение разделов и тем, где около 50%  времени отводится для проведения практических работ. Итоговое занятие, включенное в тематический план, предполагает  оценку знаний и практических умений учащихся лицея  и  способности их вести разъяснительную работу среди населения за здоровый образ жизни.

 

         

 

Пояснения к разделам

 

            Раздел 1   Введение

            Целевой установкой первого раздела является знакомство с историей развития медицины в разные эпохи, века, заострить внимание учащихся на достижениях современной медицины. Показать роль и задачи предмета основ медицинских знаний в учебном процессе лицея, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

            Раздел 2 Основные понятия об асептике и антисептике.                                                По своим целям и содержанию раздел является небольшим курсом по хирургии, микробиологии, где дается материал о комплексе лечебно-профилактических мероприятий по попаданию в организм различной микробной флоры. Раздел освобожден от избытка теоретической информации и максимально ориентирован на практические знания и умения  использовать их на практике.

            Раздел 3 Техника наложения повязок (Десмургия.)

Назначение раздела научить учащихся правильно пользоваться перевязочным материалом при оказании помощи при ранениях и кровотечениях, повреждений мягких тканей, суставов и костей, ожогах и отморожениях. Уделять внимание эстетической и функциональной стороне наложения повязок и предупреждению попаданию инфекции в рану.

            Раздел 4 Первая помощь при ранениях.

Раздел посвящен теории описания различных видов ран, возникающих при нарушении целостности кожных покровов, слизистых оболочек глубжележащих тканей и внутренних органов. В зависимости от характера и глубины раны зависит жизнь пострадавшего. Уметь правильно оценить ситуацию и оказать доврачебную помощь должен уметь современный человек.

            Раздел 5 Первая помощь при кровотечениях.

            При повреждении любого органа или ткани человека в той или иной степени повреждаются кровеносные сосуды. Уметь правильно сориентироваться в создавшейся ситуации и оказать доврачебную помощь должен уметь каждый. Форма организации занятий в лицее учебно-практические. Содержание занятий включает в себя решение ситуационных задач, отражающих содержание темы. Решение задач должно быть предоставлено учащимся в виде имитации практической деятельности.

Раздел 6 Первая помощь при повреждении мягких  тканей, суставов и костей.

Анатомические и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды, помимо местных нарушений, вызывает общие изменения в организме. От своевременно и правильно оказанной помощи зависит жизнь и работоспособность пострадавшего. Учащимся необходимо освоить все приемы первой помощи и применять их при само- и взаимопомощи.

 

            Раздел 7  Первая помощь при  ожогах отморожениях.

            Чаще всего наблюдаются ожоги и обморожения  рук, ног, реже  туловища и головы. Чем распространеннее ожог и чем глубже поражение, тем большую опасность представляют  они для  жизни. Знание принципов оказания  первой помощи позволит избежать более тяжелой степени ожога или обморожения.

            Раздел 8 Первая помощь при несчастных случаях и внезапных  заболеваниях.

Раздел предусматривает  использование межпредметных связей и комплексное применение теоретических знаний по анатомии и физиологии человека. Формирование умений самостоятельно применить полученные знания в конкретной ситуации. Исходя из уровня  теоретической подготовки лицеиста, в программу раздела включены наиболее часто встречающиеся несчастные случаи и внезапные заболевания, требующие мероприятий первой помощи, ухода, наблюдения и деонтологии поведения.

            Раздел 9  Принципы и методы реанимации.

            С исторических времен человек пытался вернуть жизнь  умирающему. Задача раздела – изучение механизмов процессов, происходящих в организме при умирании, развитии терминального состояния, а на этой основе – разработка и применение методов борьбы со смертью в условиях оказания первой помощи.

            Раздел 10 Уход за больными.

В структуре раздела организация занятий учебно-практическая, решение ситуационных задач в виде имитации практической деятельности. Знания этого раздела помогут учащимся в  уходе за больными в семье.

 

 

Требования к уровню подготовки

Раздел 1:  ВВЕДЕНИЕ

            Учащийся должен знать:

-историю развития медицины

            Содержание учебной информации:

Медицина как отрасль научной и практической деятельности. Зачатки врачевания на ранних стадиях существования человека. Медицина рабовладельческого строя. Врачебное искусство древнегреческих врачей  Гиппократа и Асклепиада, римского врача Галена.

            Медицина средних веков. Ученый и мыслитель Ибн-Сина. Основатель научной анатомии А. Везалий. Основоположник современной физиологии У. Гарвей.

            Медицина 18-19 веков. Открытие Э. Дженнера, Л. Пастера. Э. Коха. Работы великих русских  врачей Н.И. Пирогова.  М. И. Мечникова. И. М. Сеченова.

            Медицина  20 века. Открытие рентгеновских лучей. Электрокардиография. Принципиально новые методы регистрации функций органов с помощью передающих и записывающих устройств. Открытие антибиотиков и широкое их использование их в медицине. Генетика-наука, сделавшая величайшие открытия в медицине.

 

Раздел 2: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ АСЕПТИКЕ И АНТИСЕПТИКЕ

            Учащийся должен знать:

            - основные виды и методы дезинфекции и стерилизации

-часто используемые дезинфицирующие средства и их краткую характеристику.

            Учащийся должен уметь:

-провести гигиеническую уборку помещения с соблюдением требований санитарно-противоэпидемического режима,

- продезинфицировать предметы ухода за больными

            -соблюдать правила поведения в зонах особой стерильности.

            Содержание учебной информации.

            Основные понятия об антисептике. Открытия Пастера и Листера. Антисептика как комплекс  лечебно профилактических мероприятий. Способы асептики. Химические антисептические вещества:  перекись водорода, раствор йода,  бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, спирт этиловый, фурациллин и др.

Понятие об асептике как комплексе мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в рану. Способы стерилизации.

 

Раздел 3: ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗОК / ДЕСМУРГИЯ /

            Учащийся должен знать:

            -цели наложения повязок,

            - виды повязок,

            - виды фиксации перевязочного материала к телу,

            -основные типы бинтовых повязок.

            Учащийся должен уметь:

            -накладывать повязки на различные области тела.

            Содержание учебной информации.

            Материал, применяемый для повязок, подручный материал, способы обеззараживания его. Виды применяемого перевязочного  материала. Мягкие повязки, косыночные повязки, пращевидные повязки, бинтовые повязки. Правила бинтования. Основные типы бинтовых повязок. Техника наложения  мягких повязок на отдельные области тела: голову, на верхнюю и нижнюю конечности.

 

Раздел 4:  ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ

            Учащийся должен знать:

            -основные виды ран и их характеристику.

            Учащийся должен уметь:

            -различать раны по характерным внешним признакам.

            Содержание учебной информации.

            Общая характеристика ран. Виды ран: резаные, колотые, ушибленные, рваные, огнестрельные. Инфицирование ран и механизмы их заживления первичным или вторичным натяжением. Основные принципы оказания первой помощи при  ранениях.

           

Раздел 5:  ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ

            Учащийся должен знать:

            -строение сердечно-сосудистой системы  и главные параметры ее работы,

            - виды кровотечений от поврежденного сосуда,

            -принципы временной или предварительной остановки кровотечений.

             Учащийся должен уметь:

-вести подсчет пульсовых колебаний,

            -определить вид кровотечения по виду истекаемой крови,

            -владеть способами временной остановки кровотечения.

            Содержание учебной информации

            Кровотечения и  их причины. Виды кровотечений: артериальное, венозное, капилярное, паренхиматозное. Первая помощь при наружних кровотечениях: придание возвышенного положения конечности, прижатие сосуда давящей повязкой, прижатие сосуда на протяжении пальцами, кулаком, положением максимального сгибания или разгибания в суставе, круговое сдавление жгутом или закруткой, тугая тампонада раны. Первая помощь при внутренних кровотечениях.

 

Раздел 6: ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ МЯГКИХ ТКАНЕЙ

СУСТАВОВ И КОСТЕЙ

            Учащийся должен знать:

            -строение опорно-двигательного аппарата,

            -понятие о травме,

            -признаки наиболее распространенных повреждений

            Учащийся должен уметь:

            -определить вид нарушения по внешнему виду травмы,

            -оказать первую помощь при различных повреждениях.

            Содержание  учебной информации

            Понятие о травме: закрытие повреждения, открытые, острая травма, хроническая. Ушибы, растяжения, вывихи и их признаки. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах. Переломы и их характеристика. Признаки переломов. Основные мероприятия первой помощи при переломах костей: закрытых и открытых. Использование стандартных средств транспортной иммобилизации  или импровизированных шин из любых подручных материалов. Правила транспортной иммобилизации. Профилактика травматического шока.

 

Раздел 7: ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ И ОТМОРОЖЕНИЯХ

            Учащийся должен знать:

            -анатомическое строение кожи,

            -признаки  четырех  степеней ожогов и отморожений

            -причины возникновения химических ожогов.

            Учащийся должен уметь:

            -оказывать первую помощь при различных степенях ожогов и отморожений

            -наложить сухую асептическую повязку для предупреждения инфицирования поверхности.

            Содержание учебной информации.

Ожоги и отморожения как повреждения тканей. Термические ожоги и их степени. Первая помощь и транспортировка пострадавших. Химические ожоги и их характеристика. Первая по-

мощь при химических ожогах. Отморожения и характеристика их по тяжести и глубине. Первая помощь при обморожениях. Общее замерзание и принципы оказания первой помощи.

 

Раздел 8: ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И

ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

            Учащийся должен  знать:

            -основные симптомы у  наиболее частых внезапных заболеваний,

            -принципы неотложной помощи,

            -особенности ухода и наблюдения за больным.

            Учащийся должен уметь:

            -своевременно и правильно оказать первую помощь,

            -правильно транспортировать пострадавшего

            Содержание учебной информации.

Электротравма и поражение молнией. Симптомы поражений и правила оказания первой помощи. Первая помощь при остановке  дыхания и сердцебиения. Правила ведения пострадавших в последующие трое суток. Утопление, заваливание землей, удушение. Правила  оказания помощи на воде. Первая помощь при утоплении, удушении и заваливании землей. Тепловой и солнечный удары. Причины их и правила оказания первой помощи. Острая сосудистая недостаточность, первая помощь. Боль в сердце, причины и первая помощь. 

           

Раздел 9: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕАНИМАЦИИ

            Учащийся должен знать:

            -расположение жизненноважных органов в организме человека,

            -причины развития терминальных состояний,

            -стадии терминальных состояний.

            Учащийся должен уметь:

-оценить состояние пострадавшего,

            -выполнить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

            Содержание учебной информации.

            Задачи реаниматологии и ее связь с другими науками. Терминальные состояния и их фазы. Нарушения в организме при терминальных состояниях. Реанимация при остановке дыхания. Техника искусственной вентиляции  легких  методом Сильвестера и Шефера, рот в рот и рот в нос. Реанимация при остановке кровообращения. Техника наружнего массажа сердца.

           

Раздел 10: УХОД   ЗА  БОЛЬНЫМИ

            Учащийся должен знать:

            -анатомию и физиологию систем: сердечно-сосудистой, дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной.

-особенности ухода и наблюдения за больными

            -оценивать состояние больного в зависимости от степени выраженности симптомов.

            Учащийся должен уметь:

            -выполнять простые манипуляции по уходу за больными.

            Содержание учебной информации.

 

Тема: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БОЛЬНОГО.

            Режим активности больного и положение его в постели. Смена нательного и постельного белья и перекладывание больного. Наблюдение за состоянием  постельного белья в течение дня. Уход за кожей, профилактика пролежней. Уход за глазами, ушами, носом, полостью рта. Применение суден и мочеприемников.

 

Тема: ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

ним.  Измерение температуры тела.  Ошибки при измерении температуры. Физиологические колебания температуры в течение дня. Лихорадка, виды лихорадок. Периоды лихорадки. Уход за лихорадящими больными.

 

Тема: ПИТАНИЕ БОЛЬНЫХ

            Состав и энергетическая   ценность пищи. Особенности кормления больных в постели с ложки и их поильника. Понятие  о лечебном питании, основные принципы лечебного питания

 

Тема: ПРОСТЫЕ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

            Понятие о физиотерапевтическом воздействии на организм. Водные процедуры. Приготовление лечебной ванны: ручных, ножных, сидячих. Наблюдение за больным во время процедуры. Горчичники. Техника применения горчичников. Места постановки. Другие горчичные процедуры. Применение грелки и пузыря со льдом. Показания и противопоказания для их применения. Лечебная многослойная повязка – компресс. Виды компрессов. Показания, противопоказания. Техника постановки согревающего компресса. Гирудотерапия.

 

Тема: ПУТИ И СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВ

            Применение лекарств, их механизмы действия: этиотропное, патогенетическое, симптоматическое. Понятие о дозах лекарственного препарата. Проявление чувствительности организма на лекарственные препараты. Правила  и сроки хранения лекарственных препаратов. Наружнее применение лекарственных средств. Втирание мазей. Применение  пластырей присыпок.  Закапывание капель в уши, глаза, нос. Энтеральный способ введения лекарственных средств. Парентеральные пути введения лекарственных веществ. Устройство шприца и игл и их применение. Техника сборки шприцов. Набирание лекарства из ампулы и флакона. Техника постановки подкожных инъекций. Осложнения.

 

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ОРГАНОВ  КРОВООБРАЩЕНИЯ

            Исследование артериального пульса. Измерение артериального давления. Боли в области сердца и их признаки. Первая помощь при болях в сердце.

            Тема: НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

                        ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

            Основные функции органов дыхания. Наблюдение за дыханием, определение частоты, глубины, ритма дыхательных движений. Основные симптомы при заболеваниях органов дыхания: одышка, кашель, кровохарканье, удушье, боли в грудной клетке. Оксигенотерапия.

 

            Тема:  НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

                        ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ  И КИШЕЧНИКА

            Основные симптомы заболеваний желудка: боли в животе, изжога, отрыжка, нарушение аппетита, тошнота и рвота, метеоризм, поносы и  запоры. Уход за больным при рвоте.

Уход за больным при метеоризме и поносах. Техника постановки очистительной клизмы.

 

            Тема:  НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

                        ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ

Основные симптомы заболеваний почек и мочевыводящих путей: боли, расстройство мочеиспускания, отеки, артериальная гипертензия. Уход за больными с недержанием мочи. Взятие мочи для исследования.

 

ФОРМЫ КОНТОРОЛЯ

Текущий контроль

В процессе изучения курса оцениваются:

1.      Теоретические знания  и практические умения  по основам медицинских знаний

  1. Решение ситуационных задач.
  2. Качественное исполнение простейших медицинских процедур по оказанию доврачебной помощи.

 

Итоговый контроль:

1. защита проектов по заданной теме..

Для оценки каждого проекта разработаны критерии, которые оценивают как качество исполнения, так и их содержание.

Пример оценки проектов по теме «Кровотечения»).

Критерии оценки:

  • Полнота и грамотность  содержания  темы.
  • Наличие  в презентации проекта:

o   Заголовка

o   Главного текста

o   Иллюстраций

·       Подводим итоги по всем темам курса.

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся определяются на основании Положения  о единых требованиях к оценке знаний, умений и навыков учащихся по различным предметам (дисциплинам), в том числе при выставлении итоговых оценок, разработанном на основе Закона Российской Федерации “Об образовании” (с изменениями от 16 ноября 1997 г.), типовом положении об общеобразовательном учреждении, Уставе КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края»

 

 

 

 

Примерный  тематический  план

п п

 

Наименование разделов и тем

Всего

Часов

 

Лекции   

Пр. зан.

 

1

Введение

1

1

 

 

2

Основные понятия об асептике и антисептике

1

1

 

 

3

 Техника наложения повязок / Десмургия/

 

 

 

 

 

А. Повязки на голову

2

 

2

 

 

Повязки на верхнюю конечность

2

 

2

 

 

Б. Повязки на нижнюю конечность

2

 

2

 

 

в. Подведем итоги по теме десмургия

2

 

2

 

Первая помощь при внезапных состояниях

 

4

Первая помощь при ранениях

2

 

 

 

5

Первая помощь при кровотечениях

2

1

1

 

6

Первая помощь при повреждениях мягких тканей, суставов и костей :

1. Особенности строения ОДА

1.Ушибы , растяжения,

2. Вывихи

3. Переломы, классификация, характеристика. Практическая работа «Первая помощь при переломах»

4. Способы транспортировки пострадавших

Подведем итоги по теме: Травмы, раны, кровотечения

13

 

2

2

1

2

2

 

2

2

9

4

 

 

 

 

2

2

 

7

Первая помощь при ожогах и отморожениях

4

4

 

 

8

Первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях

 

4

 

4

 

 

 

Подведём итоги полугодия

2

2

 

 

9

Принципы и методы реанимации

2

1

1

 

10

Уход за больными

 

 

 

 

 

а. Личная гигиена больного и положение его в постели

2

1

1

 

 

б. Температура тела и ее измерение

2

 

 

 

 

в. Питание больных. Состав и энергетическая ценность пищи

6

2

4

 

 

г. Простейшая физиотерапия, воздействия на организм

2

2

 

 

 

д. Пути и способы введения лекарств

3

2

1

 

 

е. Острая сердечно-сосудистая недостаточность Шок, обморок,

коллапс. Первая помощь при обмороке.

Боли в сердце. Первая помощь при болях в сердце. Измерение артериального давления

Наблюдение и уход за больными с нарушением функций сердечно-сосудистой системы.

 

 

 

2

 

    2

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

Подведем итоги по теме принципы и методы реанимации, сердечно сосудистая недостаточность

2

2

 

 

 

ж. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы органов дыхания

2

2

 

 

 

з. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы органов ЖКТ

2

2

 

 

 

и. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей

Подведём итоги по теме Наблюдение и уход за больными с нарушением функций различных органов

2

 

2

2

 

2

 

 

 

 

68

40

28

 

 

 

 

 

Примерный  тематический  план

п п

 

Наименование разделов и тем

Всего

Часов

 

I семестр (16 недель)

 

 

1

Введение

2

 

2

Основные понятия об асептике и антисептике

1

 

3

 Техника наложения повязок / Десмургия/

 

 

 

А. Повязки на голову

2

 

 

Б. повязки на верхнюю конечность

2

 

 

Б. Повязки на нижнюю конечность

2

 

 

в. Подведем итоги по теме десмургия

2

 

4

Первая помощь при ранениях. Виды ран.

2

 

5

Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа по теме кровотечения и способы остановки.

2

 

6

Первая помощь при повреждениях мягких тканей, суставов и костей:

Ушибы, растяжения, вывихи

Переломы. Понятие о переломах костей, их признаки. Травматический шок и его профилактика.

Практическая работа по теме «Переломы».

Подведем итоги по теме: Травмы, раны, кровотечения

 

 

2

2

2

 

7

Ожоги, причины их возникновения Характеристика ожогов

Ожоговая болезнь, ожоговый шок. Первая помощь при ожогах.

Обморожения Профилактика их возникновения. Степени обморожений. Первая помощь при обморожениях.

2

 

 

2

 

 

Итоговое занятие полугодие. Подведение итогов

2

 

 

II семестр (18 недель,4дня)

 

 

8

Первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях (поражение молнией, электрическим током, удушение, заваливание землёй)

 

4

 

9

Принципы и методы реанимации

2

 

10

Уход за больными

 

 

 

а. Личная гигиена больного и положение его в постели

2

 

 

б. Температура тела и ее измерение. Уход за лихорадящим больным.

2

 

 

в. Питание больных. Состав и энергетическая ценность пищи.

Практическая работа «Составление рациона питания на неделю»

2

 

4

 

 

г. Простейшая физиотерапия, воздействия на организм

2

 

 

д. Пути и способы введения лекарств

2

 

 

е. Острая сердечно-сосудистая недостаточность Шок, обморок,

коллапс. Первая помощь при обмороке.

Боли в сердце. Первая помощь при болях в сердце. Измерение артериального давления

Наблюдение и уход за больными с нарушением функций сердечно-сосудистой системы.

 Наблюдение и уход за больными с нарушением функций сердечно-сосудистой системы

Подведем итоги по Сердечно сосудистой системе/

 

 

 

 

 

2

 

2

 

2

 

 

ж. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы органов дыхания

2

 

 

з. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы органов ЖКТ.

2

 

 

и. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей.

2

 

 

Итоговое занятие полугодия

2

 

 

                                                                           всего

68

 

 

Приложение №1

Подведем итоги по теме десмургия

1.Материал, применяемый для повязок, подручный материал,

2. способы обеззараживания материала.

3.Виды применяемого перевязочного  материала.

4.Мягкие повязки, косыночные повязки, пращевидные повязки, бинтовые повязки.

5. Правила бинтования.

6. Основные типы бинтовых повязок.

7. Техника наложения  мягких повязок на отдельные области тела:

          а.голову,

          б.на верхнюю

          в.нижнюю конечности.

Приложение №2

Подведем итоги по теме: Травмы, раны, кровотечения

Тест по теме «Кровотечение»

1.  Повреждение, характеризующееся нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, сопровождающееся кровотечением, зиянием это:

а) рана;

б) перелом;

в) кровотечение;

г) травма.

2.  Кровотечение, характеризующееся вытеканием крови пульсирующей струёй, имеющей алую окраску:

а) артериальное;

б) венозное;

в) паренхиматозное;

г) капиллярное.

3. Истечение крови из поврежденных  кровеносных сосудов это:

а) кровоизлияние;

б) кровотечение;

в) травма;

г) рана.

4.  Кровотечение, характеризующееся  непрерывным вытеканием крови, имеющей темный цвет:

а) артериальное:

б)  венозное;

в) капиллярное;

г) паренхиматозное.

5. Как остановить обильное венозное кровотечение?

а) наложить давящую повязку;

б) наложить жгут;

в) обработать рану спиртом и закрыть стерильной салфеткой;

г) продезинфицировать спиртом и обработать йодом;

6. При ранении сонной артерии необходимо срочно:

а) наложить тугую повязку;

б) наложить жгут;

в) зажать пальцем артерию ниже раны;

г) зажать пальцем артерию выше раны.

7. Артериальное кровотечение возникает при:

а) повреждении какой-либо артерии при глубоком ранении;

б) поверхностном ранении;

в) неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов;

г) повреждении вены.

8. Уменьшения кровотечения приданием возвышенного положения поврежденной конечности главным образом применяется при:

а) внутреннем кровотечении;

б) поверхностных ранениях;

в) любых ранениях конечности;

г) глубоких ранениях.

9. Самым надежным способом остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног является:

а) наложение давящей повязки;

б) пальцевое прижатие;

в) максимальное сгибание конечности;

г) наложение жгута.

10. При открытом переломе конечности с сильным кровотечением  раны необходимо в первую очередь:           

а) обработать край раны йодом;

б) провести иммобилизацию конечности;

в) промыть рану перекисью водорода;

г) остановить кровотечение.

11 Как правильно обработать рану?

А- продезинфицировать рану спиртом и туго завязать;

Б- смочить йодом марлю и наложить на рану;

В- обработать рану перекисью водорода;

Г- смазать саму рану йодом;

Д- посыпать солью

12.       К закрытым повреждениям относятся:

А- вывихи, растяжения, ушибы;

Б- ссадины и раны;

В- царапины и порезы.

3.3  При обморожении участок кожи необходимо:

А- Растереть снегом.

Б- Разогреть и дать теплое питье.

В- Растереть варежкой.

Приложение №3

Сердечнососудистая система первая помощь при сердечном приступе и сосудистой недостаточности

1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

 7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;  
б) в левом желудочке;  
в) в правом желудочке;

8) При сердечнососудистой  недостаточности АД

а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 60 /20 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. Ст

9) При интенсивных болях в сердце необходимо дать больному

а) валидол и уложить в полусидячее положение;
б) дать нитроглицерин и вызвать скорую помощь;
в) успокоить и уложить в постель

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

·       Р.И.Вопиловская. Учебное пособие «Основы медицинских знаний», Бийск, 2005год

Дополнительная литература:

           Иванов В.А., Лопухин Ю.М.  Хирургия. М., 1968

           Тонкова – Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Основы медицинских знаний. М. 1981

            Буянов В.М. Первая медицинская помощь. М., 1994

            Русаков А.Б. Транспортная иммобилизация Л., Медицина. 1989
            Великорецкий А.Н. Повязки. М., 1956

            Никитин Г.Д. Доврачебная помощь при множественных и сочетанных

повреждениях. Л.

            Медицина 1985

            Справочник медицинской сестры по уходу . М. Медицина. 1980

Хромов Б.М. Первая помощь при травмах и транспортировка пострадавших. Л., 1969.

            Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. М. Медицина. 1989

            Юнас Ян Атлас первой медицинской помощи. Освет Мартин.ЧССР. 1990

            Покровский А.А. О питании. М. 1990

            Покровский В.И. Энциклопедия здоровья. М. ИПО<Автор>. 1992

            Гоголев М.И. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. М.

            Просвещение 1985

            Горшков А.И.,Липатова О.В. М. Медицина, 1987          

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс по " Основам медицинских знаний" программа"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

              Для осуществления на практике профильности образования в Бийском лицее в системе общего среднего образования необходимо изменение содержания раздела начальной  медицинской подготовки в курсе “ Основы безопасности жизнедеятельности” и выделение его в отдельный предмет. Изучение предмета проводится на протяжении одного года на  естественно-научном отделении   и одного семестра на других отделениях.

 

 В программу “Основ медицинских знаний” включены разделы первой медицинской помощи при несчастных случаях и острых внезапных заболеваниях и вопросы общего ухода за больными. Диапазон внезапных состояний и заболеваний велик, поэтому необходимость оказания первой помощи и ухода за больными может возникнуть в любой житейской ситуации. От своевременно оказанной помощи и правильного ухода зависят жизнь и успех дальнейшего лечения  больного.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 644 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 361
    • DOCX 158 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вопиловская Раиса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вопиловская Раиса Ивановна
    Вопиловская Раиса Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31659
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе