Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Школьному психологу / Элективный курс по психологии "Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия"

Элективный курс по психологии "Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия"

КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»


Пояснительная записка


Программа для 9 – 11 классов по объему составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу весь год или спаренны­ми часами в течение любого учебного полугодия. Содержание про­граммы направлено на развитие коммуникативных, организаторских способностей, а также мотивации и навыков организации работы по самосовершенствованию. В целом данный элективный курс обладает социальной направленностью, затрагивает вопросы социального про­ектирования, управления, самоорганизации.

В основе курса также лежат общечеловеческие ценности: свобо­да, творчество, духовность, гуманность, индивидуальность и др.

В целом, программа направлена на развитие личностного по­тенциала школьников, в первую очередь творческого.

Модули направлены на самосо­вершенствование, ориентированны на формирование навыков психической само­регуляции. Эффективная деятельность по саморегу­ляции, невозможна без опоры на самопознание. А в целом, формирование способности владеть собой, управлять своими состояниями спо­собствует формированию мотивации к дальнейшей работе над собой с целью саморазвития. В целом, как первый, так и второй модули на­правлены на развитие личностного и волевого компонентов творче­ских способностей личности.

Модуль «Познакомьтесь со своим «Я». Его цель – предоставить диагностическую информацию пе­дагогу, отследить изменения в личности учащихся за период каникул. Диагностические методики могут быть оставлены без изменений, а могут быть заменены на другие по усмотрению преподавателя. Глав­ное требование – сохранение направленности диагностики. Соответ­ственно, продолжается работа с картой саморазвития личности.

В состав курса вошли модули: «О душевной архитек­туре» и «Мир вокруг нас». Первый направлен на знакомство с осно­вами психологии личности и предоставляет учащимся необходимы!! минимум информации по психологии. Второй связан с изучением со­циума, в котором живут учащиеся, формированием мотивации к его изменению в лучшую сторону.

Курс «Развитие навыков социального и межличностного взаи­модействия» в целом способствует развитию компонентов творческих способностей личности.

К концу изучения курса учащиеся должны знать: круг явлений в обществе, охватываемых социальной и социально-педагогической деятельностью, знать свои личностные особенности, способности и способы их совершенствования (достижения), основы организации и управления совместной творческой деятельности. Основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, необходи­мые каждому гражданину общества и достаточные для профессио­нальной деятельности в социально-гуманитарной сфере

У школьников должны быть сформированы навыки: саморегу­ляции психических состояний, планирования и организации собствен­ной деятельности. Школьники должны владеть элементарными навы­ками социального проектирования, умениями организовать досуговую и социально значимую совместную деятельность.

В конце изучения курса у школьников должны произойти зна­чимые изменения в развитии личности, в частности, в уровне развития творческих и коммуникативных способностей, способности к самоор­ганизации, мотивационной сфере личности. В конце курса школьники должны, в основном, определиться с выбором будущей профессии 1ибо определенной группы профессий.

Основные методы: беседы, лекции, дискуссии, круглый стол, эолевые игры, элементы тренинга, написание сочинений, докладов, разработка исследовательских проектов социальной направленности.


Цели и задачи обучения учащихся в рамках данного курса

  • воспитание ценностного отношения к знаниям как важным и необходимым каждому человеку;

  • способствовать развитию личности старшеклассников, их профессиональному самоопределению;

  • развитие навыков психической и физической саморегуляции;

  • формирование необходимых навыков анализа жизненных си­туаций;

  • сформировать интерес к творчеству как основному виду чело­веческой деятельности;

  • научить старшеклассников общению с другими учащимися, родителями, учителями, сформировать навыки организации продук­тивного взаимодействия между людьми.

  • к окончанию обучения учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками:

  • знать круг явлений в обществе, охватываемых социальной и социально-педагогической деятельностью, знать свои личностные особенности, способности и способы их совершенствования (дости­жения), основы организации и управления совместной творческой деятельности;

  • уметь организовать несложный игровой досуг младших школьников и сверстников, подбирать необходимые средства, плани­ровать свою деятельность;

  • владеть основами техники продуктивного общения; анализиро­вать жизненные ситуации, совершенствовать свои способности. Для дос­тижения этих целей предполагается организация познавательной (учеб­ной и внеклассной) деятельности; тренингов общения и практикумов;

  • знать основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, необходимые каждому гражданину общества и достаточные для профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере;

  • обладать практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности учащихся в стенах школы и вне се;

  • сформировать у учащихся: а) проектировочные; б) конструк­тивные; в) организаторские; г) гностические умения и навыки, состав­ляющие структурную основу творческой деятельности;

  • иметь общие представления о развитии психологии, педагоги­ки, новациях и технологиях воспитания человека, обладать достаточ­ным кругозором в области социально-политических дисциплин;

  • развивать нравственные качества личности;

  • ознакомить учащихся с основными путями разрешения конфликтных ситуаций.



Обозначенные ранее цели достигаются в процессе решения сле­дующих задач:

  • развитие в ходе учебной деятельности компонентов творче­ских способностей личности: мотивационного, интеллектуального, коммуникативного, личностного;

  • овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, необ­ходимыми для работы с детьми разного возраста;

  • овладение навыками самообразования, самодиагностики лич­ностного развития, научиться ставить цели и задачи, корректирующие деятельность по самосовершенствованию личности школьника.



Содержание курса «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия»

Содержание данного курса состоит из следующих модулей:

  1. «Познакомьтесь со своим «Я» (самопознание, 3 часа).

  2. «Давайте говорить друг другу...» (конфликтология, 5 часов).

  3. «Властелин или раб самому себе» (саморегуляция, 5 часов).

  4. «Homo creator» (творчество, 4 часа).

  5. «Был ли прав Шекспир?» (игры, направлены на развитие личностного потенциала школьников, 4 часа).

  6. «О душевной архитектуре» (основы психологических знаний, часов)

  7. «Мир вокруг нас» (социальное проектирование, 7 часов)

  8. Итоговый урок предназначен для подведения итогов обучения, группового и индивидуального самоанализа (1 час).

Модуль «О душевной архитектуре» направлен на развитие интеллектуального компонента творческих способностей личности, он способствует освоению базовых гуманистических ценностей, в первую очередь, свободы мышления, принятию идей гуманизма, мораль­но-этических норм современного общества. Также данный модуль предоставляет учащимся необходимый минимум информации о психологии личности. Такая информация необходима для более эффек­тного обучения навыкам саморегуляции.

Модуль «Властелин или раб самому себе?» призван способствовать формированию мотивации к деятельности по самосовершенствованию, воспитывать потребность в самопознании, а через самопознание и самосовершенствование способствовать формированию навыков саморегуляции и в дальнейшем принятию таких ценностей, как гуманность, творчество и др.

Модуль «Мир вокруг нас» направлен на осознание значимости социальной сферы общества, на развитие способностей к проектировочной деятельности, формирование мотивации к внесению позитив­ных изменений в жизнь своего окружения. Модуль способствует по­явлению у учащихся уверенности в своих способностях изменить жизнь к лучшему. И, в конечном счете, ориентирован на развитие стремления к социальному творчеству, а также на развитие творче­ских способностей в широком смысле.


Тематический план курса «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия»

Название модуля и темы занятия

Общее кол-во часов

Теорет. занятия

(час.)

Практ. занятия

(час.)

Примечания

Модуль 1. «Познакомьтесь со своим «Я»

2

1

1


Модуль 2. «Давайте говорить друг другу...»

5

1

4


Урок 1. Конфликт. Введение


1

-


Урок 2-3. Разрешение кон­фликтов в школе


-

2


Урок 4. Эмпатия


-

1


Урок 5. Театральная педагогика


-

1


Модуль 3. «Властелин или раб самому себе?»

5

1

4


Урок 1. Саморегуляция


1

-


Урок 2. Резервы нашего орга­низма


-

1


Урок 3-4. Умей владеть собой


-

2


Урок 5. Саморегуляция в про­фессиональной и учебной дея­тельности



1


Модуль 4. «Homo creator»

4

-

4


Урок 1-4. Творческие способности


-

4


Модуль 5. «Был ли прав Шек­спир?»

4

2

2


Урок 1-2. Игра и школа


1

1


Урок 3-4. Игра и развитие личности


1

1


Модуль 6. «О душевной архи­тектуре»

5

2

3


Урок 1. Психология вокруг нас


1

1


Урок 2-3. Способности


1

1


Урок 4-5. Психология на каж­дый день


-

2


Модуль 7. «Мир вокруг нас»

7

3

4


Урок 1. Социальная сфера общества


1

-


Урок 2-4. Мы и наше окружение


1

2


Урок 5-7. Изменим мир к лучшему


1

2


Модуль 6. «Познакомьтесь со своим «Я»

1

-

1


Итоговое занятие, повторение и обобщение пройденного материала

1


1






Основное содержание курса

Модуль 1. «Познакомьтесь со своим «Я»

(2 часа в начале учебного года и 1 час в конце учебного года)

Понятие о структуре личности человека, структура личности учителя, понятие качеств личности, понятие развития, понятие диаг­ностики и методов диагностики. Содержание диагностических мето­дик, направленных на выявление творческих способностей личности.

Модуль 2. «Давайте говорить друг другу...» (5 часов)

Урок 1. Конфликт. Введение.

Понятие общения, взаимодействия, субъект-субъектные взаи­моотношения, условия эффективного общения. Понятие межличност­ного конфликта. Генезис конфликта. Этапы конфликта. Конструктив­ные и деструктивные конфликты. Стратегии поведения в конфликт­ной ситуации.

Уроки 2-3. Разрешение конфликтов в школе.

Педагогический конфликт. Причины конфликтов между учи­телем и учеником, между учеником и родителями, между учениками. Посредничество как технология разрешения конфликтных ситуаций.

Качества личности, необходимые для продуктивного разрешения конфликта. Игры и упражнения, направленные на развитие таких качеств.

Урок 4. «Эмпатия».

Понятие эмпатии. Роль эмпатии в организации продуктивного взаимодействия. Игры и упражнения, направленные на развитие эмпатии.

Урок 5. «Театральная педагогика».

Что такое театральная педагогика. Использование методов и приемов театральной педагогики для организации продуктивного взаимодействия и общения. Актерские способности и их роль в про­фессиях социальной направленности. Игры и упражнения, направлен­ные на освоение приемов театральной педагогики, развитие актерских способностей.

Модуль 3. «Властелин пли раб самому себе?» (5 часов)

Урок 1. Саморегуляция.

Понятие саморегуляции, ее виды. Саморегуляция психических, эмоциональных состояний. Основные приемы саморегуляции, основ­ные виды саморегуляции (дыхательная гимнастика, аутогенная трени­ровка, самовнушение). Роль умений саморегуляции в профессиональ­ной деятельности в профессиях, связанных с общением и взаимодей­ствием между людьми. Пути развития способностей к саморегуляции.

Урок 2. Резервы нашего организма.

Особенности человеческого организма, его отличия от организ­ма животных. Особенности психики человека. Приспособляемость психики, ее компенсаторные возможности. Паранормальные способ­ности человека, гипотезы, их объясняющие. Факты, иллюстрирующие возможности человеческого организма (в т.ч. психики).

Уроки 3-4. Умей владеть собой.

Способы саморегуляции психических и эмоциональных состоя­ний человека. Игры и упражнения, направленные на развитие способ­ностей к саморегуляции. Понятие самообладания, его роль в жизни человека, пути воспитания. Освоение основных методов и приемов саморегуляции посредством психотехнических игр и упражнений мозговой гимнастики.

Урок 5. Саморегуляция в профессиональной и учебной деятельности.

Роль саморегуляции в жизни школьника, ее значение для про­фессий, связанных с взаимодействием и общением. Игры и упражне­ния, направленные на формирование способностей к саморегуляции.

Модуль 4. «Homo creator» (4 часа)

Уроки 1-4. Творческие способности.

Творческие способности, их структура. Основные пути и спосо­бы их развития. Основные средства и методы развития творческих способностей личности. Упражнения и игры, направленные на разви­тие творческих педагогических способностей личности учащихся.

Модуль 5. «Был ли прав Шекспир?» (4 часа)

Урок 1-2. Игра и школа.

Значение игр для развития творческих способностей личности школьников. Игры, направленные на развитие творческих способно­стей личности. Роль игры в процессе обучения и воспитания.

Урок 3-4. Игра и развитие личности.

Роль игры в развитии личности школьника. Игра и самосовер­шенствование. Игры, направленные на развитие личности. Самопо­знание и самосовершенствование при помощи игровых методов.

Модуль 6. «О душевной архитектуре» (5 часов)

Урок 1-2. Психология вокруг нас.

Психология как наука. Отрасли психологии. Краткая история развития психологии. Понятие личности, ее структуры. Самопознание и самосовершенствование, способности и их развитие.

Урок 3. Способности.

Понятие способностей в психологии. Виды способностей (общие, специальные). Роль способностей в развитии личности. Способы диагностики и развития способностей. Способности и успешность человека.

Урок 4-5. Психология на каждый день.

Психология личности, характер человека. Роль психологических знаний в повседневной жизни. Понятия индивид, индивидуальность, личность. Учет индивидуальных особенностей личности в повседнев­ном общении.

Модуль 7. «Мир вокруг нас» (7 часов)

Урок 1. Социальная сфера общества.

Понятие социальной сферы общества, ее структура. Человек как социальное существо и неотъемлемая часть социума. Понятие социу­ма. Взаимовлияние человека и социума. Пути целенаправленного воз­действия человека на социальную сферу общества.

Урок 2—4. Мы и наше окружение.

Понятие микросоциума, его границы, основные характеристики. Микросоциум и его влияние на личность. Социализирующие функции микросоциума. Необходимость изучения микросоциума. Пути и спо­собы повышения благоприятности микросоциума для личности школьника. Роль школы в микросоциуме.

Урок 5-7. Изменим мир к лучшему.

Понятие социального проектирования и программирования. Тех­нологии социального проектирования, его этапы. Особенности соци­альных проектов, их направленность. Разработка проектов и программ, направленных на улучшение социального окружения учащихся.

Итоговое занятие.

Повторение и обобщение пройденного материала. Анализ ре­зультатов диагностики. Самоанализ проделанной работы.

Литература
  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Сво­боды. - М., 1993.

  2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учись быть внимательным. - М., 1996.

  3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания твор­ческой личности. Изд. Казанского у-та. 1988.

  4. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и разви­вающие игры для младших школьников. - М., 1993.

  5. Арнаутов В. В., Саранов А. М., Сергеев Н. К. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной обра­зовательной системы: Методологический аспект. - Волгоград: Пере­мена, 2001.

  6. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1978.

  7. Байбаков М. А. Введение в педагогику толерантности: учеб-метод, пособие / Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. -12 с.

  8. Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. - М., 1997. и др.

  9. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. ли­тература, 1975. - 143.с.

  10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

  11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском воз­расте. - М., 1968.

  12. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.

  13. Гребенюк О. С, Гребешок Т. Б. Введение в деятельность педа­гога-исследователя. - Калининград, 1998.

  14. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

  15. Гройсман А. Л. Психотерапия для всех. - М., 1981.

  16. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: ИЦ «Академия», 1996.-224с.



9


  • Школьному психологу
Описание:

...............................................................................

.........................................................................................................................................

.................................................................................................................

...................................................................................................................................................

........................................................

.............................................................................................................................

Скачать материал
Автор Самсонова Лилия Михайловна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Планирования
Просмотров 2786
Номер материала 5430
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.