КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Программа для 9 – 11 классов по объему составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу весь год или спаренными часами в течение любого учебного полугодия. Содержание программы направлено на развитие коммуникативных, организаторских способностей, а также мотивации и навыков организации работы по самосовершенствованию. В целом данный элективный курс обладает социальной направленностью, затрагивает вопросы социального проектирования, управления, самоорганизации.
В основе курса также лежат общечеловеческие ценности: свобода, творчество, духовность, гуманность, индивидуальность и др.
В целом, программа направлена на развитие личностного потенциала школьников, в первую очередь творческого.
Модули направлены на самосовершенствование, ориентированны на формирование навыков психической саморегуляции. Эффективная деятельность по саморегуляции, невозможна без опоры на самопознание. А в целом, формирование способности владеть собой, управлять своими состояниями способствует формированию мотивации к дальнейшей работе над собой с целью саморазвития. В целом, как первый, так и второй модули направлены на развитие личностного и волевого компонентов творческих способностей личности.
Модуль «Познакомьтесь со своим «Я». Его цель – предоставить диагностическую информацию педагогу, отследить изменения в личности учащихся за период каникул. Диагностические методики могут быть оставлены без изменений, а могут быть заменены на другие по усмотрению преподавателя. Главное требование – сохранение направленности диагностики. Соответственно, продолжается работа с картой саморазвития личности.
В состав курса вошли модули: «О душевной архитектуре» и «Мир вокруг нас». Первый направлен на знакомство с основами психологии личности и предоставляет учащимся необходимы!! минимум информации по психологии. Второй связан с изучением социума, в котором живут учащиеся, формированием мотивации к его изменению в лучшую сторону.
Курс «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия» в целом способствует развитию компонентов творческих способностей личности.
К концу изучения курса учащиеся должны знать: круг явлений в обществе, охватываемых социальной и социально-педагогической деятельностью, знать свои личностные особенности, способности и способы их совершенствования (достижения), основы организации и управления совместной творческой деятельности. Основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, необходимые каждому гражданину общества и достаточные для профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере
У школьников должны быть сформированы навыки: саморегуляции психических состояний, планирования и организации собственной деятельности. Школьники должны владеть элементарными навыками социального проектирования, умениями организовать досуговую и социально значимую совместную деятельность.
В конце изучения курса у школьников должны произойти значимые изменения в развитии личности, в частности, в уровне развития творческих и коммуникативных способностей, способности к самоорганизации, мотивационной сфере личности. В конце курса школьники должны, в основном, определиться с выбором будущей профессии 1ибо определенной группы профессий.
Основные методы: беседы, лекции, дискуссии, круглый стол, эолевые игры, элементы тренинга, написание сочинений, докладов, разработка исследовательских проектов социальной направленности.
воспитание ценностного отношения к знаниям как важным и необходимым каждому человеку;
способствовать развитию личности старшеклассников, их профессиональному самоопределению;
развитие навыков психической и физической саморегуляции;
формирование необходимых навыков анализа жизненных ситуаций;
сформировать интерес к творчеству как основному виду человеческой деятельности;
научить старшеклассников общению с другими учащимися, родителями, учителями, сформировать навыки организации продуктивного взаимодействия между людьми.
к окончанию обучения учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками:
знать круг явлений в обществе, охватываемых социальной и социально-педагогической деятельностью, знать свои личностные особенности, способности и способы их совершенствования (достижения), основы организации и управления совместной творческой деятельности;
уметь организовать несложный игровой досуг младших школьников и сверстников, подбирать необходимые средства, планировать свою деятельность;
владеть основами техники продуктивного общения; анализировать жизненные ситуации, совершенствовать свои способности. Для достижения этих целей предполагается организация познавательной (учебной и внеклассной) деятельности; тренингов общения и практикумов;
знать основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, необходимые каждому гражданину общества и достаточные для профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере;
обладать практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности учащихся в стенах школы и вне се;
сформировать у учащихся: а) проектировочные; б) конструктивные; в) организаторские; г) гностические умения и навыки, составляющие структурную основу творческой деятельности;
иметь общие представления о развитии психологии, педагогики, новациях и технологиях воспитания человека, обладать достаточным кругозором в области социально-политических дисциплин;
развивать нравственные качества личности;
ознакомить учащихся с основными путями разрешения конфликтных ситуаций.
Обозначенные ранее цели достигаются в процессе решения следующих задач:
развитие в ходе учебной деятельности компонентов творческих способностей личности: мотивационного, интеллектуального, коммуникативного, личностного;
овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы с детьми разного возраста;
овладение навыками самообразования, самодиагностики личностного развития, научиться ставить цели и задачи, корректирующие деятельность по самосовершенствованию личности школьника.
Содержание курса «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия»
Содержание данного курса состоит из следующих модулей:
«Познакомьтесь со своим «Я» (самопознание, 3 часа).
«Давайте говорить друг другу...» (конфликтология, 5 часов).
«Властелин или раб самому себе» (саморегуляция, 5 часов).
«Homo creator» (творчество, 4 часа).
«Был ли прав Шекспир?» (игры, направлены на развитие личностного потенциала школьников, 4 часа).
«О душевной архитектуре» (основы психологических знаний, часов)
«Мир вокруг нас» (социальное проектирование, 7 часов)
Итоговый урок предназначен для подведения итогов обучения, группового и индивидуального самоанализа (1 час).
Модуль «О душевной архитектуре» направлен на развитие интеллектуального компонента творческих способностей личности, он способствует освоению базовых гуманистических ценностей, в первую очередь, свободы мышления, принятию идей гуманизма, морально-этических норм современного общества. Также данный модуль предоставляет учащимся необходимый минимум информации о психологии личности. Такая информация необходима для более эффектного обучения навыкам саморегуляции.
Модуль «Властелин или раб самому себе?» призван способствовать формированию мотивации к деятельности по самосовершенствованию, воспитывать потребность в самопознании, а через самопознание и самосовершенствование способствовать формированию навыков саморегуляции и в дальнейшем принятию таких ценностей, как гуманность, творчество и др.
Модуль «Мир вокруг нас» направлен на осознание значимости социальной сферы общества, на развитие способностей к проектировочной деятельности, формирование мотивации к внесению позитивных изменений в жизнь своего окружения. Модуль способствует появлению у учащихся уверенности в своих способностях изменить жизнь к лучшему. И, в конечном счете, ориентирован на развитие стремления к социальному творчеству, а также на развитие творческих способностей в широком смысле.
Тематический план курса «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия»
Название модуля и темы занятия
Общее кол-во часов
Теорет. занятия
(час.)
Практ. занятия
(час.)
Модуль 1. «Познакомьтесь со своим «Я»
2
1
1
Модуль 2. «Давайте говорить друг другу...»
5
1
4
Урок 1. Конфликт. Введение
1
-
Урок 2-3. Разрешение конфликтов в школе
-
2
Урок 4. Эмпатия
-
1
Урок 5. Театральная педагогика
-
1
Модуль 3. «Властелин или раб самому себе?»
5
1
4
Урок 1. Саморегуляция
1
-
Урок 2. Резервы нашего организма
-
1
Урок 3-4. Умей владеть собой
-
2
Урок 5. Саморегуляция в профессиональной и учебной деятельности
1
Модуль 4. «Homo creator»
4
-
4
Урок 1-4. Творческие способности
-
4
Модуль 5. «Был ли прав Шекспир?»
4
2
2
Урок 1-2. Игра и школа
1
1
Урок 3-4. Игра и развитие личности
1
1
Модуль 6. «О душевной архитектуре»
5
2
3
Урок 1. Психология вокруг нас
1
1
1
1
Урок 4-5. Психология на каждый день
-
2
Модуль 7. «Мир вокруг нас»
7
3
4
Урок 1. Социальная сфера общества
1
-
Урок 2-4. Мы и наше окружение
1
2
Урок 5-7. Изменим мир к лучшему
1
2
Модуль 6. «Познакомьтесь со своим «Я»
1
-
1
Итоговое занятие, повторение и обобщение пройденного материала
1
1
Основное содержание курса
(2 часа в начале учебного года и 1 час в конце учебного года)
Понятие о структуре личности человека, структура личности учителя, понятие качеств личности, понятие развития, понятие диагностики и методов диагностики. Содержание диагностических методик, направленных на выявление творческих способностей личности.
Модуль 2. «Давайте говорить друг другу...» (5 часов)
Урок 1. Конфликт. Введение.
Понятие общения, взаимодействия, субъект-субъектные взаимоотношения, условия эффективного общения. Понятие межличностного конфликта. Генезис конфликта. Этапы конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Уроки 2-3. Разрешение конфликтов в школе.
Педагогический конфликт. Причины конфликтов между учителем и учеником, между учеником и родителями, между учениками. Посредничество как технология разрешения конфликтных ситуаций.
Качества личности, необходимые для продуктивного разрешения конфликта. Игры и упражнения, направленные на развитие таких качеств.
Урок 4. «Эмпатия».
Понятие эмпатии. Роль эмпатии в организации продуктивного взаимодействия. Игры и упражнения, направленные на развитие эмпатии.
Урок 5. «Театральная педагогика».
Что такое театральная педагогика. Использование методов и приемов театральной педагогики для организации продуктивного взаимодействия и общения. Актерские способности и их роль в профессиях социальной направленности. Игры и упражнения, направленные на освоение приемов театральной педагогики, развитие актерских способностей.
Модуль 3. «Властелин пли раб самому себе?» (5 часов)
Урок 1. Саморегуляция.
Понятие саморегуляции, ее виды. Саморегуляция психических, эмоциональных состояний. Основные приемы саморегуляции, основные виды саморегуляции (дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, самовнушение). Роль умений саморегуляции в профессиональной деятельности в профессиях, связанных с общением и взаимодействием между людьми. Пути развития способностей к саморегуляции.
Урок 2. Резервы нашего организма.
Особенности человеческого организма, его отличия от организма животных. Особенности психики человека. Приспособляемость психики, ее компенсаторные возможности. Паранормальные способности человека, гипотезы, их объясняющие. Факты, иллюстрирующие возможности человеческого организма (в т.ч. психики).
Уроки 3-4. Умей владеть собой.
Способы саморегуляции психических и эмоциональных состояний человека. Игры и упражнения, направленные на развитие способностей к саморегуляции. Понятие самообладания, его роль в жизни человека, пути воспитания. Освоение основных методов и приемов саморегуляции посредством психотехнических игр и упражнений мозговой гимнастики.
Урок 5. Саморегуляция в профессиональной и учебной деятельности.
Роль саморегуляции в жизни школьника, ее значение для профессий, связанных с взаимодействием и общением. Игры и упражнения, направленные на формирование способностей к саморегуляции.
Модуль 4. «Homo creator» (4 часа)
Уроки 1-4. Творческие способности.
Творческие способности, их структура. Основные пути и способы их развития. Основные средства и методы развития творческих способностей личности. Упражнения и игры, направленные на развитие творческих педагогических способностей личности учащихся.
Модуль 5. «Был ли прав Шекспир?» (4 часа)
Урок 1-2. Игра и школа.
Значение игр для развития творческих способностей личности школьников. Игры, направленные на развитие творческих способностей личности. Роль игры в процессе обучения и воспитания.
Урок 3-4. Игра и развитие личности.
Роль игры в развитии личности школьника. Игра и самосовершенствование. Игры, направленные на развитие личности. Самопознание и самосовершенствование при помощи игровых методов.
Модуль 6. «О душевной архитектуре» (5 часов)
Урок 1-2. Психология вокруг нас.
Психология как наука. Отрасли психологии. Краткая история развития психологии. Понятие личности, ее структуры. Самопознание и самосовершенствование, способности и их развитие.
Урок 3. Способности.
Понятие способностей в психологии. Виды способностей (общие, специальные). Роль способностей в развитии личности. Способы диагностики и развития способностей. Способности и успешность человека.
Урок 4-5. Психология на каждый день.
Психология личности, характер человека. Роль психологических знаний в повседневной жизни. Понятия индивид, индивидуальность, личность. Учет индивидуальных особенностей личности в повседневном общении.
Модуль 7. «Мир вокруг нас» (7 часов)
Урок 1. Социальная сфера общества.
Понятие социальной сферы общества, ее структура. Человек как социальное существо и неотъемлемая часть социума. Понятие социума. Взаимовлияние человека и социума. Пути целенаправленного воздействия человека на социальную сферу общества.
Урок 2—4. Мы и наше окружение.
Понятие микросоциума, его границы, основные характеристики. Микросоциум и его влияние на личность. Социализирующие функции микросоциума. Необходимость изучения микросоциума. Пути и способы повышения благоприятности микросоциума для личности школьника. Роль школы в микросоциуме.
Урок 5-7. Изменим мир к лучшему.
Понятие социального проектирования и программирования. Технологии социального проектирования, его этапы. Особенности социальных проектов, их направленность. Разработка проектов и программ, направленных на улучшение социального окружения учащихся.
Итоговое занятие.
Повторение и обобщение пройденного материала. Анализ результатов диагностики. Самоанализ проделанной работы.
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. - М., 1993.
Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учись быть внимательным. - М., 1996.
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд. Казанского у-та. 1988.
Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. - М., 1993.
Арнаутов В. В., Саранов А. М., Сергеев Н. К. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной образовательной системы: Методологический аспект. - Волгоград: Перемена, 2001.
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1978.
Байбаков М. А. Введение в педагогику толерантности: учеб-метод, пособие / Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. -12 с.
Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. - М., 1997. и др.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. литература, 1975. - 143.с.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.
Гребенюк О. С, Гребешок Т. Б. Введение в деятельность педагога-исследователя. - Калининград, 1998.
Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М., 1990.
Гройсман А. Л. Психотерапия для всех. - М., 1981.
Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: ИЦ «Академия», 1996.-224с.
9
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
...............................................................................
.........................................................................................................................................
.................................................................................................................
...................................................................................................................................................
........................................................
.............................................................................................................................
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 25.11.2014 |
Раздел | Школьному психологу |
Подраздел | Планирования |
Просмотров | 2786 |
Номер материала | 5430 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: