Главная / Обществознание / Элективный курс по обществознанию "Введение в политологию"

Элективный курс по обществознанию "Введение в политологию"

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей истории муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3

Протокол № 2 от «10» ноября 2006г.

Рекомендовано на заседании муниципального экспертного методического совета

Протокол № 2 от «25» январь 2007г.







Предметный элективный курс

по обществознанию

для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов

общеобразовательных учебных заведений


«ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ»









Автор:


Учитель истории и обществознания

высшей категории

Ермашова Марина Геннадьевна

















Хвалынск 2006


ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ

Ермашова М.Г., учитель истории и

обществознания МОУ СОШ №3

г.Хвалынска Саратовской области,

2006г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по выбору «Введение в политологию» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учебных заведений рассчитана на 12 часов, ориентирована на углубление знаний в сфере политики, развитие демократического мировоззрения школьников, формирование активной гражданской позиции, перспективу профильного обучения в старшем звене.

Курс составлен с учетом реальных рамок учебного времени, потребностей и познавательных возможностей учащихся 14-15-летнего возраста. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам модернизации образования и организации предпрофильного обучения.

Преемственность знаний обеспечивается путем углубленного изучения тем, рассматриваемых ранее в рамках курса «Введение в обществознание». Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку, изучаются вопросы, являющиеся основой будущей профессиональной подготовки. Актуальность данного курса объясняется необходимостью подготовить учащихся к сознательному активному участию в политической жизни страны.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для курса являются:

- сознательная организация познавательной деятельности;

- умение получать информацию, принимать решения;

- создание условий для формирования гражданской компетентности.

Цели курса:

-освоение системы знаний, составляющих основы политологии, необходимых для успешного получения последующего профессионального образования; для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина;

- формирование основ нравственной, политической и правовой культуры; - содействие воспитанию черт гражданственности, патриотизма, приверженности демократическим ценностям.

Задачи курса:

- развитие познавательного интереса к происходящим в России и в мире политическим процессам, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать политическую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в сфере общественной деятельности, для активного участия в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня;

- развитие умения выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискуссировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, грамотно выражать свои мысли.

Реализации поставленных целей способствуют активные и интерактивные методы обучения, среди которых деловые игры, проектирование, работа в группах с документами, фрагментами научных трудов отечественных и зарубежных политологов разных эпох и материалами периодической печати, дискуссии, решение проблемных заданий.

ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование знаний

- знать основные политологические термины и понятия; перечислять признаки, функции, формы государства, политические режимы, принципы правового государства; сравнивать программы политических партий, избирательные системы, политические режимы; называть органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, формы национально-государственного устройства; объяснять роль государства в политической системе, место Конституции в иерархии нормативных актов, связь правового государства и гражданского общества.

Формирование общеучебных умений

- объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их, участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, обосновывать собственную позицию, анализировать полученную информацию.

Формирование коммуникативных умений

- вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссиях, формулировать вопрос, выступать с сообщениями, сжато давать ответ.

Формирование отношения, ценностей

- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства.

Конечным продуктом для группы является составление проекта по какой-либо насущной местной проблеме или проблеме российской действительности. Промежуточным продуктом, по которому оценивается деятельность учащихся, являются схемы, таблицы, участие в дискуссиях, выступления по предложенной проблеме, работа с документами и материалами периодической печати.

Система оценки достижений учащихся

Проводиться традиционная для учащихся 5-бальная оценка различных видов деятельности учащихся. Оценка «5» выставляется при наличии всех пунктов, представленных в критериях. Соответственно, отсутствие каких-либо пунктов ведет к снижению оценки.

Критерии оценки выступления по предложенной проблеме

  • представлена или не представлена собственная точка зрения, позиция при

раскрытии проблемы;

- проблема раскрыта на теоретическом или бытовом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием или без использования обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

- дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт или аргументация своего мнения слабо связана с

раскрытием проблемы, или аргументация отсутствует;

- мысли литературно оформлены.

Критерии оценки работы с текстом источника

- адекватное восприятие содержания текста и умение находить в нем необходимую информацию;

- определена основная идея текста;

- охарактеризован текст или его отдельные положения;

- интерпретировано содержание текста;

- полученные из текста знания используются в другой ситуации;

- сформулированы оценочные суждения и собственная аргументация.

Критерии оценки разработки проекта

- обусловлены потребности в проекте на основе выявления проблемы;

- определены цели проекта и поставлены задачи по реализации цели;

- определены способы реализации цели и задач;

- определены работы, необходимые для запуска проекта;

- определены участники проектной деятельности;

- определены допустимые сроки исполнения;

- спрогнозированы результаты проекта.

Критерии оценки участия в дискуссии

- активность;

- умение аргументировано, обоснованно изложить собственную позицию, выдвигать контраргументы по отношению к иным взглядам;

- умение выслушать оппонента и с уважением отнестись к его взглядам;

- умение говорить только по существу вопроса.

Критерии оценки сообщений, докладов.

- тема раскрыта, материал изложен в полном объеме;

- материал интересен, доступен для других учащихся;

- речь развита, эмоциональна, литературно оформлена.

СТРУКТУРА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ»


Введение в курс.

1ч.

Тема 1. Структура политической власти.

3ч.

Тема 2. Институты политической системы.

2ч.

Тема 3. Политическое развитие России на современном этапе.

5ч.

Повторительно-обобщающее занятие. Деловая игра

«Предвыборные дебаты».

1ч.

Занятие 1. Введение в курс

1ч.

Тема 1. Структура политической власти.

3ч.

Занятие 2. Политика и власть.

1ч.

Занятие 3. Формы правления.

1ч.

Занятие 4. Политические режимы

1ч.

Тема 2. Институты политической системы.

2ч.

Занятие 5. Государство – основной институт политической

системы

1ч.

Занятие 6. Политические партии и движения.

1ч.

Тема 3. Политическое развитие России на современном

этапе.

5ч.

Занятие 7-8. Организация власти в РФ.

2ч.

Занятие 9. Национально-государственное устройство РФ.

1ч.

Занятие 10. Избирательное право в РФ.

1ч.

Занятие 11. Партии современной России.

1ч.

Занятие 12. Повторительно-обобщающее. Деловая игра

«Предвыборные дебаты»

1ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение в курс (1ч).

Политология как наука, изучающая политическую организацию и

политическую жизнь общества. Что изучается в курсе? Цели и задачи курса. Как работать с материалами печати, документами, фрагментами трудов отечественных и зарубежных политологов? Как работать над проектом?


Тема 1. Структура политической власти (3ч).

Политика и власть. Что такое политика? Сущность власти. Связь политики и власти. Происхождение политики. Политическая система.

Формы правления. Основные признаки монархической и республиканской форм правления. Монархия абсолютная и конституционная. Республика президентская и парламентская.

Политические режимы. Типология политических режимов. Демократия, ее основные признаки и ценности. Тоталитаризм. Авторитаризм.


Тема 2. Институты политической системы (2ч).

Государство – основной институт политической системы. Признаки и функции государства. Внутренняя и внешняя политика. Государственный

аппарат.

Политические партии и движения. Партия как политический институт. Классификация партий по степени организованности, политической и

идеологической направленности. Политический экстремизм.


Тема 3. Политическое развитие России на современном этапе (5ч).

Организация власти в РФ. Структура власти в РФ. Порядок формирования и полномочия властных структур. Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Местное самоуправление.

Национально-территориальное устройство. Формы государственного

устройства: федерация и унитарное государство; конфедерация. Принципы федеративного устройства России. Разграничение полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ.

Избирательное право в РФ. Избирательные системы. Избирательный

процесс. Источники избирательного права в РФ. Избирательная реформа. Активное и пассивное избирательное право.

Политические партии в современной России. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» (14апреля 1995 года). Политический

плюрализм, многопартийность как черты демократического государства. «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и другие парламентские партии в России.


Повторительно-обобщающее занятие «Предвыборные дебаты» (1ч).

Парламентские выборы в РФ. Предвыборные программы. Популизм. Политическая культура.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ»

п/п

Тема занятия

Тип занятия

Содержание занятия (основные вопросы)

Структура занятия,

формы деятельности

1

Введение в курс

Сообщение новых знаний. Развитие обще-учебных умений

Что такое «политология». Цели и задачи курса. Как работать с материалами печати, документами. Проектная деятельность.

Рассказ учителя. Составление плана работы над проектом.

2

Политика и власть.

Сообщение новых знаний.

Развитие

общеучебных умений.

Что такое политика. Сущность власти. Связь политики и власти. Происхождение политики. Политическая система.

Лекция с элементами беседы. Составление схемы: «Политическая система». Обсуждение в группах: «Почему власть является таким лакомым куском?»

3

Формы правления.

Сообщение новых знаний. Развитие общеучебных умений.

Формы правления. Основные признаки монархической и республиканской форм правления. Монархия абсолютная и конституционная. Республика президентская и парламентская.

Рассказ учителя. Составление схемы: «Формы правления». Дискуссия по вопросу: «Идеальна ли республиканская форма правления?»

4

Политические режимы.

Сообщение новых знаний. Развитие

общеучебных умений.

Типология политических режимов. Демократия, ее основные признаки и ценности. Тоталитаризм. Авторитаризм.

Рассказ учителя. Работа в группах с фрагментами трудов Платона, Аристотеля,

Ш. Монтескье,

Н. Макиавелли марксистов. Выступления от групп.

5

Государство – основной институт политической системы.

Сообщение новых знаний. Развитие обще-учебных умений.

Государство в политической системе. Признаки и функции государства. Внутренняя и внешняя политика. Государственный аппарат.

Лекция учителя. Составление схем: «Признаки государства», «Функции государства». Практическая работа с материалами периодической печати: внутренняя и внешняя политика. Работа в группах с фрагментами трудов Т. Мора, Платона. Обсуждение темы: «Идеальное государство»

6

Политические партии и движения.

Сообщение новых знаний. Развитие обще-учебных умений.

Партия как политический институт. Классификация партий по степени организованности, политической направленности и т.д. Политический экстремизм.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся по опережающим заданиям: «Партии в США и Великобритании». Выполнение задания: «На основе фрагментов выступлений определить партийную принадлежность их авторов».

7-8

Организация власти в РФ.

Сообщение новых знаний. Закрепление умений.

Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Местное самоуправление.

Работа с текстом Конституции РФ. Составление схемы: «Организация власти в РФ». Работа с материалами периодической печати: властные полномочия. Обсуждение реформы местного самоуправления.

9

Национально-государственное устройство РФ.

Сообщение новых знаний. Закрепление умений.

Формы государственного устройства. Российская Федерация. Принципы федеративного устройства РФ

Рассказ учителя. Работа в группах с текстом Конституции РФ. Обсуждение «проблемы Чечни»: следует ли «отпустить» Чечню?

10

Избирательное право в РФ.

Сообщение новых знаний и развитие

общеучебных умений.

Избирательные системы. Избирательный процесс. Источники избирательного права в РФ. Активное и пассивное избирательное право.

Рассказ учителя. Деловая игра «Идеальные выборы: мои предложения». Обсуждение проблемы: как повысить активность избирателей?


11

Политические партии современной России.

Сообщение новых знаний, развитие умений и навыков

Федеральный закон об общественных объединениях. Политический плюрализм, многопартийность как черты демократического государства.

Урок - круглый стол: учащиеся выступают в качестве представителей от партий современной России: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и др.: представление партии, основные направления ее деятельности.

12

«Предвыборные дебаты»

Повторительно- обобщающее.

Парламентские выборы. Политические партии. Политическая культура. Популизм.

Деловая игра: «Предвыборные дебаты». Работа в группах: составление программы партии, разработка проекта. Выступления от групп. Дискуссия: «Нужно ли снизить возрастной ценз на выборах до 16 лет?»

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Введение в обществознание: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Кашанин А.В. Основы государства и права.9-11кл. Краткий справочник школьника. – М., 1998.

  3. Конституция Российской Федерации.

  4. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001.

  5. Никитин А.Ф. Политика и право: Учебное пособие для 9кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.

  6. Политика и право. Школьный практикум. 10-11кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. / Авт.- сост. М.И. Шилобод, В.Ф. Кривошеев. – М.: Дрофа, 1997.

  7. Политология. Энциклопедический словарь. /Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993.

  8. CD: Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум для учащихся 8-11 классов.

  9. «Российская газета» подборка материалов за ноябрь, декабрь 2006г


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Захарова Е.Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». -

М.: Школа-Пресс, 1999.

2. Королькова Е.С., Никитин А.Ф., СувороваН.Г. Методические рекомен-

дации к учебнику «Обществознание» 8-9 кл. /Пособие для учителя. –

М.: Просвещение, 2004.


Занятие 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Форма занятия: работа в группах.

Цели занятия: -

  • познакомить учащихся с признаками демократического,

тоталитарного, авторитарного режимов;

  • продолжить развитие умений и навыков работы в группах,

  • работы с фрагментами трудов по политологии, умения выделять

главную мысль текста, анализировать полученную информацию;

  • продолжить формирование ценности демократии.

Основные понятия:

политические режимы, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

План проведения занятия.

  1. Вводное слово учителя. 2мин.

  2. Сообщение учителем новых знаний. 5мин.

  3. Работа в группах. 15мин.

  4. Выступления от групп. 8мин.

  5. Закрепление знаний. 12мин.

  6. Подведение итогов. 3мин.

Ход занятия.

  1. Учитель сообщает тему занятия, цели и план занятия.

  2. Рассказ учителя, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием политические режимы, их классификацией, ведут запись в тетради.

  3. Распределение заданий по группам:

1 группа учащихся работает с фрагментами трудов Аристотеля «Политика», Ш. Монтескье «О духе законов», марксистов.

2 группа учащихся работает с фрагментами трудов В. Райха «Массовая психология фашизма», Ф.Ф. Раскольникова «Открытое письмо Сталину».

3 группа учащихся работает с фрагментами трудов Н. Макиавелли

«Государь», Платона «Государство».

(Материалы взяты из школьного практикума «Политика и право». Авторы-составители М.И. Шилобод, В.Ф. Кривошеев. – М.: Дрофа, 1997.)

Работа с текстами. Обсуждение ответов на вопросы к текстам в группах:

  • О каком политическом режиме писали в своих трудах Аристотель,

Ш. Монтескье, марксисты?

  • Какие черты демократии они выделяют?

  • На какие черты тоталитаризма указывают В. Райх и Ф.Ф. Раскольников?

  • За какой политический режим выступает Н. Макиавелли? Какие

политические отношения критикует?

  • На какие черты тирании указывает Платон?

4. В выступлениях от групп учащиеся озвучивают ответы на вопросы.

  1. Учащиеся записывают в тетрадь основные черты демократии,

тоталитаризма, авторитаризма. В качестве примера учитель приводит

дополнительный материал о режиме Пол-Пота в Кампучии и Пиночета

в Чили.

Осуждение «плюсов» и «минусов» демократии.

6. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.



Занятие 12. ПРЕДВЫБОРНЫЕ ДЕБАТЫ.

Повторительно-обобщающее занятие в форме деловой игры.

Цели занятия: - применить знания норм избирательного права, политической

культуры, программ политических партий для участия в дебатах;

- закрепить умение использовать политологические термины и

понятия: избирательное право, предвыборные дебаты, популизм,

политический экстремизм, демократические выборы;

- закрепить умение работать в группе по разработке проекта,

умение аргументировано и обоснованно изложить

собственную точку зрения, участвовать в дискуссии

высказываться по предложенной проблеме, анализировать

полученную информацию, формулировать вопрос;

-продолжить формирование человека-гражданина,

интегрированного в современную действительность

и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного

на ценности демократии.

Основные понятия: избирательное право, политическая партия, политическая

культура, популизм, предвыборные дебаты.

Учащиеся заранее распределяются по группам, продумывают название и программу партии, тему проекта.

План проведения занятия.

  1. Вводная беседа. 5мин.

  2. Осуждение в группах. 13мин.

  3. Выступления от групп. 12мин.

  4. Дискуссия. 10мин.

  5. Подведение итогов. 5мин.

Ход занятия.

  1. Учитель сообщает тему занятия, цели, план работы. В ходе вступительной беседы подчеркивается актуальность темы в связи с предстоящими в 2008 году выборами Президента РФ и Гос.Думы.

  2. Работа в группах:

- согласование названия партии;

- согласование программы партии (на какие социальные слои ориентирова-

на);

- разработка проекта по какой-либо насущной проблеме российской дейст-

вительности (здравоохранение, образование, армия и т.д.) или местной

проблеме (например, досуг молодежи).

  1. Выступления от групп. В ходе выступлений возможны вопросы с целью

уточнения позиций друг друга.

  1. Дискуссия по следующим проблемам:

- Какие последствия может иметь отмена процента явки избирателей?

- Нужно ли снизить возрастной ценз на выборах до 16 лет?

5. Подведение итогов.





Элективный курс по обществознанию "Введение в политологию"
  • Обществознание
Описание:

     Программа курса по выбору «Введение в политологию» для учащихся 9-х  классов общеобразовательных учебных заведений рассчитана на 12 часов, ориентирована на углубление знаний в сфере политики, развитие демократического мировоззрения школьников, формирование активной гражданской позиции, перспективу профильного обучения в старшем звене.

     Курс составлен с учетом реальных рамок учебного времени, потребностей и познавательных возможностей учащихся 14-15-летнего возраста. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам модернизации образования и организации предпрофильного обучения.                                                          

     Преемственность  знаний обеспечивается путем углубленного изучения тем,   рассматриваемых ранее в рамках курса «Введение в обществознание».  Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку, изучаются вопросы, являющиеся основой будущей профессиональной подготовки. Актуальность данного курса объясняется необходимостью подготовить учащихся к сознательному активному участию в политической жизни страны.

Автор Ермашова Марина Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 690
Номер материала 28261
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓