Рассмотрено на
заседании методического объединения учителей истории муниципального
образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3
Протокол № 2 от «10»
ноября 2006г.
|
Рекомендовано на
заседании муниципального экспертного методического совета
Протокол № 2 от «25»
январь 2007г.
|
Предметный элективный курс
по обществознанию
для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
общеобразовательных учебных заведений
«ВВЕДЕНИЕ
В ПОЛИТОЛОГИЮ»
Автор:
Учитель истории и обществознания
высшей категории
Ермашова Марина Геннадьевна
Хвалынск 2006
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ
Ермашова
М.Г., учитель истории и
обществознания МОУ СОШ №3
г.Хвалынска Саратовской области,
2006г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа курса по выбору «Введение в политологию»
для учащихся 9-х классов общеобразовательных учебных заведений рассчитана на
12 часов, ориентирована на углубление знаний в сфере политики, развитие
демократического мировоззрения школьников, формирование активной гражданской
позиции, перспективу профильного обучения в старшем звене.
Курс составлен с учетом реальных рамок учебного
времени, потребностей и познавательных возможностей учащихся 14-15-летнего
возраста. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам
модернизации образования и организации предпрофильного
обучения.
Преемственность знаний обеспечивается путем
углубленного изучения тем, рассматриваемых ранее в рамках курса «Введение в
обществознание». Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем,
понимание которых необходимо современному человеку, изучаются вопросы,
являющиеся основой будущей профессиональной подготовки. Актуальность данного
курса объясняется необходимостью подготовить учащихся к сознательному активному
участию в политической жизни страны.
Программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для курса являются:
- сознательная организация познавательной
деятельности;
- умение получать информацию, принимать решения;
- создание условий для формирования гражданской компетентности.
Цели курса:
-освоение системы знаний, составляющих основы политологии, необходимых
для успешного получения последующего профессионального образования; для
выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина;
- формирование основ нравственной, политической и правовой
культуры; - содействие воспитанию
черт гражданственности, патриотизма, приверженности демократическим ценностям.
Задачи
курса:
- развитие познавательного интереса к происходящим в России и в мире
политическим процессам, критического мышления, позволяющего объективно
воспринимать политическую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в сфере общественной деятельности, для активного участия в
политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического
деятеля того или иного уровня;
- развитие умения выслушивать и принимать во внимание взгляды других
людей, дискуссировать и защищать свою точку зрения, выступать публично,
грамотно выражать свои мысли.
Реализации поставленных целей способствуют активные и
интерактивные методы обучения, среди которых деловые игры, проектирование,
работа в группах с документами, фрагментами научных трудов отечественных и
зарубежных политологов разных эпох и материалами периодической печати, дискуссии,
решение проблемных заданий.
ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование знаний
- знать основные
политологические термины и понятия; перечислять признаки, функции, формы
государства, политические режимы, принципы правового государства; сравнивать
программы политических партий, избирательные системы, политические режимы;
называть органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, формы
национально-государственного устройства; объяснять роль государства в
политической системе, место Конституции в иерархии нормативных актов, связь
правового государства и гражданского общества.
Формирование общеучебных умений
-
объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, выделять главную
мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их,
участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, обосновывать
собственную позицию, анализировать полученную информацию.
Формирование коммуникативных умений
- вести диалог, грамотно
строить монологическую речь, участвовать в дискуссиях, формулировать вопрос,
выступать с сообщениями, сжато давать ответ.
Формирование отношения, ценностей
- формирование
человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского
общества и утверждение правового государства.
Конечным продуктом для группы является составление проекта по
какой-либо насущной местной проблеме или проблеме российской действительности.
Промежуточным продуктом, по которому оценивается деятельность учащихся,
являются схемы, таблицы, участие в дискуссиях, выступления по предложенной
проблеме, работа с документами и материалами периодической печати.
Система оценки достижений учащихся
Проводиться традиционная для учащихся 5-бальная оценка различных
видов деятельности учащихся. Оценка «5» выставляется при наличии всех пунктов,
представленных в критериях. Соответственно, отсутствие каких-либо пунктов ведет
к снижению оценки.
Критерии оценки выступления по предложенной проблеме
-
представлена или не
представлена собственная точка зрения, позиция при
раскрытии проблемы;
- проблема раскрыта на теоретическом или бытовом уровне, в связях и с
обоснованиями, с корректным использованием или без использования
обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
- дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни
или личный социальный опыт или аргументация своего мнения слабо связана с
раскрытием проблемы, или аргументация отсутствует;
- мысли литературно оформлены.
Критерии оценки работы с текстом источника
- адекватное восприятие содержания текста и умение находить в нем
необходимую информацию;
- определена основная идея текста;
- охарактеризован текст или его отдельные положения;
- интерпретировано содержание текста;
- полученные из текста знания используются в другой ситуации;
- сформулированы оценочные суждения и собственная аргументация.
Критерии оценки разработки проекта
- обусловлены потребности в проекте на основе выявления проблемы;
- определены цели проекта и поставлены задачи по реализации цели;
- определены способы реализации цели и задач;
- определены работы, необходимые для запуска проекта;
- определены участники проектной деятельности;
- определены допустимые сроки исполнения;
- спрогнозированы результаты проекта.
Критерии оценки участия в дискуссии
- активность;
- умение аргументировано, обоснованно изложить собственную позицию,
выдвигать контраргументы по отношению к иным взглядам;
- умение выслушать оппонента и с уважением отнестись к его взглядам;
- умение говорить только по существу вопроса.
Критерии оценки сообщений, докладов.
- тема раскрыта, материал изложен в полном объеме;
- материал интересен, доступен для других учащихся;
- речь развита, эмоциональна, литературно оформлена.
СТРУКТУРА
КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ»
Введение в курс.
|
1ч.
|
Тема 1. Структура политической власти.
|
3ч.
|
Тема 2. Институты политической системы.
|
2ч.
|
Тема 3. Политическое развитие России на современном этапе.
|
5ч.
|
Повторительно-обобщающее занятие. Деловая игра
«Предвыборные дебаты».
|
1ч.
|
Занятие 1. Введение в курс
|
1ч.
|
Тема 1. Структура политической власти.
|
3ч.
|
Занятие 2. Политика и власть.
|
1ч.
|
Занятие 3. Формы правления.
|
1ч.
|
Занятие 4. Политические режимы
|
1ч.
|
Тема 2. Институты политической системы.
|
2ч.
|
Занятие 5. Государство – основной институт политической
системы
|
1ч.
|
Занятие 6. Политические партии и движения.
|
1ч.
|
Тема 3. Политическое развитие России на современном
этапе.
|
5ч.
|
Занятие 7-8. Организация власти в РФ.
|
2ч.
|
Занятие 9. Национально-государственное устройство РФ.
|
1ч.
|
Занятие 10. Избирательное право в РФ.
|
1ч.
|
Занятие 11. Партии современной России.
|
1ч.
|
Занятие 12. Повторительно-обобщающее. Деловая игра
«Предвыборные дебаты»
|
1ч.
|
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
Введение в курс (1ч).
Политология как наука, изучающая
политическую организацию и
политическую жизнь общества. Что изучается в курсе?
Цели и задачи курса. Как работать с материалами печати, документами,
фрагментами трудов отечественных и зарубежных политологов? Как работать над
проектом?
Тема 1. Структура политической
власти (3ч).
Политика и власть. Что такое политика?
Сущность власти. Связь политики и власти. Происхождение политики. Политическая
система.
Формы правления. Основные признаки монархической
и республиканской форм правления. Монархия абсолютная и конституционная.
Республика президентская и парламентская.
Политические режимы. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные признаки и ценности.
Тоталитаризм. Авторитаризм.
Тема 2. Институты политической
системы (2ч).
Государство – основной институт
политической системы. Признаки и функции государства. Внутренняя и внешняя
политика. Государственный
аппарат.
Политические партии и движения.
Партия как политический институт. Классификация партий по степени
организованности, политической и
идеологической направленности. Политический экстремизм.
Тема 3. Политическое развитие
России на современном этапе (5ч).
Организация власти в РФ.
Структура власти в РФ. Порядок формирования и полномочия властных структур.
Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Местное
самоуправление.
Национально-территориальное
устройство. Формы государственного
устройства: федерация и унитарное государство;
конфедерация. Принципы федеративного устройства России. Разграничение
полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ.
Избирательное право в РФ.
Избирательные системы. Избирательный
процесс. Источники избирательного права в РФ.
Избирательная реформа. Активное и пассивное избирательное право.
Политические партии в
современной России. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» (14апреля
1995 года). Политический
плюрализм, многопартийность как черты демократического
государства. «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и другие парламентские партии в
России.
Повторительно-обобщающее занятие
«Предвыборные дебаты» (1ч).
Парламентские выборы в РФ. Предвыборные программы.
Популизм. Политическая культура.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ»
№ п/п
|
Тема занятия
|
Тип занятия
|
Содержание занятия (основные вопросы)
|
Структура занятия,
формы деятельности
|
1
|
Введение в курс
|
Сообщение новых знаний. Развитие обще-учебных умений
|
Что такое «политология». Цели и задачи курса. Как работать с
материалами печати, документами. Проектная деятельность.
|
Рассказ учителя. Составление плана работы над проектом.
|
2
|
Политика и власть.
|
Сообщение новых знаний.
Развитие
общеучебных умений.
|
Что такое политика. Сущность власти. Связь политики и власти.
Происхождение политики. Политическая система.
|
Лекция с элементами беседы. Составление схемы: «Политическая система».
Обсуждение в группах: «Почему власть является таким лакомым куском?»
|
3
|
Формы правления.
|
Сообщение новых знаний. Развитие общеучебных умений.
|
Формы правления. Основные признаки монархической и республиканской
форм правления. Монархия абсолютная и конституционная. Республика
президентская и парламентская.
|
Рассказ учителя. Составление схемы: «Формы правления». Дискуссия по
вопросу: «Идеальна ли республиканская форма правления?»
|
4
|
Политические режимы.
|
Сообщение новых знаний. Развитие
общеучебных умений.
|
Типология политических режимов. Демократия, ее основные признаки и
ценности. Тоталитаризм. Авторитаризм.
|
Рассказ учителя. Работа в группах с фрагментами трудов Платона,
Аристотеля,
Ш. Монтескье,
Н. Макиавелли марксистов. Выступления от групп.
|
5
|
Государство – основной институт политической системы.
|
Сообщение новых знаний. Развитие обще-учебных умений.
|
Государство в политической системе. Признаки и функции государства.
Внутренняя и внешняя политика. Государственный аппарат.
|
Лекция учителя. Составление схем: «Признаки государства», «Функции
государства». Практическая работа с материалами периодической печати:
внутренняя и внешняя политика. Работа в группах с фрагментами трудов Т. Мора,
Платона. Обсуждение темы: «Идеальное государство»
|
6
|
Политические партии и движения.
|
Сообщение новых знаний. Развитие обще-учебных умений.
|
Партия как политический институт. Классификация партий по степени
организованности, политической направленности и т.д. Политический экстремизм.
|
Рассказ учителя. Сообщения учащихся по опережающим заданиям: «Партии
в США и Великобритании». Выполнение задания: «На основе фрагментов
выступлений определить партийную принадлежность их авторов».
|
7-8
|
Организация власти в РФ.
|
Сообщение новых знаний. Закрепление умений.
|
Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная
власть. Местное самоуправление.
|
Работа с текстом Конституции РФ. Составление схемы: «Организация
власти в РФ». Работа с материалами периодической печати: властные полномочия.
Обсуждение реформы местного самоуправления.
|
9
|
Национально-государственное устройство РФ.
|
Сообщение новых знаний. Закрепление умений.
|
Формы государственного устройства. Российская Федерация. Принципы
федеративного устройства РФ
|
Рассказ учителя. Работа в группах с текстом Конституции РФ.
Обсуждение «проблемы Чечни»: следует ли «отпустить» Чечню?
|
10
|
Избирательное право в РФ.
|
Сообщение новых знаний и развитие
общеучебных умений.
|
Избирательные системы. Избирательный процесс. Источники
избирательного права в РФ. Активное и пассивное избирательное право.
|
Рассказ учителя. Деловая игра «Идеальные выборы: мои предложения».
Обсуждение проблемы: как повысить активность избирателей?
|
11
|
Политические партии современной России.
|
Сообщение новых знаний, развитие умений и навыков
|
Федеральный закон об общественных объединениях. Политический
плюрализм, многопартийность как черты демократического государства.
|
Урок - круглый стол: учащиеся выступают в качестве представителей от
партий современной России: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и др.: представление
партии, основные направления ее деятельности.
|
12
|
«Предвыборные дебаты»
|
Повторительно- обобщающее.
|
Парламентские выборы. Политические партии. Политическая культура.
Популизм.
|
Деловая игра: «Предвыборные дебаты». Работа в группах: составление
программы партии, разработка проекта. Выступления от групп. Дискуссия: «Нужно
ли снизить возрастной ценз на выборах до 16 лет?»
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Введение в обществознание: Учебник для 8-9 кл.
общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:
Просвещение, 2004.
- Кашанин А.В. Основы государства и права.9-11кл. Краткий справочник
школьника. – М., 1998.
- Конституция Российской Федерации.
- Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11кл.: Пособие для
общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001.
- Никитин А.Ф. Политика и право: Учебное пособие для 9кл. общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
- Политика и право. Школьный практикум. 10-11кл.: Пособие для
учащихся общеобразовательных учебных заведений. / Авт.- сост. М.И.
Шилобод, В.Ф. Кривошеев. – М.: Дрофа, 1997.
- Политология. Энциклопедический словарь. /Общ. ред. и сост.: Ю.И.
Аверьянов. – М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993.
- CD: Учебное электронное издание.
Обществознание. Практикум для учащихся 8-11 классов.
- «Российская газета» подборка материалов за ноябрь, декабрь 2006г
ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Захарова Е.Н.
Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». -
М.: Школа-Пресс, 1999.
2. Королькова Е.С., Никитин
А.Ф., СувороваН.Г. Методические рекомен-
дации к учебнику
«Обществознание» 8-9 кл. /Пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 2004.
Занятие 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.
Форма занятия: работа в группах.
Цели занятия: -
-
познакомить учащихся с
признаками демократического,
тоталитарного, авторитарного режимов;
-
продолжить развитие умений
и навыков работы в группах,
-
работы с фрагментами
трудов по политологии, умения выделять
главную мысль текста, анализировать полученную информацию;
-
продолжить формирование
ценности демократии.
Основные понятия:
политические режимы, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
План проведения занятия.
1.
Вводное слово учителя.
2мин.
2.
Сообщение учителем новых
знаний. 5мин.
3.
Работа в группах. 15мин.
4.
Выступления от групп.
8мин.
5.
Закрепление знаний. 12мин.
6.
Подведение итогов. 3мин.
Ход занятия.
1.
Учитель сообщает тему
занятия, цели и план занятия.
2.
Рассказ учителя, в ходе
которого учащиеся знакомятся с понятием политические режимы, их
классификацией, ведут запись в тетради.
3.
Распределение заданий по
группам:
1 группа учащихся работает с фрагментами трудов
Аристотеля «Политика», Ш. Монтескье «О духе законов», марксистов.
2 группа учащихся работает с фрагментами трудов В.
Райха «Массовая психология фашизма», Ф.Ф. Раскольникова «Открытое письмо
Сталину».
3 группа учащихся работает с фрагментами трудов Н.
Макиавелли
«Государь», Платона «Государство».
(Материалы взяты из школьного практикума «Политика и
право». Авторы-составители М.И. Шилобод, В.Ф. Кривошеев. – М.: Дрофа, 1997.)
Работа с текстами. Обсуждение ответов на вопросы к текстам в
группах:
-
О каком политическом
режиме писали в своих трудах Аристотель,
Ш. Монтескье, марксисты?
-
Какие черты демократии они
выделяют?
-
На какие черты
тоталитаризма указывают В. Райх и Ф.Ф. Раскольников?
-
За какой политический
режим выступает Н. Макиавелли? Какие
политические отношения критикует?
-
На какие черты тирании
указывает Платон?
4. В выступлениях от групп учащиеся озвучивают ответы на
вопросы.
5.
Учащиеся записывают в
тетрадь основные черты демократии,
тоталитаризма, авторитаризма. В качестве примера
учитель приводит
дополнительный материал о режиме Пол-Пота в Кампучии и
Пиночета
в Чили.
Осуждение «плюсов» и «минусов» демократии.
6. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.
Занятие 12. ПРЕДВЫБОРНЫЕ ДЕБАТЫ.
Повторительно-обобщающее занятие в форме деловой игры.
Цели занятия: - применить знания
норм избирательного права, политической
культуры,
программ политических партий для участия в дебатах;
- закрепить
умение использовать политологические термины и
понятия:
избирательное право, предвыборные дебаты, популизм,
политический
экстремизм, демократические выборы;
- закрепить
умение работать в группе по разработке проекта,
умение
аргументировано и обоснованно изложить
собственную
точку зрения, участвовать в дискуссии
высказываться
по предложенной проблеме, анализировать
полученную
информацию, формулировать вопрос;
-продолжить
формирование человека-гражданина,
интегрированного в современную действительность
и нацеленного
на ее совершенствование, ориентированного
на ценности
демократии.
Основные понятия: избирательное
право, политическая партия, политическая
культура, популизм, предвыборные дебаты.
Учащиеся заранее распределяются по группам, продумывают название и программу
партии, тему проекта.
План
проведения занятия.
1.
Вводная беседа. 5мин.
2.
Осуждение в группах.
13мин.
3.
Выступления от групп.
12мин.
4.
Дискуссия. 10мин.
5.
Подведение итогов. 5мин.
Ход занятия.
1.
Учитель сообщает тему
занятия, цели, план работы. В ходе вступительной беседы подчеркивается
актуальность темы в связи с предстоящими в 2008 году выборами Президента РФ и
Гос.Думы.
2.
Работа в группах:
- согласование названия партии;
- согласование программы партии (на какие социальные
слои ориентирова-
на);
- разработка проекта по какой-либо насущной проблеме
российской дейст-
вительности (здравоохранение, образование, армия и
т.д.) или местной
проблеме (например, досуг молодежи).
3.
Выступления от групп. В
ходе выступлений возможны вопросы с целью
уточнения позиций друг друга.
4.
Дискуссия по следующим
проблемам:
- Какие последствия может иметь отмена процента явки
избирателей?
- Нужно ли снизить возрастной ценз на выборах до 16
лет?
5. Подведение итогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.