Рабочая программа элективного курса
«Личность на фоне российской
истории»
Пояснительная записка
Курс «Личность на
фоне российской истории» введен с целью углубления и расширения знаний
исторического развития через деятельность выдающихся исторических деятелей и
рассчитан на учащихся 10-11-х классов. Деятельность исторических личностей
можно оценить с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального
выбора, нравственности его поступков. Специфика данной учебной программы
обусловлена теми проблемами, которые имеют место в курсе «История России».
Поэтому курс нацелен на «усиление» вопросов социально – экономического,
политического и культурного развития страны через деятельность исторических
личностей.
Цели
курса:
1. глубже
изучить на основе документальных источников деятельность отдельных
исторических деятелей;
2. осмыслить
их влияние на историческое развитие нашей страны.
Данный
курс позволяет
1.
пополнить и углубить знания учащихся:
•
о роли личности в истории;
•
о влиянии эпохи на конкретную деятельность и нравственные
качества личности;
• о
трудностях, лишениях, многочисленных жертвах и колоссальных материальных
затратах, сопровождающих правление исторических личностей;
•
о развитии науки, культуры и военного искусства;
2.
воспитать у обучающихся чувство патриотизма и гордости
за свою страну, благодарности и признательности выдающимся деятелям науки и
культуры за их самоотверженный труд;
3.
развивать у школьников творческую самостоятельность,
аналитические способности, критичность мышления, умения осуществлять критику
источников, проводить поиск нужной информации в разноплановых документальных
материалах, различать в исторической информации факты и мнения, гипотезы и
теории, сравнивать и оценивать различные интерпретации событий и явлений,
4.
показать роль каждой изучаемой исторической личности,
основываясь на достоверных фактах и документах, развеять существующие мифы и
домыслы.
5.
формирование способности и готовности к
самостоятельному принятию решений, сознательному и ответственному поведению в
обществе.
Курс предусматривает
формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности, ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами
для курса являются.
В
области познавательной деятельности являются:
• умение
самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
целей до получения и оценки результата);
•
участие в проектной деятельности, овладение элементарными
навыками прогнозирования (умение отвечать
на вопрос: «Что произойдет, если…»).
В
области информационно – коммуникативной деятельности предполагается:
•
поиск нужной информации по заданной теме в документальных
источниках;
• отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной
цели (сжато, полно, выборочно);
•
умения развернуто обосновать суждения, давать определения,
приводить доказательства;
• объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение
основными навыками публичных выступлений.
В
области рефлексивной деятельности обеспечивается:
• объективное
оценивание своих учебных достижений, поведения, учет мнения других людей при
определении собственной позиции и самооценке,
•
оценивать свою гражданскую позицию, формулировать свои
мировоззренческие взгляды.
В
результате изучения истории в рамках курса ученик должен знать/ понимать
- влияние особенностей каждой эпохи
на конкретную историческую личность и влияние каждой исторической
личности на конкретные события; влияние нравственных качеств личности на их
конкретную деятельность и на развитие исторического процесса в целом.
Уметь
характеризовать: исторические
источники, законодательные акты, основные этапы исторического развития,
стратегию и тактику конкретных исторических деятелей, социально –
экономическую, политическую и культурную деятельность русских царей и советских
правителей; объяснять:
закономерности и особенности исторического
развития, причинно – следственные связи, происхождение государства и механизм
государственного управления; содержание основных базовых понятий и категорий,
роль конкретных людей в историческом процессе;
различать: формы государственного
правления; полномочия различных государственных органов; организационно –
правовые формы предпринимательской и другой хозяйственной деятельности;
программы различных партий и правительств; приводить примеры: различных
видов деятельности исторических личностей, их конкретного вклада в развитие
страны; героизма и патриотизма людей в тяжелые годы суровых испытаний и мирное
время; вклада российских ученых и деятелей культуры в развитие отечественной и
мировой науки и культуры; использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска,
анализа, интерпретации и использования исторической информации;
- изложения и
аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;
- осуществления
учебных исследований и проектов по исторической тематике;
- выбора
соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных
ситуациях.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с
помощью тестов, кластеров, эссе по основным проблемам курса.
Предлагаемый курс предусматривает
использование разнообразных форм организации занятий – лекции с опорой на
источники, дискуссии, семинары, коллективное обсуждение вопросов и заданий к
документальным материалам, подготовка сообщений и рефератов, круглый стол,
«открытый микрофон».
Программа ориентирована
на активную самостоятельную работу обучающихся, в том числе с привлечением их
знаний по литературе, обществознанию, географии.
Подобная организация
учебного процесса способствует формированию у старшеклассников умений и
навыков, необходимых для успешной сдачи государственных экзаменов и продолжения
обучения в вузах, а также для их успешной адаптации в современном обществе.
Рабочая программа
элективного курса составлена на основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования по истории России (приказ Минобразования России «Об утверждении
федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования».
Курс рассчитан на 34
часа. Он состоит из введения и трех разделов, которые в свою очередь
подразделены на блоки - темы.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов
|
Всего часов
|
лекции
|
Практические занятия
|
Самостоятельная работа
|
Формы контроля
|
1.Древняя Русь
|
12
|
5
|
3
|
4
|
Тесты, рефераты, кластеры, творческие работы.
|
31
|
1
|
Первый и последний Президент СССР.
|
Горбачев М.С.
|
Видеофильм
о Горбачеве М.С.
|
|
|
32
|
1
|
Б.Н. Ельцин и «министерская чехарда».
|
Кириенко, Немцов, Гайдар, Черномырдин, Примаков.
|
Защита проектов
«Открытый микрофон».
|
|
|
33
|
1
|
Б.Н. Ельцин и «министерская чехарда». «Открытый
микрофон».
|
Кириенко, Немцов, Гайдар, Черномырдин, Примаков.
|
Защита проектов
|
|
|
34
|
1
|
Постсоветская Россия.
|
В.В. Путин, Д.А. Медведев
|
Круглый стол. Сообщения учащихся
|
|
|
Основная
литература и документы 1. Витте С.Ю. Воспоминания. - М.,1993.
2.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей. М., 1995
3. Луначарский А.,
Радек К., Троцкий Л. Политические портреты. – М., 1993.
4. Мемуары
декабристов. - М.,1982.
5. Переписка Ивана
Грозного с Андреем Курбским. - Л.,1979.
6. Со шпагой и
факелом: дворцовые перевороты в России. 1725 – 1825. - М.,1991. Справочные
издания
1. Борисенков А.С., Корецкий В.А., Остапенко А.И.
Политическая Россия сегодня. Справочник. - М., 1993
2.Гражданская война и военная интервенция в СССР.
Энциклопедия. - М.,1983
3. Деятели СССР и
революционное движение в России. Энциклопедический словарь. Гранат. - М., 1989
4. История России
в IX-XX вв. Исторические портреты. Энциклопедия. - М., 1997
5. Отечественная
история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. - М.,
1996 6. Политические партии России. Конец XIX- первая треть XX века.
Энциклопедия. - М., 1996
7. История русской
культуры. Энциклопедия. М., 2003.
8. Знаменитые люди
России. Энциклопедия. М., 2004.
9. Хрестоматия по
истории России. М., Просвещение, 2001.
Дополнительная
литература:
1. Анисимов
Е.В. Время петровских реформ. - Л.,1989
2. Борисов
Н.С. Русские полководцы 13-16вв. М., 1993
3. Волкогонов
Д. Ленин. Политический портрет. М., 1995
4. Дмитриев
С.С. Очерки истории русской культуры начала XX вв. - М., 1985
5. Карамзин
Н.М. История государства Российского. Т. 1-3. М., 1993
6. Карамзин
Н.М. Предания веков. М., 1988
7. Ключевский
В.О. Сочинения. Т.1-9. - М., 1989
8. Костомаров
Н.И. Исторические монографии и исследования. Кн. 1-2. - М., 1989
9. Российские
самодержцы 19-20вв. Сб. статей. - М., 1993
10. Рыбаков Б.А.
Первые века русской истории. - М., 1964
11. Соловьев С.М.
Сочинения. Кн.1-8. - М., 1988 12. Щетинов Ю.А. История России ХХвек. - М.,1995.
Список
материалов на электронных носителях.
1. Занимательная
история.
2. Династия
Романовых. Три века российской истории.
3. История России
с древнейших времен до конца XVI века.
4. История России
XVII-XIX века. 5. История России ХХ века. 4 диска.
6. И
все– таки мы победили.
7. История
России. Электронная библиотека.
8. История
России. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
9. Презентация.
Масштабы сталинских репрессий.
10. История России:
век ХХ. Видеофильмы(19)
11. Витязь на
распутье. Интерактивный задачник по истории России IX – XIX века.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.