Главная / Биология / Элективный курс по экологии животных для 7 класса

Элективный курс по экологии животных для 7 класса







Рабочая программа по экологии животных

для 7 класса








Составил: учитель биологии МАОУ «СОШ №8 г. Улан-Удэ»

Зарубина МГ






















Пояснительная записка


«Экология животных» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Он является продолжением курса 6 класса «Экология растений» и продолжает знакомить с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении животных с окружающей средой.

В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания животных, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях животных как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на животных дикой природы.

Вторая часть курса знакомит учащихся с животными Бурятии: сухопутными, водными, обитателями почв, а так же с охраняемыми животными и занесёнными в Красную книгу Бурятии. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах Бурятии и привлечения внимания, обучающихся к необходимости бережного отношения к своей малой родине и всем её обитателям.

Содержание курса «Экология животных» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный краеведческий материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней, а так же интересную информацию об экологических особенностях животных Бурятии.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

  • дать представление об экологических факторах, влияющих на животных Бурятии;

  • понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

  • сформировать основополагающие понятия об экологии животных, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, о

последствиях влияния человека на животный мир Бурятии.


В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №8 на изучение экологии животных в 7 классе отводится 35 часов в год.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты изучения курса «Экология животных» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира родного края.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Для изучения курса «Экология животных» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина.

В основе осуществления целей образовательной программы обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.











































Содержание программы


Введение в экологию

Введение в экологию животных. Методы исследований. Значение экологии животных.

Обучающиеся должны знать: основные понятия - экология, экология животных, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество.

Обучающиеся должны уметь: замечать факторы негативного воздействия человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для повышения выживаемости животных.


Экологические факторы


Среда обитания и условия существования животных. Пища и способы её добывания. Абиотические факторы в жизни животных. Жилища животных.

Обучающиеся должны знать: основные понятия – гетеротрофы, фенология.

Обучающиеся должны уметь: классифицировать животных по экологическим группам, применять знания об экологических факторах.


Сообщества животных


Сухопутные животные Бурятии. Водные животные Бурятии. Животные – обитатели почв Бурятии. Сезонные изменения в жизни животных. Внутривидовые взаимоотношения животных. Межвидовые отношения животных.

Экскурсия.

«Сезонные изменения в жизни животных».

Обучающиеся должны знать: основные понятия

Обучающиеся должны уметь: определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные сообщества животных Бурятии.



Охрана животного мира


Человек и животные. Изменения животного мира и их причины. Охраняемые животные Бурятии. Красная книга Бурятии.

Обучающиеся должны знать: основные понятия –

Обучающиеся должны уметь: характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть животных Красной книги Бурятии, обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.




Учебно-тематический план




тема

Кол-во

часов

Формы контроля

  1. Введение в экологию

1

Текущий контроль

  1. Экологические факторы

5

Текущий контроль

  1. Сообщества животных

24

Текущий контроль

  1. Охрана животного мира

5

Текущий контроль


































Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения экологии животных в 7 классе ученик должен

знать/понимать: основные экологические понятия; представления о среде обитания животных, их взаимоотношениях с факторами окружающей среды, условиях существования и сезонными изменениями в жизни животных; последствия влияния человека на животный мир Бурятии.

уметь: определять приспособленность животных в природе друг к другу, выявлять влияние окружающей среды, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов – животному миру, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу.





































Литература и средства обучения


  1. Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования по курсу «Экология животных». – Официальные документы в образовании, 2006.

  2. Зоологические экскурсии в природу. Старков ИА, Стариков ПС, Заруцкая ГА. Бурятское кН. Изд-во, 1992.

  3. Кучменко ВС., Громова ЛА. Экология животных 7 класс.Рабочая тетрадь.

  4. Бабенко ВГ., Богомолов ДВ., Экология животных 7 класс. Учебное пособие.

  5. Красная книга Бурятии





































Календарно-тематическое планирование

по экологии животных для 7в класса.


урока

Тема урока.

Кол-во

часов

Дата



1



2


3

4-5

6



7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17


18

19-20

21-23

24

25


26

27

28-30



31

32

33

34

35


Введение в экологию

Введение в экологию животных.


Экологические факторы

Среда обитания и условия существования животных.

Пища и способы её добывания.

Абиотические факторы в жизни животных.

Жилища животных.


Сообщества животных

Сухопутные животные Бурятии.

Обитатели степи и поля.

Обитатели луга.

Обитатели леса.

Обитатели сада и огорода.

Пернатые обитатели населенных пунктов и человеческих порстроек.

Зимние экскурсии

Водные животные Бурятии.

Обитатели Байкала

Животные – обитатели почв Бурятии.

Экскурсия: «Сезонные изменения в жизни животных».

Внутривидовые взаимоотношения животных.

Межвидовые отношения животных.

Экскурсия в музей природы. Викторина. Семинар.

Охрана животного мира

Человек и животные.

Изменения животного мира и их причины.

Охраняемые животные Бурятии.

Животные Красной книги Бурятии.

Итоговый урок.




1ч.

1


5ч.

1

1

2

1


24ч.

2

2

2

2

1


2

1

2

3

1

1


1

1

3


5ч.

1

1

1

1

1










Элективный курс по экологии животных для 7 класса
  • Биология
Описание:

«Экология животных» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Он является продолжением курса 6 класса «Экология растений» и продолжает знакомить с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении животных с окружающей средой.

В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания животных, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях животных как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на животных дикой природы.

Вторая часть курса знакомит учащихся с животными Бурятии: сухопутными, водными, обитателями почв, а так же с охраняемыми животными  и занесёнными в Красную книгу Бурятии. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах Бурятии и привлечения внимания, обучающихся к необходимости бережного отношения к своей малой родине и всем её обитателям.

 

Автор Зарубина Марина Геннадьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1422
Номер материала 16722
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓