Главная / Математика / элективный курс по алгебре в 8 классе "знакомство с параметром"

элективный курс по алгебре в 8 классе "знакомство с параметром"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области




«Рассмотрено»

на педагогическом совете


Протокол № ___

от «____»___________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ С.Ю. Грибова


«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ И.В. Фуряева


Приказ № ___


от «___»___________2013 г.





Программа

элективного курса

по алгебре для 8 класса "Знакомство с параметром"

на 2013-2014 учебный год






Составлена учителем математики

Елесиной Г.В.






2013-2014 учебный год




Пояснительная записка.


Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении курса по выбору в сфере предпрофильной подготовки обучающихся 8 класса по теме: «Знакомство с параметром».

Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Цель курса

Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Изучение курса предполагает:

- формирование у обучающегося интереса к предмету, развитие их математических способностей;

- развитие исследовательской и познавательной деятельности учащегося;

- обеспечение условий для самостоятельной творческой работы.

В результате изучения курса учащийся должен:

- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;

- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр, проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

- овладеть исследовательской деятельностью.



Планирования учебного материала.

Темы:

Первоначальные сведения. 1ч

Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч

Уравнения,сводящиеся к линейным уравнениям, содержащих параметры. 2ч.

Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 3ч

Линейные уравнения с параметрами и модулями. Графический способ решения линейных уравнений с параметрами и модулями. 4 ч.

Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч

Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 7ч

Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами 3ч

Нестандартные задачи с параметрами. 3ч

количество решений уравнений;

уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями

XII. Итоговое занятие. Защита рефератов.2ч.


Содержание курса.

I. Первоначальные сведения.

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.

Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.

II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.

Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.

Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.

III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.

Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.

Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.

IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр.

Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.

Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.



V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.

Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.

Расположение корней квадратного трехчлена.

Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.

VI. Нестандартные задачи.


Планирование (34 часа)

урока

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Навыки, умения,

результаты

1

Что такое параметр. Основные понятия уравнений с параметрами

1

Ввести понятие параметра как числа, обозначенного буквой

Понять смысл введенных обозначений

2-3

Уравнения с параметрами (первой степени)

2

Связать материал предыдущего занятия с решением линейных уравнений по общей схеме

Знать, что относительно множества решений любого линейного уравнения возможны лишь 3 случая

4-5

Уравнения, сводящиеся к линейным.

2

Вспомнить общие методы решения рациональных уравнений

Научиться рассматривать все возможные случаи решения и записывать правильно ответ

6-8

Линейные неравенства с параметрами

3

До каждого ученика довести смыл схемы решения линейных неравенств

Знать и уметь решать линейные неравенства по указанной схеме

9-10


Линейные уравнения с параметром и модулем

2



Повторить свойства модуля, изучить различные подходы в решении такого вида уравнений

Научиться пользоваться равносильными переходами, изложенными

в материале данной темы

11-12








13-19





Графические приемы при решении








Квадратные уравнения и неравенства с параметрами





2









7

Вспомнить способы построения графиков функций, содержащих модуль, метод интервалов




Ввести понятие уравнения Ах 2+ Вх + С = 0 , где А,В,С – выражения, зависимые от параметров, х – переменная. Работа по схеме

Научиться видеть все возможные способы расположения графиков заданных функций в зависимости от параметра

Научиться решать квадратные уравнения и неравенства с параметром, правильно

оформлять решение, записывать ответ

20-26

Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами

7

Повторить материал по теме «Теорема Виета », рассмотреть схему решения данного класса задач, используя свойства квадратичной функции

Научиться пользоваться таблицей, применять теорему Виета , логически рассуждать и составлять системы неравенств по условию задачи

27-29









30-32









Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами








Нестандартные задачи











3








3

Ввести новый метод решения систем линейных уравнений по правилу Крамера, понятие определителя системы



Разобрать нестандартные задачи, предлагаемые на экзаменах в выпускных классах в форме ГИА.

Научиться вычислять определители 1 порядка, исследовать решение системы с помощью определителей



Уметь применять все способы, предлагавшиеся на предыдущих занятиях в нестандартной ситуации

33-34

Защита индивидуальных проектов

2

Выступление уч-ся по своим работам

Уметь кратко изложить тему, цель, обосновать актуальность своей работы, отвечать на возникшие вопросы
















Заключение

Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.




Литература

Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.: ИЛЕКСА, 2005.

Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.

Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Чебоксары. Издательство ЧГУ,1997

Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2000.

Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.

Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002 г; №12,38-2001 г

Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2001.

Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988г

Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г

Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 1999

Материалы по подготовке к ЕГЭ 2001-2007 г




































элективный курс по алгебре в 8 классе "знакомство с параметром"
  • Математика
Описание:

Цель курса

         Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

         Изучение курса предполагает:

- формирование у обучающегося интереса к предмету, развитие их математических способностей;

- развитие исследовательской и познавательной деятельности учащегося;

- обеспечение условий для самостоятельной творческой работы.

         В результате изучения курса учащийся должен:

- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;

- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр, проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

- овладеть исследовательской деятельностью.

 

 

Автор Елесина Галина Витальевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 520
Номер материала 21325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓