Инфоурок Математика Другие методич. материалыЭлективный курс по алгебре в 8 классе "знакомство с параметром"

элективный курс по алгебре в 8 классе "знакомство с параметром"

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

 

 

 

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

 

Протокол № ___

 от «____»___________2013 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ С.Ю. Грибова

 

«____»____________2013 г.

 

«Утверждаю»

Директор школы

_____________ И.В. Фуряева

 

Приказ № ___

 

от  «___»___________2013 г.

 

 

 

 

Программа

элективного курса

по алгебре для 8 класса "Знакомство с параметром"

на 2013-2014 учебный год

 

 

 

 

 

Составлена  учителем математики

Елесиной Г.В.

 

 

 

 

 

2013-2014 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка.

 

         Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

         Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы.

         Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

         Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

         В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении курса по выбору в сфере предпрофильной подготовки обучающихся 8 класса  по теме: «Знакомство с параметром».

         Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

         Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

         Цель курса

         Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

         Изучение курса предполагает:

- формирование у обучающегося интереса к предмету, развитие их математических способностей;

- развитие исследовательской и познавательной деятельности учащегося;

- обеспечение условий для самостоятельной творческой работы.

         В результате изучения курса учащийся должен:

- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;

- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр, проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

- овладеть исследовательской деятельностью.

 

 

Планирования учебного материала.

Темы:

Первоначальные сведения. 1ч

Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч

Уравнения,сводящиеся к линейным уравнениям, содержащих параметры. 2ч.

Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 3ч

Линейные уравнения с параметрами и модулями. Графический способ решения линейных уравнений с параметрами и модулями. 4 ч.

Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч

Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 7ч

Системы линейных уравнений  и неравенств с параметрами  3ч

Нестандартные задачи с параметрами. 3ч

количество решений уравнений;

уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями

XII.    Итоговое  занятие. Защита рефератов.2ч. 

 

Содержание курса.

I. Первоначальные сведения.

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.

Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к  необычной форме ответов при решении уравнений.

II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.

Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.

Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.

III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.

Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.

Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.

IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр.

Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.

Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.

 

 

V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.

Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.

Расположение корней квадратного трехчлена.

Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.

VI. Нестандартные задачи.

 

Планирование    (34 часа)

№ урока

                Тема  занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Навыки, умения,

   результаты

1

Что такое параметр. Основные понятия уравнений с параметрами

    1

Ввести понятие параметра как числа, обозначенного буквой

Понять смысл введенных обозначений

2-3

Уравнения с параметрами (первой степени)

    2

Связать материал предыдущего занятия с решением линейных уравнений по общей схеме

 Знать, что относительно множества решений любого линейного уравнения возможны лишь 3 случая

4-5

Уравнения, сводящиеся к линейным.

    2

Вспомнить общие методы решения рациональных уравнений

Научиться рассматривать все возможные случаи решения и записывать правильно ответ

6-8

Линейные неравенства с параметрами

    3

До каждого ученика довести смыл схемы решения линейных неравенств

Знать и уметь решать линейные неравенства по указанной схеме

9-10

 

Линейные  уравнения с параметром  и  модулем

 

    2

 

 

Повторить свойства модуля, изучить различные подходы в решении такого вида уравнений

Научиться пользоваться равносильными переходами, изложенными

в материале данной темы

11-12

 

 

 

 

 

 

 

13-19

 

 

 

 

Графические приемы при решении

 

 

 

 

 

 

 

Квадратные уравнения  и  неравенства  с параметрами

 

 

 

 

    2

 

 

 

 

 

 

 

 

    7

Вспомнить способы построения графиков функций, содержащих модуль, метод интервалов

 

 

 

Ввести понятие уравнения Ах 2+ Вх + С = 0 , где А,В,С – выражения, зависимые от параметров, х – переменная. Работа по схеме

Научиться видеть все возможные способы расположения графиков заданных функций в зависимости от параметра

Научиться решать квадратные уравнения и неравенства с параметром, правильно

оформлять решение, записывать ответ 

20-26

Свойства квадратичной функции  в задачах с параметрами

     7

Повторить материал по теме «Теорема Виета », рассмотреть схему решения данного класса задач, используя свойства квадратичной функции

Научиться пользоваться таблицей, применять теорему Виета , логически рассуждать и составлять системы неравенств по условию задачи

27-29

 

 

 

 

 

 

 

 

30-32

 

 

 

 

 

 

 

 

Системы линейных уравнений   и неравенств с параметрами

 

 

 

 

 

 

 

Нестандартные задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     3

 

 

 

 

 

 

 

 

  3

Ввести новый метод решения систем линейных уравнений по правилу Крамера, понятие определителя системы

 

 

Разобрать нестандартные задачи, предлагаемые на экзаменах в выпускных классах в форме ГИА.

Научиться вычислять определители 1 порядка, исследовать решение системы с помощью определителей

 

 

Уметь  применять все способы, предлагавшиеся на предыдущих занятиях в нестандартной ситуации

33-34

Защита индивидуальных проектов

     2

Выступление уч-ся по своим работам

Уметь кратко изложить тему, цель,  обосновать актуальность своей работы, отвечать на возникшие вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.

 

 

 

Литература

Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.: ИЛЕКСА, 2005.

Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.

Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Чебоксары. Издательство ЧГУ,1997

Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2000.

Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.

Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002 г; №12,38-2001 г

Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2001.

Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988г

Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г

Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 1999

Материалы по подготовке к ЕГЭ 2001-2007 г

 

  

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс по алгебре в 8 классе "знакомство с параметром""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель курса

         Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

         Изучение курса предполагает:

- формирование у обучающегося интереса к предмету, развитие их математических способностей;

- развитие исследовательской и познавательной деятельности учащегося;

- обеспечение условий для самостоятельной творческой работы.

         В результате изучения курса учащийся должен:

- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;

- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр, проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

- овладеть исследовательской деятельностью.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 370
    • DOCX 28.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Елесина Галина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Елесина Галина Витальевна
    Елесина Галина Витальевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 12
    • Всего просмотров: 33223
    • Всего материалов: 34

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 493 человека

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Курс повышения квалификации

Мастерство мышления: развитие SoftSkills и математической логики

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 10 регионов

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек