Главная / Математика / Элективный курс Исследователь (7 класс)

Элективный курс Исследователь (7 класс)

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ Морозова Н.И/

Протокол № ___ от «__»____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 1»

_____________/ Хмелева Л.В./

«__»____________20___г.


«Утверждено»

Руководитель МОУ«Лицей № 1»

_____________/ Спивак С.Ю./

Приказ № ___ от «__»____20___г.
















ПРОГРАММА

курса «Исследователь»

Горячей Елизаветы Петровны, ВВК



















2013 - 2014 учебный год









Пояснительная записка

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.

В списке инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть « искру» исследовательского таланта, но и научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

В исследовательской работе учащихся содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Исследовательская деятельность способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;

  • развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

  • освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

  • формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;

  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;

  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

  • формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

  • профессиональное самоопределение детей;

  • получению предпрофессиональной подготовки;

  • содержательной организации свободного времени детей;

  • формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что, пройдя все этапы школьного обучения, ученик должен приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.


Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.





Особенности курса.

Этот курс является авторским. Основная функция курса – развивающая, так как курс ориентирован на развитие исследовательских навыков, логического мышления, развитие творческого потенциала.

Основная цель. В результате изучения данного курса ученик будет обучен приемам исследовательской деятельности.

Курс разработан для учащихся 7 класса с углубленным изучением отдельных предметов.

Курс имеет практическую направленность. Ученики получают навыки исследовательской деятельности, овладение которой необходимо на старшей ступени общеобразовательной школы в условиях современной профильной школы.

Курс рассчитан на 34 часа. Теоретическая подготовка чередуется с практической деятельностью на занятиях и самостоятельной работой дома. Знания учащихся углубляются на индивидуальных консультациях.

Практическая часть курса представлена в виде работы над исследовательским проектом.

Построение курса позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Каждый ученик выбирает тему исследования, сообразуясь со своими интересами и возможностями. Темп работы определяется самостоятельно, объем и глубина исследования – индивидуальны. Все занятия носят тренировочный характер.

Курс предполагает контроль начального уровня психологической готовности в виде теста, промежуточный контроль осуществляется путем коррекции заданий занятий. Итоговый контроль – наличие реферата, исследовательской работы.

Итоговая работа по курсу должна быть представлена в печатном и электронном виде. Для защиты работы должна быть представлена презентация.


Содержание курса

1-2-3 Что такое наука?

Теоретическая часть: Философия науки. Методология науки. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного исследования. Методы научного познания.

Практическая часть: Знакомство со словарем парадоксальных определений.

Практическая часть: Работа со словарем парадоксальных определений

4-5-6-7. Учебно-исследовательская деятельность.

Теоретическая часть: Элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Практическая часть: Формулировка темы исследования, целей и задач.

Практическая часть: Развитие лингвистических умений: построение связных высказываний, логичных и последовательных ответов.

Индивидуальная консультация: Согласно теме.

8-9-10. Составление плана исследователя.

Теоретическая часть: Личный план исследователя. Правила оформления реферата. Правила оформления записи воспоминания, статьи. Логическое содержание исследования. Гипотеза. Научность как главный критерий исследования.

Практическая часть: Выбор методов сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление личного плана исследования.

Практическая часть: Развитие наблюдательности, оригинальности мышления, ассоциативного мышления.

11-12-13-14. Работа с научной литературой.

Теоретическая часть: Учебники и монографии. Авторы. Как работать с содержанием. Как работать со ссылками. Расположение газетных статей. Иллюстрации. Библиография.

Практическая часть: Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога исследователя.

Практическая часть: Развитие умения размышлять и анализировать, делать собственные оригинальные выводы.

Индивидуальная консультация: Согласно теме

15-16-17-18. Методы исследования.

Теоретическая часть: Наблюдения. Эксперимент. Собеседование. Опрос. Архивы и музеи. Их классификация. Виды архивных документов. Музейные экспонаты. Информационное содержание музейных экспонатов.

Практическая часть: Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме.

Практическая часть: Развитие дикции, произношения и речевых умений.

Индивидуальная консультация: Согласно теме.

19-20-21-22. Формы представления проектов.

Теоретическая часть: Научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

Практическая часть: Создание личного проектного пилота.

Практическая часть: Развитие внутренней речи учащихся

Индивидуальная консультация: Согласно теме.

23-24-25. Оформление результатов исследования общепринятым языком.

Теоретическая часть: Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь.

Практическая часть: Редактирование текста.

Индивидуальная консультация: Согласно теме.

26-30. Содержание исследования.

Индивидуальные консультации по содержанию исследования.


31-32-33-34. Пробная защита исследовательской работы.

Теоретическая часть: Оппоненты. Правила дискуссии.

Практическая часть: Защита своей исследовательской работы.

Практическая часть: Защита своей исследовательской работы.

Практическая часть: Защита своей исследовательской работы.



В результате изучения курса у обучающихся развиваются общепредметные и общеинтеллектуальные умения: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, рефлексия.

Обучающийся будет иметь представление: о научно – исследовательской деятельности, об эмпирическом и теоретическом уровне научного познания, об эмпирическом и теоретическом уровне научного познания, - о межпредметных связях.

Обучающийся будет знать:

- понятия ''гипотеза'', ''реферат'', ''монография'', ''научный доклад'', ''оппонент'', ''дискуссия'';

- методы исследования, структуру архивов, музеев, библиотек;

- правила оформления реферата, научной статьи.

Обучающийся будет уметь:

- формулировать гипотезу;

- планировать свою деятельность;

- систематизировать факты, явления, объекты;

- составлять план исследователя и вести по нему исследовательскую

деятельность;

- работать со средствами коммуникации.

Обучающийся будет иметь опыт:

- проведения эксперимента (естественно - научного либо социального);

- публичного выступления.


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1-3

Что такое наука?

1

2

4-7

Учебно-исследовательская деятельность.

1

3

8-10

Составление плана исследователя.

1

2

11-14

Работа с информационными источниками.

1

3

15-18

Методы исследования.

1

3

19-22

Формы представления проектов.

1

3

23-25

Оформление результатов исследования общепринятым языком.

1

2

26-30

Содержание исследования.


5

31-34

Защита исследовательской работы.

1

3


Итого

9

25


Литература.

1. Дереклеева Н. И. ''Научно – исследовательская работа в школе''. – М.: Вербум –М, 2001г

2.Обухов А. ''Развитие исследовательской деятельности учащихся''. – ''Народное образование'' №2 2004 год стр. 146-148

3.''Исследовательская работа школьников'' №1 2002 год

4. Л. Ф. Фомина ''О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников''.

5. А. В. Леонтович ''Исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология''. – ''Исследовательская деятельность учащихся'' (сборник статей). М. 2003г.

6. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.



Элективный курс Исследователь (7 класс)
  • Математика
Описание:

Этот курс является авторским. Основная функция курса – развивающая, так как курс ориентирован на развитие исследовательских навыков, логического мышления, развитие творческого потенциала.  

Основная цель. В результате изучения данного курса ученик будет обучен приемам исследовательской деятельности.

Курс разработан для учащихся 7 класса с углубленным изучением отдельных предметов.

           Курс имеет практическую направленность. Ученики получают навыки исследовательской деятельности, овладение которой необходимо на старшей  ступени общеобразовательной школы в условиях современной профильной школы.

Курс рассчитан на 34 часа. 

Автор Горячая Елизавета Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 562
Номер материала 27651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓