«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________/ Морозова Н.И/
Протокол № ___ от «__»____________20___г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 1»
_____________/ Хмелева Л.В./
«__»____________20___г.
|
«Утверждено»
Руководитель МОУ«Лицей № 1»
_____________/ Спивак С.Ю./
Приказ № ___ от «__»____20___г.
|
ПРОГРАММА
курса
«Исследователь»
Горячей
Елизаветы Петровны, ВВК
2013
- 2014 учебный год
Пояснительная
записка
Стратегическая цель реформирования
образования в России ориентирована на ребенка, развитие его
творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления
к самореализации и самоопределению.
В списке инновационных педагогических средств
и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в
исследовательском обществе.
Стимулирование исследовательской активности,
поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления
экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя,
который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только
разглядеть « искру» исследовательского таланта, но и научить его специальным знаниям,
умениям и навыкам исследовательской деятельности.
В исследовательской работе учащихся содержатся обязательные элементы
научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов
сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и
экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых
исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
Исследовательская
деятельность способствует:
·
развитию
интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной
программы, развитию представлений о межпредметных связях;
·
развитию
интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных
и дополнительных образовательных программ;
·
созданию
предпосылок для развития научного образа мышления;
·
освоению
творческого подхода к любому виду деятельности;
·
формированию
установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными
науками;
·
становлению
сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между
учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
·
обучению
информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
·
формированию
развивающей образовательной среды для ребенка;
·
профессиональное
самоопределение детей;
·
получению
предпрофессиональной подготовки;
·
содержательной
организации свободного времени детей;
·
формированию
научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов,
реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что, пройдя
все этапы школьного обучения, ученик должен приобрести новый подход к
пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления –
исследовательский и творческий.
Исследовательская деятельность является
средством освоения действительности и его главные цели – установление истины,
развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля
мышления.
Особенности
курса.
Этот курс
является авторским. Основная функция курса – развивающая, так как курс
ориентирован на развитие исследовательских навыков, логического мышления,
развитие творческого потенциала.
Основная цель. В результате изучения данного курса
ученик будет обучен приемам исследовательской деятельности.
Курс
разработан для учащихся 7 класса с углубленным изучением отдельных предметов.
Курс
имеет практическую направленность. Ученики получают навыки исследовательской
деятельности, овладение которой необходимо на старшей ступени
общеобразовательной школы в условиях современной профильной школы.
Курс
рассчитан на 34 часа. Теоретическая подготовка чередуется с практической
деятельностью на занятиях и самостоятельной работой дома. Знания учащихся
углубляются на индивидуальных консультациях.
Практическая
часть курса представлена в виде работы над исследовательским проектом.
Построение
курса позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Каждый ученик
выбирает тему исследования, сообразуясь со своими интересами и возможностями.
Темп работы определяется самостоятельно, объем и глубина исследования –
индивидуальны. Все занятия носят тренировочный характер.
Курс
предполагает контроль начального уровня психологической готовности в виде
теста, промежуточный контроль осуществляется путем коррекции заданий занятий. Итоговый
контроль – наличие реферата, исследовательской работы.
Итоговая
работа по курсу должна быть представлена в печатном и электронном виде. Для
защиты работы должна быть представлена презентация.
Содержание
курса
1-2-3
Что такое наука?
Теоретическая
часть: Философия науки. Методология науки.
Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного
исследования. Методы научного познания.
Практическая
часть: Знакомство со словарем парадоксальных
определений.
Практическая
часть: Работа со словарем парадоксальных определений
4-5-6-7.
Учебно-исследовательская деятельность.
Теоретическая
часть: Элементы научного
исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и
обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и
экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых
исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
Практическая
часть: Формулировка темы
исследования, целей и задач.
Практическая
часть: Развитие
лингвистических умений: построение связных высказываний, логичных и
последовательных ответов.
Индивидуальная
консультация: Согласно теме.
8-9-10.
Составление плана исследователя.
Теоретическая
часть: Личный план
исследователя. Правила оформления реферата. Правила оформления записи
воспоминания, статьи. Логическое содержание исследования. Гипотеза. Научность
как главный критерий исследования.
Практическая
часть: Выбор методов сбора и
обработки фактического материала к конкретной теме, составление личного плана
исследования.
Практическая
часть: Развитие
наблюдательности, оригинальности мышления, ассоциативного мышления.
11-12-13-14.
Работа с научной литературой.
Теоретическая
часть: Учебники и монографии.
Авторы. Как работать с содержанием. Как работать со ссылками. Расположение
газетных статей. Иллюстрации. Библиография.
Практическая
часть: Составление
библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога
исследователя.
Практическая
часть: Развитие умения
размышлять и анализировать, делать собственные оригинальные выводы.
Индивидуальная
консультация: Согласно теме
15-16-17-18. Методы исследования.
Теоретическая
часть: Наблюдения.
Эксперимент. Собеседование. Опрос. Архивы и музеи. Их классификация. Виды
архивных документов. Музейные экспонаты. Информационное содержание музейных
экспонатов.
Практическая
часть: Применение методов
исследования на практике целесообразно выбранной теме.
Практическая часть: Развитие дикции, произношения и речевых
умений.
Индивидуальная
консультация: Согласно теме.
19-20-21-22. Формы представления проектов.
Теоретическая
часть: Научная статья,
доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная
программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.
Практическая
часть: Создание личного
проектного пилота.
Практическая
часть: Развитие внутренней
речи учащихся
Индивидуальная
консультация: Согласно теме.
23-24-25. Оформление результатов исследования
общепринятым языком.
Теоретическая
часть: Соответствие
собранного материала теме и целям исследования. Научная речь.
Практическая
часть: Редактирование текста.
Индивидуальная
консультация: Согласно теме.
26-30.
Содержание исследования.
Индивидуальные
консультации по содержанию исследования.
31-32-33-34.
Пробная защита исследовательской работы.
Теоретическая
часть: Оппоненты. Правила
дискуссии.
Практическая
часть: Защита своей
исследовательской работы.
Практическая
часть: Защита своей
исследовательской работы.
Практическая
часть: Защита своей
исследовательской работы.
В результате изучения курса у
обучающихся развиваются общепредметные и общеинтеллектуальные умения:
обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование,
моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем,
рефлексия.
Обучающийся будет иметь представление: о научно –
исследовательской деятельности, об эмпирическом и теоретическом уровне
научного познания, об эмпирическом и теоретическом уровне научного познания, -
о межпредметных связях.
Обучающийся будет
знать:
- понятия
''гипотеза'', ''реферат'', ''монография'', ''научный доклад'', ''оппонент'', ''дискуссия'';
- методы
исследования, структуру архивов, музеев, библиотек;
- правила
оформления реферата, научной статьи.
Обучающийся будет
уметь:
- формулировать
гипотезу;
- планировать свою
деятельность;
-
систематизировать факты, явления, объекты;
- составлять план
исследователя и вести по нему исследовательскую
деятельность;
- работать со
средствами коммуникации.
Обучающийся будет
иметь опыт:
- проведения
эксперимента (естественно - научного либо социального);
- публичного
выступления.
№
|
Тема
занятия
|
Количество часов
|
теория
|
практика
|
1-3
|
Что такое наука?
|
1
|
2
|
4-7
|
Учебно-исследовательская
деятельность.
|
1
|
3
|
8-10
|
Составление плана
исследователя.
|
1
|
2
|
11-14
|
Работа с
информационными источниками.
|
1
|
3
|
15-18
|
Методы исследования.
|
1
|
3
|
19-22
|
Формы представления
проектов.
|
1
|
3
|
23-25
|
Оформление результатов исследования общепринятым
языком.
|
1
|
2
|
26-30
|
Содержание
исследования.
|
|
5
|
31-34
|
Защита
исследовательской работы.
|
1
|
3
|
|
Итого
|
9
|
25
|
Литература.
1.
Дереклеева Н. И. ''Научно – исследовательская работа в школе''. – М.: Вербум
–М, 2001г
2.Обухов
А. ''Развитие исследовательской деятельности учащихся''. – ''Народное
образование'' №2 2004 год стр. 146-148
3.''Исследовательская
работа школьников'' №1 2002 год
4. Л. Ф. Фомина ''О
некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности
школьников''.
5.
А. В. Леонтович ''Исследовательская деятельность учащихся как образовательная
технология''. – ''Исследовательская деятельность учащихся'' (сборник статей).
М. 2003г.
6.
Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П.
И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.