Инфоурок Математика Другие методич. материалыЭлективный курс Исследователь (7 класс)

Элективный курс Исследователь (7 класс)

Скачать материал

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ Морозова Н.И/

Протокол № ___ от «__»____________20___г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 1»

_____________/  Хмелева  Л.В./

«__»____________20___г.

 

«Утверждено»

Руководитель МОУ«Лицей № 1»

_____________/ Спивак С.Ю./

Приказ № ___ от «__»____20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

курса «Исследователь»

          

Горячей Елизаветы Петровны, ВВК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 - 2014 учебный год

 

 

 

 

Пояснительная записка

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.

    В списке инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе.

Стимулирование  исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть « искру» исследовательского таланта, но и научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

В исследовательской работе учащихся содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Исследовательская деятельность способствует:

·         развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;

·         развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

·         созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

·         освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

·         формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;

·         становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;

·         обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

·         формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

·         профессиональное самоопределение детей;

·         получению предпрофессиональной подготовки;

·         содержательной организации свободного времени детей;

·         формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

     Актуальность данной программы  обусловлена тем, что, пройдя все этапы школьного обучения, ученик  должен приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.

 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование  исследовательского стиля мышления.

 

 

 

 Особенности курса.

Этот курс является авторским. Основная функция курса – развивающая, так как курс ориентирован на развитие исследовательских навыков, логического мышления, развитие творческого потенциала.  

Основная цель. В результате изучения данного курса ученик будет обучен приемам исследовательской деятельности.

Курс разработан для учащихся 7 класса с углубленным изучением отдельных предметов.

           Курс имеет практическую направленность. Ученики получают навыки исследовательской деятельности, овладение которой необходимо на старшей  ступени общеобразовательной школы в условиях современной профильной школы.

Курс рассчитан на 34 часа. Теоретическая подготовка чередуется с практической деятельностью на занятиях и самостоятельной работой дома. Знания учащихся углубляются на индивидуальных консультациях.

      Практическая часть курса представлена в виде работы над исследовательским проектом.

Построение курса позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Каждый ученик выбирает тему исследования, сообразуясь со своими интересами и возможностями. Темп работы определяется самостоятельно, объем и глубина исследования – индивидуальны. Все занятия носят тренировочный характер.

Курс предполагает контроль начального уровня психологической готовности в виде теста, промежуточный контроль осуществляется путем коррекции заданий занятий.   Итоговый контроль – наличие реферата, исследовательской работы.

Итоговая работа по курсу должна быть представлена в печатном и электронном виде. Для защиты работы должна быть представлена презентация.

 

Содержание курса

1-2-3 Что такое наука?

Теоретическая часть: Философия науки. Методология науки. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного исследования. Методы научного познания.

Практическая часть: Знакомство со словарем парадоксальных определений.

Практическая часть: Работа со словарем парадоксальных определений

4-5-6-7. Учебно-исследовательская деятельность.

Теоретическая часть: Элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Практическая часть: Формулировка темы исследования, целей и задач.

Практическая часть: Развитие лингвистических  умений: построение связных высказываний, логичных и последовательных ответов.

Индивидуальная консультация: Согласно теме.

8-9-10. Составление плана исследователя.

Теоретическая часть: Личный план исследователя. Правила оформления реферата. Правила оформления записи воспоминания, статьи. Логическое содержание исследования. Гипотеза. Научность как главный критерий исследования.

Практическая часть: Выбор методов сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление личного плана исследования.

Практическая часть: Развитие наблюдательности, оригинальности мышления, ассоциативного мышления.

11-12-13-14. Работа с научной литературой.

Теоретическая часть: Учебники и монографии. Авторы. Как работать с содержанием. Как работать со ссылками. Расположение газетных статей. Иллюстрации. Библиография.

Практическая часть: Составление библиографического списка по теме исследования. Составление  личного каталога исследователя.

Практическая часть: Развитие умения размышлять и анализировать, делать собственные оригинальные выводы.

Индивидуальная консультация: Согласно теме

15-16-17-18. Методы исследования.

Теоретическая часть: Наблюдения. Эксперимент. Собеседование.  Опрос. Архивы и музеи. Их классификация. Виды архивных документов. Музейные экспонаты. Информационное содержание музейных экспонатов.

Практическая часть: Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме.

Практическая часть: Развитие дикции, произношения и речевых умений.

Индивидуальная консультация: Согласно теме.

19-20-21-22. Формы представления проектов.

Теоретическая часть: Научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

Практическая часть: Создание  личного проектного пилота.

Практическая часть: Развитие внутренней речи учащихся

Индивидуальная консультация: Согласно теме.

23-24-25. Оформление результатов исследования общепринятым языком.

Теоретическая часть: Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь.

Практическая часть: Редактирование текста.

Индивидуальная консультация: Согласно теме.

26-30. Содержание исследования.

Индивидуальные консультации по содержанию исследования.

 

31-32-33-34. Пробная защита исследовательской работы.

Теоретическая часть: Оппоненты. Правила дискуссии.

Практическая часть:  Защита своей исследовательской работы.

Практическая часть:  Защита своей исследовательской работы.

Практическая часть:  Защита своей исследовательской работы.

 

 

В результате изучения курса у обучающихся развиваются общепредметные и общеинтеллектуальные умения: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, рефлексия.

Обучающийся будет иметь представление: о научно – исследовательской деятельности,  об эмпирическом и теоретическом уровне научного познания,  об эмпирическом и теоретическом уровне научного познания, - о межпредметных связях.

Обучающийся  будет знать:

-  понятия ''гипотеза'', ''реферат'', ''монография'', ''научный доклад'', ''оппонент'', ''дискуссия'';

-  методы исследования, структуру архивов, музеев, библиотек;

-  правила оформления реферата, научной статьи.

Обучающийся  будет уметь:

- формулировать гипотезу;

- планировать свою деятельность;

- систематизировать факты, явления, объекты;

- составлять план исследователя и вести по нему исследовательскую

деятельность;

- работать со средствами коммуникации.

Обучающийся будет иметь опыт:

- проведения эксперимента (естественно  - научного либо социального);

- публичного выступления.

 

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1-3

Что такое наука?

1

2

4-7

Учебно-исследовательская деятельность.

1

3

8-10

Составление плана исследователя.

1

2

11-14

Работа с информационными источниками.

1

3

15-18

Методы исследования.

1

3

19-22

Формы представления проектов.

1

3

23-25

Оформление результатов исследования общепринятым языком.

1

2

26-30

Содержание исследования.

 

5

31-34

Защита исследовательской работы.

1

3

 

Итого

9

25

 

Литература.

1. Дереклеева Н. И. ''Научно – исследовательская работа в школе''. – М.: Вербум –М, 2001г

2.Обухов А. ''Развитие исследовательской деятельности учащихся''. – ''Народное образование'' №2 2004 год стр. 146-148

3.''Исследовательская работа школьников'' №1 2002 год

4. Л. Ф. Фомина ''О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников''.

5. А. В. Леонтович ''Исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология''. – ''Исследовательская деятельность учащихся'' (сборник статей). М. 2003г.

6. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс Исследователь (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Этот курс является авторским. Основная функция курса – развивающая, так как курс ориентирован на развитие исследовательских навыков, логического мышления, развитие творческого потенциала.  

Основная цель. В результате изучения данного курса ученик будет обучен приемам исследовательской деятельности.

Курс разработан для учащихся 7 класса с углубленным изучением отдельных предметов.

           Курс имеет практическую направленность. Ученики получают навыки исследовательской деятельности, овладение которой необходимо на старшей  ступени общеобразовательной школы в условиях современной профильной школы.

Курс рассчитан на 34 часа. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 337
    • DOCX 22.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горячая Елизавета Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горячая Елизавета Петровна
    Горячая Елизавета Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 741
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 452 человека

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 175 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»