Пояснительная записка к элективному курсу
«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры
школьного сочинения
Современные тенденции по модернизации общего образования
направлены на создание индивидуальной образовательной траектории в старших
классах. Такие преобразования диктуются в первую очередь социальным заказом
общества, который ставит перед школой задачу: дать учащемуся полное среднее
образование и помочь ему в профессиональном выборе.
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного
сочинения» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения,
эссе, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся.
Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей,
обществознанием.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему,
формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному
творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Цели курса:
·
гуманитарное
развитие учащихся;
·
развитие творческих
способностей учащихся;
·
овладение
учащимися свободной речью (устной и письменной);
·
выработка
навыков написания сочинения-рассуждения, эссе
Задачи:
– сформировать у учащихся научно-лингвистическое
мировоззрение, развитие языкового эстетического идеала;
– совершенствовать умение связно излагать свои мысли в
устной и письменной форме;
– подготовить учащихся к продуктивной работе над сочинением
в жанре эссе и сочинения-рассуждения
Общая характеристика элективного курса
Основная направленность личности в старшем
возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы.
Навык
написания сочинения и эссе необходим каждому человеку, в каких бы областях
науки, техники или искусства он в будущем ни реализовал себя. Развитие личности
невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А
развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Место элективного курса в учебном плане
«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» - элективный
курс компонента образовательного учреждения и предназначен для учащихся 11
класса. Курс рассчитан на 35часов в год. После завершения курса выполняется
итоговая работа: издается сборник сочинений-рассуждений и эссе учащихся.
Результатом изучения курса должно стать умение писать
сочинение –рассуждение и эссе; углубление имеющихся знаний по русскому языку; развитие
самостоятельного, активного, творческого мышления у учащихся.
К концу изучения курса учащиеся
должны знать:
·
основные признаки жанра,
особенности тематики и композиции;
·
структуру сочинений эссе и
сочинения-рассуждения;
·
знать приемы
редактирования текста.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
• разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения
• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь
отличать от других жанров (на конкретных примерах);
• анализировать творческие образцы произведений
эпистолярного жанра и рецензировать их;
• создавать собственные творческие работы в жанре эссе
и сочинения-рассуждения
Ожидаемые результаты обучения
В результате обучения учащийся должен
знать/понимать
- структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;
- критерии оценивания ответа на задание части С;
- смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация
собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность,
языковая норма, этическая норма, фактологическая точность;
- лексические, грамматические и речевые нормы.
уметь
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему исходного текста;
- комментировать сформулированную проблему;
- отражать позицию автора исходного текста;
- выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на
жизненный или читательский опыт;
- последовательно излагать собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических
конструкций и лексическое богатство языка;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами
литературного языка.
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности.
Содержание учебного курса
Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения
литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации
и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным
произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и
справочная литература.
Вы пишете сочинение
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли
работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф.
Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой
и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом.
Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и
образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.
Эссе как вид творческой работы
Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе.
Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные
особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.
Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и
адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания,
художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и
стихотворениями в прозе.Эссе – жанр сочинения-рассуждения, являющийся
разновидностью очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта,
а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций автора, где личность автора
выступает на первый план: он является одновременно и рассказчиком, и героем.
Жанр эссе отличается образностью, афористичностью речевого исполнения.
Разновидности жанра: эссе философское и литературно-критическое, причём
последнее не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о
нём. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиция, его
мысли
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие
возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые
особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры,
построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная
проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как
аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной
позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные
аргументы. Ссылки на авторитет.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной
части.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование
сочинения. Распределение времени на экзамене.
Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из
произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Тема занятия
|
Дата
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
Образовательный продукт
|
|
I. Введение
|
|
1
|
Основные требования к сочинению
|
|
1
|
Лекция с элементами беседы
|
|
|
II. Вы пишете сочинение
|
|
2
|
Тема сочинения, отбор материала при помощи плана, цитирование
в сочинении
|
|
1
|
Практикум
|
|
3
|
Работа над сочинением и его
редактирование
|
|
1
|
Практикум
|
|
|
III. Эссе как вид творческой работы
|
|
4
|
Из истории жанра. Знакомство с эссе как жанром
литературного произведения
|
|
1
|
Лекция
|
|
5
|
Особенности эссе как жанра
|
|
1
|
Практикум
|
Анализ образцов эссе
|
6
|
Разновидности эссе: философское и
литературно-критическое.
|
|
1
|
Лекция с элементами беседы
|
|
7
|
Роль автора. Зависимость формы
эссе от адресата и задач автора
|
|
1
|
Практикум
|
Творческое задание
|
8
|
Стиль, тип речи эссе
|
|
1
|
Семинар
|
|
9-10
|
Изобразительно-выразительные
средства
|
|
2
|
Практикум
|
Анализ изобразительно-выразительных средств
|
11
|
Особенности тематики и композиции сочинения в жанре эссе
|
|
1
|
Лекция с элементами беседы
|
|
12
|
Эссе, объединенные общей темой, разных авторов
|
|
1
|
Групповая работа
|
|
13-14
|
Практическая работа по написанию эссе
Анализ эссе
|
|
2
|
Практикум
Индивидуальная работа
|
Эссе
|
|
IV. Сочинение-рассуждение как вид
творческой работы
|
|
15
|
Сочинение-рассуждение, основные
части сочинения
|
|
1
|
Групповая работа
|
Составление развернутого плана сочинения
|
16
|
Проблема текста Выявление проблем в тексте.
Виды проблем
|
|
1
1
|
Семинар
|
|
17
|
Практическая работа с текстами
|
|
1
|
Практикум
|
Выполнение задания по написанию разных видов
вступлений
|
18
|
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции
|
|
1
|
Семинар
|
|
19
|
Аргументация собственной позиции
Виды аргументов
|
|
1
|
Практикум, работа в группах и
индивидуальная работа
|
Составление таблицы по видам аргументов
|
20-21
|
Аргументация на основе жизненного опыта.
Аргументация на основе
читательского опыта.
|
|
1
1
|
Практикум
|
|
22
|
Финал сочинения-рассуждения.
|
|
1
|
Практикум
|
|
23
|
Практическая работа по созданию
|
|
1
|
Практикум
|
Выполнение тренировочных упражнений
|
24
|
Речевое оформление сочинения-рассуждения.
|
|
1
|
Практикум
|
|
25
|
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки
|
|
1
|
Семинар
|
|
26
|
Этические нормы.
|
|
1
|
Семинар
|
|
27
|
Фактологическая точность
|
|
1
|
Семинар
|
|
28-29
|
Сочинения-рассуждения по
социальной проблематике
|
|
2
|
Практикум
Индивидуальная работа
|
Сочинение-рассуждение
|
30-31
|
Сочинение-рассуждение по нравственной проблематике
|
|
2
|
Практикум Индивидуальная работа
|
Сочинение-рассуждение
|
32-33
|
Сочинение-рассуждение по философской
проблематике
|
|
2
|
Практикум
|
Сочинение-рассуждение
|
35
|
Обобщение и систематизация знаний по курсу.
Оценка достижений
|
|
1
|
Круглый стол
|
Сборник сочинений-рассуждений и эссе учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература для учителя:
1. Карнаух Н.Л.,
Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.
2. Крундышев А.А. Как
работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.
3. Обернихина Г.А.,
Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические
рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.
4. Калганова Т.А.
Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.
Литература для учащихся:
1.
Всё об экзаменационном
сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
2.
Как написать сочинение?
Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
3.
Морозова Н.П. Учимся
писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
4.
Никитина Е.И. Русская
речь. М.:Просвещение, 1991.
1) Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков
В.П. и др. Современный русский литературный язык. Учебник. Под ред. Леканта
П.А. – 6-е изд., стер.- М.: Высш. Шк., 2004.
2) Розенталь Д.Э. Справочник по
правописанию и литературной правке. Под ред. И.Б.Голуб. – 13-е изд.- М.:
Айрис-пресс, 2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.