Главная / Русский язык и литература / Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения»

Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения»


Пояснительная записка к элективному курсу

«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения


Современные тенденции по модернизации общего образования направлены на создание индивидуальной образовательной траектории в старших классах. Такие преобразования диктуются в первую очередь социальным заказом общества, который ставит перед школой задачу: дать учащемуся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном выборе.

Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения, эссе, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся. Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, обществознанием.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.

Цели курса:

  • гуманитарное развитие учащихся;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • овладение учащимися свободной речью (устной и письменной);

  • выработка навыков написания сочинения-рассуждения, эссе

Задачи:

сформировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, развитие языкового эстетического идеала;

совершенствовать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

подготовить учащихся к продуктивной работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения


Общая характеристика элективного курса

Основная направленность личности в старшем возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы. Навык написания сочинения и эссе необходим каждому человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовал себя. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Место элективного курса в учебном плане

«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» - элективный курс компонента образовательного учреждения и предназначен для учащихся 11 класса. Курс рассчитан на 35часов в год. После завершения курса выполняется итоговая работа: издается сборник сочинений-рассуждений и эссе учащихся.

Результатом изучения курса должно стать умение писать сочинение –рассуждение и эссе; углубление имеющихся знаний по русскому языку; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у учащихся.


К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные признаки жанра, особенности тематики и композиции;

  • структуру сочинений эссе и сочинения-рассуждения;

  • знать приемы редактирования текста.


К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения


Ожидаемые результаты обучения

В результате обучения учащийся должен

знать/понимать

- структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;

- критерии оценивания ответа на задание части С;

- смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность, языковая норма, этическая норма, фактологическая точность;

- лексические, грамматические и речевые нормы.

уметь

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему исходного текста;

- комментировать сформулированную проблему;

- отражать позицию автора исходного текста;

- выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт;

- последовательно излагать собственные мысли;

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Содержание учебного курса

Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.

Вы пишете сочинение

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.

Эссе как вид творческой работы

Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.

Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.Эссе – жанр сочинения-рассуждения, являющийся разновидностью очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций автора, где личность автора выступает на первый план: он является одновременно и рассказчиком, и героем. Жанр эссе отличается образностью, афористичностью речевого исполнения. Разновидности жанра: эссе философское и литературно-критическое, причём последнее не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нём. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиция, его мысли

Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.

Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.


Тематическое планирование


п/п



Тема занятия




Дата


Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт


I. Введение


1


Основные требования к сочинению


1

Лекция с элементами беседы



II. Вы пишете сочинение


2

Тема сочинения, отбор материала при помощи плана, цитирование в сочинении


1

Практикум


3

Работа над сочинением и его редактирование


1

Практикум



III. Эссе как вид творческой работы


4

Из истории жанра. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения


1

Лекция


5

Особенности эссе как жанра


1

Практикум

Анализ образцов эссе

6

Разновидности эссе: философское и литературно-критическое.


1

Лекция с элементами беседы


7

Роль автора. Зависимость формы эссе от адресата и задач автора


1

Практикум

Творческое задание

8

Стиль, тип речи эссе


1

Семинар


9-10

Изобразительно-выразительные средства


2

Практикум

Анализ изобразительно-выразительных средств

11

Особенности тематики и композиции сочинения в жанре эссе


1

Лекция с элементами беседы


12

Эссе, объединенные общей темой, разных авторов


1

Групповая работа


13-14

Практическая работа по написанию эссе

Анализ эссе


2

Практикум

Индивидуальная работа

Эссе


IV. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы


15

Сочинение-рассуждение, основные части сочинения


1

Групповая работа

Составление развернутого плана сочинения

16

Проблема текста Выявление проблем в тексте.

Виды проблем


1



1

Семинар


17

Практическая работа с текстами


1

Практикум

Выполнение задания по написанию разных видов вступлений

18

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции


1

Семинар


19

Аргументация собственной позиции

Виды аргументов


1

Практикум, работа в группах и индивидуальная работа

Составление таблицы по видам аргументов


20-21

Аргументация на основе жизненного опыта.

Аргументация на основе

читательского опыта.


1




1

Практикум


22

Финал сочинения-рассуждения.


1

Практикум


23

Практическая работа по созданию


1

Практикум

Выполнение тренировочных упражнений

24

Речевое оформление сочинения-рассуждения.


1

Практикум


25

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки


1

Семинар


26

Этические нормы.


1

Семинар


27

Фактологическая точность


1

Семинар


28-29

Сочинения-рассуждения по социальной проблематике


2

Практикум


Индивидуальная работа



Сочинение-рассуждение

30-31

Сочинение-рассуждение по нравственной проблематике


2

Практикум Индивидуальная работа


Сочинение-рассуждение

32-33

Сочинение-рассуждение по философской проблематике


2

Практикум


Сочинение-рассуждение

35

Обобщение и систематизация знаний по курсу.

Оценка достижений


1

Круглый стол

Сборник сочинений-рассуждений и эссе учащихся



Литература для учителя:


1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.

4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.

Литература для учащихся:

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.

  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

  3. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

  1. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. и др. Современный русский литературный язык. Учебник. Под ред. Леканта П.А. – 6-е изд., стер.- М.: Высш. Шк., 2004.

  2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Под ред. И.Б.Голуб. – 13-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.


Крылова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7

г. Сухой Лог Свердловской области

Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения»
  • Русский язык и литература
Описание:

    Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения, эссе, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся.  Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, обществознанием. Курс  предназначен для учащихся  10-11 классов и  рассчитан на 35часов в год.

   Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.

Автор Крылова Наталья Владимировна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1364
Номер материала 12220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓