Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЭлективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения»

Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения»

Скачать материал

Пояснительная записка к элективному  курсу

 «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения

 

     Современные тенденции по модернизации общего образования направлены на создание индивидуальной образовательной траектории в старших классах. Такие преобразования диктуются в первую очередь социальным заказом общества, который ставит перед школой задачу: дать учащемуся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном выборе. 

      Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения, эссе, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся.  Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, обществознанием.

        Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.

Цели курса:

·                   гуманитарное развитие учащихся;

·                   развитие творческих способностей учащихся;

·                   овладение учащимися свободной речью (устной и письменной);

·          выработка навыков написания сочинения-рассуждения, эссе

Задачи:

– сформировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, развитие языкового эстетического идеала;

– совершенствовать  умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– подготовить учащихся к продуктивной работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения

 

Общая характеристика элективного курса

Основная направленность личности в старшем возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы. Навык написания сочинения и эссе необходим каждому человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовал себя. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Место элективного курса в учебном плане

«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» - элективный курс компонента образовательного учреждения и предназначен для учащихся  11 класса. Курс рассчитан на 35часов в год. После завершения курса выполняется итоговая работа: издается сборник сочинений-рассуждений и эссе учащихся.

Результатом изучения курса должно стать умение  писать сочинение –рассуждение и эссе; углубление имеющихся знаний по русскому языку; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у учащихся.

 

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

·       основные признаки жанра, особенности тематики и композиции;

·       структуру сочинений эссе и сочинения-рассуждения;

·       знать приемы редактирования текста.

 

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

• разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

• создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения

 

Ожидаемые результаты обучения

В результате обучения учащийся должен

знать/понимать

 - структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;

- критерии оценивания ответа на задание части С;

- смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность, языковая норма, этическая норма, фактологическая точность;

- лексические, грамматические и речевые нормы.

уметь

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему исходного текста;

- комментировать сформулированную проблему;

- отражать позицию автора исходного текста;

- выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт;

- последовательно излагать собственные мысли;

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Содержание учебного курса

Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.

Вы пишете сочинение

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.

Эссе как вид творческой работы

Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.

Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.Эссе – жанр сочинения-рассуждения, являющийся разновидностью очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций автора, где личность автора выступает на первый план:  он является одновременно и рассказчиком, и героем. Жанр эссе отличается образностью, афористичностью речевого исполнения. Разновидности жанра: эссе философское и литературно-критическое, причём последнее не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нём. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиция, его мысли

 Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе.   Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.

Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

 Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

  Критерии оценивания  сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

 Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

 

 

Тема занятия

 

 

 

Дата

 

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

 

I. Введение

 

1

 

Основные требования к сочинению

 

1

Лекция с элементами беседы

 

 

II. Вы пишете сочинение

 

2

Тема сочинения, отбор  материала при помощи плана, цитирование в сочинении

 

1

Практикум

 

3

Работа над сочинением и его редактирование

 

1

Практикум

 

 

III. Эссе как вид творческой работы

 

4

Из истории жанра. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

 

1

Лекция

 

5

 Особенности эссе как жанра

 

1

Практикум

Анализ образцов эссе

6

Разновидности эссе: философское и литературно-критическое.

 

1

Лекция с элементами беседы

 

7

Роль автора. Зависимость формы эссе от адресата и задач автора

 

1

Практикум

Творческое задание

8

Стиль, тип речи эссе

 

1

Семинар

 

9-10

Изобразительно-выразительные средства

 

2

Практикум

Анализ изобразительно-выразительных средств

11

Особенности тематики и композиции сочинения в жанре эссе

 

1

Лекция с элементами беседы

 

12

Эссе, объединенные общей темой, разных авторов

 

1

Групповая работа

 

13-14

Практическая работа по написанию эссе

Анализ эссе

 

2

Практикум

Индивидуальная работа

Эссе

 

IV. Сочинение-рассуждение как  вид творческой работы

 

15

Сочинение-рассуждение, основные части сочинения

 

1

Групповая работа

Составление развернутого плана сочинения

16

Проблема текста Выявление проблем в тексте.

Виды проблем

 

1

 

 

1

Семинар

 

17

Практическая работа с текстами

 

1

Практикум

Выполнение задания по написанию разных видов вступлений

18

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции

 

1

Семинар

 

19

Аргументация собственной позиции

Виды аргументов

 

1

Практикум, ра­бота в группах и индивидуальная работа

Составление таблицы по видам аргументов

 

20-21

Аргументация на основе жизненного опыта.

Аргументация на основе

читательского опыта.

 

1

 

 

 

1

Практикум

 

22

Финал сочинения-рассуждения.

 

1

Практикум

 

23

Практическая работа по созданию

 

1

Практикум

Выполнение тренировочных упражнений

24

Речевое оформление сочинения-рассуждения.

 

1

Практикум

 

25

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки

 

1

Семинар

 

26

Этические нормы.

 

1

Семинар

 

27

Фактологическая точность

 

1

Семинар

 

28-29

Сочинения-рассуждения по социальной проблематике

 

2

Практикум

 

Индивидуальная работа

 

 

Сочинение-рассуждение

30-31

Сочинение-рассуждение по нравственной проблематике

 

2

Практикум Индивидуальная работа

 

Сочинение-рассуждение

32-33

Сочинение-рассуждение по философской проблематике

 

2

Практикум

 

Сочинение-рассуждение

35

Обобщение и систематизация знаний по курсу.

Оценка достижений

 

1

Круглый стол

Сборник сочинений-рассуждений и эссе учащихся

 

 

Литература для учителя:

 

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.

4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.

Литература для учащихся:

1.     Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену.  - М.:Астрель, 2002.

2.     Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.:Слово, 1997.

3.     Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

4.     Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

1)    Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. и др. Современный русский литературный язык. Учебник. Под ред. Леканта П.А. – 6-е изд., стер.- М.: Высш. Шк., 2004.

2)    Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Под ред. И.Б.Голуб. – 13-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения, эссе, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся.  Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, обществознанием. Курс  предназначен для учащихся  10-11 классов и  рассчитан на 35часов в год.

   Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 059 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 938
    • DOCX 29.1 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крылова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Крылова Наталья Владимировна
    Крылова Наталья Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18075
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 93 человека

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе