Главная / Физика / Элективный курс Электромагнитные волны

Элективный курс Электромагнитные волны


Оглавление



Введение………………………………………………………… 3


Глава 1. Предпрофильная подготовка учащихся как педагогическая проблема……………………………………...5

1.1. Проблема предпрофильной подготовки учащихся в психолого-педагогической литературе………………………...5

1.2. Роль элективных курсов в предпрофильной подготовке школьников………………..…………………….…12

Глава 2. Проект программы элективного курса по физике «Электромагнитные волны»…………………………………17

2.1.Реализация элективного курса по физике «Электромагнитные волны»……………………………………17


Заключение…………………………………………………...…32


Список литературы…………………………………….…….. 34


Приложения

Приложение 1……………………………………………………36

Приложение 2……………………………………………………40







Введение


«Как правило, можно признать, что учитель знает свой предмет, но не может его преподнести. Если учитель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет. Вот где корень зла! Учить должен тот, кто учит интересно. »

А. Эйнштейн.


Принятая правительством РФ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение включает себя организацию всестороннего изучения индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, склонностей, что позволяет ориентироваться обучающимся в той или иной профессии.

Приведены задачи работы в этом направлении

1. Выявление индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей обучающихся с целью профориентации;

2. Формирование классов в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;

3. Контроль за состоянием здоровья и адаптационными возможностями в динамики учебного года, т.е. определение физиологической «стоимости» обучения на повышенном образовательном уровне.

Основой предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному к жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения, за счет введения в школьном компоненте курсов по выбору: предметных и межпредметных (ориентационных).

Межпредметные (ориентационные) курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, а в конечном итоге-профессии. Задачами данных курсов являются:

  • Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;

  • Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается необходимость разработки программ, учебников и методических пособий для преподавания элективных курсов, а также специальная подготовка учителей.

К основным направлениям и задачам модернизации педагогического образования относиться:

  • Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе;

  • Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышения квалификации). Обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решении задач модернизации общего образования;

  • Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.

Поэтому разработка курсов по выбору является важной и актуальной задачей на текущей момент времени.

Мы предлагаем программу курса по выбору для организации предпрофильной подготовки девятиклассников. При составлении использовались программы факультативов, спецкурсов, реализуемых в образовательных учреждениях области, а также научно-популярная литература.

Цель проекта:

Разработать элективный курс для учащихся 9 классов.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть проблему предпрофильной подготовки учащихся в психолого-педагогической литературе.

  2. Определить роль элективных курсов в предпрофильной подготовки школьника.

  3. Дать методические рекомендации по реализации программы элективного курса по физике « Электромагнитные волны».

Выпускная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

В ходе выполнения были применены следующие методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

  • наблюдение за учебно-воспитательном процессом

  • проектирование

Практической значимостью исследования является то, что материалы могут быть использованы в практике каждого учителя физики.

Глава 1. Предпрофильная подготовка учащихся как педагогическая проблема

1.1 Проблема предпрофильной подготовки учащихся в психолого-педагогической литературе

Сегодня одной из основных проблем, стоящих перед специалистами в области педагогики и психологии, является поиск более эффективной модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса профильной школы. Согласно концепции профильного обучения, одной из основанных проблем является определение верного соотношения профильного и общеобразовательного уровней. Выбор учащимися профиля обучения является основой создания профильной школы. Возникает закономерный вопрос, какой должна быть модель психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе профильной школы? Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия обучаемым оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуация жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при решении которых ученик определяет для себя профиль обучения.

По логике системно-ориентированного подхода, сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем, обеспечивающее сопровождаемого наиболее позитивными методами. Можно выделить два вида сопровождения: индивидуально ориентированно и системно ориентированное. Индивидуально ориентированное сопровождение направленно на решение конкретных проблем конкретной личности. Смысл индивидуально ориентированного сопровождения и состоит в переводе его уникальной ситуации в обыденное благополучие. Системно ориентированное сопровождение предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы людей.

Выделяются следующие группы основных проблем в предпрофильных и профильных школах, решаемых в процессе психолого-педагогического сопровождения:

  • Определение образовательно-профессианального пути обучаемого;

  • Выявление жизненных, социальных ценностей, связанных с профессиональным становлением;

  • Овладение базовым процессом деятельности;

  • Овладение практикой межличностного взаимодействия и взаимопонимания;

  • Сохранение жизни и здоровья;

  • Овладение дополнительными процессами деятельности в профильной школе.

А также сопровождение можно описать через последовательную реализацию:

-необходимо осуществлять мониторинг, направленный на профессиональное самоопределение и социализацию подростков, а также педагогов, родителей (для прослеживать эффективность внедряемых программ и правильность выбранного профиля).

Осуществление мониторинга необходимо проводить в переходные периоды:

  1. При поступлении в школу. Следует отметить, что впервые проблема выбора встает перед детьми и их родителями в тот момент, когда приходит пора поступать в школу.

  2. При переходе и обучении в среднем звене. Проблема выбора неоднократно возникает у детей и их родителей в процессе обучения в школе

  3. В профильных классах, при отборе в профиль. Осуществление мониторинга в предпрофильных классах является одним из основных направлений работы психологической службы. Потому целью на данном этапе является формирование культуры принятия решений и культуры осознанного выбора у учащихся, их родителей и учителей. Вся деятельность психологической службы направлена на осуществление поддержки учеников образовательного и воспитательного процесса, находящихся в ситуации выбора.

  4. Сопровождение в профильных классах. При необходимости смены профиля у обучаемых возможны психолого-педагогические затруднения. Необходимо помнить, что ученик имеет право на ошибку в ходе принятия решения или после того, как выбор сделан, он может изменить выбранный им профиль.

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое личностное развитие ребенка, сформированности его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися того или иного профиля должна стать ограниченной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах. У младших школьников нет еще основание для совершения серьезного выбора, часто отсутствует выраженные интересы и склонности. Наметившие интересы легко сменяются иными. Учитывая то, с детьми 1-5 классов необходимо проводить психолого-педагогическую работу, направленную на всемирное развитие их интересов, склонностей и способностей. В частности, использовать в тих целях специальные развивающие программы.

Начиная с 8-9 класса происходит переход от этапа первичного выбора к этапу профессионального самоопределения. На этом этапе ученик должен вполне реально сформулировать для себя задачу выбора бедующей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. Именно в этот период ученик берет на себя ответственность: решает, готов ли он к намеченной для себя деятельности, оценивает с этих позиций школьные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем предметам, которые соотносимы с будущим профилем.

Исходя из исследований, проведенных со старшеклассниками, следует, что в основном у обучаемых в 8-9 классах наблюдается внешние мотивы выбора профессионального самоопределения. Так, на поставленный вопрос: «Чем вы руководствовались при выборе своей будущей профессии?»

  1. Высокая заработная плата

  2. Престижность профессии

  3. Перспективность профессии

  4. Спрос

  5. Легкость поступления в вуз и обучения в нем

  6. Близость места расположения учебного заведения

  7. Самореализация.

Именно на основе мониторинга развития качеств личности должна осуществляться дифференциация образовательного процесса. Учебные и познавательные интересы учащихся 8-9 классов неустойчивые, поэтому очень важен процесс длительного наблюдения за развитием ребенка не только психологической службой, но и всеми субъектами образовательного пространства. Параллельно с этим необходима предварительная работа с родителями.

Психолого-педагогическое сопровождение в профильной школе должно осуществляться на новом качественном уровне:

  1. определение уровня адаптации учащегося в новом классном коллективе.

  2. определение степени удовлетворенности учащегося выбранным профилем.

Изменение в деятельности, учении, общении занимает важнейшее место в жизни школьника, поэтому необходимо тщательно отслеживать и оценивать возможности корректировки возникающих проблем.

При необходимости смены профиля у обучаемых возможны психолого-педагогические затруднения. Возникает острая потребность разработки специальных психологических программ, направленных на преодоление жизненных трудностей, связанных с выбором того или иного профиля и сохранением психологического здоровья школьников.

Следовательно, под психолого-педагогическим сопровождением профильной школы понимается специальный вид профессиональной помощи обучаемым, направленный на раскрытие внутреннего потенциала личности.

Современная концепция школьного физического образования предусматривает три ступени изучения физики.

На первом этапе (1-6-е классы) учащиеся получают начальные физические знания в рамках предметов. «Окружающий мир» (1-6-е классы) и «Естествознание» (5-6-е классы). Первую ступень иногда называют пропедевтической, так как она готовит младших школьников к изучению нового предмета-физики.

На второй ступени (7-9-е классы) изучается основной, базовый курс физики. Он должен обеспечить получение школьниками такого объема физических знаний и умений, который необходим в жизни современному человеку. Именно в 7-9 х классах закладываются основы физики, и реализуется базовый курс, гарантирующий всем учащимся обязательный уровень физического образования.

На третьей ступени (10-11-е классы) изучается основной, базовый курс физики, а также в некоторых школах осуществляется углубленное и профильное изучение физики с соответствующим профилем-естественным, гуманитарным, техническим, физико-математическим и др. Задачи углубленного изучения физики – ориентация и подготовка учеников к продолжению образования в специальных высших учебных заведениях.

В последние годы произошло резкое снижение интереса учащихся к физике, что имеет в своей основе ряд глубоких причин, связанных с политической и экономической нестабильностью в стране, и значительный перечень дополнительных факторов прямо или косвенно снижающих эффективность физического образования. Среди них: отсутствие системы психолого-педагогической диагностики учащихся для научно обоснованного управления учебным процессом, нарушение принципа наглядности, низкий уровень использования современных технических средств обучения, недооценка научно-методических исследований, наметившаяся во многих школах тенденция отношения к физике как к дисциплине необязательной и второстепенной, низкий процент учителей-мужчин, обладающих инженерно-техническими умениями и навыками помимо сугубо педагогических и предметных, и т.д. Имеет место отзыв преподавания физики от жизни, природы, техники и производства. Преодалению тих недостатков, в значительной мере способствует региональный подход к преподаванию физики.

Учащиеся, как известно, эффективно овладевают только тем, что для него интересно и актуально, что соответствует его запросам, т.е. в процессе обучения он выступает как личность со своими собственными потребностями и интересами. Стремление к объяснению вопросов, возникающих в школе и вне ее, лежит в самом существе развивающегося ребенка. « Где только возможно, - писал А. Эйнштейн, - изучение должно стать переживанием, и тот принцип, наверное, будет проведен в жизнь будущей реформой школы».

Соответствие положению концепции профильного и предпрофильного обучения программа курса позволяет осуществить пробы, оценить свои возможности и потребности и сделать основной выбор профиля обучения в старшей школе.

Профильное обучение-средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывается интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.



















1.2. Роль элективного курса в препрофильной подготовки школьников В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов носит свой вклад в решения задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приобретенных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированные, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важным средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы компенсируют во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе предпрофильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильного образования. Отличие от факультативных курсов элективные курсы обязательны для старшеклассников.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут, вялятся как бы надстройкой профильных курсов, и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучить смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «математическая статистика» для школьников, выбравший экономический профиль, «компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «история искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающему в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретении школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «делопроизводство» или «деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере образования и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяется на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих внепредметный или надпредметный характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «основы рационального питания» или «подготовка автомобиля».

Оценивая возможность и педагогическую целенаправленность введения тех или иных элективных курсов следует понимать и о таких важных их задач, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профоририентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и обо всей методической системе обучения этим курсом в целом. Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей, в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения, станут важным фактором успешного поведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость работы по группам.

Элективные курсы как более дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемого нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В тих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

В настоящее время проводиться работа в этом направлении. По заданию Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету.

В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные издания по факультативным курсам, пособия для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочники.

Опыт ряда регионов показывает, что в институтах повышении квалификации, в школах на мести создаются собственные варианты элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.











Глава 2. Проект программы элективного курса по физике «Электромагнитные волны»

    1. Реализация элективного курса по физике « Электромагнитные волны» ( 9 класс)

Пояснительная записка

В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед Российским образованием, согласно « Концепции профильного обучения», является « …..совершенствование собственного выбора выпускником- предварительного самоопределения в отношении профильного направления собственной деятельности».( )

Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для учеников, так и для его ближайшего окружения, то соответствующие шаги должны быть предприняты в среднем звене школьной системы образования.

Выявление личностного потенциала ребенка невозможно без его деятельного участия .

Важным условием правильного выбора профиля обучающимся в ОУ является организация предпрофильной подготовки, способствующей развитию интересов и способностей ребенка.

Элективный курс «Электромагнитные волны» дополняет и развивает школьный курс физики, а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности школьников. Их аналитических и синтетических способностей.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физика, химия, которые позволяют формировать в создании школьников «естественнонаучную картину мира».

Курс рекомендован учащимся 9 классов общеобразовательной школы.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать явления и свойства радиоволн;

  • выдвигать гипотезы;

  • отбирать необходимые для эксперимента пробы;

  • выполнять измерения;

  • решать задачи в области радиотехники;

  • интерпретировать результаты эксперимента;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента.

Перечисленные умения формируются на основе знаний о колебаниях и волнах, об основных свойствах волн любой физической природы: неограниченное распространение в одной среде, отражение, преломление на границе раздела двух сред.

Данная программа имеет цель:

-развитие познавательного интереса к дисциплине и создание мотивационной основы для осознанного выбора физического профиля.

В ходе реализации курса ставятся следующие задачи:

  • Помочь обучающим в становлении научного мировоззрения.

  • Расширить знания обучающихся

  • Добиваться осмысление обучающихся важности приобретаемых знаний по физики для бытовых ситуаций.

  • Совершенствовать практические умения обучающихся.


Входе курса учащиеся должны усвоить:

    • сущность волнового механического явления;

    • знать различия и сходства механических и электромагнитных волн;

    • знать свойства электромагнитных волн;

Учащиеся должны уметь:

  • сравнить волны;

  • объяснить принцип радиосвязи;

  • находить нужно информацию, ее обрабатывать.

Учащиеся должны убедиться в том, что:

  • групповая работа сплачивает;

  • взаимоподдержка учит доброте, толерантности.


Программа состоит из следующих разделов:

«Экспериментальное открытие электромагнитных волн»;

«Интерференция дифракция волн»;

«Генерация электромагнитных волн» ;

«Радиоволны и их распространение» ;

«Радиоприемник» ;

«Измерительная техника первой необходимости» ;

«Микрофоны» ;

«Виды приемников».


Программа предусматривает проведение учебных занятий в виде лекций, лабораторных работ, контрольных работ.

Особое место в овладении данным курсом отводиться самостоятельной , практической работе обучающихся.

Курс завершается итоговым занятием в форме теста, на котором проходит проверка знаний обучающегося по материалу всего курса.

Программа «Электромагнитные волны» общим объемом 34 часа изучается в течение одного учебного года.



Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем


Количество часов


Формы контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Экспериментальное открытие электромагнитных волн


4


2


2


Собеседование

  1. Интерференция и дифракция волн

5

2

3

Контрольная работа

  1. Генерация электромагнитных волн

3

1

2

Собеседование

  1. Радиоволны и их распространение

4

2

2

Контрольная работа

  1. Радиоприемник

6

3

3

Отчет по лабораторной работе

  1. Измерительная

техника

3

1

2

Отчет по лабораторной работе

  1. Микрофоны

3


3

Контрольная работа

  1. Виды приемников

6

2

4

Контрольная работа , тест

Всего

34

13

21


Содержание курса


Тема 1ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН

  • Скорость распространения электромагнитных взаимодействий. Гипотеза Максвелла.

  • Экспериментальное открытие электромагнитных волн.

  • Поверхностная плотность потока излучения или интенсивность волны.


Тема 2. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И ДИФРАКЦИЯ ВОЛН

  • Принцип суперпозиции

  • Интерференция волн

  • Закон сохранения энергии

  • Контрольная работа по теме «Интерференция и дифракция волн».


Тема 3. ГЕНЕРАЦИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН

  • Теория поля

  • Изучение электромагнитных волн зарядом, движущимися с ускорением


4. РАДИОВОЛНЫ И ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

  • Радиоволны. Радиопередача.

  • Распространение радиоволн

  • Контрольная работа по теме « Распространение радиоволн».


5. РАДИОПРИЕМНИК.

  • Первый радиоприемник

  • Антенна и заземление

  • Виды антенн (Г-образная антенна, антенна типа «метелка»)

  • Схема приемника.

  • Лабораторная работа «Сборка простейшего радиоприемника».

  • Головной телефон.

  • Громкий радиоприем.


6.ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА.

  • Измерительные пробники.

  • Телефонный пробник.

  • Прибор магнитоэлектрической системы.

  • Лабораторная работа «Измерение параметров полевого транзистора»


7.МИКРОФОНЫ.

  • Микрофоны.

  • Головки динамические прямого излучения.

  • Контрольная работа по теме «Микрофоны».


8.ВИДЫ ПРИЕМНИКОВ

  • Портативный приемник.

  • Особенности супергетородина.

  • Контрольная работа по теме «Виды приемников».

  • Цветомузыка

  • «Лиса»- маломощный радиоприемник.

  • Тест «Электромагнитные волны»




Список литературы для учителя

1. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст]: пособие для учителя/ А.А. Гин .–М.: Вита-Пресс, 2002. -88с.

  1. Дитрих, А.К. Почемучка [Текст]/ А.К. Дитрих, Р. В. Кошурникова, Г. А. Юрмин – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 233с.

  2. Малафеев, Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике 9-11 классы [Текст]: пособие для учителя / H. И. Малофеев – М.: Школьная пресса, 2002. – 48с.

  3. Педагогические технологии [Текст] учебное пособие / Авт. – сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

  4. Роуэлл, Г. Физика [текст]: учебное издание / Г.Роуэлл, С. Герберт – М.Просвещение, 1994.-576 с.

  5. Тарасов, Е.П. Физика в природе [Текст]: кн. Для учащихся / Е.П. Тарасов – М.: Просвещение, 1988. -353 с.
















Список литературы для учащихся

  1. Гальперштейн, Л. Я. Забавная физика [текст] / Л.Я. Гальперштейн – М.: Детская литература, 1993. – 256 с.

  2. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты [текст] / Я.И. Пельман. – М.: Наука, 1991. – 496 с.

  3. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты [текст] / Я. И. Перильман. - Домодедово: ВАП, 1994. – 572 с.

  4. Перышкин, А.В. Факультативный курс физики [текст] : пособие для учащихся / А.В. Перышкин, В.П. Ч6емакин – М.: Просвещение, 1995. – 280 с.

  5. Энциклопедия для детей. Физика [текст] – М.: Аванта+, 2002. – 458 с.

















Контрольная работа «Интерференция и дифракция волн»

Вариант 1

  1. Чему равна длина электромагнитной волны, если частота колебаний электромагнитного вектора волны 3 МГц?

  2. С какой частотой совершаются колебания вектора напряженности электромагнитного поля конденсатора емкостью 20 пФ и колебания вектора индукции магнитного поля катушки индуктивностью 30мкГн в колебательном контуре?

  3. Емкость конденсатора в колебательном контуре равна 50 пФ. При каком значении индуктивности катушки частота электромагнитных колебаний в контуре составит 2 МГц?

Вариант 2.

  1. С какой частотой колеблются электрический и магнитные векторы электромагнитной волны, если ее длина равна 15 м?

  2. Какой емкости следует взять конденсатор для колебательного контура, чтобы получить электромагнитные колебания частотой 100кГц, если индуктивность катушки равна 5 мкГн?

  3. Емкость конденсатора в колебательном контуре радиоприемника может меняться в пределах от 20 до 200 пФ, а индуктивность катушки постоянна и равна 50 мкГн. В каком диапазоне длин волн работает радиоприемник?


Контрольная работа «Радиоволны и их распространение»

Вариант 1.

  1. Что называется длиной радиоволны?

  2. От чего зависит длина радиоволны?

  3. Какие волны называются пространственными?

  4. Что называется амплитудой модуляцией?

  5. Какие колебания называют модулированными?


Вариант 2.

  1. Каким образом можно измерить длину радиоволны?

  2. Что называется частотой модуляцией?

  3. Какие зоны называются зонами молчания?

  4. Какие волны называются поверхностными?

  5. Какой слой земной атмосферы способен получать радиоволны?


Контрольная работа «Микрофоны»

Вариант 1.

  1. Что такое микрофон?

  2. Какие микрофоны используются?

  3. Опишите принцип работы головки динамической?

  4. Какого графическое изображение ГД?


Вариант 2.

  1. Опишите принцип действия микрофона МД-42 и МД-47.

  2. На каком свойстве основан принцип работы микрофонов МД-42 и МД-47?

  3. Какими цифрами маркируют ГД? Что означает каждая цифра?

  4. Что такое номинальная мощность ГД?





Контрольная работа « Виды приемников»


Вариант 1.

  1. Что вы знаете о приемнике прямого усиления?

  2. Преимущество супергетеродина перед приемником прямого усиления?


Вариант 2.

  1. Особенности гетеродина.

  2. Нарисуйте структурную схему супергетеродина.






















Тест по теме «Электромагнитные волны»

Задание выполняется индивидуально.

Вариант 1.

  1. Колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени, называют

А) автоколебания Б) волной В) свободными Г) вынужденными

2. При уменьшении частоты излучения электромагнитных волн в 2 раза излучаемая в единицу времени энергия

А) уменьшится в 4 раза Б) увеличиться в 4 раза В) уменьшиться в 8 раз Г) уменьшиться в 16 раз

3. Энергия электромагнитной волны ( в вакууме ) в любой точке пространства самостоятельно

А) распространяется, меняясь периодически со временем

Б) распространяется апериодически, монотонно убывая

В) распространяется стационарно без изменений

Г) не распространяется

4. Преломление электромагнитной волны на границе двух сред происходит при

А) отклонении ее от направления распространения из первой среды во вторую

Б) уменьшение амплитуды колебаний волн во второй среде

В) возвращение волн в первую среду

5. Универсальный процесс передачи и приема какой-либо информации с помощью радиоволн называется

А) радиовещанием Б) радиолокацией В) радиоастрономией Г) радиосвязью

6. Чтобы уменьшить частоту волны, излучаемой контуром, в 3 раза индуктивность катушки нужно

А) уменьшить в 3 раза Б) увеличить в 9 раз В) уменьшить в 9 раз Г) увеличить в 3 раза

7. Радиоволнами, огибающими поверхность Земли и дающими устойчивую радиосвязь, являются волны с длиной волны

А) больше 1000 Б) от100 до 1000 В) от 10 до 100 Г) меньше 10


Вариант 2.

1. Возникновение вихревого электрического поля связано с

А) постоянным магнитным полем Б) постоянным током

В) переменным магнитным полем Г) равномерным движением проводника в магнитном поле

2. При увеличении частоты излучения электромагнитных волн в 2 раза, излучаемая в единицу времени энергия

А) увеличится в 2 раза Б) увеличится в 4 раза

В) увеличится в 8 раз Г) увеличится

3. Электромагнитная волна является

А) плоской Б) поперечной В) продольной Г) сферической

4. Для определения расстояния до цели методом радиолокации измеряют общее время прохождения сигнала до цели и обратно, используя соотношение

А) R= λt /2 Б) R=ct/ 2 В) R=ct Г) R=ct/λ

5. Обнаружение и определение местонахождения объектов с помощью радиоволн называется

А) радиоастрономией Б) радиосвязью В) радиовещанием Г) радиолокацией

6. Чтобы изменить длину волны с 50 м на 25 м, емкость контура нужно

А) уменьшить в 2 раза Б) уменьшить в 4 раза В) увеличить в 2 раза Г) увеличить в 4 раза

7. Радиоволнами, огибающими поверхность Земли и дающим устойчивую радиосвязь, являются волны

А) длинные Б) средние В) короткие Г) ультракороткие


Ключ к тесту

Вариант 1



1.б



2.г



3.в



4.а



5.г



6.б



7.а,б

2

1.в

2.г

3.б

4.б

5.г

6.б

7.а,б



















2. 2. Оценка результативности реализации элективного курса по физике « Электромагнитные волны»

Мы предполагаем, что наши ученики смогут определиться в своей будущей деятельности.

У большинства подростков есть индивидуальные образовательные программы, которые помогут им получить образование и не потеряться в социокультурной среде нашего сложного времени.

Мы считаем, что курс « Электромагнитные волны» поможет нашим ученикам:

1. усвоить

  • сущность волнового механического явления

  • различия и сходство механических и электромагнитных волн

  • свойства электромагнитных волн

2. сравнивать волны

3. объяснять принцип радиосвязи

4. находить нужную информацию, ее обрабатывать

5. убедиться в том, что групповая работа сплачивает

В процессе обучения учащиеся приобретут следующие умения:

  • наблюдать и описывать явления и свойства радиоволн

  • выдвигать гипотезы

  • отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы

  • выполнять измерения

  • решать задачи в области радиотехники

  • интропретировать результаты эксперимента

  • делать выводы

  • обсуждать результаты эксперимента.




Заключение

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, является компонентой современной культуры. Без знания этого предмета в его историческом развитии человек не поймет историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования мировоззрения, для развития научного стиля мышления.

Процесс обучения физики может и должен гармонично развивать способности учащихся к разным видам мышления.

Физические методы изучения природных процессов основаны на сочетании самостоятельной предметной деятельности учащегося при выполнении экспертов с теоретической деятельностью, основанной на образном и логическом мышлении.

Изучение физики раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует выделять на передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающегося мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Мы считаем, что цель проекта была достигнута, так как разработали элективный курс по физике для 9 класса.

В данном проекте была :

  • рассмотрена проблема предпрофильной подготовки учащихся в психолого-педагогической литературе.

  • определена роль элективных курсов в предпрофильной подготовки школьника.

  • дана рекомендация по реализации программы элективного курса по физике « Электромагнитные волны» ( 9 класс).
























Список литературы


  1. Борисов, В.Г. Юный радиолюбитель [Текст]/ В.Г. Борисов –М.: Радио и связь, 1990.-102 с.

  2. Дендебер, С.В. Электив 9: Физика. Химия. Биология: корзина элективных курсов: для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе: В 2-х книгах. Кн. 1[Текст] Пробные курсы. Корзина: материалы к занятиям / С.В. Дендебер .- М.: 5 за знания, 206.-304 с.

  3. Дендебер, С.В. Электив 9: Физика. Химия. Биология. : корзина элективных курсов: для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе: В 2-х книгах. Кн. 2 [Текст] Пробные курсы . Корзина: материалы к занятиям / С.В. Дендебер. –М.: 5 за знание, 176 с.

  4. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [ Текст] / Е.В. Воронина – М.: «5 за знания», 2006.-256 с.

  5. Гальперштейн, Л. Я. Забавная физика [Текст] / Л.Я. Гальперштейн – М.: Детская литература, 1993. – 256 с.

  6. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст]: пособие для учителя/ А.А. Гин .–М.: Вита-Пресс, 2002. -88с

  7. Дитрих, А.К. Почемучка [Текст]/ А.К. Дитрих, Р. В. Кошурникова, Г. А. Юрмин – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 233с.

  8. Заруба, Н.А. Состояние и перспективы профильного обучения старшеклассников [Текст] Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г.Кемерово, 17-18 марта 2004 г./ Н.А. Заруба, Т.Н. Семенкова, Е.Л. Руднива, И.В. Карнаева, Е.Г. Овчинникова, А.Ю. Казакова, О.А. Никифорова- Кемерово: КРИПК и ПРО, 2004.-434 с.

  9. Каменский, С.Е. Теория и методика обучения физике в школе [Текст]/ С.Е. Каменский-М.: « Академия», 2000.-384с.

  10. Каменский, С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе[ Текст]/ С.Е. Каменский –М: Просвещение, 1987.- 63 с.

  11. Каменский, С.Е. Современные проблемы методики обучения физике [Текст]/ С.Е. Каменский- М.: Н. Новгород, 1996.- 187 с.

  12. Кудрявцев, П.С. Курс истории физики [Текст]/ П.С.Кудрявцев.-М.: Просвещение, 1992.-84 с.

  13. Лыков, В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике.[Текст]/ В.Я. Лыков- М.: Просвещение, 1993. -64 с.

  14. Малафеев, Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике 9-11 классы [Текст]: пособие для учителя / H. И. Малофеев – М.: Школьная пресса, 2002. – 48с.

  15. Малинин, А.И. Сборник вопросов и задач по физике.[Текст]/ А.И. Малинин- М.: Просвещение, 2002.- 54 с.

  16. Маловик О.А. Профильное образование: элективные курсы [Текст]/ О.А. Маловик – Волгоград: Учитель, 2006 – 125 с.

  17. Основы методики преподавания физики в средней школе[Текст]/ Под ред.В.Г. Разумовского – М.: Просвещение, 1985.-125 с.

  18. Пинский, А.А. Методика преподавания физики и астрономии в 7-9 классах общеобразовательных учреждений [Текст] / А.А. Пинский .- М.: Просвещение, 2001.- 110 с.

  19. Педагогические технологии [Текст] учебное пособие / Авт. – сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

  20. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты [Текст] / Я.И. Пельман. – М.: Наука, 1991. – 496 с.

  21. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты [Текст] / Я. И. Перильман. - Домодедово: ВАП, 1994. – 572 с.

  22. Перышкин, А.В. Факультативный курс физики [Текст] : пособие для учащихся / А.В. Перышкин, В.П. Ч6емакин – М.: Просвещение, 1995. – 280 с.

  23. Практикум по физике в средней школе [Текст]/ Под ред. А.А. Покровского.-М.: Просвещение, 1973.- 84 с.

  24. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1996-1998 – 134 с.

  25. Пурышева, Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе.[Текст] / Н.С. Пурышева – М.: Прометей, 1993. – 76 с.

  26. Роуэлл, Г. Физика [Текст]: учебное издание / Г.Роуэлл, С. Герберт – М.Просвещение, 1994.-576 с.

  27. Тарасов, Е.П. Физика в природе [Текст]: кн. Для учащихся / Е.П. Тарасов – М.: Просвещение, 1988. -353 с.

  28. Энциклопедия для детей. Физика [Текст] – М.: Аванта+, 2002. – 458 с.

  29. Экспериментальные задачи по физике [Текст]- М.: Просвещение, 2000.- 23 с

  30. Эвенчик, Э.Е. Методика преподавания физики в средней школе: электродинамика[Текст]/ Э.Е. Эвенчик .- М.: Просвещение, 1996. -53 с.

  31. Яворский, Б.М. Основы физики[Текст]/ Б.М. Яворский – М.: Наука, 1999. -984 с.







Приложение 1

1. Урок 1

Введение

Цель: Сформировать у учащихся представление о науке радиофизики, ее роли; ознакомить с историей рождения радио; показать значимость радиофизики для общества; развивать интерес к изучению курса.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Введение.

  3. Объяснение учителя.

Человечество пережило немало революций в различных областях науки и техники. Учение Коперника произвело революцию в астрономии, труды Дарвина революционно изменили биологических науку. А математический анализ, созданный Ньютоном и Лейбницем, вызвал революцию в математике.

Много революционных преобразований зафиксировано в истории техники. Изобретение парового и электрического двигателя произвело переворот в энергетике.

Изобретение колеса, паровоза, парохода связано с революционными переменами на транспорте.

Но все эти революции охватывали отдельные области науки и техники, были отдельны друг от друга большими промежутками времени.

Таким образом, развивались отдельные науки физики, например радиофизика.

На протяжении тысячелетий астрономы получили только ту информацию о небесных явлениях, которую приносил им свет. Они изучали эти явления через узенькую щель в обширном спектре электромагнитных излучений. Четыре десятилетия тому назад благодаря развитию радиофизики возникла радиоастрономия.

Дополнительным источником астрономических знаний стал участок электромагнитной шкалы, лежащий в дециметровом и сантиметровом диапазонах радиоволн.

Всем известно, что переменный ток рождает электромагнитные волны. И в 1888 г. немецкому ученому Генриху Герцу удалось опытным путем доказать сам факт существования электромагнитных волн и найти возможность обнаружить их.

Труды Герца по достоинству оценил преподаватель личностного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов.

Это было в последнем десятилетии 19 века. В то время русский военный флот оснащался новой боевой техникой. Для преодоления морских просторов флоту нужны были более современные средства связи. А. С. Попов сконструировал новый прибор, реагировавший на электромагнитные волны на значительном расстоянии. Этот прибор А. С. Попов демонстрировал 7 мая 1895 г. на заседании физического отделения Русского физико-химического общества. Этот прибор был первым в мире радиоприемником. Продолжая опыты, А. С. Попов обнаружил, что на сконструированный им прибор действуют атмосферные электрические разряды молний, это навело ученого на мысль об использовании приемника для сигнализации о приближающих грозах.

Только благодаря развитию радиосвязи можно было спасать людей.

6 февраля 1900 г. помощник А. С. Попова П. А. Рыбкин, находившийся на о. Голланд. Принял от А. С. Попова из г. Коротки радиограмму: «Командиру «Ермака» Около Ловенсаари оторвало льдину с рыбаками. Окажите помощь».

Ледокол «Ермак» вышел на поиски в море и снял с льдины 27 рыбаков. Люди были спасены.

Велико значение трудов А. С. Попова, он первым правильно оценил огромное практическое значение электромагнитных волн и тем самым положил начало новой эпохи в развитии науки – эпохи радиотехники.

  1. Итог урока.


2 Повторительно-обобщающий урок « Интерференция и дифракция волн»

Цели: обобщить и систематизировать знания по теме, развивать умения и навыки коллективной работы; умение анализировать.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация заданий

Проводиться игра «Аукцион знаний».

Ученики разбиваются на команды. На доске начерчена таблица, количество столбцов в которой равно числу команд. Каждому ученику выдается по 10 именных жетонов. Аукцион ведет учитель.

На аукцион выставляются 6 лотов:

  1. Принцип суперпозиции.

  2. Интерференция волн.

  3. Интерференция электромагнитных волн.

  4. Интерференция и закон сохранения энергии.

  5. Принцип Гюйгенса-Френеля.

  6. Дифракция и размеры отверстия.

Учитель открывает торги и называет первый лот- тему. Каждая коменда поочередна должна предложить свой взнос. В оплату лота в качестве взноса может быть принято сформулированное кем-то из игроков любое верное научное высказывание ( определение явления, формулировка закона и т.д. ) по теме, которая в данный момент выставлена на торги. Верное высказывание оценивается в 1 балл и заноситься в таблицу на доске в графу соответствующей команды, ученик, сделавший взнос, сдает учителю жетон .

За нарушение порядка торгов, дисциплины, повторение высказывания, прозвучавшие ранее, на команду возлагается штраф в размере от 1 до 3 баллов.

Если игроки команды за время счета не смогли предложить взнос, ход переходит следующей команде. Если не смогут предложить ни одна из команд, лот считается проданным.

По каждому лоту суммируется баллы, по результатам подсчетов определяется, какая команда приобрела данный лот.

На торги выставляется следующий по порядку лот.

После продаже всех лотов подводятся итоги, определяется количество лотов и количество баллов у каждой команды. По числу сданных жетонов выявляются активные участники, которым выставляются оценки.

3. Итог урока















Приложение 2

Лабораторная работа №1 « Сборка простейшего радиоприемника»

Цели: развивать умения и навыки собирать радиоприемник из блоков колебательного контура, детектора, усилителя НЧ и телефона: уметь определять частоту, на которой работает передающая радиостанция.

Оборудование: набор блоков для сборки транзисторного радиоприемника.

Ход урока.

Выполнение лабораторной работы.

  1. Соберите модель радиоприемника по схеме. Подключите к колебательному контуру антенну.

  2. К усилителю НЧ подключите источник питания ИП.

  3. Вращением ручки изменяете электроемкость переменнтго колебательного контура до настройки в резонансе с передающей частотой радиостанции. Определите по шкале электроемкость конденсатора. По найденному значению электроемкости конденсатора и известному значению индуктивности катушки определите частоту, на которой работает передающая радиостанция.

  4. Дополнительное задание: Между блоками колебательного контура и детектора включите блок усилителя высокой частоты ( УВЧ) и исследуйте его влияние на качество работы приемника.

Подавая сигналы с выхода УНЧ на вход усилителя вертикального отклонения электронного осциллографа, пронаблюдать осциллограмму колебаний напряжения на выходе УНЧ.

Итог урока.






Лабораторная работа № 2 « Измерение параметров полевого транзистора»


Цель: развивать умение измерять параметры полевого транзистора.

Ход урока

Выполнение лабораторной работы.

Существуют 2 параметра полевого транзистора: ток стока при нулевом напряжении на затворе и крутизна характеристики.

Оборудование: миллиамперметр, батарея.

Схема измерения параметров полевого транзистора:

  1. Сначала вывод затвора проверяемого транзистора соедините

с выводом истока.

2. При этом миллиамперметр покажет значение первого параметра транзистора- начальный ток стока. Запишите его значение.

3. Разъедините выводы затвора и истока и подключите к ним элемент плюсовым полюсом к затвору. Миллиамперметр зафиксирует меньший ток.

4. Найдите разность двух показаний миллиамперметра.

5. Разделите на 1,5 В. Получившийся результат соответствует численному значению параметра проверяемого транзистора.

6. Запишите вывод

Итог урока.








Элективный курс Электромагнитные волны
  • Физика
Описание:

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Предпрофильная подготовка учащихся как                  педагогическая проблема……………………………………...5

1.1. Проблема предпрофильной подготовки учащихся в                       психолого-педагогической литературе………………………...5

1.2.     Роль элективных курсов в предпрофильной        подготовке школьников………………..…………………….…12

Глава 2. Проект программы элективного курса по физике «Электромагнитные волны»…………………………………17

2.1.Реализация элективного курса по физике                         «Электромагнитные волны»……………………………………17

 

Заключение…………………………………………………...…32

 

Список литературы…………………………………….…….. 34

 

Приложения

Приложение 1……………………………………………………36

Приложение 2……………………………………………………40

 

 

 

Автор хомутова ольга Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 581
Номер материала 27198
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓