Главная / Биология / Элективный курс для предпрофильной подготовки

Элективный курс для предпрофильной подготовки

Элективный курс по физиологии человека


"Жизни маленький оркестр"(8-9 класс)


Пояснительная записка


Программа предназначена для учащихся 8-9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения естественнонаучного цикла в старшей школе.

Цель данного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознания выбора профиля обучения. Содержание курса рассчитано на 10 часов и включает 10 занятий.

1. Гармоничное единство.

2. Исполнители симфонии жизни.

3. Двигатели нашего тела.

4. Поставщики энергии и служба очистки.

5. Наши дирижеры.

6. На вершинах духа.

7. Наш долг перед будущим.

8. Наука будущего.

9. Старые и новые загадки мозга.

10. Поиски путей к долголетию.

Особенностью занятий является их проблемно - дискуссионный характер, направленный на расширение знаний учащихся о своем организме. Основной акцент делается на теоретическое изучение физиологических функций организма, работающего как единый механизм, как «маленький оркестр»,где от слаженной работы каждого органа зависит его жизнь, а также на умение применять эти знания на практике. При отборе содержания занятий используются вопросы физиологии человека, биохимии, генетики, физики. Детальное рассмотрение некоторых из них предполагается в старшей профильной школе.


Методические рекомендации.


Данный курс предназначен для того, чтобы учащиеся определились в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки и соответствующего профиля обучения. Поэтому, разрабатывая темы занятий для учащихся необходимо делать ставку на стимулирование у них познавательных интересов. Одним из основополагающих факторов, в данном случае, является подбор разнообразных вопросов не только из курса физиологии человека, но и из таких разделов, как генетика и биотехнология. Это особенно важно, т.к. некоторые из них исследуются современной наукой и широко освещаются в средствах массовой информации. Помимо этого, содержание большинства занятий носит проблемный характер. Благодаря рассмотрению вопросов, остающихся дискуссионными в самой биологической науке и на которые до сих пор нет однозначных ответов: «Что такое жизнь?», « Клонирование- выход или тупик?», «Бывают ли вещими сны?» и другое.

В значительной мере курс поможет овладеть учащимся практически- исследовательскими навыками при работе с лабораторным оборудованием, микроскопом. А также вести самонаблюдения, важные для физиологического самоконтроля. Например, изучение физиологических показателей крови, измерение артериального давления, пульса, изучение электрокардиограмм и т.д.

Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути и стимулирующий развитие познавательного интереса, связанного с дальнейшим изучением биологии – ориентация содержания на старшую школу. Курс состоит из тех занятий, некоторые из которых рассматриваются в старшей профильной школе.


Содержание программы.


Занятие № 1. « Гармоничное единство».

Определение понятия «жизнь». Обмен веществ – необходимое условие существования жизни. Из чего мы состоим? Три вершины биохимической гармонии: белок, АТФ и нуклеиновые кислоты. Замечательные свойства ферментов. Великие ученые и судьбы физиологии.


Занятие № 2. «Исполнители симфонии жизни».

Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.

Лабораторные работы:

1. « Изучение микропрепаратов крови человека и лягушки».

2. Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление.


Занятие № 3. «Двигатели нашего тела».

Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы. Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость.

Лабораторная работа

3. «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений».


Занятие № 4. «Поставщики энергии и служба спасения».

Значение питательных веществ для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Значение выделительной системы. Спектр функций кожи.

Лабораторные работы

5. «Почка млекопитающего животного: внешний осмотр, вскрытие почки.

6. «Составление суточного пищевого рациона»

Демонстрация кинофрагмента: «Строение и работа почек человека».


Занятие № 5. «Наши дирижеры».

Как устроена нервная система. Как работают наши органы чувств. Химический «досмотр» организма. Понятие кожной чувствительности. Безмолвны ли наши внутренние органы?


Занятие № 6 «На вершине духа».

Мозг- орган психической деятельности. Каковы законы работы коры мозга? Физиологическая канва психических актов. Истоки радости и печали (эмоции).Типологические особенности темперамента и характера. Физиологические основы дарования.


Занятие № 7. «Наш долг перед будущим».

Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина. Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии.

Лабораторная работа

7. «Определение полового хроматина (телец Барра) у человека.


Занятие № 8. «Наука будущего».

Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.


Занятие № 9. №Старые и новые загадки мозга».

Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? Физиология сна. Нормы сна- наполеоновские и медицинские. Что такое литоргический сон. Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения. Могут ли сны быть вещими? Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня».Можно ли вылечить гипнозом?


Занятие № 10. «Поиски путей к долголетию».

Почему природа не дала бессмертия? Продолжительность жизни разных живых организмов. Некоторые попытки борьбы со старением. Почему мы старимся преждевременно? Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.

Литература.


1. Бережков Л. Ф. Берегите здоровье смолоду. М., Медицина, 1989.

2. Билич Г. Л. Крыжановский В. А. Биология. Полный курс. Анатомия (том 1). М., «Оникс 21 век»,2002.

3. Богданов А. А., Медников Б. М. Власть над геном. М., «Просвещение»,1989.

4. Библиотека «Первого сентября». Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье.(Книга для учителя). М., «Первое сентября»,2000.

5. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., «Просвещение».,1990.

6. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., «Просвещение», 1989.

7. Розенблат В. В. Симфония жизни. М., «Физкультура и спорт»,1989.

8. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., «Физкультура и спорт»,1993.

9. Энциклопедический словарь юного биолога. М., «Педагогика»,1990.

10. Биология для школьников. Научно-популярный журнал для старшеклассников. №1 2003.

11. Биология в школе. Научно-методический журнал. №1 1997, №2 1998, №4 2002.





Темы проектов.

1) Оценка состояния здоровья учащихся класса ( дать заключение о вероятности возникновения «школьных» болезней на основе комплексной оценки факторов риска, имеющихся в данном классе).

2) Окружающая среда- залог здорового образа жизни и долголетия (природная, техническая и социальная).

3) Индивидуальная система привычек и поведения в повседневной жизни (ваш режим дня, составление таблицы, графика).

4) Влияние курения, алкоголя, наркотиков на организм человека (составление таблиц, рисунков, тестов).

5) Маленькие дозы- большие неприятности (разработка правил пользования компьютером, сотовым телефоном и др.).

6) Исследования хронотипов и биоритмов работоспособности человека (построение графика своих биоритмов, выводы, рекомендации).

7) Нетрадиционное питание- залог здоровья и долголетия.

8) Традиции семьи и здорового образа жизни.

9) Психогигиена – залог долголетия ( аутотренинги, релаксация, психоанализ, медитация).

Элективный курс для предпрофильной подготовки
  • Биология
Описание:

Элективный курс по физиологии человека "Жизни маленький оркестр"(8-9 класс).Программа предназначена для учащихся 8-9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения естественнонаучного цикла в старшей школе.Цель данного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознания выбора профиля обучения. Содержание курса рассчитано на 10 часов и включает 10 занятий.1. Гармоничное единство.2. Исполнители симфонии жизни.3. Двигатели нашего тела.4. Поставщики энергии и служба очистки.5. Наши дирижеры.6. На вершинах духа.7. Наш долг перед будущим.8. Наука будущего.9. Старые и новые загадки мозга.10. Поиски путей к долголетию.

Автор Жерихова Ирина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 729
Номер материала 33715
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓