Пояснительная записка
Актуальность
Согласно ФГОС второго поколения, одной из
главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно –
нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности
ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые
лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным
ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей
времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника
нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
История
казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.
Актуальность темы
в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и
становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории
Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа
исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов,
военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей
стране и за рубежом.
В богатейшей
истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и
менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами.
О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории
Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и
поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества
в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а
казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем
об истории казачества!
Особенно
актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой
родине».
Данная
программа по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной
жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к малой
родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих
людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и
справедливости.
Представленная
программа рассчитана на учащихся 3-4 классов. На реализацию программы отводится
1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Занятия
проводятся, в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные
игры.
Большую
роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях
предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. В процессе обучения
вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята
приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
В
программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление
об истории казачества, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх
временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся
приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях,
экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и
фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории
родного города, беседы с интересными людьми, встречи.
Основной
целью программы является
формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у
них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.
Образовательные задачи:
·
знакомство
с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
·
ознакомление
с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах
земляков;
овладение начальными навыками
исследовательской работы;
-углубление
знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего
времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с
трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;
Воспитательные
задачи:
·
развитие
гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание
учащихся на примере жизни и деятельности казаков, понимания ценности и
значимости каждой человеческой жизни;
-формирование
ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления
опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и
демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на
службе Отечеству;
Развивающие
задачи:
·
развитие
познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
·
стимулирование
стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса
учащихся к казачеству.
-развитие
интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать
культурное наследие своего края.
В результате
освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных
результатов».
Личностные
УУД
У ученика будут
сформированы:
1. Внутренняя
позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.
2. Устойчивый
учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
3. Адекватного
понимания причин успешности/неуспешности деятельности
Регулятивные
УУД:
1. Определять
цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2. Планировать
свои действия .
3. Обнаруживать
и формулировать нравственную проблему.
4. Высказывать
свою версию разрешения проблемы.
5. Адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей.
Познавательные
УУД:
1. Осуществлять
поиск необходимой информации.
2.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
3. Записывать и
фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
4. Строить
логическое рассуждение.
Коммуникативные
УУД:
1. Оформлять
свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
2. Слушать и
понимать речь других людей.
3. Формулировать
собственное мнение и позицию.
4.
Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные
ориентиры содержания курса:
–
патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.
–
гражданственность – закон и порядок.
– семья –
любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших.
– труд и
творчество – уважение к труду.
Базовые ценности
должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность детей.
Программа
позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы
построения программы:
·
Принцип
возрастания сложности (от простого к сложному).
·
Принцип
учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование
положительных эмоций.
·
Принцип
учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму
материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и
увеличения материала поэтапно).
·
Принцип
интеграции и дифференциации обучения.
·
Принцип
взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Основные методы
обучения:
·
Практические
·
Рассказ
педагога и рассказы детей
·
Беседы
·
Дискуссии
·
Встречи
с интересными людьми
·
Мини
сочинения
·
Походы,
экскурсии
·
Конкурсы,
викторины
·
Составление
презентаций Power Point
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ п/п
|
Раздел программы
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Кто такие
казаки?
|
Вводное занятие.
Инструктаж.Кто такие казаки?
|
1
|
2
|
|
Зарождение и
становление казачества.
|
1
|
3
|
|
История заселения
Нижнего Поволжья казаками.
|
1
|
4
|
|
Наказы
казачества.
|
1
|
5
|
|
Составление
своего наказа.
|
1
|
6
|
|
Истоки казачьего
духа.
|
1
|
7
|
|
Экскурсия в
музей казачества.
|
1
|
8
|
|
Конь – верный
друг казака.
|
1
|
9
|
|
Практикум.
Изготовление, рисование казака и его боевого коня.
|
|
10
|
Казачьи
символы
|
Главные казачьи
символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка.
|
1
|
11
|
|
История
появления казачьих символов и знаков.
|
1
|
12
|
|
Рисование
казачьих символов и знаков.
|
1
|
13
|
|
Изготовление
игрушечных символов.
|
1
|
14
|
|
Оформление
выставки макетов и рисунков «Казачьи символы».
|
1
|
15
|
Традиции и
обычаи казаков.
|
Казачья хата.
Рисунки, макеты казачьего куреня.
|
1
|
16
|
|
Подворье.
|
1
|
17
|
|
Изготовление
игрушечного подворья казаков.
|
1
|
18
|
|
Казачья кухня.
|
1
|
19
|
|
Рецепты старинной
казачьей кухни.
|
1
|
20
|
Православные
праздники
|
Духовная жизнь
казака.
|
|
21
|
|
Праздник
Рождества Христова.
|
1
|
22
|
|
Посещение Усть –
Медведицкого Спасо – Преображенского монастыря.
|
1
|
23
|
|
Масленица
|
1
|
24
|
|
Пасха
|
1
|
25
|
|
Экскурсия в Воскресенскую
церковь
|
1
|
26
|
|
Троица
|
1
|
27
|
Казачий
фольклор
|
Загадки,
пословицы и поговорки казаков. Сочинение своих пословиц и поговорок.
|
1
|
28
|
|
Сказки.
|
1
|
29
|
|
Мы сочиняем
казачью сказку.
|
1
|
30
|
|
Народные казачьи
песни.
|
1
|
31
|
|
Разучиваем песни
казаков.
|
1
|
32
|
|
Встреча с
ансамблем «Донцы»
|
1
|
33
|
|
Встреча с
ансамблем песни и пляски «Беседушка»
|
1
|
34
|
|
Посещение музея
казачества.
|
1
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.