Главная / Русский язык и литература / Элективные курсы по развитию речи

Элективные курсы по развитию речи



Разработано

Согласовано

Утверждаю

на МО учителей гуманитарно-общественного

Заместитель директора

Директор ГС(к)ОУ «Волгоградская специальная

цикла

школы-интерната № 6

(коррекционная) общеобразовательная

«_____»___________________________________

_______________________ Н.В.Титова

школа-интернат V вида № 6»



__________________________Н.В.Соловьёва

Протокол №_______________________________

«_______»__________________________

«_______»_______________________________






Рабочая программа

элективных курсов

по развитию речи

для 8, 9, 10 класса










Учитель: Никулина И.Г.





Пояснительная записка.

Программа факультативного занятия коррекционной направленности «Культура речи» представлена программами элективных курсов «Культура речи» 8 класс, «Условия успешной коммуникации» 9 класс, «Деловая коммуникация» 10 класс направлена на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Программа элективного курса для 8 класса рассматривает основные составляющие культуры речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения требуется от человека как необходимое условие достижения нормативности, эффективности и этичности речевого общения.

В процессе элективных занятий совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

      • коммуникативные

      • интеллектуальные

      • информационные

      • организационные

При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

Особенностью данного элективного курса является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему данный элективный курс уделяет большое внимание развитию навыков уместного использования в речи важнейших элементов русского речевого этикета.



Цель программы для 9 -10 классов: сформировать устойчивое представление о культуре речи, её основных понятиях, функциональных стилях современного русского языка в целом и официально-деловом стиле в частности, поскольку именно он является основой речевого общения в различных сферах общественной жизни: предпринимательстве, бизнесе, политике, экономике, содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

Основные задачи – развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к позитивному общению; формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля, расширение этических знаний делового мира, расширение кругозора учащихся знаниями, сопряжёнными с миром бизнеса.

В программе элективных курсов использованы активные методы обучения.

При оценке знаний и умений используется тестовая работа, решение коммуникативно-ситуативных задач, зачёты, викторины, презентации, составление деловых бумаг.



Авторы программ:

М.Р.Шамрай, Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина.

Литература для учителя:

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. Русский язык. 1990.

  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., ИНФА, 2001.

  3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.

  4. Соколов В.В. Культура речи и культура общения. М., 1996

  5. Деловая коммуникация. 9 класс: внепредметный элективный курс. Автор-составитель М.Р.Шамрай, Волгоград, «Учитель», 2009.

Литература для учащихся:

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! Пособие по русскому языку. М., 1988.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

  3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.

  4. Хотите быть успешными? Говорите правильно! Авторы-составители Дудина Г.И., Пташкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2009.

Рекомендуемые словари:

  1. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., Знание, 1995.

  2. Словарь по культуре устной и письменной речи. Елисеева М.Б.,

Золин Б.М., Черепенин Д.Б., СПб., Папирус, 1996.















8 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Коррекционно-развивающая работа

Примечание

1.

Роль языка в жизни людей. Сообщение учителя.

1

Язык как система языкознания.

Беседа по теме занятия.


2.

Язык и речь. Функции языка. Исследование.

1

Функции языка (коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая и др.)

Словарная работа.


3.

Как построен язык. Высказывания великих поэтов и писателей о языке (богатство русского языка)

1

Крылатые слова. Афоризмы, пословицы, поговорки о языке.

Уметь объяснять смысл высказываний классиков о языке, пословиц и поговорок.


4.

Основные понятия культуры речи. Исследование.

1

Нормативность, этичность.

Анализ литературных образцов.


5.

Культура речи. Легенда о Демосфене.

1

Вежливость. Культура. Культура речи.

Беседа по вопросам. Вежливый человек, кто он?


6.

Виды речи.

1

Понятие о видах речи (речь устная и письменная) Приветствия, деловая речь, митинговая, парламентская.

Словарная работа. Решение речевых задач.


7.

Речевое общение. Рассказ И.Л.Андроникова «Первый раз». Анализ рассказа.

1

Культура монологической речи.

Моделирование собственного речевого высказывания.


8.

Стили литературного языка.

1

Художественный, научный, официально-деловой.

Анализ образцов текстов различных стилей.


9.

Определение стиля предложенных текстов. Практикум.

1

Фигура речи (анафора, парадокс, антифразис, гипербола, риторический вопрос и др.)

Словарная работа.


10.

Составление текстов различных стилей (по образцам) Практикум.

1

Анализ образцов текстов различных стилей.


11.

Этико-социальные аспекты культуры речи.

1

Языковые нормы современного литературного языка.

Анализ образцов, сообщения учащихся.


12.

Когда допустимы диалектные слова. Исследование.

1

Диалектные слова и выражения.

Решение речевых задач.


13.

Культура речевого общения. Речевой этикет.

1

Этикет. Речевой этикет.

Ответы на вопросы по теме занятия.


14.

Правила ведения речи. Составление правил речи.

1

Культура речевого поведения и этические нормы общения.

Анализ литературного образца. Беседа по вопросам темы занятия.


15.

Шесть правил для слушающих речь.

1


Решение речевых задач.


16.

Подбор пословиц и поговорок, связанных с речевой деятельностью человека. Исследование.

1

Афоризм. Крылатое выражение.

Объяснение смысла пословиц и поговорок. Словарная работа.


17.

Языковые нормы. Фонетические нормы разговорной речи. Исследование.

1

Орфоэпия. Логическое ударение, интонация.

Анализ образцов.


18.

Современные формулы приветствия и прощания.

1

Речевая ситуация, этикетные формулы.

Решение речевых задач. Ответы на вопросы по теме занятия.


19.

Здравствуй и прощай! Практикум.

1

Допустимые формы приветствия; нежелательные формы приветствия.

Составление диалогов. Использование правил приветствия.


20.

Моделирование речевых ситуаций (открытка, письмо, разговор). Практикум.

1

Этикетная форма.

Выбор этикетной формулы.


21.

Обращение. Диалоги «В гостях у друга», «В библиотеке». Практикум.

1

Формы выражения приглашений.

Составление таблицы «Если вы приглашаете... » Составление диалогов.


22.

Просьба. Речевая ситуация и употребление этикетных форм просьбы.

1

Этикетная форма слова для выражения просьбы, вежливые формы отказа.

Решение речевых задач. Выбор этической формулы составления диалогов:

а) в форме просьбы;

б) в форме пожелания.


23.

Благодарность. Извинение.

1

Этикетные формы благодарности (благодарю Вас(вас). Извините, простите.

Моделирование речевых ситуаций. Анализ образцов.


24.

Утешение. Утешить – успокоить. Утешить – помочь. Практикум.

1

Милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание.

Решение речевых задач. Моделирование речевых ситуаций.


25.

Практическое занятие «утешить – поддержать».

1


26.

Словесные и несловесные формы этикета.

1

Мимика, жесты, интонация.

Решение речевых ситуаций.


27.

Чтение и анализ юмористических рассказов М.Зощенко, басен С.Михалкова.

1

Этикетные формы общения.

Анализ юмористических текстов.


28.

«У меня зазвонил телефон…» Правила общения по телефону.

1

Абонент. Мобильный телефон. SMS-сообщения.

Составление краткой памятки.


29.

Решение компьютерных задач по речевому этикету. Практикум.

1

Сайт

Решение речевых задач.


30.

Устные и письменные поздравления к празднику.

1

Формы речевого этикета.

Составление поздравлений к празднику (дню рождения…). Анализ поздравлений учащихся.


31.

Анализ образцов. Практикум.

1


32.

Подготовка к выступлению с краткой речью.

1

Точность передачи смысловой стороны высказывания.

Анализ образцов, решение речевых задач.


33.

Обсуждение выступлений (коллективная деятельность). Практикум.

1


Анализ выступлений.


34.

Итоговое занятие. Проверка знаний по речевому этикету.

1


Тест. Решение речевых задач.






9 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Коррекционно-развивающая

работа

Вид контроля

Примечание

1.

Как, умея говорить, научиться разговаривать.

1

Коммуникативная культура.

Коммуникабельность.

Тест.


2.

Орфоэпия и акцентоллогия.

1

Фонетическая норма.

Оглушение (озвончение), уподобление.

Работа по карточкам.


3-4.

Четырнадцать правил, помогающих убедить.

2

Филологическая культура. Логичность речи.

Статус и имидж собеседника. Эмпатия.

Игра «Эмпатия».


5.

Примеры применения правил (ситуации из нашей жизни).

1



Комментарии к карточкам.


6.

Жесты и мимика как невербальные средства общения.

1

Вербальные и невербальные средства общения.

Мимика. Жесты.

Решение ситуативных задач.


7.

Язык жестов и поз.

1

Успешная коммуникация.

Словарь жестов.

Работа в парах.


8.

Практикум. Решение ситуативных задач.

1





9.

Искусство комплимента.

1

Проявление эмпатии.

Рефлексия.

Игра «Прорыв».


10-11.

Внешний облик – друг или враг? Статус и имидж.

2

Цветовая гамма.




12.

Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха).

1

Интеллект. Психологический стресс.

Эмоции.

Упражнения.


13.

Общение.

1

Стиль общения. Речевой этикет.

Афоризм. Визитная карточка.

Игра «Перевоплощение».


14.

Виды общения.

1





15.

Этикетные формы общения.

1

Этика и этикет.

Наблюдение над текстом.

Решение речевых ситуаций.


16.

Служебная этика и служебный этикет.

1

Функции этикета.

Формулирование полных развёрнутых ответов на вопросы.

Беседа с элементами дискуссии.


17.

Искусство вежливости.

1


Ролевые игры.

Решение речевых ситуаций.


18.

Преодоление конфликтной ситуации.

1

Толерантность.




19.

Особенности делового общения.

1

Регламентированность. Партнёрские отношения.

Этические нормы.

Решение ситуативных задач.


20.

Виды делового общения.

1

Продуктивный диалог.


Редактирование.


21.

Деловая беседа, её характерные особенности.

1

Структура деловой беседы.

Ролевые игры.



22.

Анализ отрывка из романа Д.Гранина «Картина».

1


Составление памятки «Структура деловой беседы».

Моделирование речевых ситуаций.


23.

Переговоры – формы коллективного делового общения.

1

Структурные элементы деловых переговоров.

Составление памятки.

Решение коммуникативно-ситуативных задач.


24.

Разговор по телефону – форма дистанционного делового общения.

1

Климат отношений. Лаконичность. Логичность. Информативность.

Ролевые игры.

Беседа по вопросам основных элементов композиции разговора по телефону.


25.

Техника речи.

1

Речевое дыхание.

Артикуляция. Дикция.



26.

Техника речи. Практикум.

1


Работа с текстами.

Тренировочные упражнения.



27.

Деловой стиль письменной речи.

1

Языковые средства официально-деловой речи.

Подстили: законодательный, дипломатический.

Тренировочные упражнения.


28.

Деловое письмо.

1

Жанры деловых документов.

Редактирование.

Работа с текстами-образцами.


29.

Типы документов.

1


Составление плана лекции.

Сопоставление текстов.


30.

Требования к оформлению частных деловых бумаг.

1


Работа с текстами-образцами.

Составление документов.


31.

Автобиография. Заявление. Доверенность.

1


Редактирование.



32.

Расписка. Счёт. Характеристика.

1



Языковое оформление и редактирование.


33.

Резюме. Составление частных деловых бумаг. Практикум.

1


Стилистический эксперимент.



34.

Зачёт. Защита составленных деловых бумаг.

1

















10 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Коррекционно-развивающая

работа

Вид контроля

Примечание

1.

Введение в курс. Организаторские способности.

1

Бизнес. Самопознание. Понятие «Этикет».

Эмпатия. Работоспособность.

Брейн-ринг.


2.

Этические нормы деловой коммуникации.

1

Деловой этикет. Дипломатический этикет. Этикет в общественных местах.

Вакансия. Работодатель.

Тест.


3.

Поиск работы. Написание резюме.

1

Должностные обязанности.

Конструктивный разговор, трудоустройство.

Упражнение навыка написания резюме.


4.

Одежда успеха.

1

Эстетический вкус, имидж.

Имидж. Хобби. Резюме.

Игра - упражнения


5-6.

Умение говорить.

2

Скорость речи, темп речи, интонация.

Характеристика речи.


7.

Общение.

1


8-9.

Умение слушать.

2

Правила «хорошего слушания», самопознание, навыки этичного слушания.

Конфронтация.

Тренировочные упражнения.


10.

Техника речи.

1

Нормы произношения.

Оратор. Ораторство. Дикция.

Тренировочные упражнения.


11.

Визитки.

1

Устная и письменная речь. Виды деловых писем. Письменная коммуникация.




Визитка. Рекомендательное письмо.

Редактирование деловых писем.


12.

Деловые письма.

1


13.

Общение с иностранцами.

1

Личностные и бытовые особенности.

Этические нормы.

Тренировочные упржнения по особенностям поведения.


14.

Быт, нравы разных народов.

1

Словарь жестов и условностей


Тренировочные упражнения в узнавании национальности по поведению в бытовых и деловых ситуациях.


15.

Реклама – двигатель бизнеса.

1

Понятие о слогане. Этика рекламы.

Социальные стереотипы.

Тренировка в создании рекламы (рекламных текстов).


16.

Культура рекламы.

1


17-18.

Приёмы и визиты в деловом мире.

2

Официальный и неофициальный приём.

Презентация. Пресс-конференция.



19-20.

Язык жестов и поз.

2

Словарь жестов.


Упражнения по определению значения жестов партнёра по общению.


21-22.

Вручаем презенты.

2

Понятие презент. Смысловое содержание делового подарка.

Абстрагирование.

Тест «Выбор подарка».


23.

Выбор подарка и характер.

1


24.

Процесс активного мышления – двигатель бизнеса.

1

Самосовершенствование. Операции мышления.


Упражнение в смекалке. Активизация словарного запаса.


25.

Выражение мысли другими словами.




1


26-27.

Способы саморегуляции.

2

Понятие стресс.

Стрессоносимость. Ранжировка. Йога. Аутотренинг. Релаксация.

Тест «Самопознание».


28.

Природа и релаксация.

1


29.

Аутотренинг.

1


30-31.

Четырнадцать правил, помогающих убедить.

2

Убеждение.




32-34.

Творческая игра-зачёт «В стране Деловой Коммуникации».

3







Элективные курсы по развитию речи
  • Русский язык и литература
Описание:

Пояснительная записка.

               Программа факультативного занятия коррекционной направленности «Культура речи» представлена программами элективных курсов «Культура речи» 8 класс, «Условия успешной коммуникации» 9 класс, «Деловая коммуникация» 10 класс направлена на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Программа элективного курса для 8 класса рассматривает основные составляющие культуры речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения требуется от человека как необходимое условие достижения нормативности, эффективности и этичности речевого общения.

В процессе элективных занятий совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

   коммуникативные

   интеллектуальные

   информационные

   организационные

 

При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

Автор Никулина Ирина Геннадиевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 667
Номер материала 49025
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓