Главная / Физика / Элективные курсы по физике как способ формирования ключевых компетенций обучающихся

Элективные курсы по физике как способ формирования ключевых компетенций обучающихся

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»








«Элективные курсы по физике как способ формирования

ключевых компетенций обучающихся».








Автор проекта:

Тураева Любовь Валентиновна,

учитель физики

высшей квалификационной категории









г. Нижневартовск, 2014 г.



Содержание:







Аннотация.



В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, внедрение эффективных образовательных программ, т.е. компетентностного подхода к обучению.(8)

Широкий спектр ключевых компетенций: информационно – методологической, деятельностно – творческой, эколого-валеологической - позволяет формировать их средствами всех учебных предметов, в том числе и физикой. Среди них необходимо выделить, прежде всего, высокий уровень социально-практической значимости физики, разнообразие видов учебно - познавательной деятельности учащихся в процессе ее изучения, политехническую направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.(1)

Элективные курсы усиливают практическую направленность образования, создают учебно-практические ситуации, в которых школьник приобретает опыт самостоятельной познавательной деятельности, необходимый для развития компетенций.

Тип проекта – практико-ориентированный; по количеству участников – фронтальный, групповой, индивидуальный; по продолжительности - долгосрочный; по методу – исследовательский; по уровню контактов - на уровне муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».В педагогическом проекте содержится анализ имеющегося опыта, осуществляемого учителем в педпрактике.






Обоснование опыта

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

Создание в современной школе условий для эффективного формирования у учащихся необходимых ключевых компетенций является сложной задачей, поскольку времени, определенного базисным учебным планом на изучение физики, недостаточно даже для качественного освоения школьниками обязательного минимума содержания физического образования, определяемого государственным образовательным стандартом. Одним из возможных ее решений является реализация принципа дополнительности. В настоящее время использование дополнительных ресурсов возможно при реализации вариативной части базисного учебного плана, содержащей школьный компонент, осуществляемый при организации элективных курсов по выбору учащихся, факультативов, индивидуальных занятий, что даёт возможность учета индивидуальных познавательных потребностей и возможностей учащихся, создания условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых в различных сферах деятельности.

Тема моего проекта: «Элективные курсы по физике как способ формирования ключевых компетенций обучающихся».

Актуальность темы определяется:

  • стратегическими задачами образования, определенными в Концепции модернизации общего образования и стандартами второго поколения;

  • философией развития нашей школы, ориентированной на ее общую направленность, на ученика, в том числе и на работу с одаренными детьми;

  • она позволяет реализовать идеи профилизации старшей школы.

Проблема: влияние элективных курсов на сформирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики?

Объект исследования: рост ключевых компетенций школьников в процессе изучения дополнительных материалов на элективных курсах по физике.

Предмет исследования: процесс реализации учебного плана с помощью формирования ключевых компетенций школьников на элективных курсах.

Цель: создать условия для формирования ключевых компетенций у учащихся

Гипотеза За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса на элективных курсах повышается уровень компетентности учащихся.

Задачи исследования:

1. Создать программы элективных курсов по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

2. Раскрыть основные принципы формирования ключевых компетенций обучающихся.

3. Исследовать условия эффективности решения задач повышенного уровня для всестороннего развития личности ребенка.

4. Апробировать методику оценки уровня сформированности у школьников ключевых компетенций.

Продукт исследования: педагогический опыт, созданная база методического, диагностического материала.

Ожидаемые результаты:

  • Рост ключевых компетентностей.

  • Повышение познавательного интереса к изучению предмета.

  • Повышение качества обучения.









Основное содержание

4.1 Понятие компетентностного подхода к обучению. Ключевые компетенции учащихся

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.(2)

Компетентностным подходом в образовании понимается усовершенствование всей образовательной системы, направленное на приобретение учащимся культуры, накопленной человечеством, в виде знаний, умений, навыков и способов деятельности, и формирование у него опыта самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.

Перед образованием стоит задача формирования у учащихся компетентностей в различных сферах деятельности, но из - за недостатка опыта, приобретаемого учениками в процессе обучения в школе, у них можно формировать лишь набор компетенций как основу будущей социальной компетентности. Социальная компетентность, в связи с многогранностью общественной жизни, включает в себя самые разнообразные компетенции: гражданско-общественную, социально-трудовую, культурно-досуговую, информационную, здоровьесбережения, коммуникативную, художественную.(2)

Проанализировав классификации ключевых компетенций, предложенных разными авторами (И.А. Зимней, А.В. Хуторским, В. Хутмахером и др.), результаты диагностики образовательных потребностей учащихся содержание школьного курса физики, были выделены ключевые компетенции. К ним относятся:

  • информационно-методологическая (знания различных источников информации и их особенностей, методов и цикла познания; умения обрабатывать информацию различного вида, владение методами познания; осознание значимости новой информации, стремление к познанию нового; наличие опыта деятельности по подготовке докладов, написанию рефератов, проведению наблюдений, экспериментов и др.);

  • деятельностно-творческая (знания структуры деятельности принципов организации рациональной деятельности, этапов творческой деятельности; умение осуществлять рациональную творческую деятельность; осознание необходимости осуществления рациональной деятельности, стремление к творческой деятельности; наличие опыта планирования и осуществления рациональной творческой деятельности);

  • эколого-валеологическая (знания физических параметров окружающей среды и их влияния на человека, физических характеристик и возможностей человеческого организма, методов оценки состояния и защиты окружающей среды; умение оценивать экологическую ситуацию, определять физические характеристики своего организма; бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающей среды, стремление к гармонизации с природой; наличие опыта деятельности в области экологии и здоровьесбережения).

Данные ключевые компетенции, наряду со многими другими, входят в состав социальной компетентности. Они универсальны, обладают свойством широкого переноса и необходимы выпускнику для достижения успеха в любой сфере общественной жизни и профессиональной деятельности. Кроме того, эти компетенции взаимосвязаны между собой: некоторые знания, умения и виды деятельности входят в состав не одной, а нескольких компетенций (области пересечения).

Для успешной работы в любой сфере деятельности человеку необходимо осуществлять поиск нужной информации, используя для этого различные методы познания (то есть владеть информационно - методологической компетенцией), знать структуру деятельности и способы ее рациональной организации (деятельностно-творческой), предвидеть влияние своей работы на окружающую среду и на самого человека (эколого-валеологической).



Можно выделить основные структурные компоненты компетенции:

1. Знания.

2. Умения.

3. Ценностные ориентации.

4. Опыт практического применения полученных знаний и умений.

Каждый структурный компонент взаимосвязан со всеми другими и является неотъемлемой частью компетенции

Знания и умения составляют ее основу – ядро компетенции; они должны быть универсальными, обладать свойством широкого переноса и позволять ученику решать значимые для него проблемы в различных сферах деятельности.

Создание условий для формирования ключевых компетенций школьников в современной школе является сложной задачей, поскольку времени, определенного базисным учебным планом на изучение дисциплин естественнонаучного цикла, недостаточно для качественного освоения школьниками обязательного минимума содержания физического образования, определяемого государственным образовательным стандартом (ГОС). Одним из решений является реализация принципа дополнительности, который предполагает использование дополнительных образовательных ресурсов для обеспечения его целостности и завершенности.(1) Одним из этих ресурсов являются элективные курсы.

Выделяют элективные курсы двух типов:

4.1.1 Предметные элективные курсы

Цель курсов – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план школы.

Элективные курсы по физике разделяют на несколько групп:

  • повышенного уровня, направленные на углубленное изучение физики и имеющие как тематическое, так и временное согласование с профильным курсом физики, это позволяет изучить предмет на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно. Такие элективные курсы мною разработаны для 10-11кл. «Методы решения задач по физике» , для 11 кл. «Физика для поступающих в ВУЗы», для 10 кл. «Нестандартные задачи по физике и способы их решения»

  • спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы. Такой элективный курс разработан мною для 9 класса «Измерения в физике» на пред профильном уровне.

  • прикладные элективные курсы, цель которых – знакомствоучащихся с важнейшими применениями знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

  • курсы, посвященные изучению физических методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Измерения физических величин», «Фундаментальные эксперименты в физической науке».

  • Элективные курсы по истории физики и астрономии.

  • Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач на основе результатов физического эксперимента.

4.1.2. Межпредметные элективные курсы.

Цель курсов – интеграция знаний учащихся о природе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: «Основы космонавтики», «Физика космоса», «Элементы астрофизики», «Естествознание». В процессе реализации элективных курсов обеспечивается развитие научного мышления и творческих способностей учащихся, углубление и расширение знаний, умений, навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов физики и необходимых для эффективного использования потенциала компьютерных технологий в процессе обучения и самообучения. Лекционный материал преподносится с помощью презентаций, опорных схем и таблиц.

Проект имеет научную обоснованность, социальную направленность, реальность выполнения. Он отражает направленность на реализацию педагогической задачи и целей; уточняет роли участников педагогического процесса; определяет ресурсы, партнеров, требования к условиям реализации, ожидаемые результаты.

Ценность инновационного опыта заключается в том, что его могут и применяют на практике другие учителя физики. Данный опыт приводит к положительной динамике качества обучения, обеспечивает активизацию мыслительных процессов учащихся, стимулирует познавательный интерес и мотивацию при использовании конкретных задач и упражнений, вырабатывает потребность к самостоятельному приобретению знаний, даёт возможность педагогу построить обучение, центрированное на ученике.

Новизна педагогического опыта заключается в разработке комплекса элективных курсов на предпрофильном и профильном уровнях, позволяющих углубить и расширить знания, умения и навыки, полученные при изучении предмета на базовом уровне, сформировать ключевые компетентности.

Это позволяет учащимся успешно усваивать материал, участвовать в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности.

Теоретическая значимость обусловлена тем, что элективные курсы развивают навык самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, обучают учащихся соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями. Выявление, обобщение и систематизацию информации могут осуществляться через решение задач различных видов, тем и степеней сложности.

Теоретико-методологической основой исследования явились научно-педагогические и методические работы в областях:

  • компетентностного подхода (В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, ИЛ.Зимняя,
    А.В. Хуторской, В. Хутмахер, Мерзлякова, О.П. и др.);

  • мотивации личности (И.Я, Ланина, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.);

  • дифференциации и индивидуализации обучения (Н.П. Гузик, др.,);

  • теории деятельности (Л.С, Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, C.Л. Рубинштейн).

Практическая значимость:

  • разработана система элективных курсов по основным содержательным линиям предмета физики на старшем звене, с учетом развития информационно-методологической, деятельностно-творческой компетентностей.

  • практическая реализация компетентностного подхода, позволяющего целенаправленно совершенствовать процесс формирования ключевых компетенций обучающихся;

  • элективные курсы создают благоприятные условия для дифференцированного обучения и практической реализации всех дидактических принципов компетентностного подхода.

В процессе обучения я руководствуюсь следующими принципами:

  • фундаментальности физических знаний,

  • индивидуальной и социальной значимости учебного материала,

  • практической направленности образования,

  • ориентации на развитие самостоятельности учащихся.

Модель деятельности учителя по формированию ключевых компетенций обучающихся, состоит из таких основных компонент:

  • проведение комплексной педагогической диагностики,

  • формулирование целей обучения физике,

  • отбор содержания учебного материала,

  • выбор форм учебно-познавательной деятельности обучающихся,

  • комплексная оценка уровня сформированности ключевых компетенций,

  • корректирование и дальнейшее проектирование учебного процесса.(3)

Существует четыре уровня сформированности ключевых компетенций: высокий, оптимальный, удовлетворительный и низкий.

Целевым компонентом педагогического опыта является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают необходимые знания; учатся творчески пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения, творческое мышление. При создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала ученика и его саморазвития, развиваются универсальные навыки, стимулируется самостоятельная деятельность, формируется положительная учебная мотивация, повышается качество образования. Формирование ключевых образовательных компетенций в большей степени проявляется при организации предпрофильных и профильных элективных курсов учащихся с привлечением средств компьютерных и информационных технологий. Для выявления у учащихся структурных компонентов компетенции провожу анкетирование и беседы. Повысить достоверность результатов диагностирования позволяет использование листов самодиагностики школьника. Моя система работы учителя и обучающихся дает положительный результат, о чем свидетельствуют мониторинг обученности и результаты контроля знаний, умений и навыков обучащихся.

В процессе реализации педагогического опыта, использую как традиционные, так и нетрадиционные методы, формы и средств обучения. Исходя из разного уровня восприятия и подготовки учащихся, подбираю задания соответствующей трудности, опираясь на принципы дифференциации и индивидуализации в обучении. Из нетрадиционных форм обучения использую урок-смотр знаний, проект, деловая игра, конференции и др., что дает возможность развить творческие, познавательные, коммуникативные способности обучающихся, «снимает» предсказуемость урока, оживляет мысль.

Предлагаемые учащимся формы и методы обучения на элективных курсах и уроках соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям. В 9-м классе учащиеся выполняют подготовку докладов, сообщений, осуществляют подготовку опытов, выполняют проекты, конструируют физические приборы и модели, участвуют в олимпиадах. Ученикам указывается только часть литературы, при необходимости выдаются алгоритмы учебно – познавательной деятельности. На данном этапе контроль учителя дополняется взаимоконтролем. В 10-м и 11-м классах - школьники участвуют в конференциях, семинарах, выполняют проектную деятельность, проводят комплексные исследования, пишут рефераты, разрабатывают мультимедийные презентации и т.д. Использую такие формы контроля как самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия. Удачный подбор форм и методов организации деятельности учащихся позволяет успешно формировать ключевые компетенции.

Педагоги, участвующие в реализации данного педагогического опыта имеют широчайшие возможности для профессиональной реализации. Так как он расширяется спектр их функциональной направленности, увеличивается «отдача» вложенного труда, повышается самооценка значимости выполняемой деятельности, расширяется круг общения, появляются возможности в рамках педагогической деятельности получить профессиональный и личностный рост за счет общения с коллегами, открываются и развиваются невостребованные ранее способности и возможности самого педагога, растет мотивация и удовлетворенность своей педагогической деятельностью. Улучшаются качественные и количественные показатели воспитанников, что приводит к возможности гордиться результатами своего труда, побуждает к самообразованию, дальнейшей активной творческой педагогической деятельности.

4.2 Реализация компетентностного подхода к обучению на уроках физики и элективных курсах по физике.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей школьников и достижений физической науки, а также принимая во внимание цели обучения, направленные на формирование ключевых компетенций, конкретный учебный материал для вариативной части базисного учебного плана я отбираю на основе следующих требований:

  • практическая направленность;

  • потенциальная значимость;

  • соответствие региональным особенностям развития науки и

промышленности;

  • соответствие образовательным потребностям школьника;

  • направленность на формирование знаний, умений и

ценностных ориентаций, входящих в ключевые компетенции.

Рассмотрим более подробно реализацию указанных выше требований при использовании в процессе обучения физике различных видов учебно-познавательной деятельности: научно-практическая конференция, учебный семинар, домашние опыты и наблюдения, метод проектов.

4.2.1 Учебная (научно – практическая) конференция

Проведение учебных конференций формирует у учащихся умения самостоятельно работать с дополнительной литературой: получать из различных источников необходимую информацию, перерабатывать и структурировать ее, составлять план публичного выступления и делать презентацию своего сообщения. Учебные конференции развивают интерес учащихся к чтению дополнительной научно-популярной литературы, побуждают их выйти за рамки учебной программы. В 11 классе провожу учебную конференцию на тему «Развитие средств связи в стране». Для формирования у учащихся познавательного интереса, развития их образовательных потребностей на конференции вынесены вопросы, связанные с историей развития физики, об устройстве и принципах действия физических приборов, машин и механизмов, а также их применении в промышленности, медицине и других отраслях.

4.2.2 Семинар.

Проведение с учащимися семинаров развивает у них навыки самостоятельного приобретения знаний, воспитывать их волю, трудолюбие, интерес к предмету. Готовясь к семинару, школьники учатся работать с литературой, планировать свое выступление, лаконично выражать свои мысли. Отличие семинаров от учебных конференций заключается в том, что в плане последнего предусматривается сочетание собеседований по общим для всего класса вопросам с докладами и сообщениями, которые заранее готовятся отдельными учащимися. Такие семинары провожу в старших классах, так как школьники должны иметь высокий уровень самоорганизации в работе с литературными источниками. При изучении темы «Тепловые двигатели» провожу семинарское занятие на тему «Автомобиль. Экология. Нравственность», где у обучающихся формируются информационно - методологическая (умение находить, готовить, передавать и принимать информацию) и эколого - валеологическая (знание экологических проблем региона, владение методами и инструментарием оценки экологической ситуации) компетенции.

4.2.3 Метод проектов.

Метод проектов – способ привлекающий внимание и интерес обучающихся к физике при условии, что выбранный ими проект является посильным для них, и в процессе работы над его выполнением они получат полезные, применимые на практике знания, умения и навыки. В процессе выполнения исследования, проекта, школьник показывает свою осведомленность в изучаемом круге вопросов, в определенной области знания. Педагогические функции метода проектов следующие:

- развитие мотивации учащихся к изучению предмета;

- обеспечение высокого уровня знаний учеников;

- умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

- развитие умения грамотно работать с информацией;

- развитие каждого учащегося как творческой личности, способной к практической работе с различными материалами и инструментами;

- формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности;

- развитие критического мышления.

В процессе работы над проектом учащиеся самостоятельно ставят цель, составляют план, принимают решения на всех его этапах, оценивают и контролируют качество конечного продукта. Они самостоятельно находят информацию и используют ее в практических целях. В заключение проекта учащиеся дают оценку своей деятельности, проводят самоанализ, выявляют для себя как слабые, так и сильные стороны проделанной работы. Здесь происходит формирование всех трех ключевых компетенций. Ежегодно мои воспитанники пишут исследовательские работы: «Загадочный магнит», «Влияние магнитного поля на здоровье человека», «Шум»

4.2.4 Домашние эксперименты и наблюдения.

Систематическое выполнение школьниками домашних экспериментальных заданий сформирует богатый опыт практического применения знаний и умений, составляющих ключевые компетенции. Физический эксперимент, предлагаемый учащимся на дом, должен быть выполнен в разном объеме: 1) качественный анализ опыта; 2) измерения и решение; 3) экспериментальной задачи; 4) проведение продолжительного исследования. Школьникам необходимо самостоятельно сформулировать цель, определить план исследования, подобрать необходимое оборудование. Особую роль в формировании деятельностно - творческой компетенции учащихся играют домашние экспериментальные задачи с использованием бытовых технических приборов.

4.3 Формирование ключевых компетенций на элективных курсах по физике

Формирование ключевых образовательных компетенций в большей степени проявляется при организации предпрофильных и профильных элективных курсов по физике учащихся с привлечением средств компьютерных и информационных технологий. Использование системы элективных курсов для учащихся 10 и 11 классов профильной подготовки и для учащихся пред профильной подготовки 9 класса общеобразовательной школы позволяет учащимся активно участвовать в различных видах олимпиад и с интересом включаться в проектную деятельность.

4.3.1 Предпрофильный курс «Голография» для учащихся 9 классов.

Цель программы: формирование у учащихся информационно -методологической, деятельностно - творческой и эколого - валеологической компетенций. Углубление знаний учащихся в области волновой и геометрической оптики, расширение представлений о голографии, знакомство с историей открытия и современными достижениями в области голографии, её применениями в жизни и быту.

Задачи курса:

  • рассмотрение физики как теоретической и экспериментальной основы техники;

  • знакомство учащихся с историей и перспективами развития голографии , с применением её на практике;

  • формирование у учащихся интереса к науке и технике;

  • формирование у школьников ценностного отношения к созданным техническим объектам с учетом их практических и экологических характеристик;

  • формирование у учащихся умений ориентироваться в новых технических устройствах и развитие практических навыков работы с ними;

  • применение знаний по физике при выполнении практических заданий, связанных с техническими устройствами (домашние экспериментальные задания с использованием бытовой техники, решение задач с техническим содержанием и т.п.).

Изучение элективного курса помогает сознательному выбору профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности выпускника школы. Программа рассчитана на углублённое изучение темы «Оптика».

Чему учат на курсах? Осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач; работать с доступными средствами информации; выполнять экспериментальные исследования; готовить сообщения и доклады, и оформлять и представлять их с использованием современных технических средств и информационных технологий; работать в группе при выполнении эксперимента, подготовке докладов, участвовать в дискуссиях; развивать способности и интересы учащихся. При проведении занятий используются различные формы занятий: лекции, практические работы, лабораторные работы

4.3.2.«Методы решения физических задач». 10 класс, «Методы решения физических задач». 11 класс.

Цель курса: формирование у учащихся информационно - методологической, деятельностно - творческой и эколого - валеологической компетенций. Обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике; предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровня.

Задачи курса:

  1. рассмотрение физики как теоретической и экспериментальной основы техники;

  2. знакомство учащихся с историей и перспективами развития физики и техники, с применением законов физики на практике;

  3. формирование у учащихся интереса к науке и технике;

  4. формирование у школьников ценностного отношения к созданным техническим объектам с учетом их практических и экологических характеристик;

  5. формирование у учащихся умений ориентироваться в новых технических устройствах и развитие практических навыков работы с ними;

  6. применение знаний по физике при выполнении практических заданий, связанных с техническими устройствами (домашние экспериментальные задания с использованием бытовой техники, решение задач с техническим содержанием).

Предлагаемый курс рассчитан на 70 часов и включает в себя: лекции, практические занятия и лабораторные работы. Изучение элективного курса помогает удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на углублённом уровне. Он углубляет практическую часть - решение разнообразных физических задач. Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий. В теоретической части курса рассматривают роль физики в развитии техники и производства, вклад нашего народа в развитие мировой науки и техники, экологические проблемы, связанные с развитием техники.

Чему учат на курсах? Осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач; работать с доступными средствами информации; работать в группе при решении задач повышенной сложности; развивать способности и интересы учащихся. При проведении занятий используются различные формы занятий: лекции, практические работы, семинары.

В процессе реализации курсов у учащихся обеспечивается развитие научного мышления и творческих способностей учащихся, позволяет углубить и расширить знания, умения и навыки, полученные при изучении общеобразовательных курсов физики. А так же навыки, необходимые для эффективного использования потенциала компьютерных технологий в процессе обучения и самообучения. Лекционный материал преподносится с помощью презентаций, опорных схем и таблиц. Полученные знания и умения учащиеся применяют на различных олимпиадах, при решении задач части «С» на ЕГЭ.

Положительная динамика сдачи ЕГЭ по физике с 2011 по 2014 годы подтверждают эффективность применения системы элективных курсов.

Результаты Единого государственного экзамена в 2011-2012 учебном году - 54,4 балла.

По городу – 48 баллов

Результаты Единого государственного экзамена в 2012-2013 учебном году - 55,5 балла.

По городу – 54,7 баллов

Результаты Единого государственного экзамена в 2013-2014 учебном году - 50,6 балла.

По городу – 47,4 баллов

Для обоснования эффективности данных курсов и выяснения уровня сформированности ключевых компетенций, выделены четыре уровня сформированности ключевых компетенций: высокий, оптимальный, удовлетворительный и низкий. По разработанной методике оценки образовательных достижений учащихся, можно получить объективные результаты при использовании качественных и количественных методов.(1) Оценка уровня сформированности компетенций.

Комплексная оценка уровня сформированности ключевых компетенций осуществляется на основе сочетания качественных методов диагностики и элементов квалиметрического анализа. Для проверки знаний и умений учащихся провожу контрольные работы, фронтальный опрос, тестирование, анкетирование, осуществляю анализ практических работ, предлагаю школьникам листы самодиагностики; провожу анализ продуктов учебной деятельности школьников. В процессе оценивания активное участие принимают сами ученики, осуществляя рефлексию своей деятельности (устное обсуждение, письменное анкетирование, заполнение листов самодиагностики) и взаимооценку. В результате анализа экспериментальных данных были выделены уровни сформированности ключевых компетенций у школьников: если коэффициент К меньше 50% – уровень сформированности компетенции низкий; если К располагается в пределах от 50% до 70% – средний; если К находится в интервале от 70% до 90% – оптимальный; если К больше 90% – высокий.(4)


Оценка сформированности компетенций учеников 9 класс (сентябрь 2013г).



Учащиеся


Компетенции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

сред

1

Эколого-валеологическая

41

35

46

72

18

65

16

52

49

62

45,6

2

Деятельностно-творческая

24

26

25

15

34

17

47

25

21

14

24,8

3

Информационно-методологическая

35

39

29

13

45

18

37

23

30

24

29,3


На протяжении 3 лет были сформированы контрольная и экспертная группы 9 класса. Ребята экспертной группы, начиная с 9 класса по 11 класс посещали мои элективные курсы предпрофильной («Измерения в физике») и профильной подготовки (« Физические задачи и методы их решения» 10 класс и «Методы решения физических задач» 11 класс). При проведении диагностики сформированности ключевых компетенций школьников (до введения элективных курсов) в начале 2010 учебного года и в конце 2013 учебного года получились следующие результаты:



Компетенции

Сентябрь 2010 г

Май 2013 г


Эколого-валеологическая

45,6

61


Деятельностно-творческая

24,8

45


Информационно-методологическая

29,3

40



.


Уровень сформированности ключевых компетенций контрольной и экспериментальной групп на заключительном этапе

опытно – поисковой работы (май 2013г).

Низкий % учащихся

Средний % учащихся

Оптимальный % учащихся

Высокий % учащихся


По результатам проведенного исследования проводится коррекционная работа с учащимися и их родителями, планируются корректирующие мероприятия и дальнейшие пути развития образовательных потребностей ученика для повышения эффективности формирования у него ключевых компетенций.

Ресурсы проекта

Временные ресурсы – 2008-2010 (создание и внедрение проекта); 2010-2012 (опытно - экспериментальный); 2012-2014 (обобщающий: корректировка и дальнейшее использование проекта).

Информационные научная литература, профессиональная педагогическая литература, информационный портал «1September», «nsportal.ru», портал «Метод-копилка», выступления на педсоветах, МО и т.д.

Кадровые – учитель физики высшей квалификационной категории (образование – высшее, 1978г, окончила Ульяновский государственный педагогический институт им. И. Н. Ульянова по специальности физика, присвоена квалификация учитель физики). Стаж педагогической деятельности 35 лет.

Имею следующие награды: За многолетнюю творческую работу, большой вклад в развитие и обновление образовательной системы Л.В. Занкова награждена дипломом Федерального научно-методического центра имени Л. В. Занкова, 2011 г;

нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 2000 г.;

присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»,2008г.;

юбилейным нагрудным знаком к 40-летию города Нижневартовска,2012г;

почётной грамотой Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры,2012г.

Благодарственное письмо «Центра развития образования» за активное участие в работе городского методического объединения учителей физики, 2011г., Благодарственное письмо Главы города Нижневартовска, 2013г.

Сведения о повышении квалификации: «Работа с одарёнными учащимися в режиме профильной школы», 2007 г. «Организация профильного обучения в рамках дисциплин естественно – математического цикла», 2008г, «Теоретические основы физики и методика решения задач, включая ЕГЭ и олимпиадные», I,II часть, 2009г.

Материально-технические соответствующие требованиям к современному кабинету физики.

Целевой аудиторией являются учащиеся 9–11 классов МБОУ «СОШ №5».

План реализации проекта

Формирование опыта происходило с 2008-2013 гг.:

С 2008-2010 – подготовительный этап (изучение теоретических основ проблемы, формирование программы, разработка системы);

2010-2012 – поисково-экспериментальный этап (подбор и разработка необходимого материала, апробация проекта, мониторинг процесса и промежуточные результаты, корректировка);

2012-2014 – заключительный этап (формулировка концептуальных и теоретических основ проекта, обработка полученной информации, оценка эффективности системы, анализ результатов, обобщение и распространение опыта);

2013 – по настоящее время – продолжение педагогического опыта.

Результативность.

О положительных результатах реализации проекта можно судить по удовлетворенности обучающихся и их родителей учебным процессом.

Ежегодно 100% обучающихся осваивают учебные программы по физике. Качество обученности выпускников школы на ЕГЭ увеличилось в среднем до 54 баллов, что выше городских, окружных российских показателей; качество выпускников 9-х классов на экзамене за курс основной школы – 70%. Учащиеся поступают по результатам вступительных экзаменов в Нефтяной техникум г. Нижневартовска, остальные продолжают учёбу в стенах родной школы. 100% выпускников 11-х классов поступают в вузы города, округа, страны. До 60% выпускников обучаются на бюджетной основе. Учащиеся с уровня школьной олимпиады вышли на результативное участие в городских олимпиадах и конкурсах.

Рейтинг участия в городской олимпиаде по физике

2012г.

2 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике (Бакиев И, 8 кл.);

2013 г.

2 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике (Бакиев И, 9 кл.); .

2 место в региональной олимпиаде школьников ХМАО-Югры ( Квасова Е.9 кл.)

В олимпиадах УрФО за последние 3 года приняли участие 60 человек, из них добились победы 8, 15- призеры I этапа, 20 – победители II этапа




Развитие интеллектуальных способностей – процесс, который не заканчивается однажды по причине их окончательной сформированности, оно не прерывается в течение всей жизни человека. Огромную роль в этом процессе играет физика, так как компетентности и способности, формируемые на уроках физики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся.

Школьники регулярно принимают участие в школьных, городских, фестивалях: «Грани познания»; городском Слёт научных обществ учащихся образовательных учреждений города Нижневартовска.

2010г.

Диплом лауреата на фестивале ученических проектов «Грани Познания» (Кругликова А., 9 кл.);

Второе место на городском слёте НОУ(Кругликова А., 9 кл).


2011 г.

Номинация на межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие Мира» ( Тихонова Е.).

2012 г. Диплом II степени на региональной научно-практической конференции старшеклассников и студентов в БУ СПО «Нижневартовский строительный колледж» (Говердовская Е., 10 кл.);


2013г.

Первое место на городском слёте НОУ (Говердовская Е., 10 кл., ).



Система элективных курсов способствуют созданию мотивации учения и комплексному формированию ключевых компетенций. В моей работе наблюдается увеличение степени сформированности ключевых компетенций с низкого уровня до оптимального и высокого.

Перспективы дальнейшего развития

Апробация и внедрение результатов опыта осуществлялось в следующих формах: публикаций, экспериментальной работы на базе МБОУ «СОШ №5» г. Нижневартовска; выступлений на семинарах, в МБОУ «СОШ №5», педагогических советах:

  • Выступление на августовском школьном педагогическом совете: «Организация работы со способными детьми»;

  • выступление методическом объединении школы по следующим темам: «Современные педагогические технологии», «Формирование ключевых компетенций на уроках физики», «Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике»;

  • Открытые уроки в школе «Экспериментальные методы исследования частиц», решение задач по теме: «Электромагнитные колебания», «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы» и «Свободное падение тел» на окружных курсах повышения квалификации учителей предметников «Современные информационные технологии в образовании в контексте ФГОС».

Опыт работы по данной теме представляла на заседании методического объединения учителей физики города.

Известно, что традиционным формам обучения свойственны 5-10% эффективности усвоения учебного материала. Человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, решении задач.

Применение системы элективных курсов является эффективным способом для формирования, так необходимых для обучающихся, ключевых компетенций. Этот способ позволит и в дальнейшем повышать качество обучения.













Список литературы

1) Мерзлякова, О. П. Зуев, П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе/О.П.Мерзлякова. -Екатеринбург: Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2009. –– с. 6-43.

2) Хуторской, А.В.,Что такое современный урок /А.В. Хуторской; Интернет-журнал "Эйдес". -2012. -29 мая. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm, свободный

3) Орлов, В. А. Элективные курсы по физике /В.А. Орлов. - М.:Физика. – 2007. – №44. – С. 6.

4) Акинфиева, Н. В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований /Н.В.Акинфеева.-М.: Педагогика.– 2008. – № 4.

5) Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/Е.П.Ильин.-СПб.: Питер.– 2009. – 512с.

6) Браверман, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий:

некоторые современные пути /Э.М. Браверман.-М.: Физика в школе. –2005. - №6.

7) Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся

в процессе обучения физике/В.Г. Разумовский.- М. : Просвещение, 2006. – 272 с.

8) Концепция модернизации российского образования на период до

2010 года. – М., 2002.

9) Щербакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности /В.В. Шербакова.- М.:Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С.39-41.

10) Зуев, П. В. Простой физический эксперимент как средство

формирования естественнонаучных умений у учащихся / П. В. Зуев. –

Екатеринбург: Образование и наука.- 2010-с. 22.

11) Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru ,Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Элективные курсы по физике как способ формирования ключевых компетенций обучающихся
  • Физика
Описание:

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, внедрение эффективных образовательных программ, т.е. компетентностного подхода к обучению.(8)

Широкий спектр ключевых компетенций: информационно – методологической, деятельностно – творческой, эколого-валеологической - позволяет формировать их средствами всех учебных предметов, в том числе и физикой. Среди них необходимо выделить, прежде всего, высокий уровень социально-практической значимости физики, разнообразие видов учебно - познавательной деятельности учащихся в процессе ее изучения, политехническую направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.(1)

Элективные курсы усиливают практическую направленность образования, создают учебно-практические ситуации, в которых школьник приобретает опыт самостоятельной познавательной деятельности, необходимый для развития компетенций.

 

Тип проекта – практико-ориентированный; по количеству участников – фронтальный, групповой, индивидуальный; по продолжительности - долгосрочный;  по методу – исследовательский; по уровню контактов - на уровне муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».В педагогическом проекте содержится анализ имеющегося опыта, осуществляемого учителем в педпрактике. 

Автор Тураева Любовь Валентиновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 859
Номер материала 47559
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓