Главная / Другое / Элективный курс по профессиональному самоопределению школьников "Дороги, которые мы выбираем"

Элективный курс по профессиональному самоопределению школьников "Дороги, которые мы выбираем"

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngПАСПОРТ

Программы курса по профессиональному и личностному самоопределению школьников

"Дороги, которые мы выбираем"






Цель курса:














Задачи курса:



1.Сформировать у школьников осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

2. Актуализировать процесс самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий.

3. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих личностных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

4. Способствовать формированию социально направленной личности.





  1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий.

  2. Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию.

  3. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя).

  4. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно- нравственная основа самоопределения) .

  5. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

  6. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты.

  7. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

  8. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

  9. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

  10. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

  11. Наличие обоснованного (т.е. с учетом не только своих желаний и возможностей, но и потребностей регионального рынка труда) личного профессионального плана.


Основные оценочные показатели:

Мониторинг, анкетные данные, анализ, статистика

Ожидаемый результат:

Формирование у уч-ся профессиональной Я-концепции, нахождение в профессиональном труде личностного смысла, развитие профессионального сознания и самосознания, обретение профессиональной идентичности, готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngПояснительная записка

Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосылкой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.

Психологическая готовность старшеклассника к выбору профиля обучения и профессии во многом зависит от взрослых. В подростковом возрасте, когда складываются новые личностные образования, молодой человек узнает, что заниматься каким-нибудь делом можно не только из-за интереса к нему, но и по другим соображениям — из-за денег, власти, уважения, привилегий. Нередко полученная информация вступает в диссонанс со сложившимися установками подростка, с его скромным опытом.

Если взрослые не занимаются целенаправленным формированием ценностей, потребностей и мотивов выбора, то во взрослую жизнь вступает молодой человек, не имеющий жизненных ориентиров, не различающий, “что такое хорошо и что такое плохо”. Такой подросток — идеальный объект манипулирования, потому что его ценности и установки существенно зависят от внешних факторов. Из него можно вылепить потребителя, который бездумно покупает все, что рекламируется, избирателя, который правильно голосует, свободного от сомнений исполнителя чужой воли.

Многолетняя практика показала, что начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.

Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.

Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся 9-11 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника.

Данный курс решает задачи школы по развитию самостоятельной творческой личности обучающегося, способного адаптироваться к изменяющимся условиям социума, способного в различных ситуациях сделать самостоятельный выбор и принять решение.

Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.

Программа курса помимо предоставления информации о мире профессии и профессиональной ориентации оказывает влияние и на личностное развитие учащихся, выбор профиля обучения, формирование у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Программа предполагает, что выбор профессии должен происходить с учетом образа “Я”, который регулирует процессы интеграции, дифференциации и организации профессиональной карьеры. В образ “Я” включается

  • собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;

  • интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;

  • специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;

  • интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности;

  • жизненных ценностей.

Методы и техники, используемые в программе

1. Беседа, в ходе которой учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.

2.Игры, упражнения, творческие задания в ходе которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения.

3. Дискуссия. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

4. Развивающая психологическая диагностика. Предполагает использование в работе комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым обучающимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии.

5. Контроль текущий: на каждом занятии в виде тестов, игровых упражнений с элементами тренинга. Показателем эффективности проводимых занятий у учащихся является актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения, выбор учебного профиля, повышение самооценки, коррекция эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.



Основные направления программы на каждом возрастном этапе

 

Подросток (11-15 лет)

Старшеклассник (15-17 лет)

Психологические особенности возраста

Это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии “настоящих мужчин”, обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессия “настоящих женщин”, обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы “настоящих взрослых”. Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности. В 14—15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного “Я” (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профли-цеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.

Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Задачи

  • изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

  • получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

  • получить информацию о правилах выбора профессии;

  • осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.

  • освещение сторон личности: самооценка, интересы, склонности, способности, темперамент;

  • знакомство с четырехъярусной классификацией профессий, что поможет вам составить формулу профессии—мечты;

  • знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые тоже необходимо учитывать при выборе профессии;

  • анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.

  • осознание необходимости построения жизненных перспектив;

  • осознание желаний и соотнесение их со своим будущим; соподчинение целей;

  • развитие произвольного удержания одной и нескольких целей для решения поставленной задачи;

  • осознание постановки жизненно важных задач в виде схем будущих перспектив;

  • разработка способов и путей их достижения; определение частных (сопутствующих) целей на пути достижения важных целей;

  • активизация процессов целеполагания;

  • отработка умений постановки реальных, достижимых целей; определение жизненно важных планов и программ;

  • отработка умений позитивного отношения к своему будущему; активизация поиска средств и способов для успешного достижения цели;

  • осознание своей жизненной позиции;

  • развитие уверенности, формирование своих взглядов, адекватной самооценки, отработка навыков положительного отношения к себе;

  • осознание своего внутреннего состояния, повышение способности к преодолению внутренних и внешних препятствий, осознание и положительное ожидание будущего;

  • выработка навыков анализа условий для достижения целей, критериев успешности, способности сопоставления промежуточных результатов с ожидаемыми результатами достижения цели.

Формы работы

  1. Беседы о профессиях (форма проведения - кл.час, один раз в два месяца);

  2. Тематические занятия (форма проведения – тренинг, блочное проведение);

  3. Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся;

  4. Конкурсы рисунков и сочинений.

  1. Беседы о профессиях (форма проведения - кл.час, один раз в два месяца);

  2. Тематические занятия (форма проведения – тренинг, блочное проведение);

  3. Конкурс сочинений “Моя будущая профессия”

  4. Знакомство с образовательными услугами города и района;

  5. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации;

  6. Социологический опрос учащихся

Предполагаемый результат

Формирование у выпускника школы профессиональной Я-концепции, нахождение в профессиональном труде личностного смысла, развитие профессионального сознания и самосознания, обретение профессиональной идентичности, готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению



Структура занятия

I. Ритуал приветствия. Цель: создание позитивного настроя на занятие.

II. Основная часть:

а/ теоретическая: лекционный материал согласно теме занятия;

б/ практическая: диагностические пробы, изобразительные техники; психоролевые этюды и игры; профориентационные игры.

III. Рефлексия занятия. Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

IV. Ритуал прощания. Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

Особенности методики преподавания курса

Основным условием реализации программы является сотрудничество несовершеннолетнего со сверстниками и педагогом при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности. Занятия проходят с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: “мозговой штурм”, игровой метод “ролевая проба”, дискуссия, моделирование ситуации, диагностические методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.

Численность группы следует ограничить до 10–12 человек. При увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.

Требования к обученности:

а/ по результатам курса старшеклассники должны овладеть:

знаниями о классификации профессий, профессиограммах актуальных профессий; приемами самопознания; знаниями о стратегии эффективного общения, как составляющей профессиональной деятельности и самопрезентации;

б/ старшеклассники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности, возможности и потребности с выбранной профессией и ее требованиями; составить резюме.

Формы контроля

  1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

  2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по темам:

  3. 1/ Мир профессий и мой выбор;

  4. 2/ Мое профессиональное будущее;

  5. 3/ Роль профориентационного курса в моем самоопределении.

Тематическое планирование

 

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Виды контроля

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

Актуальность профессионального самоопределения. Профессиональная карьера. Самореализация личности. Изменения, происходящие в современном мире труда. Готовность к смене профессии. Уровень образования и профессия. Цели и задачи курса.

 

2

Внутренний мир человека. Что я знаю о своих возможностях.

1

Сущность “Я-концепции”.

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

Методика определения уровня самооценки.

3

Способности, условия их проявления и развития. Творческие способности

1

Понятие о способностях и задатках личности. Деятельность как условие проявления и развития способностей. Творческие способности как гарантия успешной адаптации в изменяющихся условиях. Развитие творческих способностей.

Тест Торренса, методика “Четыре скрепки” (тест О.И. Моткова), методика “Девять точек” (тест Я.А. Пономарева),

Тест “Ваш творческий потенциал”.

4

Природные свойства нервной системы. Темперамент. Память и внимание

1

Темперамент. Его проявления в профессиональной деятельности. Выявление и оценка характеристик памяти и внимания

Теппинг-тест (Е.П.Ильина).

5

Классификация профессий

1

Классификация профессий по сферам. Индивидуальные качества и умения, необходимые для успешной работы по профессии.

Профориентацион-ная игра “Аукцион”.

6

Профессиональные интересы и склонности.

1

Сущность понятий “интерес” и “склонности”. Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик . Беседы по результатам выполнения методик. Уточнение индивидуальных запросов обучающихся и оформленности их профессионального выбора.

Психологические методики “Профиль”, “Карта интересов”, “ДДО”, “КОС”.

7

Как правильно выбрать профессию. Внутренние и внешние трудности в выборе профессии и пути их преодоления.

1

Соотношение возможностей, способностей человека и потребностей общества. Мотивы выбора профессии. Потребность в самореализации –одна из высших потребностей человека.

Психологический опросник “Мотивы выбора профессии”

8

Личный профессиональный план. Профессиональная пригодность

1

Личный профессиональный план, его взаимосвязь с жизненным планом. Профессиональная пригодность.

Творческая работа по составлению профессионального плана.

9

Готовность к выбору профессии

1

Профессиограммы наиболее распространенных профессий. Оценка своего соответствия выбранной профессии

Самостоятельная работа по написанию творческого эссе на тему: «Моя будущая профессия»

Перечень ключевых слов

  1. Адаптация

  2. Активность личности

  3. Интересы

  4. Коммуникативные навыки

  5. Компетентность

  6. Конфликт

  7. Классификация профессий

  8. Личность

  9. Личный профессиональный план

  10. Мораль

  11. Мотивы

  12. Обучаемость

  13. Одаренность

  14. Опыт

  15. Практическое мышление

  16. Престиж

  17. Прогнозирование

  18. Профессиональный отбор

  19. Профессиональная карьера

  20. Профессиональные намерения

  21. Профессиональная пригодность

  22. Профессиограмма

  23. Профессиональное самоопределение

  24. Самооценка

  25. Самореализация личности

  26. Склонности

  27. Темперамент

  28. Теоретическое мышление

  29. Я-концепция”

Основные мероприятия:

1. Создание системы диагностики способностей учащихся.

1.1. Выявление склонностей и способностей учащихся: (ШТУР, ТУР, Профиль, ОПП)

1.2. Создание информационной системы для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса и родителей с результатами исследования и возможностей учащихся

1.3. Вовлечение учащихся в исследовательскую работу по изучению его склонностей и возможностей с целью профориентации

1.4.Проведение социологического опроса (9;11-е классы)

2. Профориентация средствами системы обучения

2.1. Определение своей роли в индивидуальной программе допрофессионального развития учащихся и планирование деятельности

2.2. Создание картотеки “Профессия, с которой знакомит предмет”

3. Профориентация средствами внеурочной деятельности.

3.1. Научно-исследовательская работа учащихся

3.2. Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

3.3. Проведение недели по профориентации “Дороги, которые мы выбираем”

4. Работа с родителями.

4.1. Родительские собрания: “Когда не поздно выбирать профессию?” (9-11-е классы)

4.2. Ознакомление родителей с исследованиями психолога по выявлению склонностей и способностей ребенка.

4.3. Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся.

Список литературы:

Для учащихся:

  1. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М: “ЦГЛ”,2004

  2. Степанов А. Н., Бендюков М. А. Соломин И. Л. Азбука профориентации. – СПб., 1995.

  3. Энциклопедический справочник: 2000 профессий. – М.,2003

  4. Зеер Э.Ф. Профориентология. М.,2004

  5. Для учителя:

  6. Журкина А.Я, Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастныхэтапах. – Кемерово, 1996.

  7. Леонтьев Д.А., Шелобанов Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии.-2001-№1-С.57-66.

  8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия:Программа профессионального самоопределения для подростка: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

  9. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М. 1988.

  10. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995.

  11. Чистякова С. Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. – Кемерово, 1996.

  12. Чистякова С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. – М., 1997.

  13. Организация профориентационной и профконсультационной работы: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В. А. Щегорцева. – М., 1998.

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М: “Генезис”, 2006

  2. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ “Сфера”,2005

  1. 11.Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: “Красико-Принт”,2004

  2. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М: “Владос Пресс”,2004

  3. Чистякова С.Н., Лернер П.С. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М: “Новая школа”,2004

  4. Газета “Школьный психолог” интернет .

  5. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.

  6. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005. 288 с. — (Педагогика. Психология. Управление.)

  7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: Вако, 2005. 240 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)

  8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.











Приложения

Приложение№1.

Схема – план профессионального самоопределения (планирование карьеры)



Ф.И.О. _________________________________________________________________

ХОЧУ…


Мои цели и задачи: Результаты, которых я

должен достичь:


  1. Кем я хочу стать?

  1. Что от меня может потребоваться?


МОГУ…


3.Что для этого имею?

Образование, умения,

навыки, интересы (хобби),

профпригодность (состояние

здоровья)


НАДО…



4.Чему должен научиться?

Повысить образование, выработать

качества, развить умения и

навыки.




5.Какой информацией должен обладать?

Требования работодателей, требования

Профессии к человеку, возможности и

перспективы проф.роста




  1. Моя конкурентоспособность.

(Запасные варианты).


Приложение №2.


Классификация профессий Е.А. Климова


п/п

Классификационные признаки

Содержание

1.



Предмет труда

(типы профессий)


Ч – Т (человек – техника):


Ч – П (человек – природа):


Ч – Ч (человек – человек):


Ч – З (человек – знак):


Ч – Х (человек – художественный образ):



2.




Требования профессии к человеку

Ч – Т (человек – техника):


Ч – П (человек – природа):


Ч – Ч (человек – человек):


Ч – З (человек – знак):


Ч – Х (человек – художественный образ):



3.



Орудия труда

(отделы профессий)

Ручные:


Механизированные:


Автоматизированные:


Использование функциональных средств организма:


4.



Условия труда

(группа профессий)

М – повышенной моральной ответственности:


Н – необычные условия:

Б – бытового типа:


О - на открытом воздухе:






Приложение №3

Методический материал для занятий.


Изобразительные техники.


1.Упражнение «Мы творим мир профессий»

Цель: Развитие осознания того, каким тебя видят другие.

На большом листе ватмана педагог предлагает ребятам нарисовать символически свои фигуры (обвести их по шаблону и подписать), затем под музыку ребята двигаются вокруг листа, как только музыка закончилась, все останавливаются и начинают раскрашивать ту фигуру, которая оказалась к нему ближе, тем цветом, который, как ему кажется, больше соответствует этому человеку. Затем снова включается музыка, и все ребята передвигаются вокруг листа. При окончании звучания музыки каждый подписывает те качества, способности, которые, как он думает, помогут человеку, чья фигура оказалась рядом, сделать профессиональную карьеру. Затем снова звучит музыка, и все передвигаются вокруг листа ватмана. Как только музыка смолкает, ребята рисуют у находящейся рядом фигуры какое-либо орудие труда, которое как им кажется, мог бы использовать в своей будущей проф. деятельности этот человек или пишут ряд профессий, которые ему подходят, по мнению других. Этот лист ватмана хранится до последнего занятия, где его можно соотнести с планом профессионального самоопределения.


2.Упражнение «Символ моего дела»

Цель: Развитие осознанного отношения к своему профессиональному будущему.

Педагог предлагает ребятам создать символ своего будущего профессионального дела, если бы они были владельцами компании. Но для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограниченна. Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы участников занятия.

Время работы до 10 минут. Затем символы фирм собираются, перемешиваются, и предлагается каждому участнику группы высказать свои предположения относительно того, что производит фирма и чья эта фирма.


Психоролевые этюды и игры.

1. Игра «Или - или» .

Цель: Помочь лучше осознать, что влияет на принятие решений и заставляет поступать так, а не иначе участников группы.

Ведущий предлагает всем построиться в шеренгу. Затем сообщает участникам занятия, что он будет задавать им вопросы, на которые надо отвечать быстро, но не словом, а с помощью перемещения по аудитории. Например, вы - машина: а/ экономный Фольксваген - справа; б/ шикарный Роллс – ройс – по центру; в/ высокопроходимый Джип - слева.

Затем предлагается ряд вариантов:

- Вы: универсальная ручка «пиши-стирайка»; золотая авторучка; простой карандаш?

- Вы - табличка с надписью: «Открыто»; «Вход воспрещен»; «Скоро вернусь»?

- Вы: гора; долина; равнина?

- Вы: город; деревня; микрорайон?

- Вы: вчера; сегодня; завтра?

- Вы: романтическое платье; классический костюм; спортивный костюм?

- Вы: косуля; слон; гепард?

- Вы: да; нет; может быть?

Данная игра может быть частью разминки. Во время перемещения ведущий может задать вопрос любому участнику относительно образа, который он выбрал.


2.Игра «Царевна Несмеяна».

Цель: Развитие умений презентовать себя другим людям.

Ведущий предлагает группе пересчитаться на 1,2,3,4 – образуя подгруппы. В каждой подгруппе под номером один - Царевна Несмеяна, а остальные – женихи, которые должны ее рассмешить. Ведущий дает инструкцию для Несмеян, чтобы те старались из всех сил оставаться серьезными. Затем подгруппы рассаживаются в комнате так, чтобы не мешать друг другу. Несмеяны в центре, а женихи стараются проявить свою смекалку и находчивость. Если Царевна Несмеяна хотя бы улыбнулась, то этот жених переходит в другую группу и пробует там рассмешить Царевну тем же способом, что сработал в предыдущем случае. Затем идет обсуждение того, что же рассмешило Царевну (высказывание женихов), а далее сами Царевны говорят о своих чувствах и, что на самом деле для них было смешно.


3. Этюд «Самая - самая» .

Цель: Развитие артистических способностей, творческого мышления. Выявление личностных представлений о мире профессий.

Ведущий предлагает участникам занятия изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам:

самая сладкая профессия; самая денежная профессия; самая волосатая профессия; самая неприличная профессия; самая смешная профессия; самая зеленая профессия; самая детская профессия; самая серьезная профессия.

Во время того, как участники вживаются в профессию, изображая ее представителей, ведущий может спросить у некоторых из них кого они изображают.

Профориентационные игры.

1.Игра «Биржа труда»

Цель: Развитие умения презентовать себя, а так же анализировать полученную информацию и соотносить ее со своими возможностями.

Ведущий кратко рассказывает о бирже труда и ее возможностях: « В современном мире люди все чаще в поиске работы прибегают к услугам биржи труда. Узнать какие есть вакансии в городе и соотнести свои возможности, а главное презентовать себя так, чтобы работодатель согласился с вашей кандидатурой».

Ведущий предлагает посчитаться на 1,2: 1 номера – консультанты биржи труда; 2 номера – потенциальные работники. Консультанты получают набор вакансий, о которых говорят в общих чертах, но не называют должность, и предлагают побороться за них потенциальным работникам. Потенциальные работники по собственному желанию определяют, у какого консультанта подходящая им вакансия и подходят к нему на собеседование. Они должны придумать свое резюме, согласно услышанной характеристике вакансии, где указать: где и когда работали в должности соответствующей характеристике вакансии, какое учебное заведение окончили, почему стремятся попасть в эту фирму. Если есть необходимость что-то уточнить, то они задают консультанту вопросы, затем творчески себя представляют. Консультант вправе задать во время презентации пару вопросов.

После того, как прошло собеседование, и консультант выбрал лучшего из лучших, он озвучивает вакансию: «укротитель домомучительниц», «поедатель пирожков», «ловец уплывших за буйки», «сказочник», «чистильщик леса», «заговариватель зубной боли».

Варианты презентации вакансий консультантами:

  • В фирму «Алле» на вакантную должность требуется человек ответственный, физически крепкий, морально устойчивый, относящийся к делу с любовью, готовый за достойную оплату выполнять тяжелую, нервную работу. Полный соц. пакет, гибкий график работы, предоставляется ежегодный отпуск в размере 56 календарных дней.

  • ОО «Пирогов» осуществляет набор лиц, на договорной основе, обладающих изысканным вкусом, умеющих творчески организовать свою деятельность, готовых изучать запросы клиентов, осуществлять дегустационные пробы. Обязательное требование к кандидатам – здоровый ЖКТ. ОО гарантирует своевременную выплату заработной платы и 10 % от общего объема выполненной работы.

  • Туристическая фирма «В гармонии с природой» приглашает на высокооплачиваемую работу энергичных, общительных, уравновешенных людей, готовых совмещать приятное времяпрепровождение с общественно значимой работой, любящих природу, воду и солнце, риск. Фирма гарантирует медицинскую страховку и обеспечение производственным транспортом.

  • В редакцию газеты «Сны Волгограда» приглашается грамотный, обладающий креативностью, имеющий высшее филологическое образование, внештатный сотрудник. Редакция гарантирует, что каждый номер будет верстаться с учетом авторских пожеланий, рекомендаций, без корректировки содержания предоставленной информации, в одной из самых популярных у волгоградцев рубрике. Оплата производиться из расчета сто рублей за каждую умную мысль.

  • ОО «За чистку рядов» требуются на сезонные работы ответственные, внимательные, исполнительные, трудолюбивые, аккуратные работники, строго выполняющие предписания СЭС, с хорошей моторно-двигательной координацией и развитым глазомером. ОО гарантирует, на время сезонной работы, сотрудники обеспечиваются жилищно-бытовыми условиями в экологически чистом районе области, а также сухим пайком, сачком и прочим инвентарем. Оплата понедельная.

  • Частная медицинская клиника объявляет о приеме на работу специалиста в области нетрадиционных методов лечения. Требования к кандидатуре: опыт работы не обязателен, приветствуется владение нетрадиционными средствами медицины, идеальная голливудская улыбка, знание нескольких языков. Опыт столярно-слесарных работ приветствуется. Оплата сдельная. Работники обеспечиваются спец. одеждой и дополнительными днями к отпуску в связи со сложными условиями труда.

Внимание: игра требует предварительной подготовки раздаточного материала: карточки с презентациями вакансий, листы белой бумаги и ручки по количеству участников.


2.Игра «Криминалисты».

Цель: Развитие зрительного восприятия, срабатываемости. Пополнение личностного опыта в результате ролевого проигрывания.

Ведущий кратко знакомит ребят с особенностями профессии криминалиста, вместе с ними составляет профессиограмму данной профессии. Затем участникам группы предлагается пересчитаться на 1,2,3. Первые номера – «полковники», вторые номера – одна группа криминалистов, третьи номера – вторая группа криминалистов. Из каждой группы криминалистов выбирают по одному объекту, который будет выступать в роли «модели разыскиваемого человека» и чей фоторобот необходимо будет составить криминалистам.

Каждой команде предлагается проф. набор: клей, ножницы, ½ листа ватмана – основа для фоторобота, вырезки разнообразных лиц из газет, журналов, плакатов, старых фотографий артистов, простой карандаш, ластик. Время на составление фоторобота 15-20 минут. Одно из условий - составленный фоторобот должен быть похож на оригинал. По истечении указанного времени полковники сличают оригинал с фотороботом, в ходе выполнения задания они наблюдают за поведением криминалистов каждой команды, отмечают, насколько они были активны, сплоченно работали, и определяют лучшую криминалистическую группу. Возможно, выделить самых наблюдательных криминалистов, у которых хорошо развито зрительное восприятие, и их деятельность в процессе составления фоторобота была значительной.

Внимание: игра требует предварительной подготовки раздаточного материала.

3.Игра «С выдумкой идем по жизни».

Цель: Развитие наблюдательности, умение быстро принимать решение в нестандартной ситуации. Пополнение личностного опыта в результате ролевого проигрывания.

Ведущий рассказывает участникам группы о том, что в любой профессиональной деятельности случаются так называемые проколы, когда специалист попадает в критическую ситуацию, выбраться из которой можно, только используя свое воображение и фантазию. Участники группы пересчитываются на 1,2,3,4, образуя, таким образом, четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает по одной проблемной ситуации, из которой им предстоит найти выход и разыграть ее.

Варианты ситуаций: а/у адвоката во время защиты пропадает голос, а его слово сейчас решающее; б/у певицы во время концерта попадает в щель каблук, и она падает; в/У электрика во время работы вдруг исчезает изолента; г/у продавщицы при сдаче денег вдруг оказывается лишней огромная сумма денег; д/ во время спектакля у актера, который играет Сирано де Бержерака, отпадает нос; е/менеджер спешит на деловую встречу, из-за угла на полном ходу пролетает джип и обливает его грязью.

Время на разработку идей и подготовку ее представления всем 10 минут.


4.Игра «Социологический опрос»

Цель: Пополнение личностного опыта в результате ролевого проигрывания, развитие умений вести диалог.

Ведущий кратко рассказывает о профессии социолога: «Мы часто видим на улицах людей, которые проводят опрос общественного мнения - это социологи, которые для всевозможных исследований разрабатывают различные анкеты, а так же выступают в роли респондентов и проводят интервьюирование по различным темам. Разные люди проходят мимо них и им необходимо расположить этих людей к беседе, а так же за короткий временной промежуток узнать их мнение по тому или иному поводу».

Ведущий предлагает рассчитаться на 1,2, 3, 4 номера. Каждая группа получает тему социологического опроса и в течение 10 минут разрабатывает вопросы к полученной теме. Затем первые номера становятся респондентами – социологами, которые по жеребью определяют опросник; вторые, третьи, четвертые номера – прохожие, которым задаются возрастные рамки (18 – 65 лет) и характеристики.

Тематика: а/Социологический опрос о предстоящих выборах президента России (до 5 вопросов); б/Социологический опрос о роли семьи в воспитании будущего поколения России (до 5 вопросов); в/Социологический опрос о том, кому на Руси жить хорошо (до 5 вопросов);

г/Социологический опрос о том, является ли участие в выборах правом или обязанностью (до 5 вопросов).

Характеристики: а/пожилой человек 63 лет, упрямый, консервативный, склонен к конфликтам, не умеет слушать другого, одинокий, имеет материальный достаток в виде пенсии; б/молодая девушка 20 лет, студентка, активистка, общительная, эмоциональная, слегка эксцентричная (любит производить необычное впечатление на других, шокировать); в/женщина средних лет, около 40, замкнутая, нервная, уставшая, скромно одетая, имеет семью, заботы о детях и домашнем уюте лежат на ее плечах и т.д.

Задача респондентов провести опрос как можно большего количества прохожих. Задача прохожих вести себя соответственно заданной роли.

Время проведения игры – 25 минут. Затем рефлексия.


5. Игра «Нужные люди» .

Цель: Формирование представлений о сферах трудовой деятельности.

Ведущий предлагает участникам расчетаться на 1,2,3,4,5. Затем все 1 номера объединяются в подгруппу, 2 – в другую подгруппу и т.д. Каждая группа получает свое задание, но все должны составить список профессий, которые необходимы в какой-либо сфере деятельности. Варианты: список профессий для производства куска хлеба; для строительства жилого дома; для создания телепередачи; для охраны общественного порядка; для движения городского транспорта; для производства школьного учебника и т. д. Время на работу в подгруппах – 7 – 10 минут. Затем от каждой группы выходит один представитель и зачитывает список тех профессий, которые составили в группе. Другие группы после заслушанного списка могут дополнить перечень.



Приложение 4.


А Н К Е Т А

для обучающихся на курсе «Дороги, которые мы выбираем».


  1. Почему ты выбрал этот курс? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Что привлекает тебя в работе журналиста? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Если бы тебе предложили работать в газете, какую рубрику ты бы выбрал для себя? ______________________________________________________________________________________________________________

  4. Пишешь ли ты стихи? __________________________________________________________________________________________

  5. Чему ты хочешь научиться посещая элективные курс? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 5.



А Н К Е Т А

для окончивших курс «Дороги, которые мы выбираем».



  1. Полезен ли был для тебя курс? ___________________________________________________________

  2. Чему ты научился за это время? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Оправдались ли твои ожидания? ___________________________________________________________

4. Обратитесь с рекламным обращением к тем, кто еще не выбрал этот курс.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 6.

Анализ

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется несоответствием рынка образовательных услуг рынку труда, требований работодателей уровню профессиональной подготовки специалистов, предлагающих свои услуги, уровня оплаты труда его реальной стоимости.

С целью выявления динамики изменения направленности профессиональных интересов, жизненных планов, уровня притязаний, трудовой мотивации жизненных ценностей было проведено исследование. Ответы учащихся в процентном соотношении распределились следующим образом.

1. Выбрал ли ты профессию?

 

9 класс

11 класс

2008

2009

2008

2009

1. Да

2. Нет

25

75

26,7

74,3

40

60

45

55

По сравнению с прошлым годами количество подростков, выбравших профессию, увеличилось. На основании ответов на другие вопросы попробуем сделать вывод о том, что стоит за этим фактом— более серьезное отношение к выбору профессии, неуверенность или что-то еще? Какие трудности испытывает подросток, стоящий перед выбором профессии?

2. Если “да”, то какую?

  9 класс

11 класс

 

2008

2009

2008

2009

1. Программист

2. Юрист

3. Автомеханик

4. Автослесарь

5. Модель

6. Адвокат

1. Программист

2. Юрист

3. Менеджер

4. Автослесарь

5. Автомеханик

6. Бухгалтер

1. Программист

2. Автомеханик

3. Педагог.


1. Программист

2. Юрист

3. Менеджер

4. Автомеханик

5. Врач

6. Педагог

Тенденция, которая наблюдается на протяжении нескольких лет, к сожалению, сохраняется. Верхние строчки рейтинга занимают профессии юриста, экономиста, менеджера, программиста. Выпускники 11-х классов стали чаще выбирать профессии врача и педагога, из профессий производственной сферы называются только “автомеханик”, “повар”, “парикмахер”. Список выбираемых профессий очень беден.

3. Почему именно эту профессию? (1-2 варианта ответа)

9 класс

2008

9 класс

2009

1. Не будет проблем трудоустройства

2. Высокая зарплата

3. Престижно

4. Мне это интересно

13

25,3

22,8

78,9

1. Не будет проблем трудоустройства

2. Высокая зарплата

3. Престижно

4. Мне это интересно

18

36

28

84

11 класс

2008

11 класс

2009

1. Не будет проблем трудоустройства

2. Высокая зарплата

3. Престижно

4. Мне это интересно

20,5

24,4

20

78,6

1. Не будет проблем трудоустройства

2. Высокая зарплата

3. Престижно

4. Мне это интересно

27

34

29

84

С каждым годом мотив трудоустройства для учащихся 11-ых классов становится все более весомым. Правда, это не сделало выбор профессии более осознанным. Можно предположить, что подростки не имеют достоверной информации о требованиях рынка труда. Чем иначе можно объяснить упорство, с которым ребята из года в год выбирают профессии, не пользующиеся спросом на рынке труда?

Число учащихся, выбирающих профессию из соображений престижа, значительно выросло. По-прежнему ведущим мотивом остается интерес к будущей профессии. Как он сопрягается со знаниями о будущей профессии, мы увидим из следующих данных.

4. Что повлияло на твой выбор? (1-2 варианта)

9 класс

2008

9 класс

2009

1. Самостоятельно

2. Родители, родственники

3. Друзья

4. Профор. занятия

81,6

23,5

6,5

2,7

1. Самостоятельно

2. Родители, родственники

3. Друзья

4. Профор. занятия

31

55,5

24

12,5

Растет роль семьи в выборе профессии. К сожалению, советы родителей в выборе профессии не всегда приносят пользу. Нередко взрослые находятся в плену стереотипных представлений о выборе профессии. Многие хотят, чтобы их отпрыски реализовали их несостоявшиеся планы, переносят на детей свои представления о профессиональной карьере, не думая, что у них могут быть свои планы и намерения. Благодаря проведению профориентационных занятий влияние на выбор профессии стало значимым.


14


Элективный курс по профессиональному самоопределению школьников "Дороги, которые мы выбираем"
  • Другое
Описание:

Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся 9-11 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника.

Данный курс решает задачи школы по развитию самостоятельной творческой личности обучающегося, способного адаптироваться к изменяющимся условиям социума, способного в различных ситуациях сделать самостоятельный выбор и принять решение.

Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.

Программа курса помимо предоставления информации о мире профессии и профессиональной ориентации оказывает влияние и на личностное развитие учащихся, выбор профиля обучения, формирование у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Программа предполагает, что выбор профессии должен происходить с учетом образа “Я”, который регулирует процессы интеграции, дифференциации и организации профессиональной карьеры

Автор Кекина Надежда Александровна
Дата добавления 29.03.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 363
Номер материала MA-065979
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓