- 03.01.2021
- 3631
- 383
Смотреть ещё
5 024
методические разработки по биологии
Перейти в каталог
Благодарная средняя школа г.Актобе
учитель биологии Суингариева Д.К
элективный курс
Тема: «Клетка – основа живых организмов».
Рецензент: Каплиева А.К.-кандидат педагогических наук ,доцент" Өрлеу "
Отзыв: Пенаев Н.П.-директор Благодарной средней школы г.Актобе
Пояснительная записка.
Программа предназначена для профильного курса учащихся 10-11 классов, общеобразовательной школы.
Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения, в определенной степени дополняет учебную программу.
Значимость, роль и место данного курса определяется тем, что тема «Клетка» является важным компонентом в системе общего образования и направлена на углубленное изучение избранных разделов в области цитологии. Этот курс является дополнительным подспорьем для подготовки к ЕНТ, позволяет изучить вопросы истории науки цитологии, получить знания о строении и функциях клетки, а также поможет в выборе будущей профессии – врач, генетик, селекционер и другие.
Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю в течение года.
Цели курса:
1.Поддерживать интерес учащихся к биологии.
2.Осваивать знания о клетке на повышенном уровне.
3.Определить достижения, возможности и перспективы науки цитологии.
4.Создать условия для подготовки к аттестации и сдачи ЕНТ.
5.Предоставить ученику возможность определится в выборе профессии.
Данный курс решает задачи:
1.Углубление знаний об особенностях строения, значения, функций клеток бактерий, грибов, растений и животных, о роли бактериальных клеток в природе и жизни человека; формирование практических умений и навыков в изучении и сравнении различных видов клеток.
2.Привить интерес и ознакомить с историей развития науки цитологии; познакомиться с выдающимися учеными.
3.Углубление знаний о способах выполнения экспериментов и лабораторных работ.
4.Повысить качество знаний учащихся и получить особые навыки по практическому использованию полученных знаний.
5.Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
Методы формы обучения.
- выполнение лабораторных работ в изучении строения клетки;
- самостоятельные приготовления микропрепаратов клеток;
- составление таблиц «Основные этапы развития цитологии», «Значение бактерий»;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- приготовление презентаций по темам: «Химический состав клетки», «Организация клетки», «Растительная клетка», «Животная клетка», «Бактериальная клетка» и др.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного материала.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
1.Характеризовать особенности строения, значения, функции клеток грибов, растений, животных, бактерий.
2.Знать основные положения клеточной теории;
3.Сравнивать строение клеток. Находить сходство и различие растительной, животной, бактериальной и грибной клеток.
4.Приобрести опыт поиска информации по заданной теме, составление реферата, приготовления презентаций.
5.Приобрести навыки выполнения лабораторных и практических работ.
знать и понимать
· историю развития науки цитологии, вклад выдающихся ученых, изучавшие клетки; клеточную теорию;
· строение клетки и ее органоидов;
· биологическую терминологию и символику;
уметь
· объяснять роль биологов в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
· сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, энциклопедиях, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
· использовать приобретенные знания и умения на практике;
· работать с мультимедийными дисками; создавать презентации или буклеты.
В результате изучения той или иной темы необходимо дать краткий исторический очерк об ученых, которые внесли вклад в развитие науки цитологии, предлагается выслушать рефераты или сообщения с использованием презентаций или буклетов. Затем дается полное современное изложение содержания клеточной теории. Изучение строения и функций клеток проводится в форме лабораторных работ, лекций, рассказов, бесед, самостоятельных работ с книгой. В ходе преподавания курса, целесообразно использовать мультимедийные пособия, самостоятельное использование презентаций по своему докладу, сообщению, компьютерное тестирование на обобщающем уроке и при закреплении знаний. Предполагается использование таких методических приемов как: демонстрация иллюстраций, фильмов, схем, таблиц, что способствует развитию познавательной активности у учащихся, пониманию и усвоению излагаемого материала. На первом уроке рекомендуется провести организационное занятие, на котором необходимо познакомить ребят с содержанием курса, его формами и видами работ в течение года, нацелить на большую, серьезную работу. Раздать темы сообщений, рекомендовать составление презентаций или буклета по своему докладу.
Система оценки достижений обучающихся.
Ученик получает «зачет» при условии: выполнение не менее 4 обязательных работ, представленных в определенный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению по типам клеточной организации.
Поощрительно баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
-инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
-использование Интернет – ресурса;
-инициативную публичную презентацию своей работы в школе и за ее пределами (конкурс, смотр и т.д.)
Динамика интереса: анализ анкетирования на первом и последнем занятии. Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных заданий.
Форма итоговой отчетности: конференция с выставкой выполненных работ по клеткам эукариот, прокариот и вирусов.
Содержание теоретической и практической частей.
Раздел 1. Клетка как биологическая система. (2 часа).
Краткая история развития цитологии. Современные достижения цитологии. Задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы.
Клетка – основа жизни всех организмов. Клеточное строение организмов - доказательство единства органического мира.
Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.
Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Клетка – единица роста и развития организмов.
Современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки (6 часов).
Тема 2.1. Надцарство Прокариоты (2 часа).
Систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток.
Особенности строения и жизнедеятельности бактерий и цианобактерий как типичных представителей надцарства прокариот. Генетический аппарат бактерий. Автотрофные и гетеротрофные бактерии, анаэробные и аэробные микроорганизмы. Размножение.
Лабораторная работа: «Изучение под микроскопом сенной палочки».
Тема 2.2. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, промышленности, быту, медицине (2 часа).
Клубеньковые бактерии.
Роль бактерий молочнокислого брожения для приготовления молочнокислых продуктов, силосования кормов.
Бактерии уксусного брожения; бактерии, используемые в кожевенной и текстильной промышленности.
Бактерии гниения и брожения.
Патогенные бактерии и меры борьбы с ними.
Роль бактерий как разрушителей в природе. Круговорот веществ в экосистеме, осуществляемый деятельностью почвенных бактерий.
Экскурсия: «Значение бактерий молочнокислого брожения для приготовления творога, масла, сметаны, сыра и других продуктов» (знакомство с технологией производства молочного комбината).
Тема 2.3. Меры борьбы с патогенными и условно-патогенными бактериями (2 часа).
Патогенные бактерии, вызывающие инфекционные заболевания у человека: тиф, холеру, туберкулез, дифтерию, столбняк, ангину, сибирскую язву, бруцеллез и другие. Меры борьбы: стерилизация, ультрафиолетовое облучение, дезинфекция. Способы сохранения продуктов питания и кома для животных: высушивание, пастеризация, охлаждение, консервирование, силосование.
Беседа с медработником «Микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания у человека: тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, бруцеллез и сибирскую язву”.
Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки (12часов).
Тема 3.1. Клетка растительная. (5 часов).
Особенности строения растительных клеток.
Виды пластид, их строение и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности обмена веществ в растительной клетке – фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии солнечного света. Планетарное значение фотосинтеза.
Лабораторная работа: «Приготовление микропрепаратов растительных тканей и изучение их под микроскопом».
.Лабораторная работа: «Изучение под микроскопом клеток различных тканей растений».
Лабораторная работа: «Движение цитоплазмы».
Тема 3.2. Клетка животная (5 часов).
Строение животной клетки. Мембранные органоиды клетки. Физиологические свойства мембран. Немембранные органоиды клетки. Ядро клетки – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы. Органоиды движения: жгутики и реснички. Сравнение растительной и животной клеток.
Лабораторная работа: «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах».
Лабораторная работа: «Различные формы клеток животных, изучениение их под микроскопом и сравнивание между собой».
Тема 3.3. Клетка грибная. (2 часа).
Особенности строения грибной клетки. Сравнение грибной, животной и растительной клеток. Сходство грибной и животной клеток: характер обмена веществ, связанный с образованием мочевины, гетеротрофный тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген, как запасное вещество.
Сходство грибной и растительной клеток: питание почвенное, путем всасывания воды и минеральных веществ, неограниченный рост, клеточная стенка, размножение с помощью спор.
Лабораторная работа: «Изучениение под микроскопом клеток дрожжей, пеницилла, мукора».
Раздел 4. Обмен веществ в клетке (7 часов).
Тема 4.1. Пластический и энергетический обмен (3 часа).
Обмен веществ и превращения энергии в клетке - основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Сравнение процессов дыхания и брожения. Дыхание на клеточном уровне. Брожение и его виды. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом, анаэробное расщепление. Аэробное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Происхождение митохондрий.
Тема 4.2. Биологический синтез белков и других органических веществ (4 часа).
Реализация наследственной программы в клетке. Транскрипция ее сущность и механизм. Трансляция; сущность и механизм. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза, процессы в ней протекающие, использование энергии. Хемосинтез. Гомеостаз; регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Раздел 5. Жизненный цикл клеток (4 часа).
Тема 5.1. Клетки в многоклеточном организме (1 часа).
Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные.
Жизненный цикл клеток. Передача наследственной информации в ряду клеточных поколений. – размножение.
Лабораторная работа»: «Сравнение различных тканей растений и животных».
Тема 5.2 Митоз (2 часа).
Митотический цикл: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Регенерация.
Лабораторная работа: «Изучение под микроскопом микропрепарата: митоз в клетках корешка лука».
Раздел 6. Неклеточные формы жизни. (2 часа).
Вирусы – облигатные паразиты. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки. Заболевания растений и животных, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека. СПИД. Бактериофаги.
Учебно – тематический план.
№ п/п |
Перечень тем и разделов |
Всего часов |
Лекции |
Практическая часть |
Семинары |
1 |
Раздел 1. Клетка как биологическая система. |
2 |
2 |
|
|
2 |
Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки. |
6 |
|
|
|
3 |
Тема 2.1. Надцарство прокариот. |
2 |
1 |
1 |
|
|
Тема 2.2. Значение бактерий: - в природе; - в сельском хозяйстве; - в промышленности; - в медицине. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Тема 2.3. Меры борьбы с патогенными и условно-патогенными бактериями. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки. |
12 |
|
|
|
6 |
Тема 3.1. Клетка растительная. |
5 |
2 |
2 |
1 |
7 |
Тема 3.2. Клетка животная. |
5 |
2 |
2 |
1 |
8 |
Тема 3.3. Клетка грибная. |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
Раздел 4. Обмен веществ в клетке. |
7 |
|
|
|
10 |
Тема 4.1. Пластический и энергетический обмен в клетке. |
3 |
2 |
|
1 |
11 |
Тема 4.2. Биологический синтез белков и других органических веществ. |
4 |
3 |
|
1 |
12 |
Раздел 5. Жизненный цикл клеток. |
3 |
|
|
|
13 |
Тема 5.1. Клетки в многоклеточном организме. |
1 |
1 |
1 |
|
14 |
Тема 5.2. Митотический цикл. Митоз. |
2 |
1 |
1 |
|
15 |
Раздел 6. Неклеточные формы жизни. |
2 |
|
|
|
16 |
Тема 6.1. Механизм взаимодействия вируса и клетки. |
1 |
1 |
|
|
17 |
Тема 6.2. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека. |
1 |
1 |
|
|
18 |
Тема 6.3 Обобщение знаний по курсу «Клетка- основа живых организмов». |
2 |
1 |
1 |
|
18 |
Всего |
34 |
|
|
|
Требования к знаниям и умениям.
В результате изучения элективного предмета ученик должен:
знать и понимать
· историю развития науки цитологии и выдающихся ученых биологов, изучавших клетку; клеточную теорию; строение и функции клеток прокариот и эукариот, вирусов; главные составные части клетки – ядро и цитоплазма; органоиды цитоплазмы, включения, хромосомы и их строение, кариотип; клеточный уровень организации; клетка - биосистема ; особенности растительной и животной клеток; клетки многоклеточных и одноклеточных организмов; жизненный цикл клетки; биологический смысл митоза;
· современную биологическую терминологию;
уметь
· объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике; самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
· объяснять биологические теории, гипотезы, идеи, законы и правила, изученные на курсе;
· применять на практике меры борьбы с болезнетворными бактериями, вирусами, бактериями гниения.
· самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, грамотно выбирать, готовить и излагать подобранный для доклада материал из различных источников;
· работать с мультимедийными дисками; создавать презентации или буклеты по своим докладам.
Информационное обеспечение.
Литература, используемая при подготовке курса.
Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Программа среднего (полного) общего образования. Биология 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
Захаров В.Б. Программы для общеобразовательных школ и лицеев с углубленным изучением биологических дисциплин. Биология.- М.: Дрофа, 20001.
Литература, рекомендуемая для учителя:
Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии - Саратов. ОАО, изд. Лицей, 2003;
Учебно-методическое обеспечение: Грин Н, Стаут У., Эйлор Т. Биология в 3-х томах. – М.: Мир, 1990;
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004-216с;
Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 19993;
Альберс Б. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: Мир, 1980. Т. 1;
Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1980;
СПИД // Естествознание. Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002;
Минина З.Б.Изучение темы «Энергетический обмен в клетке»-Биология в школе №6,7 2007;
Иноземцева Н.А. «Клетка – структурная единица живого». – Биология в школе № 2-5, 2003;
Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы. – М.: «Вако», 2006.
Литература для учащихся:
Общая биология. Учебник для 10 11 класса с углубленным изучением биологии под редакцией В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, АО. Рувинского.- М.: Просвещение. 2006;
Н.Н. Лемеза. Биология в вопросах и ответах. Учебное пособие.- Минск: Попурри, 2005;
Биология. Общая биология. Практикум для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень.- М.: Просвещение. 1008.
Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. Д.К. Беляева и др.- М.: Просвещение, 2006 -287с.
А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский. Биология. Большой справочник для школьников поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004;
Полянский Ю.И., Браун А.Д., Верзилин Н.М. и др. Общая биология. Учебник для 9–10 кл. ср. шк/ Под ред. Ю.И. Полянского. 17-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987.
Высоцкая Л.В., Глаголев С.М., Дымшиц Г.М. и др. Общая биология. Учеб. для 10–11 кл. с углубл. изучением биологии /Под ред. В.К. Шумного и др. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004
Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике (с решениями): Для школьников, лицеистов и гимназистов. – М.: Центр РСПИ, 1991.
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология: 9 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Презентации к занятиям.
Выдающие ученые, изучавшие клетки.
Роль бактерий в природе.
Бактерии на службе у человека.
Патогенные бактерии и меры борьбы с ними.
Бактерии полезные и вредные.
Особенности растительной клетки.
Животная клетка- строение и многообразие.
Создание пенициллина.
Эти удивительные дрожжи.
Открытие вирусов.
Разнообразие вирусов.
Заболевания, вызываемые вирусами.
СПИД – глобальная проблема человечества.
И другие.
Образовательные диски.
Лабораторный практикум. Биология 6- 11 классы. (учебное электронное пособие) изд. Республиканский мультимедиа центр, 2004;
Биология 11 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006;
Подготовка к ЕНТ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, ФИ: 2006;
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия «Уроки биологии»;
Репетиторы Кирилла и Мифодия;
Открытая биология. Версия 2.6. Д.И. Мамонтов. Под редакцией А.В. Металина. «Физикон»;
Адреса сайтов в Интернете:
www.bio. nature. ru. – научные новости биологии www. edios. ru. Эйдос – центр дистанционного образования;
www. km. ru. / education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мифодий».
Учебно- методические материалы.
Приложение 1.
Таблица учета успеваемости слушателей профильного курса по биологии.
Фамилия имя учащегося 10б.кл |
Тестирование по теме: «Надцарство Прокариот» |
Тестирование по теме: «Клетка растительная» |
Тестирование по теме: «Клетка животная» |
Тестирование по теме: «Клетка грибная» |
Тестирование по теме: «Неклеточные формы жизни» |
Зозуля А |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
ЗиненкоВ |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
КаймолдинА |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Макогон Д |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Мишанов С |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
Защита проектов по теме: «Бактерии» |
Защита проектов по теме: «Вирусы» |
Сообщения, доклады, презентации (темы, оценка) |
Итоговая конференция: «Клетка – основа живых организмов» |
% посещаемости |
Итоги (количество баллов) |
4 |
4 |
«Химический состав клетки» - 4 |
4 |
95% |
зачет (4) |
4 |
4 |
« Наследственная информация и реализация ее в клетке» - 5 |
5 |
97% |
зачет (4) |
3 |
3 |
«Дыхание на клеточном уровне» - 4 |
3 |
86% |
зачет (3) |
3 |
3 |
«Профилактика вирусных заболеваний» - 4 |
3 |
60% |
зачет (3) |
3 |
4 |
«Микробиология на службе у человека» - 5 |
4 |
89% |
зачет (4) |
Приложение 2.
Урок «Сравнение клеток растений, животных и прокариот».
Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Задачи: создать условия для воспроизведения в памяти учащихся опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для систематизации знаний о клетке; создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты; развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах.
Оборудование: мультимедийная установка, микроскоп, микропрепараты, схематические изображения частей клетки растения, животного.
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
Клетки Микроскопические, похожие Питаются, дышат, размножаются Структурно-функциональные единицы
живого Системы
Слайд 1
Для актуализации знаний используется слайд 1, в тексте
которого пропущена первая строчка:
Вступительная беседа проводится по следующим вопросам:
· Какое слово, определяющее тему урока, должно быть в первой строчке?
· О какой биологической теории идет речь?
· Вспомните положения клеточной теории
(учащиеся отвечают по цепочке).
Далее учитель предлагает обсудить вопрос к слайду 2. «Подумайте, может ли сбой в работе одной или группы клеток привести к нарушению работы всего организма? Посоветуйтесь в паре и выберите один пример, подтверждающий вашу точку зрения». После обсуждения и обобщения предложенных ответов учащихся с помощью учителя формулируют вывод: «Жизнь многоклеточного организма зависит от жизнедеятельности отдельных клеток и групп, выполняющих особые, специализированные функции». На слайде 2 по щелчку мышки высвечивается текст данного вывода.
Может ли сбой в работе одной или
группы клеток привести к нарушению работы
всего организма? Жизнь многоклеточного организма
зависит от жизнедеятельности отдельных клеток и
их групп, выполняющих особые,
специализированные функции.
Слайд 2
Слайд 2
2. Основное содержание урока.
Учитель. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на непростой вопрос: «Как малое видится в большом?» Каким же образом это связано с темой нашего урока? Мир живой природы чрезвычайно многообразен, и в основе этого многообразия лежит отличие в строение клеток, образующих организмы. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков. Прежде всего, клетка – это целостная система, состоящая из трех основных отделов. Подумайте и назовите эти отделы.
Варианты ответов учитель записывает на доске в столбик.
Самостоятельная работа с текстом. Задание – заполнить схему, представленную на слайде 3.
Текст «Общий план строения клеток».
Все клетки имеют общий план строения – состоят из поверхностного аппарата, цитоплазмы и ядерного аппарата.
Основу поверхностного аппарата клеток составляет плазматическая мембрана. Надмембранный комплекс поверхностного аппарата клеток многообразен. У прокариот в большинстве случаев он представлен клеточной стенкой различной толщины. У растений – это клеточная стенка из целлюлозы. У грибов и членистоногих наружный покров состоит из хитина.
Цитоплазма – это внутреннее содержимое клетки, исключая ее ядерный аппарат. В цитоплазме выделяют гиалоплазму и органоиды. В ней также могут находится разнообразные включения, например капельки жира, гранулы гликогена и др. Гиалоплазма – водный раствор органических и неорганических веществ, в котором расположены все остальные компоненты. В цитоплазме проходят все основные процессы обмена веществ.
Ядерный аппарат у прокариот представлен нуклеоидом ( от латинского нуклеус- ядро, и греческого идос – вид, подобие) – кольцевой молекулой ДНК, которая не изолирована от гиалоплазмы мембраной. Таким образом, ядерный аппарат прокариот включает только генетический материал. Ядерный аппарат эукариот называется ядром. Оно заполнено густым ядерным веществом – кариоплазмой и отделено от цитоплазмы двухслойной ядерной мембраной. В кариоплазме ядра расположено одно или несколько ядрышек и хромосомы. Хромосома образована молекулой ДНК и белками. Ядро является важным звеном в управлении процессами, происходящими а клетке.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
После завершения этой работы учитель проверяет правильность заполнения схемы. Проверка может быть проведена следующим образом: учащиеся, сидящие за первыми партами, дают описание поверхностного аппарата клеток; за вторыми партами – характеризуют цитоплазму; за третьими партами – описывают строение ядерного аппарата.
После этого демонстрируют слайд 4 с заполненной схемой.
Закрепление.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема?»
Учитель. Эукариоты чрезвычайно многообразны, и неудивительно, ведь организмы, образованные этим типом клеток, относят к трем царствам живой природы. Следующий этап нашей работы связан с выявлением различий в строении клеток растений и животных.
У вас на партах находятся смешанные комплексы рисунков органоидов, ядер и поверхностных аппаратов растительной и животной клеток. Учащимся, сидящим справа, предлагается сложить модель растительной клетки, а слева – животной клетки. Если во время выполнения задания у вас возникнут затруднения, вы можете обратиться к тексту соответствующего параграфа учебника биологии.
После завершения работы, на которую отводится 3-5 минут, учащимся предлагается обсудить полученные результаты с соседом по парте.
Для проверки выполнения этого задания к компьютеру вызывается ученик. В режиме редактирования презентации (слайд 5) он составляет схематическое строение животной клетки из предложенных частей. При этом целесообразно организовать его совместную работу с классом. Учащийся наведением курсора выбирает соответствующее изображение поверхностного аппарата, а затем последовательно указывает курсором на органоиды. Учащиеся в классе называют их и отвечают, надо помещать тот или иной органоид в животную клетку или нет.
Следующий слайд (слайд 6) демонстрирует животную клетку с подписанными частями органоидами, учащиеся парами проверяют созданные модели животной клетки и при необходимости исправляют ошибки.
Аналогичным образом проверяется строение растительной клетки.
Изучение готовых микропрепаратов под микроскопом.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какие клетки вы видите: растительные или животные? Свой ответ обоснуйте».
Рефлексия.
На этом этапе урока учащиеся составляют коллективный текст. Школьникам предлагается рассказать о клетке, опираясь на положения клеточной теории, используя современные открытия. При этом каждый по цепочке говорит одно предложение.
Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.
Приложение 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложение 4.
|
Приложение 7.
Тесты по теме « Строение клетки».
1 вариант.
1. Какие из перечисленных ниже положений составляют основу клеточной теории?
1. Все организмы состоят из клеток.
2. Все клетки образуются из клеток.
3. Все клетки возникают из неживой материи.
2.Назовите основные структурные компоненты клетки:
1. Ядро.
2. Гликокаликс. 5. Органоиды.
3. Цитоплазма. 6. Оболочка.
4. Цитоплазматическая мембрана
3.Из каких молекул состоит биологическая мембрана?
1. Белка. 4. Воды.
2. АТФ. 5. Углеводов.
3. Липидов.
4.Каково строение биологической мембраны?
1.Двойной слой липидов, покрытый с двух сторон молекулами белков.
2. Чередующиеся молекулы липидов, углеводов и белков.
3. Слой липидов, покрытый снаружи тонким слоем углеводов.
4. Белки «плавают» в двойном слое липидов, находясь и на поверхности, и внутри его
5. Каким образом проходят через мембрану крупные молекулы?
1. Путем осмоса.
2. Путем пассивного транспорта.
3. Путем фагоцитоза.
4.Путем пиноцитоза.
6. Из каких химических компонентов состоит гликокаликс?
1.Из белков. 3. Из липидов.
2. Из углеводов.
7. Какие основные компоненты входят в состав цитоплазмы?
1. Липиды. 3. Включения.
2. Белки. 5. Органоиды.
3. Нуклеиновые кислоты. 6. Холестерин.
8.. Из каких структурных элементов построена эндоплазматическая сеть?
1. Незамкнутая мембранная система трубочек. Пузырьков и цистерн.
2. Замкнутая мембранная система трубочек, пузырьков и цистерн.
3. Замкнутая фибриллярная система трубочек, пузырьков и цистерн.
9. Какие функции выполняет эндоплазматическая сеть?
1. Синтез белков. 4. Синтез липидов.
2. Сборку мембран. 5. Защитную.
3. Транспортную.
10. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1. Накопление веществ.
2. Удаление веществ.
3. Синтез углеводов.
4. Сборка мембран.
11. С мембраной каких органоидов связана мембрана лизосом?
1. Рибосомы.
2. ЭПС.
3. Комплекс Гольджи.
4. Митохондрии.
5. Наружная клеточная мембрана.
12. Какое строение имеют митохондрии?
1. Одномембранное. 3. Немембранное.
2. Двухмембранное.
13. Где в митохондриях происходит синтез АТФ.
1. В кристах.
2. В матриксе.
3. На наружной мембране
4. Вне митохондрий.
14. Где в митохондриях находятся молекулы ДНК?
1. В кристах.
2. В матриксе.
3. На наружной мембране.
15. Какие функции выполняют митохондрии?
1. Аккумуляция энергии в виде макроэргических связей АТФ.
2. Аккумуляция энергии в виде макроэргических связей АДФ.
3. Синтез углеводов.
4. Синтез структурных белков.
16. К какой группе органоидов относятся пластиды?
1. Одномембранных. 3. Немембранных.
2. Двухмембранных.
17. Благодаря каким особенностям митохондрии и пластиды являются полуавтономными органоидами?
1. Имеют свою ДНК. 3. Синтезируют АТФ.
2. Имеют двухмембранное строение.
18. Какие пластиды имеют оранжевый цвет?
1. Лейкопласты. 3. Хромопласты.
2. Хлоропласты.
19. Какие из пластид выполняют функцию фотосинтеза?
1. Лейкопласты. 3. Хромопласты.
2. Хлоропласты.
20. Какое строение имеют рибосомы?
1.Две одинаковые субъединицы, образованные белками и РНК.
2. Две одинаковые субъединицы, образованные белками и ДНК.
3. Две разные субъединицы, образованные белками и РНК.
4. Две разные субъединицы, образованные белком.
21. Где в клетке находятся рибосомы?
1. В цитоплазме. 2. В наружной стороне мембран ЭПС.
3. На мембранах лизосом. 4. В комлексе Гольджи.
5. Внутри каналов ЭПС.
22. Какую функцию выполняет клеточный центр в делящейся клетке?
1. Разрушает ядро. 2. Разрушает ядерную оболочку.
3. Формирует веретено деления.
23. Какие функции выполняют микротубочки?
1. Составляют цитоскелет клетки. 2. Участвуют в транспорте веществ.
3. Формируют центриоль. 4. Участвуют в синтезе углеводов.
24. Какие структурные части клетки обеспечивают синтез белка?
1. Комплекс Гольджи. 2. Гладкая ЭПС.
3. Лизосомы. 4. Зернистая ЭПС.
5. Полирибосомы. 6. Ядро.
25. Какие органоиды имеют двехмембранное строение?
1. Митохондрии. 2. Микротрубочки.
3. Лизосомы. 4. Пластиды.
5. Клеточный центр. 6. ЭПС.
26. Каковы функции ядра?
1. Носитель наследственной информации. 2. Центр накопления энергии.
3. Место образования рибосом. 4. Центр управления обменом веществ.
27. В какой части ядра находится молекула ДНК?
1. Хроматин. 2. Нуклеоплазма.
3. Ядерная мембрана. 4. Ядрышко.
28. Какая их ядерных структур принимает участие в сборке рибосом?
1. Нуклеоплазма. 2. Ядрышко.
3. Хроматин.
29. Каков химический состав хромосом?
1. Соединение РНК с белками. 2. Соединение ДНК с белками.
3. Соединение ДНК с белками и углеводами.
4. Соединение ДНК с белками и липидами.
30. В каких клетках ядро отсутствует?
1. В эукариотических. 2. Грибных.
3. Прокариотических. 4. Животных.
5. Бактериальных.
2 вариант.
1. Кто сформулировал клеточную теорию в 1838 году?
1. К. Бэр. 2. Т. Шванн.
3. Дарвин. 4. Р. Вирхов.
5. М. Шлейден.
2.Какие структурные элементы характерны для всех клеток?
1.Рибосомы. 4.Комплекс Гольджи.
2.Митохондрии 5.Клеточный центр
3.Пластиды. . 6.Вакуоли.
3.Каково строение липидного слоя мембраны клетки?
1.Мономолекулярный. 2.Бимолекулярный.
3.Прерван белковыми порами. 4.Непрерывный.
4.Из каких химических компонентов состоит стенка растительной клетки?
1.Из белков.
2.Из углеводов.
3.Из липидов.
5. Какое явление происходит при погружении клетки в гипертонический раствор солей?
1.Плазмолиз. 3.Деплазмолиз.
2.Пиноцитоз. 4.Ничего не происходит.
6. Как называется тонкий внешний покров клетки и некоторых органоидов, состоящий из молекул липидов и белков?
1.Мембрана. 3.Эктодерма.
2.Оболочка. 4.Гликокаликс.
7. Как называется полужидкое вещество, заполняющее всю клетку, в котором расположены органоиды и ядро?
1.Кариоплазма. 3.Плазма.
2.Цитоплазма. 4.Целлюлоза.
8. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт вещества, участвует в синтезе белков?
1. Наружная клеточная мембрана.
2. Комплекс Гольджи.
3. Эндоплазматическая сеть.
9. Что расположено на наружной поверхности мембран эндоплазматической сети?
1. Вакуоли. 3. Лизосомы.
2. Рибосомы. 4. Фагосомы.
10. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1. Синтез белка.
2. Накопление веществ.
3. Сокращение мышечных волокон.
4. Синтез рибосом.
11. Лизосомы имеют следующее строение:
1. Это мембранные пузырьки, содержащие полисахариды.
2. Это мембранные пузырьки, содержащие гидролитические ферменты.
3. Это мембранные пузырьки, содержащие гликоген.
4. Это мембранные пузырьки, содержащие кристаллы.
12. Как называются строение структуры митохондрий?
1. Граны. 3. Кристы.
3. Матрикс. 4. Строма.
13. Благодаря какой функции митохондрии получили название дыхательного центра клетки?
1. Синтеза АТФ. 3. Расщепление АТФ.
2. Окисления органических веществ до СО2 и Н2О.
14. В какой части митохондрий происходит окисление органических веществ?
1. В кристах. 3. В матриксе.
2. На наружной мембране.
15. Что расположено на внутренней мембране митохондрий?
1.Молекулы ДНК. 3. Рибосомы.
2.Ферменты. 4. Молекулы АТФ.
16. Какое строение имеют пластиды?
1. Это тельце, ограниченное мембраной.
2. Это тельце, ограниченное двумя мембранами.
3. Это внутренняя мембрана, образующая выросты.
4. Это наружная мембрана, образующая выросты.
5. Это внутренняя мембрана, образующая систему мешочков.
17. В какой части хлоропластов находятся молекулы ДНК?
1. На наружной мембране. 3. На кристах.
2. В гранах. 4. В строме.
18. Какие пластиды имеют зеленый цвет?
1. Лейкопласты. 3. Хлоропласты.
2. Хромопласты.
19. Какие из пластид выполняют функцию накопления запасного крахмала?
1. Лейкопласты. 3. Хлоропласты.
2. Хромопласты.
20. Полирибосомы – это множество рибосом, объединенных;
1. Одной молекулой р РНК;
2. Двумя молекулами р РНК;
3. Одной молекулой ДНК.
4. Одной молекулой иРНК.
21. Где образуются предшественники рибосом?
1. В ядрышке. 3. В лизосомах.
2. В митохондриях. 4. В полисомах.
22. Какие функции выполняет клеточный центр в неделящейся клетке?
1. Транспортную. 3. Секреторную.
2. Обеспечивает сборку микротрубочек.
23. Как называются органоиды движения?
1. Реснички. 3. Центриоли.
2. Микротрубочки. 4. Жгутики.
24. В каком органоиде происходит фотосинтез?
1. В хлоропластах. 3. В хроматине.
2. В лейкопластах. 4. В хлорофилле.
25. Какие органоиды имеют одномембранное строение.
1. Митохондрии. 6. Рибосомы.
2. Лизосомы. 7. Комплекс Гольджи.
3. Пластиды. 8. Жгутик.
4. Вакуоли. 9. ЭПС.
5. Клеточный центр. 10. Микротрубочки.
26. Какие структурные элементы образует ядро?
1.Хромосомы 4. Ядерная оболочка.
2.Нуклеоплазма 5. Матрикс
3. Хроматин
27. Какие функции выполняет ядрышко?
1. Синтез иРНК. 2.Образование предшественников рибосом.
3. Синтез рРНК. 4. Репликация ДНК.
28. С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы?
1. Нуклеоплазмы. 2. Хромосом.
3.Ядерной мемраны. 4. Ядрышка.
29. В каком состоянии находятся хромосомы в неделящейся клетке?
1. В спирализованном. 2. В виде хроматина.
3. В деспирализованном. 4. В виде нитей ДНК.
30. Какая ядерная структура несет наследственные свойства организма?
1.Ядрышко. 2. Нуклеоплазма.
3. Хромосомы. 4. ДНК.
В нашем каталоге доступно 74 492 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Программа элективного курса на тему" Клетка-основа живых организмов" для 10 класса.Программа составлена для дополнительного обучения раздела "Цитологии" и содержит много полезной информации при изучении данной темы,а также несколько приложении рекомендуемых при проведении урока. Программа предназначена для профильного курса учащихся 10-11 классов, общеобразовательной школы.Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения, в определенной степени дополняет учебную программу.Значимость, роль и место данного курса определяется тем, что тема «Клетка» является важным компонентом в системе общего образования и направлена на углубленное изучение избранных разделов в области цитологии. Этот курс является дополнительным подспорьем для подготовки к ЕНТ, позволяет изучить вопросы истории науки цитологии, получить знания о строении и функциях клетки, а также поможет в выборе будущей профессии
6 664 189 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Лаушина Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.