Пояснительная записка
Предлагаемая программа предназначена для преподавания
курса «Глобальное изменение климата и мой край»,
рассчитанного на школьников 5-11 классов, занимающихся в группах
дополнительного образования. Программа рассчитана на один год обучения и
предусматривает знакомство с одной из составных частей географии -
климатологии.
Элективный курс носит межпредметный характер. Для
понимания и положительной реализации курса используются знания по математике
(статистическая обработка климатических данных), физике (изучение физических
процессов, происходящих в атмосфере), географии (типы климатов,
пространственное распределение климатических показателей по территории земли),
палеонтологии (изучение палеоклиматов и их влияния на развитие жизни на земле).
Проведение данного курса
определяется тем, что в последнее время проблема глобального изменения климата
вызывает как огромный научный интерес, так и затрагивает практическую
деятельность человека.
Цель данного курса – изучение
закономерностей изменения климата в истории развития Земли и в настоящее
время.
Задачи данного курса:
1.
Формирование и развитие
интереса к изучению географических наук и, в частности, климатологии.
2.
Изучение причин, влияющих
на изменение климата исторического прошлого и настоящего.
3.
Изучение роли человека в
изменении климата на планете.
4.
Прогноз изменения климата
в ближайшем будущем.
5.
Формирование умений и
навыков самостоятельной исследовательской работы с целью их реализации в разных
областях будущей профессиональной деятельности.
Учебные занятия предусматривают разные формы
обучения: теоретические - лекции, семинары, и практические - работа с
литературными источниками, справочниками. В процессе изучения курса школьники с
помощью преподавателя готовят научно-исследовательские проекты по выбранным
темам, которые будут защищаться по мере прохождения материала. Конечным
результатом работы будет проведение межпредметного урока в виде сюжетно -
ролевой игры в виде дискуссии.
Учебная программа «Глобальное изменение климата и мой край» разработана с целью систематизации и углубления имеющихся экологических
знаний у учащихся 5-11 классов.
Основными принципами отбора и структурирования
материала являются:
-
развитие мотивационной
сферы - от случайного интереса к устойчивым потребностям интеллектуального
развития личности;
-
дифференцированный подход
(учитывать различную подготовку учащихся, предусматривать индивидуальный подход
к каждому ребёнку, использовать различный набор методов, приёмов и форм работы
- принцип гибкости);
-
принципы научности и в то
же время доступности материала;
-
принцип межпредметности
(связь с историей, географией, экономикой, экологией, культурологией);
-
принцип
коллективообразования (активное привлечение учащихся к совместной деятельности,
участию в совместных мероприятиях).
Программа курса направлена на получение
первичных научных и профессиональных знаний, призвана способствовать
формированию научного мировоззрения, развивать логическое мышление.
Исследовательская работа позволяет развить у обучающихся умение вычленять и
решать наиболее важные проблемы с учётом социальных, экологических и
экономических условий, ставить цель, обучает навыкам самостоятельной работы с
различными источниками информации (научная и специальная литература, архивные
материалы, периодическая печать). Налаживание контактов с людьми, составление и
проведение анкет и опросов развивает не только научные, но и коммуникативные
качества.
Методы работы:
1.
Словесные методы:
объяснение, рассказ, указания.
2.
Наглядные методы.
3.
Практические методы.
4.
Социологические: опрос,
анкетирование.
5.
Метод научных проектов.
Формы работы:
1. Индивидуальная.
2. Фронтальная.
2. Групповая.
В результате изучения теоретического курса и
практических занятий кружковцы должны:
знать:
-
Природные предпосылки изменения
климата своего края;
-
методику сбора информации
из разных источников;
-
правила оформления
собранных материалов;
-
способы первичной
отработки краеведческого материала;
уметь:
- давать характеристику климата области;
- вести работу по сбору новой информации;
- работать с краеведческой литературой,
архивными источниками, материалами периодической печати;
- представлять результаты работы в виде
небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на
школьных конференциях.
Преимущества данного курса состоят в том, что
занятия можно проводить на базе музеев, архива, библиотеки, располагающих
краеведческим материалом.
Программа рассчитана на реализацию в
учреждениях дополнительного образования или во внешкольной работе
общеобразовательных школ. Обширность программы позволяет использование
отдельных тем в качестве самостоятельных курсов.
Объем учебной нагрузки по факультативному
курсу «Глобальное изменение
климата и мой край» составляет 1
час в неделю, весго 34 часа в учебном году.
Оценка результативности обучения может
производиться следующими методами:
- отслеживание текущих показателей путем
анкетирования, тестирования, наблюдения (рост познавательного интереса,
активность учащихся в ходе бесед, дискуссий, степень самостоятельности в
работе);
- учет итоговых показателей (участие в
конкурсах и конференциях, подготовка докладов, рефератов, разработка и
выполнение исследовательских проектов).
Тематический план
№
|
Содержание
работы и темы занятий
|
Кол-во часов
|
Из них
|
теор.
|
прак.
|
экскурсия
|
I
|
Введение
|
1
|
1
|
|
|
II
|
Погода и ее
характеристики
|
3
|
1
|
1
|
1
|
III
|
Процессы и факторы формирования климата
|
4
|
2
|
2
|
|
IV
|
Изучение характеристик климата по статистическим
материалам
|
6
|
2
|
3
|
|
V
|
Причины изменения климата и его последствия
|
6
|
2
|
4
|
|
VI
|
Парниковый эффект и его влияние на климат
|
3
|
1
|
2
|
|
VII
|
Влияние человека на природу и изменение климата
|
6
|
1
|
5
|
1
|
VIII
|
Гипотезы и прогнозы изменения климата. Киотский
протокол
|
5
|
2
|
3
|
|
|
Всего
|
34
|
12
|
20
|
2
|
Тема 1. Введение (1 час).
Знакомство учащихся с целями и
задами курса. Географического положение павлодарской области. Особенности
погоды и климата Павлодарской области. Знакомства с понятием изменения климата.
Тема 2. Погода и ее характеристики (3 часа).
Периодические и непериодические изменения
погоды. Погодные явления. Воздушные массы. Циклональная и антициклональная
погода. Методы изучения погоды. Организация метеорологических наблюдений.
Фенологические наблюдения для Павлодарской области. Прогноз погоды.
Учащиеся должны знать: причины формирования
погоды, методы изучения погоды.
Учащиеся должны уметь: вести дневник
наблюдения за погодой, вести наблюдения за сезонными изменениями фенологии.
Практическая работа № 1. Дневник наблюдения за погодой.
Экскурсия № 1. Организация фенологических наблюдений в пойме реки
Иртыш.
Тема 3. Процессы и факторы формирования
климата (4 часа)
Теплооборот, влагооборот, циркуляция
атмосферы, географическое положение, солнечная радиация, влияние морей и
океанов, удаленность суши от моря, характер подстилающей поверхности (рельеф,
снеговой покров, ледники, растительность и другое).
Учащиеся должны знать: основные понятия
климатологии.
Учащиеся должны уметь: объяснять и оценивать
роль климатообразующих факторов.
Практическая работа № 2. Климатообразующие факторы Павлодарской
области.
Тема 4. Изучение характеристик климата по
статистическим материалам (6
часов)
Построение графиков распределения температур,
осадков, розы ветров по статистическим материалам.
Учащиеся должны знать: климатические статистические
и справочные материалы.
Учащиеся должны уметь: работать со справочными
материалами, строить графики распределения температур, строить диаграммы
распределения осадков, розы ветров.
Практическая работа № 3. Составление графиков распределения температур
за последние 10 лет в Павлодарской области.
Практическая работа № 4. Роза ветров Павлодарской области.
Тема 5. Причины изменения
климата и его последствия (6 часов)
Ритмичное изменение климата. Эпохи потепления
и оледенения Земли. Изменение климата в послеледниковую эпоху. Потепление климата
и изменение растительного и животного мира. Изменение климата в последнее
тысячелетие. Вырубка лесов. Осушение болот. Изменение направления течения рек.
Опустынивание территорий. Зависимость органического мира от изменений климата.
Учащиеся должны знать: изменение природных
объектов и его влияние на изменение климата.
Практическая работа № 5. Изменение климатических особенностей и
биомассы на суше в различных географических поясах.
Тема 6. Парниковый эффект и его
влияние на климат (3 часа)
Причины возникновения парникового эффекта.
Парниковый эффект как результат природный процессов. Влияние парникового
эффекта на природу Земли. Деятельность человека и парниковый эффект.
Учащиеся должны знать: роль природных
процессов в формировании парникового эффекта, роль деятельности человека в
образовании парникового эффекта.
Учащиеся должны уметь: определять
причины образования парникового эффекта и его влияние на изменение климата
Практическая работа № 6. Формирование парникового эффекта
Тема 7. Влияние человека на
природу и изменение климата (6 часов)
Последствия глобального изменения климата для
жизнедеятельности человека. Повышение уровня моря, усиление ветров, увеличение
количества ураганов, засуха для одних районов и сильное увлажнение для других
районов.
Учащиеся должны знать: изменения в окружающей
среде, которые может принести глобальное потепление климата.
Учащиеся должны уметь: прогнозировать
изменения условий проживания людей за счет потепления климата.
Практическая работа № 7. Методы энергосбережения
Тема 8. Гипотезы и прогнозы изменения климата.
Киотский протокол (5 часов)
Гипотезы и прогнозы изменения климата на
основе новейших исследований. Использование достижений науки и техники для
прогноза изменения климата. Вероятность прогнозов. Киотский протокол. Причины
его возникновения. Сторонники и противники его подписания. Роль протокола в
сдерживании развития парникового эффекта.
Учащиеся должны знать: основные гипотезы и
прогнозы изменения климата, значение Киотского протокола для предотвращения
глобальных изменений климата.
Практическая работа № 8. Прогнозы влияния изменения климата для степной
зоны Павлодарской области
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.