Инфоурок География Рабочие программыЭлективный курс «Глобальное изменение климата и мой край»

Элективный курс «Глобальное изменение климата и мой край»

Скачать материал

    Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса  «Глобальное изменение климата и мой край», рассчитанного на школьников 5-11 классов, занимающихся в группах дополнительного образования.  Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает знакомство с одной  из составных частей географии - климатологии.

Элективный курс носит межпредметный характер.  Для  понимания и положительной реализации  курса используются  знания по математике (статистическая обработка климатических данных), физике (изучение физических  процессов, происходящих в атмосфере), географии (типы климатов, пространственное распределение климатических показателей по территории земли), палеонтологии (изучение палеоклиматов и их влияния на развитие жизни на земле).

Проведение данного курса  определяется тем, что в последнее время проблема глобального изменения климата вызывает как огромный  научный интерес, так и затрагивает практическую деятельность человека.      

Цель данного курса – изучение  закономерностей изменения климата в  истории развития Земли и в настоящее время.

Задачи данного курса:

1.     Формирование и развитие интереса к изучению географических наук и, в частности, климатологии.

2.   Изучение причин, влияющих на изменение климата исторического прошлого и настоящего.

3.   Изучение роли человека в изменении климата на планете.

4.   Прогноз изменения климата в ближайшем будущем.

5.   Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы с целью их реализации в разных областях будущей профессиональной  деятельности. 

Учебные занятия предусматривают разные формы обучения: теоретические - лекции, семинары, и практические - работа с литературными источниками, справочниками. В процессе изучения курса школьники с помощью преподавателя   готовят  научно-исследовательские проекты по выбранным темам, которые будут защищаться по мере прохождения материала. Конечным результатом работы будет проведение межпредметного урока в виде сюжетно - ролевой игры в виде дискуссии.

Учебная программа «Глобальное изменение климата и мой край» разработана с целью систематизации и углубления имеющихся экологических знаний у учащихся 5-11 классов.

Основными принципами отбора и структурирования материала являются:

-     развитие мотивационной сферы - от случайного интереса к устойчивым потребностям интеллектуального развития личности;

-     дифференцированный подход (учитывать различную подготовку учащихся, предусматривать индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать различный набор методов, приёмов и форм работы - принцип гибкости);

-     принципы научности и в то же время доступности материала;

-     принцип межпредметности (связь с историей, географией, экономикой, экологией, культурологией);

-     принцип коллективообразования (активное привлечение учащихся к совместной деятельности, участию в совместных мероприятиях).

Программа курса направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний, призвана способствовать формированию научного мировоззрения, развивать логическое мышление. Исследовательская  работа позволяет развить у обучающихся умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учётом социальных, экологических и экономических условий, ставить цель, обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (научная и специальная литература, архивные материалы, периодическая печать). Налаживание контактов с людьми, составление и проведение анкет и опросов развивает не только научные, но и коммуникативные качества.

Методы работы:

1.   Словесные методы: объяснение, рассказ, указания.

2.   Наглядные методы.

3.   Практические методы.

4.   Социологические: опрос, анкетирование.

5.   Метод научных проектов.

 Формы работы:

1. Индивидуальная.

2. Фронтальная.

2. Групповая.

В результате изучения теоретического курса и практических занятий кружковцы должны:

знать:

-     Природные предпосылки изменения климата своего края;

-     методику сбора информации из разных источников;

-     правила оформления собранных материалов;

-     способы первичной отработки краеведческого материала;

уметь:

- давать характеристику климата области;

- вести работу по сбору новой информации;

- работать с краеведческой литературой, архивными источниками, материалами периодической печати;

- представлять результаты работы в виде небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на школьных конференциях.

Преимущества данного курса состоят в том, что занятия можно проводить на базе музеев, архива, библиотеки, располагающих краеведческим материалом.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внешкольной работе общеобразовательных школ.  Обширность программы позволяет использование отдельных тем в качестве самостоятельных курсов.

Объем учебной нагрузки по факультативному курсу «Глобальное изменение климата и мой край» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.

Оценка результативности обучения может производиться следующими методами:

- отслеживание текущих показателей путем анкетирования, тестирования, наблюдения (рост познавательного интереса, активность учащихся в ходе бесед, дискуссий, степень самостоятельности в работе);

- учет итоговых показателей (участие в конкурсах и конференциях, подготовка докладов, рефератов, разработка и выполнение исследовательских проектов).

 

 

  Тематический план

 

Содержание работы и темы занятий

Кол-во часов

Из них

теор.

прак.

экскурсия

I 

Введение

1

1

 

 

II

Погода и ее характеристики

3

1

1

1

III

Процессы и факторы формирования климата

4

2

2

 

IV

Изучение  характеристик климата по статистическим материалам

6

2

3

 

V

Причины изменения климата и его последствия

6

2

4

 

VI

Парниковый эффект и его влияние на климат

3

1

2

 

VII

Влияние человека на природу и изменение климата

6

1

5

1

VIII

Гипотезы и прогнозы изменения климата. Киотский протокол

5

2

3

 

 

Всего

34

12

20

2

 

Тема 1. Введение (1 час).

Знакомство учащихся с целями и задами курса. Географического положение павлодарской области. Особенности погоды и климата Павлодарской области. Знакомства с понятием изменения климата.

 

Тема 2. Погода и ее характеристики (3 часа).

Периодические и непериодические изменения погоды. Погодные явления. Воздушные массы. Циклональная и антициклональная погода. Методы изучения погоды. Организация метеорологических наблюдений. Фенологические наблюдения для Павлодарской области. Прогноз погоды.

Учащиеся должны знать: причины формирования погоды, методы изучения погоды.

Учащиеся должны уметь: вести дневник наблюдения за погодой, вести наблюдения за сезонными изменениями фенологии.

Практическая работа № 1. Дневник наблюдения за погодой.

Экскурсия № 1. Организация фенологических наблюдений в пойме реки Иртыш.

 

Тема 3. Процессы и факторы формирования климата (4 часа)

Теплооборот, влагооборот, циркуляция атмосферы, географическое положение,  солнечная радиация, влияние морей и океанов, удаленность суши от моря, характер подстилающей поверхности (рельеф,  снеговой  покров, ледники, растительность и другое).

Учащиеся должны знать: основные понятия климатологии.

Учащиеся должны уметь: объяснять и оценивать роль климатообразующих факторов.

Практическая работа № 2. Климатообразующие факторы Павлодарской области.

 

Тема 4. Изучение  характеристик климата по статистическим материалам (6 часов)

Построение графиков распределения температур, осадков, розы ветров по статистическим материалам.

Учащиеся должны знать:  климатические  статистические и справочные материалы.

Учащиеся должны уметь: работать со справочными материалами, строить графики распределения  температур, строить диаграммы распределения осадков,  розы ветров.

Практическая работа № 3. Составление графиков распределения температур за последние 10 лет в Павлодарской области.

Практическая работа № 4. Роза ветров Павлодарской области.

 

Тема 5. Причины изменения климата и его последствия (6 часов)

Ритмичное изменение климата. Эпохи  потепления и оледенения Земли. Изменение климата в послеледниковую эпоху. Потепление климата и изменение растительного и животного мира. Изменение климата в последнее тысячелетие. Вырубка лесов. Осушение болот. Изменение направления течения рек. Опустынивание территорий. Зависимость органического мира от изменений климата.

Учащиеся должны знать: изменение природных объектов и его влияние на изменение климата.

Практическая работа № 5. Изменение климатических особенностей и биомассы на суше в различных географических поясах.

 

Тема 6. Парниковый эффект и его влияние на климат (3 часа)

Причины возникновения парникового эффекта. Парниковый эффект как результат природный процессов. Влияние парникового эффекта на природу Земли. Деятельность человека и парниковый эффект.

Учащиеся должны знать:  роль природных процессов в формировании парникового эффекта, роль деятельности человека в образовании парникового эффекта.   

Учащиеся должны уметь: определять причины образования парникового эффекта  и  его  влияние на изменение климата

Практическая работа № 6. Формирование парникового эффекта

 

Тема 7. Влияние человека на природу и изменение климата (6 часов)

Последствия глобального изменения климата для жизнедеятельности человека.  Повышение уровня моря, усиление ветров, увеличение количества ураганов, засуха для одних районов и  сильное увлажнение для других районов.

Учащиеся должны знать:  изменения в окружающей среде, которые может принести глобальное потепление климата.

Учащиеся должны уметь: прогнозировать изменения условий проживания людей за счет потепления климата.

Практическая работа № 7. Методы энергосбережения

 

Тема 8. Гипотезы и прогнозы изменения климата. Киотский протокол (5 часов)

Гипотезы и прогнозы изменения климата на основе новейших исследований. Использование достижений науки и техники для прогноза изменения климата. Вероятность прогнозов. Киотский протокол. Причины его возникновения. Сторонники и противники его подписания. Роль протокола в сдерживании развития парникового эффекта.

Учащиеся должны знать: основные гипотезы и прогнозы изменения климата, значение Киотского протокола для предотвращения глобальных изменений климата.

Практическая работа № 8. Прогнозы влияния изменения климата для степной зоны Павлодарской области

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс «Глобальное изменение климата и мой край»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 297 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.11.2015 880
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Амиркаирова Заина Азаматовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Амиркаирова Заина Азаматовна
    Амиркаирова Заина Азаматовна
    • На сайте: 8 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 23071
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 414 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек