Главная / Другое / ЭКСПЕДИЦИЯ «БЫЛИНА» в ЗАОЗЕРЬЕ»

ЭКСПЕДИЦИЯ «БЫЛИНА» в ЗАОЗЕРЬЕ»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

«_____»__________2006 «____»_____________2006

Управление образования Метод. совет МОУ ДОД «ЦВР»

ГМК, методист по доп.образов. Директор _________(Никитина Т.А.)

_______________(___________)








ЭКСПЕДИЦИЯ «БЫЛИНА» в ЗАОЗЕРЬЕ»

Программа экспедиционного отряда

«Зеленый дозор»

по дополнительному образованию

для школьников 11-13 лет






Учреждение: МОУ ДОД «ЦВР»

Педагог: Карпушева

Елена

Тадеушевна











Североуральск, 2006




  1. Пояснительная записка

Основными целями предлагаемой программы являются:

  • формирование у школьников целостной художественной картины мира через приобщение к ценностям региональной культуры,

  • пропаганда и популяризация культурного и исторического наследия Северного Урала,

  • формирование у старших подростков навыков исследовательской этнографической и эколого-краеведческой работы,

  • воссоздание этнической культурной среды в естественных для нее ландшафтных условиях.

Поставленные цели достигаются, прежде всего, через знакомство с бытом, культурными традициями Северного Урала. В процессе изучения курса развиваются творческие способности, вырабатывается активная жизненная позиция, воспитывается уважение к культурной и исторической памяти народа, уважительное отношение к чужим культурным мирам. Формирование у школьников системы эстетических предпочтений происходит на основе народных и классических традиций, сложившихся на Урале. При этом создаются условия для творческой самореализации учащихся в процессе обучения. Особое внимание уделяется вопросам взаимоотношения человека и природы, основанного на народном опыте и традициях.

Программа разработана в соответствии с Концепцией развития общегражданского и среднего профессионального образования, региональной программой развития образования Свердловской области.

Программа основывается на современных теориях развития личности, общества, новых современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников, рекомендациях экологической психопедагогики по формированию партнерского взаимодействия с миром природы в учебно-познавательной деятельности.

Культура личности рассматривается как «системообразующий фактор, способствующий формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности» (Б.Т. Лихачев). Приобщение ребенка к народной культуре помогает ему видеть мир природы сквозь призму народного уклада и народных традиций, которые в своей основе экологичны. Таким образом, попутно реализуются задачи и экологического образования – формирование отношения к природе через традиции народов, населяющих Северный Урал, формирование умений и навыков взаимодействия с природой на основе знакомства с традиционными технологиями.

Программа построена на основе принципов доступности, преемственности, системности, последовательности.

Учебно-тематический план составлен по блочному принципу. Структура программы представляет собой сочетание теоретических, практических и внеаудиторных занятий.

Практическая часть включает, помимо аудиторных практикумов, экспедиционную деятельность в каникулярный период. В ходе экспедиций «Былина в Заозерье» школьники должны овладеть практическими навыками составления паспорта на памятники архитектуры, составления описания предметов народного быта, овладеть навыками сбора диалектного и фольклорного, краеведческого (устная история) материала, методами его обработки.

Часть времени выделяется на проведение самостоятельных исследований по разделам курса, результатом которых должно стать написание рефератов, докладов, исследовательских проектов по темам курса, вынесенным для самостоятельного изучения.

Программа носит компилятивный характер, при ее составлении учитывался опыт работы и рекомендации Бобрихина А.А., Ковалевской З.М., Мурзиной И.Я., Московкина В.В. (руководителя экспедиции «Былина») Нестерова Ю.М., Чагина Г.Н., Чеурина Г.С., Широкова В.Н. и других авторов, работающих в данном направлении.

Знания:

  • уральский фольклор и его разновидности,

  • народные музыкальные инструменты,

  • народные песни,

  • народные праздники и их последовательность,

  • народная цветопись и символика цвета в домовой росписи.

Умения:

  • изготовление инвентаря и оборудования для игр,

  • изготовление кукол-берегинь и одежды для них,

  • плетение поясов-оберегов,

  • владение кистью для росписи,

  • разыгрывание игровых песен и хороводов,

  • реконструкция отдельных фрагментов (обрядов, ритуалов) народных праздников,

  • общение друг с другом и миром природы.























2. Учебно-тематический план




Название темы


Количество часов


всего

теорет.

практ.

внеаудит..





3-й год обучения


72



18



36



18



Блок 1. Разновидности народного творчества

18

8

8

2

1

Народный танец

2

-

2

-

2

Народная песня

2

-

2

-

3

Народная музыка

2

1

-

1

4

Фольклор

2

2

-

-

5

Детский фольклор

2

1

-

1

6

Куклы-берегини. Обереги

4

2

2

-

7

Народный театр

2

1

1

-

8

Хороводы

2

-

2

-


Блок 2. Народный земледельческий календарь

40

10

17

12

9

Праздники и их виды. История возникновения праздников

2

-

-

-

10

Осенние праздники. Госпожинки. Вечерки

4

1

2

1

11

Зимние праздники

1

1

-

-

12

Колядки

4

1

2

1

13

Народная игра

2

-

2

-

14

Вертеп

6

1

3

2

15

Масленица

4

1

2

1

16

Образная система праздников весеннего цикла

1

1

-

-

17

Благовещенье. Встреча птиц

2

1

-

1

18

Вербная неделя

2

1

1

-

19

Пасха. Писанки.

4

1

2

1

20

Радуница.

2

1

1

-

21

Троица. Зеленые святки. Похороны «кукушки»

6

-

2

4


Блок 3. Жанры устного народного творчества

14

-

11

3

22

Особенности уральского фольклора

4

-

2

2

23

Исторические предания

4

-

4

-

24

Уральская частушка

4

-

4

-

26

Итоговая конференция «Мои истоки»

2

-

2

1

На самостоятельное изучение выносятся темы:

  1. Происхождение топонима «Урал».

  2. Основные этапы освоения Урала русскими.

  3. Легенды и предания о земле уральской.

  4. История заброшенных деревень и поселков Североуральского района.



3. Содержание занятий


БЛОК 1. Разновидности народного творчества.

Тема 1. Народный танец.

Танец – древнейшее искусство. Русский народный танец на Урале. Практика: Разучивание простейших движений.

Тема 2. Народная песня.

Слушание народных песен в исполнении фольклорных ансамбля «Багрянье» (рук. Нестеров Ю.М.), «Складыня» (рук. Лягинскова Е.). Практика: Обсуждение и разучивание текстов.

Тема 3. Народная музыка.

Слушание, обмен впечатлениями. Тренинги общения.

Тема 4. Фольклор.

Понятие «фольклор». Возникновение фольклора. Календарный фольклор.

Практика: Сочинение сказок.

Тема 5. Детский фольклор.

Колыбельные. Потешки. Загадки. Воспитательная функция малых жанров детского фольклора. «Страшилки» как жанр современного детского фольклора.

Практика: Разучивание колыбельных. Конкурс загадок для младших школьников.

Тема 6. Куклы-берегини. Обереги.

Традиционная кукла русских деревень и ее предназначение. Разновидности кукол. Схемы изготовления. Материал, из которого изготавливались куклы.

Практика: Изготовление кукол-берегинь.

Тема 7. Народный театр.

Скоморошины. Театр Петрушки. Вертеп. История появления театра на Урале. Ярмарка.

Практика: Изготовление вертепа.


Тема 8. Хороводы.

Происхождение и разнообразие хороводов. Хороводные песни.

Практика: Разучивание хороводов.

БЛОК 2. Народный земледельческий календарь

Тема 9. Праздники и их виды. История возникновения праздников.

Праздники календарные и семейно-бытовые. «Праздник – труд, угодный Богу». Роль и место детей в праздниках.

Тема 10. Осенние праздники. Госпожинки. Вечерки.

Праздник урожая. Покров – девичий праздник. Осеннее рукоделие и песенное творчество.

Практика: Составление сценария и реконструкция праздника.

Тема 11. Зимние праздники.

Рождественский пост и сочельник. Святые вечера. Святочные гаданья.

Практика: Разучивание рождественских игр, подблюдных песен.

Тема 12. Колядки.

История развития праздника на Руси: языческие и ведические мотивы.

Практика: Разучивание колядок. Колядование.

Тема 13. Народная игра.

Разновидности народных игр, их значение в жизни человека.

Практика: Разучивание игр.

Тема 14. Вертеп.

Содержание и схема изготовления рождественского театра. Куклы для вертепа. Театрализованное представление.

Практика: Подготовка представления вертеп-театра.

Тема 15. Масленица.

Языческие корни праздника. Образы праздника. Ход праздника. Масленичные песни и игры.

Практика: Изготовление чучела масленицы. Реконструкция праздника.

Тема 16. Образная система праздников весеннего цикла.

Заклички весны. Веснянки. Лада и Жива – богини весны и любви.

Тема 17. Благовещенье. Встреча птиц.

Символы Благовещения. Жаворонки – особо почитаемые птицы на Руси.

Практика: Наблюдение за прилетом птиц.

Тема 18. Вербная неделя.

Символика христианского праздника. Значение праздника в жизни девушек и женщин.

Тема 19. Пасха. Писанки.

Светлое Христово воскресение. Обычай расписывать яица. Цвет и его магия в росписи писанок. Технология писанок.

Практика: Расписывание яиц.

Тема 20. Радуница.

Красная горка. Радуница от слова «радость».

Практика: КВН

Тема 21. Троица. Зеленые святки. Похороны «кукушки».

Девичий праздник Семик и троица. Троицкие хороводы, песни, игры. Обряд кумления, или «похороны кукушки»: символика обряда, правила изготовления куклы, подарки.

Практика: Реконструкция праздника.

БЛОК 3. Жанры устного народного творчества.

Тема 22. Особенности уральского фольклора.

Жанры уральского фольклора. Рабочий фольклор. Сказы Бажова.

Практика: Посещение музея.

Тема 23. Исторические предания.

Особенности развития жанра.

Практика: Чтение и исполнение исторических преданий.

Тема 24. Уральская частушка.

Практика: Конкурс частушек.

Тема 25. Итоговая конференция «Мои истоки».

Защита исследований и итоговый концерт по темам курса.


4. Перечень учебно-методического обеспечения

Дидактические материалы:

  • видеофильм «Уральская свадьба», «Колядки»,

  • аудиокассеты с исполнением обрядовых песен, произведений духовной музыки,

  • методические рекомендации по сбору этнографического материала и его обработке.

5. Библиографический список

1. Ковалевская З.М., Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2002.

2. Матвеев А.К. Вверх по реке забвения. Свердловск, Средне-Уральское книжн. изд-во, 1992.

3. Организация экологического воспитания в школе. Пермь, 1990.

4. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Методические рекомендации, проверочные и контрольные задания, 10-11 класс. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999.

5. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Учебное пособие для 10-11 классов. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999.

6. Сикорская Г. П. Экологическое краеведение: Программа для подготовки социальных педагогов. Екатеринбург, 1992.

7. Чагин Г.Н. История культуры народов Урала. - Екатеринбург, 2002.

8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 1998.


ЭКСПЕДИЦИЯ «БЫЛИНА» в ЗАОЗЕРЬЕ»
  • Другое
Описание:

Основными целями предлагаемой программы являются:

·        формирование у школьников целостной художественной картины мира через приобщение к ценностям региональной культуры,

·        пропаганда и популяризация культурного и исторического наследия  Северного Урала,

·        формирование у старших подростков навыков исследовательской этнографической и эколого-краеведческой работы,

·        воссоздание этнической культурной среды в естественных для нее ландшафтных условиях.

 

Поставленные цели достигаются, прежде всего, через знакомство с бытом, культурными традициями Северного Урала. В процессе изучения курса развиваются творческие способности, вырабатывается активная жизненная позиция, воспитывается уважение к культурной и исторической памяти народа, уважительное отношение к чужим культурным мирам. Формирование у школьников системы эстетических предпочтений происходит на основе народных и классических традиций, сложившихся на Урале. При этом создаются условия для творческой самореализации учащихся в процессе обучения. Особое внимание уделяется вопросам взаимоотношения человека и природы, основанного на народном опыте и традициях.

Автор Карпушева Елена Тадеушевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 329
Номер материала 24987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы