Плотникова
Л. В.,
учитель истории
МКОУ
«Верхнеключевская
СОШ», 2014
Предания старины
глубокой
Экскурсия в
школьный краеведческий музей
Цель
экскурсии:
формирование знаний по истории заселения родного края, о труде и быте
зауральских крестьян на основе фольклорных данных и экспонатов музея.
Задачи
экскурсии:
1.Образовательные:
в ходе экскурсии обеспечить усвоение основных факторов, повлиявших на развитие
родного края.
2.Развивающие:
развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать
полученную информацию.
3.Воспитывающие:
формировать интерес к истории родного края, к достижениям предков.
Ожидаемые
результаты.
В ходе
экскурсии учащиеся смогут:
-
высказывать собственное мнение;
-
применять различные источники информации;
-
использовать полученные знания в общении с людьми.
Оборудование: экспонаты
школьного музея.
После
похода Ермака в 1581 – 1582 гг. потянулись люди в Сибирь. Юрий Конецкий в поэме
«Верхотурье» написал:
Русь
в Сибирь повалила по тракту.
Кто
с проезжей, а кто с кистеньком,
Кто
- с лошадкой по свежую травку,
Кто
– свободной землицей влеком.
Кто
– тайком, кто в железах – кандальник,
Кто
– по делу гуляет, кто – так…
С
брякунцами на тройке – начальник,
Приказной
воевода иль дьяк.
В
колымагах, повозках, кошёвах,
В
сапогах, в лапотках, босиком
То
ли счастья пытают большого,
То
ль от прежнего горя - бегом?
Шли
люди и в Зауралье, которое протянулось полосой между Уралом-батюшкой и
Сибирью-матушкой. Фамилии поселенцев часто говорят, откуда пришли люди в наши
края. Крестьяне шли из Верхотурского, Тюменского и Тобольского уездов, из
России.
Устюжанины
– из Устюга, Басаргины – с севера европейской России, Пермяковы, Зыряновы – из
Пермской губернии (коми-пермяки и коми-зыряне), Булатов – фамилия тюркского
происхождения и др. (1, с. 16, 17).
В
Зауралье русские люди столкнулись с татарами и башкирами. Часто бывало, что
нападали тюркские народы и уводили людей в плен. Вот что об этом говорит
легенда.
Жил
за Тоболом народ нерусский. До сих пор сохранились ещё ямы от их юрт. Увели они
однажды девушку совсем молоденькую, годиков 7. Выросла она среди людей
нерусских. Потом её замуж выдали. Сын родился и стал расти.
Пошла
в лес собирать грибы старуха русская. Налетели на неё нерусские люди, как
коршуны, и увели в полон. Отдал старуху муж к молодой жене в гусятницы, да
ребёнка качать. Увидела хозяйку пленница и узнала дочь свою потерянную. И
запела песню жалобную.
По
этому сюжету была написана баллада:
Как
услыхала эту песню хозяйка, так и вскинулась вся. Подбежала к матери, в ноги
повалилась и заплакала слезами горькими:
Ты
родимая государыня,
Ты
почто мне не сказалася,
Ты
зачем мне не призналася?
Эта
песня заинтересовала Михаила Юрьевича Лермонтова, который записал её для себя
(2, с. 164).
В
XVII веке
земли по реке Исети стали активно заселяться. В 1644 году монахом Далматом (в
миру Дмитрий Иоаннович Мокринский) был основан монастырь. У подножия высокого
места вырыл он пещеру и поселился отшельником. А земли эти принадлежали
знатному татарину, тюменскому мурзе Илигею. Прискакал он с отрядом татар, вошёл
в пещеру преподобного с обнажённым клинком, но в разговоре выяснил, что мать
Далмата была крещёной татаркой из его рода. В 1646 году отдал он Далмату всю
вотчину во владение, подарил ему свой боевой шишак и кольчугу.
Построили
деревянную обитель, но в 1651 году налетели калмыки, сожгли обитель, замучив
монахов, только Далмат уцелел. Снова к нему пошли монахи, крестьяне с семьями.
Пришёл его родной сын Иоанн (в монашестве Исаак). Построили деревянную церковь
во имя Успения Божьей Матери (3, с. 5 – 11).
Макет
монастыря в Далматовском краеведческом музее. Фото: Л. Плотникова
В
1664 г. монастырь снова сгорел, опять его отстроили. В 1697 г. монах Далмат
умер в возрасте 103 лет. А его сын Исаак выстроил каменный монастырь.
О
времени трудном, опасном свидетельствуют экспонаты музея: кистени, ядра от
пушек, кандалы.
Мирная
жизнь крестьян была наполнена тяжким трудом. Об этом говорят пословицы.
«Хлеб
да вода – то наша еда».
«То
ещё не беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды».
Поговорки:
Без
соли, без хлеба половина обеда.
Никто
без хлеба не обедает.
Если
хлеба край, то и под елью рай.
Хлеба
ни куска, так и в горнице тоска.
Обратите
внимание на орудия труда, которыми пользовались зауральские крестьяне. Как вы
думаете, о чём эти загадки?
1) Весь мир
кормит, сама голодная (соха).
2) Ног много,
а с поля домой на спине едет (борона).
3) Маленький,
сутуленький, все поля обежит, к зиме домой прибежит (серп).
4) Насажена
на дерево, летом – на лугу, зимой – на крюку (коса).
А вот ещё одна загадка:
5) Режут меня,
вяжут меня, бьют нещадно, колесуют – пройду огонь и воду, и конец мой – нож и
зубы (хлеб).
Показать сито для подсева семян, ступу, жернова,
лопату, на которой отправляли калачи в печь.
Обратите внимание на предметы быта, одежду жителей
деревни. В нашем музее представлены вещи, которые хранят тепло рук мастериц:
полотенца, кружева, вышивки. Они донесли до нас представления о красоте и
счастье. Зимними вечерами женщины пряли, вязали, ткали. Девушки сами готовили
приданое: полотенца, скатерти, кушаки и др. В богатых семьях невеста дарила
жениху гарусные вожжи и ковровую подпругу. За работой пели, слушали сказки,
предания, были, духовные стихи и библейские легенды.
Среди них была легенда о «всемирном потопе».
Когда Ной загружал ковчег, сторожить вход поставил
собаку. А была она, как люди, без шерсти. Дьявол напустил ветер, дождь, град.
Когда собака съёжилась от холода, дьявол подполз к
ней, соблазняя тёплой шубой, но собака держалась, неся честно службу.
Дьявол добавил дождя и града, а сам, превратившись в
мышь, стал снова проситься на ночлег: «Много ли места я займу, а тебе дам
шубу». Третьего натиска не вынесла собака и пустила мышку – дьявола.
Он тут же начал грызть корабль и прогрыз-таки. В дырку
потекла вода, ковчег осел. Беда надвинулась неминучая.
Тогда кошка кинулась на мышь и съела её, а уж своим
телом заткнул дыру. Увидел это Бог и всем «сёстрам раздал по серьгам», повелев:
«Пусть к собаке прирастёт шуба, а у ужа на лбу будет отметина – «белая
звёздочка», чтобы он выделялся из змей.
Собаке
велено жить во дворе (проступок большой!), кошке за её ответственность – в
доме, рядом с человеком. Ужу тоже разрешено быть рядом с людьми, которые
обязаны наливать ему молоко (2, с. 172) .
Христианский мир нашёл своё отражение в экспонатах
музея. Это церковный колокол, потир, нательные кресты.
Задания для учащихся:
- расспросите своих родных, пожилых людей, какие
сказки, песни, частушки, легенды и были они знают;
- сделайте записи.
Литература
1.Антропов, В.И.Земля Катайская / В.И. Антропов. –
Курган, Парус-М., !998. - 304 с.
2.История земли Курганской с древнейших времён до
начала 60-х годов XIX века.
Учебное пособие для учащихся V – VII классов школ Курганской области. –
Курган, 1997. – 206 с.
3.Преподобный Далмат Исетский, основатель
Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря (1594 – 1697). Буклет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.