Экскурсия
в кабинет биологии на тему:
«Таинственный
мир – Биология»
Цель: познакомить младших школьников с такой школьной дисциплиной, как
«биология» и объектами её изучения; вызвать интерес к данной дисциплине.
Оборудование: гербарии различных растений, коллекции насекомых, влажные препараты
животных, конечности копытных, биологические муляжи и модели, лабораторное
оборудование, микроскопы и готовые микропрепараты, видеофрагменты о живой
природе, мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование, фото -
выставка «Домашние животные». Экскурсия совершается в форме путешествия.
Вступительное
слово учителя:
Здравствуйте,
ребята, я рада приветствовать вас в кабинете биологии. Сегодня мы расскажем
вам, что такое биология, что она изучает, чем интересна эта наука. БИОЛОГИЯ
(от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука, учение).
Наука о живой
природе.
Она изучает все
живые организмы на Земле, их особенности строения и условия проживания. Поэтому
изучить её, используя только учебник и тетрадь, невозможно. Лучше изучить любой
объект природы можно, только увидев его, потрогав, может быть, даже понюхать.
Для этого необходимы специальные наглядности. Сегодня мы с Вами познакомимся с
основными наглядными пособиями и методами, используемыми при изучении биологии.
Для этого совершим путешествие в мир биологии.
Первая станция
«Гербарная». Здесь вам покажут гербарии разных
растений.
Гербарий – это
натуральный объект растительного происхождения в засушенном виде, прикрепленный
на бумагу. Гербарии используются на уроках биологии в разных классах. По ним
можно изучать строение листьев, корня, стебля, цветка. По гербариям изучается
многообразие растительного мира, их условия произрастания и т.д. Демонстрация
гербариев разных растений.
Вторая станция
натуральных объектов. Натуральные объекты делятся на
живые и фиксированные. Живые в нашем кабинете – это комнатные цветы, которые
можно использовать при изучении строения листьев, стебля, цветка растений, а
также для приготовления некоторых микропрепаратов для рассмотрения под
микроскопом и для постановки опытов. Также у нас имеются различные фиксированные
натуральные объекты, например коллекции насекомых. Скелеты позвоночных
животных, внутренние органы млекопитающих на примере крысы, внешнее строение
пресмыкающихся на примере гадюки и т.д. Не выходя за пределы кабинета, можно
погрузиться на дно океана, познакомиться и подружиться с подводным миром.
Аскариды паразитируют в организме человека и позвоночных животных, поэтому мы
должны знать, как они выглядят, и какой вред они могут нам принести. (Демонстрация
натуральных объектов)
Третья станция
«Модельная». Здесь Вы увидите муляжи и модели живых
организмов или их органы, изготовленные из различных материалов, в основном
пластмассы. Муляжи и модели копируют не только строение того или иного
натурального объекта, но, чаще всего, и его размеры. Исключением являются
микроскопические объекты, например, модель ДНК.
Демонстрация
муляжей овощей и фруктов, моделей цветков растений разных семейств, скелет
человека. Можно встретить здесь даже и доисторических мужчин, которые не дадут
заскучать современным девушкам. Но это ещё не всё...
Четвертая станция
«Микроскопическая»
Ребята, у нас на
столах стоят микроскопы, они уже настроены, старшеклассники вам в этом помогли,
давайте вы сейчас разделитесь на группы «Рассчитайся на 1,2,3» Первые номера
идут в лабораторию «Удивительный мир растений», вторые в лабораторию «Человек
высшая ступень в эволюции» и третьи в «Животные от одноклеточных к
многоклеточным».
Лаборатория «Удивительный
мир растений»
1.Спирогира -
нитчатая водоросль, которая образует на наших водоемах тину.
Хроматофор -
спиралевидный. Хлорофилл – пигмент зелёного цвета.
Фотосинтез -
образуется в органических веществах на свету.
2.Хвоя сосны -
видоизмененный лист сосны, приспособление к умеренному климату, где среднее
количество осадков, поэтому они приспособлены экономить воду
3.Митоз корешка
лука - деление клеток на разных фазах: профаза, метафаза, анафаза и телофаза.
Рост корня в длину.
Лаборатория
«Человек высшая ступень в эволюции»
1.Нервные клетки –
звёздчатой формы, образуют головной мозг, спинной мозг, нервы.
Проводят нервные
импульсы, обеспечивая согласованную работу всех органов.
2. Кровь человека –
соединительная ткань, состоит из эритроцитов (красные клетки), гемоглобин,
транспортирует О2
3.Ворсинки
кишечника – выстилают тонкий кишечник, осуществляя всасывание питательных
веществ в кровь.
4.Яйцеклетка –
женская половая клетка, в ней много запасных питательных веществ, за счёт
которых питается зародыш, после оплодотворения.
«Лаборатория
Животные от одноклеточных к многоклеточным»
1.Эвглена зеленая –
одноклеточное животное, является переходным звеном между растениями и
животными. Так как по способу питания является миксотроф. Способна к
автотрофному типу питания за счёт наличия хлоропластов. Фотосинтез происходит
на свету. В темноте же вследствие его невозможности эвглена зелёная питается
гетеротрофно. Длительное пребывание в малоосвещённых местах приводит к
«обесцвечиванию» зелёного тела эвглены: хлорофилл в хлоропластах разрушается и
эвглена приобретает бледно-зелёный или вовсе прозрачный цвет. Однако при
возвращении в освещённые места у эвглены вновь начинает иметь место автотрофное
питание. Эвглена перемещается с помощью жгутика.
2.Вольвокс –
колониальное животное, является переходным звеном между одноклеточными и
мноклеточными животными. В прудах и озерах можно найти плавающие в воде зеленые
шарики диаметром до 1 мм. Каждый шарик состоит из множества клеток (больше
тысячи), похожих по строению на эвглену зеленую. Клетки имеют грушевидную форму
и 2 жгутика, соединены между собой цитоплазматическими мостиками.
3.Гидра –
кишечнополостное животное, тело состоит из двух слоев клеток: энтодермы и
эктодермы. Внутри единственная полость тела кишечная. Гидра обитает в стоячих
водоёмах и реках с медленным течением. Она прикрепляется к водным растениям или
грунту. Длина тела гидры составляет 1—20 мм. Это одиночный малоподвижный полип.
4.Циклоп –
веслоногий рачок, c длиной тела 1—5,5 мм, имеющих непарный лобный глазок, из-за
которого они и получили своё название. Сердце у них отсутствует. Обитают обычно
у дна пресноводных водоёмов, и лишь немногие — в толще воды. Циклопы — хищники.
Сами служат пищей многим рыбам и малькам. Могут служить промежуточными
хозяевами паразитических червей (ришты, широкого лентеца и других).
И последняя
станция «Игровая».
Слушай внимательно:
дерево это
Всем замечательно.
Только лишь летом
Пух его лёгкий
повсюду летает
И, зачастую,
дышать нам мешает. (Тополь.)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной
кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
Из цветков душистых
гроздь
К нам в окно
стучит, как гость.
Мы окошко
распахнём
Аромат весны
вдохнём. (Сирень.)
Я из крошки-бочки
вылез,
Корешки пустил и
вырос,
Стал высок я и
могуч,
Не боюсь ни гроз,
ни туч.
Я кормлю свиней и
белок —
Ничего, что плод
мой мелок. (Дуб)
Лист его – Канады
знак.
Дерево зовётся
как? (Клён.)
Ветер дул что было
сил –
Только их не
погасил.
Долго дождик
моросил –
Тоже их не
погасил.
И теперь доволен
сад,
Что на всех ветвях
подряд
Искры сладкие
горят! (Вишня.)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушёная в запас
От простуды лечит
нас. (Малина.)
Плод у травки –
сложный,
Да притом и
ложный.
А то, что в нём
ложное, –
Вкуснее, чем
пирожное. (Многолетнее растение – клубника.)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу –
радость,
И садам украшение,
И дроздам
угощение.(Рябина.)
Последний этап
экскурсии – рефлексия.
На этом наша
экскурсия закончилась. Всего вам доброго! Я Вас жду через 1,5 года на уроках
биологии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.