Главная / Директору-завучу / Из опыта работы "Экскурсия по маршрутам "Духовного краеведения Подмосковья"

Из опыта работы "Экскурсия по маршрутам "Духовного краеведения Подмосковья"

Экскурсия по маршрутам духовного краеведения Подмосковья


Семейное воспитание: православные традиции.

Воспоминания об экскурсии в православный храм


«На душе тепло, хорошо, чисто...». Таким был ответ одного моего учени­ка на вопрос к классу: «Что вы почувствовали, когда подходили к храму?» Мы только что пришли с экскурсии из местного храма (святых целителей Косьмы и Дамиана) и делились впечатлениями. На лице этого мальчика была улыбка, он гладил себя по грудке. Я подумала: «Так на душе бывает всегда после посеще­ния святого места. Так, вообще, должно быть всегда на душе человека, несмот­ря на все жизненные перипетии».

Замечу, особенно меня тронуло последнее слово - «чисто». Ребенок, ко­торый в храме бывает лишь изредка, так точно смог описать свое внутреннее состояние на тот момент! Дети по своей тонкой организации способны отли­чать «чистоту» от «грязи», искренность от фальши и т.д. Надо только вовремя подсказать им, какими понятиями следует жить, где черпать то светлое, чистое, доброе и прекрасное!

В этот день не все ребята побывали с нами в храме, дело в том, что неко­торые родители не поддержали эту идею с экскурсией. Как много теряют в жизни дети, которым прививают лишь этические нормы поведения, и упуска­ют, на мой взгляд, самое главное! Здесь будет уместно вспомнить слова старца Паисия Святогорца: «Родители, которые рождают детей и дают им тело, долж­ны, насколько возможно, содействовать и их духовному возрождению».

Современное падение нравов есть следствие оскудения духовной тради­ции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становят­ся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях учителя должны найти в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнять задачу нравственного воспита­ния детей.

Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вер­нуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям, к своему родному дому.

В русской православной культуре сложились замечательные традиции устроения дома и семьи. В основе этих традиций лежит Священное Писание, важнейшие явления русской культуры и события истории России.

Семья — важнейшее структурное образование общества и государства. Представьте себе деревню, здесь в каждом доме живет отдельная семья. Если это благочестивые и трудолюбивые люди, то эта деревня будет процветать, благоустраиваться, жить здесь легко и счастливо. В России до сих пор есть та­кие деревни, где хозяева, уходя из дома, не запирают на ключ жилище, беско­рыстно помогают друг другу убирать урожай, ухаживают за больными соседя­ми.

Но что будет с деревней, если хотя бы в некоторых домах живут хулига­ны и лодыри, которые не хотят трудиться, не убирают за собой, портят колод­цы, воруют, поджигают постройки? А если все так будут жить? Что будет в го­сударстве, состоящем из таких селений?

Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Например, даже заро­диться семья должна по промыслу Божьему. Во время экскурсии священник рассказывал детям об иконах, имеющихся в храме. Одна девочка (ученица вто­рого класса) запомнила, что чудотворная икона Божией Матери под названием «Феодоровская» помогает создать хорошую, крепкую семью, родить здоровых и красивых детей, она и поставила перед ней зажженную свечу. Учительница, стоявшая рядом, заулыбалась и спросила: «Ты что, хочешь выйти замуж?» Та ответила сразу и без ложного смущения: «Да».

«Молодец, мыслит по-христиански!» - подумала я. Вопрос создания се­мьи никогда не перестает быть актуальным. В Православной России прошлых веков девушки и юноши молились о том, чтобы Господь помог им встретить любовь всей своей жизни, указал на будущего супруга или супругу. Христиан­ский брак подразумевает скрепление его Таинством Венчания. Над головами жениха и невесты держат тяжелые красивые венцы, все трудности и радости в жизни им предстоит теперь делить пополам. Вступая в союз, христиане выби­рают себе не прислугу и не раба, не приятеля для развлечений, но спутника и сотрудника, с которым хотят прожить вместе в течение всей земной жизни в любви, верности и согласии, и войти в жизнь вечную.

В церкви ребята много задавали вопросов настоятелю храма: чем живет и Дышит православный храм, его история, обряды, предметы обихода, кто такие христиане, о церковном пении, о невидимых ангелах, об участи души после смерти... Произошел небольшой конфуз, когда трое изъявили желание поста­вить свечу за упокой котенка. Им объяснили, что этого делать не следует; и ре­бята смутились: уж очень был дорог для них погибший зверек. В раннем возрасте в детях очень развито чувство милосердия и сострадания ко всему живо­му.

Многие вопросы, касающиеся христианского «служения своему ближне­му», широко обсуждаются на наших кружковых занятиях. Конечно, большое внимание уделяется темам: «Семья», «Отношение к родителям», «Добрые и злые дела человека», «Прощение», «Почитаемые христианские праздники», «О трудолюбии», «Избранные истории из Ветхого и Нового завета», «Чудеса Ии­суса Христа», «Таинства Святой Церкви».

Четырехлетний опыт проведения занятий по «Основам православной культуры» показывает, что эти уроки, способствуют установлению духовной творческой атмосферы в классах, духовному совершенствованию учащихся, развитию совести, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродете­лям.

Мы, педагоги, конечно, не можем вместо родителей брать на себя задачу глубокого воцерковления ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша цель — просветительская. Передо мной стоит задача пробудить в детях интерес к православной культуре и этике, вы­звать желание следовать таким понятиям, как любовь, доброта, честность. А родители на своем жизненном примере обязаны сделать так, чтобы, приходя домой после школы, ребята не видели разрыва между «теорией» и «практикой». Не случайно, давая советы о том, как искать благодатного воздействия Церкви на детей, святитель Феофан делает оговорку, что неверие, небрежность, нечес­тие и недобрая жизнь родителей могут лишить плода все усилия по воспита­нию.

Обращаясь к православным истокам, мы всегда найдем ответ на любой вопрос. В русской культуре сложился определенный принцип жизни: во всем руководствоваться чувством меры. Пословица: «Которая рука по головке гла­дит, та и за вихор тянет» - говорит о родительской любви и ласке, неразлучной со строгостью. Видимо, в этой семье со строгостью намного переборщили! Де­тей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень лю­били, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послуша­нии родителям, не поощряли многословия (болтливости), а почитание Бога и святой Церкви было настолько естественным и прочным в русской культуре, что это составляло основу нравственного воспитания детей от рождения. Детей крестили в младенчестве, старались часто причащать, рано приучали к церков­ным службам, все дети понимали церковнославянский язык, богослужение, наизусть знали основные молитвы, Символ веры.

Когда экскурсия подошла к концу, никто не хотел уходить, священник раздал всем ребятам на память бумажные складни с изображением Спасителя, Богородицы и святителя Николая. Раньше такие иконы были в каждой избе. Прежде, чем вселиться в новый дом, приглашали священника для освящения нового жилища. Иконы устраивали в переднем — самом видном углу, который назывался «красный угол», их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Во многих квартирах наших учеников тоже есть такие «красные уг­лы», так что им будет куда поставить «батюшкин подарок».


Воспитание духовности и нравственности через предмет «Духовное краеведение Подмосковья»


У учителя особая роль в жизни. Именно мы, учителя, ежедневно общаясь с детьми, имеем возможность влиять на детское мировоззрение, вести их в от­крытый мир и показывать все, что есть у человечества: все самое главное, цен­ное, доброе.

Я - учитель истории. Я очень люблю свой предмет и, конечно, сам Бог велел мне рассказывать о выдающихся личностях, которые внесли свой вклад в историю. Но на уроке мы ограничены во времени. Необходимо, прежде всего, пройти программу, а вот прочувствовать информацию, или разобрать жизнен­ные вопросы, волнующие ребят, не всегда удается.

Весной этого года мне и другим учителям предложили пройти курсы на базе МГОУ по теме: «Духовное краеведение Подмосковья». Мы встречались с автором учебника Людмилой Леонидовной Шевченко. Ее лекции оказались для меня настоящим открытием. Я поняла, что нахожусь на пороге удивительного, красивого, сложного мира. Христианство несет любовь, радость, свет. Мы мо­жем помочь детям узнать этот мир, узнать о Боге. А дальше они сами будут оп­ределять свой путь.

Я поставила перед собой следующие цели:

  • дать детям знания о духовной культуре нашего общества. Мы живем в стране с богатейшей историей. Наш народ создал великую культуру, основыва­ясь на православии, живя больше тысячи лет по христианским законам. Поэто­му невозможно понять родную культуру, не понимая ее истинного смысла.

  • дать знания о христианской нравственной культуре. Каждый человек когда-либо задавал себе вопросы: В чем смысл моей жизни? Для чего я живу? Как поступать в той или иной ситуации? Основываясь на христианские нормы можно ответить на эти сложные вопросы.

Начинаю работать с детьми с самого простого и понятного.

Учитель: Что такое счастье? Когда вы чувствуете себя счастливыми?

Ученики: Когда рядом со мной мои близкие. Когда я получил хорошую оценку. Когда сделал что-то хорошее.

Учитель: Каково у вас на душе?

Ученик: Мне легко, радостно. А мне еще хочется сделать что-то хорошее.... Учитель: А каково бывает человеку, когда он поступает дурно? Есть ощущение светлой радости?

Ученик: Нет. На душе смятение.

Учитель: Почему?

Ученик:

Учитель: Потому что ты поступил против совести. Совесть — главный регуля­тор поступков человека. С мальчиком в классе никто не хотел садиться. Спро­сила: «Почему?». На переменке девочка призналась, что он некрасиво одевает­ся. На одном из уроков краеведения разбирали с ребятами заповеди Божьи. За­поведь «Возлюби ближнего своего как самого себя». Вы себя любите? Как вы хотите, чтобы к вам относились?

Ученики: Чтобы меня уважали. Чтобы все хотели со мной общаться. Чтобы ни­кто надо мной не подсмеивался.

Учитель: А кто такой ближний?

Ученики: Мама, папа, сестренка....

Учитель: Оказывается это не только родной человек, но и любой человек, ока­завшийся рядом или нуждающийся в помощи. И к нему надо относиться с ува­жением. Относись к людям, так как хочешь, чтобы относились к тебе. Вы хоти­те быть счастливыми, долго жить?

Ученики: Хотим!

Учитель: Одна из заповедей гласит: «Почитай отца и мать, чтобы продлить дни свои на земле». (И, конечно, дедушку, бабушку).

На 9 мая ребята делали сообщение на тему: «Моя семья в годы войны». Один мальчик с гордостью показывал награды прадеда и рассказывал о его боевом прошлом. А в конце он сказал: «Жаль, что я был маленьким, я бы по­больше расспросил деда о войне. Когда я вырасту, тоже буду обязательно за­щищать свою Родину». Другой мальчик рассказывал о бабушкиных натружен­ных, изрезанных морщинками руках и удивлялся их трудолюбием: «Это самые добрые, ласковые руки на земле». Я надеюсь, что эти ребята и те, кто их слу­шал, будут с почтением относиться к своим родителям, почитать старших. Восхищаемся с детьми красотой Коломенских храмов.

Учитель: Что ощущаете, когда смотрите на них?

Ученики: Радость, торжественность, восхищение

Учитель: А ведь это дело рук человеческих (И знакомимся с материалом, где говорится о мастерах, которые с Божьей помощью создавали эту красоту.)

А как мы можем создать красоту?

Ученики: Убраться в классе, нарисовать красивую картинку и подарить ее дру­гу...

А вот школе местная рукодельница подарила свои лоскутные работы. Из мелких лоскутков ткани она смогла смастерить чудесные вещички, которые ра­дуют и восхищают нас. Вот она красота, созданная руками человеческими. И вам есть куда направить свои мысли, умения. Умейте радоваться сами и радо­вать других. Конечно, предмет Духовное краеведение требует от преподавателя очень многого:

  • постоянного пополнения знаний;

  • откровенности;

  • порядочности;

  • любви к детям;

  • доброго к ним отношения.

Так что всегда есть над чем работать.

Святые места Подмосковья


Подмосковье. Родимый край. Богат и дивен он, но едва ли во всем Под­московье можно найти такие места, как на западе от столицы. Здесь редкая кра­сота природы сочетается со множеством архитектурных и исторических памят­ников, которые оставили нам наши предки. И хочется еще раз с экскурсией пройти по одному из таких мест. Саввино-Сторожевский монастырь. Он распо­ложен рядом с древним Звенигородом.

Свой путь мы начнем у подножия горы Сторожевой, на которой стоит храм. Давным-давно по желанию и на средства князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, его духовным наставником Саввой, учеником преподобно­го Сергия Радонежского, был основан монастырь около 1398 года. Место вби­ралось долго и тщательно. И вот однажды Савва увидел это место. Тогда ему эта гора показалась «небесным раем, насажденным благовонными цветами».

Вот мы начинаем медленно подниматься, осматриваясь вокруг. Как легко и приятно дышится здесь! Нас окружают вековые деревья. Идешь, наслаждаясь всей этой красотой, и не замечаешь, как подходишь к воротам в стене. Стены монастыря очень высокие, по углам и в местах изгиба стен высятся шесть ба­шен, прежде их было семь. Монастырь предназначался и для защиты города. По-видимому, раньше на этой горе находился наблюдательный пункт - сторо­жа, охранявший сначала западные рубежи северо-восточной Руси, а позднее - Москву со стороны княжеств смоленских, тверских. С горы хорошо просматри­валась дорога, идущая из Польши и Литвы.

Но вот мы заходим в ворота, и сразу ощущаем святость этого места. Ка­жется, природа уснула здесь, не свистят колючие ветры, все тихо и спокойно. Постояв несколько минут в каком-то оцепенении, мы идем дальше. Проходим мимо трапезной, в которой до сих пор обедают монахи, печется монастырский хлеб и варится монастырский квас, которые славятся на всю округу. Вдоль юго- восточной стены стоят братские корпуса. Продолжаем экскурсию. Звонница. Для нее в 1667 году мастером Александром Григорьевым отливается знамени­тый Большой Благовестный колокол весом 35 тонн (погиб в октябре 1941 года). Прошлой зимой сюда привезли новый чугунный колокол. Некоторое время он стоял на земле перед воротами в храм на деревянном помосте, пока шла подго­товка к его подъему. Монах, который стоял рядом, объяснил, что это редкая возможность прикоснуться к нему лбом и помолиться - изгнать бесов. Колокол поразил меня холодом металла, своей мощью. Казалось, холод пронзил меня насквозь, очистив мою душу.

... Идем дальше. Царицыны палаты. Это дворец, построенный в 1652- 1654 гг. для первой супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильи­ничны Милославской. Сооружение можно назвать уникальным. И не потому, что в монастырях никогда не строили гражданских зданий, тем более - царских дворцов. А потому, что это здание сохранило в себе все неповторимое очарова­ние жилого терема XVII века - старинная форма оконных и дверных проемов, восхитительное белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую.

Царь любил гостить здесь, а так как монастырь мужской, и женщинам ту­да вход запрещен, то Алексей Михайлович приказал построить хоромы для своей жены с отдельным входом у крепостной стены. Подходим ближе. И мне живо представился морозный зимний вечер. К воротам монастыря подъезжает царский поезд после продолжительной и утомительной дороги. Но монахи не суетятся - не положено. Царицу уводят в ее покои. Вот она сидит со своими придворными девками на скамьях и расшивает бисером и жемчугом, золотыми и серебряными нитями при свете свечей и лучин одежды священнослужите­лей...

Сейчас внутри Царициных палат находится исторический музей. Распис­ные потолки, обитые тканью стены, встроенные шкафы-ниши, резные деревян­ные столы и лавки, сундуки - такое ощущение, что царица уехала отсюда ми­нуту назад, все здесь пропитано духом семнадцатого века. Напротив палат ца­рицы находится дворец царя Алексея Михайловича, являющийся одним из зна­чительных памятников гражданского зодчества середины - конца XVII века. Новые «хоромы государевы» строили в 1674-1676 гг. Именно при этом царе, многое время уделявшему монастырю, он достиг своего расцвета.

Но вот мы подходим к Богородице-Рождественскому собору. Этот храм - один из древнейших на Московской земле (1404-1405). Возведенный еще при жизни преподобного Саввы, построенный в раннем русском стиле, он украшает Соборную площадь, невольно приковывая к себе взгляды всех входящих в Обитель. Именно храм является центром всего монастыря, именно с него начи­нался сам монастырь - сначала на горе Стороже появляется деревянная цер­ковь, со временем перестроенная, а рядом небольшая келья самого пресвятого Саввы. Посмотрев наверх, мы видим золоченые купола, отсвечивающие на солнце и слепящие глаза. Белые стены храма и прекрасные купола очищают душу, начинаешь думать о чем-то возвышенном. Вдруг тишину собора наруша­ет звон. Колокольный звон... Смотрим на звонницу, а там монахи на разные лады бьют в колокола...

Каждый раз, когда слушаешь эту музыку, начинает казаться, что звон пе­редает слушателю времена года. Вот легкий, воздушный — это весна, сменяется тяжелым, заунывным, торжественным — пришла осень. Приятная и, как мне ка­жется, морозная мелодия зимы сменяется смехом лета, и все начинается заново- Стоишь, и хочется слушать колокола еще и еще, находишь в этих звуках все новое и свое для каждого: «Далеко странствуя мечтой чудесною, через про­странства я лечу небесные. И сердце радостно дрожит и тает, пока звон благо­стный не замирает...». В душе ликование - праздник...

Звон оповещает прихожан о том, что сейчас в храме начнется служба. За­ходим внутрь. Потрескивающие свечи, образы святых - пятиярусный иконо­стас, песнопения монахов, эхо шагов, слабая освещенность храма - все вселяет легкий трепет и приятную таинственность, будто в сказке! Хорошо, легко на душе! В монастыре приятно бывать в любое время года. Зимой хрустящий и сверкающий снег сливается с белокаменными зданиями - такое впечатление, что на свете есть только белый цвет, забываешь обо всем. Осенью золото купо­лов собора подчеркивается золотом листвы, запах пряный, тяжелый. На душе торжественно, спокойно. Весной и летом голубое небо и зеленая трава, цветы на клумбах навевают что-то легкое, умиротворяющее - хочется чуда... А чудес и преданий у монастыря много. Однажды, когда царь Алексей Михайлович от­правился на охоту, все его придворные разбрелись в поисках зверя, государь остался один. Неожиданно к нему выбежал разъяренный медведь. Но тут рядом с царем появился старец, и медведь, испугавшись его, убежал. На вопрос изум­ленного царя: «Кто он!?», старец ответил: «Преподобный Савва, инок Сторожевского монастыря». И исчез. После этого мощи святого были перенесены в собор. По другой легенде, с колокольни - самого высокого здания монастыря - упал мальчик. Прямо на бревна... Монахи молились за него день и ночь, и вскоре, какое счастье - чудо! - мальчик поправился.

Были в истории монастыря и тяжелые периоды. В начале семнадцатого века в Смутные времена самозванцев и польско-литовской интервенции оби­тель была полностью разграблена. В 1919 году монастырь закрыли, а с 1922 го­да на его территории открыт музей. В 1995 году монастырь вновь стал дейст­вующим. Сейчас при нем открыт приют, в котором живут, изучают Библию, посещают церковные службы около тридцати мальчиков самого разного воз­раста из неблагополучных семей. Там они нашли настоящий кров и тепло, за­боту и любовь, которых им так не хватало дома.

Как не хочется уходить из святого места! Но... Мы выходим за ворота, последний раз оглядываемся и идем вниз. А какой прекрасный вид открывается с вершины холма на Москва-реку, на окрестности! Вниз идем молча, каждый разбирается в своей душе — что же там произошло? Вскоре приходит понима­ние - стало легче, уходим, отдохнувшие душой, очистившиеся от дурных мыс­лей.

Вряд ли надо что-нибудь говорить о том, как важно беречь нам в облике нашей земли то, что может тронуть сердце человеческое.

Время безжалостно покидает нас каждый день. За новой полосой жизни - еще более новая - со своими людьми, селами, городами, приметами, обычаями, книгами, памятниками, радостями и бедами.

И разве задумываемся мы над вопросом, что значит любить свою землю? Может быть, знать, узнавать - это шаг к любви к своему краю?

Узнавать, беречь, уважать прошлое, интересоваться тем, что создавали руки человека, осмысливать свою роль и место в огромной истории, помнить, что без прошлого не может быть и настоящего, к каждому названию, к каждому памятнику культуры и архитектуры относиться бережно, с любовью - это ли не задача для нас?

Бывая в монастыре, мы видим чистые взгляды, просветленные, одухотво­ренные лица. И кажется, что вся Россия такова. Так откуда же берется бездуховность и бездушие, жестокость и агрессия? Почему взрываются театры и школы, гибнут люди?! Откуда терроризм?.. Вопросы трудные, часто мы не на­ходим на них ответа. И живем мы только надеждой, надеждой и верой...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через уроки изобразительного искусства, участие в работе кружка «Православие и рисунок»


«Чему смолоду научится человек, того в жизни и держится», - писал бо­гослов Иоанн Маслов.

Современное общество и дети в нем - поглотители прогресса. Русская культура и традиции говорят о ценности человека в воспитании его души по за­конам нравственности. Если не вернуть в дошкольные учреждения, в школу изучение законов нравственности, общество все больше и больше будет соби­рать форумы на темы о воспитании детей, о наркомании, о преступности, о проституции и т.д., все больше и больше будет строиться детдомов, домов для престарелых родителей и т.д.

Неразумно поступать, научая детей различным наукам и языкам, забывая о внутреннем воспитании. «Плохое воспитание - есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает. Доброе воспитание дает добрые плоды. Ра­дость и утешение родителям. Честь и похвалу фамилии. Опору и любовь Оте­честву», - писал архимандрит Иоанн Маслов.

Школа, как образовательно-воспитательное учреждение, не может устра­ниться от выбора нравственных ориентиров, главным из которых является формирование духовной православной культуры.

Пришло время рассказать в школе о церковных праздниках, традициях и обычаях, но как это сделать ненавязчиво, интересно, понятно? Считаем, что со­держание курса изобразительное искусство, кружка «Православие и рисунок» предполагает и позволяет давать детям первоначальные знания о христианской культуре.

Изобразительное искусство исторически соединено с церковью и верой. В беседах о первых шагах человека в рисовании обязательно рассказываем о на­стенных росписях храма, о великой «Троице» Андрея Рублева, о том, что на ней изображено, и о том, почему православные крестятся тремя пальцами. Рас­сказывая о портрете, говорим, что первый образ в живописи это — икона, зна­комим с названием икон, их назначением в церкви. В беседах об архитектуре говорим, что вершиной зодческого искусства являются храмы, рассказываем о них, напоминаем детям о том, как войти в храм, как вести себя в храме.

Рассказывая о православных праздниках - Рождестве, Крещении, Пасхе и других, — продолжаем знакомить детей с картинами великих художников, среди них и картина А. Иванова «Явление Христа народу». И говорим об этом не только в стенах школы, но и на уроках-экскурсиях в природу, в храм, в картин­ную галерею, на выставку, где из компетентного источника дети узнают о тра­дициях христианской культуры, обрядах, праздниках, нравственных законах и стремятся следовать им.

Полученные знания, эмоциональное восприятие увиденного и услышан­ного вызывает у детей творческое вдохновение, они с большим интересом вы­полняют работы на такие темы, как «Пейзаж с храмовой архитектурой», «Пра­вославные праздники», и др., используя разные материалы: бересту соленое тесто, даже гвозди. Работая над пейзажем, кроме того, дети учатся владеть раз­ной техникой передачи формы, объема, пространства, воздуха.

На занятиях, посвященных народным промыслам, говорим, что жизнен­ный круг верующего человека устроен иначе: есть время постов, что требует иного поведения, большого духовного труда. Рассказываем, как рождались ре­месла. В содержании раздела «Декоративно-прикладное искусство» раскрыва­ется значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудо­вого и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные из­делия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, сохранять и развивать народные традиции, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства придают детям представление народа о красоте, добре.

Дети охотно рисуют на разделочных досках в технике «Хохлома», «Гжель», «Городец», ищут свой стиль, в полной мере раскрывая имеющийся творческий потенциал, вкладывая душу в каждое изделие, которое приносит радость другим людям.

Среди любимых материалов, с которыми любят работать дети, - соленое тесто. Для своих работ они выбирают самые разные сюжеты и предметы: фрук­ты, овощи, листья, розовые свинки и др. Создавая панно, композиции, в допол­нение к тесту дети выбирают и другие материалы, и предметы: гречку, плете­ные корзиночки, фольгу. Гармония цвета в природе, живописные полотна, тра­диции народа, вера, заложат в душе растущего человека свои положительные расточки, которые послужат на благо своей семьи, общества, пусть не у всех, но у кого-то - обязательно.

Духовно-нравственное воспитание детей


«Восстановление России не есть реставрация империи, а, прежде всего, поднятие русского народа на ту высоту духовной качественности - православ­ной церковной Святой Руси, которая только и могла на протяжении всей исто­рии выносить историческую Россию из самых страшных падений»

Антон Карташов. «Православие и Россия»

Насущной потребностью нашего общества в непростой период необу- строенной экономической жизни России, в период разрушения нравственных идеалов - является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколе­ния.

Отдел духовно-нравственного воспитания Дома детского творчества ста­вит целью своей деятельности воспитание высоконравственной личности ре­бенка путем приобщения к традициям отечественной православной культуры, на примерах идеалов русской святости.

Отдел организован 4 года назад. В отделе трудятся 7 педагогов дополни­тельного образования во главе с руководителем.

За эти годы уже сложились свои традиции и выработались определенные направления.

Православно-ориентированная программа отдела». Возрождение» осно­вывается на доброй воле детей и родителей и носит культурологический харак­тер.

В настоящее время педагоги работают по следующим направлениям:

а), славянская письменность и православная культура;

б), православный театр;

в), детское городское поэтическое объединение «Новые Имена», осно­вой деятельности которого является развитие творческих возмож­ностей воспитанников, приобщение к ценностям русской классиче­ской поэзии.

Кроме учебных занятий в группах педагогами проводятся праздники для школ города:

а). «Дни славянской письменности и культуры»;

б). «Рождество Христово»;

в), городской конкурс детской авторской поэзии «Новые Имена».

Новой формой единения педагогов и воспитанников является литературная гостиная.

Традиционно юные поэты собираются в начале учебного года в литера­турной гостиной при свечах за чашкой чая, звучит поэзия и музыка. Вот как ви­дит красоту осенней поры поэтесса Мария Гришакова, воспитанница поэтиче­ского объединения.

«Шаг осени листвой На землю упадет.

Печальною порой Кого-то осень ждет.

Качнет вдруг ветерок,

Пучок травы сухой.

Педагогами поэтического объединения создана комплексная авторская программа «Новые Имена». Уже два года отдел выпускает сборник городской авторской поэзии «Новые Имена». Воспитанники объединения стали лауреата­ми международного сборника «Золотое Перышко», городского поэтического объединения «Созвучие». Занятия в поэтическом объединении «Новые Имена» проводятся два раза в неделю индивидуально и в небольших подгруппах Ду­ховно-нравственные основы русской жизни изучаются через классическую по­эзию. Воспитанники знакомятся с поэтическим языком Библии, древних цер­ковных текстов.

Литературная гостиная «Рождество Христово» объединила большое ко­личество участников, родителей и гостей. Младенца Христа прославили 70 школьников города. Юные поэты написали свои стихотворения. Вот проникно­венные строки нашей воспитанницы Анны Федякиной:

«Божий свет освящает мне мысли, Взор души обращен в Вифлеем,

Где трепещут небесные выси, Божий Сын дарит радость нам всем.

Городской конкурс юных поэтов «Новые имена» был приурочен 60- летию Великой Победы. Отрадно, что юные дарования из многих школ города посвятили авторские стихотворения Дню победы. Воспитанница Кулеба Настя написала целую тетрадь стихотворений о войне. Кружковцы православного те­атра выступили перед ветеранами в военкомате.

Учебный год в отделе духовно-нравственного воспитания завершился просветительскими чтениями, посвященными Дням Славянской письменности и культуры. Работа ведется при большом содействии родителей. Изучая основы православной культуры, ребенок более глубоко осознает свою причастность за происходящее вокруг него в стране и мире, формируется как творческая духов­ная личность, тонко чувствующая красоту и явления окружающего мира, любит Родину, благоговейно относится к своим корням, духом возвышается к Истине, ищет Бога.

Роль интеграции музыки и литературы в формировании духовности и

нравственности школьников.


По данным последних социологических исследований, около 80 процен­тов россиян считают себя православными. Иными словами мы живем в право­славной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.

Конечно, никто не должен навязывать детям религиозный выбор. Но эти­ческое воспитание школа обязана давать. Ведь от нравственного состояния но­вых поколений зависит будущее России - зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит настойчивого, убедительного слова учителя, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и под­линное счастье.

Православная культура отразила высокий христианский идеал человека. Донести этот высокий идеал до сердец наших учеников помогает нам обраще­ние к понятиям: «Святая Русь», «русская святость», «Русские святые». Русский народ имеет такую историю, что его страна получила название Святой Руси. Заметьте: ни одна страна в мире никогда не называлась святой. Русь - единст­венная страна, которая называлась и называется святой по жизни ее народа, по огромному числу подвижников, которые, как звезды, украсили небосклон ее истории. Это известные всему миру преподобный Сергий Радонежский, близ­кий нам по времени преподобный Серафим Саровский и неисчислимое множе­ство великих святых угодников Божиих. Святые — это идеал человека, а жизнь святых - пример для подражания всем людям.

На уроках музыки и литературы создана благоприятная среда для осуществле­ния духовно-нравственного воспитания, в ходе которого решаются следующие задачи:

  1. Ликвидация элементарной религиозной безграмотности.

  2. Восстановление исторической памяти и преемственности культурно-­исторического и литературного наследия.

  3. Знакомство с выдающимися деятелями православной культуры России.

  4. Духовно-нравственная профилактика развития пороков.


При подготовке интегрированных уроков учитель должен продумать некоторые проблемы и аспекты:

  1. Соотношение классического литературно-музыкального наследия, рели­гиозных традиций, которые должны быть внесены в контекст интегриро­ванного урока литературы и музыки.

  1. Овладение материалом произведений духовной музыки и литературы как основы становления национального самосознания учащихся.

  2. Методико-педагогические приемы освоения духовной музыки и литера­туры на уроках.

  3. Взаимодействие различных видов искусств (иконопись, живопись, архи­тектура) на интегрированных уроках литературы и музыки.

  4. Жанровое многообразие на уроках музыки и литературы, в основе кото­рого стоит драматургия построения интегрированного урока.

  1. Литературное произведение часто связано с религиозным знанием, без кото­рого смысл многих произведений остается непонятным и туманным. Используя знания Священной истории, Священного Писания, учитель литературы и музы­ки осуществляет духовное воспитание, помогает подрастающему поколению оценить современную литературу и музыку с духовно-нравственных позиций.

Пласт духовной классической музыки сейчас открыт, прошли те времена, когда духовная музыка была в тени или под запретом (например, произведения П.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Бортнянского). Великие русские композито­ры и писатели были воспитаны на традициях Русской Православной Церкви. Русская духовная музыка и литература несут особый внутренний строй, соб­ранность, они содержат богатую палитру: скорбь, печаль, радость, ликование. Посещая Храм, мы наблюдаем, как в пении объединяются церковный хор и прихожане, возникает СОБОРНОСТЬ. На интегрированных уроках мы обсуж­даем важные в наше время вопросы:

К чему призывает духовная музыка и литература?

  • к гармонии с миром; для нас, православных это очень важно, ведь наши традиции это уют в доме, покой, дружба с соседями;

  • к гармонии чувств и мыслей.

Например в 4 классе мы проводим урок по теме «Русские святые Кирилл и Ме- фодий». На этом уроке мы говорим о русской письменности и выносим на об­суждение такие вопросы:

Что есть слово? Почему на Руси слово так важно? (например, образ свя­той Авдотьи Рязаночки, которая словом сумела остановить Орду. За ее спиной стоял рязанский народ. Мы сравниваем силу слова и физическую силу). Почему Библия начинается с утверждения: «Вначале было слово»? Почему мы говорим плохие слова, как слово ваше отзовется? Что в современной литературе и му­зыке разрушает, а что созидает?

  1. Нравственность и соборность лежат в основе русской духовной музыки и ли­тературы, способствуют воспитанию в детях сострадания к человеку, окру­жающему миру, любви, внутренней гармонии, патриотических чувств. (Напри­мер, по мотивам русских былин в нашей школе проводился театрализованный праздник «Сильна Богатырями Земля Русская», на котором мы образы богаты­рей рассматриваем с разных позиций: Илья Муромец - богатырь, Илья Муром­ский - святой). Говоря на уроках литературы и музыки о духовности, мы под­нимаем пласт истории и культуры Руси.

3. На интегрированных уроках литературы и музыки есть сквозные темы, кото­рые изучаются на протяжении многих классов:


  1. Молитва. Службы в православном храме. В произведениях П.Чайковского, А.Пушкина, С.Рахманинова, А.Ахматовой мы знакомимся с молитвами.

  2. Образ Богородицы. Мы сравниваем различные образы Богородицы - Владимирская, Казанская. Эпитет «Воспетая», обращенный к Божией Матери, поможет сохранить в детском сознании стихи А.Пушкина и итальянского поэта Данте, икону В.Васнецова и картину Рафаэля, и стихи нашего современника М.Волошина как произведения мирового искусства.

Как продолжение этой темы, мы говорим о материнстве, вспоминаем о православном обряде БЛАГОЧЕСТИЯ. (Современные девушки ориентированы на карьеру, а ведь назначение женщины - быть матерью). Продолжить тему можно рассказом о традиции, в которой женские образы святых варьируются с образом Богородицы:

Держа светильники зажжены,

Шли до конца на Божий глас

Святой Руси святые жены,

Молите Господа о нас.

  1. Праздники Православной Церкви (12 самых главных праздников). На уроках мы знакомим детей с историей возникновения праздников и традиций Православной Церкви, раскрываем содержание и смысл Православной музыки и искусства.

  2. Образы русских святых-. Реально существовавшие русские люди, став­шие в последствии святыми. В их честь написано множество икон, воздвигнуты храмы, сложены молитвы и песнопения, написаны жития, поэмы и стихотворе­ния, в которых отражена тема патриотизма. Речь идет не только о воинах- защитниках Князь Игорь, Александр Невский, но например Сергий Радонеж­ский - он не воевал с оружием в руках, а побеждал с помощью молитвы:

Он отвращал молитвой беды,

И в грозный час у Бога сил,

Дар силы, славы и победы Стране родимой испросил.

Из песнопения о Сергия

  1. Колокольность. Сравнение разных колокольных звонов приблизит де­тей к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве. Колокольность стиха мы слышим у А.Пушкина, М.Цветаевой, И.Северянина.

Семь холмов — как семь колоколов,

На семи холмах — колокольни.

Всех счетом: сорок сороков,

Колокольное семихолмие.

М. Цветаева


  1. Зрительное и образное восприятие - основные компоненты духовной музыки и литературы. Духовная музыка звучит с архитектурой, с фреской, со словом, с иконой. Когда мы говорим об уроке по духовно-нравственному развитию, то зрительный, литературный, музыкальный ряд должны присутствовать в инте­грации. Исторически сложилось, что архитектура, иконопись являются куль­турным достоянием нашего народа, и в интеграции с литературой и музыкой на уроке будут способствовать развитию ассоциативного мышления школьников. Не стоит забывать и об использовании на уроке фрагментов из кинофильмов, которые обогатят и дополнят интегрированный урок.

  2. Необычность построения интегрированного урока, в основе которого должна быть литературно-музыкальная драматургия:

Жанровое многообразие интегрированных уроков по духовной культуре может включать такие методы:

  1. Нравственно-эстетическое познание литературно-музыкальных тем (это вводный урок, который вводит в круг образов).

  2. Интонационно-стилевое постижение литературно-музыкальных текстов (разбор, сравнение, анализ).

  3. Эмоциональная драматургия (этот урок полностью проводит учи­тель, стараясь поразить детей новизной).

  4. Метод концентричности организации литературно-музыкального материала.

  5. Метод перспективы и ретроспективы (забегание вперед и возвра­щение к пройденному материалу).

Велика роль учителя, сила его слова и духа, сила его убеждений. Без истинной веры невозможно решить проблему воспитания высоконравственной, духовно богатой личности, к чему нас и призывает Святейший Патриарх Алексий: «Мы ответственны за то время, в котором живем. Мы убеждены, что нашему обще­ству очень важно сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их бережно относиться к культурному наследию нашей Родины».

«Детский фольклорный ансамбль как ступенька к Храму»


Современные дети растут в условиях растиражированной информацион­ными средствами так называемой «массовой культуры». Как говорил греческий Старец Паисий Святогорец, грех «вошел в наши дни в моду». Пошлые фото­графии на обложках журналов, нагло кричащая реклама, жестокость киносю­жетов травмируют психику детей, нанося ей ощутимый вред. Поэтому, занима­ясь фольклорным пением с детьми в сегодняшних условиях, необходимо обра­тить особое внимание на духовно-нравственную суть предлагаемого им репер­туара.

Русский фольклор (как, впрочем, и фольклор любого другого народа) не­однороден по своему содержанию, жанрово-тематический диапазон очень ши­рок. И многие пласты фольклора, как часть народной жизни естественным об­разом представляющие интерес для специалистов-теоретиков, не могут быть

предложены детям.

Например, популярная не только у взрослых исполнителей, но и часто ра­зучиваемая с детьми свадебная песня «Калинка». Ее пели гости, когда наутро будили молодых: «Под сосною под зеленою спать положите вы меня». А, меж­ду тем, если расшифровать народную символику, то «сосна зеленая» - это об­раз молодой жены, а «калинка» - свадебная рубашка невесты, которую часто наутро после первой брачной ночи носили по деревне.

На уроках пения в некоторых школах разучивается песня «Во кузнице». Как многие другие народные песни, в концертном варианте она имеет сокра­щенный вид. Там бравые молодые кузнецы предлагают в последнем куплете девушке Дуне «пойти во лесок и сорвать лопушок». Будучи в 1983 году в фольклорной экспедиции на Вятке, я долго уговаривала восьмидесятилетнюю бабушку допеть мне эту песню до конца, она не соглашалась и говорила, что эта песня «нехорошая». Когда же бабушка допела «для науки» про приключе­ния Дуни, я в Москве краснела, расшифровывая запись.

Не все в русском фольклоре является образцом высокой художественно­сти, духовности и нравственности. Необходимо критически подходить к мате­риалу частушек, ’’озорных” песен, многих плясовых и игровых. Эти песни, по­мимо всего, часто провоцируют исполнителей на форсированное звучание, что приводит к порче голосов.

Между тем, есть множество душевно-чистых прекрасных русских песен. «Сколько прекраснейших и глубочайших образов дает Россия», - писал в своих дневниках Н.К. Рерих. Народно-песенные образы помогают детям через пости­жение моральных эталонов наших предков обрести внутреннюю цельность.

В русских песнях разных жанров развивается тема любви, доброты и за­боты о близких. Например, “Мы сидели на канаве” - шуточная песня Белгород­ской области. В ней рассказывается о девочке, которая “топила банюшку и ку­пала братца Ванюшку”.

В народных песнях развивается тема мужской заботы братьев о сестрах. Например, в песне “Во поле орешина” Московской области брат Иван качает младшую сестренку Марью и рассказывает ей, как он поедет в город и привезет ей подарки - “лаковы сапожки и золоты сережки”.

Как антиэталон через русские песни и баллады проходит тема брата, оби­девшего сестру и наказанного Богом (например, баллада Смоленской области “А брат сестру обидел в пиру”).

Главное для женщины — материнство. В процессе приобщения к материн­скому фольклору, укачивая куклу, исполняя тихие ласковые колыбельные пес­ни и пестушки, девочки радуются красоте материнства. Трогательно разраба­тывается тема “матушки родимой” в рекрутских народных песнях (например, в Пинежской песне “Три садочка”).

Особое место в репертуаре детей занимают духовные стихи - повествова­тельные песни с православной тематикой, которые поются на народные напевы. Герои духовных стихов, такие, как Егорий Храбрый - Георгий Победоносец борются со злом не силой, а Божественным словом, смирением и упованием на справедливость.

Пение духовных стихов помогает формировать у детей чувство покоя и психологической защищенности. Добрые и наивные тексты многих духовных стихов создают ощущение душевной теплоты. Например в духовном стихе Смоленской области “А трудился труженик” рассказывается о том, как к труже­нику пришел Господь (в песне называют Господа ласково - Тятенька) и велел идти к добрым людям, и “чтоб брат да брата уважали, а меня, Тятеньку, почи­тали”. В духовном стихе Краснодарского края “Бедная птичка” описывается рай, в котором “праведны люди Бога молят”. Тексты эти доступны даже для самых маленьких детей.

Огромное удовольствие и душевный подъем дети испытывают, радостно исполняя рождественские колядки, весенние волочебные и троицкие песни. А когда современным детям с помощью родителей удается походить по домам друзей и поколядовать на Святки (конечно, родители предварительно догова­риваются с друзьями), то восторгам нет конца. Дети сами делают мешок для подарков, пришивая к нему смешные заплатки, рядятся, надевают маски жи­вотных.

В фольклорный коллектив приходят дети из разных семей, часто - из не­полных, из неблагополучных. Тщательный отбор песенного материала, педаго­гические беседы и рассказы о народных традициях оказывает живительное воз­действие на их души. В Священном Писании сказано: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте, пойте все разумно». Эти слова относятся не только к церковному пению. При «разумном» пении у детей повышается нрав­ственная восприимчивость, потребность в духовности. Занятие фольклором по­зволяет сформировать у этих детей представление о возможности другой жиз­ни, иного пути, Этот путь - пробуждения в людях доброты, любви и служению близким, путь к Храму.

В последние годы мне часто приходилось встречаться с воцерковленными детьми. Они спокойнее, уравновешеннее, теплее и производят впечатление более защищенных. Начало нравственного, а потом и политического возрожде­ния Русского народа мы связываем с нашими детьми. Они - наш нравственный запас, наш потенциал, наше обновление.

Из опыта работы "Экскурсия по маршрутам "Духовного краеведения Подмосковья"
  • Директору-завучу
Описание:

Семейное воспитание: православные традиции.

Воспоминания об экскурсии в православный храм

 

«На душе тепло, хорошо, чисто...». Таким был ответ одного моего учени­ка на вопрос к классу: «Что вы почувствовали, когда подходили к храму?» Мы только что пришли с экскурсии из местного храма (святых целителей Косьмы и Дамиана) и делились впечатлениями. На лице этого мальчика была улыбка, он гладил себя по грудке. Яподумала: «Так на душе бывает всегда после посеще­ния святого места. Так, вообще, должно быть всегда на душе человека, несмот­ря на все жизненные перипетии».

Замечу, особенно меня тронуло последнее слово - «чисто». Ребенок, ко­торый в храме бывает лишь изредка, так точно смог описать свое внутреннее состояние на тот момент! Дети по своей тонкой организации способны отли­чать «чистоту» от «грязи», искренность от фальши и т.д. Надо только вовремя подсказать им, какими понятиями следует жить, где черпать то светлое, чистое, доброе и прекрасное!

 

В этот день не все ребята побывали с нами в храме, дело в том, что неко­торые родители не поддержали эту идею с экскурсией. Как много теряют в жизни дети, которым прививают лишь этические нормы поведения, и упуска­ют, на мой взгляд, самое главное! Здесь будет уместно вспомнить слова старца Паисия Святогорца: «Родители, которые рождают детей и дают им тело, долж­ны, насколько возможно, содействовать и их духовному возрождению».

Автор Пучкова Нина Яновна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 646
Номер материала 11510
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓