МКОУ
Хабазинская средняя общеобразовательная школа
ВЫПОЛНИЛА:
учитель биологии и географии
Черемискина
Ольга Фёдоровна
с.Хабазино.
2014г
Место проведения:
естественное обнажение коренного склона реки, место у спила старого дерева.
Цель экскурсии:
Способствовать формированию мировоззрения на окружающий мир, как
находящийся в постоянном изменении и развитии.
Содержание экскурсии:
Во многих книгах можно прочитать о
далёком прошлом нашей Земли. Учёные примерно определяют её возраст как
планеты в 5 млрд.лет. Человек на Земле существует достаточно мало по
сравнению с нашей планетой. Наиболее древние находки Ноmo
sapiens
в Европе датируются возрастом 35-38 тыс.лет. Как же учёные определяют,
как выглядели земные ландшафты в прошлом, какой был климат, кто
населял биосферу? Оказывается летопись, которую читают исследователи –
это сама наша Земля. Её слои хранят информацию в виде пыльцы древних
растений, остатков животных и растений; а состав и взаимное
расположение рыхлых слоёв может рассказать об облике земной
поверхности и древнем климате.
Сегодня мы попытаемся прочесть
одну из страниц летописи Земли.
Маршрут нужно проложить так, чтобы
дети преодолевали ручьи, поднимались по крутому склону холма,
продирались сквозь лесную чащу. Это может привить вкус к приключениям.
По ходу движения сделаем несколько
остановок:
1 остановка «У спила старого дерева».
Точно о климате прошлого могут
сказать лишь наблюдения на метеостанциях. В Алтайском крае они ведутся
около 100 лет, а самая старая станция в г.Барнауле организована в 1838
году. Спил дерева может нам рассказать о климате той эпохи, в которую
оно (дерево) жило. Детям предлагается рассмотреть годичные кольца
дерева; сравнить их по толщине, по цвету; определить периодичность
изменений годичных колец. Пофантазировать о жизненном пути дерева.
2 остановка «Речная долина»
Её лучше сделать на самой высокой
точке местности – там, где долина хорошо просматривается.
Чтобы сконцентрировать внимание детей
на визуальном исследовании долины можно предложить игру. Разглядывая
всё пространство до горизонта нужно назвать:
·
Самый яркий по цвету объект;
·
Самый высокий;
·
Две параллельные линии;
·
Что-нибудь круглое;
·
Что-нибудь красивое;
·
Самый дальний предмет;
·
Что- нибудь извилистое;
·
То, что шумит и т.д.
Затем нужно направить внимание на
то, как устроена долина, рассмотреть и посчитать террасы, рассказать о
том, что могло быть на этом месте 30 тыс.лет назад.
3 остановка «Слоёный пирог»
Её нужно сделать у обрыва к реке.
Естественное обнажение лучше зачистить лопатой. Полученный профиль
рассматривают вместе с детьми.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие
слои старше: нижележащие или вышележащие?
2.
Кто сделал этот «слоёный пирог»?
3.
Откуда принесены продукты для
«слоёного пирога»?
4.
Чёткие или нечёткие границы между
слоями и почему?
5. Какие
породы слагают профиль?
Можно выбрать место поудобнее, сесть
в круг, чтобы профиль было всем видно и сделать интересный небольшой
рассказ об истории формирования района.
В заключение экскурсии можно провести
игру: разделить детей на команды и каждой дать задание: пантомимой
изобразить какой либо этап развития Земли (эпоха безжизненной планеты,
период развития динозавров, оледенение). Команды выступают по очереди.
Путь домой – тот же, но проводником
пусть будет кто-нибудь из детей.
Используемая литература:
1. Экологические экскурсии. Методическое
пособие в помощь учителям школ и педагогам ДО, Барнаул, 2003 – 40с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.