Главная / Биология / Экскурсия в природу в разное время года

Экскурсия в природу в разное время года

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ


Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует процесс обучающихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю, а это служит хорошей основой для воспитания советского патриотизма.

Развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсии требуют от учителя высокого педагогического мастерства.

О благотворном влиянии экскурсий на воспитание обучающихся говорили многие выдающиеся педагоги и методисты. (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, В.В. Половцев и др.). так, например, широко известный методист профессор Б.Е. Райков написал: «Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с нею на экскурсиях, на практических работ в лаборатории, в живом уголке и т.д., обучающиеся открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали.

Они всматриваются в красивые формы, гармоничные сочетания, узнают о причиненных связях между далекими, казалось бы, явлениями и т. д. работы в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту – даже в некрасивых , с первого взгляда, вещах и наслаждаться той слаженностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы. Таким путем развивается эстетическое чувство, возбуждается интерес и любовь к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания.

Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Местом экскурсии может быть лес, парк, лесозащитная полоса, колхозное поле или школьный учебно-опытный участок, которые расположены вблизи от школы. Нужно отметить, что в различные временна года посещение одного и того же места не снижает интереса обучающихся к экскурсии. Например, осенью они любуются золотым и багряным убором деревьев и кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной их радует нежная зелень листьев, первые весенние цветы и первая песня жаворонка, летом приятная прохлада зеленых насаждений богатство красок, стоголосая песня пернатых и многое другое, на что так щедра родная природа.

Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы обучающиеся разумно наблюдали, изучали природу, научилась любовью охранять ее.

Опыт показывает, что никакой доклад, никакая беседа родной природе не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников.

Экскурсии по изучению растений может придать элемент игры. Игровые моменты заинтересовывают обучающихся и направляют их на самостоятельное выполнение задания.





Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».


Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений.


Задачи:

Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)


Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.


Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.


Оборудование: секаторы (садовые ножницы) – 2-3шт., гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.


Подготовка к экскурсии

Выбрать место проведения экскурсии, учитывая эстетическую сторону и разнообразие растений.


План проведения экскурсии

  1. Выбор маршрута экскурсии

  2. Организация обучающихся перед экскурсией

  3. Выход на место проведения экскурсии

  4. Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений

  5. Работа обучающихся по сбору материала

  6. Заключительное слово учителя

  7. Подведение итогов работы


Вступительная беседа 5-7 мин.


Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».

В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).

У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.

Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!

- одуванчики, жарки, ветреница, земляника.


Задания для самостоятельной работы


  1. Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?

  2. Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)

  3. Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.

  4. Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.

  5. Какие растения продолжают цветение? Записать название.


Итог экскурсии


Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.

Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».


Проверьте народные приметы


  1. Если на рябине много ягод, осень будет дождливая, если мало – сухая.

  2. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.












Экскурсия в природу на тему «Жизнь растений весной»


Цель: Изучить жизнь растений весной


Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с характерными явлениями в жизни растений весной, их приспособленностью к совместной жизни, к условиям окружающей среды.


Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников, раннецветущих растений, развитие умений наблюдать


Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, обогащение мира чувств ребенка, формирование эстетического восприятия природы.


Оборудование: блокноты, карандаши для записей.


Экскурсию необходимо проводить в то же природное окружение, которое обучающиеся наблюдали зимой. Это дает возможность показать периодичность в жизни растений связанную с изменяющимися условиями в природе.

План проведения экскурсии

  1. Подготовка обучающихся к экскурсии в классе к выходу на экскурсию

а) сообщение темы, цели и места экскурсии

б) проверка наличия блокнотов, карандашей

2. Организационный выход на место экскурсии

3. Вводная беседа на месте экскурсии

4. Задания группам для самостоятельной работы. Выполнение заданий.

5. Подведение итогов самостоятельной работы.


Оптимальная численность 8-10 человек. Желательно участие воспитателя. Вступительная беседа 5-7 мин.

Кончились холода, ярче светит солнце, стали изумрудными кроны сосен, набухают почки на деревьях, кустарниках. Появляются цветущие растения в лесу, на лугах.


Вопросы беседы


Какие деревья растут в данном лесу? Как можно назвать этот лес? Какие кустарники и травы произрастают в лесу? Какие явления можно наблюдать весной? (сок движения, набухание и распускание почек, цветение и раннее цветение и рост побегов. Под влиянием каких причин наступают эти явления? (тепло, свет, поглощение корнями воды, минеральных солей, передвижение в растении, запасных веществ к растущим частям растений).

Обратить внимание на приспособленность к совместной жизни (цветение некоторых деревьев и кустарников до распускания листьев, лесная подстилка создает условия для перезимовки и быстрого развития раннецветущих травянистых растений, теневыносливые приспособлены к поглощению рассеянного света под пологом леса).


Задания для самостоятельной работы для каждой группы общие, что позволяет познакомиться со всеми растениями сообщества.

Каждой группе показать место, направление, где обучающиеся могут выполнить задание, распределив работу между собой.


  1. Найдите деревья, которые вы видели на экскурсии осенью, зимой. Какие изменения наступают в жизни и во внешнем строении этих растений?

В чем причина этих изменений. Укажите, у каких деревьев набухли

почки или же распустились.

Запишите наблюдения.

  1. В каких условиях растут кустарники: среди каких деревьев, как освещены солнцем?

У каких набухли почки или распустились. Посещают ли их насекомые?

  1. Найдите и рассмотрите травянистые растения. Определите, в каких условиях они произрастают. Прилетают ли к ним насекомые. Запишите наблюдения среди раннецветущих встретить такие – прострел раскрытый (сон-трава), медуница неясная, гусиный луг желтый, пролеска сибирская, ветреница лютиковая, ветреница дубравная и т.д.


Совместно с учителем узнают названия растений, какие из них редкие в данной местности и обсуждается вопрос, почему возможно раннее цветение и какие приспособления у них имеются?


Итог экскурсии


Обратить внимание на красоту весеннего леса, пробуждение природы


Домашнее задание


Подготовить рассказ об экскурсии.






Экскурсия в природу на тему

«Зимние явления в жизни растений»


Цель: Ознакомить обучающихся с растениями в зимнее время


Задачи:

Образовательная: знакомства обучающихся с приспособленностью к перезимовки. Научить распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии


Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников с использованием цвета коры, почек, силуэтов деревьев, и навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе.


Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, показ красоты зимнего леса.


Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы.


Вводная беседа. В зимнее время года, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения могут погибнуть, но это не так. Зима самый продолжительный сезон в нашей области. Зима по календарю начинается с 1 декабря, а у нас гораздо раньше, в ноябре и даже в октябре снег покрывает землю. Зима удивительно прекрасное время года.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.


В зимнем лесу на первый взгляд, кажется, что жизнь прекратилась. Замерли под снежными шубами, сосны, ели.

Стынут голые ветви, листопадных деревьев и не верится, что они снова зашумят зеленой листвой. Надежно спрятаны живые части стебля под корой, а новые побеги под чешуйками почек. Деревья и кустарники радуют нас не только весной, летом и осенью, но и зимой, каждое неповторимо по силуэту, рисунку ветвей, окраски коры.

Цель нашей экскурсии научиться узнавать эти деревья и кустарники по этим признакам.

Переходя от одного дерева к другому и подводя к ним обучающихся, учитель показывает кору деревьев, кустарников, срезая ветку обращает внимание на почки растений покрытые чешуйками, указывает на особенности внешнего строения, объясняет, что такое силуэт и показывает деревья стоящие в отдалении, характеризует их силуэты.

Жизнь растений не прекращается. Это состояние называют зимним покоем.

Какие приспособления имеют деревья к неблагоприятным условиям?

(опадают листья). Но все ли деревья сбрасывают листья? Какие не сбрасывают на зиму листья (сосна, ель, кедр, брусника, багульник, клюква и т.д). Это вечно зеленые растения. А как они могут перезимовать? (они защищены снежным покровом, у хвойных сокращены листовая пластинка, что уменьшает испарение).


Задание группам

1 группа


Найти в зимнем лесу березу бородавчатую.

Описать особенности внешнего строения коры. Зарисовать силуэт дерева (расположение ветвей, форма кроны).


  1. Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

  2. Каков цвет коры?

  3. Имеет ли запах?

  4. Зарисуйте небольшой участок коры

  5. Данные занесите таблицу


Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах








2 группа


Найти кустарник, чем он отличается от дерева. Зарисовать силуэт. Описать особенности внешнего строения коры.

  1. Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

  2. Каков цвет коры?

  3. Имеет ли запах?

  4. Зарисуйте небольшой участок коры

  5. Данные занесите таблицу


Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах








Срезать 2-3 ветки, принести в школу, поставить в воду и наблюдать за развитием побегов из почек.

Обратить внимание на красоту зимнего леса.

Сделать вывод о приспособлении к неблагоприятным условиям.


Правила проведения зимних экскурсий

  1. Лучшим временем для экскурсии является время до обеда.

  2. Число участников не должно превышать 8-10 человек.

  3. Одежда и обувь должны быть теплыми.

  4. Движение группы должно быть медленным, необходимо соблюдать тишину.

  5. Продолжительность экскурсии 1 или 1,5.


































Остановка № 1

Хвойный лес.


Данная остановка знакомит обучающихся с биоценозом хвойного леса и его видовым составом. Используются гербарии. На остановке обучающиеся определяют возраст деревьев по спилам (пень) и по мутовкам. Проводится игра «Под крышей дома твоего»: всем участникам раздаются карточки с названием вида. Например: ель, дятел, гриб, жук-короед и т.д. Раздаются нити. Если между видами есть связь, то участники соединяют нити. Эта игра показывает взаимосвязь участников в биоценозе.


Порядок выполнения работ:

  1. Беседа экскурсовода: а) о культуре поведения на экологической тропе; б) особенности изучаемого биоценоза.

  2. Самостоятельная работа обучающихся по определению возраста леса.

  3. Демонстрация гербария травянистой растительности (в осенний, весенний, зимний периоды года).

  4. Игра «Под крышей дома твоего»

  5. Игра «Почувствуй».







Остановка № 2

Муравейник.


Данная остановка является зоологическим объектом, а так же экологическим так как охватывает взаимосвязи с другими компонентами леса. Из сообщения обучающихся экскурсоводов, участники тропы узнают о жизни муравьев, о их роли и значении в лесу и для человека.

Делается вывод о состоянии леса по количеству муравейников.


Порядок выполнения работ:

  1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Жизнь муравьев. Их значение в природе и для человека.

  2. Игра «Почувствуй».







Остановка № 3

Кузница дятла.


На остановке участники знакомятся с деятельностью большого пестрого дятла. С его ролью в лесу. Производиться осмотр кузницы дятла, для коллекции собираются шишки. Проходит игра.



Порядок выполнения работ:


1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Дятел и его жизнь в лесу».

  1. Осмотр кузницы дятла.

  2. Сбор шишек для коллекции.

  3. Игра «Почувствуй».



Остановка № 4

Свалки.


Этот участок маршрута экологической тропы знакомит участников с негативной деятельностью человека и влиянием его на окружающую среду.



Порядок выполнения работ:


  1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Свалки и их отрицательное влияние на окружающую среду».

  2. Выяснения причин, проблемы и предложение возможных решений.

  3. Игра «Почувствуй».


На каждой остановке проводится игра «Почувствуй».

В ходе этой игры участники, закрыв глаза должны сказать, какие цвета они вокруг себя представляют. В тех местах где не видна деятельность человека участники, как правило называют яркие цвета (синий, зеленый, красный, желтый и т.д.). А там где деятельность человека налицо, например, на свалках преобладают темные цвета(серый ,черный и д.т.). Эта игра показывает на эмоциональном уровне показывает негативное влияние человека на окружающую среду.


Перед проведением экскурсии в природу обучающиеся знакомятся с правилами поведения в природе и инструкции по технике безопасности.


Экскурсия в природу в разное время года
  • Биология
Описание:

 

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует процесс обучающихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю, а это служит хорошей основой для воспитания советского патриотизма.

   Развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсии требуют от учителя высокого педагогического мастерства.

   О благотворном влиянии экскурсий на воспитание обучающихся говорили многие выдающиеся педагоги и методисты. (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, В.В. Половцев и др.). так, например, широко известный  методист профессор Б.Е. Райков написал: «Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с нею на экскурсиях, на практических работ в лаборатории, в живом уголке и т.д., обучающиеся открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали.

   Они всматриваются в красивые формы, гармоничные сочетания, узнают о причиненных связях между далекими, казалось бы, явлениями и т. д. работы в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту – даже в некрасивых , с первого взгляда, вещах и наслаждаться той слаженностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы. Таким путем развивается эстетическое чувство, возбуждается интерес и любовь к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания.

   Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

   Местом экскурсии может быть лес, парк, лесозащитная полоса, колхозное поле или школьный учебно-опытный участок, которые расположены вблизи от школы. Нужно отметить, что в различные временна года посещение одного и того же места не снижает интереса обучающихся к экскурсии. Например, осенью они любуются золотым и багряным убором деревьев и кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной их радует нежная зелень листьев, первые весенние цветы и первая песня жаворонка, летом приятная прохлада зеленых насаждений богатство красок, стоголосая песня пернатых и многое другое, на что так щедра родная природа.

   Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы обучающиеся разумно наблюдали, изучали природу, научилась любовью охранять ее.

    Опыт показывает, что никакой доклад, никакая беседа родной природе не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

   Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников.

 

   Экскурсии по изучению растений может придать элемент игры. Игровые моменты заинтересовывают обучающихся и   направляют их на самостоятельное выполнение задания.

Автор Карпова Галина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 3465
Номер материала 33618
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓