Н. В. Пронина
«Экскурсия
– как способ интеграции
урочной и внеурочной деятельности учащихся».
О
ценностном содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о
необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных
программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время
отмечалось неоднократно.
В
настоящее время эта идея получила нормативное закрепление в федеральном
государственном образовательном стандарте начального образования: организация
образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего
пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической,
социальной и личностно-значимой деятельности во внеурочное время должно
обеспечить достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Внеурочная деятельность способна
решать общие задачи с урочной деятельностью в различных образовательных
областях. Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
- выявление интересов, склонностей,
способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального
развития ребенка;
- формирование системы знаний,
умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности,
творческих способностей детей;
- создание условий для реализации
учащимися знаний, умений, навыков;
- развитие опыта неформального общения,
взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения школьников с
социумом;
- коррекционная работа с детьми,
испытывающими трудности в обучении;
- для развития потенциала учащихся, прежде
всего, одаренных.
Одним из видов
внеурочной деятельности является экскурсионная работа. Экскурсия – для
школьников - это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет
организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в
естественных условиях.
Цели экскурсии:
- интеграция и
активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
- осуществление
связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
- воспитание интереса
к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
- расширение
кругозора учащихся;
- воспитание
познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
-
воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Объектами внеурочных
экскурсий чаще всего становятся выходы
на открытую местность для знакомства с природой; посещение исторических мест,
архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внеурочной
экскурсии можно считать то, что такие экскурсии содержат в себе элемент
разрядки – игры.
Примером такой экскурсии можно считать поездку в «Богатырскую
слободу», что находится близ города Жигули.
Экскурсия проводилась после изучения разделов «История отечества» (окружающий
мир) и «Обнаруживаем в былине интерес к истории,…» (литературное чтение).
Цели экскурсии:
- узнать о жизни
славян (архитектуре, быте, традициях, костюмах, доспехах, оружии Руси времён
князя Владимира);
- познакомиться с
работами художника Виктора Петрова "Жигули былинные";
- принять
участие в состязании на меткость из исторического оружия;
- полюбоваться
прекрасной природой Жигулёвских гор.
Экскурсия
получилась очень интересной и привела в восторг не только детей, но и их
родителей.
При виде камня с надписью «Налево пойдешь...», богатырей, дети
почувствовали себя героями сказки или былины.
В княжьем тереме перевоплотились в настоящих богатырей, примерив тяжёлые
кольчуги, шлемы, взяв в руки мечи и щиты.
Стреляли из лука,
метали топоры.
Неописуемый восторг
вызвало хождение на ладье по живописной Усе.
Возможность прикоснуться к, пусть
не настоящим, но так похожим на настоящие, предметам быта, оружию,
доспехам, которые использовали в далёком прошлом наши предки, заставило детей
почувствовать гордость за нашу Родину, желание больше узнать об образе жизни
древних славян, их ратных подвигах.
Таким образом, внеурочные
экскурсии не только повышают интерес детей к изучаемому предмету, они
активизируют сам учебный процесс, позволяя детям с трудностями в обучении
усвоить программный материал, а одарённым детям даёт возможность повысить свою
творческую активность.
Итогом спланированной, целенаправленной,
систематически проводимой внеурочной работы является:
- повышение успеваемости;
- повышение мотивации к изучению предметов;
- повышение работоспособности учащихся на
уроке;
- быстрое восприятие нового материала;
- создание благоприятного микроклимата на
уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.