Инфоурок География Другие методич. материалыЭкономико-географическое положение Японии 11 класс

Экономико-географическое положение Японии 11 класс

Скачать материал

Открытый урок в 11 классе

Урок-диалог.
Тема урока:    Япония: территория, границы, население и природные ресурсы.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особыми чертами ЭГП, проблемами использования территории, природных и сырьевых ресурсов, с национальным составом, с размещением населения;
  • развивать умение использовать различные источники информации,
  • формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.


Оборудование: политическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы, флаг и герб Японии, национальный цветок Японии – хризантема, слайды о государстве.

Структура урока:

  1. Япония - «страна наоборот».
  2. Название страны и состав территории.
  3. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
  4. Особенности населения. Демографическая политика.
  5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
  6. Кто же они, японцы? Что ими движет? (проблемный вопрос).


^ Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Япония – «страна наоборот».

- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

- О какой стране идет речь? Вы догадались?
                  - Да, это Япония.

- А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы. (Представление учащихся-экскурсоводов).

^ II. Выступления учащихся с сообщениями.

  1. Название страны. Состав территории.
    • Древнее название страны – Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, то есть Страна восходящего солнца.
    • Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине.
    • Круглая хризантема – национальный цветок Японии.
    • Территория – 372,5 кв.км.
    • Столица – Токио, что означает «восточная столица», расположена на о. Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.
    • Географическое положение, общие сведения о стране.

      Япония – государство, расположенное на островах (около 4 тыс.) вблизи побережья Восточной Азии, в западной части Тихого океана. Ядро ее территории составляют острова Японского архипелага, в том числе крупнейшие из них – Хонсю, Кюсю, и Сикоку. Кроме того, в состав Японии входят острова Рюкю (Нансей) и др.

Япония отделена от материка Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями. С востока и юго-востока страну омывают воды Тихого океана. Между островами Хонсю, Сикоку и Кюсю расположено Внутреннее Японское море.

Протяженность береговой линии составляет почти 30 тыс. км. Берега сильно изрезаны и образуют много заливов и бухт. Омывающие Японию моря и океаны имеют для страны огромное значение как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Связь страны с другими регионами мира осуществляется морским транспортом.

Древнейшие следы человека на территории нынешней Японии относятся к периоду палеолита. На рубеже III-IV вв. до н.э. из районов юго-восточного Китая пришли протояпонские племена – носители культуры бронзового века. В V в н.э. японцы заимствовали иероглифическую письменность, в VI в. приняли буддизм.

Сменялись века и правители, прерывались и вновь активизировались торговые отношения с другими государствами мира. В XVIIв феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь и экспансии, и распространения христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. В XX в. Япония была участницей трех крупных войн (Русско-Японской, Первой и Второй мировых). После окончания Второй мировой войны и поражения японского милитаризма были распущены вооруженные силы, проведены различные реформы в экономической и правовой системе. По конституции 1947 г. император лишался властных полномочий.

В настоящее время Япония – конституционная монархия (империя). Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган – парламент.

^ 2. Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

а) Япония – древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до ХХ века она была как бы спрятана от глаз европейцев.

Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.

б) Группы наших учащихся провели историко-географическую экспертизу и готовы вступить в диалог, чтобы ответить на вопрос: Кто первый открыл Курильские острова, и кому они должны принадлежать: России или Японии.

1 группа: Дуга Курильских островов представляет собой гряду вулканических островов, протянувшуюся более чем на 1000 км, и самый южный отстоит от Японии всего на 7км. Так что спор о том, кто первый открыл острова, не имеет смысла.

2 группа: Да, но выезд за пределы Японии карался отрубанием головы, потому русские казаки начали исследование Курил и положили начало колонизации островов. На севере высаживались С.Дежнев и братья Стадухины, так что первооткрывателями мы считаем русских.

^ Учитель истории. Оказывается, до XVII в. На Курильских островах не было ни истории русских, ни японцев. Коренной народ – айны – находился в дофеодальных отношениях. Согласно русским энциклопедическим словарям, первооткрывателем Курильских островов считается голландец Мартин де Фриз. В течение 100 лет острова показывались на картах как владения Нидерландов. Спор пока неразрешен, продолжим диалог.

2 группа: В 1707 году Петр I издает приказ об обследовании Курильских островов и Японии. На протяжении XVIII в. продолжался захват Северных Курил. Как отмечает Ф.А. Головнин, северокурильские острова стали-таки православными, носили русские имена, русскую одежду, говорили по-русски и пили русскую водку.

1 группа: Однако южнокурильские айны усвоили нравы и обычаи своих японских воспитателей. Японские острова в тайне от властей продолжали торговать на Южных Курилах.

Учитель географии: В географическом словаре, изданном Московским университетом в 1804 г., записано: «

Севернейшие острова повинуются Российской, южнейшие – японской власти». Ситуация ясна. Почему же между странами встал территориальный вопрос? Продолжим исследование.

2 группа: В 1808 г. царское правительство направляет на Южные Курилы И.Рязанова, который га судах «Юнона» и «Авось» с морскими офицерами ликвидировал японские поселения. Командир гарнизона сделал себе харакири, японцы бежали или были взяты в плен.

1 группа: в отместку японцы захватили русских мореплавателей под руководством Ф.А. Головнина. Русскому правительству пришлось направить официальные заявления за действия своих офицеров. В результате были освобождены как русские, так и японцы.

^ Учитель истории. В г.Симода в 1852 г. был подписан первый русско-японский правовой документ. Россия признавала Южные Курилы владениями Японии. А в 1875 г. начались переговоры относительно о.Сахалин. В результате был подписан второй официальный договор – Петербургский трактат, в соответствии с которым о.Сахалин признавался российским, а Япония получала все острова Курильской гряды.

^ Учитель географии. Итак, нам стало ясно, что Курилы принадлежат Японии. Как же произошло то, что сейчас эта территория снова оспаривается японцами?

Учитель истории. В 1940 г. СССР предъявил претензии на Курилы, однако Япония, естественно, отклонила их. Но в 1945 г. в соответствии с секретными Ялтинскими договоренностями стран-победителей за то, что СССР вступает в войну с Японией, Советскому Союзу в качестве военного трофея должны были передать все Курилы. 8 августа СССР объявил Японии войну, а к 1 сентября все острова были заняты советскими войсками. В последующие годы происходила массовая депортация всех коренных жителей.

^ Учитель географии. Историческая экспертиза завершена, к какому же выводу подойдем, проводя географическую экспертизу? Слово – экспертам, защищающим интересы Японии.

1 группа: После того, как на Курилах укрепилась японская администрация, экономика островов получила бурное развитие. Была налажена транспортная сеть, строились поселки, рыбные заводы, звероводческие станции, лесокомбинаты. К 1939 г. насчитывалось 133 населенных пункта. На Курилы часто стал наведываться император Японии Хирохито в построенный для него небольшой дворец. А в конце 50-х годов Советским Союзом уничтожалось все, что было создано «врагами-империалистами»: вырубались магнолии, гусеницами танков давили лес, соляркой травили озера, динамитом разносили буддийские памятники. И сейчас, через 50 лет принадлежности Курил СССР и России, социально-экономическая ситуация на островах стала критической. Острова не обустроены: дома из фанеры, много лачуг, бараков, канализация отсутствует, кругом сырость и нищета, шоссейных и железных дорог нет, развита только одна отрасль – рыбоконсервная, но и здесь оборудование заводов устарело, десятки рыбоперерабатывающих предприятий закрыты.

2 группа: Известно, что Курильские острова богаты рудами, строевым лесом, целебными водами. Не так давно острова славились обилием животных, в том числе морскими котиками, бобрами, тюленями. Теперь же на островах редко встретишь даже лису, медведя, соболя, норку, совсем исчезла белка. А начало истреблению природных богатств положили годы японского хозяйничанья. По оценке специалистов, и сейчас Япония добывает около Курильских островов 50% общего улова, извлекая прибыли на сумму более 30 млрд. долл., тогда как наша прибыль составляет всего 1,5 млрд.долл.

1 группа: Используя все дары морей рационально, Россия могла бы получать ту же прибыль. Сумма потерь России складывается из следующих факторов:

  • Траловый флот уничтожил около островов морскую капусту, альгиновые кислоты которой идут на медицинские препараты, выводящие радионуклиды и тяжелые металлы из организма, так же японцы используют ее в парфюмерии, пищевой промышленности и других отраслях, извлекая прибыли на 5 млрд. долл.
  • От 700 тыс. тонн сайры можно получить 20 тыс. тонн чешуи, и из нее – жемчужного пата стоимостью 4 млрд. долл.
  • Не мясом ценен краб, а хитиновым покровом и печенью, медицинские препараты из них оцениваются в несколько млрд. долл. за 1 кг.
  • Не полностью перерабатываются и другие добываемые, но неиспользуемые представители морекультуры, которыми так богаты Курильские острова, например, морские ежи, печень рыб, их чешуя, молоки и др.


2 группа: Мы признаем, что проблема Северных территорий существует. Курилы, населенные коренными жителями – айнами – явились объектом колониального захвата, как со стороны России, так и со стороны Японии, и потому считаться «исконно-русскими» не могут. Надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы, тем самым мы получим мощного инвестора в освоении богатств Дальнего Востока, нормализуем российско-японские отношения и восстановим справедливость.

^ Учитель географии. Кстати, проведенный в 1991 г. референдум показал, что 20% кунаширцев и 25% шикотанцев высказались за возвращение островов Японии.

в) Японии входит в «большую восьмерку», что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.

Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.

^ 3. Особенности населения. Демографическая политика.

  • Население Японии 126,5 млн.человек – это 8 место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.
  • Средняя плотность населения 336 человек на кв.км. Но фактическая плотность населения выше, поскольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.
  • Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.


До принятия Конституции 1947 г. была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны – символ государства и единства нации, так как вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

По государственному устройству Япония – унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Подавляющая часть населения живет в городах – 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них – города-миллионеры.

Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения – естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. После войны изменилась возрастная структура населения. Увеличилась доля пожилого населения. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей.

  • Япония – нация здоровых лбдей с самым низким показателем детской смертности в мире – 4 на 1000 (в США – 8 на 1000, в России – 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины 76 лет, женщины – 82 года). Для сравнения: в России женщины живут в среднем 72 года, мужчины – 62 года.
  •  Вопрос. Почему японцы живут долго?

    Ответ:
  1. Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.
  2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
  3. В отношениях японцев друг с другом царит доброжелательность.
  4. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов вдень ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
  5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

 Вопрос. А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас? (размышления ребят).

    • Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.
    • Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.
    • Японцы – очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования – синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обряды и, прежде всего, свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо изогнутой вверх на углах.
    • Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтят старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай и пр.

Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии.

1 ученик. У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45 градусов, коллеги кланяются друг другу под углом 15 гр., встречают клиентов и покупателей под углом 30 гр. – значит, каждому свой угол.
Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших. Показ слайда.

2 ученик. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек . в комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды. Показ слайда.

3 ученик. Икебана (приблизительный перевод – искусство составления цветов). Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств. Показ слайда.


4 ученик. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой. Показ слайда.

5 ученик. У японцев свой национальный костюм – кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия – мужское или женское. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик. Показ слайда.

6 ученик. В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны их деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы – татами. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд. тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются: что за разнобой! А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье. Показ слайда.

7 ученик. Японское садовое искусство – уникальное явление, представляющее тщательно разработанную философско-эстетическую систему ценностей. Огромное воздействие на японскую культуру с конца XIII в. стала оказывать буддийская секта дзэн. Сады дзэнских монастырей стали выражать идею понимания Природы, как воплощение Абсолюта Истины, духа Будды. Дзэнский сад уже не предназначался для прогулок, его функция – помогать в практике созерцания. Появляются знаменитые сухие сады, где воду заменили песок и гравий. Самый известный из них – сад храма Рёандзи в Киото, ил, как его еще называют, сад Пятнадцати камней. С любой точки террасы, где сидят любующиеся садом, видны только четырнадцать камней, пятнадцатый спрятан за одним из них. Делаешь шаг в сторону, появляется пятнадцатый камень, но вместо него прячется другой. Так выражена идея об иллюзорности человеческих представлений о мире.

Японский сад – своеобразное окно в другую реальность, место, где человек может любоваться бесконечной красотой Природы.

8 ученик. Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее несъедобны. Сакура цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, он летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.
 4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Учитель.

Япония – горная страна (75% территории). Для расширения жизненного пространства используется прилегающая к суше акватория: на искусственных полуостровах т островах, созданных путем засыпки мелководий, размещаются жилые и промышленные зоны. Основная часть населения страны проживает на прибрежных равнинах (в основном, по Тихоокеанскому побережью островов).

Значительное влияние на хозяйственное освоение оказывает высокая сейсмичность и вулканизм. Ежегодно в Японии отмечается около 1,5 тыс. землетрясений разной силы. На островах находятся 15 действующих вулканов, а еще несколько десятков могут пробудиться, в том числе высочайшая вершина Японии гора Фудзияма (3776 м). С извержением подводных вулканов связаны моретрясения и вызываемые ими волны цунами, наносящие большой ущерб хозяйству (особенно на островах Хонсю и Хоккайдо).

Япония бедна полезными ископаемыми. Привязка к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовых товаров стала важнейшей причиной проведения страной активной внешней политики.

Однако в стране ведется и собственная добыча каменного угля (на островах Хонсю и Хоккайдо), свинцовых и цинковых руд, нефти, серы, известняков, но запасы их в основном невелики, а условия разработки сложные. Импорт дешевого сырья из-за рубежа приводит к закрытию шахт. Используются ресурсы Мирового океана (ведется добыча марганцевых конкреций с морского дна и пр. ).

Большая протяженность территории страны в меридиональном направлении, островное положение, сложность рельефа и значительные климатические различия между отдельными частями страны образовали уникальный комплекс природных условий.

Климат Японии в целом довольно благоприятен для проживания людей и ведения хозяйства. Остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Кюсю – во влажном субтропическом, а острова Рюкю (в том числе Окинава) – в зоне тропического климата.

Важнейшим фактором, формирующим климат, являются муссоны, летом сопровождающиеся тайфунами и ливнями, а зимой – снегопадами. Смягчающее воздействие оказывает теплое океаническое течение Куросио. Благодаря климатическим условиям, в южных субтропических и тропических областях можно собирать по два урожая в год.

В последние годы в Японии обострилась земельная проблема в связи с ухудшением качества земель. Распространены, в основном, слабоподзолистые и торфянистые почвы, а также бурые лесные и красноземы, подходящие для выращивания многих сельскохозяйственных культур (от картофеля на севере до сахарного тростника на юге). Обрабатываемые земли составляют 13% площади, луга и пастбища – 4%.

Примерно 7% территории страны занимают леса. На Хоккайдо – это база деревообрабатывающей промышленности. Богатая разнообразная растительность страны дарит японцам в любое время года радость созерцания природы.

Реки Японии многочисленны, но малопротяженны. Крупнейшая из них – Синако (367 км). Большинство рек – это бурные горные потоки, источники гидроэнергии и воды для ирригации. Для судоходства реки непригодны. Озера в Японии двух типов – глубоководные горные и мелководные лагунные на прибрежных низменностях. Обилие рек, озер и подземных вод, которыми щедро наделена Япония, оказывает благотворное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности. Промышленное развитие страны вызвало серьезные проблемы с загрязнением окружающей среды, которые решаются правительственными программами совершенствования контроля состояния природы.

Население размещено по территории неравномерно. При высокой средней плотности (более 330 человек на 1 кв.км) некоторые районы по этому показателю соперничают с самыми густонаселенными районами мира. Это прибрежные районы Тихоокеанского побережья, где проживает 2/3 населения страны.

Почти 4/5 японцев – городские жители. 11 городов имеет население свыше 1млн человек. Крупнейшая городская агломерация – Кэйхин (Токио -Йокогама), где сосредоточено более 25 млн человек в 150 населенных пунктах. Вместе с двумя другими крупнейшими агломерациями – Кэйсин (Осака – Кобе - Киото) и Тюкё (Нагоя и др.), а также с расположенными между ними городами агломерация Кэйхин сливается в единую систему – Токийский мегаполис Токайдо).Общая численность его населения – более 60млн человек.

Быстро растут и периферийные центры – Саппоро, Сэндай. А за пределами мегаполиса сформировалась еще одна агломерация – Китакюсю-Фукуока (на севере острова Кюсю).

Хозяйство. По мнению экспертов, современная Япония находится на этапе постиндустриального общества. Промышленность хотя и остается важнейшей сферой экономики (29% ВНП), но растет значение непроизводственного сектора (сфера услуг, финансы, научно-исследовательская деятельность).

Учитель. На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

Проблемный вопрос:- Кто же они, японцы?- Что ими движет?

Вывод урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

III. Итог урока.

IV. Задание на дом: стр. 241-244, природные ресурсы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Экономико-географическое положение Японии 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-диалог.
Тема урока:    Япония: территория, границы, население и природные ресурсы.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особыми чертами ЭГП, проблемами использования территории, природных и сырьевых ресурсов, с национальным составом, с размещением населения;
  • развивать умение использовать различные источники информации,
  • формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.


Оборудование: политическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы, флаг и герб Японии, национальный цветок Японии – хризантема, слайды о государстве.

Структура урока:

  1. Япония - «страна наоборот».
  2. Название страны и состав территории.
  3. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
  4. Особенности населения. Демографическая политика.
  5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Кто же они, японцы? Что ими движет? (проблемный вопрос).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 4000
    • DOCX 80.5 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Власенко Валерий Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Власенко Валерий Алексеевич
    Власенко Валерий Алексеевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 18376
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе