Главная / История / Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

УРОК № 51.

класс 11

Тема урока: Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

Ц Е Л И:

1.Образовательные: изучить вместе с учащимися политику переселения; влияние колониальной политики на этнодемографическую ситуацию; миграционная политика советской власти. Земельный вопрос; Первые итоги целины.

2. Развивающие: развитие памяти, способности к логическому мышлению, анализу.

3.Воспитательные: воспитание мотивов учения и сознательной личности.

Тип урока: исследовательско-поисковый

Наглядность: Карта Казахстана, таблица, карточки


Х О Д У Р О К А

1. Организационная часть. ( 2 мин.)

- приветствие, готовность учащихся к уроку, отметка отсутствующих

2. Актуализация опорных знаний методом беседы. (5 мин.)

- Какую политику проводила Советская власть в 20—30-х годах XX в?

- Что узнали о проведении политики русификации?

- Что можно сказать о превращении Казахстана в сырьевую базу?

- Какие нам известны восстании?

- Что вы можете сказать по поводу военных действии

3. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.)

Задача нашего урока состоит в рассмотрении вопросов касающихся развития памяти, мышления, раздумий. Для этого мы обсудим следующие проблемы урока – миграционная политика советской власти; земельный вопрос; освоение целины.


Опрос Д/з:

1. Назовите основные достижения в промышленности республики в послевоенные годы?

2. Какие крупные промышленные предприятия вашей области были построены в рассматриваемый период?

3. Какие сходства и различия есть в экономике Казахстана и других бывших союзных республик Средней Азии?

4. Почему атомный полигон и космодром были расположены на территории Казахстана?

5. Какие народности и по каким причинам прибыли в Казахстан?

6. Почему Казахстан стал краем лагерей? Где и какие лагеря были созданы?

7. Дайте характеристику демографической ситуации в годы Великой Отечественной войны

П Л А Н:

1. Положение в сельском хозяйстве

2. Освоение целины.

3. Первые итоги целины.

4. Положение в животноводстве.

5. Закрепление материала. (10 мин.)

1. Почему в послевоенные годы наблюдалось сильное отставание сельского хозяйства республики?

2. Каковы были первые итоги освоения целины в Казахстане?

3. Как повлияло на экономику республики освоение целины?

4. Как повлияло освоение целины на демографические процессы в республике?

5. Какие меры были предприняты для возрождения животноводства республики?

6. Как вы думаете, почему командно-административная системастаралась не привлекать к работам на целине казахов, проживавших на территории России?

6. Задание на дом. лекция, учебник С. Жолдасбаева §20-21, стр.103-110

7.Выставление оценок за урок


Урок окончен до свидания ребята!


Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

Положение в сельском хозяйстве в послевоенные годы. Начало освоения целины. Положительные результаты и негативные последствия освоения целинных земель. Обострение демографической . ситуации. Положение в животноводстве.

Какие меры по развитию сельского хозяйства предполагал осуществить Н. С. Хрущев после прихода к власти? (Новейшая история мира. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ).

Положение в сельском хозяйстве. Первые послевоенные годы для сельского хозяйства были очень тяжелыми. Культура растениеводства в республике была очень низкой. В Казахстане, как и в других регионах СССР, из-за нехватки техники вплоть до 60-х годов в качестве тягловой силы использовался скот. В организации сельскохозяйственного производства были допущены грубые ошибки. Не могла привести к каким-либо положительным результатам и деятельность председателей колхозов и совхозов.

Вместе с тем проводились также и меры, направленные на улучшение положения. Была утверждена программа развития и обозначены меры по улучшению управления сельским хозяйством. В 1949 г. был принят план развития сельского хозяйства. Было значительно сокращено число административно-хозяйственных работников. Начало выправляться положение в деле подготовки кадров для села. Концентрация колхозного производства принесла определенные положительные результаты. Вместе с тем появились и начали развиваться совхозы, которые были в основном животноводческими. Тем не менее сельское хозяйство Казахстана не смогло обеспечить страну необходимым количеством продовольствия, а промышленность — сельскохозяйственным сырьем. Появился дефицит продовольствия. В 1946—1950-х годах с каждого гектара посевных земель в среднем собирали всего 5—6 ц зерна. Об изменении системы производственных отношений, а точнее — о введении в них элементов рынка в тот период невозможно было и думать. Руководство страны стало решать проблему экстенсивным путем — осваивать огромные площади новых земель.

Освоение целины. В конце 1953 г. вопросы, касающиеся освоения целины, горячо обсуждались на союзном уровне. Среди регионов с пригодными для посевов земель назывались в первую очередь Урал, Сибирь и Казахстан. Руководители партийной организации республики, считавшие, что распахивание больших площадей нанесет ущерб традиционному животноводству, были сняты со своих постов.

По указанию Центра на должность первого секретаря Центрального Комитета КП Казахстана был избран П. К. Пономаренко, которого позже сменил его заместитель Л. И. Брежнев.

Решение об освоении целинных земель было принято весной 1954 г. Предполагалось за счет освоения новых земель увеличить посевные площади зерновых до 13 млн. га, получить на них 1100—1200 млн. пудов зерна, в том числе товарного — 800—900 млн. пудов.

Казахстанцы поддержали решение об освоении целины, приняв участие в осуществлении запланированных мер. В те годы было привычным явлением проведение различного рода мероприятий по инициативе партии или комсомола. В печати часто публиковались материалы, призывающие тружеников присоединиться к рядам доблестных целинников. Со всех концов СССР в Казахстан начали стекаться люди. Осваивать целину приезжала не только молодежь, но и целые семьи переселенцев. В первое время все они жили в степи в палаточных городках, вагончиках, землянках. Подобные неудобства вовсе не страшили. Люди были полны трудового энтузиазма.

К освоению целины привлекались не только приезжие, но и местные жители. Среди них было много демобилизованных из рядов Советской Армии. Освоение целины потребовало подготовки большего числа специалистов для сельского хозяйства.

В первые два года целинной кампании в Казахстан приехали 640 тыс. человек, из которых механизаторами были только 150 тыс. Проводились меры по материальному стимулированию целинников.

Имело место несправедливое распределение материальной помощи среди целинников. Пожелавшим участвовать в освоении целины казахам, проживавшим на территории России, было отказано в необходимой помощи.

С 1954 г. начали проводиться работы по изучению и отбору пригодных для посевов земель, в которой приняли участие ученые-почвоведы, ботаники, гидрогеологи Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Казахстана. Но, как показала практика, не были учтены негативные последствия распахивания огромных площадей. Да и убедить научными прогнозами руководство страны было непросто.

Первые итоги целины. Освоение целины в республике шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях.

Уже в 1954 г. планы по поднятию целины были перевыполнены. В Казахстане было распахано 6,5 млн. га целинных земель. Урожай зерновых достиг 7 млн. 650 тыс. т.

Наилучших показателей целинники достигли в 1956 г. Республика собрала в тот год 16 млн. т зерна. Это достижение с помпезностью называли миллиардом пудов зерна.

В 1956—1958 гг. в республике было освоено еще 4,8 млн. га целины, посевные площади выросли до 28,6 млн. га. Среди них посевные площади зерновых составляли 23,2 млн. га. В республике было увеличено также и производство технических культур, овощей, кормов.

Целинники работали с воодушевлением. Появилось много передовиков труда, организовывались социалистические соревнования. Внедрялись новые методы уборки урожая.

Освоение целины позволило увеличить производство не только пшеницы, но и других видов зерновых. На юге Казахстана значительно выросло производство риса. Трудовые подвиги звеньевого колхоза “Кызыл ту” Шиелийского района Кзыл-Ординской области Ыбырая Жакаева, добившегося рекордного показателя по производству риса, стали примером самоотверженного, плодотворного труда.

Результаты освоения целины. В результате самоотверженного труда народных масс в Казахстане значительно выросло производство зерна. Освоение целины оказало положительное влияние на другие отрасли экономики. В 40—50-е годы в Казахстане возникли 15 городов, 86 поселков городского типа, сотни селений. В широких масштабах шло строительство жилья. Были построены десятки тысяч километров дорог. В республику прибыла мощная техника, приехали люди, имеющие опыт и знания по культуре растениеводства, знающие новые методы строительства жилья, развития экономики.

Однако наряду с честными тружениками, квалифицированными специалистами и молодыми патриотами своей родины на освоение целины приехало немало людей, стремившихся к получению легких денег и званий. В погоне за высокими показателями были распаханы огромные территории. Это привело к нарушению экологического равновесия. Усилилась эрозия почв, из нее интенсивно выветривался гумус.

Распахивание миллионов гектаров под зерновые, строительство населенных пунктов и предприятий привело к сокращению пастбищ, осложнило заготовку кормов и сена для скота. Тысячи гектаров пригодных земель были выделены под систему инфраструктуры. Традиционное скотоводческое хозяйство понесло невосполнимые потери, что, в свою очередь, привело к дефициту мяса и молочных продуктов.

Громкие заявления о необходимости обеспечения совхозов новой техникой не приносили действенного результата. Колхозы, которые были созданы из казахских аулов, были вынуждены покупать старую технику бывших МТС по высоким ценам. Отсутствие научной организации труда и безответственность привели к негативным последствиям. Через несколько лет сократилось производство положение казахского языка и культуры в целом было трудным. Были закрыты некоторые областные и районные газеты. Уменьшились тиражи газет и книг на казахском языке. Подобное положение сложилось и в других средствах массовой информации. Количество казахских школ резко сократилось. В общественных местах, в экономике, в делопроизводстве использовался, в основном, русский язык. На грани уничтожения оказались духовные ценности, традиции казахского народа.

Положение в животноводстве. В 50-е годы положение в животноводстве республики было очень тяжелым. Материально-техническое обеспечение животноводства оставалось очень низким. Трудности военных лет, сокращение пастбищ и сенокосных угодий в результате освоения целины тормозили развитие этой отрасли.

Принимались решения, направленные на улучшение положения. Предпринимались попытки расширения кормовой базы отрасли, внедрения новых методов ведения хозяйства. Были увеличены посевные площади под кормовые культуры. Выделялась техника, принимались меры по материальному стимулированию животноводов.

В 1965 г. по сравнению с 1959 г. поголовье скота увеличилось на 67,4% и составило 39 млн. голов. Значительно увеличились заготовки мяса, молока, шерсти. Длительное отставание отрасли, возникшее в послевоенные годы, было ликвидировано.

Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.
  • История
Описание:

Тема урока:  Экономические, экологические и демографические последствия освоения целины.

Ц Е Л И:

1.Образовательные: изучить вместе с учащимися  политику переселения; влияние колониальной политики на этнодемографическую ситуацию; миграционная политика советской власти. Земельный вопрос; Первые итоги целины.

2. Развивающие: развитие памяти, способности к логическому мышлению, анализу.

 

3.Воспитательные: воспитание мотивов учения и сознательной личности. 

                                                 Х О Д      У Р О К А

 1. Организационная часть. ( 2 мин.)

          - приветствие, готовность учащихся к уроку, отметка отсутствующих

 2.  Актуализация  опорных знаний   методом беседы.              (5 мин.)

- Какую политику проводила Советская власть в 20—30-х годах XX в?

- Что узнали о проведении политики русификации?

-  Что можно сказать о превращении Казахстана в сырьевую базу?

- Какие нам известны восстании?

 

-  Что вы можете сказать по поводу военных действии

Автор Сарсенгалиев Раухат Самиголлович
Дата добавления 28.03.2015
Раздел История
Подраздел Планирования
Просмотров 1103
Номер материала 58814
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓