Главная / Биология / Эколого-натуралистическая акция "Птица года 2012 - Удод"

Эколого-натуралистическая акция "Птица года 2012 - Удод"

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта

Автономной Республики Крым

Симферопольский районный отдел образования

Центр детского и юношеского творчества

Перевальненская общеобразовательная школа I-III ступеней




Всеукраинская эколого-натуралистическая акция


«Птица года – 2012 –удод»

hello_html_m6d16af22.png

Работу выполнила:

ученица 9-А класса

Бойко Наталья

Перевальненская

общеобразовательная школа

I-III ступеней


Руководитель:

Кайко Султание Аметовна,

учитель биологии, экологии,

специалист



Перевальное – 2012г.

hello_html_m31fbc4aa.jpg


Научная классификация

Домен:

Эукариоты

Царство:

Животные


Подцарство:

Эуметазои

Тип:

Хордовые


Подтип:

Позвоночные

Инфратип:

Челюстноротые


Надкласс:

Четвероногие

Класс:

Птицы


Подкласс:

Новонёбные

Отряд:

Ракшеобразные


Семейство:

Удодовые (Upupidae)

Род:

Удоды (Upupa)






Международное научное название

Upupa epops





Подвиды

  • Африканский удод (U. e. africana)

  • Обыкновенный удод (U. e. epops)

  • Мадагаскарский удод (U. e. ">)

  • Сенегальский удод (U. e. senegalensis)

  • U. e. ceylonensis

  • U. e. longirostris

  • U. e. major

  • U. e. orientalis

  • U. e. saturata

  • U. e. waibeli



Удо́д (лат. Upupa epops) — небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера. Широко распространён в южных и центральных областях Европы и Азии, а также почти на всей территории Африки. Излюбленным местом обитания является открытая местность с редким кустарником или деревьями, такая как саванна, луг или пастбище. Также встречается на культивируемых ландшафтах во фруктовых садах и виноградниках. Осторожна, но не пуглива — как правило, сторонится человека и улетает при его приближении. Много времени проводит на земле, охотясь на насекомых.

hello_html_m1660b3c4.png

Единственный представитель семейства удодовых (Upupidae), отряда ракшеобразных. Мнения орнитологов о систематическом положении этого вида весьма разнообразны. Некоторые учёные рассматривают подвиды обыкновенного удода как отдельные виды, а также выделяют удодов в отдельный отряд удодообразных (Upupiformes).

По данным Международного союза охраны природы, довольно многочисленный вид. Несмотря на то, что общая популяция птиц за последние годы снизилась, её динамика в настоящее время не позволяет рассматривать этот вид как уязвимый. В Международной Красной книге удод имеет статус таксона минимального риска (категория LC).

Охранный статус

hello_html_7760c7b.gifhello_html_m222fbc17.png

Вызывающие наименьшие опасения



В толковом словаре Даля для удода указаны 2 синонима — пустушка и потатуйка. В настоящее время в обиходе эти названия используются редко.

Небольшая птица длиной 25—29 см и размахом крыльев 44—48 сантиметров. Выделяясь полосатым чёрно-белым оперением крыльев и хвоста, длинным тонким клювом и длинным хохолком на голове, является одной из самых легкоузнаваемых птиц. Окрас головы, шеи и груди в зависимости от подвида варьирует от розоватого до каштанового (на территории России известный русский орнитолог С. А. Бутурлин описывает его как «глинисто-красноватый»). Крылья широкие, округлые, окрашены контрастными чёрными и беловато-жёлтыми полосами. Хвост средней длины, чёрный с широкой белой перевязью посередине. Брюшная часть туловища розовато-рыжая, с черноватыми продольными полосами по бокам. Хохол на голове оранжево-рыжий, с чёрными вершинами перьев. Обычно хохол сложен, однако при приземлении (в другое время редко) птица распускает его, как веер. Клюв длиной 4—5 см, слегка загнут вниз. Язык, в отличие от многих других видов птиц, сильно редуцирован. Ноги свинцово-серые, достаточно сильные, с короткими плюснами и тупыми когтями. Самцы и самки внешне друг от друга не отличаются. Молодые птицы в целом окрашены в менее насыщенные тона, имеют более короткий клюв и хохол.

hello_html_m1eb9d886.png

По земле передвигается быстро и проворно, подобно скворцам. В случае внезапной тревоги, когда нет возможности спастись бегством, может затаиться, прижавшись к земле, распластав крылья и хвост и приподняв вверх клюв.

hello_html_17390fe9.png

В период насиживания и кормления птенцов у взрослых птиц и птенцов вырабатывается маслянистая жидкость, выделяемая из копчиковой железы и имеющая резкий неприятный запах. Выпуская её вместе с помётом на пришельца, удоды пытаются защититься от некрупных наземных хищников — вследствие такой адаптации в глазах человека птица приобрела репутацию очень «нечистоплотной» птицы. Полёт у удода небыстрый, порхающий, как у бабочки. Тем не менее, он достаточно маневренный, и пернатым хищникам редко удаётся схватить удода в воздухе.

Вокализация удода такая же особенная, как и его внешний вид. Голос — глухой, слегка гортанный трёх-пятисложный крик «уп-уп-уп» или «уд-уд-уд» (откуда и получил своё название), повторяемый несколько раз подряд. Интервал между сериями звуков редко превышает 5 с. Родовое научное название птицы, Upupa, является звукоподражанием этой необычной песни (явление, в лингвистике называемое ономатопеей). Кроме того, в случае удивления или испуга удод издаёт пронзительный вопль «чи-ир», напоминающий крик кольчатой горлицы. Иногда во время брачных игр или при ухаживании за потомством издаёт глухой раскатистый звук.

Удод — птица Старого Света. В Евразии распространена на всём протяжении с запада на восток, в средней и южной её части. На западе и севере Европы практически не гнездится на Британских островах (известны случайные залёты на юг Англии), странах Бенилюкса, Скандинавии, а также в высокогорных районах Альп, Апеннин и Пиренеев. В Германии и Прибалтике распространена спорадически. В Европейской части России гнездится к югу от Финского залива (юг Ленинградской области), Новгородской, Ярославской, Нижегородской областей, республик Татарстан и Башкортостан. В Западной Сибири поднимается до 56° с. ш., достигая Томска и Ачинска. В Восточной Сибири граница ареала огибает озеро Байкал с севера, проходит через Южно-Муйский хребет в Забайкалье и опускается до 54-й параллели в бассейне реки Амур. В континентальной Азии за пределами России обитает почти повсеместно, избегая только пустынь и участков сплошного леса. Встречается на Японских островах, Тайване и Шри-Ланке. На юго-востоке достигает южной части полуострова Малакка. Известны случайные залёты на Суматру и остров Калимантан. В Африке основной ареал расположен к югу от Сахары, а также на крайнем севере вдоль побережья Средиземного моря. На Мадагаскаре обитает в западной, более засушливой части. В горах обычно встречается до 2000 метров над уровнем моря, хотя в отдельных случаях поднимается до 3100 метров.

Удод населяет предалтайские равнины и обитает по остепненным участкам в Горном Алтае. По Северо-Восточному Алтаю присутствие удода не приводится, но на озере Телецком у Яйлю он наблюдается на пролете регулярно. Водится эта птица в ленточных борах. Удавалось находить его в гнездовое время на Бие-Чумышской возвышенности близ Веселого и в предгорьях у посёлка Алтайского. Распространен на высоте до 2500 метров. Весной удод появляется в конце апреля или начале мая На озере Телецком у Яйлю первые удоды были отмечены во второй половине апреля, в заливе Кыга - в начале мая. В Юго-Восточном Алтае, в бассейне Бугузуна, прилет удодов отмечается в конце апреля. В степи у Локтя удод появляется в то же время.

Алтайцы считают, что птица удод (ямань-куш) приносит людям страшные повальные болезни с вершины горы Адыган, на склонах которой шесть дверей ведут в подземный мир. Всякий, кто встретит птицу ямань-куш, обязан ее убить.

Обычно селится на равнине либо в холмистой местности, где предпочтение отдаёт открытым ландшафтам без высокой травы в сочетании с отдельными деревьями или небольшими рощами. Наибольшей численности достигает в тёплых и засушливых районах — степной и лесостепной зоне, саванне. Держится по степным оврагам, на лугу, у кромки или на опушке леса, в речной долине, в предгорьях, в прибрежных кустарниковых дюнах. Часто встречается на используемых человеком ландшафтах — пастбищах, в виноградниках или фруктовых посадках. Иногда селится в пределах населённых пунктов, где кормится за счёт мусорных свалок. Низинных, сырых участков избегает. Для гнездовий использует дуплистые деревья, расщелины в камнях, норы в обрывах рек, термитники, углубления каменных строений. Активен в светлое время суток, для ночлега использует дупла деревьев, скалистые трещины или другие подходящие убежища.

В зависимости от широты оседлая, кочующая или перелётная птица. Большая часть популяций номинативного подвида, гнездящегося в западной Палеарктике, за исключением Египта и южной части Алжира, в зимнее время перемещается в центральные и южные районы Африки южнее Сахары. Небольшое количество птиц зимует в Средиземноморье и на севере африканского континента. Птицы Центральной Азии, и, в частности, Сибири, мигрируют на юг континента. Небольшая часть российских удодов зимует на востоке Туркмении и южной части Азербайджана. Сроки миграции значительно растянуты во времени — весенний прилёт приходится на начало февраля — май с пиком в середине марта — апреле, осенний отлёт начинается в середине июля и заканчивается в конце октября. Пролёт проходит широким фронтом, ночью либо на зорях.

Половой зрелости удод достигает в возрасте одного года. Моногамен. В России птицы прибывают к местам гнездовий довольно рано — в марте-апреле, когда ещё только появляются первые проталины. Сразу по прилёте самцы занимают территорию для размножения и ведут себя очень активно — громко кричат, издавая повторяющиеся глухие звуки «уп-уп-уп...» и тем самым подзывая самок. В вокализации несколько особняком стоит мадагаскарский подвид — его голос более напоминает раскатистое мурлыканье. В этот период наиболее часто и громко птицы кричат утром и вечером, реже днём. Во время ухаживания самец и самка медленно летают друг за другом, помечая место для будущего гнезда. Часто одна и та же территория используется в течение нескольких лет.







hello_html_m59daca8e.png

места гнездований

груглогодично

миграции

Как правило, удоды размножаются отдельными парами, однако в случае соседства других удодов между самцами нередки драки на границе территорий, напоминающие петушиные бои. Гнездо устраивается в укромном месте — дупле дерева, каменистой расщелине, углублении на откосе обрыва, иногда в стене каменного или глиняного строения. Если поблизости подходящего укрытия не имеется, яйца могут откладываться прямо на земле среди высохших останков какого-либо животного — например, знаменитый немецкий и российский учёный Петер Паллас описывал гнездо удода в грудной клетке человеческого скелета. Выстилка либо отсутствует вовсе, либо содержит лишь несколько травинок, перьев и кусочков коровьего навоза. Дупло может также содержать в себе гнилую древесную труху. В отличие от подавляющего большинства птиц, удоды никогда не убирают помёт из гнезда, который постепенно скапливается вокруг. Кроме того, в период насиживания и кормления птенцов у птиц вырабатывается маслянистая жидкость, выделяемая из копчиковой железы и имеющая резкий неприятный запах. Такая адаптация помогает птицам уберечься от некрупных наземных хищников, однако для человека даёт репутацию очень «нечистоплотной птицы».

Выведение потомства обычно происходит один раз в год, хотя в случае оседлого образа жизни отмечены повторные (до трёх) циклы. Размер кладки в условиях умеренного климата состоит из 5—9 яиц, в тропиках из 4—7 яиц. Яйца продолговатые, размером 26×18 миллметров и весом около 4,4 грамма. Окраска варьирует в широких пределах от серовато-белого до тёмно-бурого цвета, может иметь голубоватый или зеленоватый оттенок. В день откладывается по одному яйцу, насиживание начинается с первого яйца и продолжается в течение 25—32 дней (инкубационный период — 15—16 дней). Насиживает одна самка, в то время как самец добывает ей корм. Появившиеся на свет птенцы слепые и покрыты редким рыжеватым пухом, который через несколько дней сменяется другим, розовато-белого цвета и более густым. Выкармливанием птенцов занимаются оба родителя, поочерёдно принося им личинки насекомых и червей. В возрасте 20—27 дней (в средней полосе России — конце июня или начале июля) птенцы покидают гнездо и начинают летать, хотя ещё в течение нескольких недель остаются рядом с родителями.


Юные удоды появляются на свет беспомощными, слепыми и почти голыми, но меньше чем через месяц они будут выглядеть как взрослые и смогут покинуть гнездо.hello_html_1521a948.png

Основу питания удода составляют мелкие беспозвоночные животные: насекомые, их личинки и куколки (майские жуки, жуки-навозники, мертвоеды, кузнечики, бабочки, степные кобылки, мухи, муравьи, термиты), пауки, мокрицы, многоножки, мелкие моллюски и т. п. Реже ловит мелких лягушек, ящериц и змей.




Любимая еда удода — крупное насекомое. Пашня или вскопанный огород — великолепные охотничьи угодья, а медведка, пожалуй, самая желанная добыча.hello_html_4f6d4fcc.png







Кhello_html_m12360f80.pngормится на поверхности земли, обычно в невысокой траве либо на оголённой почве. Обладая длинным клювом, часто ковыряется в навозе, мусорных кучах или гнилой древесине, проделывает неглубокие дыры в земле. Нередко сопровождает пасущийся скот. Язык у удода короткий, поэтому он иногда не в состоянии проглотить добычу с земли — для этого птица подбрасывает её в воздух, ловит и проглатывает. Крупных жуков долбит об землю, предварительно разбивая на части.




От копытных удоду двойная польза: там, где они пасутся, и добычи гораздо больше, и по высокой траве в поисках ее пробираться не надо




Удод — единственный современный вид птиц, относящийся к семейству Upupidae (ещё один вид, гигантский удод (Upupa antaios), обитавший на острове Святой Елены, вымер в XVI веке). Традиционно удодов относят к отряду ракшеобразных, куда помимо них включены ещё 9 семейств, включая и птиц-носорогов, которых долгое время считали ближайшими родственниками удодов. Основанием близкого родства считается ряд общих анатомических особенностей, в частности строение грудной кости. Однако в последнее время ряд учёных выделяет удодовых (Upupidae), а также семейство лесных удодов (Phoeniculidae), в отдельный отряд удодообразных (Upupiformes). На основании молекулярных исследований (сравнительного анализа ДНК), американскими биологами Чарльзом Сибли и Джоном Алквистом была выдвинута гипотеза, что предками удодов являются птицы-носороги, а лесные удоды произошли от удода. Обычно описывают 10 подвидов удодов в зависимости от размера, тонов окраски и формы крыльев. Некоторые авторы, как, например, Джеймс Клеменс в справочнике «Птицы мира» (англ. Birds of the World: A Checklist), на основании работ Сибли и Алквиста выделяет африканского удода (U. e. africana) как отдельный вид.

Наиболее древней группой птиц, похожей на современных удодов, считается вымершее семейство Messelirrisoridae (сестринское по отношению к Upupidae и Phoeniculidae), представители которого доминировали в Европе в среднем эоцене около 49 млн лет назад.

Подвиды

  • Upupa epops epops, обыкновенный удод — номинативный подвид. Евразия от Атлантики на западе до Скандинавского полуострова, центральных и южных районов России, Ближнего Востока, Ирана, Афганистана, северо-западной Индии и северо-западного Китая на востоке. Канарские острова, остров Мадейра и северо-западная Африка.

  • Upupa epops majorЕгипет, северный Судан и восточный Чад. Самый крупный подвид. Кроме того, выделяется более длинным клювом, сероватым оттенком верхней части туловища и узкой перевязочной полосой на хвосте.

  • Upupa epops senegalensis, сенегальский удод — Алжир, засушливый пояс Африки от Сенегала до Эфиопии и Сомали. Наиболее мелкая форма. Крылья более короткие, с большим количеством белого на второстепенных маховых.

  • Upupa epops waibeli — Экваториальная Африка от Камеруна и северного Заира на западе до Уганды и северной Кении на востоке. Похож на U. e. senegalensis, но в целом тона более тёмные.

  • Upupa epops africana, африканский удод — Экваториальная и Южная Африка от центрального Заира на западе до центральной Кении на востоке, на юг до побережья. Оперение тёмно-рыжее, без белых полос на внешней стороне крыльев. У самцов второстепенные маховые с белыми основаниями.

  • Upupa epops ">Мадагаскар. Крупнее предыдущего подвида. Также отличается от него более бледным оперением и очень узкими белыми полосками на крыльях.

  • Upupa epops saturata — Евразия от центральных и южных районов России на восток до Японских островов, южного и центрального Китая. Размером с номинативный подвид, отличается слегка более сероватым оперением спины и менее выраженным оттенком розового на брюхе.

  • Upupa epops ceylonensis — Центральная Азия к югу от Пакистана и северной Индии, Шри-Ланка. Меньше размером, в целом более рыжий. Белый цвет на вершине хохолка отсутствует.

  • Upupa epops longirostris — индийский штат Асом, Бангладеш, Индокитай, восточный и южный Китай, полуостров Малакка. Крупнее номинативного подвида. По сравнению с U. e. ceylonensisокрас более бледный, а белые полосы на крыльях у́же.

Интересные факты

  • Удод является близким родственником тропических птиц-носорогов, встречающихся в Южной Азии, а также в Центральной и Южной Африке.



hello_html_55f1fbe1.jpg

Белоголовый лесной удод



hello_html_33325125.jpg

hello_html_5c3cc294.jpg

Серый токо

hello_html_37bee4ed.jpghello_html_3f0b4c80.jpg



Калао



  • На нашей планете обитает около 20 видов удодов. Они живут в Южной и Центральной Европе, Сибири, Китае и Северной Африке.

  • В Южной Европе удоды обожают селиться в виноградниках, а в Африке они охотно гнездятся в селениях и даже в больших городах. Сюда их привлекают мусорные свалки и навозные кучи.


hello_html_427c4a3c.jpg


«Царица Билкис и удод». Персидская миниатюра, ок. 1590—1600

Удод — заметная птица и издревле упоминается в различных литературных источниках, в том числе и священных писаниях — Коране и Библии. В древнегреческой мифологии, согласно произведениям древних классиков, фракийский царь Терей, сын бога войны Ареса и бистонской нимфы, был превращён в удода после того как попытался убить своих жён[21][22][23]. У ингушей и чеченцев до принятия ислама удод («тушол-котам») считался священной птицей и символизировал богиню весны, плодородия и деторождения Тушоли. Убить удода можно было лишь с разрешения жреца для ритуальных целей, а его гнездо во дворе считалось хорошей приметой.

В исламе (Коран 27:20—28) и некоторых еврейских источниках (таких как «Таргум Шени» к «Книге Есфирь» и «Мидраш Мишлей», мидраш к Книге притч) удод ассоциируется с повелителем птиц и зверей царём Соломоном. Согласно легенде, однажды правитель не обнаружил удода среди своих птиц, а когда тот наконец нашёлся, то рассказал о чудесном городе Киторе и его правительнице, прекрасной царице Савской (Билкис у мусульман), поклоняющейся Солнцу. Царь отправил удода в Савскую землю с посланием к царице. В ответ на письмо женщина отправила ему богатые дары, а затем совершила визит к царю в Иерусалим.

В пятой книге Пятикнижия(Торы) и Ветхого Завета «Второзаконие», предположительно составленной в VII веке до н. э., удод упоминается в числе птиц, запрещённых к употреблению в пищу:

Всякую птицу чистую ешьте;
но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла,
и коршуна, и сокола, и кречета с породою их,
и всякого ворона с породою его,
и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его,
и филина, и ибиса, и лебедя,
и пеликана, и сипа, и рыболова,
и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря.

Несмотря на это, ещё в конце XIX века в Германии мясо взрослых удодов и птенцов ели и находили его «очень вкусным».

Один из батальонов Армии обороны Израиля носит название «Духифат», что на иврите означает «удод». В мае 2008 года, в связи с 60-летием Израиля, по инициативе Министерства экологии были объявлены выборы национальной птицы этого государства. В результате голосования, в котором могли принять участие все жители страны, был выбран удод — более 35 % высказались в пользу этой птицы, оставив далеко позади славку, щегла, короткопалого певчего дрозда и некоторых других пернатых.

В сочинении великого персидского поэта-суфияФаридаддина Аттара «Парламент птиц» удод символизирует вождя человечества, предлагая птицам отправиться на дальние поиски их таинственного Короля Симурга, живущего на горе Каф. Это произведение, полное разных образов и смысла, стало одним из центральных в суфизме. В средневековых сборниках зоологических статей, бестиариях, удоды часто изображались птицами, заботящимися о своих престарелых родителях.

В русской литературе об удоде упоминали Максим Горький и Велимир Хлебников. Горький не очень лестно отозвался об этой птице: «Удод же — птица совершенно глупая, и дрессировке не поддается ни в коем случае». Хлебников в наброске автобиографической повести в стихах (1909) выразился куда более благосклонно:

Меня окружали степь, цветы, ревучие верблюды,
Круглообразные кибитки,
Моря овец, чьи лица однообразно-худы,
Огнем крыла пестрящие простор удоды,
Пустыни неба гордые пожитки.
Так дни текли, за ними годы.
Отец, далеких гроза сайгаков,
Стяжал благодарность калмыков…
Ручные вороны клевали
Из рук моих мясную пищу,
Их вольнолюбивее едва ли
Отроки, обреченные топорищу.
Досуг со мною коротая,
С звенящим криком: «сирота я»,
Летел лебедь, склоняя шею,
Я жил, природа, вместе с нею.

У Самуила Маршака есть пересказ чешской народной песенки «Несговорчивый удод».

Удод изображён на банкноте Гамбии номиналом в 50 даласи и на почтовых марках многих стран мира

hello_html_m50819e66.png

Банкнота Гамбии достоинством в 50 даласи

На многих языках удод именуется очень смешно. По классификации Карла Линнея удод называется upupa epops, а семейство их называется Upupidae. По-английски —hoopoe; словарь Вебстера утверждает, что это слово пришло из латыни. По-гречески —epopa. По-испански — abubilla. По-аккадски — hapupu. По-арабски — hudhud. Ивритское название птицы — духифат. По-украински — одуд, а по-русски он вообще удод или потатуйка. Большая часть этих названий звукоподражательна: так слышат крик удода жители разных стран.

Российский лингвист Е. Л. Березович вскрывает потаенные еврейские корни удода: «Самые «подходящие» для образов инородцев птицы — воробей и удод. Удод собирает большее количество разнообразных инородческих образов: рус. новосиб. татарский петушок, укр. нимец, вудвуд жидовскi, белор. еврэйска зозуля, московська зозуля, польск. zydowska zazula и др., болг. циганско петля, черкез. «Инородческие» образы хорошо приспособлены для передачи следующих черт образа удода: «перелетная птица, прилетающая из жарких стран», «издает глухой крик», «имеет необычный вид».

«В народе считается, что в удоде живет душа еврея. В Польше удода принимают также за «еврейского бога» (bozka zydоw илиducha zydowskiego)» — добавляет бесспорный авторитет в данной области фольклорист Ольга Белова.

Арабское название удода — hudhud — очень похоже на слово hud, собирательное название евреев (от yahud).

Талмуд (Хулин 63а) понимает название духифат как «красота сложена», намекая на запрокинутый назад хохолок птицы.

hello_html_28f966cf.jpg

В рамках празднования 60-летия со дня провозглашения независимости Государства Израиль жители еврейского государства выбирали себе птицу — национальный символ государства. Национальной птицей Израиля избран удод. Об этом на специальной церемонии объявил президент страны Шимон Перес, отметив, что большое количество удодов, которые живут в Израиле, — это показатель хорошего уровня экологии в стране.

В голосовании приняло участие 155 тысяч человек. Инициатива проведения выборов принадлежит сотрудникам Орнитологического центра Управления защиты окружающей среды при министерстве экологии Израиля. Несмотря на миниатюрность Государства Израиль, здесь постоянно проживает около 540 видов пернатых. Израиль географически находится на пересечении двух континентов — Евразии и Африки, и каждый год через территорию Израиля на юг, а затем на север пролетает около 500 миллионов птиц.

Сами выборы птицы-символа проходили в два этапа. Сначала израильтянам предложили выбрать десять самых часто встречающихся птиц из 350 видов, известных широкой аудитории. Удод победил с большим отрывом, за него как национальную птицу Израиля было отдано 35% голосов.

Вhello_html_m69bf50a.png религиозных кругах Израиля отмечают, что причиной столь высокой популярности птицы стал хохолок. По мнению некоторых израильтян, он напоминает головной убор, который удод носит не снимая, точно так же и верующие евреи постоянно носят кипы.

Удод — птица необычная. Об удодах говорят, как о птице, которая как никто умеет заботиться о своих родителях, говоря им: «Как вы нас растили, когда мы были маленькими, и до своей старости заботились о нас и кормили, так и мы с вами поступим так же». Птенцы удода вырывают у престарелых родителей старые перья и облизывают их мутные глаза до тех пор, пока они снова не станут молодыми.

Об удоде известно, что «в местах, где удода не преследуют, он относительно мало пуглив. Птица довольно быстро переступает, слегка покачиваясь и по временам распуская хохол. Главным питанием удоду служат личинки насекомых. У этой птицы очень длинный и тонкий клюв, но язык короткий. Для того чтобы проглотить какое-нибудь насекомое, удоду зачастую приходится подкинуть его вверх, а потом поймать клювом и проглотить. Чтобы справиться с более крупным жуком, удоду приходится иногда несколько раз ударить жука о землю». Бесспорно, такое поведение присуще и государству Израиль в его внешней политике и антитеррористической борьбе.

В честь удода названо одно из подразделений Армии обороны Израиля — батальон Духифат (94-й мотопехотный батальон бригады «Кфир»), специализирующийся на борьбе с террором и дислоцированный в Иудее и Самарии.

Царь Соломон и удод

Суфийская притча от Руми

Царь Соломон знал язык птиц и зверей, хотя милостью Божьей не только этим он был возвышен над людьми. И однажды поутру птицы небесные собрались вокруг царя, и каждая из них показывала ему своё уменье. Когда же очередь дошла до удода, тот сказал:

Я единственный из всех птиц наделён даром видеть подземные реки и озёра, и я буду тебе, о Соломон, очень полезен в твоих походах через степи и пустыни!

Слова удода понравились Соломону, и он ответил ему:

Что ж, ты действительно будешь полезен нам в безводных землях, где только ты сможешь определить местонахождение подземных вод.

Вдруг ворон, охваченный завистью, вмешался в беседу царя с удодом.

Всё он врёт, — каркнул ворон. — Если бы он действительно мог видеть воду, то он видел бы и сети, в которые он попадает, как и все прочие птицы!

Может, ворон на этот раз и не врёт, — усомнился царь. — И ты, удод, не так уж зорок?

Удод же с достоинством ответил Соломону:

Не слушай, царь, что тебе накаркает мой враг! Взгляд мой остёр почти всегда, я вижу всё, но только того, что мне угрожает, я не замечаю, будто какой-то мрак застилает мне очи и даже яркое солнце темнеет!

Притча
....В былые времена жил один добрый мулла со своей невесткой. Невестка была очень набожной женщиной. В один прекрасный день молодая женщина купалась в доме, когда неожиданно вошёл свёкр и увидел её обнажённой. Женщина страшно смутилась и попросила Бога превратить её в птицу, чтобы взмахнуть крыльями и улететь подальше от дома. Бог услышал её молитвы и превратил её в птицу, которая с тех пор называется птичка с расчёской на голове или удод.

....Гребешок удода и есть та расчёска, которой расчёсывалась невестка.



Гора двух удодов — Опук (легенда)

Гора Опук расположена на южной оконечности Керченского полуострова у самого моря. Ее Высота равна 180 м, это наивысшая точка в данной местности. Склоны горы Опук представляют сочетание ступенчатых уступов и крутых обрывов, расщелин и каменных россыпей. В V в. до н. э. у подошвы горы находилось греческое поселение — Киммерик, входившее в состав Боспорского царства. Здесь сохранились остатки строений, фундаменты домов и стены. На вершине горы также есть остатки сооружений.
В той местности, где сейчас высится гора Опук, было в древности большое богатое селение. Жили в нём кроткие, скромные и трудолюбивые люди, которые считали за тяжкое преступление угнетать кого-либо, не знали, что такое насилие. 

Однажды недалеко от селения потонул во время бури какой-то корабль. Из всех находившихся на корабле спаслись только две женщины. Их подобрали добросердечные поселяне и приютили у себя. 
Жители селения немедленно принялись за работу и в несколько дней выстроили женщинам дом, поставили в нём все, что полагается, подарили каждой по овце, стали заботиться о чужестранках, как о родных дочерях. Старшую звали именем, которое произносилось, как звук О, младшую — Пука. А так как они были неразлучны и всюду появлялись вместе, то их называли не иначе, как О-Пука. 

Женщинам всё в селении казалось странным и удивительным. Попали они сюда из страны, где жители были жадны и завистливы, где каждый старался захватить себе побольше всяких ценностей — земли, скота, построек, где одолевали друг друга силой. Женщины знали только такую жизнь. 

Прожив несколько месяцев тихо и скромно, они стали тяготиться таким необычайным для них порядком и начали мечтать о господстве над теми, кто их приютил. Это желание с каждым днём все сильнее и сильнее овладевало ими. И женщины мало-помалу начали приводить его в исполнение. 

Действовали они осторожно и коварно. Они начали с того, что стали вмешиваться в семейную жизнь поселян, затем попробовали влиять на ведение общественных дел. В конце концов, они возбудили у некоторых жителей общины дотоле неведомые чувства — алчность, честолюбие. Приблизив к себе таких людей, женщины образовали из них свою свиту. Эта свита держала в страхе население. Все это напоминало чужеземным женщинам порядки их далекой страны. 

Все стали замечать, как меркла, тускнела день ото дня красота чужестранок. И они заметили это. Тогда женщины принялись наряжаться в немыслимо пёстрые платья, которые называли мантиями, натирать себя благовонными мазями, румяниться, на головы надели особенные уборы, гордо именуя их коронами. Царицы, говорили они, должны быть нарядными. 

Простосердечные поселяне молча сносили тяготы новой власти. Но О и Пуке казалось мало достигнутого, Они приказали изготовить и выставить на площади свои каменные изображения и требовали поклонения им, как богам. Слуги цариц согнали поселян, и те построили вблизи изваяний высокие кресла — троны. По утрам царицы усаживались на троны, а согнанный на площадь народ опускался перед ними на колени. Вид поверженных людей наполнял радостью сердца чужеземок. А в дни новолуния у каменных истуканов закалывали жертву — какое-либо животное. 

Кротким жителям ничего не оставалось делать, как уходить из родных мест и искать прибежища у соседних народов. Пустел посёлок, становилась бесплодной земля, разрушались жилища. 

Шел с востока в сторону посёлка странствующий мудрец. Всю жизнь посвятил он изучению жизни, помогал людям разумным словом. Горела в его сердце большая любовь к человеческому роду, и думал он только о том, чтобы сделать людей счастливыми. 

Чем ближе подходил мудрый старец к посёлку скромных и кротких тружеников, тем больше узнавал об их ужасной судьбе. Ускорил шаг старый человек, догадывался, что нужно там его слово. 

И вот он в посёлке. Со всех сторон идут к нему люди с жалобами. 
— Когда от вас снова потребуют жертвоприношения? — спросил старец. 
— Когда подойдет новолуние, — ответили ему. 
— Я в тот день явлюсь к вам, и вы будете избавлены навсегда от злых существ. 

День новолуния совпадал с годовщиной захвата власти чужеземками. Согнали всех взрослых и детей на площадь. Явились перед ними в нелепых пёстрых нарядах царицы. И вдруг, не ведая, что творится в душах собравшихся, О и Пука перед жертвоприношением сказали: 
— Кто пожертвует собой для прославления нашего имени и великих дел? 
При этих словах все оцепенели от ужаса. Молчали, опустив головы. 
— В таком случае пусть решит жребий, кто достоин стать жертвой, — сказала старшая и велела молодым людям отойти от пожилых. — И вместо одной жертвы восславят нас две… 

В эту минуту появился в толпе мудрый старец. Смело подошел он к тронам, снял с плеч котомку и громко сказал: 
— Ничтожные существа! Эти люди дали вам приют и пищу. A вы, заражённые ненасытным властолюбием, поработили их. Вы заставили поклоняться своим изображениям, обездолили жизнь этих покорных людей, а теперь требуете их крови! Неблагодарные! Вы вообразили, что терпению этих тружеников не будет конца и что не найдется никого — кто сумел бы наказать вас. Ошибаетесь! — голос старика загремел. 
— Это что за комар жужжит у наших ног? — крикнула, вскочив, младшая. 
— А вот узнаешь! — повысил голос старик и обратился к поселянам. — Какому наказанию подвергнуть дерзких? 
— Делай с ними, что хочешь, только избавь нас от этих хищных птиц! — закричал народ.

Эй, воины! — позвала старшая, — Хватайте подлого старика! 
— Не трогайтесь с места! — голос старца разнесся во круг громовыми раскатами. Подняв руки к потемневшему небу, старец произнёс: — Проклинаю вас, ничтожные твари, и да превратитесь вы в птиц, на которых вы похожи. А троны ваши да превратятся в скалу! 

В этих словах будто соединились вся ненависть и презрение жителей поселка к наглым честолюбицам. Была в словах такая сила, что не успел старец замолкнуть, как заколыхалась земля и пред расступившимся народом поднялась из нее скала, на вершине которой сидели две птицы. У них были перья пёстрые, словно одежды исчезнувших женщин, а на головах поднимались гребни наподобие царских корон. Прижавшись друг к другу, птицы неистово кричали: — О-пук! О-пук! 

Так кричат удоды, и печален их крик, как печальна судьба низвергнутых цариц, ожесточивших народ. 

С той поры и называется эта скала горой Опук. Но ней постоянно живут два удода, две самки; живут они сотни лет, но не могут дать племени от себя, потому что потомству от существ, которыми они были когда-то, не должно быть места на земле. 

А вскоре недалеко от берега, на том месте, где когда-то потонуло судно, поднялись со дна моря два больших камня, очертаниями похожие на корабли. 

Эти камни-корабли напоминают жителям посёлка об опасности, какой грозит заморская страна. Пусть не забывают, что оттуда попасть могут к ним нелюди и принести злое горе.

Я. Гримм

Выпь и удод (сказка).

Где вы наших коров пасете?" - спросил ктото старого пастуха. "А вот здесь, сударь, где травы не очень обильны и не очень тощи; потому что и те и другие не полезны для коров". - "Почему же так?" - "А вот извольте прислушаться, - отвечал пастух, - это ведь на лугу выпь кричит таким густым басом… Тоже ведь в пастухах была, и удод тоже. Я вот сейчас расскажу, как они пасли.

Выпь для своих стад выбирала всегда самые тучные зеленые луга, где цветов изобилие; вот ее коровы от той травы всегда были бодры и в теле, да уж очень дики.

А удод пас свое стадо по высоким, сухим горным откосам, где ветер песок крутит, а коровенки его бывали худы и никак не могли сил набраться.

Бывало, вечером выпь своих коров собрать не может, все так врозь и разбегаются. Бывало, кричит до хрипоты: "В путь пойдем! В путь пойдем!" - а они все ее голоса не слушают!

А удод, напротив, коров своих еле на ноги поднять может: так они истощены и бессильны. "Подь, подь, подь!" - кричит бедняга, из сил выбивается, а коровы его все лежат на песочке.

Вот так-то и всегда бывает с теми, кто меры не знает!

Ведь вот и теперь - ни удод, ни выпь стад не пасут, а все еще выпь кричит по-прежнему хриплым басом: "В путь пойдем!" - а удод все надсаживается, выкрикивая: "Подь, подь, подь!"


Удод . Персидская сказка

Было так или не было, а жил-был в лесу удод. Свил он себе на дереве гнездо. И захотелось как-то ему посмотреть, каков из себя город.

Прилетел он в город, сел на высокую стену и стал щебетать. А дети услышали голос удода и решили расставить силок и поймать его.

Занялись дети силком, а удод знай себе посмеивается. Как раз в это время проходил мимо один мудрец. Спрашивает он удода:

Над чем ты смеешься?

Над глупостью этих детей,— отвечает удод.— Они расставляют силок для меня, а ведь я во время полета вижу воду под землей. Будто я не увижу их силка!

Не радуйся раньше времени,— промолвил мудрец,— и не смейся попусту. Не то угодишь еще в силок.

Ну, а дети? Дети расставили силок, и один из них заметил:

Силок без приманки не годится. Какая птица сядет в силок без приманки?

И они стали разыскивать приманку. Нашли кузнечика и червячка, положили в силок и отошли. Удод слетел со стены, захотелось ему полакомиться кузнечиком и червячком. А о сетях он уже забыл. Тут-то он и угодил в силок. Прибежали дети, схватили удода, привязали к его ноге бечевку, стали ее дергать и тянуть.

Между тем возвращался тот же мудрец. Видит он: дети поймали удода и привязали бечевкой за ногу.

Подошел он и говорит:

Эх, удод! Разве не ты смеялся над глупостью детей? Ты же говорил: «Я вижу воду под землей! Мне ли не увидать их силка?»

Удод ему ответил:

Все это так. Но демон алчности своей пятерней ослепил, одурачил меня и лишил языка. Двумя пальцами он закрыл мне глаза, и я перестал видеть силок. Двумя другими заткнул уши, и я не услышал советов мудреца. А одним пальцем закрыл рот, чтобы я не спрашивал, как быть. Умоляю тебя, о мудрец, освободи меня!

Мудрец подозвал к себе детей:

Обижать безобидную птицу — дело недостойное. Лучше отпустите ее на свободу.

Дети выпустили удода, и он полетел в лес. Он и до сих пор там летает.

Конец сказки Удод.

Песня 1


По весне в лесу весёлом

Появились новосёлы.

Птички с ярким хохолком

На опушке строят дом.


Клюв смешной и очень длинный

У Удода, глаз – орлиный:

Мелких мошек, червячков

Видит даже без очков.


Только вот труслив немножко

Наш Удод. При виде кошки

Улетает из гнезда.

Ах, трусишка! Вот беда.

Песня 2

(автор Наталья Бойко)


Улетал удодушко далёко,

во чужую тёплую сторонку.

Улетал далёко,

во чужую тёплую сторонку.



Вы, прощайте, Люди добрые,

Улететь пора моя настала!

Прощаюсь с вами, люди!

Улететь пора моя настала!



И остался б я теперь с вами,

да лиха беда ваши морозы,

не люблю зимы вашей белой,

не люблю я буйного ветра.



А уж как весна красна вернётся,

С ней и я вернусь к Вам.

Я вернусь к Вам пёстрым, ярким.


Стихотворения


Несговорчивый удод

hello_html_m1eb9d886.png

Шла Марина с огорода,
Под кустом нашла удода.
А удод ей: ? Ду-ду-ду,
Жить у вас я не бу-ду!
К старой бабке убегу,
Даст мне бабка творогу!

Автор: С.Я. Маршак


Удод
Птица в пестром оперенье,
С длинным клювом, загляденье!
Хохолок, взор прикуёт,
На тропе сидит удод.

Автор: Виталий Сибирцев


Удод

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

hello_html_ma48e916.pnghello_html_14d95fe7.png





hello_html_m336f4351.pnghello_html_m29a314a.png







hello_html_m294c199b.pnghello_html_m59b657cc.pnghello_html_589ddb46.png


hello_html_565e9e33.pnghello_html_m41e0f63c.png











hello_html_2254af65.png









hello_html_m1fa5d608.pnghello_html_6349d2d3.png

hello_html_2c3b22f8.png




hello_html_68119d6.png
hello_html_4ccd913e.png hello_html_697d57e6.png


hello_html_m24d5a2ca.png



hello_html_m12360f80.pnghello_html_4f6d4fcc.png



Эколого-натуралистическая акция "Птица года 2012 - Удод"
  • Биология
Описание:

Взаимодействие  человека  с  природой – чрезвычайно  важный  аспект  в  экологии.

 Цель акции: развитие  у детей школьного возраста представлений о взаимосвязи  и взаимодействии человека с природой, об  универсальной  ценности природы, а так же  развитие экологического сознания посредством природоохранных акций.

Экологическое  сознание – это  общественное  сознание,  отражает  взаимоотношение  человека  с  природой  в  их  динамике  развития.

Формируется  экологическое  сознание  на  протяжении  всей  жизни  человека  под  влиянием  идеологии,  политики,  искусства.

      Показатель  зрелости  экологического  мышления  человека – это  осознанные  действия,  поступки  человека,  направленные  на  сохранение  природы.

 

 

Автор Кайко Султание Аметовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 902
Номер материала 50884
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓