Главная / Начальные классы / экология 3 класс, Путешествие к Грибу - Грибовичу.

экология 3 класс, Путешествие к Грибу - Грибовичу.

Экология,3 класс

Тема: Путешествие к Грибу - Грибовичу.
Цель: формирование у учащихся представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

Ознакомить с удивительными свойствами грибов; составить план сбора грибов в лесу; показать роль грибов в лесу; установить экологические связи; показать значение грибов в жизни растений, животных, человека; познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлении грибами; воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование:

  • презентация «Грибы»;

  • схема «Строение гриба»;

  • тесты;

Ход занятия

1.Орг. момент.

-Сегодня у нас необычный урок. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу сигнал с хорошей энергией.

До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.

II. Повторение пройденного

Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие в лес.

А что такое лес? (Это место, где растет много деревьев)

Это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут многообразные животные……………………………1

Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, дает кислород для дыхания, имеет лекарственные растения, сохраняет водоемы и почву)

А для нас, для человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, источник воды и пищи)

Игра «Что возьмём с собой?»…………………………………………………………..2

А давайте вспомним, что такое природа? (Это то, что нас окружает и не создано руками человека)

Какая бывает природа? (Работа по схеме)

схема1

Чем отличается живая природа от неживой?

Сейчас проверю как вы отличаете живую природу от неживой.

Игра «Топай – хлопай!»

Я называю слова, а вы определяете к какой природе относится:

Дерево, трава, радуга, птицы, звери, камни, звезды, человек.

А на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений)

III. Сообщение темы и задач урока:

Отгадайте загадку:

Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (
Гриб) …………………………………………………………..3

План работы на уроке
1. Какие грибы бывают.
2. Где они растут.
3. Как следует собирать грибы.

- Для чего нам это нужно знать

Сегодня мы ещё раз совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные, что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

Существует целая наука о грибах, посвященная их изучению.

«Микология» – «микос» – гриб, «логос» – наука……………………………….........4

Вспомните, грибы – это растения? Сравните гриб и растение.

рис.1

Что вы заметили у грибов?  (У нет таких частей как у растений)

Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Углубление представлений учащихся о грибах как представителях особого царства живой природы

1 ученик.!!!!!!!!! Грибы знакомы всем... Однако то, что мы называем грибом - это его плодовое тело. Сам гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых нитей - грибницы. Грибница
живёт очень долго - сотни лет. Если много тепла и влаги, то из земли пробивается плодовое тело (ножка и шляпка)



А какая часть гриба упоминалась в загадке? Все грибы, которые имеют шляпку называются шляпочными.

Работа в парах:

-Собери гриб и назови его части.

Как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей?  (Наземная)

Что составляет наземную часть?  (Шляпка и ножка)

В шляпке созревают споры (семена грибов), которые разносятся ветром, попадают в землю, прорастают, образуя новые грибы. Наземная часть по-другому называется «плодовое тело».

А как называется часть гриба, которая находится под землей? Из чего она состоит? Это грибница «мицелий».

Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет гриба…………………………………..5

А чем питается гриб?  (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями)

IV. Знакомство с грибами

Продолжаем обсуждать вопрос «Что же такое грибы?»
Знаю, что вы готовили
загадки...
- Сорвал я гриб в лесу,
Любуюсь на его красу.
На белой он ножке 
На шляпке - горошки. (мухомор)…………………………………………….6
- Глубоко был спрятан он.
Раз, два, три - и вышел он
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)……………………………………………….7

- Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я... (подосиновик)………………………………………………………..8

- Не спорю - не белый я, братцы, попроще

Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)………………………9

- Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных
Издали приметных
Собирай, не мешкай.
Это... (сыроежки)…………………………………………………………………….10

- Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички
Золотистые... (лисички)……………………………………………………………………………...11

- Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их... (волнушки)…………………………………………………………………………12

- Нет грибов, дружней, чем эти
Знают взрослые и дети 
На пеньках растут в лесу 
Как веснушки на носу. (опята)………………………………………………13

ФИЗМИНУТКА

Вот мы в лес пришли,           (маршируют)      
Белый гриб нашли,                
(руки на поясе, показать важность гриба)
Выросли маслята –                
(присели и слегка приставать)
Дружные ребята.
А опята – плясуны                 
(выставление пятки, размах руками)
На поляне пляшут                   
Шапочками машут,                
(машут правой рукой)
Раз грибок, еще грибок         
(наклоны вперед)
Положили в кузовок.            
(кладут грибы в корзину).


Информация о несъедобных грибах
На доске запись.
Мухомор, подосиновик, боровик, подберёзовик, сыроежка, лисички, волнушки, опята.
- Найдём лишнюю запись. (мухомор)
- Не все грибы съедобны

Скажите, ребята, а почему все грибы делятся на съедобные и несъедобные?

А если есть несъедобные грибы, тогда зачем они нужны? Может тогда, встречая их в лесу, нужно сшибать поганки палками, чтобы они не росли и не путали людей? (Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней.)

Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой!..................................................................................................................16

– А что случится, если человек нечаянно скушает поганку?

Правила сбора грибов. 
- Когда грибов в лесах очень много? (в теплую дождливую погоду)
2 ученик:

Хотя грибное царство и огромно, грибные богатства небезграничны. Для иного грибника набрать грибов побольше - главная цель похода в лес. Лесу от него большой вред. Вооружившись палкой, такой человек перероет всю лесную подстилку, раскидает ее, расшвыряет. И не подумает о том, что под лучами солнца грибница высохнет и погибнет.
Для настоящего грибника поход  за грибами радостная встреча с грибом, с лесом. Приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет да еще полюбуется им, и только потом положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернет, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу, и грибов для него не пожалеет.
Помните:
- Не нарушай мох.
 
- Не разрушай грибницу.
- Гриб срежь ножом или выкрути. Ямку засыпь землей и прикрой мхом.
- Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.


V. Тест работа в парах

 «Правила сбора грибов»

Внимательно прочитай каждую из перечисленных рекомендаций по сбору грибов. Отметь знаком «плюс» правильные, знаком «минус» неправильные.

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так грибы будут лучше видны.

3. Не надо брать старые червивые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

4. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы далеко не ездить.

5. Нужно рвать, тянуть гриб из земли.

6. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей.

7. Гриб можно не срезать, а выкручивать из земли.

8. Идти за грибами на «тихую охоту» надо не ранним утром, а в знойный полдень или вечером.

9. Никогда не срезайте незнакомые грибы.

10. Ядовитые грибы нужно растоптать, сбить палкой и не обходить стороной. Они приносят вред для всех.

Соблюдай правила сбора грибов!

- У грибов ребята есть еще интересные свойства:

Знакомство с целебными свойствами грибов
На связи лесная аптека.
УЧ. 1:
 Берёзовый гриб (чага) растёт на стволах берёз и достигает крупных размеров. Это твёрдые наросты чёрного цвета. Внутренняя часть - коричневая. Гриб проникает в глубь стволов и разрушает древесину. Вызывает гниение. В народной медицине применяют настой из плодовых тел, как внутреннее средство при желудочных заболеваниях.
УЧ. 2:
 Грибы-дождевики растут на полях, лугах, в лесах. Дождевики округлой формы белого цвета. Размер от куриного яйца до 1,5 м. в длину, высотой 24 см. Применяют как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство.
УЧ. 3:
 Мухомор красный растёт на всей территории России. Ножка белая, шляпка красная с белыми пятнами. Чаще всего их используют для истребления мух. Но настойку гриба применяют при радикулите.

Уч. 4:
 В 1928 году доктор Алексей Флеминг открыл плесеневый гриб пеницилл, который способен убивать болезнетворные микробы. В дальнейшем ученые смогли сделать лекарство, которое назвали пенициллин.Он побеждает микробов-возбудителей дифтерии, менингита, воспаления легких.

Выявление взаимосвязи гриба и дерева в природном сообществе «лес»
- Задумывались ли вы над названиями грибов? Попробуйте ответить на вопросы, которые прозвучат в стихотворении «Лесные имена» Ю. Леонтьева.
Нет, грибные имена
Непонятны для меня
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки,
Не кричат опять опята,
Не бодаются козлята,
У лисичек нет шубки,
Как узнать, чьи это шутки?
Многие грибы дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Практическая работа в группах.!!!!
Сосны подберёзовик
Дубы подосиновик
Берёзы боровик
Осины рыжики
Ели
(Ответы детей)
 на карточках на парте
- Белый гриб чаще всего находится в сосновых борах, в дубовых и берёзовых рощах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Подберёзовики - под берёзой.
- Такая дружба выгодна и грибу и дереву. Грибу трудно прожить в одиночку. И ему приходится искать помощи. Тонкие нити грибницы растут от клубочка-центра в разные стороны. Грибница оплетает корни дерева и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые берёт из почвы. 
- Долгие годы люди думали, что грибница губит деревья. Но это не так. Грибница наоборот помогает маленьким деревцам расти, делится с «великанами» лишней влагой, витаминными добавками, которые помогают дереву лучше расти.

Новенькое!
Зайка: Здравствуй, белка.
Белка:
 Здравствуй, зайка. Ты, что такой испуганный? Опять от лисы или волка еле ноги унес?

Зайка:  Эх, Белка, весь день по лесу скачешь, а последние новости не знаешь. Тут тетушка Сорока на дереве сидела, страшные истории рассказывала. Летала она по лесу и на одной лесной поляне нашла круги, очерченные шляпками грибов. Говорят, на этом месте при свете луны ведьмы хороводы водят. Внутри круга почти нет травы или она чахлая, как будто вытоптанная. Круги эти не исчезают, а год от года все шире и шире становятся.

Белка: Ай-ай, Зайка! Сколько лет в лесу живешь, а до сих пор не знаешь, что Сороке нельзя доверять. Ведьм в лесу никто и никогда не видел, а у ученых есть объяснение этим странностям. Они считают, что трава внутри «ведьминых кругов не растет» потому что там слишком плотная грибница. Грибы так активно поглощают воду и питательные вещества, что травянистым растениям уже не хватает. А так как грибница растет по кругу, то получаются кольца.  Вот и раскрыли лесную тайну. Теперь будем знать, что грибы надо искать кругами……………………………………………………………………………………..21

Это интересно!

- Белка заготавливает на зиму 600 гр. сухих грибов.
- Каждый год на гектар леса падает свыше 2 т. хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы.
- Быстрее всех растёт подберёзовик по 4-5 см в сутки.

- Многие грибы имеют необычные названия………..22,23,24,25,26, 27,

- мы многое узнали сегодня о грибах, а сейчас проверим , что вы запомнили.

Тест «Грибы - это грибы».

1) Грибы- это растения? -
2) Ложные опята. Бледная поганка-несъедобные грибы? +
3) Рыжики, лисичка-съедобные грибы? +
4) Может ли гриб вырасти на дереве? +
5) Животные едят несъедобные грибы? +
6) Самый ядовитый гриб-мухомор? -
7) Съедобен ли дождевик? +
8) Грибница губит деревья? –
9) Можно ли собирать грибы вдоль дорог на газонах? -
5. Итог урока

6. Рефлексия

Сегодня за хорошую работу я угощаю вас всех грибочками, но не настоящими, а испеченными. А почему?  (Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется)






экология 3 класс, Путешествие к Грибу - Грибовичу.
  • Начальные классы
Описание:

Разработка внеурочного занятия по экологии для 3 класса "Путешествие к Грибу -Грибовичу".


Основная цель - формирование у учащихся представлений о грибах как особом царстве живой природы.

В ходе внеурочного занятия решаются следующие задачи:

 

 

 Ознакомить   с удивительными свойствами грибов;

составить план сбора грибов в лесу;

показать роль грибов в лесу;

установить экологические связи;

показать значение грибов в жизни растений, животных, человека;

познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлении грибами; воспитывать бережное отношение к природе;

Автор Гартман Надежда Ивановна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 663
Номер материала 11727
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓