Главная / Математика / экологическое воспитание на уроках математики

экологическое воспитание на уроках математики

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifМОУ Степановская СОШ













Опыт работы учителя математики Елесиной Г.В. по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики













2012г


Обобщая опыт работы по данному направлению, можно сказать, что в основном экологическое воспитание на уроках математики носило несистемный эпизодический характер. Начиная с января 2012 года, была поставлена цель: изучить подробнее вопрос о экологическом воспитании школьников на уроках математики, в 2012 году нарабатывать материал в 5 классе и далее.

 Обозначенная  цель требует решение следующих задач:

  1. Изучение научно-методической, педагогической литературы и учебных пособий;

  2. Разработать математические задачи с экологическим уклоном на уроках математики с последующим её решением;

  3. Проанализировать условие задачи и выяснить, какая экологическая проблема в ней затронута, найти пути её решения.

Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико-экологической деятельности и поведения в природе.

Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики. Отсюда следует, что задачи экологизации математики должны согласовываться с общими принципами экологического образования (междисциплинарность, целостность окружающей среды, единство глобального мышления и локального действия).

Введение экологических аспектов в математику, как показывают наблюдения, не является простым делом. Это требует от преподавателя новых знаний, изменения сложившихся стереотипов мышления и преподавания, разработки новых методик и курсов и т. п. В процессе работы приходим к выводу, что на многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике.

При этом математика остается одним из предметов, который пока недостаточно связан с процессом экологизации, а между тем эти науки тесно переплетаются. Например, материал по экологии может осознаваться и усваиваться учащимися в процессе рассмотрения задач , решение которых можно представить на персональном компьютере в виде презентации в процессе занятия. Также решение подобных задач можно осуществить в различных табличных процессорах персонального компьютера, что, в свою очередь, позволит повысить интерес к изучаемому материалу со стороны учащихся.

Критерий отбора и результативности включения задач с экологическим содержанием.

Математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы по:

1) содержимому признаку :

  • информационные задачи, несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой.

  • практически направленные задачи, содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве.

  • прикладные задачи, в содержании которых имеется постановка не которой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.

  • исследовательские задачи - целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.

2) способу воздействия при формировании экологической культуры:

  • демонстрационные - задачи, в которых дано описание
    памятников культуры, законов строения природных
    объектов.

  • проблемные - задачи, в которых рассматривается какая -либо проблема. имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее
    решения .

  • указательные - задачи, в которых имеется указание некоторой экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.

Излагая методику использования задач с экологическим содержанием на уроках математики, следует придерживаться их классификации по цели и назначению на уроке. Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы как:

  1. задачи, мотивирующие введение понятия.

  1. задачи, готовящие к изучению понятия на
    содержательном уровне.

  1. задачи, иллюстрирующие введенное понятие.

  1. задачи, закрепляющие введенное понятие на
    стадии его усвоения.

  2. задачи, демонстрирующие применение сформированного
    понятия.

  3. задачи, позволяющие установить связи этого понятия о
    изученном ранее.

Следует отметить, что в отдельной теме не всегда используется задачи всех указанных классов, а лишь в тех случаях, когда это целесообразно и имеются соответствующие примеры.

Система задач с экологическим содержанием.

В результате работы по данному вопросу появилась копилка задач для учащихся 5 класса с экологическим содержанием.


Предлагаю несколько примеров задач, которые можно использовать в процессе изучения математики:

Задача № 1.

В России под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий, что составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России?

Какое значение играет природа в жизни человека? Люди знают, что разрушать природу нельзя, так зачем же они это делают? О чем бы ты написал в сочинении «Природа и здоровье человека»?

Задача №2.

Для наблюдения за состоянием атмосферы метеорологи иногда поднимаются на воздушном шаре. Сколько квадратных метров материала пойдет на изготовление оболочки воздушного шара диаметром 10 м, если на швы надо добавить 5% поверхности шара?

Особую тревогу метеорологов вызывают кислотные дожди. Из-за чего такие дожди происходят?

Задача № 3.

Салат из одуванчиков имеет массу 200 г. Узнайте массу каждого компонента, если петрушки в 1,7 раза больше, чем масла, а зеленого лука в 2,4 раза больше, чем петрушки.

Знаешь ли ты, когда и как собирать цветки или корни одуванчика? (Одуванчик лекарственный содержит минеральные соли, витамины группы В, органические кислоты и смолы; используется для улучшения пищеварения, снимает спазмы).

Задача № 4.

Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе?

Смертельная доза никотина для 1 человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Какую опасность для самого человека имеет пристрастие к курению? Какие меры, по вашему мнению, надо принимать?

Задача № 5.

В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. В чем основная причина их гибели? Если в лесу обитало 3400 птиц, каково количество оставшихся?

Задача № 6.

На лесной опушке шириной 100 м запыленность воздуха составляет 65% от запыленности на открытом месте, на расстоянии 400 м - снижается до 38%, при 1000 м - до 25% и в 3 км - до 5%. Постройте график зависимости уменьшения запыленности по мере удаления в лес.



Примеры экологических задач решаемых количественным методом.


Следующие задачи могут быть рассмотрены при изучении соответствующих величин.

Задача 1.

За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки – 1600 г, лёгкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:

а) 800+1600+400

б) 1600-400

в) 1600:400

г) 1600:800

д) 1600-(800-400)

Задача 2.

Черепаха делает 20 дыханий в минуту, собака – 300, голубь – 60. На какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления? А какие – сделав вычитание?

Задача 3.

Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха, если продолжительность её жизни – 150 лет?

Задача 4.

Журавль живёт на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца? Сделай схему для решения задачи.

Задача 5.

Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30 лет, а дикого кабана – 20 лет. Как, одним словом, назвать продолжительность жизни всех трёх вместе?

Задача 6.

Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем, муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

Задача 7.

Дятел за день съедает 753 паука-короеда. Сколько пауков-короедов он съест за неделю?

Следующие задачи носят познавательно-экологический характер, развивают вычислительные навыки.

Задача 1.

В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

Задача 2.

Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

Задача 3.

Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?

Задача 4.

Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

Задача 5.

Баобаб растёт 4000 лет, а лиственница – 400 лет. Во сколько раз баобаб живёт дольше?

Задача 6.

Сосна может прожить 600 лет, а рябина на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина?

Задача 7.

Берёза прожила уже 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Сколько лет может прожить берёза?

Задача 8.

Осина поглощает за день 66 литров воды, а берёза – 60 литров. На сколько литров воды береза поглощает меньше?

Задача 9.

Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветков, а ученики 2 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?

Задача 10.

В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания.

Например,

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”

Берёза – 28

Сосна –17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15*8 –(48+49)

Ответ примера вам укажет на название дерева

После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:

Какая птица выводит птенцов зимой?

Дятел – 7

Клёст – 8

Аист – 6

Для того чтобы ответить на вопрос, решите пример 1,6:2+0,9*8

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.

Или такое задание:

Можно ли стирать бельё без порошка и мыла?

а) можно – 300

б) нельзя - 400

в) можно, но не нужно – 12

Для того чтобы ответить на вопрос, решите примеры

5* 60 = 3000 : 10 = 3* 100 = 15* 20 = 30000 : 100 =

Выполнив решение, дети определяют, что оказывается можно. Я рассказала детям, что изобретена стиральная машина, стирающая без моющих средств, только водой. Для этого из машины откачивается воздух, и сам по себе образуется пенистый водоворот. Полторы – две минуты – и бельё чистое. В результате беседы дети приходят к выводу, что очень много щёлочи при такой стирке не попадает в речки, реки, моря.

Или:

Чем мыши полезны для клевера?

Не питаются им – 18

Своими норками – 13

Распространением семян – 14

Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров:

Решив примеры, дети узнают, что мыши полезны для клевера норками. Делают вывод, составляют биоценотическую цепочку “мыши – шмели – клевер”.

Обучение математическому моделированию учащихся.

Жизнь настойчиво требует постепенного введения учащихся в мир практических задач, выработки умения решать простейшие из них. Эта нелегкая педагогическая проблема. Она нуждается в должном методическом обеспечении. Прикладная задача ставит проблему формирования умений, необходимых для ее решения. Следует выделить три основных умения, которые необходимы при построении при математической модели практической задачи: уравнения, неравенства или их систем, функции, подлежащей исследованию. По существу изучение почти любой темы школьного курса математически заканчивается построением не которой математической модели, причем для этом используется как индуктивная, так и дедуктивные методы. Получая в результате рассуждения некоторую формулу, схему, график, чертеж, таблицу, алгоритм и т.д., речь идет о моделировании.

Заключение

В процессе исследования теоретического материала по теме и реальной возможности его реализации на практике в соответствии с его целыми и задачами можно сделать следующие основные выводы:

анализ информации по данной теме позволяют сделать вывод о том,
что использование задач с экологическим содержанием в
преподавании курса математики в школы предоставляет возможность:

■ воспитание у учащихся экологической культуры;

  • создание в их сознании целостной картины мира;

  • формирование представления о математическом
    моделировании;

  • выявление связи между математическими понятиями и
    окружающей реальностью;

  • повышение интереса к предмету математики.

Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.

Приложение.


Предлагаемые далее упражнения были апробированы при обучении математике учащихся 5-6 классов и получили положительные отзывы со стороны учеников и родителей.

Рассмотрим задачи с экологическим содержанием для 5 класса:

  1. Площадь Азии составляет 43 400 000 км2, а площадь Европы-
    10 000 000
    км2. Какую площадь составляет Европа и Азия вместе?

  2. На 1 июля 1975 г. население Европы составляло 663 млн. человек, а
    население Азии было больше населения Европы на 1660 млн. человек.
    Сколько млн. человек проживало в Европе и в Азии вместе на 1 июля
    1975 г.?

  3. В Мировом океане Филиппинский желоб имеет глубину 10 265 м, а
    Марианский желоб имеет глубину 11 022 м. На сколько метров
    глубина Марианского желоба больше Филиппинского?

  4. Площадь Тихого океана- 179,7 млн. /а/2, Атлантического- 93,34 млн.
    км2, Индийского океана- 74,9 млн. км2, Северного Ледовитого океана-
    13,1 млн. км2. Общая площадь Земли, занятой всеми морями,- 25,8
    млн. км2. Найти площадь Земли, занятой водой всех морей и океанов.

  5. Звезды различны по своей яркости. Самые яркие звезды назвали
    звездами первой величины, звезды, в 2,5 раза более слабые по

яркости, чем звезды первой величины.- звездами второй величины и т.д. Какую часть яркости звезды первой величины составляет яркость звезды четвертой величины?

  1. В возрасте 14-18 лет наиболее рационален четырехразовый режим
    питания. Завтрак должен содержать 25 % дневного питания, полдник-
    15 %, обед- 40 % и ужин- 20 %. Построить круговую диаграмму.

  2. В Москве в 1978 г. насчитывалось 88 площадей, 1416 улиц, 729
    переулков. Сколько всего нужно названий, если каждой улице,
    переулку, площади дано особое название?

  3. Для борьбы с вредителями садов приготовлен известково-серный
    раствор, содержащий серы 6 частей, негашеной извести 3 части и
    воды 50 частей. Сколько кг раствора получится, если серы взять на
    68,4 кг больше, чем негашеной извести?

  4. Длина реки Дон в 3,939 раз больше длины Москвы- реки. Найти длину
    каждой реки, если длина Дона больше длины Москвы- реки на 1467.

  5. Для 18 коров на 35 дней требуется 7,56 т сена. Сколько сена
    потребуется 12 коровам на 45 дней при той же дневной норме?

  6. Если ежедневно расходовать 7,2 т угля, то имеющихся запасов хватит
    на 56 дней. На сколько дней хватит этих запасов, если ежедневно
    расходовать на 2,7 т меньше, чем предполагалось?

  7. Рис содержит 75 % крахмала по массе, а ячмень- 60 %. Сколько
    нужно взять риса, чтобы получить столько же крахмала, сколько из 15
    кг ячменя?














Методическая разработка урока с экологическим содержанием



Лекарственные растения как результат сложения и вычитания десятичных

дробей

Тема: Лекарственные растения как результат сложения и вычитания десятичных дробей.

Цели:

  • отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей;

  • развитие логического мышления, математической речи, навыков
    самостоятельной работы;

  • расширение знаний учащихся об окружающем мире;

  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, указка, кроссворд на каждую парту и на доске.

ХОД УРОКА Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сообщается тема урока, пели.

Учитель: Сегодня у нас будет не совсем обычный урок по теме: "Сложение и вычитание дробей ", и разгадав кроссворд, вы узнаете, что еще будем изучать на уроке.

Разгадывание кроссворда.


hello_html_m77a3acee.jpg








Вопросы;

1. Лети, лети... через запад на восток. 2. Орган растения, поглощает из почвы воду и минеральные вещества. 3. Наука о растениях. 4,6. Главные части цветка. 5. Верхний плодородный слой земли. 7,11. Составные части пестика. 8. Крупные растения с многолетними, деревянистыми стеблями. 9. Орган растения, в котором протекает процесс фотосинтеза. 10. Часть стебля с расположенными на нем листьями и почками. 12. Сочный, многосемянной плод.

Ответы: 1. Лепесток.2. Корень. 3. Ботаника. 4. Пестик. 5. Почва. 6. Тычинка. 7. Рыльце. 8. Деревья. 9. Лист. 10. Побег. 11. Столбик. 12. Ягода.

В результате разгадывания кроссворда дети узнают дополнительную тему урока: "Лекарственные растения".

Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Выполнив задания к карточкам 1-5, ребята узнают о лекарственных растениях родного края.

Номер
задания С Н О А

  1. 5,155 4,21 5,65 3,21

  2. 98,92 107,04 96,41 3,5

3 0,11 1,89 1,98 7,9

  1. 30,7 4,05 10,8 30,75

  2. 14,49 15,2 29,43 32,22


  1. 2,145 + 3,01 =

  2. 105,11 -8,7 =

  1. Решите уравнение 1- х =0,89

  2. Решите уравнение х + 15,35 =19,4

5. В первый день продали 12, 52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?

Номерь н о л п ы

задания

1 4,946 5,801 9,446 8,36 9,77 9,41

  1. 5,06 3,24 3,44 4,04 5,16 5,42

  2. 10,74 0,67 11,456 12,86 10,86 9,24

  1. 100,4 179,56 85,6 100,36 89,4 94,44

  1. 9,81 3,89 4,11 5,12 10,1 8,09

  2. 30,85 24,9 34,55 30,15 32,515 29,4


  1. 4,41 +5,36 =

  1. 5,24-1,8 =

  1. Решите уравнение х - 11.3 = 1,56

  2. Решите уравнение 137 - х = 42Т56

  3. Металлическую банку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной
    части 2,96 м. Найдите длину второй части.

  4. Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85
    кг?

Карточка 3

Номер К А О Ш М Р

задания

  1. 38,21 31,489 49;5 85,56 59,12 40,821

  2. 50,12 9,217 46,69 67,5 127,34 133,04

3 2,2 1,43 0,8 2,15 1,57 0,97

4 8,25 7,5 9,27 10,5 8:2 9,15

5 209,9 210,7 219,8 221,5 220 205

6 1,4 3,38 0,52 5 1,2 3,02

7 4,08 5,38 6,21 15,96 14,27 13,4

  1. 35,85 + 4,971 =

  2. 125,19-78,5 =

  1. Решите уравнение х - 0,07 =1,5

  2. Решите уравнение 9 -у =1,5

5„ Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг меньше. Сколько металлолома собрал 5 класс?

  1. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч.
    Найдите скорость лодки против течения.

  2. Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса
    другого кочана?

1 10,7 11,44 9,05 14,75 13,47 18,5 15,85 15

2 28 8,984 89,94 27,9 25,2 28,891 30,74 29

3 65,6 65,2 70,6 56,5 45,9 62,8 64,5 50

4 104,44 87,45 94,44 54,21 100 179,56 42,9 30,81

5 8 = 5,6 14,8 5,1 6,3 7,8 7 4,4

6 3,76 3,0076 37,6 376 3,076 0,3076 0,0057 0,04

7 180,7 195,4 108 185,8 189,5 170,8 187,2 180

8 3,29 2,37 5 4,95 4,2 3,17 3,27 4,05

  1. 4,9 + 10,95 =

  2. 37,5-8,609 =

  1. Решите уравнение х - 27,5 =38,1

  2. Решите уравнение 137 - х =42,56

  3. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в
    земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?

  4. Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.

  5. В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км
    меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?

  1. 4,2-(0,98 + 1,75) =

Карточка 5.

1 7,098 7 6,918 7,9 8,112 31,299 61,098

  1. 14 8,909 15,21 14,282 9,72 8,7 9

  2. 69 71,6 70,5 12,8 19,85 12,6 14,15

4 6 23 13,59 14 13,01 12,59 24

5 90 47,3 95 2,5 78,7 80 87,1

  1. 141,3 140 89,3 123,5 122 129,5 190,2

  2. 0,024, 0,24 2,4 2,04 0.204 0,0024 2,45


  1. 34,008-27,09=

  2. 8,312 + 5,97=

  1. Решите уравнение х - 29,5= 42,1

  2. Решите уравнение 5,29 + х =18,3

  3. В одном ящике 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в
    двух ящиках?

  4. Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая на 5,9 см короче первой,
    а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.

  1. 24 : 1000.

В результате работы с карточками на доске появляются названия следующих растений: сосна, малина, ромашка, зверобой, крапива.

А теперь узнаем свойства этих растений.

Сосна - хвойное дерево высотой до 40 м. Цветет в июне. Сосна довольно широко применяется в народной медицине многих стран. Отвар сосновых почек обладает противомикробным, дезинфицирующим, антицинготным средством. Отвар почек применяют при заболеваниях дыхательных органов, ревматизме, при нарушенном обмене веществ.

Малина - небольшой кустарник высотой до 2 м. Известно несколько сотен культурных сортов. Цветение в июне-июле. Плоды созревают в июле, августе. Растет в тенистых лесах, среди кустарников, по лесным опушкам, берегам рек, в оврагах. Используются плоды, листья, цветки, корни. Малина

как лекарственное средство применялась еще в глубокой древности. Заваренные, как чай, сухие плоды исстари считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средством при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка. Настоем листьев полощут горло при ангинах.

Ромашка — однолетнее травянистое растение. Растет на полях, огородах, около жилищ человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.

Зверобой - травянистое многолетнее корневищное растение. Высота 30-100
см. Растет по лесным полянам, кустарникам, садам, сухим лугам. Русская
народная медицина считает зверобой "травой от девяноста девяти болезней .
Зверобой обладает кровоостанавливающим, обезболивают

ранозаживляющим средством. Растение возбуждает аппетит, действ} ет успокаивающе на нервную систему. Траву используют как успокаивающее средство при головных болях. Растение ядовито! Внутреннее применение требует осторожности.

Крапива (двудомная) - многолетнее растение. Высота 30-150 см. Растет по опушкам лесов, садам, оврагам, по пустырям, около жилья и дорог. Крапив} используют как противолихорадочное средство, как наружное кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.

Занимательное задание.

Прочтите зашифрованные слова и исключите "лишнее".

.Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. (Рыльце, пыльник, завязь, столбик). "Лишнее" - пыльник, не является частью пестика

Итог урока: что нового о лекарственных растениях узнали?

Что повторили сегодня на уроке?

Дома: узнать у родителей какие лекарственные растения они используют? Какие из них они заготавливают самостоятельно? Какие покупают в аптеке? Зашифровать название лекарственного растения.

10


экологическое воспитание на уроках математики
  • Математика
Описание:

Обобщая опыт работы по данному направлению, можно сказать, что в основном экологическое воспитание на уроках математики  носило несистемный эпизодический характер. Начиная с января 2012 года, была поставлена цель: изучить  подробнее вопрос о экологическом воспитании школьников на уроках математики, в 2012 году нарабатывать материал в 5 классе и далее.

Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико-экологической деятельности и поведения в природе.

Автор Елесина Галина Витальевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1147
Номер материала 20642
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓