Экологическое
воспитание младших школьников
Охранять природу – значит охранять Родину
М. М. Пришвин
Экологическая нравственность и этика
будущего поколения формируются сегодня. Каждый человек должен быть экологически
образован и экологически культурен.
Интерес к природе проявляется у детей
очень рано. Они замечают все: маленького паучка, красивую бабочку, распускающийся
цветок. Поэтому воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней
надо начинать в раннем детском возрасте, в семье, а продолжать в детском
саду, в школе. И мы, учителя начальных классов, должны уделять должное
внимание вопросам охраны природы. Нельзя упускать ни одной возможности на
любом уроке, чтобы не использовать ее для воспитания любви и бережного
отношения к природе. Процесс мышления и формирования чувств должен быть
постоянным. Необходимо научить ребенка видеть прекрасное в обычных явлениях
природы, красоту ее форм, красок, звуков.
Познание окружающего мира не должно
ограничиваться рамками урока. Поэтому на уроках широко использую наблюдения
учащихся непосредственно в природе за растениями и животными родного края. Дети
прислушиваются к голосам птиц, воспринимают запахи листьев, цветов,
внимательно рассматривают их. Учитель должен открыть перед ребенком
удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.
Экскурсии, походы, прогулки могут
быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер.
Целенаправленное изучение экологической ситуации, которая сложилась на
территории родного края, помогает школьникам осваивать нормы морального
отношения к природе.
Особое внимание уделяю формированию
представлений учащихся о растениях и животных, занесенных в Красную Книгу. Для
ознакомления школьников с редкими и исчезающими видами растений и животных
использую фотографии, звукозаписи голосов птиц и зверей, компьютерные
презентации. Дома дети готовят интересные сообщения, используя дополнительную
справочную литературу, подбирают фотографии. Весь этот материал мы помещаем в
классном «Уголке природы», составляем свою «Красную тетрадь».
Дети – маленькие пытливые
исследователи окружающего мира. Поэтому своих школьников привлекаю к проектно
– исследовательской
деятельности.
Экологически ориентированная, она может быть увлекательной, разнообразной,
личностно и общественно значимой. Выполнение творческих проектов, их защита
помогает школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать
возможности. Главное, чтобы деятельность заинтересовала учащихся необычными
задачами и материалами. Со своими учениками работаем над проектом «Зеленый
мир», составляем коллекцию комнатных растений, открываем тайны происхождения и
жизни растений, составляем памятки, читаем дополнительную литературу.
В зимнее время года дети не могут оставаться
равнодушными к птицам. Мы изготовляем кормушки и регулярно подкармливаем птиц.
Весной наблюдаем пробуждение растений, ухаживаем за цветами на пришкольных
клумбах, выращиваем зелень на подоконнике.
Природа – наш дом, дом, в котором мы
живем. И все в этом доме должно быть нам родное. А ведь по вине людей уже
исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Природу необходимо беречь и охранять. Любовь к природе – это великое чудо. Надо
научить ребенка заботиться о растении, о беспомощном живом существе. Тогда
наши дети будут добрее, внимательнее, великодушнее, ответственнее, научатся
сопереживать, радоваться, волноваться.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.