Главная / Начальные классы / Экологическое воспитание и природоохранное просвещение как фактор развития гражданско-патриотической культуры детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание и природоохранное просвещение как фактор развития гражданско-патриотической культуры детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание и природоохранное просвещение как фактор развития гражданско-патриотической культуры детей

младшего школьного возраста

Долян Елена Ивановна, Заслуженный учитель Республики Хакасия.

МБОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов»


Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высоких нравственных, морально-эстетических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества, готовность его защищать. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизни и создают условия для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В материалах Второй Всероссийской научно-практической конференции «Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития» отмечено, что «в содержании обучения и воспитания … должен быть принят и разработан механизм реализации приоритета общероссийских гражданских ценностей» [1, с. 8].

Сегодня патриотическое воспитание — это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель — формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов [2]. Как указывает Н.А. Ивашкина, важнейшей задачей воспитания является развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Для этого необходимо формирование у школьников действенных знаний о родном крае, своем городе, воспитание гордости за историческое и культурное наследие своего региона изучение живой национальной культуры и народного искусства, формирование у детей чувства глубокого уважения к своему народу [2, с.30]. При этом следует помнить, что младший школьный возраст представляет собой наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Фельдштейн и др.) справедливо отмечали, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или того способа поведения.

В современных научных исследованиях проблемы гражданского, правового, патриотического воспитания школьников рассматриваются как наиболее актуальные, определяющие перспективы развития государства на ближайшие десятилетия. Именно поэтому указанной проблеме уделяется особое внимание, курсы гражданского образования реализуются в рамках регионального компонента в учебных планах начальной школы в последнее десятилетие в ряде регионов России [3]. Вместе с тем исследователи отмечают, что важнейшее противоречие - между необходимостью повышения эффективности работы по формированию гражданского самосознания подрастающего поколения и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов гражданского и патриотического воспитания младших школьников, изменяющихся в условиях развития российского образования и радикальных социально-экономических преобразований в стране - все еще далеко от разрешения [4].

В своей практической деятельности мы исходим из понимания, что задачи формирования гражданско-патриотической культуры у младших школьников нельзя просто декларировать, а в планах воспитательной работы планировать отдельные мероприятия, ориентированные на формирование гражданской позиции, патриотических чувств, нравственных качеств. Необходима реализация комплексного подхода к воспитанию у школьников личностных качеств гражданина и патриота, а именно подчинение воплощению этой идеи всех направлений работы по воспитанию детей, причем, чем младше школьник, тем важнее и значимее комплексное решение указанной задачи.

В плане реализации комплексного подхода к формированию гражданско-патриотической культуры детей целесообразно осуществлять целенаправленную урочную и внеурочную работу с детьми по экологическому просвещению и природоохранному воспитанию в различных формах. Так, ученики моего класса участвовали и стали победителями Республиканской экологической игры «По лесным тропинкам», активно участвуют в проведении различных экологических и природоохранных акций – конкурсах детского творчества «Зеркало природы»; конкурсах, проводимых под эгидой Экофонда «Живая планета», Всемирного фонда дикой природы; городских экологических акциях («Ель», «Кормушка»), Международной экологической акции «Марш парков», представляя индивидуальные и коллективные проекты, заслуживших высокие оценки жюри. Подобная деятельность детей не только способствует укреплению познавательных интересов, но и формирует гражданские чувства, повышает уровень самосознания детей, их ответственного отношения к природе, а значит и к Родине. Работа по экологическому воспитанию проводится и в других формах, в частности, в формах сотрудничества с заповедником «Хакасский», что позволяет оказывать влияние на формирование основ экологической культуры школьников: дети создают экологические проекты, пишут сочинения, стихи, сказки. Следует отметить, что активное участие детей в различных конкурсах, акциях, конференциях является естественным продолжением учебной работы. Так, изучение сведений о редких и исчезающих птицах Хакасии начинается на уроках окружающего мира и развития речи, продолжается во внеклассных беседах с детьми об охране окружающего мира, на экскурсиях в природу, а затем реализуется в творческих, самостоятельно разработанных, проектах детей, которые представляются на конкурс при проведении экологических акций. Этим обеспечивается непрерывность просвещения, воспитания и творческого развития детей. Особую значимость имеет реализация факультативного курса «Моя Земля» утверждённого Методическим советом ГУО, основная цель которого - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, воспитание у них черт и качеств настоящего Человека, ответственного за судьбу своей Родины и планеты в целом. На занятиях этого факультатива реализуются также задачи развития речи, так как дети активно вовлекаются в творческие процессы сочинительства - стихов, сказок, сценариев спектаклей театральной студии. Так реализуется комплексность учебной и воспитательной работы с учащимися начальных классов.

Эффективности учебно-воспитательной деятельности способствует проведение авторской исследовательской работы, которая в последние годы стала носить характер опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного и ответственного отношения к природе», интегрирующей всю учебную и внеурочную работу в классе. В рамках выполнения этой работы в течение нескольких лет была подтверждена гипотеза о том, что формирование ценностного и ответственного отношения младших школьников к природе как основа будущей экологической и гражданско-патриотической культуры может быть успешно осуществлено в образовательном процессе, если: 1) учитель целесообразно использует проведение интегрированных уроков с экологическим и природоохранным содержанием, раскрывающим природные связи и закономерности; 2) учащиеся активно включаются в экологические акции различного уровня, выполняя творческие и исследовательские проекты и представляя их на конкурсной основе к публичной защите; 3) в содержание всех видов внеаудиторной работы с детьми целесообразно и оптимально с учетом возраста включаются ситуации и сюжеты с экологическим и природоохранным содержанием. В рамках разработки практических материалов опытно-экспериментальной работы были подготовлены, апробированы интегрированные уроки, содержание и методика которых была одобрена в работе семинаров в Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, при проведении открытых уроков на городских и республиканских семинарах и конференциях.

Особое место в работе с младшими школьниками занимает привлечение их к исследовательской деятельности, особенно если эта деятельность связана с разработкой творческих проектов. Такая работа оказывается наиболее эффективной в плане комплексного решения задач формирования компонентов экологической, гражданской, патриотической культуры школьников, так как предполагает самостоятельную работу детей с разнообразным учебным материалом - культуроведческого, историографического, этнографического, художественно-литературного характера. Например, при выполнении творческого исследовательского проекта - научно-исследовательской работы по теме «Абакан - душа земли снежных вершин и чистых рек» ученик 3 класса Ростислав Похлебаев поставил перед собой комплексную исследовательскую задачу - выяснить, что означают те или иные географические названия на территории Хакасии. При выполнении своего проекта он выяснил, что многие названия озер, рек, горных массивов появились здесь во времена более давние и уходят корнями к древним народам, что во многих названиях природных объектов отражаются взаимоотношения людей и окружающего мира, Человека и Природы. В результате в своем проекте школьник самостоятельно пришел к выводу, что связанные с географическими названиями легенды и предания отражают требования для людей - жить в гармонии с природой, беречь и охранять ее, не нарушать законы природы. Мальчик самостоятельно изучил различные легенды о происхождении названия города Абакана, собрал информацию о том, что в легендах о происхождении географических названий, которые носил в разные времена город Абакан, отражаются взаимоотношения между человеком и природой и содержится призыв чтить и беречь природу родной земли. С этой целью им была изучена серьезная литература по истории региона Южной Сибири, древней и современной культуре Хакасии, он посетил краеведческий музей, беседовал с научными сотрудниками и учителями; составил вопросы анкеты и провел опрос среди взрослых (учителей, родителей) и сверстников. Им были проанализированы легенды и предания о происхождении названия реки и города Абакана, найдена информация о разных периодах жизни города, а итогом работы стало создание красочного альбома по истории города Абакана. Приведем ниже фрагмент исследовательской работы Ростислава.

«…Мне удалось выяснить следующее. Хакасский народ во все периоды своей истории почитал природу и с раннего возраста прививал детям любовь к своему краю, его природе... Природа всегда была для хакасов храмом, где проводились праздники, где совершались ритуальные действия. Хакасы всегда заботились об очищении селений, пастбищ, загонов для скота. Они бережно выбирали места охоты, рыбной ловли и рубки леса. Важнейшие праздники хакасов проводились весной - это было время, когда Мать-Земля (Чир Ине) начинала поить и кормить людей, а они же в свою очередь должны были принять ее жизненосный подарок, почитать, угощать лучшими яствами, просить у нее благословения на лучший выпас скота и богатый урожай. В культуре хакасов есть основное правило жизни - «золотое правило айлыс-пирiс» («добро за добро»; «получил – отблагодари»). Так, перед тем, как срубить дерево, хакас всегда попросит у него прощения и пояснит, что срубить дерево он должен только по необходимости, для того, чтобы обогреть и сварить пищу своим детям. Хакасы никогда не будут мыть руки или посуду в реке, загрязняя ее воды.

А еще я узнал, что особое место в культуре хакасов занимал культ предков, культ почитания стариков, старших по возрасту. В любой хакасской семье до сих пор слово старшего – закон. Для древних хакасов старшим рода был медведь, не зря же слово аба означает и «отец», и «медведь», и «старший». История Хакасии гласит, что предки современных хакасов поселились здесь уже тогда, когда река Абакан имела свое название. Хакасские легенды лишь объясняют это название, предлагая различные варианты. Имя же Абакану дали более древние племена, жившие на этой территории и также почитавшие силы природы, потому что всецело зависели от них. Древние люди стали считать себя его потомками, его «детьми».

Почему же в одной из легенд богатырь убивает медведя, а этот факт обозначается как рождение реки? Я нашел такое объяснение. Медведь олицетворял силы природы. Пока он не вредил человеку, не нападал на скот, люди почитали его как хозяина леса, бережно относились к его местам обитания, посвящали ему ритуальные песни и танцы. Но вот медведь стал вредить людям, нарушил равновесие, стало побеждать Зло. И люди вынуждены были ответить на это Зло и убить медведя. Человек победил, потому что защищал свой род, своих женщин и детей, свое жилище. Это было справедливо. Боги помогли человеку справиться с медведем, потому что в этом противостоянии правда была на стороне человека. И когда умер медведь, боги превратили его в гору, из-под скал которой мощным потоком стала бить вода, разлившаяся в могучую реку. Река принесла благо людям. Тем самым медведь искупил свою вину перед людьми. А люди в благодарность и с пониманием продолжали почитать медвежий род и соблюдать законы справедливости…».

Так в разнообразных формах интересной, увлекательной учебно-исследовательской работы ученики младших классов учатся жить в согласии с законами природы, учатся любить родную землю и заботиться о ее благополучии. Так закладываются основы формирования гражданско-патриотической культуры личности растущего и взрослеющего гражданина и патриота.

Литература:

1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития: Рекомендации Второй Всероссийской научно-практической конференции // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С. 8-10.

2. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 29-33.

3. Курс «Гражданское образование» в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 23-26.

4. Самойлова, Л.Б. Формирование компетентности будущего учителя в воспитании гражданского самосознания младших школьников: Автореф дисс. … канд. пед. наук. - Красноярск, 2005. - 21 с.

Экологическое воспитание и природоохранное просвещение как фактор развития гражданско-патриотической культуры детей младшего школьного возраста
  • Начальные классы
Описание:

Сегодня патриотическое воспитание— это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель — формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов [2]. Как указывает Н.А. Ивашкина, важнейшей задачей воспитания является развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Для этого необходимо формирование у школьников действенных знаний о родном крае, своем городе, воспитание гордости за историческое и культурное наследие своего региона изучение живой национальной культуры и народного искусства, формирование у детей чувства глубокого уважения к своему народу [2, с.30]. При этом следует помнить, что младший школьный возраст представляет собой наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Фельдштейн и др.) справедливо отмечали, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или того способа поведения.

Автор Долян Елена Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 19606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓