Главная / География / Экологическое образование и воспитание учащихся

Экологическое образование и воспитание учащихся

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №4»













ПРОГРАММА

«Экологическое образование и воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

























Кашира

2013



Пояснительная записка

Цели: образовательная – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовка учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции;

Развивающая – формирование гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;

Воспитательная – формирование бережного отношения к природе.



Задачи:

- формирование целостного представления о природе и социальном окружении как к среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом);

- обучение учащихся методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

- создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу;

- становление начального опыта защиты природной среды.



Принципы построения программы:

- Принцип единства – мы являемся частью природы;

- Принцип соизмерения – мы представляем собой ценный вид, но не значимей, чем другие живые существа;

- Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь;

- Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании;

- Принцип охраны природы – не достойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов;

- Принцип «Чти свои корни» - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет;

- Принцип «Люби свой край» - изучение природы своего края.



Реализация программы

Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:

- компетентность в области общеполитической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и критически мыслить);

- компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях).

Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной деятельности учащихся, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, научно-исследовательские работы и т.д. Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее общественно-полезная ориентация, а также участие в разработке и реализации собственных экологических проектов. Следует исходить из того, что главным фактором экологического образования и развития личности в целом является осмысленная деятельность. В процессе деятельности нравственно-экологические понятия наполняются глубоким личностным смыслом, переносятся «на себя».

Программа экологического воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.



Формы реализации программы

Межпредметная – экологическое содержание уроков – практическая реализация принципов интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках естественнонаучного цикла.

Внеурочная – различные формы внеурочной работы: классные часы, эколого-исследовательская работа (проектная деятельность), экологические акции и мероприятия, участие в экологических конкурсах и конференциях, практическая помощь природе (кормушки, скворечники, субботники), походы и экскурсии.

Следует учитывать, что для учащихся характерна учебно-профессиональная деятельность, у них развиваются профессиональные интересы, формируются навыки исследовательской деятельности, возникают потребности строить жизненные планы, прогнозировать ход развития явлений и социальных проблем. Поэтому для формирования у учащихся ответственного отношения к природе в процессе экологического воспитания в 9-10 классах необходимо:

- развивать интерес к вопросам экологии и современным экологическим проблемам;

- формировать социально-ценностные мотивы отношения личности к природе;

- привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного края;

- побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;

- привлекать учащихся к контролю и оценке социальных результатов природоохранной деятельности.

Формы экологической работы соответствуют возрасту и знаниям учащихся: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят аналитический характер и имеют практическую направленность.

Содержание программы экологического воспитания

Программа экологического воспитания старшеклассников МБОУ «СОШ №4» включает следующие направления образовательной и воспитательной деятельности: «Экологическое воспитание на уроках естественнонаучного цикла», «Экологическое воспитание во внеурочной деятельности», «Экология здоровья». Каждая из них ориентирована на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экологическое воспитание на уроках естественнонаучного цикла»

Цель: воспитание у учащихся экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.

Задачи: становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Формы работы:

- урок-лекция на тему: «Глобальные проблемы человечества» (9-10 класс);

- урок на тему: «Реки России»;

- урок на тему: «Озера России» и др;

- экологические игры: Экологический КВН;

- экологические проекты: 10 класс – «Как я вижу развитие своего города», 9-10 класс – «Проект «Экотропа Березовая роща»».

Общешкольные творческие мероприятия:

- Дни защиты окружающей среды от экологической опасности;

- Природоохранные акции «Наш цветник», «Чистая школа», «Посади дерево»;

- Конкурс экологических плакатов.

Предполагаемый результат: знание учащимися экологических основ, причин экологических проблем и способов их решения. Активное отношение учащихся к защите окружающей среды, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экологическое воспитание во внеурочной деятельности»

Цель: применение экологических знаний, умений и навыков на различных конкурсах, мероприятиях и т.д. Участие учащихся школы в различных акциях природоохранного характера.

Задачи: научить учащихся самостоятельно принимать решения в познании окружающего мира, формирование умения вести себя с окружающей средой в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Общешкольные творческие мероприятия:

- Заседания экологического клуба «Исток»;

- Организация экологических акций для учащихся младших классов;

- «Друзья птиц» - конкурс скворечников, кормушек;

- Фотоконкурс – «Мое родное Подмосковье»;

- Организация экскурсий по экотропе;

- Конкурс детских рисунков «Природа глазами детей»;

- Подготовка проектов;

- Подготовка к участие в ежегодном районном экологическом слете «Природа встречает друзей».

Предполагаемый результат: применение знаний, умений и навыков во внеурочной деятельности. Умение исследовать территорию своей местности, определять актуальные проблемы и находить наиболее рациональные пути их решения. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающей среды.

Направление «Экология здоровья»

Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: формирование валеологической культуры учащихся. Повышение уровня физической подготовки учащихся. Воспитание ответственности за сохранение школьных традиций.

Общешкольные творческие мероприятия:

- Дни здоровья;

- Спартакиада школьников;

- Трудовые десанты;

- Организация дежурства на постах школы;

- Работа по благоустройству школы и ее территории;

- Акция «Подари дерево» - выпускники 9, 11 классов;

- Несение вахты памяти у памятной доски бывшему ученику школы, погибшему во время боевых действий в Чеченской республике.

Формы работы:

- Организация летних трудовых бригад;

- Военизированные и спортивные игры;

- Классные часы, беседы, лекции «Дружба», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы считаться человеком?», «Мы против СПИДа», «Конституция – основной закон государства», «Моя профессия. Какой ей быть?».

Предполагаемый результат: осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях.

Этапы и сроки реализации программы

Программа включает два этапа:

1 этап: срок реализации 2011-2012 уч. год

п/п

Мероприятие

Срок реализации

Класс

Ответственные

1

Классный час «Проблемы экологии»

сентябрь

8-11

Классные руководители

2

Экологический КВН

октябрь

9-10

Классные руководители

3

Организация и проведение конкурсов для младших классов

ноябрь

9-10

Классные руководители

4

Классные часы «Конституция – основной закон государства»;

«Моя профессия. Какой ей быть?»

Декабрь



январь

9-10



9-10

Классные руководители

Классные руководители

5

Работа над экологическими проектами

Сбор материала для создания экотропы

Сентябрь-апрель

9-10

Учителя естественнонаучного цикла, руководитель экоклуба

6

Несение «Вахты памяти»,

Акция «Помоги ветерану»

Февраль,

май

9-11

Классные руководители

7

Волонтерское движение по благоустройству школьного двора и города

Апрель, май, июнь

9-11

Зам. дир по УВР,

Классные руководители

8

Защита проектов на научно-практической конференции

Участие в экологическом слете «Природа встречает друзей»

Апрель



май

10-11



8-9

Учителя естественнонаучного цикла, руководитель экоклуба

9

Акция «Подари дерево»

июнь

9,11

Учителя естественнонаучного цикла, руководитель экоклуба

10

Организация работы летнего лагеря «Исток»

июнь

7-8

Руководитель экоклуба



2 этап: срок реализации 2012-2013 учебный год

п/п

Мероприятие

Срок реализации

Класс

Ответственные

1

Беседа «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком»

сентябрь

9-11

Классные руководители

2

Заседание экологического клуба и организация его деятельности

октябрь

Члены клуба

Руководитель экоклуба

3

Изучение материалов для создания экологической тропы

Сентябрь-октябрь

Члены клуба

Руководитель экоклуба

4

Классные часы «Суд над наркотиками»;

«Мы против СПИДа»

ноябрь

9-11






Классные руководители




5

Организация конкурсов «Природа глазами детей»,

Фотоконкурс «Мое родное Подмосковье»

Ноябрь



декабрь

9-10



1-11

Классные руководители

6

Работа над экопроектами:

«Городская экотропа «Березовая роща»»

Сентябрь-март

10-11

Руководитель экоклуба

7

Волонтерское движение по благоустройству школьного двора и города, «Вахта памяти»

Февраль,

Апрель, май

9-11

Классные руководители

8

Защита проектов «Городская экотропа «Березовая роща»»

Апрель




9-11

Руководитель экоклуба

9

Подготовка к экологическому слету «Природа встречает друзей»

Апрель,

май

8-9

Руководитель экоклуба

10

Акция «Подари дерево»

май

9, 11

Классные руководители

11

Организация работы летнего лагеря «Исток»

июнь

7-8

Руководитель экоклуба



Результат экологического воспитания обучающихся

Свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культуры, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранную деятельность, имеющая социальную ориентацию с развитым экологическим сознанием.

Наглядно представить обобщенный результат образовательной и воспитательной деятельности школы может портрет выпускника МБОУ «СОШ №4», отличительными характеристиками которого являются:

- прочные знания, повышенный уровень естественнонаучных знаний;

- осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению;

- крепкое здоровье, здоровый образ жизни;

- осознание общечеловеческих ценностей;

- готовность к продолжению образования;

- экологическая ответственность.

Экологическое образование и воспитание учащихся
  • География
Описание:

Данная программа разработана мною для воспитания экологической культуры учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности.Так как "Всё великое начинается с малого...",то и  воспитание экологической культуры должно начинаться с начальной школы.Поэтому данную программу могут взять себе за основу не только учителя географии, но и учителя начальных классов,дополнив её определёнными темами.

Данный материал можно использовать при составлении программы для работы летнего профильного лагеря экологической направленности.Так же для работы школьного экологического кружка.

Автор Рассказова Ирина Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1148
Номер материала 40290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓