Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«СОШ
№4»
ПРОГРАММА
«Экологическое
образование и воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Кашира
2013
Пояснительная
записка
Цели:
образовательная – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии,
подготовка учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции;
Развивающая
– формирование гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и
среде его обитания;
Воспитательная
– формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
- формирование
целостного представления о природе и социальном окружении как к среде обитания
и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом);
- обучение
учащихся методам познания окружающего мира;
- воспитание
эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в
ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
- физическое
развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- создание широких
возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу;
- становление
начального опыта защиты природной среды.
Принципы
построения программы:
- Принцип единства
– мы являемся частью природы;
- Принцип
соизмерения – мы представляем собой ценный вид, но не значимей, чем другие
живые существа;
- Принцип уважения
к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь;
- Принцип сотрудничества
– наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее
завоевании;
- Принцип охраны
природы – не достойно человека быть причиной преждевременного исчезновения
каких-либо видов;
- Принцип «Чти
свои корни» - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет;
- Принцип «Люби
свой край» - изучение природы своего края.
Реализация
программы
Средствами
экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
- компетентность в
области общеполитической деятельности (реализация прав и обязанностей
гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей
страны);
- компетентность в
учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение
информации из различных источников, умение ее анализировать и критически
мыслить);
- компетентность в
эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки
существования и сосуществования в реальных природных условиях).
Особое значение
приобретает экологическое образование во внеклассной деятельности учащихся,
целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в
природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие
прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы.
Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии,
научно-исследовательские работы и т.д. Важное значение имеет практическая
направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее
общественно-полезная ориентация, а также участие в разработке и реализации
собственных экологических проектов. Следует исходить из того, что главным
фактором экологического образования и развития личности в целом является
осмысленная деятельность. В процессе деятельности нравственно-экологические
понятия наполняются глубоким личностным смыслом, переносятся «на себя».
Программа
экологического воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом
ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся,
подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Формы
реализации программы
Межпредметная –
экологическое содержание уроков – практическая реализация принципов интеграции
– внедрение экологического образования и воспитания на уроках
естественнонаучного цикла.
Внеурочная –
различные формы внеурочной работы: классные часы, эколого-исследовательская
работа (проектная деятельность), экологические акции и мероприятия, участие в
экологических конкурсах и конференциях, практическая помощь природе (кормушки,
скворечники, субботники), походы и экскурсии.
Следует учитывать,
что для учащихся характерна учебно-профессиональная деятельность, у них
развиваются профессиональные интересы, формируются навыки исследовательской
деятельности, возникают потребности строить жизненные планы, прогнозировать ход
развития явлений и социальных проблем. Поэтому для формирования у учащихся
ответственного отношения к природе в процессе экологического воспитания в 9-10
классах необходимо:
- развивать
интерес к вопросам экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать
социально-ценностные мотивы отношения личности к природе;
- привлекать
учащихся к исследованию и охране природы родного края;
- побуждать
учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;
- привлекать
учащихся к контролю и оценке социальных результатов природоохранной
деятельности.
Формы
экологической работы соответствуют возрасту и знаниям учащихся: организация и
координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские
работы носят аналитический характер и имеют практическую направленность.
Содержание
программы экологического воспитания
Программа
экологического воспитания старшеклассников МБОУ «СОШ №4» включает следующие
направления образовательной и воспитательной деятельности: «Экологическое
воспитание на уроках естественнонаучного цикла», «Экологическое воспитание во
внеурочной деятельности», «Экология здоровья». Каждая из них ориентирована на
приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление
«Экологическое воспитание на уроках естественнонаучного цикла»
Цель:
воспитание у учащихся экологически целесообразного поведения как показателя
духовного развития личности.
Задачи:
становление экологической ответственности как основной черты личности на основе
системных знаний об экологических проблемах современности и возможности
устойчивого развития современной цивилизации.
Формы
работы:
- урок-лекция на
тему: «Глобальные проблемы человечества» (9-10 класс);
- урок на тему:
«Реки России»;
- урок на тему:
«Озера России» и др;
- экологические
игры: Экологический КВН;
- экологические
проекты: 10 класс – «Как я вижу развитие своего города», 9-10 класс – «Проект
«Экотропа Березовая роща»».
Общешкольные
творческие мероприятия:
- Дни защиты
окружающей среды от экологической опасности;
- Природоохранные
акции «Наш цветник», «Чистая школа», «Посади дерево»;
- Конкурс
экологических плакатов.
Предполагаемый
результат: знание учащимися экологических основ,
причин экологических проблем и способов их решения. Активное отношение учащихся
к защите окружающей среды, рост их самостоятельных инициатив.
Направление
«Экологическое воспитание во внеурочной деятельности»
Цель:
применение экологических знаний, умений и навыков на различных конкурсах,
мероприятиях и т.д. Участие учащихся школы в различных акциях природоохранного
характера.
Задачи:
научить учащихся самостоятельно принимать решения в познании окружающего мира,
формирование умения вести себя с окружающей средой в соответствии с
общечеловеческими нормами морали.
Общешкольные
творческие мероприятия:
- Заседания
экологического клуба «Исток»;
- Организация
экологических акций для учащихся младших классов;
- «Друзья птиц» -
конкурс скворечников, кормушек;
- Фотоконкурс –
«Мое родное Подмосковье»;
- Организация
экскурсий по экотропе;
- Конкурс детских
рисунков «Природа глазами детей»;
- Подготовка
проектов;
- Подготовка к
участие в ежегодном районном экологическом слете «Природа встречает друзей».
Предполагаемый
результат: применение знаний, умений и навыков во
внеурочной деятельности. Умение исследовать территорию своей местности,
определять актуальные проблемы и находить наиболее рациональные пути их
решения. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающей
среды.
Направление
«Экология здоровья»
Цель:
сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом
образе жизни.
Задачи:
формирование валеологической культуры учащихся. Повышение уровня физической
подготовки учащихся. Воспитание ответственности за сохранение школьных
традиций.
Общешкольные
творческие мероприятия:
- Дни здоровья;
- Спартакиада
школьников;
- Трудовые
десанты;
- Организация
дежурства на постах школы;
- Работа по
благоустройству школы и ее территории;
- Акция «Подари
дерево» - выпускники 9, 11 классов;
- Несение вахты
памяти у памятной доски бывшему ученику школы, погибшему во время боевых
действий в Чеченской республике.
Формы
работы:
- Организация
летних трудовых бригад;
- Военизированные
и спортивные игры;
- Классные часы,
беседы, лекции «Дружба», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы
считаться человеком?», «Мы против СПИДа», «Конституция – основной закон
государства», «Моя профессия. Какой ей быть?».
Предполагаемый
результат: осознание учащимися значимости
физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных
качеств, для профессионального самоопределения. Повышение интереса школьников к
спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества учащихся, занимающихся в
спортивных кружках и секциях.
Этапы
и сроки реализации программы
Программа включает
два этапа:
1
этап: срок реализации 2011-2012 уч. год
№
п/п
|
Мероприятие
|
Срок
реализации
|
Класс
|
Ответственные
|
1
|
Классный
час «Проблемы экологии»
|
сентябрь
|
8-11
|
Классные
руководители
|
2
|
Экологический
КВН
|
октябрь
|
9-10
|
Классные
руководители
|
3
|
Организация
и проведение конкурсов для младших классов
|
ноябрь
|
9-10
|
Классные
руководители
|
4
|
Классные
часы «Конституция – основной закон государства»;
«Моя
профессия. Какой ей быть?»
|
Декабрь
январь
|
9-10
9-10
|
Классные
руководители
Классные
руководители
|
5
|
Работа
над экологическими проектами
Сбор
материала для создания экотропы
|
Сентябрь-апрель
|
9-10
|
Учителя
естественнонаучного цикла, руководитель экоклуба
|
6
|
Несение
«Вахты памяти»,
Акция
«Помоги ветерану»
|
Февраль,
май
|
9-11
|
Классные
руководители
|
7
|
Волонтерское
движение по благоустройству школьного двора и города
|
Апрель,
май, июнь
|
9-11
|
Зам.
дир по УВР,
Классные
руководители
|
8
|
Защита
проектов на научно-практической конференции
Участие
в экологическом слете «Природа встречает друзей»
|
Апрель
май
|
10-11
8-9
|
Учителя
естественнонаучного цикла, руководитель экоклуба
|
9
|
Акция
«Подари дерево»
|
июнь
|
9,11
|
Учителя
естественнонаучного цикла, руководитель экоклуба
|
10
|
Организация
работы летнего лагеря «Исток»
|
июнь
|
7-8
|
Руководитель
экоклуба
|
2
этап: срок реализации 2012-2013 учебный год
№
п/п
|
Мероприятие
|
Срок
реализации
|
Класс
|
Ответственные
|
1
|
Беседа
«Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком»
|
сентябрь
|
9-11
|
Классные
руководители
|
2
|
Заседание
экологического клуба и организация его деятельности
|
октябрь
|
Члены
клуба
|
Руководитель
экоклуба
|
3
|
Изучение
материалов для создания экологической тропы
|
Сентябрь-октябрь
|
Члены
клуба
|
Руководитель
экоклуба
|
4
|
Классные
часы «Суд над наркотиками»;
«Мы
против СПИДа»
|
ноябрь
|
9-11
|
Классные
руководители
|
5
|
Организация
конкурсов «Природа глазами детей»,
Фотоконкурс
«Мое родное Подмосковье»
|
Ноябрь
декабрь
|
9-10
1-11
|
Классные
руководители
|
6
|
Работа
над экопроектами:
«Городская
экотропа «Березовая роща»»
|
Сентябрь-март
|
10-11
|
Руководитель
экоклуба
|
7
|
Волонтерское
движение по благоустройству школьного двора и города, «Вахта памяти»
|
Февраль,
Апрель,
май
|
9-11
|
Классные
руководители
|
8
|
Защита
проектов «Городская экотропа «Березовая роща»»
|
Апрель
|
9-11
|
Руководитель
экоклуба
|
9
|
Подготовка
к экологическому слету «Природа встречает друзей»
|
Апрель,
май
|
8-9
|
Руководитель
экоклуба
|
10
|
Акция
«Подари дерево»
|
май
|
9,
11
|
Классные
руководители
|
11
|
Организация
работы летнего лагеря «Исток»
|
июнь
|
7-8
|
Руководитель
экоклуба
|
Результат
экологического воспитания обучающихся
Свободная
творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего
обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и
экологической культуры, соблюдающая нравственные и правовые принципы
природопользования, ведущая активную природоохранную деятельность, имеющая
социальную ориентацию с развитым экологическим сознанием.
Наглядно
представить обобщенный результат образовательной и воспитательной деятельности
школы может портрет выпускника МБОУ «СОШ №4», отличительными характеристиками
которого являются:
- прочные знания,
повышенный уровень естественнонаучных знаний;
- осознание
общественно-значимых проблем и готовность к их решению;
- крепкое
здоровье, здоровый образ жизни;
- осознание
общечеловеческих ценностей;
- готовность к
продолжению образования;
- экологическая
ответственность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.