Главная / Технология / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»


Болясов Андрей Борисович – учитель технологии (Andrei bolasob@mail.ru) .

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МОУ СОШ № 4)

г. Красный Сулин Ростовской Области.

Аннотация

В работе рассматривается опыт ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Решение проблем экологического образования и воспитания школьников во многом зависит от состояния преподавания учебных дисциплин и предметов в школе.

Важная роль в решении данной проблемы отводится образовательной области «Технология», одна из задач которой - формирование экологической культуры школьников с 1 по 11 класс.

В процессе обучения решаю следующие задачи.

  1. Формирование ответственности каждого человека за сохранение окружающей среды.

  1. Развитие индивидуальной экологической культуры человека во взаимоотношениях с природой.

  1. Воспитание любви к природе, как источнику жизни на земле.

  2. Формирование знаний и умений, необходимых для здорового образа жизни.

В курсе изучения образовательной области «Технология» рассматриваются вопросы экологии человека. Большое внимание экология человека уделяет гигиене, влиянию природной, социально-психологической и производственной среды, образу жизни и потребностям, возможностям биологической адаптации.

Экологическое образование и восприятие в рамках образовательной области «Технология» должны быть конструктивными: важно знать не только противоречия в развитии общественного производства, но пути и методы их решения.

На сегодня важно знать способы очистки воздуха и сточных вод, принципы реутилизации (повторного использования) материалов, способы проверки качества продуктов питания и т.д.

Экологические проблемы в образовательной области «Технология» рассматриваются в разделах: «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения».

При изучении предметной области «Технология» в начальных классах формирую основы экологической культуры, обращая внимание детей на красоту окружающей среды и природных материалов, восстановление и сохранение природных богатств страны и Ростовской области. Особое внимание вопросам экологии следует уделить в воспитании и образовании детей в сельских школах. Важным элементом трудовой подготовки является формирование экологической грамотности. Что предусматривает правильную эксплуатацию земель, умеренное использование минеральных удобрений, химикатов и пестицидов.

Особенностью экологического воспитания учащихся сельских школ является то, что они могут, имея свой пришкольный участок, проводить мероприятия по облагораживанию почв, изучать воздействие неблагоприятных факторов на растения и овощи.

Рассмотренные выше проблемы экологического воспитания и образования не являются отдельными в разделах программы предметной области «Технология», а лишь дополняют ее.

Особенно важным представляется отдельный раздел в 11 классе, рассчитанный на 18 часов - «Производство и окружающая среда».

В программе по технологии отмечено, что учащиеся должны получить знания об особенностях научно-технической революции второй половины XX в., о глобальных проблемах человечества в конце XX в., росте общественного производства, росте численности населения, исчерпывании ресурсов Земли, загрязнении окружающей среды и вредных воздействиях на нее промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и методах уменьшения этих воздействий и т.д.

Так, например, рассмотрев вопросы, связанные с загрязнением гидросферы, школьникам предлагают оценить качество пресной воды; рассмотрев вопросы химизации сельского хозяйства - выявить наличие и концентрацию нитратов в пищевых продуктах и т.д. Особенно важно рассматривать данный раздел программы с учетом особенностей региона.

Формой выхода на творческую практическую деятельность является метод проектов. Его использование позволит на практике реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими из различных школьных дисциплин.

Вопросы экологического образования и воспитания должны «красной нитью» пронизывать все этапы проекта. Но только в том случае, если данный проект не имеет темы по экологии, примерный перечень тем проектов по экологии предлагается.

Таким образом, вопросы экологического воспитания и образования школьников в предметной области «Технология» признаны воспитывать ребенка как патриота своей малой Родины.

Однако осуществление экологического образования и воспитания осложняется отсутствием учебно-методической литературы и учебников. Поэтому можно рекомендовать использовать диффузорный метод экологического образования с учетом межпредметных связей.

Примерные темы проектов по экологическому образованию и восприятию в предметной области «Технология»

  1. Роль воды в экологическом здоровье жителей Ростовской области.

  2. Роль школьников в улучшении экологической среды (на примере своего города, поселка, района).

  3. Экологические проблемы Ростовской области.

  4. Экологические факторы риска заболевания жителей Ростовской области.

  5. Роль комнатных растений в жизнедеятельности человека.

  6. Роль информации в решении экологических проблем.

  7. Человек и звуковая среда: значение ее для здоровья.

  8. Значение экологически чистых продуктов в жизни человека.

  9. Зависимость здоровья человека от его среды обитания.

10. Загрязнение атмосферы как фактор риска для здоровья людей.


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
  • Технология
Описание:

В работе рассматривается опыт ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Решение проблем экологического образования и воспитания школьников во многом зависит от состояния преподавания учебных дисциплин и предметов в школе.

Важная роль в решении данной проблемы отводится образовательной области «Технология», одна из задач которой - формирование экологической культуры школьников с 1 по 11 класс.

В процессе обучения решаю  следующие задачи.

  1. Формирование ответственности каждого человека за сохранение окружающей среды.

  2. Развитие индивидуальной экологической культуры человека во взаимоотношениях с природой.

  3. Воспитание любви к природе, как источнику жизни на земле.

  4. Формирование знаний и умений, необходимых для здорового образа жизни.

    В курсе изучения образовательной области «Технология» рассматриваются вопросы экологии человека. Большое внимание экология человека уделяет гигиене, влиянию природной, социально-психологической и производственной среды, образу жизни и потребностям, возможностям биологической адаптации.

    Экологическое образование и восприятие в рамках образовательной области «Технология» должны быть конструктивными: важно знать не только противоречия в развитии общественного производства, но пути и методы их решения.

Автор Болясов Андрей Борисович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 321
Номер материала 52021
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓