ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ»
Болясов Андрей Борисович – учитель технологии (Andrei bolasob@mail.ru) .
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4 (МОУ СОШ № 4)
г. Красный Сулин Ростовской Области.
Аннотация
В
работе рассматривается опыт ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Решение проблем
экологического образования и воспитания школьников во многом зависит от состояния преподавания учебных дисциплин и предметов в
школе.
Важная роль в
решении данной проблемы отводится образовательной области «Технология», одна из задач которой - формирование экологической
культуры школьников с 1 по 11 класс.
В процессе обучения решаю следующие задачи.
1.
Формирование
ответственности каждого человека за сохранение окружающей среды.
2.
Развитие индивидуальной
экологической культуры человека во взаимоотношениях с природой.
3.
Воспитание
любви к природе, как источнику жизни на земле.
4.
Формирование
знаний и умений, необходимых для здорового образа жизни.
В курсе
изучения образовательной области «Технология» рассматриваются вопросы экологии человека. Большое внимание экология
человека уделяет гигиене, влиянию природной, социально-психологической и производственной
среды, образу жизни и потребностям, возможностям биологической адаптации.
Экологическое
образование и восприятие в рамках образовательной области «Технология» должны быть конструктивными:
важно знать не только противоречия в развитии общественного производства, но
пути и методы их решения.
На сегодня
важно знать способы очистки воздуха и сточных вод, принципы реутилизации (повторного использования) материалов, способы проверки качества
продуктов питания и т.д.
Экологические
проблемы в образовательной области «Технология» рассматриваются в разделах: «Технология
обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения».
При изучении
предметной области «Технология» в начальных классах формирую основы экологической культуры,
обращая внимание детей на красоту окружающей среды и природных материалов, восстановление и сохранение
природных богатств страны и Ростовской
области. Особое внимание вопросам экологии
следует уделить в воспитании и образовании детей в сельских школах. Важным элементом трудовой
подготовки является формирование экологической
грамотности. Что предусматривает правильную эксплуатацию земель, умеренное
использование минеральных удобрений, химикатов и пестицидов.
Особенностью экологического
воспитания учащихся сельских школ является то, что они могут, имея свой
пришкольный участок, проводить мероприятия по облагораживанию почв, изучать
воздействие неблагоприятных факторов на растения и овощи.
Рассмотренные выше проблемы
экологического воспитания и образования не являются отдельными в разделах
программы предметной области «Технология», а лишь дополняют ее.
Особенно важным
представляется отдельный раздел в 11 классе, рассчитанный на 18 часов - «Производство и окружающая среда».
В программе по
технологии отмечено, что учащиеся должны получить знания об особенностях научно-технической революции
второй половины XX в., о глобальных проблемах человечества в конце XX в., росте общественного производства, росте численности
населения, исчерпывании ресурсов Земли,
загрязнении окружающей среды и вредных воздействиях на нее промышленности,
энергетики, сельского хозяйства, транспорта и методах уменьшения этих воздействий и т.д.
Так, например, рассмотрев вопросы,
связанные с загрязнением гидросферы, школьникам предлагают оценить качество пресной воды; рассмотрев вопросы химизации
сельского хозяйства - выявить наличие и концентрацию нитратов в пищевых
продуктах и т.д. Особенно важно рассматривать данный раздел программы с учетом
особенностей региона.
Формой выхода на творческую
практическую деятельность является метод проектов. Его использование позволит на практике реализовать деятельный подход в
трудовом обучении учащихся и интегрировать
знания и умения, полученные ими из различных школьных дисциплин.
Вопросы
экологического образования и воспитания должны «красной нитью» пронизывать все этапы проекта. Но только в том случае, если данный
проект не имеет темы по экологии, примерный перечень тем проектов по экологии
предлагается.
Таким образом,
вопросы экологического воспитания и образования школьников в предметной области «Технология» признаны воспитывать ребенка как
патриота своей малой Родины.
Однако
осуществление экологического образования и воспитания осложняется отсутствием учебно-методической литературы и
учебников. Поэтому можно рекомендовать использовать диффузорный метод экологического образования с учетом
межпредметных связей.
Примерные темы проектов по экологическому образованию и восприятию в
предметной области «Технология»
1.
Роль воды в
экологическом здоровье жителей Ростовской области.
2.
Роль школьников
в улучшении экологической среды (на примере своего города, поселка, района).
3.
Экологические
проблемы Ростовской области.
4.
Экологические
факторы риска заболевания жителей Ростовской области.
5.
Роль
комнатных растений в жизнедеятельности человека.
6.
Роль информации в решении
экологических проблем.
7.
Человек и звуковая среда: значение
ее для здоровья.
8.
Значение экологически
чистых продуктов в жизни человека.
9.
Зависимость
здоровья человека от его среды обитания.
10. Загрязнение атмосферы как фактор риска для
здоровья людей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.