Инфоурок Биология Другие методич. материалыЭкологический проект с презентацией

Экологический проект с презентацией

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ проект Веры Цап.doc

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Луга, Ленинградская область.

 

 

 

 

Экологический проект

 

Исполнитель:  Цап Вера

ученица 9 класса «В»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Луга

Руководитель:  Чирикова О.А. учитель биологии и географии

 
«Дачный участок как экосистема»

 2012 г.

г. Луга

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Актуальность…………………………………………………………………...3

Гипотеза………………………………………………………………………...3

Цель……………………………………………………………………………..3

Задачи…………………………………………………………………………...3

Методики………………………………………………………………………..4

Глава IОбзор литературы……………………………………………......5-6

1.                 Что такое биоценоз дачного участка…………………………………...5

2.                 Севооборот и его значение для искусственного биоценоза…………..5

3.                 Растения,  рекомендованные для дачного участка………….…………5

4.                 Использование ядохимикатов и удобрений………………………….5-6

5.                 Водоснабжение дачного участка…………………………………..........6

6.                 Утилизация отходов……………………………………………………...6

Глава IIРезультаты исследований………………………………..........7-10

2.2.  Описание и картирование дачного участка……………………………...7

2.3.   Экосистемный анализ дачного участка…………………………………7

·       Результаты исследования фитоценоза………………………………..7-8

·       Результаты исследования зооценоза……………………………………8

·       Составление пищевой сети биоценоза дачного участка………………9

·       Характеристика почв…………………………………………………….9

·       Отходы на дачном участке…………………………………………..9-10

·       Характеристика экосистемы…………………………………………...10

           2.4.  Круговорот воды на участке……………………………………………10

           2.5.  Роль ядохимикатов и удобрений на участке……………………….10-11

Общие выводы………………………………………………………………...12

Рекомендации…………………………………………………………............13

Перспективы…………………………………………………………………..13

Литература……………………………………………………………….........14

Приложение………………………………………………………………..15-19


Введение

 

Актуальность

      Дачных участков в нашей стране с каждым годом становится всё больше. Люди в нашей стране приобретают дачные участки по двум причинам – создают место для отдыха, выращивают доступные и экологически чистые продукты питания. Ассортимент растений, выращиваемых на участках, постоянно увеличивается. Фактически происходит массовая замена естественных биоценозов искусственными, которые не могут не оказывать влияние на окружающую среду. Важно, чтобы каждый владелец дачного участка понимал, что его деятельность  может нанести вред тому кусочку природы, который он выбрал за красоту и ощущение комфорта. Большинство владельцев дачных участков непреднамеренно нарушают и разрушают естественные природные связи, сложившиеся задолго до его появления.  Если объяснить им, что экологически грамотное ведение хозяйства выгодно в первую очередь им самим. То ситуацию можно изменить.

 

Гипотеза

         Если на дачном участке можно выделить структурные элементы биоценоза и найти связи между ними – значит он, дачный участок, биоценоз, но искусственный. Следовательно, в нем надо учитывать законы существования биоценоза и это залог успеха хозяина дачного участка.  

 

Цель:  изучив особенности дачного участка как экосистемы, выявить взаимосвязи их компонентов и на этой основе составить рекомендации по экологически грамотному ведению хозяйства.

 

Задачи: 

  1. Составить картосхему дачного участка.
  2. Провести исследования на территории дачного участка:

·        исследования фитоценоза;

·        исследования зооценоза;

·        составление пищевой сети биоценоза дачного участка;

·        исследования почвы;

·        исследование количества, состава и утилизации отходов на участке;

  1. Провести инвентаризацию используемых удобрений.
  2. Проанализировать полученные результаты.
  3. Ознакомить общественность с полученными результатами.

 

 

 

 

 

                                        Методики

 

1.    Картирование.

а)      составление картосхемы дачного участка с помощью глазомерной съёмки;

б)      составление картосхемы расположения видов растений на территории дачного участка.

2.    Составление списков продуцентов, консументов и редуцентов биоценоза дачи:

a)   Определение (с помощью определителя) сорных и дикорастущих растений.

б)      Определение (с помощью определителя) беспозвоночных животных, птиц, пресмыкающихся.

в)      Изготовление списков продуцентов и консументов.

г)      Составление схемы пищевой сети биоценоза дачного участка.

3.    Инвентаризация используемых удобрений.

Внесение в таблицу используемых на дачном участке удобрений.

4.    Исследование круговорота воды в биоценозе.

Составление внемасштабной схемы круговорота воды на дачном участке.

5.    Исследование отходов.

Систематизация, взвешивание и внесение в таблицу всех видов отходов образующихся на дачном участке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор литературы

 

Что такое биоценоз дачного участка.

      Экосистема – это совокупность сообществ живых организмов с неживыми компонентами среды. Каждая экосистема характеризуется составом, структурой. Определённым соотношением энергии, химических веществ и организмов. Основным источником энергии на даче является солнечная энергия. Она усваивается растениями, идёт на нагревание почвы, строений, испарение влаги. На участке есть и дополнительные источники энергии – это электричество и энергия органического топлива (в основном дров). Солнечную энергию участка усваивают продуценты – растения. Человек выращивает растения для своих нужд, т.е. большая часть растений (биологической массы) не возвращается в биоценоз. Конечно же, дачный участок – искусственный биоценоз. Основным консументом в нём является человек. А все растительноядные организмы становятся его конкурентами и считаются вредителями. А с вредителями надо бороться. На самом деле они нужны экосистеме, важно только регулировать их численность.

Севооборот и его значение для искусственного биоценоза.

        Хороший урожай зависит в значительной мере от рационального севооборота. При планировании размещения грядок необходимо помнить, что культуры одного семейства овощей нельзя высаживать на одном и том же месте раньше, чем через 2 – 3 года. Это объясняется двумя процессами:  во первых – накоплением возбудителей заболеваний определённого семейства растений,  а во вторых – выносом определённой группы питательных веществ.

Растения,  рекомендованные для дачного участка.

        К наиболее распространенным у огородников растениям относятся одиннадцать семейств: паслёновые – томаты, перец, картофель, баклажаны; тыквенные – огурцы, тыквы, кабачки, патиссоны; зонтичные – морковь, петрушка, укроп, тмин; крестоцветные – капуста, репа, брюква, редька, редис, хрен; лилейные – лук, чеснок; бобовые – горох, фасоль, бобы; маревые – свёкла, садовая лебеда; злаковые – кукуруза; гречишные – ревень, щавель;  сложноцветные – салат, цикорий; губоцветные – мята, мелисса. Для получения хорошего урожая необходимо вводить севооборот, т.е. выращивать овощные культуры ориентируясь на предшественников.

 Использование ядохимикатов.

        Все ядохимикаты, известные растениеводам, должны быть крайним средством борьбы с конкурирующими с нами консументами первого порядка – насекомыми-вредителями. Устойчивость и жизнеспособность экосистеме придаёт разнообразие видов, поэтому необходимо осторожно проводить борьбу с вредителями, сводя до минимума использование ядохимикатов. Большинство ядохимикатов – бомбы замедленного действия. Где мы можем обнаружить эти вещества спустя некоторое время? В воде ближайшего водоема, в родниковой воде, в тканях растения, в тканях животных (вода – водоросли – рыба травоядная – рыба плотоядная – птица хищная, любительница рыбы – сухопутный хищник – редуценты – почва – вода – круг замкнулся!).ядохимикаты можно заменить отпугивающими средствами (настои, перетёртые в пыль сухие ткани и живые растения с сильными отпугивающими запахами). Такими растениями являются календула, бархатцы, полынь, настурция и др.

Использование  удобрений.

        Удобрения подразделяются на две группы: органические и минеральные. К органическим удобрениям относят: навоз (коровий, конский, свиной), помет куриный, фекалии, торф, опилки, компост, зелёные удобрения (запахивают зелёную массу растений).

         К минеральным удобрениям относят калийные (калийная соль, хлористый калий, калиевая селитра), азотные (аммиачная селитра, мочевина, карбамид), фосфорные (суперфосфат, фосфоритная мука, костная мука), комплексные удобрения – это комплекс азотных, фосфорных и калийных удобрений.

         Применять удобрения можно только с учётом вида почвы, климата, потребностей конкретного вида растений и сезона. В противном случае можно навредить почве, растениям и себе. В условиях Нечерноземья почву необходимо известковать, вносить навоз, комплексные удобрения весной, фосфорные осенью (долго растворяются). Необходимо осторожно вносить азотные удобрения, т.к. при недостатке солнечных дней, низкой температуре и повышенной дозе азотных удобрений в растениях накапливаются нитраты. Переизбыток навоза приведёт к такому же результату.

         Органические удобрения хороши своим комплексным действием:

  • разрыхляют почву, делая её воздухоёмкой и влагоёмкой;
  • насыщают почву бактериями;
  • вносят необходимые питательные элементы (N, P, K).

Водоснабжение дачного участка.

      На каждом садовом участке должно быть организовано водоснабжение. Оно необходимо для полива растений и для снабжения питьевой водой. Если на участке нет водопровода, тогда строят колодец, бурят скважину или качают воду из ближайшего водоёма. Питьевую воду надо брать из родников. Поливать растения необходимо водой согретой воздухом (т.е. температура окружающей среды) чтобы у растений не было температурного шока (могут и погибнуть).

Утилизация отходов.

       На дачном участке обязательно образуются отходы и накапливаются. Семья из четырёх человек накапливает за сезон более тонны отходов. Их  можно подразделить на перегнивающие и неперегнивающие. Первые можно включить в круговорот веществ на участке – это сорняки, сухие сучья, ветки, листья, остатки еды, фекалии, бумага, натуральные ткани. Органические отходы в компостной куче в течение 3-4 лет превращаются в отличную перегнойную почву. Стеклянную, металлическую, пластмассовую посуду (банки, бутылки) можно сдавать в пункты приёма (стеклянную, металлическую); консервные банки прокаливают на открытом огне, после чего они быстро окислятся и разрушаться в земле); пластмассовую посуду в дачном хозяйствевсегда можно использовать, например, делать кашпо для растений.
                              Результаты исследований

 

Описание и картирование дачного участка

       Объект исследования – собственный дачный участок, который расположен в посёлке им. Володарского, Лужского района, Ленинградской области. Участок удалён от г. Луга на 20 км. Площадь дачного участка – м2. Располагается участок на небольшой возвышенности. Граничит на юге и востоке с другими дачными участками. Место, на котором сейчас располагается участок, 200 лет назад был пустырём,  100 лет назад здесь заложили дом, 10 лет назад были обновлены посадки кустарников и плодовых деревьев. От северных ветров участок надёжно защищён бором. В трёхстах тридцати метрах на восток от дачного участка располагается озеро Врёво. На участке для различных нужд используется вода колодезная, для питья – родниковая (картосхема.).   

 

Экосистемный анализ дачного участка

 

Результаты исследования фитоценоза

 

     Фитоценоз участка формировался постепенно с учётом предпочтений сменяющих друг друга хозяев. Периодически участок зарастал сорняком, что благоприятно сказывалось на существующем биоценозе. В настоящее время все однолетние культуры на участке находятся в севообороте, т.к. в противном случае неизбежны потери урожая (прилож.табл.3). Севооборот позволяет избегать болезни растений, возбудители которых накапливаются в почве. Кроме того удаётся избежать истощения почвы.  Фитоценоз дачного участка представлен культурными (20 видов) и сорными (12 видов) растениями. Большинство видов занимает удобное для себя положение (освещённость, влажность, сила ветра, характеристика почвы).

 

Культурные растения:

зона

 название растения

занимаемая площадь (%)

I

1

Крыжовник

11

II

2

Малина

13

III

3

Лук

10

IV

4

Яблоня

5

V

5

Груша

3

VI

6

Свёкла

3

VII

7

Морковь

4

VIII

8

Картофель

8

IX

9

Мята

2

X

10

Ревень

2

XI

11

Вишня

4

XII

12

Слива

8

XII

13

Черноплодная рябина

5

XIV

14

Укроп

1,5

XV

15

Петрушка огородная

2

XV

16

Сельдерей

1

XV

17

Базилик

0,2

II

18

Томат

10

VIII

19

Огурец

10

III

20

Перец сладкий

10

V

21

Тыква

20

VIII

22

Кабачок

10

VII

23

Горох

0,2

VII

24

Бобы

0,2

VII

25

Фасоль

5

XIII

26

Ноготки

2

IX

27

Астра

0,2

X

28

Тюльпан

0,2

X

29

Флокс

0,2

XIII

30

Пион

3

XIII

31

Сирень

5

Сорняки:

XVI

32

Мокрица

2

XVII

33

Крапива жгучая; двудомная

2,25

XVIII

34

Лопух

2,5

XIX

35

Одуванчик

3

XX

36

Мать-и-мачеха

1

XXI

37

Лебеда

1,25

 

38

Пырей

30

 

39

Осот

20

 

40

Цикорий

1

 

41

Сурепка

2

 

42

Пастушья сумка

3

 

43

Полынь

10

 

Результаты исследования зооценоза

       На территории дачного участка обитают или заходят различные безпозвоночные и позвоночные животные, которые являются частью биоценоза. Они здесь питаются, ими питаются. Они здесь умирают и становятся землёй. Но т.к. территория участка небольшая постоянно живущих животных здесь не много. Исключение составляют насекомые и некоторые почвенные животные. Преобладают на участке насекомые. В этом году мало птиц. Стараемся не применять ядохимикаты, чтобы не навредить полезным насекомым

Представители консументов дачного участка:

 название животного

занимаемая площадь (%)

1

Домашняя собака

20

2

Ёж

100

3

Крот

20

4

Кошка

100

5

Мышь домашняя

10

6

Землеройка

10

7

Крыса

10

8

Сорока

5

9

Ворона

5

10

Дрозд певчий

15

11

Воробей

100

12

Трясогузка

100

13

Курица домашняя

10

14

Гадюка

3

15

Ящерица прыткая

15

16

Жаба

80

17

Лягушка

80

18

Улитка

5

19

Дождевой червь

100

20

Навозный червь

5

21

Гусеницы лимонницы

5

22

Гусеницы капустницы

5

23

Гусеницы крапивницы

5

24

Бабочка павлиний глаз

1

25

Боярышница

5

26

Комар обыкновенный

100

27

Тля

20

28

Клоп-вонючка

10

29

Колорадский жук

20

30

Златогузка

2

31

Шмель

100

32

Слепень

5

33

Оса

40

34

Муравей

100

35

Муха

30

36

Паук-крестовик

30

37

Божья коровка

20

 

Пищевая сеть биоценоза дачного участка

         Пищевая сеть биоценоза дачного участка построена по тем же правилам , что и у естественного биоценоза но, в сравнении с естественным биоценозом, сеть состоит из меньшего количества видов. Наиболее разнообразной группой в дачной экосистеме оказались консументы второго порядка. Это все хищные насекомые, пауки, большая часть птиц, хищные млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Консументы третьего порядка на участке встречаются редко (вороны, кошки, собаки). Редуценты исследованы не все (бактерии – только наличие), но грибы (чесночник, навозник, плесневые), дождевые черви, слизни на даче представлены с избытком. Они живут в толще почвы, на её поверхности, на стволах деревьев, на стенах строений, в компосте, среди опавших листьев и яблок.   

 

Характеристика почвы дачного участка

Почва на участке в течение 100 лет не только эксплуатировалась, но и интенсивно удобрялась. Материнская порода (песок) интенсивно промывается, но наработанный гумусовый слой почвы равен 80 см, что, безусловно, определяет урожайность на участке.

 

Количество, состав и утилизация отходов на участке

         На дачном участке обязательно образуются отходы и накапливаются. Семья из четырёх человек накапливает за сезон около тонны отходов (приложение 3 табл.5).  Их  можно подразделить на перегнивающие и неперегнивающие. Первые можно включить в круговорот веществ на участке – это сорняки, сухие сучья, ветки, листья, остатки еды, фекалии, бумага, натуральные ткани. Органические отходы у нас в компостной куче в течение 3-4 лет превращаются в отличную перегнойную почву. Вторые – стеклянную, металлическую, пластмассовую посуду (банки, бутылки) сдаём в пункты приёма (стеклянную, металлическую); прокаливаем и закапываем консервные банки (быстро окислятся и разрушаться в земле); пластмассовую посуду используем в большом дачном хозяйстве, например, делаем кашпо для растений или трубы для сбора дождевой воды в бочки.

 

Характеристика экосистемы

      Экосистема дачного участка – это совокупность сообществ живых организмов с неживыми компонентами среды. Эта экосистема характеризуется определённым составом, структурой, соотношением энергии, химических веществ и организмов. Главным источником энергии на даче является солнечная энергия. Она усваивается растениями, идёт на нагревание почвы, строений, испарение влаги. На участке есть и дополнительные источники энергии – это электричество и энергия, которую дают дрова. Солнечную энергию участка усваивают продуценты – растения. Но большая часть растений не возвращается в биоценоз – мы их съедаем. Наш дачный участок – искусственный биоценоз. Основным консументом в нём являемся мы – хозяева участка. А все растительноядные организмы – наши конкуренты - «вредителями». А с вредителями мы боремся. Пищевая сеть нашего дачного биоценоза построена по тем же принципам, что и естественного биоценоза, но недостаточно разнообразна (приложение 3 табл.6). Наиболее разнообразна группа вторичных консументов (пауки, хищные насекомые, птицы, хищные млекопитающие, земноводные, рептилии). Консументов третьего порядка представляют на участке только коты. Отмершие части растений, выдернутые сорняки, трупы животных, отходы кухни, фекалии служат пищей многочисленным редуцентам (бактерии, дождевые черви, грибы, слизни, улитки).

 

Круговорот воды на участке

          На нашем дачном участке вода используется для полива, для уборки в доме, для стирки, для обрызгивания растений удобрениями и стимуляторами, для питья и приготовления пищи, для умывания и душа. Воды нужно много! Воду используем родниковую и колодезную, т.е. подземная вода (хорошо фильтрованная, чистая и вкусная). На участке отмечены следующие типы осадков: дождь, снег, роса, туман, град, иней. Осадки обычно нейтральные и слабокислые. Круговорот воды на участке можно рассмотреть на схеме (приложение). Здесь видно. Что все источники воды связаны друг с другом. Поэтому смытые с полей удобрения, воды после мытья машины, стиральные порошки (а ведь это синтетика, она не разлагается), ядохимикаты и другие ядовитые вещества рано или поздно попадают на наш стол.

 

Роль ядохимикатов и удобрений на участке

            Говоря о дачном участке, как о экосистеме нельзя забывать, что устойчивость и жизнеспособность экосистеме придаёт разнообразие видов, поэтому на своём участке мы стараемся осторожно проводить борьбу с вредителями, сводя до минимума использование ядохимикатов. Последние можно заменить биологическими методами борьбы (приложение 4,табл.8). Очень хорошо отпугивают вредителей чеснок, лук, бархатцы, календула, полынь. Грядки и растения можно посыпать золой (её избегают слизни и крестоцветные блошки). Растения  можно обрызгать настоем ботвы картофеля или томатов. Вредителей – слизней , колорадского жука, гнёзда яблоневой плодожорки,  собираем руками, слизней ловим на разложенные на ночь доски. Привлекаем птиц, развешивая гнездовья (скворечники). Дружим с жабами – ставим миски с водой, не выгоняем из укрытий.  Ядохимикаты на участке используем только в крайних случаях – вспышках какого-нибудь вредителя, но и в этом случае стараемся свести применение к минимуму.

           Удобрения, как и яды, надо строго дозировать иначе из помощников они превращаются в причину многих неприятностей. На нашей даче активно используются зелёные удобрения, компост и перепревший навоз. Под зиму вносим полное минеральное удобрение (для восстановления минерального баланса), азотные удобрения (для осеннего роста корешков), фосфорные удобрения под осеннюю перекопку (для летнего роста корней).  В нашем регионе много дождей (вымываются удобрения), но мало солнца (азотные удобрения, не усваиваясь, превращаются в нитраты, накапливаясь в растениях, а в организме человека они превращаются в ядовитые для нас нитриты). Поэтому необходимо очень осторожно пользоваться всеми видами удобрений – можно с ними переборщить (приложение5,табл.9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие выводы

 

1.     Дачная экосистема – особый тип искусственных экосистем. Её существование зависит от человека.

2.     Дачная экосистема формируется с учётом природных закономерностей (пищевая сеть, взаимосвязи растений и животных, круговороты вещества, энергии, воды).

3.     Дачная экосистема отличается от естественной по видовому составу живых организмов (мало видов), пищевой сети  (очень упрощена), человек – консумент первого порядка.

4.     Чем разнообразнее видовой состав живых организмов на участке, тем устойчивее будет дачная экосистема, а значит меньше усилий понадобится от человека.

5.     Дачный участок связан с окружающей средой взаимным влиянием.

6.     Владельцам участков надо действовать в рамках законов существования биоценоза для достижения максимального успеха.

7.     Мой участок может служить примером экологически грамотного ведения хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

 

1.    Не пользуйтесь ядохимикатами: они убивают не только насекомых-вредителей, но и их врагов – хищных насекомых и птиц, отравляют почву, подземные воды, водоёмы. Они делают урожай опасным для здоровья.

2.    Не сжигайте растительные отходы – это загрязняет воздух и не делает почву богаче. Делайте из них компост!

3.    Не мойте автомашины в реке.

4.    Соблюдайте нормы внесения удобрений.

5.    Не убивайте вредителей, а отпугивайте их пахучими травами.

6.    Увеличивайте разнообразие растительности на участке.

Перспективы

 

1.     Исследование  осадков на территории дачного участка.

2.    Исследование причин приводящих к накоплению нитратов в овощах.

3.    Исследование защитного действия фитонцидосодержащих растений.

 

 

 

Литература

1.        Дьяков Ю.Т.  «О болезнях растений», «Агропромиздат», М., 1985г.

2.        Таранов В.В. «Садово-огородный участок», «Недра», М., 1990г.

3.        Высоцкая М.В. «Биология и экология 10-11 классы. Проектная»,Волгоград, «Учитель» 2008г.

4.        Бакулина В.А. «Справочник овощевода», «Россельхозиздат», М., 1979г.

5.        Аграфенин В.А. «Справочник бригадира-овощевода», «Россельхозиздат», М., 1979г.

6.        Артамонов В.И. «Занимательная физиология растений», «Агропромиздат», М., 1991г.

7.        Гиляров М.С. «Энциклопедический словарь юного биолога» «Педагогика», М., 1985г.

8.        Мамаев Б.М. «Атлас – определитель насекомых» «Просвещение», М., 1985г.

9.        Васильченко И.Т. «Определитель всходов сорных растений», «КОЛОС», Л., 1979г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 Табл.1

 

Табл. 2

Приложение 2

Табл.3

          Табл.4

 

Приложение 3

Табл.5

 

Табл.6

    Р – редуценты, П – продуценты, К – консументы (1,2,3 порядка)

Приложение 4

 

Табл.7

Табл.8

   

 

Приложение 5

 

Табл.9

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Экологический проект с презентацией"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Цап Вера - копия.ppt

Скачать материал "Экологический проект с презентацией"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Дачный участок как экосистемаЭкологический проект
Исполнитель: Цап Вера 
учен...

    1 слайд

    Дачный участок как экосистема
    Экологический проект

    Исполнитель: Цап Вера
    ученица 9В класса
    МОУ
    «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Луги»
    Руководитель: Чирикова О.А.

  • Цель:
изучить особенности дачного участка как экосистемы, выявить взаимосвязи...

    2 слайд

    Цель:
    изучить особенности дачного участка как экосистемы, выявить взаимосвязи её компонентов и на этой основе составить рекомендации по экологически грамотному ведению хозяйства.
    Задачи:
    Составить картосхему дачного участка.
    Провести исследования на территории дачного участка:
    исследование фитоценоза;
    исследование зооценоза;
    исследование почвы;
    исследование отходов;
    составление пищевой сети.
    Проанализировать полученные результаты.
    Ознакомить общественность с полученными результатами и выводами.

  • Актуальность       Дачных участков в нашей стране с каждым годом становится в...

    3 слайд

    Актуальность
    Дачных участков в нашей стране с каждым годом становится всё больше. Ассортимент растений так же увеличивается. Фактически происходит массовая замена естественных биоценозов искусственными, которые не могут не оказывать влияние на окружающую среду. Важно, чтобы каждый владелец дачного участка понимал, что его деятельность может нанести вред тому кусочку природы, который он выбрал за красоту и ощущение комфорта. Большинство владельцев дачных участков непреднамеренно по незнанию нарушают и разрушают естественные природные связи, сложившиеся задолго до его появления. Если объяснить им, что экологически грамотное ведение хозяйства выгодно в первую очередь им самим, тогда ситуацию можно изменить в лучшую сторону.

  • Гипотеза    Если на дачном участке можно выделить струк- турные элементы биоц...

    4 слайд

    Гипотеза
    Если на дачном участке можно выделить струк- турные элементы биоценоза – значит дачный участок - биоценоз, но искусственный. Следовательно в нём надо учитывать законы существования биоценоза и в этом залог успеха владельца дачного участка

  • Место проведенияВремя проведенияЛенинградская область, Лужский район, посёлок...

    5 слайд

    Место проведения
    Время проведения
    Ленинградская область, Лужский район, посёлок им.Володарского д.53.
    2012 год,
    май - сентябрь

  • Топографическая карта зоны исследования Место проведения исследований:
 Лужск...

    6 слайд

    Топографическая карта зоны исследования
    Место проведения исследований:
    Лужский район,
    п.Володарского, д.53.
    Удалённость от г.Луги 20 км

    Время проведения исследований:

    май – сентябрь 2012г

  • биоценоз   растенияживотныегрибы 
 бактерии
слизнисолнечная
энергияминеральны...

    7 слайд

    биоценоз
    растения
    животные
    грибы
    бактерии
    слизни
    солнечная
    энергия
    минеральные
    вещества

    кислород
    кислород
    Биологический круговорот веществ

  • Картосхема территории с исследуемым дачным участкомоз. Врёвошоссетропинкалугс...

    8 слайд

    Картосхема территории с исследуемым дачным участком
    оз. Врёво
    шоссе
    тропинка
    луг
    сосновый лес
    луг
    луг
    С
    Ю
    смешанный лес
    колодец
    родник

  • IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIIXIIIXIVXVXVIXVIIXVIIIXIXXXXXIIIVXIКартосхема зонирова...

    9 слайд

    I
    II
    III
    IV
    V
    VI
    VII
    VIII
    IX
    X
    XII
    XIII
    XIV
    XV
    XVI
    XVII
    XVIII
    XIX
    XX
    XXI
    I
    IV
    XI
    Картосхема зонирования
    дачного участка
    дом

  • кошкасобакаворонасорокаворобеймышькротмухатлядроздКолорадский жуккурицашмельо...

    10 слайд

    кошка
    собака
    ворона
    сорока
    воробей
    мышь
    крот
    муха
    тля
    дрозд
    Колорадский жук
    курица
    шмель
    оса
    улитка
    мокрица
    яблоки
    картофель
    малина
    крапива
    лук
    слива
    ёж
    лягушка
    жаба
    гусеницы
    паук
    капустница
    Пищевая сеть дачного участка
    Жук-навозник
    грибы
    бактерии
    слизни
    дождевой червь
    Трупы и продукты жизнедеятельности
    К 3
    человек
    К 1
    К 2
    п
    р

  • Севообороты на дачном участкекапусталуктоматыогурцылукогурцыкартофельлуксвёкл...

    11 слайд

    Севообороты на дачном участке
    капуста
    лук
    томаты
    огурцы
    лук
    огурцы
    картофель
    лук
    свёкла
    огурцы
    корнеплоды
    томаты
    капуста
    бобовые
    картофель
    корнеплоды
    капуста
    баклажаны
    бобовые
    кабачки
    капуста
    свёкла
    сельдерей
    лук
    редька
    огурцы
    чеснок

  • Виды удобрений

    12 слайд

    Виды удобрений

  • Пути возврата питательных веществ в почву участкапочвапищевые отходынавозторф...

    13 слайд

    Пути возврата питательных веществ в почву участка
    почва
    пищевые отходы
    навоз
    торф
    опилки
    растительные остатки
    минеральные удобрения
    известь
    яичная скорлупа
    мел
    вода с растворёнными питательными веществами
    древесные и бумажные отходы
    фекалии
    зола
    компост

  • Количество и состав отходов на участке

    14 слайд

    Количество и состав отходов на участке

  • Круговорот воды на дачном участкеГрунтовые водыпочва5
 метровН2ОН2ОН2ОН2ОН2ОН...

    15 слайд

    Круговорот воды на дачном участке
    Грунтовые воды
    почва
    5
    метров
    Н2О
    Н2О
    Н2О
    Н2О
    Н2О
    Н2О
    Н2О
    Н2О
    ?

  • Виды борьбы с вредителями  растений

    16 слайд

    Виды борьбы с вредителями растений

  • Выводы Дачная экосистема – особый тип искусственных экосистем. Её существован...

    17 слайд

    Выводы
    Дачная экосистема – особый тип искусственных экосистем. Её существование зависит от человека.
    Дачная экосистема формируется с учётом природных закономерностей (пищевая сеть, взаимосвязи растений и животных, круговороты вещества, энергии, воды).
    Дачная экосистема отличается от естественной по видовому составу живых организмов (мало видов), пищевой сети (очень упрощена), человек – консумент первого порядка.
    Чем разнообразнее видовой состав живых организмов на участке, тем устойчивее будет дачная экосистема, а значит меньше усилий понадобится от человека.
    Дачный участок связан с окружающей средой взаимным влиянием.
    Владельцам участков надо действовать в рамках законов существования биоценоза для достижения максимального успеха.
    Мой участок может служить примером экологически грамотного ведения хозяйства.



  • РекомендацииНе пользуйтесь ядохимикатами: они убивают не только насекомых-вре...

    18 слайд

    Рекомендации
    Не пользуйтесь ядохимикатами: они убивают не только насекомых-вредителей, но и их врагов – хищных насекомых и птиц, отравляют почву, подземные воды, водоёмы. Они делают урожай опасным для здоровья.
    Не сжигайте растительные отходы – это загрязняет воздух и не делает почву богаче. Делайте из них компост!
    Не мойте автомашины в реке.
    Соблюдайте нормы внесения удобрений.
    Не убивайте вредителей, а отпугивайте их пахучими травами.
    Увеличивайте разнообразие растительности на участке.

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проект может осуществляться от одного месяца до пяти лет (6-10 класс).

 Проект должен быть индивидуальным. В 6 классе ребёнок исследует рас

стительные объекты. В 7 классе - фауну биоценоза. В 8 классе почву и

воду. В 9 классе - отходы и их утилизацию. В 10 классе - оптимизацию

процессов протекающих на дачном (приусадебном) участке. Обязатель

но проводите исследования зимой (в случае многолетних исследовани

й) - химический состав осадков (снег), мигрирующие животные (видо

вой состав, пищевая база).

Эта работа у учащегося может вырасти в курсовую работу, т.к. потенц

иал её не ограничен.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 684 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6998
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1268
    • RAR 3.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чирикова Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чирикова Ольга Алексеевна
    Чирикова Ольга Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 48688
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека