Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЭкологический проект "От экологии природы к экологии души"

Экологический проект "От экологии природы к экологии души"

Скачать материал

                                                                                                                                Шутенко Н.В.                                                                                  МАОУ «Гимназия № 4».г Саратов.

Экологический  проект «От экологии природы к экологии души»      

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Психологи  отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания - отношения-поведения».                                                                                              При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Создание новых экспериментальных программ диктуется необходимостью формирования у школьников уже на начальном этапе обучения знаний на основе идей и понятий современного естествознания, а именно, целостное представление о природе и о роли человека в ней, формирование творческой личности, умеющей объяснить явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности.

 

Основные задачи экологического образования в начальной школе:
 Формирование знаний о единстве живой и неживой природы, взаимодействии природных объектов, общества и человека;
 Воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и  потребностей экологически целесообразного поведения, стремления к активной природоохранной деятельности;
 Развитие способности  анализа экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, формирование стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

С 2009 года учителя начальных классов МАОУ «Гимназия №4» приняли участие в проведении эксперимента по внедрению комплексной программы «Формирование экологической компетентности школьников в процессе обучения решению экологических проблем» в рамках проекта «Мир комнатных растений».

 

Учащиеся наших классов начали работать с экологическими дневниками « Мой зелёный друг». Дети с большим удовольствием выполняли занимательные задания, рисовали, отгадывали ребусы и загадки, проводили беседы и дискуссии по проблемам, касающимся экологии.
Особый интерес у учащихся вызвали задания творческого характера: рисунок растения, которое тебе понравилось, инсценировка текстов зкологического содержания, подготовка сообщений о комнатных растениях, составление физминуток, проведение опытов, озеленение школьного кабинета, составление памятки по уходу за комнатными растениями.

 Ребята активно принимали участие в проекте «Мир комнатных растений» и в акции «Цветник у школы». Среди учащихся начальной школы был прроведены конкурсы «Осенний букет», «Природа и фантазия».

С результатами исследовательской деятельности обучающися участвовали в работе  школьных научно-практических конференциях «Мой зелёный друг», «Первые шаги в науку», «Нам жить в 21 веке».

 

В каждом классе проведён проект «Комнатные растения школьного кабинета».

 Цель проекта:

- формирование экологической компетентности школьников в процессе экологических исследований;

- определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины;

- изучение экологической и лечебной функций растений;

- озеленение кабинетов школы.

Качественный состав участников эксперимента:

- учащиеся  начальной школы

- педагоги

- родители учащихся

В рамках этого проекта проведено озеленение кабинетов так, чтобы  было эстетично, уютно для работы и с соблюдением условий содержания растений. Классы разделились на группы экспертов, менеджеров, статистов, экологов, географов, фитодизайнеров, литераторов. Все группы выполнили исследования согласно задачам и плану работы, оформили результаты своей работы. В итоге подготовлены планы озеленения школьных кабинетов. Данная работа доступна и интересна учащимся. Проанализировав состояние, ухоженность, размещение растений в кабинетах, учащиеся сделали вывод.

Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо вырисовывается еще одна важная функция растений – очистка окружающей среды от различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.

Учащиеся в рамках программы озеленения школы подбирали для каждого кабинета растения с учетом экологических факторов. Кроме того, ребята узнали о лечебных свойствах многих растений и  провели исследовательскую  работу по определению растений, обладающих лечебными свойствами. Для каждого растения-лекаря составили аннотацию лечебного действия, способы применения.  Результаты проектной работы учащиеся представили на школьной научно практической конференции, на которой присутствовали представители всех классов средней и старшей школы. Таким образом, достижения отдельных групп школьников стали известными практически всей школе и могут быть востребованы всеми желающими.

Выводы:  (Результаты)

- Повышение результатов качества образования , выражающееся  в самореализации и самовыражении учащихся и педагогов в проектной  и исследовательской деятельности , в успешной социализации учащихся гимназии.

-Положительная динамика в формировании  экологической компетентности ученика начальной школы;

-Приобщение учащихся к экологической культуре, к миру человеческих ценностей;

- Формирование диалогового характера взаимодействия учителей, родителей и учащихся; 

 - Эмоционально-нравственное развитие младших школьников: сложилось начальное ощущение окружающего мира, ребенок получил эмоциональное впечатления о природе, накапилт представления о разных формах жизни;

- Формирование  первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры;

-Развитие экологическое мышление и активной  жизненной позиции;
-Формирование стремления учащихся к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

- Повышение уровня готовности обучающихся к самостоятельным ответственным действиям   по защите окружающей среды;

- Приобретение опыта практической работы по улучшению экологической обстановки,  решению социально-значимых задач;

- Приобщение школьников к миру человеческих ценностей, воспитание чувств бережного отношения к природе;

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Экологический проект "От экологии природы к экологии души""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Создание новых экспериментальных программ диктуется необходимостью формирования у школьников уже на начальном этапе обучения знаний на основе идей и понятий современного естествознания, а именно, целостное представление о природе и о роли человека в ней, формирование творческой личности, умеющей объяснить явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 807 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2020 115
    • DOCX 19.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Наталья Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Наталья Васильевна
    Кузнецова Наталья Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67287
    • Всего материалов: 193

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 86 человек