Шутенко
Н.В.
МАОУ «Гимназия № 4».г Саратов.
Экологический проект «От экологии
природы к экологии души»
Проблема экологического воспитания является в настоящее время
актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось
процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на
грани экологического кризиса. Человек не может расти и развиваться, не
взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются
соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно
поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения,
когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой
систематизируются и обобщаются.
Психологи отмечают, что у детей младшего школьного возраста
может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей
природой. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных
компонента: «знания - отношения-поведения».
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные
переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также
разнообразная деятельность в ней.
Создание новых экспериментальных программ
диктуется необходимостью формирования у школьников уже на начальном этапе
обучения знаний на основе идей и понятий современного естествознания, а именно,
целостное представление о природе и о роли человека в ней, формирование
творческой личности, умеющей объяснить явления природы и прогнозировать
результаты своей деятельности.
Основные задачи экологического образования в
начальной школе:
Формирование знаний о единстве живой и неживой природы, взаимодействии
природных объектов, общества и человека;
Воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и
потребностей экологически целесообразного поведения, стремления к активной
природоохранной деятельности;
Развитие способности анализа экологических ситуаций, альтернативному мышлению
в выборе способов решения экологических проблем, формирование стремления к
личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
С 2009 года учителя начальных классов МАОУ
«Гимназия №4» приняли участие в проведении эксперимента по внедрению
комплексной программы «Формирование экологической компетентности школьников в
процессе обучения решению экологических проблем» в рамках проекта «Мир
комнатных растений».
Учащиеся наших классов начали работать с
экологическими дневниками « Мой зелёный друг». Дети с большим удовольствием
выполняли занимательные задания, рисовали, отгадывали ребусы и загадки,
проводили беседы и дискуссии по проблемам, касающимся экологии.
Особый интерес у учащихся вызвали задания творческого характера: рисунок
растения, которое тебе понравилось, инсценировка текстов зкологического
содержания, подготовка сообщений о комнатных растениях, составление физминуток,
проведение опытов, озеленение школьного кабинета, составление памятки по уходу
за комнатными растениями.
Ребята активно принимали участие в проекте «Мир
комнатных растений» и в акции «Цветник у школы». Среди учащихся начальной школы
был прроведены конкурсы «Осенний букет», «Природа и фантазия».
С результатами исследовательской деятельности
обучающися участвовали в работе школьных научно-практических конференциях «Мой
зелёный друг», «Первые шаги в науку», «Нам жить в 21 веке».
В каждом классе проведён проект «Комнатные
растения школьного кабинета».
Цель проекта:
- формирование экологической компетентности школьников
в процессе экологических исследований;
- определение по справочникам названия каждого
растения, его семейства, родины;
- изучение экологической и лечебной функций
растений;
- озеленение кабинетов школы.
Качественный состав участников эксперимента:
- учащиеся начальной школы
- педагоги
- родители учащихся
В рамках этого проекта проведено озеленение
кабинетов так, чтобы было эстетично, уютно для работы и с соблюдением условий
содержания растений. Классы разделились на группы экспертов, менеджеров,
статистов, экологов, географов, фитодизайнеров, литераторов. Все группы
выполнили исследования согласно задачам и плану работы, оформили результаты
своей работы. В итоге подготовлены планы озеленения школьных кабинетов. Данная
работа доступна и интересна учащимся. Проанализировав состояние, ухоженность,
размещение растений в кабинетах, учащиеся сделали вывод.
Обязательным компонентом школьного кабинета
являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения
выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие,
улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо
вырисовывается еще одна важная функция растений – очистка окружающей среды от
различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли,
вредных газов.
Учащиеся в рамках программы озеленения школы подбирали для
каждого кабинета растения с учетом экологических факторов. Кроме того, ребята
узнали о лечебных свойствах многих растений и провели исследовательскую работу
по определению растений, обладающих лечебными свойствами. Для каждого растения-лекаря
составили аннотацию лечебного действия, способы применения. Результаты
проектной работы учащиеся представили на школьной научно практической
конференции, на которой присутствовали представители всех классов средней и
старшей школы. Таким образом, достижения отдельных групп школьников стали
известными практически всей школе и могут быть востребованы всеми желающими.
Выводы: (Результаты)
- Повышение результатов качества образования , выражающееся в
самореализации и самовыражении учащихся и педагогов в проектной и
исследовательской деятельности , в успешной социализации учащихся гимназии.
-Положительная динамика в формировании экологической
компетентности ученика начальной школы;
-Приобщение учащихся к экологической культуре, к миру
человеческих ценностей;
- Формирование диалогового характера взаимодействия учителей,
родителей и учащихся;
- Эмоционально-нравственное развитие младших школьников:
сложилось начальное ощущение окружающего мира, ребенок получил эмоциональное
впечатления о природе, накапилт представления о разных формах жизни;
- Формирование первоосновы экологического мышления, сознания,
экологической культуры;
-Развитие экологическое мышление и активной жизненной
позиции;
-Формирование стремления учащихся к личному участию в практических делах по
защите окружающей среды;
- Повышение уровня готовности обучающихся к самостоятельным
ответственным действиям по защите окружающей среды;
- Приобретение опыта практической работы по улучшению
экологической обстановки, решению социально-значимых задач;
- Приобщение школьников к миру человеческих ценностей,
воспитание чувств бережного отношения к природе;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.