Главная / Начальные классы / Экологический проект "От экологии природы к экологии души"

Экологический проект "От экологии природы к экологии души"

Шутенко Н.В. МАОУ «Гимназия № 4».г Саратов.

Экологический проект «От экологии природы к экологии души»

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Психологи отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания - отношения-поведения». При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Создание новых экспериментальных программ диктуется необходимостью формирования у школьников уже на начальном этапе обучения знаний на основе идей и понятий современного естествознания, а именно, целостное представление о природе и о роли человека в ней, формирование творческой личности, умеющей объяснить явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности.


Основные задачи экологического образования в начальной школе:
Формирование знаний о единстве живой и неживой природы, взаимодействии природных объектов, общества и человека;
Воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения, стремления к активной природоохранной деятельности;
Развитие способности анализа экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, формирование стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

С 2009 года учителя начальных классов МАОУ «Гимназия №4» приняли участие в проведении эксперимента по внедрению комплексной программы «Формирование экологической компетентности школьников в процессе обучения решению экологических проблем» в рамках проекта «Мир комнатных растений».


Учащиеся наших классов начали работать с экологическими дневниками « Мой зелёный друг». Дети с большим удовольствием выполняли занимательные задания, рисовали, отгадывали ребусы и загадки, проводили беседы и дискуссии по проблемам, касающимся экологии.
Особый интерес у учащихся вызвали задания творческого характера: рисунок растения, которое тебе понравилось, инсценировка текстов зкологического содержания, подготовка сообщений о комнатных растениях, составление физминуток, проведение опытов, озеленение школьного кабинета, составление памятки по уходу за комнатными растениями.

Ребята активно принимали участие в проекте «Мир комнатных растений» и в акции «Цветник у школы». Среди учащихся начальной школы был прроведены конкурсы «Осенний букет», «Природа и фантазия».

С результатами исследовательской деятельности обучающися участвовали в работе школьных научно-практических конференциях «Мой зелёный друг», «Первые шаги в науку», «Нам жить в 21 веке».


В каждом классе проведён проект «Комнатные растения школьного кабинета».

Цель проекта:

- формирование экологической компетентности школьников в процессе экологических исследований;

- определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины;

- изучение экологической и лечебной функций растений;

- озеленение кабинетов школы.

Качественный состав участников эксперимента:

- учащиеся начальной школы

- педагоги

- родители учащихся

В рамках этого проекта проведено озеленение кабинетов так, чтобы было эстетично, уютно для работы и с соблюдением условий содержания растений. Классы разделились на группы экспертов, менеджеров, статистов, экологов, географов, фитодизайнеров, литераторов. Все группы выполнили исследования согласно задачам и плану работы, оформили результаты своей работы. В итоге подготовлены планы озеленения школьных кабинетов. Данная работа доступна и интересна учащимся. Проанализировав состояние, ухоженность, размещение растений в кабинетах, учащиеся сделали вывод.

Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо вырисовывается еще одна важная функция растений – очистка окружающей среды от различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.

Учащиеся в рамках программы озеленения школы подбирали для каждого кабинета растения с учетом экологических факторов. Кроме того, ребята узнали о лечебных свойствах многих растений и провели исследовательскую работу по определению растений, обладающих лечебными свойствами. Для каждого растения-лекаря составили аннотацию лечебного действия, способы применения. Результаты проектной работы учащиеся представили на школьной научно практической конференции, на которой присутствовали представители всех классов средней и старшей школы. Таким образом, достижения отдельных групп школьников стали известными практически всей школе и могут быть востребованы всеми желающими.

Выводы: (Результаты)

- Повышение результатов качества образования , выражающееся в самореализации и самовыражении учащихся и педагогов в проектной и исследовательской деятельности , в успешной социализации учащихся гимназии.

-Положительная динамика в формировании экологической компетентности ученика начальной школы;

-Приобщение учащихся к экологической культуре, к миру человеческих ценностей;

- Формирование диалогового характера взаимодействия учителей, родителей и учащихся;

- Эмоционально-нравственное развитие младших школьников: сложилось начальное ощущение окружающего мира, ребенок получил эмоциональное впечатления о природе, накапилт представления о разных формах жизни;

- Формирование первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры;

-Развитие экологическое мышление и активной жизненной позиции;
-Формирование стремления учащихся к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

- Повышение уровня готовности обучающихся к самостоятельным ответственным действиям по защите окружающей среды;

- Приобретение опыта практической работы по улучшению экологической обстановки, решению социально-значимых задач;

- Приобщение школьников к миру человеческих ценностей, воспитание чувств бережного отношения к природе;



Экологический проект "От экологии природы к экологии души"
  • Начальные классы
Описание:

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. 

Создание новых экспериментальных программ диктуется необходимостью формирования у школьников уже на начальном этапе обучения знаний на основе идей и понятий современного естествознания, а именно, целостное представление о природе и о роли человека в ней, формирование творческой личности, умеющей объяснить явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности.

 

Автор Шутенко Наталья Викторовна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 740
Номер материала 4350
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓