Сетевой
фестиваль экологического воспитания - 2013
II
направление - конкурс ученических проектов.
Номинация 3 «Социосфера»: проблемы
социальной экологии.
«Наедине с природой»
Руководитель
школьного лесничества «Друзья леса»
МОУ
СОШ №3 г. Вольска Саратовской обл.: Палутина Т.Б.
2014г.
Аннотация.
В представленном
проекте - «Наедине с природой» отражена взаимосвязь человека с природой,
показана важность общения детей с миром природы и её обитателями. Нравственно-экологическое направление
воспитательной работы в классе послужило поводом к созданию живого уголка в
школе, активной работе по оздоровлению леса, проведению цикла мероприятий
(классные часы, походы, экскурсии, конференции). Подобная проектная
деятельность способствует сплочению классного коллектива, имеет большое
практическое значение с целью формирования чувства ответственности и долга у подрастающего
поколения.
Название проекта:
«Наедине с природой».
Творческое
название: «Войди в лес другом!»
Тип проекта: коллективный, долгосрочный (5лет).
Участники
проекта: обучающиеся 10 класса МОУ СОШ №3г. Вольска Саратовской обл., классный
руководитель: Палутина Т.Б
Основополагающий
вопрос:
«Как помочь природе?»
Проблемные
вопросы:
·
Как
и чем лес помогает нам?
·
Как
не погубить лес?
·
Как
государство заботится о сохранности лесов?
·
Почему
леса – это зелёные лёгкие нашей планеты?
·
Как
школьники могут помочь в спасении лесов?
Частные
вопросы:
·
Назовите
дары леса.
·
Правила
поведения в лесу.
·
Что
такое экологическое право?
·
Что
делает зелёный патруль?
Дидактические
цели:
·
Сформировать
навыки самостоятельной работы, работы в группе
·
Научить
выбирать из большого объёма информации, самое важное
Методические
задачи:
Выяснить
особенности методов сохранения лесов
Научить детей
работать с источниками информации (работа в архиве)
Исследовать
материал о возникновении Вольского лесного хозяйства
Нравственно-экологическое
воспитание подрастающего поколения
·
Развитие
трудолюбия.
Пояснительная
записка.
В
начале 2008 учебного года, на одном из классных часов мы решили определить
основное направление внеклассной работы. Предстояло довольно детально
проанализировать широкий спектр значимых вопросов. На доске я поместила
ромашку, лепестки которой – это наши актуальные проблемы: экология, демография,
социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство города, и
т. д. В ходе обсуждения, обучающиеся были разделены на малые группы (3-5)
человек, каждая из которых должна представить свои аргументы относительно
выбранной проблемы. В результате недолгих дебатов, решено было определить нравственно
– экологическое направление нашей работы, ввиду наибольшей остроты данной
проблемы в нашем крае. Так мы преступили к работе над проектом «Наедине с
природой».
№
п\п
|
Этапы работы над
проектом
|
Содержание
работы
|
1
|
Подготовка
проекта
|
Определение темы
и целей работы
|
2
|
Планирование
|
Определение
источников информации. Распределение задач между членами группы
|
3
|
Исследование
|
Сбор информации,
решение промежуточных задач, выполнение заданий. Изучение литературы,
интервью, опросы, наблюдения и т.д.
|
4
|
Результаты и
выводы
|
Анализ информации,
формулирование вывода, сводные таблицы, графики и т.д.
|
5
|
Представление,
отчет
|
Доклад, отчет,
игра, мультимедийная презентация, видеофильм.
|
6
|
Оценка
|
Самооценка
ученика (группы), коллективное обсуждение, 5-, 10- балльная система.
|
Реализация проекта.
Первая
группа ребят получила задание заняться изучением
законодательной и нормативно – правовой базы проблемы (посещение библиотек,
анализ и систематизация накопленного материала). К примеру, ребята выяснили,
что в ст. 58 Конституции РФ сформулирована обязанность каждого, охранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Помимо
конкретизации данного конституционного права, закон формирует ещё ряд прав
граждан: создавать общественные объединения, фонды по охране природы, принимать
участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды. Конституционная
обязанность граждан по охране природы имеет также достаточно полное выражение;
принимать участие в охране природы, соблюдать требования природоохранного
законодательства, личным трудом оберегать природные богатства, повышать уровень
своих знаний о природе, свою экологическую культуру.
Полученный
материал ребята обработали, систематизировали и представили в виде
мультимедийной презентации.
Итогом
работы 1-ой группы стало выступление школьников
на классных часах в 5-7 классах на тему: «Беречь природу – долг каждого».
Вторая
группа ребят провела социологический опрос среди представителей разных
групп населения по проблеме охраны окружающей среды.
Взяли
интервью у родителей, родственников, соседей, сверстников, с целью узнать и зафиксировать,
что они думают об экологической проблеме нашего города. (Всего было опрошено
270 респондентов). Результаты следующие:
-
Какие предприятия в наибольшей степени загрязняют окружающую среду?
1)
цементные заводы – 60 %;
2)
Балаковская АЭС – 20%;
3)
население города и района – 20%.
-
Где животные находятся в большей безопасности? 1) в природе – 45%;
2) под охраной человека – 55%.
-
От кого зависит экологическое состояние нашего города?
1) от руководства - 35%.; 2) от населения – 65%
-
Предложения по улучшению экологического состояния города?
1)
очищение реки Малыковки - 25%; 2) Борьба с мусором на улицах города – 55%; 3)
забота «о братьях наших меньших» – 25%.
Вывод:
экологическая проблема актуальна для нашего города и требует совместных
действий общества для её решения.
Третьей
группе ребят был поручен анализ материалов СМИ, что предполагало
посещение библиотек, архива. Их работа включала:
-
изучение подшивок газет и журналов;
-
подборку материалов и документов о природе родного края;
-исследование
краеведческого материала, просмотр соответствующих видеофильмов.
По
итогам своей работы, обучающиеся создали мультимедийные презентации, затем провели
ряд познавательных бесед для младших школьников о правилах поведения в лесу.
Кроме того, началась работа по написанию реферата «Стахановское движение в Вольском
лесничестве».
Четвёртая
группа ребят нашего класса получила весьма ответственное задание: встреча с
компетентными специалистами по вопросу «Обитатели леса», «Охрана леса». С этой
целью ребята посетили краеведческие музеи города; отдел природы и отдел
истории, где получили ответы на свои вопросы о том, как осуществляется изучение
природы и истории Вольска и Вольского района. Брёхов Валерий Витальевич
(заведующий Отделом природы в музее) дал положительную оценку нашему делу, ибо
как сказал М. Пришвин «Любить природу родного края – значит любить Родину». С
малого начинаются все великие дела!
По
окончании своего этапа работы, 4-я группа организовала и провела конференцию
для старшеклассников на тему: «Мы и природа», где целью ставилось выявление
знаний учащихся о взаимодействии природы и человека.
Итогом
совместной творческой работы классного руководителя, обучающихся и их родителей
стала разработка собственного варианта решения нравственно-экологической
проблемы в рамках проекта «Наедине с природой».
1.Создание
в школе кружка «Юный натуралист».
2.Еженедельные
рейды учащихся, с целью выявления проблем в окружающей среде (спасение раненой
птицы, подкормка птиц в осеннее - зимний период, озеленение клумб и пр.).
3.Привлечение
администрации школы и района для решения экологических проблем.
4.Сбор
природного материала для живого уголка школы.
Итоги
проекта:
1. Организовали и провели 8
экскурсий и 5 внеклассных часов в «Живом уголке».
2. Изготовили и вывесили 10
кормушек для зимующих птиц.
3. Привлекли в кружок «Юный
натуралист» 25 обучающихся школы.
4.Спасли 6 раненых птиц.
5.Озеленили 5 клумб.
6.Собрали 7 видов декоративного
материала для «Живого уголка».
7. Организовали в рамках реализации
проекта 3 конференции.
Вывод:
Такая
форма организации внеклассной работы в классном коллективе, способствует
сплочению, приобщению к совместной исследовательской работе.
Жизнь
показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с
малого поступка: с посаженного дерева, с очищенного ручья, помощи ближнему.
Поступок влечёт за собой не только конкретное действие, но и положительный
пример ребёнка.
В
рамках продолжения работы над проектом «Наедине с природой» по инициативе
ребят и родителей, была организована работа над проектом «Леса России».
Направления
реализации проекта «Леса России».
С 2009 года на базе МОУ СОШ №3 г. Вольска
функционирует школьное лесничество «Друзья леса». Всего нас 25 – активных,
инициативных ребят. Наша совместная с Вольским лесничеством работа строится по
следующим направлениям:
1. Природоохранная деятельность
включает в себя систематические экологические десанты по борьбе с бытовым
мусором в лесу. Всего нами было собрано немалое количество пластиковой тары (39
мешков). Также мы занимаемся огораживанием муравейников.
2.Рекреационная деятельность
заключается в создании зон отдыха в лесу (беседки, лавочки, установление
аншлагов). Подобные зоны отдыха были созданы в окрестном лесу, около м-на
«Северный» и в детском оздоровительном лагере «Цементник».
3.Научная деятельность
предусматривает изучение истории Вольского лесничества; выступление на научных
конференциях, проводимых вузами г. Саратова, создание мультимедийных
презентаций. Кроме этого мы ежегодно выступаем с экологической агитбригадой в
Министерстве лесного хозяйства, а ребята нашего лесничества - Оргинов Алексей и
Севастьянов Павел в 2011г. стали участниками Всероссийского слёта школьных
лесничеств, проходившем в г. Казань (http://volsk-sh-3.edusite.ru/p118aa1.html).
4.Природовосстановительная деятельность
состоит в регулярном участии в экологических акциях. Мы высаживаем саженцы
сосны, берёзы, осины; собираем семена желудей, каштанов, рябины; изготавливаем
и вывешиваем кормушки. Минувшей осенью мы организовали и провели акцию «Живи
лес!», в которой приняли участие ребята нашей школы, всего - 270 чел. В ходе
акции собрали: 50кг. каштанов, 10кг. желудей, 20кг. рябины. Высадили 35
саженцев осины, берёзы, сосны. Изготовили и вывесили 5 кормушек для зимующих
птиц (см. приложение).
5. Досуговая деятельность
заключается в организации походов - в горы, в лес. Во время этих походов мы
не только отдыхаем, но и изучаем окружающую природу, убираем мусор. Кроме того
мы совершаем туристические поездки в окрестные города Поволжья – Саратов,
Балаково, были в Лимонарии Елшанки, дважды посетили Хвалынский Национальный
парк.
6 . Конкурсная деятельность. Стало
доброй традицией наше участие в региональных конкурсах экологического плаката.
В своих работах мы отражаем проблемы родного леса. Занимаем призовые места.
7. Воспитательная деятельность. На
протяжении нескольких лет мы активно сотрудничаем с детским садом «Ласточка»,
Детским домом №2 г. Вольска. Играем с детьми, проводим эстафеты, конкурсы, а
также беседы о пользе и охране леса, экскурсии в Живом уголке школы (http://volsk-sh-3.edusite.ru/p119aa1.html).
Также совместными усилиями мы изготавливаем поделки из природного материала.
Такая работа способствует формированию чувства ответственности, бережного
отношения к природе (см. приложение).
8. Социальная деятельность. С целью
выяснить мнение детей по проблеме защиты окружающей среды, мы провели
небольшой социологический опрос среди обучающихся 8-11 классов нашей школы (всего
было опрошено 144 респондента).
Результаты социологического опроса
оказались следующие:
I. Согласны ли вы с тем, что лес – это
богатство нашего края?
Да – 85%; нет – 15%;
II. Часто ли вы отдыхаете на природе?
Да – 75% нет – 25%
III. Как вы оцениваете состояние
окружающей среды в нашем крае?
Хорошее – 40%; удовлетворительное –
45%; неудовлетворительное – 15%.
IV. Кто в большей степени виноват в
загрязнении природы?
Люди – 70%; промышленность –
30%.
V. Ваши предложения по улучшению
состояния, охране окружающей среды?
Не мусорить в лесу – 55%; систематически
проводить рейды по очистке леса, – 25%; усилить экологическое воспитание
школьников - 20%.
9. Познавательная деятельность.
Далее, для того чтобы получить информацию о состоянии флоры и фауны в родном
крае, мы отправились в музей.
27 марта текущего года в Вольском
краеведческом музее проходил День птиц. Узнав об этом, мы направились в музей,
чтобы не пропустить познавательное мероприятие. Вот что мы выяснили.
Ежемесячно здесь проходит много
праздников, конкурсов, викторин. Работники музея устраивают экскурсии не только
в музее, но также посещают "Памятники природы Вольского района",
знакомят ребят со своим ботаническим садом. Музей снимает собственные
поучительные фильмы на разные экологические темы. У них очень активная жизнь.
В День птиц организаторы, те же работники
музея, пригласили учащихся 6 - 8 классов школ Вольского района поучаствовать в
занимательной викторине про птиц. Ребята были активные и ответственно подходили
к каждому заданию. Они отгадывали голоса птиц, отвечали на вопросы викторины.
Нам было интересно наблюдать за игрой
конкурсантов. Очень приятно осознавать, что младшее поколение питает интерес к
природе и её обитателям. И признаться честно, мы тоже узнали много нового о
птицах родного края.
Кроме того, нас заинтересовало, что в
Вольском районе немалое количество памятников природы. Мы решили познакомиться
с ними поближе.
ДОЛИНА СТРЕЛКА - памятник природы
Профиль: ландшафтно-ботанический.
Местоположение: в 1.5 км от
северо-восточной окраины г. Вольска, в 71-м квартале Городского лесничества
Вольского лесхоза. Площадь: 99.4 га.
Это необычное урочище представляет собой узкую
долину, врезанную в северо-западные склоны Вольских гор, протяженностью чуть
больше полукилометра, шириной до ста метров.
Это замечательное урочище неоднократно
служило местным краеведам в качестве природной экологической тропы. Здесь
проводятся экскурсионные занятия со школьниками.
Меловые склоны у г. Вольска. Это
природный микро заповедник
Профиль: ландшафтно-ботанический
Местоположение: восточная окраина г.
Вольска, поблизости от цементного завода «Коммунар»
Площадь: 60.8 га, в том числе охранная
зона 28.8 га.
Уникальность урочища подчеркивается не
только обилием красно-книжных видов, но и его соседством с городской
территорией и крупной промплошадкой цементного завода.
Особо охраняемые объекты: природный
комплекс волжского уступа Вольского останцового массива Приволжской
возвышенности с редкой кальцефильной флорой на меловых и мергельных породах.
Памятник природы «Самородные ямы»
представляет собой три карстовых провала воронкообразной формы диаметром от 15
до 45 м и глубиной от 8 до 30 м, находящиеся в центре лесного массива.
Склоны ям покрыты редкой древесной,
кустарниковой и травянистой лесной растительностью. Окружающий ямы лесной
массив представлен березово-осиновыми, дубово-липовыми, кленовыми насаждениями.
Урочище «Сосновый бор». По историческим
справкам, этот лесной массив был искусственно создан по распоряжению дворянина
Кокуева в середине XIX в. Однако слишком много биоэкологических и
флористических признаков, свидетельствующих о его естественном происхождении.
Особой отличительной чертой таких степных
сосняков является сочетание хвойных пород с подлеском, характерным для южных
дубрав. Из кустарников здесь преобладают бересклет бородавчатый, клен
татарский, боярышник, яблоня лесная, шиповник майский.
Вывод.
В результате своей работы, мы пришли к выводу, что любовь к природе и её дарам,
необходимо прививать с раннего детства, только тогда можно будет воспитать
чувство гуманного отношения к ней у подрастающего поколения.
Результаты.
В апреле наши активисты успешно выступили на областном конкурсе «Лес и человек»,
завоевав 1 и 3 места. В мае текущего года мы приняли участие в областном слёте
школьных лесничеств, проходившем в Хвалынском национальном парке, где заняли
почётное 3 место. Результатом нашей деятельности стали заслуженные грамоты,
кубок, призы. Об итогах своей работы мы систематически сообщаем в прессе и на
сайте школы (http://volsk-sh-3.edusite.ru/p110aa1.html).
И у нас уже есть единомышленники. Приняв эстафету от старшеклассников, сегодня
мы растим себе достойную смену в лице воспитанников детского дома №2 и детского
сада №1 г. Вольска.
Заключение.
Впереди ещё много нереализованных дел, проектов, которые мы планируем
осуществить с привлечением ребят нашей школы при поддержке Вольского
лесничества (гл. лесничий Яковлев Сергей Геннадьевич, инженер по охране леса
Яковлева Светлана Анатольевна, мастер леса Безрудный Михаил Петрович).
Берегите, ребята, природу,
И цветы, и деревья, и луг.
И животных, и почву, и воду
Ведь природа – надежный наш друг.
План
работы над проектом «Леса России» на 2013-2014 уч.год.
1. Август-сентябрь
– Организация мероприятий по привлечению обучающихся школы к работе над
проектом - «Леса России». Помощь родителей в реализации проекта. Организация и
проведение родительского собрания («Помощники леса»).
2. Сентябрь -
октябрь – Создание программы дальнейшей реализации проекта «Леса России».
Встреча с главным лесничим Яковлевым С.Г. по вопросу помощи и сотрудничества.
3. Октябрь –
ноябрь – Выступление группы учащихся 10 класса на празднике, посвящённом Дню
работников леса в Вольском лесничестве. Выступление агитбригады учащихся 10
класса в Министерстве лесного хозяйства Саратовской области.
4. Ноябрь –
декабрь – Организация и проведение совместного мероприятия с детской
библиотекой («Памятники природы Вольского района»).
5. Январь –
февраль – Проведение классных часов для обучающихся 1-5 классов на тему: «Дары
леса», «Животные и растения в Красной Книге», «Флора и фауна лесов».
6. Февраль –
март – Работа в архиве (накопление материала об истории развития Вольского
лесного хозяйства).
7. Март –
апрель – Встреча с участковым лесничим Серяевой М.Г., составление графика
работы по оздоровлению леса после зимы.
8. Апрель –
май - Массовые рейды учащихся школы по очистке леса, ремонт скворечников,
аншлагов и пр.
Приложение.
Трудовой
десант в Вольском лесничестве.
Акция «Живи лес!»
Акция «А на моей кормушке!»
Всероссийский слёт
школьных лесничеств в г. Казань.
На региональном
слёте школьных лесничеств в г. Хвалынске.
На областной
конференции «Лес и человек» в г. Саратове.
Занятия с
малышами.
Лес – это жизнь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.