Главная / Классному руководителю / Экологическая компетенция как новый результат экологического образования в условиях внедрения ФГОС НОО.

Экологическая компетенция как новый результат экологического образования в условиях внедрения ФГОС НОО.

Никитина Ю.Г.

Экологическая компетенция как новый результат экологического образования в условиях внедрения ФГОС НОО.

На сегодняшний день человеческое сообщество осознало приоритетность экологического образования как одного из важнейших факторов преодоления глобального экологического кризиса. По итогам заседания президиума Госсовета от 27 мая 2010 года, глава государства утвердил перечень поручений: распорядился проанализировать выполнение со стороны Минобрнауки поручений президента и правительства, связанных с развитием экологического образования и просвещения, принять меры по повышению эффективности деятельности в этой сфере, в том числе по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий. Президент заявил, что сформировать у людей экологическое сознание невозможно без преподавания курса экологии в школе. В связи с этим Министерство образования и науки РФ издало приказ № 2337 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования", вступивший в силу с февраля 2012 года. В нем речь идет о программе формирования экологической культуры как обязательной составляющей Образовательной программы в начальной школе. Данная программа должна обеспечивать формирование представления об основах экологической культуры, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе. 2-4 декабря 2013 года состоится Всероссийский съезд по охране природы, в котором ожидается участие министров и руководителей ведомств Российской Федерации, Президента России В.В. Путина. Коалиция общественных экологических организаций считает, что данное мероприятие достигнет высших результатов, если по его итогам будет принят конкретный список поручений Президента и Правительства по реализации итогов Съезда. Среди таких итогов - комплекс мер по запуску системы экологического образования для устойчивого развития. Инициативная группа собирается выступить с предложением к Правительству РФ поручить Минобрнауки России образовать межведомственную комиссию для разработки комплекса мер по созданию государственной системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития. В этой связи особую значимость имеет работа общеобразовательных учреждений по формированию экологической компетентности подрастающего поколения. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования России до 2010» и др.) отмечают приоритетность данного направления. Сегодня одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является формирование экологически компетентной личности.

Стремительные внедрение инноваций в экономику и в общество в целом требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, проявлять гибкость и творческий подход, находить оптимальные решения сложных вопросов, не теряться в новой ситуации, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным гражданином России. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимыми в современной жизни знаниями, умениями и компетенциями, позволяющими уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Такие требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры образования. Для достижения таких результатов требуется полное системное обновление начального образования, представляющее собой обновление содержания образования, методов обучения на основе внедрения в процесс обучения системно-деятельностного, компетентностного подхода.

Президент РФ, комментируя «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отметил, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. Первоочередным основным направлением развития общего образования президент назвал переход на новые образовательные стандарты.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании» (ст.7). В соответствии с законодательством РФ государственные образовательные стандарты являются важнейшим нормативным правовым актом Российской Федерации, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем Стандарт.

Универсальные учебные действия как основа образовательного и воспитательного процесса обеспечивают развитие личности учащихся. Концепция универсальных учебных действий учитывает опыт компетентностного подхода, т.е. использование полученных знаний и умений на практике. Содержание экологического воспитания предполагает анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции.

Важным этапом обновления современной образовательной системы стал отказ от «знаниевой» парадигмы образовательного процесса в пользу так называемой экологической парадигмы (Г.Соломон). Основой экологической парадигмы становится тесная связь знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными ситуациями учащегося. Для реализации экологической парадигмы необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни, специфические для окружающего мира действия (операции) должны быть дополнены УУД. В Фундаментальном ядре содержания общего образования прописано, что освоенные УУД учащихся обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющее основу умения учиться.

Актуальным становится поиск технологий, средств, методов экологического воспитания, обеспечивающих преодоление недостаточного уровня развития у младших школьников экологических знаний, формирования ценностного отношения к природе, умения оценивать своё поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетенции выпускника начальной школы. Эффективное формирование экологических компетенций возможно в рамках курса «Окружающий мир», т.к. данный курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников экологической культуры и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. В настоящее время продолжается модернизация и активное внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования, в котором немалое место отводится формированию ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин (Асмолов А.Г.).

В Фундаментальном ядре содержания общего образования универсальные учебные действия рассматриваются в двух значениях: в широком значении они определяются как «умение учиться», т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком психологическом значении универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, связанных с ними навыков учебной работы. Они обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая в себя организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия, формируемые в рамках курса «Окружающий мир» и содержательное наполнение компонентов, составляющих структуру экологической компетенции находятся в тесном взаимодействии.

Эффективное формирование экологических компетенций возможно в рамках курса «Окружающий мир», т.к. данный курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у младших школьников целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Рисунок №1 показывает, какими именно универсальными учебными действиями, преломленными через специфику предмета «Окружающий мир» будут обладать учащиеся в ходе экологического образовательного процесса.



hello_html_70a06da1.pngЭкологическая компетенция

самостоятельно переносит и применяет универсальные учебные действия, сформированные на уроках окружающего мира и во внеучебной экологической деятельности, в новой ситуации.

Личностные результаты

способность учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, выработка основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой деятельности по улучшению состоянии окружающей среды

Метапредметные результаты

формирование способности понимать и принимать учебную задачу, сохранять её, планировать свою экологическую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, строить рассуждение, а также, формирование коммуникативных навыков.







Рисунок 1.

Результатом теоретического осмысления проблемы явилось уточнение понятия и структуры экологической компетенции младших школьников, под которой понимается способность младшего школьника самостоятельно переносить и применять универсальные учебные действия, сформированные на уроках окружающего мира и во внеучебной экологической деятельности, в новой ситуации. Формирование экологических компетенций представляет собой непрерывный процесс включения младших школьников в экологическую деятельность посредством приобретения опыта участия в экологических проектах, личностных качеств (эмпатия, бережливость, ответственность и др.). Наиболее эффективно педагогическая технология формирования экологических компетенций реализуется в рамках школы, а конкретнее в начальной школе, поскольку именно она создает оптимальные условия в рамках одного коллектива и объединяет усилия всех участников педагогического процесса.



Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.

3.Алексеев С.В. Экологическая компетентность как цель и результат современного образования. Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность. С.- Пб., 2006.

4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М., 2008.





Экологическая компетенция как новый результат экологического образования в условиях внедрения ФГОС НОО.
  • Классному руководителю
Описание:

 

В статье "Экологическая компетенция как новый результат экологического образования в условиях внедрения ФГОС НОО" обосновывается актуальность  поиска технологий, средств, методов экологического воспитания, обеспечивающих преодоление недостаточного уровня развития у младших школьников экологических знаний, формирования ценностного отношения к природе, умения оценивать своё поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетенции выпускника начальной школы.

 

Автор Никитина Юлия Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1021
Номер материала 52293
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓