Главная / Биология / Экологическая игра "Энтомологическое лото"

Экологическая игра "Энтомологическое лото"

ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО.

Оборудование: кубик с цифрами, табличка с номером команды, шесть конвертов с вопросами.

Ход игры: В игре участвуют от двух до пяти команд. Вначале разыгрывается порядок, в котором команды отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает жетон. Если команда не ответила, то отвечает та команда, которая первая подняла табличку. Та команда, которая получила право первого хода, подбрасывает кубик. Выпавший номер – номер конверта с вопросами. Вопросы задаются по порядку. Следующая команда может продолжать играть в данной категории или сменить её, подбросив кубик и т.д. Выигрывает команда, набравшая больше жетонов.

Вопросы отборочного тура.

  1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. /Бабочка/.

  1. Этот индонезийский город на острове Калимантан носит название известного насекомого. Какое? /Таракан/.

  2. Почему нельзя сразу убивать ужалившую вас осу или пчелу? /При раздавливании эти насекомые выделяют особые химические соединения (запах тревоги), которые приводят в агрессивное состояние находящихся поблизости сородичей. Защищая гнездо, они слетаются к источнику запаха и активно жалят врага/.

  3. Какие поющие насекомые вам известны? /Самцы кузнечиков, сверчков, медведок, кобылок, клоп гребляк/.

  4. Кто на свете всех сильней?

Отгадали? …/Муравей/.

  1. Сколько видов насекомых насчитывается на Земле? /1,5 -2 млн/.

Вопросы первого конверта. Бабочки.

1.Что изучает наука лепидоптерология? /Бабочек или чешуекрылых/.

2. Бабочка, которую называют психея, необыкновенно красива. Названа в честь царской дочери – Психеи, славившейся необыкновенной красотой. Как греки изображали Психею? /Греки изображали Психею чаще в виде бабочки или девушки с крыльями бабочки/.


3. Почему бабочку-лимонницу так называют? /За цвет крыльев/.


4. Дневную бабочку аргус назвали именем многоглазого великана Аргуса. Почему? /На крыльях бабочки много черных пятен, напоминающих глаза/.


5. Наряд этой бабочки с широкими красными полосками на крылышках напоминает форму морского офицера с широкими лампасами. Как она называется? /Адмирал/.


6. Почему бабочку назвали капустницей? /Её гусеницы питаются листьями капусты/.

7.Какую пользу и какой вред приносят бабочки и их гусеницы? /Бабочки опыляют растения. Из коконов многих видов шелкопрядов получают натуральный шелк. Бабочки – полезны, за исключением некоторых молей, а их гусеницы портят культурные растения/.


8. Куда скрываются к вечеру дневные бабочки? /Бабочки укрываются в ветвях деревьев, в неровностях коры, стеблях растений, в траве. Бабочки выбирают такие места, общий фон которых сливался бы с окраской и рисунком на верхней стороне их крыльев/.

9.Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку? /Эта бабочка имеет сходство с осой или шершнем/.


10. В греческой мифологии прекрасную, но коварную волшебницу, которая обратила в свиней спутников Одиссея, а его самого целый год удерживала на острове, звали также как одну из бабочек. Как? /Цирцея/.




Вопросы второго конверта. Жуки.

  1. Чем полезны и чем вредны для сельского хозяйства некоторые виды жуков? /Некоторые хищные жуки приносят пользу тем, что истребляют огромное количество разных вредных насекомых. Жуки-санитары, могильщики и навозники очищают поверхность почвы от нечистот и падали, ликвидируют очаги скопления и разведения мух. Подавляющее число видов – это вредные жуки, наносящие большой ущерб полям, садам, огородам, одежде, мебели/.

  2. Какой жук в древнем Египте почитался как священное насекомое? /Жук-скарабей/.

  3. Как жуки защищаются от врагов? /Способы защиты от врагов у жуков разнообразны: быстрый бег, прыжки, быстрый взлёт, падение с растений на землю, угрожающие позы, выделение едкой или ядовитой жидкости/.

  4. Почему неприятно брать в руки красивую жужелицу? /Защищаясь, жужелица обильно выделяет жидкость с дурным резким запахом/.

  5. Какой жук, почуяв опасность, встает на голову? /Ранней весной появляется у нас большой черный жук – чернотелка бляпс. При виде опасности он принимает странную позу: низко наклоняет голову и, опираясь на длинные задние ноги, высоко поднимает конец брюшка, на котором выступает капелька дурнопахнущей жидкости/.

  6. Какие жуки пахнут розами? /Жук золотистая бронзовка, живущий на розах, и большой лесной скакун пахнут розами/.

  7. Самка жука-скарабея откладывает яйца в грушевидные комочки навоза. Появившаяся личинка аккуратно выедает яйцо изнутри, не повреждая внешней оболочки. При этом всё освободившееся пространство занимают её собственные испражнения. К моменту окукливания её окружают толстые и прочные стенки, которые трудно разбить даже ударом камня. А вышедший из куколки молодой скарабей и не пытается сделать этого. Он просто ждёт. Чего? /Дождя, который размягчает его «тюрьму»/.

  8. С жуками- точильщиками связано суеверие. Многие из них способны издавать звуки резким постукиванием головой о стенки своих ходов в мертвой древесине. Звуки ритмичны, и суеверные люди принимают их за тикание спрятанных «часов смерти». Почему жуки-точильщики издают подобные звуки? /Звуковые сигналы помогают самцам и самкам жуков отыскать друг друга в сложных лабиринтах ходов/.

  9. В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного телёнка. А как зовём его мы? /Божья коровка/.

  10. Так называется и жук семейства пластинчатоусых, и птица отряда удодов, и крупное африканское млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук? /Носорог/.

  11. Задний конец тела этих жуков имеет углубление с зазубренными краями – «тачку», с её помощью они выталкивают из прокладываемых ими ходов древесную труху. Как они называются? /Короеды/.

  12. Все вы слышали о биологических методах борьбы с вредными насекомыми. Недавно в Европе был акклиматизирован хищный американский клоп из рода пориглус. Для борьбы с личинками какого жука был акклиматизирован этот клоп? /Для уничтожающий личинок колорадского жука — серьезного вредителя картофеля. Эффективность такого биологического метода защиты растений составляет не менее 90% /.

Вопросы третьего конверта. Стрекозы.

  1. Красотки-стрекозы - это «соколы» мира насекомых, догоняющие легко и изящно любую жертву. Но иногда они охотятся и так: окружают комариный рой и хватают особей, приближающихся к нему, не трогая тех, кто внутри. Чем же им не по вкусу роящиеся? /Это тощие самцы, а летящие на рой самки – жирнее!/.

  2. Где живут личинки стрекоз? /Личинки стрекоз живут в воде/.

  3. Стрекозы – хищники, а чем питаются личинки стрекоз? /Личинки стрекоз – хищники, они питаются водными насекомыми/.

  4. Для охоты личинка стрекозы использует хватательный орган. Как он называется? /Маска/.

  5. Почему в Польше крестьяне, завидя в небе стрекоз, торопятся загнать кур в курятники? /Стрекозы и их личинки являются переносчиками трематод. У кур, съевших стрекоз, развиваются глистные заболевания. Это приводит к гибели кур/.

  6. Как передвигаются личинки стрекоз? /Личинки стрекоз ползают и передвигаются реактивным способом/.

  7. Личинки стрекоз не всплывают к поверхности, как плавунцы или водяные пауки, чтобы набрать здесь свежего воздуха. Как они дышат? /Дышат они, потребляя кислород прямо из воды. У наяд равнокрылых стрекоз на конце брюшка удлиненные жаберные лепестки/.

  8. В какой воде предпочитают плавать девушки-красотки? /Девушки-красотки индикаторы чистой воды/.

  9. За быстроту, стремительность, ловкость называют их в народе «чертовы стрелы» или «небесные коньки». Кто они? /Стрекозы/.

  10. Какие стрекозы занесены в Красную книгу Тюменской области? /Дедка желтоногий, стрекоза решетчатая, сжатобрюх перевязанный, красотка-девушка/.

Вопросы четвертого конверта. Перепончатокрылые.

  1. Чем полезны для человека пчёлы? /Пчёлы дают: мёд – ценнейший питательный продукт, обладающий целебными свойствами; воск – сырье для промышленности; пчелиный яд – в соответствующих дозах употребляющийся как лечебное средство. Но главная польза пчёл состоит в опылении многих ценных растений/.

  2. Пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней, сильно обеспокоен. Объясните, почему пчеловод считает, что в этой семье не всё благополучно? /Наличие трутней в пчелиной семье осенью и зимой свидетельствует об отсутствии матки, или о том, что она неоплодотворенная/.

  3. Количество обитателей этого дома трудно учесть, но известно, что все они – семья. Причём семья не выносит раздражительности своего хозяина, в результате чего тот может сильно пострадать. Как называется этот дом? /Улей/.

  4. Пасечники перед осмотром пчелиной пускают в леток несколько клубов дыма, а при работе слегка дымят на рамки. Почему пасечники используют дым при работе с пчёлами? /Запах дыма служит для пчёл сигналом пожара. Они стремятся набрать в зобики побольше меда и готовятся покинуть опасное место, при этом пчёлы становятся менее агрессивными и менее жалят пчеловода/.

  5. Во время зимовки, при осмотре пчелиных семей в специально оборудованных помещениях пчеловоды пользуются красным светом, при этом пчёлы не беспокоятся и не вылетают из летков. Но если проникает солнечный свет, то пчёлы беспокоятся и вылетают из ульев. Почему? /Пчёлы не воспринимают красный свет, поэтому им пользуются пчеловоды при осмотре пчёл во время зимовки/.

  6. Два пчеловода привезли пасеки к гречишному полю, расположенному на склоне холма. Один поставил своих пчёл на вершине холма, а второй в более низком месте у основания холма среди небольших кустарников. У какого пасечника пчёлы соберут больше нектара? /Пасечник, поставивший ульи у основания холма, среди кустарников, поступил более грамотно по нескольким причинам: пчелам, возвращающимся в улей с полными зобиками нектара или цветочной пыльцой, легче лететь от вершины холма к низине; у основания холма среди кустов будет меньше ветра, чем на открытом высоком месте, и пчёлы смогут вылетать даже тогда, когда в других местах будет ветрено; небольшой кустарник в знойные обеденные часы будет создавать тень и предохранять ульи от перегрева, а также будет служить ориентиром для пчёл/.

  7. Пчёлы, о которых идёт речь, являются паразитами, так как своих гнёзд не строят, а откладывают яйца в гнёзда шмелей. Как их зовут? /Пчёлы-кукушки/.

  8. Что собой представляет пчелиный яд? /пчелиный яд – это ароматная прозрачная жидкость, жгуче-горькая на вкус, имеющая очень сложный химический состав. У некоторых болезненных людей уже после 2-3 пчелиных укусов появляется недомогание, головные боли, рвота. В небольших долях яд используется для лечения многих заболеваний/.

  9. Какие виды пчёл занесены в Красную книгу РФ? /Восковая пчела/.

  10. Какие профессии осваивает пчела за четыре-пять недель жизни? /Чистильщица ячеек, нянька, кормилица личинок, строительница ячеек, приемщица нектара, дворник, сборщица пыльцы и нектара и т.д./.

Вопросы пятого конверта. Пухоеды, вши, блохи.

  1. Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живут блоху кусающая блошка,

На блошке той – блошинка-крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка …

И так ad infinitum (т.е. до бесконечности).

Как называют паразитов паразитирующих на паразитах? /Суперпаразитами/.

  1. Давно замечено, что постельные клопы в квартирах появляются не сразу – сначала идут клопиные разведчики, и только потом клопов становится много. Кто такие эти разведчики и каким образом они сообщают всем остальным клопам необходимую информацию?

  2. В средневековой Европе от чумы погибло 20 млн. человеком. В Индии в конце XIX - начале XX века от этой страшной болезни умерло более 10 млн. человек. Известно, что чуму распространяют крысы. А кто ещё? /Блохи/.

  3. Что такое гнида? /Яйцо вши/.

  4. Чем питаются пухоеды? /Они кормятся перхотью, перьями, волосами, роговым слоем кожи, струпьями, кровью, но не сосут кровь, а «едят»/.

  5. Большинство пухоедов строго связаны с одним-единственным хозяином и на других видах нежизнеспособны. Как попадают пухоеды на кукушек? /Пухоеды могут попасть на кукушку только во время спаривания/.

  6. Чем питаются ласточкины клопы, когда нет ласточек? /Могут подкармливаться кровью людей, переселяясь в их жилища/.

  7. Как долго могут голодать клопы? /Полгода и больше. Вся жизнь его каких-то 14 месяцев/.

  8. Гребенчатые клопы паразитируют на летучих мышах тропиков и субтропиков. Чем они примечательны? /Это единственные живородящие клопы/.

  9. Чем опасна вошь? /Вши истощают человека и переносят возбудителей сыпного тифа/.

  10. Какой тип развития у вшей и блох? /Развитие с неполным превращением/.

Вопросы шестого конверта. Двукрылые.

  1. Где обитают мухи термитоксении? /Мухи термитоксении живут в гнезде термитов. Питаются они той же пищей, что и термиты, которые вдобавок сами их и кормят. Термиты терпят такое соседство из-за особого секрета, который выделяет муха. Он почитаемый у термитов деликатес/.

  2. Что имел в виду великий Карл Линней, говоря о трех мухах, способных уничтожить лошадь быстрее, чем лев? /Мухи размножаются очень быстро. Потомство одной мухи через 5 месяцев могло бы достигнуть 5 триллионов особей/.

  3. Родиной комнатной мухи являются тропики. А лучшая температура для размножения мух +25 О С. Укажите биологические особенности, которые помогли комнатной мухе распространиться по всему земному шару, в том числе и в северных широтах. /Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период/.

  4. Потомство одной мухи через 5 месяцев могло бы достигнуть 5 триллионов особей т.е. мухи могли бы заполнить весь Земной шар. Почему этого не происходит? /Высокая плодовитость насекомых, в том числе и мух, обеспечивает выживаемость вида при гибели подавляющего большинства особей от неблагоприятных условий среды на разных стадиях развития, при поедании другими животными и т.д./.

  5. Почему муху трудно поймать в полёте? /Мухи обладают сложными движениями крыльев при взмахах, отчего и сам их полёт делается сложным. Они могут делать самые неожиданные и резкие повороты и рывки, выключая из работы то одно, то другое крыло/.

  6. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу? /На лапках мух под коготками есть присоски/.

  7. Кто такие слепни? /Слепни –кровососущие насекомых отряда двукрылых с жестким телом и ярко окрашенными, переливающимися глазами/.

  8. Почему опасны укусы слепней? /Своими болезненными укусами слепни мучают и истощают скот, снижая его продуктивность. Слепни являются распространителями микробов многих болезней: туляремии, сибирской язвы и болезни лоа-лоа/.

  9. Кто такие ктыри? /Ктыри –двукрылые средних или крупных размеров, часть которых имеет крепкое, волосистое тело, а большинство – насекомые с длинным узким брюшком; охотятся на других насекомых/.

  10. Кто такие оводы? /Двукрылые насекомые, часто похожие на пчёл. В личиночном состоянии паразитируют на копытных животных/.

  11. На какие три группы подразделяют все виды оводов? /Подкожные оводы – паразиты копытных животных и грызунов; желудочные оводы – паразиты лошадей, ослов и носорогов; полостные, или носоглоточные, оводы – паразиты копытных и хоботных млекопитающих/.





ЛИТЕРАТУРА:

  1. Акимушкин И.И. «Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные» М., Мысль 1995.

  2. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о насекомых». Ярославль «Академия развития» 1998.

  3. Арефьев В.А., Арефьева А.В. «Биология для школьников» М., Изд. ВНИРО 1998.

  4. Бакулин В.В., Козин В.В. «География Тюменской области». Екатеринбург Средне-Уральское книжное издательство 1996.

  5. Бианки В.В. «Лесная газета». «Книги «Искателя» М., 2003.

  6. Биология. Большой энциклопедический словарь. «Большая Российская Энциклопедия» М., 1998.

  7. Биология. Энциклопедия для детей. М., «Аванта +» 1996.

  8. Газета «Биология».

  9. Дежкин В.В «В мире заповедной природы».М., «Советская Россия». 1989.

  10. Дмитриев Ю. Д. и др. «Книга природы». М., Дет. лит. 1990.

  11. Кокс Р.К. «Бабочки». «АСТ-ПРЕСС» М., 1996.

  12. Книга рекордов Гиннесса 2001.

  13. Красная книга Тюменской области. Екатеринбург. Издательство уральского университета 2004.

  14. Макарова Н.Е. Рекорды природы. Животные. Мн., 2001.

  15. Махлин М.Д. «Насекомые». «А.В. К. – Тимошка». С-П; 2003.

  16. Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии» М., «Просвещение» 1981.

  17. Моррис Рик «Тайны живой природы». М., «РОСМЭН» 1997.

  18. Насекомые. Полная энциклопедия. М., «Эксмо» 2006.

  19. Нестеров В.В. «Зоовикторина». «ЛАНЬ» С-П., 1997.

  20. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. «Экология. Школьный справочник». Ярославль «Академия развития» 1998.

  21. Плавильщиков Н.Н. «Юному энтомологу» М., 1961.

  22. Рогожкин А.Г. «Энциклопедический словарь юного натуралиста» М., «Педагогика» 1981.

  23. Теремов А.В., Рохлов В.С. «Занимательная зоология» М., «АСТ-ПРЕСС» 1999.

  24. Чайнери Майкл «Бабочки» Мини-энциклопедия. М., АСТ-Астрель 2002.



Экологическая игра "Энтомологическое лото"
  • Биология
Описание:

Экологическая игра "Энтомологическое лото" может быть использована на уроках биологии и экологии, а также на внеклассных мероприятиях. В игре участвуют от двух до пяти команд. За правильный ответ команда получает жетон. Если команда не ответила, то отвечает та команда, которая первой подняла табличку. Та команда, которая получила право первого хода, подбрасывает кубик. Выпавший номер - номер конверта с вопросами. Вопросы задаются по порядку. Следующая команда может продолжать играть в данной категории или сменить её, подбросив кубик и т.д. Выигрывает команда, набравшая больше жетонов.

Автор Левченко Алексей Иванович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 421
Номер материала 39954
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓