Главная / Биология / экологическая игра "Четыре царства" (5-8 класс)

экологическая игра "Четыре царства" (5-8 класс)

hello_html_44912e31.gifhello_html_36c6a49b.gif

E:\s57381.jpg

МКОУ Хабазинская средняя общеобразовательная школа



Номинация: лучшая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-8 классов

ВЫПОЛНИЛА: учитель биологии и географии

Черемискина Ольга Фёдоровна







с.Хабазино, 2014г





Данный конкурс – игра «Четыре царства» рассчитан на детей среднего школьного возраста. Конкурс ориентирован на знание природы и географии родного края, а также поверий русского народа. Краеведческая направленность конкурса обусловила специфику изложения ниже приведённого материала.

Конкурс может быть проведён как в помещении, так и на природе. «Четыре царства» - это четыре станции. Участникам конкурса выдаются маршрутные листы (Приложение 1), где указаны название команд и порядок прохождения ими всех станций. В этих маршрутных листах жюри будет проставлять баллы, набранные командой. После того, как команды пройдут все станции, они должны будут собраться все вместе для подведения итогов конкурса.



ЦАРСТВО Василисы Премудрой

hello_html_38b974ff.png



Материалы: 1) два комплекта карточек с пословицами: в первом комплекте первые части пословиц, во втором комплекте – вторые. 2) карточки с кроссвордами. 3) загадки.

Василиса Премудрая: Много на свете изучила я разных премудростей, училась у народа русского да иноземного. Хочу я знать, есть ли среди вас, равный мне в познаниях.

1. Вот вам несколько пословиц, а средь них есть путаные – вроде те, да не те. Вы пословицы составьте, а напутанные исправьте. (Приложение 2)

2. Люблю я премудрости, за то и зовут меня Василисою Премудрой. Отгадайте мои кроссворды!

А) Отгадайте кроссворд – и по диагонали вы найдёте название «цветка печали» (фиалка);(Приложение 3).

3. Конкурс загадок – дополнительный. (Вводится в том случае, если следующая станция ещё не освободилась. В этом случае дополнительные баллы за загадки начисляются за выигранное командой дополнительное время). (Приложение 4)



ЦАРСТВО Ивана – царевича

hello_html_76027843.png

Материалы: 1) два комплекта карточек с народными приметами: в первом комплекте первая часть примет, во втором комплекте – вторая. 2) загадки.

Иван – царевич:

1. Долго я ездил по белу свету в поисках Василисы Премудрой, за это время всё переменилось. Часть земель от нашей губернии отрезали, а другую часть присоединили. Так что, я возвратясь в родную землю, не могу понять, где её границы находятся – Соловей – разбойник пограничные столбы посшибал. Помогите мне разобраться, где наше селение, а где заграничное.

Карточка: выбрать из названий районных центров, те, которые находятся на территории Алтайского края: Володарск, Солонешное, Троицкое, Ковернино, Поспелиха, Краснощёково, Мантурово, Мамонтово, Навашино, Ребриха, Сокольское, Советское, Муром, Алатырь, Тогул, Целинное, Баево.

2. В пути своём много всего повидал я, о многом понаслышался. Встречал я и мудрых людей, они-то и поведали мне сокровенные тайны – от чего беречься, да как ненастье опередить. Вот и вы угадайте – какая примета народная к какому ненастью, а я посмотрю.

Много желудей на дубу - / к лютой зиме.

Волки воют около жилья - /к морозу.

Кошка жмётся к печке - / к морозу.

Сосульки длинные - / весна долгая.

Воробьи купаются в пыли - / к дождю.

Муравьи прячутся - / к дождю.

Вокруг луны туманный круг - /к метели.

3. Дополнительный конкурс загадок.

ЦАРСТВО Серого волка

hello_html_62ae2ba9.png

Материалы: 1) картинки животных Алтайского края. 2) Картинки дикорастущих пищевых и ядовитых растений.

Серый волк: Много мы с Иваном – царевичем избегали лесов, пока искали Василису Премдрую. Много зверей и птиц повидали. А питались иной раз травой лесной да полевой, и не сдобровать бы Ивану – царевичу, если б не подсказал я ему, какие растения ядовиты.

1. Выберите на картинках животных, обитающих в нашем крае.

2. Отделите ядовитые растения от пищевых.

(данный конкурс также можно проводить с изображением растений или с гербарием)

3. Дополнительный конкурс загадок.



ЦАРСТВО Кощея Бессмертного











Материалы: 1) текст рассказа с «ловушками»; 2) «чёрный ящик» с рукавами, в нём предметы природного и неприродного происхождения; 3) «знахарские» и «колдовские» принадлежности природного происхождения: пучок синеголовника (в народе его называют «чертогон»), белемниты («чёртовы пальцы»), орех чилим, можно также включить в этот список перья птиц, кусочки меха животных, черепа животных, камни и т.д.hello_html_m33f43400.png

Кощей Бессмертный: 1. Расскажу я вам о царстве моём, а вы ответьте, что явь, а что ложь из чудес, что я видал. А не скажете – не выпущу вас из царства моего.

Царство моё огромное: столько чудес в нём, что я совсем с толку сбился.

Вот взять хотя бы бабку мою. Пряла она одежды змеиные – из змей ядовитых. Пойдёт, бывало, в лес, в место сырое, заветное, а там клубки гадючьи лежат (1). Соберёт их бабка моя в короб, да и напрядёт из них одежд змеиных. Одежды эти, говорят, колдовскими чудодейственными свойствами обладали. Я же, сколько не искал того места, - до сих пор не найду. Есть ли оно в самом деле? А у Кикиморы моей на болоте пни светятся. Она говорит, что это оттого, что их кора, пропитанная болотными газами, лунный свет отражает (2). Есть у ней ещё одна диковинка - трава хищная: схватит муху и съест её (3)! Много водится в моём царстве зверей и птиц чудных. Вот одна такая птица – поймает змею за голову и летит с ней к своему гнезду (4) – сколько раз видел! А в буреломе, где ещё папоротник цветёт (5), на древнем дубе есть гнездо аиста, но не белого, привычного людскому глазу, а чёрного (6)!. Или вот ещё: есть в моём царстве птичка, что свою добычу на шип насаживает (7). Идёшь, бывало, по лесу, а на шипу – мышь «казнённая». В глухих тёмных берёзовых (8) лесах живут медведи, лисы и волки. Большие старые медведи забираются на вековые ели (9) и высматривают с них добычу - зайцев, куропаток (10) и мёд. А волки повадились таскать козлят из моего стада. Мало того, что козодои всё молоко козье выдоили (11), так тут ещё эта серая напасть! Ничего поделать не могу с ними, ведь один я тут, одинёшенек! Да и стар стал, хоть и бессмертный!

Иногда сижу в своём одиночестве и понять не могу – явь всё это или грёзы? Помогите вы мне, растолкуйте, что к чему? (ответы – Приложение 5 )

2. Много в моём царстве добра. Храню я его в заветном коробе за семью замками. Дарить – не дарю, показывать – не показываю, а потрогать можно. Угадайте, что в моём коробе? (предлагается «чёрный ящик» с двумя рукавами; в ящике находятся предметы природного и неприродного происхождения)

3. Есть у меня и вещи, в знахарстве пригодные. Не выпущу вас, пока не назовёте всех!



Приложение 1



Название станции

Максимальное кол-во баллов на станции

Оценка за ответы команде

1. Царство Василисы Премудрой

hello_html_38b974ff.png

1. Пословицы – 7 б;



2. Кроссворд – 6 б;



3. Загадки – 5 б



Max – 18 баллов.


2. Царство Ивана – царевича

hello_html_76027843.png

1. Знание карты Алтайского края – 10б;



2. Приметы – 7 б;



3. Загадки – 5 б.



Max – 22 балла.


3. Царство Серого волка



hello_html_62ae2ba9.png

1. Животные Алтайского края – 5 б;



2. Знание ядовитых растений – 5 б;



3. загадки – 5 б.



Max – 15 баллов.


4. Царство Кощея Бессмертного

hello_html_m33f43400.png

1. Рассказ –путаница – 11 баллов;



2. предметы из «чёрного ящика» - 4 б;



3. Загадки – 5 б



Max – 20 баллов.


ИТОГО: _______________________ МЕСТО: __________________________

Приложение 2



Пословицы:

1. Куда река пошла, / туда и русло будет.

2. Майская травка / и голодного кормит.

3. Одна майская роса / коням лучше овса.

4. Май холодный / - год хлебородный.

5. Одна ласточка / весны не делает.

6. Лето родит, / а не поле.

7. Роса да туман / живут по утрам.

8. Весной дождь парит, / а осенью мочит.

9. Был бы сокол, / а вороны налетят.

10. Где цветок, / там и медок.

11. На трусливого / и уж – змея.

12. Быстрая вода / до моря не доходит.

13. С виду орёл, / а умом тетеря.

14. Пуганая ворона / и куста боится.

15. Чтобы рыбку съесть, / надо в воду лезть.

16. Земля – тарелка: / что положишь, то и возьмёшь.

17. Один гусь / травы не вытопчет.

18. Два друга / мороз да вьюга.

19. Не было бы снегу - / не было бы следу.

20. Где мёд - /там и мухи.







Путаные пословицы:

1. Что посеешь, / то и поешь.

2. За двумя лосями погонишься – / ни одного не поймаешь.

3. Яблоко от ягодки / недалеко падает.

4. Чем дальше в лес, / тем меньше дров.

5. Назвался шишкой - / полезай в кузов.





Приложение 3

А) Отгадайте кроссворд – и по диагонали вы найдёте название «цветка печали».

1






2






3






4






5






6








1. Рыба, встречающаяся только в очень чистых, быстрых реках. В её видовом названии фигурирует явление природы, встречающееся после дождя при солнечной погоде.

2. Экзотическое растение из семейства бобовых. Складывает листья, если на них подует ветер или сядет насекомое. Также его именем называют акацию серебристую – вестницу весны.

3. Крупное листопадное дерево, дающее много тени. Встречается на Кавказе и в Средней Азии. Второе его название – чинар.

4. Домашнее животное.

5. Сладкие плоды пальмы.

6. «Девичье» дерево.





А) 1. Форель; 2. Мимоза; 3. Платан; 4. Кролик; 5. Финики; 6. Берёза.









Приложение 4

Загадки:

1. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь (горизонт)

2. Что в комнате не видишь? (воздух).

3. Без него плачемся. А как появится – от него прячемся. (солнце)

4. день и ночь кричит, а голос не устаёт (водопад)

5. кругом вода, а с питьём беда (море)

6. что в гору не выкатить? (вода)

7. Ждали, звали, а показался – все прочь побежали (дождь)

8. какая река в России называется по имени греческого бога любви? (Амур)

9. Никто не пугает, а вся дрожит (осина)



Приложение 5

(1) Действительно, весной, в период спаривания, в сырых местах можно встретить т.н. змеиные клубки – скопления по нескольку десятков особей.

(2) Пни действительно могут светиться, но «научное» толкование Кикиморы в корне неверно. Чаще всего светится грибница опёнка, хотя встречаются и флюоресцирующие бактерии. Кроме того т.н. «блуждающие огоньки» на болоте – явление самовозгорания метана, выделяющегося на болоте в процессе гниения.

(3) Это росянка.

(4) Змееяд.

(5) Папоротник не может цвести.

(6) Действительно, есть такой вид – чёрный аист.

(7) Это характерно для сорокопутов.

(8) Берёзовые леса светлые.

(9) Взрослый медведь не может забраться на дерево – он становится слишком грузным.

(10) Зайцы и куропатки - слишком подвижные животные для того, чтобы быть пойманными медведем.

(11) Козодои не доят коз. Это народный вымысел. Козодои кружатся над стадами копытных из-за мошкары, а не из-за молока.







Используемая литература:

1. Опыт работы Движения дружин по охране природы в экообразовании. Сборник методических материалов. – Новосибирск, 2000 – 202с.

2. Н.А.Касаткина. Нестандартные уроки и мероприятия. Биология. 6-7 классы. –Волгоград, 2008 – 154с.











экологическая игра "Четыре царства" (5-8 класс)
  • Биология
Описание:

       Данный   конкурс – игра «Четыре  царства» рассчитан  на  детей  среднего  школьного  возраста. Конкурс  ориентирован  на  знание  природы  и  географии  родного  края, а  также  поверий  русского  народа. Краеведческая  направленность  конкурса  обусловила  специфику  изложения  ниже  приведённого  материала.

     Конкурс может  быть  проведён  как  в  помещении, так  и  на  природе. «Четыре  царства» - это  четыре  станции. Участникам  конкурса  выдаются  маршрутные  листы, где  указаны  название  команд  и  порядок  прохождения  ими  всех  станций. В этих  маршрутных  листах  жюри  будет  проставлять  баллы, набранные  командой. После  того, как  команды  пройдут  все  станции, они  должны  будут  собраться  все  вместе  для  подведения  итогов  конкурса.

Автор Черемискина Ольга Фёдоровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 402
Номер материала 31451
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓