Главная / Иностранные языки / Эффективные приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка

Эффективные приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка

Презентация педагогического опыта.

Если мы будем учить сегодня так, как мы

учили вчера

Мы крадем у наших детей завтра

Джон Дьюи

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник-в картинах, скульптор- в созданных им скульптурах, а учитель- в мыслях, поступках и делах своих учеников.

Все чаще в последнее время учителя говорят, что изменились дети, и учить стало труднее. А ученики говорят, что не испытывают интереса к школьному учению. Помочь обучающимся познать мир через языки - мой педагогический долг как учителя иностранного языка.

Педагогическая стезя привела меня 24 года назад в школу, открыла десятки истин, одна из которых - хорошо получается всегда то, что любишь, чем увлекаешься, чему отдаешь всю себя.

Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задачей обучения иностранному языку, что и подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий. В профессии учителя нет предела совершенству. То, что вчера казалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. Приходится быть постоянно в поиске и задавать себе вопросы:

-Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достигла?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Известно, что человек охотнее делает то, что хорошо получается. Из множества новых педагогических технологий я предпочитаю те, где ведущее место занимают мобилизующие принципы, где ребенок является субъектом учебной деятельности. Школа не может обеспечить ребенка на всю жизнь. Способность обучающего самому находить новые приемы приобретения знаний и выработки умения действовать является показателем его развития в будущем. Лев Толстой писал: "Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти". Развивать ребенка, а не натаскивать - основное правило в моей работе. Воплотить эту идею в жизнь позволяет мне применение интерактивных технологий.

Главная цель моей педагогической деятельности:

- организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой;

Исходя из целеполагания, я обозначила для себя следующие задачи: (см. слайд)

Что такое интерактивные приемы работы?

Уточним, слово "интерактив" произошло от английского слова "interаct", что значит -взаимодействовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне "равный-равному", где учитель и ученик-часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. . Использование этих приемов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации., знания обучающийся получает не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.

Вот поэтому на своих уроках я уделяю огромное внимание не только обучению основам языка- чтению, письму, грамматике, словарному запасу, устной речи, аудированию – но также и развитию уверенности и свободы в общении. Считаю, что этого можно достичь, используя приемы интерактивного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. Методика интерактивного обучения вырабатывает у обучающихся коммуникативные навыки, которые помогают им завести новых друзей и проявить свои личные качества. У детей появляется чувство уверенности, так как упражнения на приобретение этого навыка, например, исполнение песен, чтение стихов, рассказы о себе и о своих увлечениях, позволяют говорить на английском языке свободно и раскованно. Ролевые игры, работа в группе и парах, конкурсы, инсценировки, праздники, мультимедийные проекты раскрывают в детях таланты и творческий потенциал,. Считаю, что преимущество интерактивной методики в том, что обучение проходит более эффективно, потому что обучающиеся не просто заучивают новый материал, а активно практикуют его на уроке и вне урока.





Таким образом, цель интерактивного обучения- это создание педагогом условий, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это условия при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. вы видите, что эта цель полностью соответствует запросам современного общества, а также современным образовательным стандартам.

Процесс интерактивного обучения включает в себя:

- переживание участниками конкретного опыта;

- осмысление конкретного опыта;

- обобщение (рефлексия);

- применение на практике.

Особое внимание в контексте применения интерактивных технологий стоит уделить информационным технологиям, мультимедийным проектам, Интернету, медиаресурсам и интерактивной доске. Считаю, что все это значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков английского языка в школе.

Я считаю. что в сегодняшней школе очень важно быть информационно-коммуникативно-компетентным учителем. А это значит, прежде всего, уметь учиться искать и находить нужные сведения в огромных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, уметь плодотворно работать в группе и творческом коллективе.

А теперь от общего-к частному. Безусловно, у каждого учебного предмета своя специфика. но есть определенные моменты, универсальные для большинства дисциплин. На уроке с интерактивными приемами вы должны исключить позицию "урокодателя" и стать учителем-ведущим. То есть , к привычной роли добавляется миссия-профессионала, который должен контролировать процесс и уметь видеть результат деятельности каждого ученика и всех в целом. Это немного непривычно, ведь темп интерактивного урока обычно увеличивается, а дети более активны, но учительское око умеет видеть и замечать. Как бы это не звучало, но вы шоумен, который учит играючи и добивается своих целей в формате общей активности.



Итак, давайте перечислим некоторые варианты интерактивных приемов. Ваш главный помощник-креатив. Иначе говоря, творческий подход на интерактивных уроках - основное звено процесса.

Мне бы хотелось представить вам несколько интерактивных методов и приемов , которые применяю на своих уроках.

1.Каждый учитель знает, как иногда бывает сложно перестроить обучающихся на иностранную речь. Чтобы снять этот языковой барьер, я каждый урок начинаю с речевой зарядки, так называемой «warm up». Например:

- describe the picture

- describe what you had for lunch yesterday

- name the colours of the rainbow

- explain why you are studying English

- describe the difference between an elephant and a cat.

Работа проходит в парах в течение одной минуты, но это помогает детям окунуться в иностранную речь, настроиться на урок. Далее перехожу к теме урока.

3. мини-проекты и составление рассказа по опорным схемам, созданные самими обучающимися;

4. карта памяти;

5. мозговой штурм

6. «учимся вместе»

Все они создают атмосферу повышенного интереса.

Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы на практике.

Метод "Мозговой штурм"

Одной из тем, изучаемой в 8 классе по УМК Афанасьевой, является тема "Здоровый образ жизни". Средствами английского языка у обучающихся формируется понимание значимости здоровья человека.

А что для вас значит понятие "здоровый образ жизни"?

(члены каждой группы обмениваются мнениями по цепочке)

-качество и образ жизни;

- физическое развитие;

- отсутствие заболеваний;

- взаимодействие с окружающей средой и т.д.

С моей точки зрения этот прием позволяет заставить обучающихся размышлять, путем мозговой атаки ученики называют все, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя-роль проводника.

Метод "Карта памяти"

Этот метод является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре, сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования "Карты памяти":

- при систематизации, повторении материала;

- при работе с текстом;

- при повторении в начале урока;

- при введении в тему;

- при сборе необходимого языкового материала и т.д. У нас есть возможность сегодня использовать этот метод. Что влияет на здоровый образ жизни?

- распорядок дня

- наследственность

- образ жизни

- спорт

- здоровое питание

- знание о вредных привычках

- качество медицинских услуг

- окружающая среда

- двигательная активность и т. д.





Интерактивные ситуации:

1 интервью. Задача: опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники , работая одновременно. Свободно перемещаются по классу. Выбирают ученика. Которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги такого опроса записываются на классной доске и используются для дальнейшего обсуждения. (например тема в 9 классе «Телевидение в нашей жизни»)

2 поиск пары В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый ученик имеет свою пару. О которой не догадывается и которую должен найти , задавая другим ученикам вопросы. Речевой материал при этом может сильно варьироваться по трудности и соответствовать познавательным возможностям учащихся всех возрастных групп. Поиск пары может проходить как поиск «подарков ко дню рождения». Каждый ученик получает две карточки. На одной из них указываются приписываемые ему интересы, увлечения и привычки, на другой- подарок, который он хочет вручить кому-либо из одноклассников.

3 банк информации этот прием организуется с помощью текста, разделенного на небольшие фрагменты. Каждый ученик получает один фрагмент ( на карточке), изучает его и начинает расспрашивать своих одноклассников о содержании других фрагментов, сообщая при этом свои сведения. После того, как учащиеся завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту.



Учимся вместе “Learning together

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования: при работе с текстом; при изучении грамматики.

Как это делать при работе с текстом:



Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, «учитель» делает следующее:

1 суммирует содержание абзаца;

2 придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

3 растолковывает то, что для других осталось неясным;

4 дает прогноз возможного содержания следующего абзаца;

5 дает задание на чтение следующего абзаца.

Прием «коллажирования» Коллажирование – ассоциация текста в виде рисунка.



« Незаконченное предложение». Ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно. Поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

« Групповой рассказ» используется мной достаточно часто, особенно при отработке Past Simple/Past Continuous. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.



Любой урок можно провести с элементами интерактивного обучения. Только необходимо заложить в него диалоговую основу.

Результативность интерактивного обучения видна в успехах и достижениях моих учащихся.



Мои ученики принимают активное участие в лингвострановедческих конкурсах, в Интернет – олимпиадах, научно-практических школьных конференциях. В 2012-2013 учебном году мои учащиеся приняли участие в IX Международной олимпиаде по английскому языку (17 участников); в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус. Осенняя сессия» (15 учащихся); в Международном конкурсе «Английский лев» (15 участников) Результаты:

Новикова Арина (3 класс) – победитель;

Соловьева Александра (3 класс) – лауреат;

Бадрак Анастасия (6 класс) – III место;

Четверикова Анастасия (6 класс) – лауреат.

2013 – 2014 учебный год – Участие во Всероссийском игровом конкурсе «Британский бульдог». Результаты:

Башкайкин Данил (3 класс) – 1 место в регионе;

Бевзенко Елена (3 класс) – 2 место в регионе;

Соловьева Александра (4 класс) – 2 место в регионе;

Мунгалова Арина (4 класс) – 2 место в регионе;

Томилев Владимир (5 класс) – 2 место в регионе;

Бадрак Анастасия (7 класс) – 1 место в регионе.

Пакулова Элеонора (8 класс) – 1 место в регионе.



Участие в школьной научно – практической конференции:

2012 – 2013 учебный год

Лысковец Анна (10 класс) – 2 место («Осторожно, говорящая одежда»)

Верещагина Диана (8 класс) – 3 место («Приметы и суеверия в Британии и России»)

2013 – 2014 учебный год

Бадрак Анастасия (7 класс) – 3 место («День Благодарения – самый американский праздник»);

Подвысоцкая Алена (4 класс) – 2 место в школе и в районе («Дед Мороз или Санта Клаус»)





В этом учебном году в школе проходила неделя английского языка под девизом”I love English”. Целью, которой было повысить мотивацию школьников к изучению английского языка нестандартными способами.

Были организованы различные мероприятия:

- конкурс фотографий ”I love English”( 3-11 классы);

- КВН «Знатоки английского языка» (4-5 классы);

- интерактивные перемены для учащихся начальной школы;

- «Ответь на вопрос – получи пять» перемены для 5-9 классов.

Наши перемены носили не только развлекательный характер, но и имели практические цели. Например, повторить алфавит, вспомнить семантизированную лексику по разным темам. Перемены проходили на первом этаже школы. Старшеклассники с интересом наблюдали за нашей игрой, а затем сами с удовольствием играли со мной. Еще один плюс от таких перемен, о котором я даже не могла подумать, отсутствие беготни и суеты на этаже, т.к. все внимание было приковано к нам и большинство ребят хотели принять участие в такой игре.



Старшеклассники приняли участие в викторине «Ответь на вопрос – получи пять». Для проведения такой викторины необходимо иметь коробку для вопросов викторины, бланк записи участников викторины. Помощники для записи участников. Ученик подходит к столу, достает из коробки карточку с вопросом. Задача ученика состоит в том, чтобы дать правильный ответ на вопрос немедленно при вас. Он не может отходить, консультироваться, долго думать. Если ученик отвечает на вопрос правильно, то получает пять баллов. Вы вносите его в протокол. После проведения викторины все оценки должны быть выставлены в журнал.



С большим удовольствием ребята приняли участие в конкурсе фотографий ”I love English

Использование интерактивных методов актуально тем, что они:

- способствуют росту интереса к предмету;

- ускоряют процесс обучения;

- улучшают качество усвоения материала;

- способствуют сотрудничеству учителя и ученика;

- развивают коммуникативную компетенцию.

Об интерактивных приемах можно говорить долго , но вероятно , их эффективность напрямую зависит от умения учителя адаптировать эти самые приемы под свой профессиональный стиль, особенности предмета и класса. Но как говорится «Есть желание – есть тысяча возможностей. Нет желания – есть тысяча причин». Мне кажется, что потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату.

На заключительном этапе урока обратную связь организую при помощи такого приема как синквейн. Это стихотворение, при помощи которого учащиеся выражают свое мнение и отношение по теме конкретного урока.

Данное стихотворение состоит из пяти строк (это французское слово означает пять).

Правило написания синквейна:

1 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

2 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

3 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами;

4 Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

5 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

Interactivity

Interesting, exciting

Think, play, organize

It’s very useful

Communication

Я считаю, что все эти приемы помогают прививать интерес к предмету, снимают психологическую нагрузку при общении на иностранном языке, нет на уроке скуки, безделия. Ситуация успеха каждого ученика, улыбки на их лицах, желание посещать уроки – вот, на мой взгляд, самый важный результат наших уроков.























Эффективные приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка
  • Иностранные языки
Описание:

Из педагогического опыта

Главная цель моей педагогической деятельности-организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. 

Интерактивные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного поцесса на уровне "равный-равному", где учитель и ученик- часть одной команды, они работают для достижения одной цели.Использование этих приемов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов, на основании анализа обстоятельств и ситуации, знания учащийся получает не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.

Автор Матюк Виктория Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1153
Номер материала 31535
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы